- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 40,77 Кб
Образ и символика растения в русском декоративно-прикладном искусстве
Курсовая работа
Образ и символика растения в русском декоративно-прикладном искусстве
Введение
Актуальность исследования.
На всем протяжении существования человеческого общества основной областью художественного творчества являлось декоративно-прикладное искусство. Изначально оно существовало как народное творчество, и не выходило за рамки ремесла, но со временем оформилось в самостоятельную форму искусства, которое отличается от монументального и станкового тем, что объединяет в себе те виды творчества, которые служат практическим целям. Главным достоинством предметов прикладного искусства является соотношение эстетической и практической сторон, красоты и пользы.
В наше время активно идет процесс глобализации, формирование единой мировой сетевой рыночной экономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств. Процесс сближения наций и народов, может привести к тому, что между нациями сотрутся традиционные границы и народная национальная культура может исчезнуть. Но пока она жива, и мы должны ее сохранять.
Декоративное искусство направлено на создание красивых вещей, с целостным, эстетически выразительным образом. Красота декоративно-прикладных предметов тесно связана с пользой, но является первостепенной и определяющей. Она несёт в себе не только признаки времени, но и социальные идеи, культурные тенденции. Предметы декоративно-прикладного творчества, могут иметь только эстетическое назначение, и не нести никакой утилитарной нагрузки. Их назначение в первую очередь, в украшении интерьера, создании декоративного акцента. В утилитарных целях они могут использоваться в праздничные дни, например: жостовские подносы при чаепитии, хохломская посуда во время свадебных торжеств. Также предметы декоративно-прикладного творчества обладают и функцией сувенира, их можно подарить на память о России.
Степень научной разработанности проблемы.
Данная тема с одной стороны хорошо изучена. Много материала о конкретных промыслах, как в печатных изданиях, так и в электронных ресурсах, много информации о символике цветов в словарях и энциклопедиях, но конкретно образ и символика растений в русском декоративно-прикладном искусстве, их обрядовое значение, освещены слабо. Это интересно и важно, т.к. через символику растений в декоративно прикладном искусстве раскрываются традиции русского народа, его смысловое отношение к жизни.
Анализ литературы убеждает в том, что к теме народных промыслов обращался широкий круг исследователей. История развития домовой росписи Сибири полно и глубоко представлена в книге Кругловой О. «Русская народная резьба и роспись по дереву». Декоративно – прикладное искусство Алтайского края представлено в книге «Народное искусство Алтайского края» Гончарик Н.П. О хохломской росписи хорошо пишут Жегалова С.К. «Хохломская роспись» и Федотов Г.Я. «Сухие травы: Основы художественного ремесла» и многие другие.
Среди множества потребностей человека есть одна, резко отличающая его от животных, – потребность в символизации. Человек живет не просто в физической среде, он живет в символической вселенной. Мир смыслов, в котором он жил на заре своей истории, задавался ритуалами. Ритуальные действия выступали как символы, знание которых определяло овладение культурой, возможность в гармонии жить в этом мире и влиять на него.
Традиционная празднично-обрядовая культура русского народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все это – мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Об этом очень хорошо писала Велецкая Н.Н. в своей книге «Символы славянского язычества», где она подробно описала культ предков славян и корни появления ритуала отправления предков на тот свет. Сахаров И.П. собрал и подробно описал праздники, игры, обряды русского народа, которые вышли в книге «Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Русское чернокнижие». Пропп В.Я. в своей книге «Русские аграрные праздники» посвятил восточнославянским календарным ритуалам, создав целостную научную концепцию cемантики и прагматики обрядов годового цикла.
Цель курсовой работы: определение обрядового значения образа и символа растения в русском декоративно-прикладном искусстве на примере промыслов Хохломы, Жостово, Пермогорье, Урало-Сибирской и Обвинской росписях.
Задачи:
1.Рассмотреть образ растения в народном художественном творчестве и декоративно-прикладном искусстве России.
2.Выявить обрядово-мифологическое значение образа растения в декоративно-прикладном искусстве.
Таким образом, объектом исследования являются: Художественные промыслы Хохлома, Жостово, Пермогорье, Урало-Сибирская и Обвинская росписи.
Предметом исследования является: Образ растения в декоративно-прикладном искусстве.
Методологическая база и методы исследования:
Методологическую основу исследования составили труды этнографа-фольклориста И.П. Сахарова, филолога-фольклориста В.Я Проппа, культуролога Н.Н. Велецкой.
Основной метод настоящей работы заключается в сравнительном анализе различных видов декоративно-прикладных искусств, в которых растительный мотив является доминирующим или единственным.
Семиотический подход использовался в рассмотрении растения как знаково-символической интерпретации.
В рассмотрении возникновения того или иного вида декоративно-прикладного искусства использовался исторический подход.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее материалы можно использовать для подготовки и проведения классных часов, и внеклассных занятий в общеобразовательной школе.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, литературы и иллюстраций.
1. Образ и символика растения в декоративно прикладном искусстве русских народных промыслов Хохломы, Жостово, Пермогорья, Урало-Сибирской и Обвинской росписи
декоративный прикладной искусство промысел
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.»
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.»
С давних времён растения одевали и обували человека, кормили и лечили, согревали и укрывали от непогоды. Ими восхищались, им поклонялись, ими жили.
Растения рассматривались как полезные в лечении многих болезней. Из измельченных листьев, лепестков и корней извлекались вещества для мазей, эссенций и лекарств, воздействующих на природу и ум человека.
Некоторые растения были удостоены уважения и почитания из-за содержащихся в них веществ, влияющих на психику человека, такие как мак и другие древние растения из которых добывались вещества для предсказания и пророчеств.
Многие из них были введены в культуру, давая пищу, одежду, строительные и поделочные материалы. Даже хлеб наш насущный – в буквальном смысле слова великий дар травянистых растений из семейства злаковых.
Самые крупные и высокие растения – это деревья. Являлись домом и защитой людей с незапамятных времен. Они дают людям тень, плоды, лекарства, дрова, строительный материал для домов, кораблей, мебели. Неудивительно, что им поклонялись как божествам. Некоторые античные народы рассматривали Вселенную как божественное дерево, растущее из одного семени, посеянного в пространстве. У многих народов имеются сказания и легенды, говорящие о дереве, как об Оси мира, на которой вращается земля.
«Поскольку оно корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, оно как и сам человек, является отражением «сущности двух миров» и посредником между «верхом и низом».»
Дерево так же рассматривалось как символ Микрокосмоса, то есть человека. «Концепция, по которой вся жизнь происходит от семени, является причиной понятия зерен различных растений в качестве эмблемы человеческого сперматозоида, а дерево при этом рассматривается как символ организованной жизни, развертывающийся из примитивного зародыша. Вырастание Вселенной из этого примитивного семени может быть уподоблено росту могучего дуба из маленького желудя. Хотя дерево явно больше своего собственного источника, тем не менее источник содержит в себе потенциально каждую ветвь, веточку ее, лист, которые в последствии разрастутся.»
«Дерево жизни, или Мировое дерево, было символом человечества, символом вертикали развития. Ствол дерева – ось вселенной; корни – земля; крона – небо; так символически изображались три уровня мироздания… У многих народов украшение дерева связано с поминовением предков. Дерево посаженное на могиле, символизирует место успокоения души… Украшение березки на Троицу, рождественской и новогодней елки – отзвуки языческих представлений.»
