- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,6 Кб
Разработка проектно-художественного решения интерьера общеобразовательной школы
Введение
Тема образования, рано или поздно касается каждого из нас. Все мы помним наши школьные годы и то, как повлияла на нас сама школа. Я считаю, что кроме получения знаний, детям нужна соответствующая среда обучения. Ведь нас с детства учили: школа, наш второй дом. А значит, чувствовать мы должны себя там как дома.
Хорошая школа, одна из самых главных причин, влияющий на становление личности каждого ребенка. Поэтому при выборе школы надо обращать внимание на все детали и мелочи. Сейчас речь пойдет о дизайнерском решении, которое поспособствует, как я считаю улучшению качества образования.
Ребенку будет гораздо интереснее и приятнее находиться в таком месте, он будет спешить за парту во время звонка на урок с удовольствием выходить на перемену в светлый и уютный школьный уголок.
Актуальность исследования заключается в том, что от того, в каких условиях будет развиваться ребенок зависит его будущее. Каждый родитель очень придирчиво выбирает школьное учреждение для своего ребенка. И это не удивительно. Ведь в школе ребенок находится большую часть дня.
Поэтому, очень важно художникам проектировщикам правильно и грамотно создать оптимальные условия для восприятия знаний, обучения ребёнка.
Все родители хотят видеть своего ребенка с наилучшими качествами, умным, воспитанным, веселым, добрым. Первым и лучшим помощником в этом сложном и ответственном деле является общеобразовательная школа. Хорошая школа, правильный подход к обучению, и правильно выбранный интерьер создадут необходимую основу для комфортной учебы.
Проблема состоит в том, что многие школы в нашей стране нуждаются в реконструкции и изменении внешнего облика и внутреннего помещения здания. Большое количество детских учреждений ещё советского времени продолжают своё функционирование, интерьеры нуждаются в разнообразии цветовой гаммы и замене мебели. Практически не выделяется средств на трансформацию таких помещений как школа. К сожалению, нет такой социальной программы, которая бы выделяла необходимые средства для проектирования и оформления учебных заведений. Таким образом, необходимо создать учебную обстановку, где будут проходить школьные занятия, и где интерьер несет положительные эмоции.
Гипотеза заключается в том, что бы сделать интерьер класса биологии более функциональным, улучшить внешний вид, учесть правильную эргономику при выборе мебели, стульев, столов и прочее. Подобрать нужные не отвлекающие от усвоения программы, сочетания цвета в интерьере. В учительской главное внимание сосредоточить на рабочем пространстве, шкафы и тумбы должны вмещать в себя все необходимые документы и журналы. Так же усовершенствовать технологические моменты, в обоих вариантах.
Целью исследования является разработка проектно-художественного решения интерьера общеобразовательной школы.
Достижение цели опирается на решение следующих задач:
– изучение деятельности дизайнера, исследовать интерьер;
рассмотреть требования к обустройству школы, классов;
ознакомиться и изучить аналоги;
ознакомиться со стандартами – ГОСТами, СНиПами и СанПинами;
рассмотреть более современные методы и средства отделки, мебели и оборудования материалов;
разработать проектно – художественное решение, разработать и выявить последовательность эскизов и вариантов интерьера по теме исследования;
разработать проектное предложение в виде обоснования теоретического и графических материалов (эскизы); наброски,
подвести общий итог о проделанной работе.
Степень научной разработанности темы.
Особенности психологического развития ребенка описаны в трудах Мухиной В.С. «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» и в книге Ворсобина и В.Н.
Методологическая основа опирается на научные труды по истории дизайна. По проектированию интерьера и выбору стиля изучены труды следующих авторов:, Базыма Б.А., Густяков Н.А., Нестеренко О.И, Щипанов А., Сибирякова А.Ю., Барташевич А.А., Дягилев Л.Е., Климин Р.М. По психологическому воздействию, взаимосвязи цвета и человека, были изучены труды Антоненко Е, Кучеренко В.В, Миронова Л.Н, Степанов Н.Н.В.Н., Жидкин В.Н. Источники, использованные в исследовании, можно разделить на несколько групп в зависимости от рассматриваемой проблематики.