Из растений, покрывающих нашу планету, особенно прекрасен мир цветов. Нет ничего на земле красивее и нежнее цветов. Уже многие тысячелетия цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы, они обладают способностью вызывать эмоциональный отклик в человеческой душе. Есть ли на Земле народ, в художественном творчестве которого нет образа цветка? Сложно себе такое даже предположить, так как любой человек, да и все твари на Земле любуются цветами, их привлекает как красота, так и аромат, и нектар цветов.
Что означает цветок в символике? Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами. «Обычно разные цветы имеют различные значения, но довольно часто «цветочную» символику в широком смысле характеризуют два существенно различных аспекта: сущность цветка и его форма. По своей природе это символ мимолетности, весны и красоты.»
Цветы – символы любви и воспоминаний, красоты и скоротечности, а из-за звездообразной структуры лепестков также часто символ солнца. Не случайно монумент, названный Цветком жизни, установлен под Санкт-Петербургом – в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на пятнадцатиметровом стебле, большими буквами написано: «Пусть всегда будет солнце!» (Приложение1).
«Символизм цветов как таковых весьма широк: от аллегории добродетели – чистота лилий или мудрости – даосский «золотой цветок», до ассоциации с кровавым жертвоприношением, как в ацтекской традиции и смертью богов или людей – красные цветы. Окраска, запах и фактура цветов часто определяют их индивидуальный символизм: белые лилии, например, – символ чистоты; сильно пахнущий красный жасмин – поощряющий сексуальный знак. Вогнутая, чашеобразная форма цветка – символ пассивности и женственности, его трехчастное устройство обозначает космическую гармонию. В 60-е годы цветы стали эффектным символом мира в движении «детей цветов» – хиппи.»
«Иногда цветы воспринимаются не только как невинные вестники весны, но и как символы вожделения и вообще – эротики, как например цветок никте (Плумерия) у майя или роза в средневековом «Романе о розе». С нейтральной точки зрения они символизируют жизненную силу и жизнерадостность, окончание зимы и победу над смертью. В христианской символике открытая кверху чашечка цветка указывает на получение Божиих даров, детскую радость от природы в раю, а также на непостоянство любой земной красоты, которая может быть долговечной лишь в небесных садах. С этим связан обычай копать могилы в садах или сажать на них цветы.»
В Библии цветок является указанием на богоугодность, о чем свидетельствуют расцветшие посох Иосифа и жезл Аарона. Из мертвых сухих палок является новая жизнь, появляются почки и распускаются цветы.
Цветы – символ рождения, умирания и воскрешения, символ скоротечности. «В сохранившейся лирике ацтеков цветы символизируют как радость жизни, так и бренность бытия: «Цветы восходят и распускаются, цветы растут и сияют. Изнутри тебя прорывается наружу пение цветов… Как цветок в летнее время – так веет свежестью и расцветает наше сердце. Тело наше, словно цветок, оно расцветает и быстро вянет… проходит постоянно и расцветает всегда снова, ваш цветок, который приводит в трепет и опадает и превращается в пыль…»»
Аналогично говорится в Библии: «Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его и место его уже не узнает его»
Цветы – символ любви, верности и памяти. «Когда была вскрыта гробница Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и казалось, они сохраняли свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви, последним приветом молодой вдовы ушедшему супругу.»
В традициях многих народов, очень рано возникло особое трепетное отношение к этим божественным созданиям. Именно оно лежит в основе многих сказок, легенд, поверий. Например – «Аленький цветочек», «Каменный цветок», «Цветик – семицветик» и т.д.
Нет ни одного вида художественного творчества в котором бы не был отражен образ цветка. Поэты посвящали им стихи и песни, художники запечатлевали их на своих полотнах, композиторы создавали в их честь свои музыкальные произведения, в театрах ставились спектакли, о них создавались документальные и художественные фильмы, многие архитекторы использовали в декоре зданий растительный орнамент, ювелиры создавали замечательные цветочные украшения из благородных металлов и драгоценных камней.
Поутру, на заре, По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень, Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать… А. Блок
Эти стихи впоследствии были положены на музыку С. Рахманинова и стали одним из самых популярных романсов своего времени.
В музыке наиболее часто тема цветов звучит именно в романсах: «Купите фиалки», «Астры осенние», «Время сирени», «Хризантемы в саду» – эти и многие другие романсы Моцарта, Шумана, Римского Корсакова, Рахманинова, и многих других композиторов. Как здесь не вспомнить и знаменитый «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
Огромное воздействие оказывали цветы и на народное искусство. Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов. Вышивки, кружева, плетения, набойные ткани, роспись по дереву, металлу и керамике испытывали и продолжают испытывать огромное влияние не только дорогих сердцу народного художника луговых и лесных цветов, но и скромных, порой невзрачных пустырных и болотистых растений.
В отличие от других видов творчества произведения народного декоративного искусства – в большинстве своем утилитарные бытовые предметы, которые украшались резьбой или росписью.
Красота скромных и простых предметов будничного обихода связана с пониманием народом самой жизни как проявления прекрасного, с осознанием важности каждого предмета, необходимого в быту, с верой в то, что хорошая вещь приносит в дом благополучие.
Расписывали не только предметы быта, но и сам дом. «В конце XIX века, когда на Руси происходил переход от черных изб к белым горницам, появился этот обычай – расписывать дома. Крестьяне украшали свои жилища. А кроме того это были своеобразные зашифрованные послания и обереги жилища и его обитателей, ведь в народной культуре очень сильны были языческие корни…».
«Роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками). Мотивы этой росписи – разнообразные цветы. Расписывали голбец (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), залавошник для посуды, судницу в несколько створок (которая шла от печки вдоль боковой стены), воронец (балка для полатей), полку для икон в красном углу, входную дверь. А в центре яркой, веселой расписной избы висела украшенная росписью люлька.»
В росписях жилых домов на свесах кровли часто во всю длину подшивки проходила изгибающаяся волнистая ветвь с отходящими через равные промежутки цветами и листьями. Крупные причудливые цветы и различные плоды заполняют плоскости. Среди цветов встречаются тюльпаны, розы, гвоздики, среди плодов – виноград, гранат. В этих условных растительных сюжетах заметно влияние профессионального искусства городов. Источниками таких растительных форм были восточные и западные ткани, появившиеся в России еще в ХVI-ХVII вв. Виноград, по народным представлениям, символизировал молодость, а также хорошую, сладкую, счастливую жизнь, с виноградом сравнивается жених, а с ягодкой – невеста.
Со всем растительным миром была связана определенная символика, что нашло отражение в росписях. Белая береза – иногда это образ невесты, за которую сватается дуб – жених. Калина часто символизировала девичество, то же относилось к вишне. Сладкие плоды и ягоды – образы любви.
«Любой крестьянский дом имел планировку, которая включала рабочую зону с печкой и, по диагонали от нее, зону обрядовую, праздничную – красный, или передний, угол. Кроме того, помещение расчленялось на ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, очерченным лавками; средний располагался между лавками и палатным брусом. К верхнему относилось все остальное пространство до потолка. Основой содержания росписи ярусов крестьянской избы в процессе ее формирования служили связи обжитого пространства с окружающим миром: для нижнего яруса связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для верхнего – с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус – мир человека – ориентирован на реальные события.
Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу. Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени символами достатка» (Приложение 5)
Нижний ярус часто украшали травы, цветы, которые назывались в народе «волосами» земли. Земля же имела в представлениях крестьян некоторый антропоморфный характер, о чем говорит выражение «Кормилица – Мать сыра-земля».
Русский крестьянин объяснял по-своему смысл растительного орнамента. Он для него был достаточно ясен и понятен. Например, деление на ярусы крестьянин объяснял как деление на поколения: прародителей, родителей, детей. Растительный орнамент домовой росписи часто дополняют птицы, звери и фигурки людей. И, в зависимости от присутствия этих элементов, содержание композиции получало свой особый оттенок.
Дома расписывались вплоть до середины XX века. У нас в краевом музее изобразительных и прикладных искусств есть фрагмент домой росписи русской художницы Агафьи Семеновны Атамановой (ок. 1860-1942), из села Верхний Уймон. Село Верхний Уймон интересно как одно из самых древних поселений края, основанное крестьянами западных областей России, которые 300 лет назад бежали в Сибирь от тяжкого гнета господ, а главным образом из-за дерзкого неприятия реформ Никона и Петра Великого, и живших с тех пор в труднодоступных, в значительной мере изолированных от внешнего мира теснинах Алтая, бережно сохраняя быт и уклад старорусской жизни.
«С первых десятилетий вхождения Сибири в состав Русского государства, с XVII века, на Алтай переселялись люди, вольно или принудительно, с севера и северо-востока России, из вотчин бояр Строгановых. Сюда шли широкой волной преследуемые правительством старообрядцы или староверы-раскольники, выступившие против реформ Никона в XVII в. «кержаки», а в XVIII в. по указу Екатерины II – поляки. Следующая наиболее крупная волна переселения была после отмены крепостного права, когда в поисках хлеборобных земель на Алтай хлынул поток обезземеленного крестьянства из южных районов европейской России. Переселение охватило огромную территорию от Белоруссии и Украины до Урала.»
Агафья Семеновна Атаманова, родная сестра Вахрамея Семеновича Атаманова, знаменитого на всю округу врачевателя и травника. У него была хорошая библиотека, он выписывал из Барнаула книги по медицине, лечил всю округу, правил кости, принимал роды.
«Интересную характеристику Атаманову дал Рерих: «…Он знает руды, знает и маралов, знает и пчелок, а главное и заветное – знает он травки и цветки. Это уж неоспоримо. И не только он знает, как и где растут цветки и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими. И, до самой седой бороды набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом и гладит их и ласково приговаривает о их полезности. Это уж Пантелей Целитель – не темное ведовство, а опытное знание»».
Агафья Семеновна Атаманова, известная в миру, как бабушка Агашевна, как и ее брат, превосходно знала травы и цветы, которыми успешно врачевала всю округу. Но знаменита она другим, Агафья Семеновна расписывала дома односельчан. (Приложение 9) Всевозможные травяные узоры написала она на дверях и наличниках. Дома украшались ею птицами и цветами, а то и желтым грозным львом-хранителем. Образцы ее росписей можно было видеть не только в Верхнем Уймоне, но также во многих окрестных селах, куда она часто приглашалась. Работа бабушки Агашевны ценилась староверами высоко. Во многих домах можно было встретить также расписанные ею цветами, травами самые разные предметы обихода: мебель, прялки, люльки, деревянную посуду. Нравилось это в прошлом, восхищает искусствоведов и теперь, когда в творениях Агашевны, сохраненных в сибирских музеях, они отмечают яркость и богатую фантазию.
«Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось «все движимое в доме, жилище», по словам В.И. Даля. Фактически утварь – это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи.»
Среди предметов, постоянно используемых в будничной обстановке, были такие, которые особенно почитались, благодаря их роли в быту: колыбели, хлебницы, солонки, шкафчики-поставцы и др. (Приложение 4А)
Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда. Блюда, предназначенные для праздничных дней, украшались росписью. На них изображались растительные побеги, цветы, мелкие геометрические фигуры, фантастические животные и птицы.
Для питья и приема пищи служила чаша. Чаша представляет собой сосуд полусферической формы на небольшом поддоне, иногда с рукоятями или кольцами вместо ручек, без крышки. Часто по краю чаши делали надпись. Либо по венцу или по всей поверхности чаша украшалась росписью, включающей растительный и зооморфный орнамент Широко известны чаши с северодвинской росписью. Небольшие чаши, выдолбленные из глины, употреблялись в крестьянском быту во время обеда – для подачи на стол щей, похлебки, ухи и т.п.
Чтобы молоко у коровы всегда было вкусным и питательным, на молочную посуду принято было надевать купальские венки.
Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложка обычно символизирует того члена семьи, которому она принадлежит, а также человека вообще. Ложки украшались росписью или резьбой. Самые знаменитые ложки хохломской росписи.
Традиционной утварью для русского застолья являлись ендовы, ковши, братины. Они также традиционно украшались резьбой и росписью.
Большую важность в русском быту имела, пришедшая из глубокой древности прялка, которая считалась совершенно необходимой вещью. Ее обязательно украшали различными видами росписи от «графической» росписи с тюльпанами, ягодами, до «живописной» с пышными розами и множеством зеленых листьев (Приложение 2).
Создание праздничных обрядовых прялок было развитым видом народного искусства на Руси. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки.
Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях.
Наиболее самобытной разновидностью сельских росписей прялок являлась роспись Обвинского поречья (Пермский край). Для неё был характерен единый принцип построения, в котором главную роль играл яркий контраст цветового фона с растительным орнаментом. В центре композиции на оси симметрии располагались цветы, а травка заполняла свободное пространство. Для обвинских прялок характерно традиционное композиционное построение, когда три цветочные группы располагаются на оси симметрии. Почти во всех Обвинских прялках встречается восьмилепестковый цветок, похожий на звезду или на два четырёхлепестковых цветка, наложенных друг на друга. Мотив расположен либо в верхней части лопасти прялки, либо по сторонам центрального цветка. Часто цвет лепестков чередуется так: красный с белым, зелёный с желтым, синий с белым и т.д.
«В ранних памятниках Обвинской росписи прослеживается её многогранные связи с искусством русского Севера. О близости к северной традиции, прежде всего говорит живописная манера письма, когда непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая мягкие переходы от цвета к цвету. Пробелы, накладываемые поверх подмалёвок, придавали им формы листьев, цветов или ягод, мотивы приобретали некоторую объёмность.»
Все варианты обвинской росписи объединял образ необычного дерева или куста (Приложение 3). Крестьяне по-разному понимали мотив растущего дерева. Для одних это было дерево жизни, для других символ райских садов. Но он всегда был основой содержания этого искусства, придавал глубокий смысл росписям русских прялок.
Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.
Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразна область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории. В каждом уголке, в каждой местности был свой особый почерк, свой стиль, своя техника выполнения, свои неповторимые изделия.