По проектированию интерьера и выбору стиля изучены труды следующих авторов: Пахаренко В.А., Яковлевой Р.А., Пахаренко А.В. «Переработка полимерных композиционных материалов», Пилявского В.И. История Русской архитектуры, Понамарева Е.С. Цвет в интерьере, Почапского Н.Ф. «Технология строительных изделий из полимеров». По психологическому воздействию, взаимосвязи цвета и человека, характеристике цвета были изучены труды Гильяшева И.Н., Бурлачука Л.Ф., Гильяшева И.Н., Зворыгина Е. Антоненко Е, Кучеренко В.В, Миронова Л.Н, Степанов Н.Н., Базыма Б.А., Ворсобин В.Н., Холмянского Л., Щипанова.
Методы исследования. Для решения поставленных мною задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы и других источников; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов, сравнение, синтез, моделирование, абстрагирование, конкретизация и идеализация, анализ нормативной литературы, аналитический и сравнительный методы, классификация.
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов, это – наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.
Теоретические методы познания – рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение, и логические процедуры вывода: анализ, синтез, классификация, абстрагирование, формализация, аналогия, моделирование, идеализация, дедукция, индукция.
Предельно общими методами-подходами являются философские методы:
метафизический – рассмотрение объекта в покое, статике, вне связи с другими объектами;
Объектом данного исследования является общеобразовательное учреждение – школа, а именно такие помещения как – класс биологии и учительская. Главная цель: создать удобный интерьер для учеников.
Предметом исследования данного проекта является оформление интерьера социального назначения(школы) библиотеки и холла.
Новизна исследования состоит в том, что будет разработано новое проектное – художественное решение интерьера зоны холла и библиотеки школы, которые объединяют как функциональные, так и эстетические требования.
Теоретическая значимость – собран, изучен и проанализирован материал по теме исследования, который так же может быть использован и для других исследований, а так же при разработке проектов подобного назначения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введение изучена актуальность, проблема, объект и предмет исследования, новизна, а та же цели и задачи данного дизайн-проекта. В первой главе работа с аналогами, а так же предпроектный анализ, знакомство с ситуацией, анализ проектной ситуации, знакомство с проектом. Во второй главе уже предложение проекта, характеристика объекта, предложено цветовое-решение интерьера, представлено экономическое обоснование. В заключение обоснование о проделанной работе. В приложение представлены аналоги, планы, развертки, а также перспективы готового интерьера школы. Список литературы, который содержит 50 наименований.
1. Анализ предпроектной ситуации
школа художественный интерьер отделочный
В дизайне становление нового отнюдь не является событием непредсказуемым, неуправляемым, случайным. Теория и практика дизайна разработали специальную технологию проектного поиска новых решений, рационализирующую и ускоряющую этот процесс. Технология эта носит название – предпроектный анализ и имеет универсальный характер, т.к. действительна для проектных задач самого разного класса и типа.
Суть методики предпроектного анализа в средовом дизайне состоит в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы.
.Обследование, знакомство с ситуацией, контекстом размещения будущего объекта, перечнем свойств, которыми он должен обладать. Техника этого этапа: изучение аналогов, обзор литературных данных и реальных прототипов, выяснение их положительных и отрицательных качеств, формулировка прямых задач дальнейшей работы.
.Проектировщик ставит себе задачу восприятия задания как проблемы, т.е. столкновения противоречий между обстоятельствами будущей жизни объекта и эксплуатационными характеристиками его структур.
.Сравнение предложений, рассматривающие отдельные узлы проблемы, сведение их в разные варианты общего решения, и выбор среди этих вариантов наиболее эффективного. Это еще не проект, а – дизайн-концепция, принципиальная дизайнерская идея будущего проекта, но уже содержащая его реально представимые формы: инженерно-технические, пространственные, процессуальные и т.д.
1.1Изучение аналогов
В ходе работы пришлось перелистать самую различную литературу, проанализировать материалы, относящиеся к объекту проектирования, изучить большое количество аналогов. Всю эту работу надо было проделать для того, чтобы выбрать наиболее удачные, профессиональные и оригинальные в своем исполнении решения. Были рассмотрены проекты школьной библиотеки и холла (рис. 11 приложения) исходя из этого, была сформулирована идея проекта.
Подбор информации помог мне в дальнейшей работе. Используя собственные навыки, попыталась создать свой, индивидуальный, с учетом всех пожеланий, и на основе своих профессиональных знаний, проект школы.