Подмосковная деревенька Жостово славилась своими расписными металлическими подносами, торговое заволжское село Хохлома, своей «огненной» росписью деревянной посуды, Гжельская волость стала центром народного керамического искусства. Но каждый стиль росписи создан на основе древнерусского растительного орнамента.
Рамки данной работы не позволяют рассмотреть все художественные промыслы, поэтому остановимся на Хохломской, Обвинской, Пермогорской, Урало-Сибирской, Жостовской росписях потому что в отличии от например Городецкой росписи, Палехской миниатюры, Федоскинской, основным орнаментным мотивом является цветок.
Любили на Руси почаёвничать – с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии – вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками, баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос – нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать.
Уральский сказочник П.П. Бажов писал об уральских расписных подносах, но его слова можно смело отнести и к жостовским: «Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо… Ни жаром, ни морозом ее не берет. Сила мастерства…»
Главная тема украшения жостовских подносов: букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. Техника жостовской росписи как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, так как выполняется без каких бы то ни было образцов. Три-четыре крупных цветка: роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п., окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой травкой. (Приложение 8)
«В основе этого народного промысла лежит, как обычно – крестьянская смекалка, семейная династия и Фортуна. Предприимчивый крепостной графа Шереметьева, крестьянин из деревни Жостово – Филипп Никитич Вишняков – в 1780 г. открыл «лакерную» мастерскую. Что производил? Да то, чем славился край – рядом же Федоскино! Расписные изделия из папье-маше под лак: шкатулки, ларцы, портсигары, табакерки, конфетницы, подносы и пр.
Возникновение же самого промысла принято связывать с 1825 годом – датой открытия самостоятельной мастерской сына – Осипа Филипповича Вишнякова. Но тут важен один момент. На одной из торговых ярмарок Осип Филиппыч встретил конкурентов «с Урала», которые бойко торговали металлическими расписными подносами. Быстро смекнув «к чему чаво», т.е. оперативно выяснив конъюнктуру рынка, Осип Вишняков принял решение перейти с папье-маше на производство железных подносов. Чтобы за «плагиат» не получить по шее от горячих уральских парней, роспись на подносах в отличие от старинной уральской примитивно-одномазковой была энергичной и упругой – «долгой», а также жостовские подносы сохраняли внешний вид красивого лакового предмета».
Одна из интереснейших росписей – Урало-Сибирская. Выполняется масляными красками и предполагает особую технику мазка, так называемый разбел, когда на кисть одновременно с белилами берется и цветная краска. для урало-сибирской росписи характерна бедная палитра, основанная на контрастах между цветами. В росписи используется ограниченное количество цветов, которые крайне редко смешиваются.
Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII-XIX вв. Освоение новых мест, отсутствие помещичьего землевладения, стремление к лучшей жизни сделали людей более деятельными, сметливыми, переимчивыми. Среди поселенцев было немало красильщиков и маляров. Профессии эти ценились еще с древности, всегда относились к творческому труду.
Народные художники красили на ярмарках торговые ряды, лавки, балаганы, царские палаты, хоромы бояр, дома богатых людей. Известно, что красильщики расписывали травным и цветочным орнаментами даже деревянные церкви. Крестьяне охотно соглашались расписывать свои дома. Роспись отражала их единство с окружающей природой, их радостное, оптимистичное мироощущение, народную мечту о красивой райской жизни и стремление у себя в быту устроить красочный эдем при жизни, не дожидаясь обещанного церковью рая после смерти.
Своеобразный тип растительного орнамента создается, например, в Пермогорье на Северной Двине. Пермогорские прялки и туески, колыбели и ковшики покрывает ковер из зелено – красных веточек на светлом фоне. В их окружении исполнены жанровые сценки. Темно-зеленые «кустики» чередуются с ярко-красными, делая предмет празднично-нарядным (Приложение 7). Пермогорская роспись – графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.
«Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, сюжеты, композиция указывают на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами и иконописью.
Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Пермогорье, расположенно на самом высоком берегу Северной Двины. Поэтому и названа Пристань «Пермогорье», что здесь первые по высоте горы. С верху открываются такие дали, что невольно хочется остановиться и оглядеться: алый цвет зари, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо… Вот откуда, яркие узоры в росписи художников Пермогорья. Они повторяли то, что видели в родной природе Севера. Вместе с яркой росписью в жилище крестьянина входило солнце и лето даже в темный зимний день.»
В росписях хохломской посуды нет жанровых сцен, свое искусство художники направили на исполнение растительного орнамента. Основная особенность этой росписи – получение золотистого цвета в композиции рисунка без применения золота.
Тонкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда. На одной чаше стебли и цветы вытягиваются вверх, на других завиваются или бегут по кругу, но никогда не повторяются.
В хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое» (Приложение 6). При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить несколько типов орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку». «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы.
В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: – роспись «под фон» и роспись «кудрину». Роспись «под фон», начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» – ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов.
Традиции хохломского орнамента сложились на основе древнерусской культуры, проникавшей в народное искусство с украшениями рукописных книг и икон. «Писали иконы и украшали бытовые изделия нередко одни и те же художники. В XIII-XIV веках самого большого рассвета достигло искусство древнего Новгорода. Икона этого периода «Рождество Христово»… В центре иконной доски мы видим пещеру с лежащей на ложе Марией, рядом с ней, в колыбели, – младенец. На золотистом фоне мягко светятся небольшие лиловатые ступенчатые горы. А по всему полю разбросаны «кустики» из темно-зеленых травинок с яркими красными ягодами. Гибкие стебельки их напоминают чем-то хохломскую «травку».
Такими «кустиками» средневековые художники условно изображали действие, происходящее на природе, поэтому живописец и разбросал в разных местах похожие друг на друга растения. Поскольку растения, изображавшие природу, напоминали траву, то их исполнение на иконах так и называлось – «травы писать»».
Тот же способ символичного показа окружающей природы перешел с иконописи в народное искусство. В каждом из направлений живописного мастерства выработался постепенно свой излюбленный растительный мотив.
Декоративно-прикладное искусство живет и по сей день, от мастеров прошлого оно передано нашим мастерам через школы, в которых по традиции строго сохранены стиль и техника исполнения мастерства прошлых времен. У нас на Алтае живет мастер Наговицина Тамара Ефимовна. Знаток традиций хохломской, урало-сибирской, гжельской росписи, а также славянской вязи. Свободное владение традиционными приемами и богатый профессиональный опыт позволяют ей создавать самобытные авторские работы в рамках подлинной народной традиции, а синтез традиционных форм и авторской фантазии придает произведениям яркое современное звучание. Свою первую профессию «мастер-исполнитель хохломской росписи» она приобрела в Семеновской художественной школе. Производственную практику проходила в известном объединении народных промыслов «Хохлома». Затем закончила Загорский художественно-промышленный техникум игрушек и сувениров. А последнее образование получала в АлтГУ на факультете искусствоведения мастер-практик пополняет свои знания и занимается научной исследовательской работой влияния язычества и христианской культуры на народное искусство.
Получив уникальное образование Татьяна Ефимовна в своем творчестве не только сохраняет многовековую традицию известных народных промыслов, но и совершенствует мастерство. Работая педагогом, мастер воспитала и научила народным росписям не одно поколение. В краеведческом музее каждое воскресенье Тамара Ефимовна проводила мастер-классы по урало-сибирской росписи.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что человека с растительным миром связывала определенная символика, что нашло отражение в росписях Хохломской, Урало-Сибирской, Обвинской, Пермогорской, и др.
На развитие декоративно-прикладного искусства в Сибири, на Урале, Алтае, большое влияние оказало переселение народа в XVII веке.
«Уже в первой половине XVII века на Урале появились поселения, которые «заселялись выходцами из Вологды, Тотьмы, Устюга, Вятки, Кай – городка, Чердани, Соликамска»»
Старообрядческие семьи и целые деревни переезжали и осваивали глухие места Сибири, Урала и Алтая. Одновременно с поселенцами пришли священнослужители. При церквах создавались школы иконописи. Помимо основной работы, росписи церквей, они занимались декоративной росписью бытовой утвари и жилых домов. Мечту о красивой райской жизни они стремились воплотить в каждом доме. По потолку писался венок, сплетенный из светлых цветов и темных травок. В простенках между окнами – цветущие кусты. И на входной двери, и на голбце – стенке, закрывающей печь, – такие же росписи.
Способ символичного показа окружающей природы перешел с иконописи в народное искусство. В каждой местности был свой особый почерк, свой стиль, своя техника выполнения, свои неповторимые изделия.
Чаще всего в декоративно-прикладном искусстве на изделиях изображались цветы и травы, произрастающие в данной местности: осоку, белоус, луговик, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы, а так же заморские розы и тюльпаны. Но так как розы и тюльпаны в живую народный художник не видел, то при изображении цветка к нему приписывались листья, которые видел художник в жизни – это листья папоротника или земляники.
Изображения растений несли свою определенную символику. Цветущий куст – символ возрождения природы, символ жизни. Цветы и ягоды – символ достатка, животные и птицы – выполняли обереговую функцию.
. Обрядово-мифологическое значение растения в декоративно-прикладном искусстве
С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны, в труде и хозяйстве – сев, косьба, жатва – дни сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Все это – праздники, они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась цветам и травам.
«Праздник – совершенно особый период непосредственного интенсивного контакта мирской и сакральной сфер, противоположный в этом смысле будням, когда подобного прямого контакта не наблюдается.
Именно потому, что он является периодом непосредственного интенсивного контакта мирской и сакральной сфер, всякий праздник, в конечном счете, утверждает принцип соответствия ритмов жизни человека и общества ритмам космоса, обеспечивая такой утверждение совокупностью обрядово-символических действий…
В силу того, что праздник утверждает принцип ритма (точнее, соответствия ритмов человека, общества и космоса), его становление как особого феномена культуры неразрывно связано с формированием представления о времени и тем самым с появлением календаря.»
В языческом мире славян господствовало природное время. Оно основывалось на цикличности, повторяемости природных явлений, которое, в свою очередь, сопряжено с хозяйственной деятельностью. Путем наблюдений над природно-хозяйственной жизнью сложился большой пласт календарных примет, сформировался народный календарь русской природы.
«Одним из порождений языческого восприятия мироздания как извечного кругооборота жизнь-смерть-жизнь был праславянский ритуал проводов на «тот свет» – высшая форма культа предков. Основная сущность заключалась в периодическом отправлении «посланцев» в космический мир священных предков, – чтобы с помощью их поддерживать нормальное течение жизни на Земле.
Ритуалом проводов «посланников» в значительной мере определялось формирование структуры и знаковой символики обрядового цикла языческих славян, как и других народов Европы. Значимость воздействия ритуала проводов на «тот свет» на календарный обрядовый комплекс явствует из проявлений рудиментов его в основных элементах структуры славянских обрядовых циклов: в святочно-новогоднем (сочельническое дерево-полено), масленичном (карнавальные персонажи, чучела-куклы), летнем (троицкая березка, ветки, венки, гирлянды, цветы; похороны Костромы, Ярилы, «русалки», «кукушки» и т.п.; купальские костры), жатвенном (последний сноп, «борода» и др.), осеннем («кузьминки» и др.).»
Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знанием закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов, верований, устного народного творчества. Русичам-язычникам после крещения пришлось овладеть не только знанием православного учения, но постичь, принять пантеон христианских святых и соотнести все это с прежними своими верованиями. Все это отобразилось на праздниках: народные, языческие, они вбирали праздники христианские, или наоборот, христианские праздники входили в жизнь и быт народа. Так, Рождество естественно для многих слилось с чествованием языческого божества торжеств и мира Коляды. И никого нынче не удивляет, что в рождественскую ночь по домам ходят ряженые дети и молодежь и колядуют – желают хозяевам счастья и добра, получают гостинцы. И самый светлый праздник Пасхи вобрал в себя языческую Радуницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве.
Отдельные дни и числа месяцев получили у славян свои названия в соответствии с признаками обновляющейся или умирающей природы и с приуроченными к ней крестьянскими работами. В христианский период прибавили имена святцев.
Праздник в честь преподобной мученицы Евдокии открывал весну, Авдотья Плющиха (Весновка) праздновался 14 марта (1 марта по старому стилю). И как все праздники на Руси, был наполнен радостью, весельем, надеждой – наступал новый сельскохозяйственный год, природа готовилась одарить земледельца плодами своими.
Существовал обычай «кликать» весну: девушки и дети взбирались на крыши строений или выбирали самый высокий пригорок на околице села и выкрикивали веснянки:
«Приди к нам, весна, с радостью!
С великой к нам со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою.
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
С калиною-малиною,
С черной смородиною,
Со цветами лазоревыми,
Со травушкой-муравушкой!»
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю). Этот праздник в народе воспринимался, как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия – в природе и в жизни людей. По существовавшему в России поверью, в Благовещение Бог благословляет все растения, всю природу, и какова будет погода на Благовещение – такова она будет и на Велик день, то есть на Пасху.
Наши предки говорили: «Благовещение – самый большой у Бога праздник». «В народе издревле веровали, что на Благовещение, которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние, на плодородие, то есть на благополучие человеческое. Богородица же была покровительницей крестьянского труда и урожая.»
Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы связан с белыми лилиями – символом чистоты и невинности. В этот день иконы Благовещения и Богородицы украшают белыми лилиями. Белые лилии – символ непорочности Пресвятой Девы. Вот почему ими обрамляют образа Богородицы на Благовещенье и архангела Гавриила, принесшего весть о рождении Христа. Правда это традиция западная, а не российская, в русских храмах на праздник Благовещения, как и на вербное воскресение приходят с веточками вербы, а не с лилиями, т.к. в России в это время из-за ее погодно-климатических условий лилии не цветут.
На праздник Вход Господень в Иерусалим – воскресение на шестой неделе Великого поста, верующие приходят в храм с ветками, как правило, ивовых растений – вербы, ивы, которые первыми распускаются весной. И этот праздник мы называем Вербным Воскресением. Хотя на самом деле оно должно называться не Вербным, а Пальмовым.
В России, где пальм нет, и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название – Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.»
В храмах в этот день проводится Всенощная служба, на которой ветви вербы, освященные молитвой и окропленные святой водой, раздаются молящимся. При воженных свечах верующие стоят до конца службы с веточками верб в руках, что знаменует победу жизни над смертью.