1.2 Анализ проектной ситуации
Необходимы огромные творческие усилия, чтобы от абстрактного представления перейти к конкретному проекту. В данном случае это общеобразовательная школа.
Жизнь ребенка значительно отличается от жизни взрослых. Интерьер школы накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь человека.
Особая атмосфера школы во многом влияет не только на развитие личности ребенка, но и на его восприятие к новой жизни, знанию.
Цель данной работы заключается в том, что бы находясь в школе, ее обитателям было комфортно, тепло и уютно. Общеобразовательную школу хотелось сделать интересной для учеников и учителей, оригинальной и комфортной для учебы.
1.3Требования к обустройству школы (ГОСТы, СНиПы и СанПины)
Новые санитарные требования (СанПиН) для школ
Роспотребнадзор ввел новые санитарные требования, которые вступают в силу с 1 сентября 2011, для школ. Причем эти правила распространяются как на государственные школы, так и на частные.
По новому СанПиНу, начальные классы настоятельно рекомендуют разместить в отдельном блоке либо вообще в отдельно стоящем помещении, также желателен выход на открытую площадку. Продленный день (продленка) для первоклассников теперь возможна только с тихим часом. При этом спальни для девочек и мальчиков должны быть раздельными, запрещено использовать двухуровневые кровати. Занятия у начальной школы должны начинаться не ранее 8.00 часов утра. В первых классах оценки ставиться не должны и учебная неделя должна быть пятидневной. В классе должно быть не более 25 человек.
Эти расчеты проводились при условии, что вся школа обучается в одну смену. При отсутствии возможности сделать школу односменной, во вторую смену могут учиться только 2, 3, 4, 6, 7, 8 и 10-ые классы.
Также в новых правилах говориться о нагрузке школьников. Так, например, в 10-11-ых классах нагрузка не должна превышать 37 часов при пятидневной неделе. В эти часы должно входить и профильное обучение.
Объем домашних заданий по всем предметам вместе не должен превышать во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа.
Для первоклашек должна быть только пятидневная неделя, для остальных возможна шестидневка. Количество уроков у первых классов не должно превышать четырех в день, пятым уроком может быть только физкультура, общее количество часов в неделю должно быть не более 21 часа. В 10-11 классах может быть до семи уроков в день, но не более 37 часов в неделю.
И это не все преобразования и новшества, которые внес Роспотребнадзор в санитарные правила школ. Также изменились требования к классным комнатам, спортивным площадкам, актовым залам, библиотекам, пришкольной территории.
Если кого-то интересуют эти новшества более подробно, пишите в комментариях, обязательно ответим. И напоследок, незнание или несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований влечет за собой административное наказание в виде штрафа.
СНиП (Строительные нормы и правила)
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
.3*. При проектировании зданий, групп помещений или отдельных помещений общественного назначения, предназначенных для непосредственного обслуживания населения и доступных, в соответствии с заданием на проектирование, для инвалидов и других маломобильных групп посетителей (зрителей, покупателей, учащихся и т.д.), следует руководствоваться требованиями раздела 4 настоящих норм и СП 32-101 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей».
.4. Высоту помещений от пола до потолка общественных зданий и жилых помещений санаториев следует принимать не менее 3 м, а жилых помещений в других общественных зданиях – в соответствии со СНиП РК 3.02-01-2001. Высоту основных помещений бань и банно-оздоровительных комплексов на 100 и более мест следует принимать не менее 3,3 м, а производственных помещений прачечной-химчистки – не менее 3,6 м.
.5*. Высота технических этажей определяется в каждом отдельном случае в зависимости от вида размещаемых в них инженерного оборудования и инженерных сетей, условий их эксплуатации. Высота в местах прохода обслуживающего персонала до низа выступающих конструкций должна быть не менее 1,8 м.
При проектировании технического этажа (технического подполья), предназначенного для размещения только инженерных сетей с трубопроводами и изоляцией трубопроводов из негорючих материалов, высота от пола до потолка может быть не менее 1,6 м.
.6. Сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м.
.7. Отметка пола помещений у входа в здание должна быть выше отметки тротуара перед входом не менее чем на 0,15 м.
.8. Перечень помещений общественных зданий, которые допускается располагать в цокольных и подвальных этажах, приведен в обязательном приложении 4*. Проектирование общественных сооружений, размещаемых полностью или преимущественно в подземном пространстве, производится по специальным заданиям на проектирование.
.10.