Русские крестьяне не работали в этот день, домочадцы и соседи хлестали друг друга и домашних животных ветками освященной вербы, которая в народном сознании наделялась магической силой. Существовал такой обычай: по возращении домой, люди легонько стегали друг друга освященной вербой и вместо пожелания здоровья от своего имени говорили: «Не я бью, верба бьет». Того же, кто проспал заутреню Вербного воскресенья, хлестали больно, приговаривая: «Верба хлест – бьет до слез».
Еще один народный сельскохозяйственный праздник связан с вербой – 6 мая (23 апреля по старому стилю) день памяти святого Георгия Победоносца, народное название праздника Егорьев день (Егорий Храбрый, Юрьев день, Егорий Вешний). Святой великомученик Георгий почитается как покровитель земледелия, стад и пастухов.
Егорьев день – не только церковный, но и народный праздник. Первый выгон скота в поле приурочивали к этому дню, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями и обрядами, песнями и плясками.
«В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.»
«Выгоняя скотину вербой, приговаривали: «Христос с тобой! Егорий Храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!… Крестьяне верили, что Егорий сам невидимо для людей, выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует.»
«В Новгородчине, где скот пасся без пастухов, сами хозяева «обходили» стада. Хозяйки выгоняли скотину со дворов вербой, приговаривая: «Как верба не сохнет, так и вы не сохните, богом данные скотинки!». Гнали и порчу от ребенка со словами: «Не я бью, а верба бьет!»»
июля (23 июня по старому стилю) – день памяти святой Агриппины, прозванной в народе Аграфеной. Аграфена Купальница – славянский народный праздник. В этот день всё было подчинено подготовке к ночной встрече Ивана Купалы. Всё, что было связано с купанием, баней и травами, нашло отражение в этот день.
«На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Пол в банях в этот день застилали свежею травой и цветами. Парились веником из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей»
«По всему северу России, +крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Веники делали не только березовые, а из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и по цветку разных сортов»
Пожалуй самым главным событием дня Агрофены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных местах клады.»
июля – праздник Иван Купала (24 июня по ст. стилю). Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (купатель, погружатель). Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием. C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя – 24-го июня.
Не столько дневным гуляньем, сколько колдовской ночью знаменит этот народный праздник, соединивший в себе черты чествования христианского святого Иоанна Предтечи и языческого бога земных плодов Купалы. В старину на Руси люди верили, что все плоды земные, составляющие ее богатство, находятся в ведение веселого и прекрасного Купалы. Он причислялся к знатнейшим языческим богам и почитался третьим после Перуна – покровителя всех воздушных явлений, и Велеса – бога домашнего скота и диких животных.
Изображался Купала молодым красивым юношей, с полевыми цветами и плодами в руках, в венке из ярких, желтых цветов купальниц.
«В Харьковской губернии поселяне собираются в назначенное место и перепрыгивают чрез крапивный куст. В старину перепрыгивание бывало чрез зажженную солому с песнями купальскими. Другие срубают дерево марину, украшают его венком из цветов и относят его в отдаленное место. Здесь под деревом сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подле дерева ставили стол с горилкою и закусками. Молодые, схватясь руками, ходили вокруг дерева и пели песни. По окончании игр снимали дерево с песнями и относили к реке. С приходом к реке начинали все купаться. Дерево марину потопляли в реке. В других местах куклу делали не более трех четвертей аршина, украшали цветочным венком и с ней перепрыгивали чрез огонь. Иные делали куклу из соломы в рост человека, одевали в женскую рубашку, голову убирали лентами и намистами.» Кукла с цветочным венком, не что иное, как отголосок ритуала отправления на «тот свет».
Девушки, гадая на суженого, завивали венки из богородской травы, лопуха, иван-да-марьи, медвежьего ушка, втыкали в них горящие лучинки и пускали по воде. Если венок сразу тонул, будущий брак считался несчастным, а если плыл венок дальше всех и лучина на нем не гасла, слыла гадавшая самой удачливой и любимой.
«Также венки, сплетенные накануне Ивана Купалы, вешали на окна, двери ворота и хозяйственные постройки. В доме венками украшали красный угол, где стояли иконы, стены, притолоки. Они должны были уберечь хозяина и его домочадцев от нечистой силы, болезней и всяческих других напастей. Обычай украшать венками дом отразился в декоративной росписи народной архитектуры. Там, где когда-то принято вешать венки, появились их изображения, порой очень точно передающие каждый листок, каждый лепесток полевых и луговых цветов.»
Чтобы молоко у коровы всегда было вкусным и питательным, на молочную посуду принято было надевать купальские венки. Но венок из живых цветов вскоре все же засыхал, и посуда теряла свою привлекательность. Венок, надетый в праздничные дни на посудину с молоком, навел, вероятно, народных художников на мысль украшать ее в зависимости от того материала, из которого она сделана, росписью, лепниной или резьбой. Сначала, видимо, орнаментальным венкам, изображенным на сосудах, придавалось лишь магическое значение, а затем стали обращать внимание на его красоту. Примечательно, что в названии растительного орнамента, сплошным кольцом огибающего сосуд, осталось воспоминание о живых венках, надевавшихся на него при совершении народных обрядов. Такой орнамент и по сей день называют художники венцом. Венец вокруг сосуда, написанный или вылепленный, по прежнему остается не только украшением, но и добрым оберегом, символом изобилия, хотя его древнее значение современными людьми почти забыто.
Немало забот, забав, веселья было во всеми любимом и почитаемом чествовании Купалы. В нем участвовали все жители от мала до велика. Только вместе они могли защитить свои жилища и каждого их обитателя от злых сил, пытавшихся одолеть людей в купальскую ночь.емик, Четверток, Зеленые Святки. Празднуется в седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы, отсюда и название. Этот праздник открывает троицко-семицкий празднично-обрядовый цикл. В народном сознании он знаменовал собой переходный период от весны к лету, характеризующийся в природе зеленением растений.
«У языческих славян с проводами весны был связан круг обрядов, представляющих собой комплекс действ аграрно-магического характера. Конец весны – преддверие лета, один из важнейших сельскохозяйственных периодов, имеющих важнейшее значение для урожая. Возможно, что к нему был приурочен и ритуал отправления на «тот свет», который должен был обеспечить максимальные условия для роста и созревания посевов.»
Семик знаменовал прощание с весной и встречу лета. Семицкие аграрные обряды и ритуальные действия – обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, исполнение игр с мотивами сеяния, роста, созревания мака, льна, проса – были направлены на стимуляцию роста посевов.
«Девушки и молодухи, не имеющие детей, устраивали в Семик обряд кумления, направленный на получение ими продуцирующей силы, необходимой для деторождения. В этот день деревенские девушки, собравшись гурьбой, направлялись в рощи, леса или на берега озер, и рек. Выбрав деревья, девушки завивали их – связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы. При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами, например кольцами, платками, и после этого называли друг друга кумой. Участие девушек-подростков в семицких девичьих гуляниях, кумлении, хороводах закрепляло за ними статус достигших брачного возраста.»
Другой важнейшей составной частью семицких обрядов было почитание мертвых. Считалось, что от благорасположения духов предков зависит хозяйственное и личное благополучие: урожай, приплод скота, здоровье и жизнь людей. Посещали могилы умерших, обметали их зеленью, украшали березовыми ветками и цветами.
«Семик считался одним из лучших, веселых летних праздников: каждая изба украшалась березками, пол посыпался свежескошенной травой. Молодые девушки срубали в лесу молодую березку, украшали ее лентами и цветами, приносили на место гуляний и под семицкой березкой устраивали веселый пир, пели обрядовые песни, водили хороводы. Березовыми или кленовыми ветками и цветами девушки украшали и себя. Это называлось заламыванием или завиванием березки.
В этих обрядах отчетливо виден отголосок дохристианских верований. Семицкие обряды – с традиционной березкой и зеленью в центре их, видимо, ставили целью восхвалить духов растительности и задобрить их.»
«Схождения троицко-семицкой обрядности с масленичной, майской и купальской проявляются в разнообразных формах. Особенно существенны общественный характер действа, украшенное дерево, антропоморфное чучело или убранный цветущей зеленью персонаж (украинская «тополя», белорусский «куст», и т.п.), забрасывание деревца или соломенного чучела на ниву или сожжение в высоком кострище в заключение обрядовых действ как знаковое выражение направленности их в Священный Космос, органичных взаимосвязей весенне-летних ритуалов с культом предков-покровителей как одного из основных постулатов традиционного обрядового комплекса, а также с почитанием Матери-природы – Солнца и Луны, земли, вод и деревьев как святыни.»
Травяной, цветочный праздник Троицу, православная церковь отмечает в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. Праздник «Троица» считается днем рождения православной церкви, а на день рождения принято дарить цветы. Вот и храмы в этот день украшают белоствольными, зелеными березками – они природный символ России, и множеством цветов. Цветы напоминают нам своим благоуханием духовное небо, а березовые деревца – символизируют Мамврийскую рощу, где явилась Святая Троица.
«Рано утром в городах и селах убирают дома березкою и цветами, пекут караваи, сзывают гостей, завивают венки из березы и цветов для старых и молодых людей. В полдень, после обеда, начинается празднество молодых людей. Хороводница, с караваем в руках, выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон сбирались девушки. С толпою народа она отправлялась в рощу. На широкой поляне расстилалась скатерть, и каравай, убранный цветными венками, после троицких песен, клался на скатерть. Народ рассыпался семейными кружками полдневать. В это время пожилой народ занимался угощением родных и знакомых, а молодежь завивала венки. Троицкий венок считался неизменным вестником брачного обета. С венками на голове, молодежь начинала разыгрывать хороводы, сначала отдельными кругами, где участвовали родные и знакомые, а потом в мирском круге соединялись все, под защитою матушек и нянюшек. С окончанием хороводов начиналась игра горелки. Вечером уже возвращались из рощи прямо к реке, где молодой народ бросал свои венки в воду. Если венок поплывет, то это означало неизменное счастье. Если венок завертится на одном месте, то это предвещало расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок потонет, то это угрожало великим несчастием, смертью родных или суженого. Если венок останавливался на одном месте, то из этого заключали, что девицам в этот год не быть замужем, молодцам оставаться неженатыми.»
На праздник Троицы также почитали умерших предков. В народе существовали так называемые «Семиковые», «Троицкие» деды – поминальный день, с принятием христианства – троицкая суббота. В это время красили яйца в зеленый и желтый цвет, в отличие от весенних пасхальных красных, устраивали пиршество на могилах предков.
«Духов день. Первый понедельник после Троицы. Церковь в этот день славит Святого Духа как подателя жизни. Этот праздник особо почитался у русских, так как в Духов день земля считалась именинницей. Повсеместно существовал запрет ее трогать: пахать, боронить, рыть, втыкать колья, сажать овощи. В некоторых местностях в Духов день обходили поля с крестным ходом, осуществляли обряд кормления земли.»
Согласно народному календарю, Духов день завершал цикл троицко-семицких празднеств. В некоторых местных традициях этот день приравнивался к Троице, а кое-где его даже почитали выше. В ряде мест у русских Духов день плавно переходит в языческий праздник Русалий. Верили что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень – колосистее.
Еще один праздник связан с цветами – Успение Пресвятой Богородицы, который празднуется 28 августа (5 августа по старому стилю).
«После кончины пресвятой Девы, апостолы отнесли тело Богоматери к месту погребения в Гефсимании, недалеко от Иерусалима. По преданию, на третий день тела пресвятой Девы уже не было в гробнице, потому что Господь, сам воскресший на третий день, воскресил на третий день и Богородицу. Вечером того же дня она, окруженная ангелами, явилась в воздухе апостолам и воскликнула: «Радуйтесь, ибо я всегда с вами!» Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»»
В канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле. Икону Успения и Плащаницу очень интересно оформляют. При украшении иконы белые цветы соединяют с синими и голубыми, а в гирлянде на Плащанице – вновь белые лилии. По символике – голубой или синий – цвета неба и веры, бесплотных сил, дев и девственников, а белый цвет символизирует чистоту и невинность. Цветы и зелень призваны подчеркнуть духовный смысл отмечаемого праздника.
Наши предки нередко ассоциировали Богородицу с Матерью Сырой Землей, поэтому и в день Успения по земле нельзя было ходить босиком, а также втыкать в нее любые острые предметы – ни колья, ни лопаты, ни другой инструмент. В народном календаре Успение Богородицы воспринималось как завершение лета и как дата, знаменующая собой окончание жатвы: во многих местностях к этому дню старались приурочить обряд дожинок и праздник сбора урожая. В силу того, что к этому времени заканчивается жатва, то и сам праздник Успения называли Спожинками.
По старому общерусскому обычаю на поле оставляли немного несрезанных колосьев, перевязывали их лентой – «завивали бороду» – и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»
«Красноречивые свидетельства функциональной направленности ритуала содержит жатвенная обрядность. Языческое миропонимание связывало природные явления, как благоприятствующие, так и несущие катастрофу земледельцу, с действиями богов и обожествленных предков; отправление «вестников» насущных нужд общины к предкам – покровителям было важнейшим ритуальным действом при жатве хлебов – завершении сельскохозяйственного сезона и залоге благополучия предстоящего. Рудименты ритуала проводов на «тот свет» проявляются, преимущественно, в действах с последним снопом или символами более стилизованными – пучком последних колосьев в форме человеческой головы или бороды, ржаным венком и т.п.»
«В разных областях России день окончания жатвы называли по-разному: «Госпожинки», «Спожинки», «Дожинки». «Госпожинками» он звался потому что Богородица значит госпожа. «Спожинками» его называли, памятуя о скошенном поле – «пожне», а «Дожинкой» считался последний сжатый сноп. Его называли еще именинником, наряжали в сарафан и кокошник, с песнями несли в деревню, ставили под иконы и затевали веселую «складчину», отмечая Успение и провожая лето»
Как было сказано выше, растения выступали символическими значениями в обрядах и ритуалах. В ритуальных действах особенно выделяются следующие моменты: перескакивание через костер, либо через имитацию костра составленного из колючих растений крапивы и шиповника, которые обжигают так же как огонь; хороводы вокруг поставленной возле огня зеленой ветви; венки и перевязи из зелени; украшение срубленного небольшого деревца лентами и цветами и следующее его потопление или сжигание – все они связаны с культом предков, с ритуалом отправления на «тот свет», то есть кукла заменяла посланца на «тот свет».
«Венки, увивание зеленью содержат явственные аналогии, во-первых, с троицко-семицкими венками, которые сплетали себе девушки, и, во-вторых, со свидетельством Геродота о венках, надевавшихся на жертву перед жертвенным алтарем. Важнее же всего указанная в разночтении функциональная сущность перепрыгивания через костер: символизация принесения себя в жертву Купале, в память которого совершается обряд. По всей видимости, и летопись, и Ломоносов под именем Купалы подразумевали обожествленного предка. Итак, скачок через костер обозначал символическую форму приобщения к предкам.»
Чаще всего в ритуальных действиях использовались листья папоротника, крапива, ветки колючего шиповника, березовые ветки, ветки вербы, белые ромашки и синие васильки, иван-да-марья, богородцкая трава (чабрец) – то есть те растения, которые произрастают в данной местности. Из них изготавливали венки, ритуальную куклу, имитацию костра.
Ритуальными венками в доме украшали красный угол, стены, притолоки. Они должны были уберечь хозяев дома от нечистой силы, и всевозможных проблем. Обычай украшать венками дом отразился в декоративной росписи народной архитектуры – там, где когда-то принято было вешать венки, появились их символические изображения. Такими же обереговыми изображениями украшалась домовая утварь.
Заключение
Так как охватить все художественные промыслы невозможно, в данной работе рассмотрены художественные промыслы такие, как Хохломская, Пермогорская, Обвинская, Урало-Сибирская, Жостовская росписи, в которых главным орнаментом выступает цветок. Цветы и травы в декоративно-прикладном искусстве несли символическую функцию.
На развитие декоративно-прикладного искусства в России, большое влияние оказало переселение народа в XVII веке. Одновременно с поселенцами пришли священнослужители. Иконописцы помимо основной работы, росписи церквей, они занимались декоративной росписью бытовой утвари и жилых домов. Способ символичного показа окружающей природы перешел с иконописи в народное искусство. В каждой местности был свой особый почерк, свой стиль, своя техника выполнения, свои неповторимые изделия.
Чаще всего в декоративно-прикладном искусстве на изделиях изображались цветы и травы, произрастающие в данной местности, а так же среди цветов встречаются тюльпаны, розы, гвоздики, среди плодов – виноград, гранат. В этих условных растительных сюжетах заметно влияние профессионального искусства городов. Источниками таких растительных форм были восточные и западные ткани, появившиеся в России в ХVI-ХVII вв. Но так как розы и тюльпаны в живую народный художник не видел, то при изображении цветка к нему приписывались листья, которые видел художник в жизни – это например, листья папоротника или земляники.
Техники промыслов различаются, но символика изображений сходна. Цветущий куст – символ возрождения природы, символ жизни. Цветы и ягоды – символ достатка.
Растения выступали символическими значениями в обрядах и ритуалах. В ритуальных действах особенно выделяются следующие моменты: перескакивание через костер, либо через имитацию костра составленного из колючих растений крапивы и шиповника, которые обжигают так же как огонь; хороводы вокруг поставленной возле огня зеленой ветви; венки и перевязи из зелени; украшение срубленного небольшого деревца лентами и цветами и следующее его потопление или сжигание – все они связаны с культом предков, с ритуалом отправления на «тот свет», то есть украшенное деревце – кукла заменяла посланца на «тот свет».
Так же растениями украшали храмы и жилища. Ритуальными венками в доме украшали красный угол, стены, притолоки. Они должны были уберечь хозяев дома от нечистой силы, и всевозможных проблем. Обычай украшать растениями дом отразился в декоративной росписи народной архитектуры – там, где когда-то принято было вешать венки, появились их символические изображения. Такими же обереговыми изображениями украшалась домовая утварь.
Таким образом, в жизни человека растения играли большую роль, как эстетическую, так практическую и символическую. Со временем символическое значение стало передаваться через изображение растений как в живописи, так и в декоративно-прикладном искусстве.
Список использованных источников и литературы
1.Брауэр Вольфган. Энциклопедия символов / Вольфган Брауэр, Дюмотц Ирмтрауд, Сергиус Головин [пер. с.нем. Г. Гаева]. – М.: Крон – Пресс, 1998. – 502 с.
2.Бидерманн Ганс. Энциклопедия символов [пер с нем.] / Ганс Бидерманн. – М.: Республика, 1996. – 335 с.
.Брагина Л.И. Символы и знаки реальности в истории: учебное пособие / Л.И. Брагина. – М.: МГУКИ, 2003
.Велецкая Н.Н. Символы славянского язычества: [ритуалы славянских кудесников, посланцы в загробный мир, языческое наследие старообрядцев] / Н.Н. Велецкая – М.: Вече, 2009. – 316 с.
.Гончарик Н.П. Народное искусство Алтайского края. Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств./ Н.П. Гончарик – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. – 156 с.
.Жеглова С.К. Росписи хохломы / С.К. Жеглова. – М.: Дет. лит., 1991. – 48 с.
.Керлот Хуан Эдуардо. Словарь символов. / Хуан Эдуардо Керлот – М.: Refel – book, 1993. – 599 с.
.Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. Из собрания Загорского историко-художественного музея-заповедника / О. Круглова – М: Изобразительное искусство, 1983.
.Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1991 г. – 495 с.
.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. – М.:Искусство, 1976. – 367 с.
.Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1 / Ю.М. Лотман. – Таллинн, 1992. – С. 191-199
.Моложавенко В.С. Тайна красоты / В.С. Моложавенко. – М.: Педагогика – Пресс, 1993. 384 с.
.Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство / И.Н. Паньшина. – Минск.: Народная асвета, 1975. – 111 с.
.Пермский сборник, книга I, М.: 1859. – 345 с.
.Потребня А.А. Символ и миф в народной культуре: Собр. Тр. / А.А. Потребня. – М.: Лабиринт, 2000. – 480 с.
.Рогов А.П. Мир русской души или история русской культуры / А.П. Рогов. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003. – 347 с.
.Самые красивые и знаменитые символы и знаки / под ред. Т. Кошарина, Т. Евсеева и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 184 с.
.Тресиддер Джек. Словарь символов / Джек Тресиддер. – М.: Торговый дом Гранд, 2001. – 374 с.
.Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел/ Г.Я. Федотов. – М.: Эксмо, 2003. – 608 с.
.Фокина Л.В. Орнамент: учебное пособие / Л.В. Фокина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 172 с.
.Фоли Джон. Энциклопедия знаков и символов / Дж. Фоли. – М.: Вече: АСТ, 1996. – 432 с.
.Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. / М.П. Холл. – 2 – е изд., исправ. – Новосибирск: ВО Наука Сибирская издат. фирма, 1993. – 794 с.
.Энциклопедия: символы, знаки, эмблемы/ – М.:Локид-Пресс, 2003. – с.
.Энциклопедический словарь символов / сост. Н.А. Истомина. – М.: «Издательство Аст»: Издательство Астрель, 2003. – 1056 с.