- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 33,68 kb
Культура древних обществ Востока
Культура древних обществ Востока
СОДЕРЖАНИЕ
1. Культура Древних обществ Востока
.1 Культура Месопотамии
.2 Культура Древней Индии
.3 Культура Древнего Китая
Список использованных источников
1. КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ ВОСТОКА
.1 Культура Месопотамии
Цивилизация Древней Месопотамии (Междуречья или Двуречья) возникла приблизительно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала со второй половины IV тысячелетия до н.э. до 539 г. до н.э., когда Вавилон был завоеван персами. В отличие от египетской, цивилизация Месопотамии не была этнически однородной, она формировалась в процессе смешения многих народов. Главную роль в истории и культуре Междуречья сыграли шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы.
Шумеро-аккадская культура
Фундамент всей последующей цивилизации региона был заложен шумерами, которые в IV тысячелетии до н.э. заселили южную часть Междуречья.
О происхождении и прародине этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналогов остается и язык шумеров. Они создали высокую земледельческую культуру и развитую систему мелиорации, служившую для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать колесо, гончарный круг, плуг- сеялку, парусную лодку, литье из меди и бронзы.
К началу III тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств, наиболее крупные – Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эреду. Приблизительно в середине III тысячелетия до н.э. территория, простиравшаяся от северных границ Шумера до восточных границ Египта, была занята семитскими племенами. Аккадцы, семитский народ, заселили земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. В XXIV в. до н.э. аккадский царь Сар- гон Древний подчинил города-государства Шумера. Значение этих событий столь велико, что позволяет говорить о достаточно целостной шумеро-аккадской культуре.
Религия. Религиозно-мифологические представления шумеров отличались большим разнообразием, однако они укладывались в достаточно стройное учение о мире с объяснением практически всех природных и общественных явлений. Религиозные воззрения шумеров были частично унаследованы вавилонской культовой системой, а их космогоническая концепция продолжала оказывать влияние на жизнь народов Месопотамии после крушения шумерского государства.
Отчасти своей силой религия шумеров была обязана огромному числу богов. Шумерский пантеон насчитывал не менее 3000 божеств. Фактически каждое природное явление и сторона человеческой жизни входили в сферу влияния отдельного бога или богини. По представлениям шумеров, отдельные боги «заведовали», например, такими важными предметами, как плуг, кирка или кирпич. Кроме того, свои божества были не только у крупных городов, но и у самых мелких поселений, у каждой общины.
Со временем сложилась иерархия божеств. Выше всех ставились те из них, кому подчинялись главные природные сферы: небо, воздух, земля и вода. Основную роль в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлилъ – бог земли, Энки – бог воды. Статус этих божеств не был постоянным. Сначала самым могущественным считался небесный бог Ан. Позже пальму первенства получил Энлиль.
Шумерских богов не отделяла от людей непреодолимая стена. Так же, как позднее греческим богам, им приписывались человеческие чувства и потребности. Во многих шумерских мифах подчеркивались низменность и грубость натуры богов, непривлекательность их внешнего облика и одновременно отчетливо выражалось подчиненное положение человека, созданного для служения богам. Свои желания и намерения боги доводили до людей устами жрецов, присвоивших себе функции посредников.
Важную роль играли жертвоприношения. Таким образом смертные старались умилостивить богов, способных, как думали шумеры, наслать наводнение, засуху, эпидемию или набеги горных племен. Подобные беды И в самом деле часто обрушивались на земли Месопотамии, что способствовало укреплению веры и приносило немалую выгоду жрецам и храмам.
Письменность. Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.
Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько стадий. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер: понятия конкретных объектов, явлений и действий передавались условными рисунками-символами. Например, упрощенное изображение головы человека означало «голова», а две волнистые линии – «вода».
В дальнейшем эта достаточно примитивная система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».
Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранее соответствовавшее пиктограмме. К середине III тысячелетия до н.э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.
Вместе с изменением функции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, со временем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерских табличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось их число (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи. Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римляне назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, ибо письменные символы напоминали клинья.
Шумерскому письму была уготована долгая жизнь. Его переняли аккадцы, вавилоняне и многие другие народы Ближнего Востока, приспособив к потребностям своих языков. Аккадский язык и клинопись долгое время являлись средством международного общения в данном регионе. Усовершенствованная во II тысячелетии до н.э. финикийцами клинопись составила основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.
Литература. Литература Месопотамии подпитывалась многочисленными шумерскими и аккадскими мифами. Один из них – о сотворении мира и человека. Если роль творца в шумерском варианте отводилась богу Энлилю, то в аккадском – богу Мардуку, который спас всех богов, когда богиня-чудовище Тиамат задумала их погубить. Мардук одолел Тиамат и разрубил на две части. Из одной он сделал небесный свод, а из другой – землю. Именно Мардук построил на небесах жилище для богов, разделил год на 12 месяцев, сотворил небесные светила, а землю населил животными и растениями. Убив чудовище Кингу, Мардук из его крови замесил глину и создал человека.
Этот и ряд других мифов, сохранившись, в преобразованном виде вошли в текст Библии. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем. В их истории угадывается позднейшее библейское сказание о Каине и Авеле. Как и в библейском варианте, братья вступают в конфликт, но в данном случае дело не доходит до братоубийства.
Известны также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе, рассказ о первом рае, эпос о Гильгамеше.
Наибольшее значение в литературе Междуречья имел эпос. Всемирную известность получила шумеро-аккадская эпическая поэма о Гильгамеше, герой которой – полулегендарный правитель города Урука. Поэма складывается из ряда самостоятельных сюжетов, имеющих собственные названия. Например, «Гильгамеш и гора бессмертных» – о поисках героем бессмертия и вечной славы; «Гильгамеш и небесный бык» – об убиении героем громадного быка; легенда «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» – о переходе Энкиду в мрачный мир умерших; «Смерть Гильгамеша». Эпос о Гильгамеше можно отнести к истокам мировой литературы.
Архитектура. Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Месопотамии не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводилось из менее долговечного материала – необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до нас построек (в небольших фрагментах) являются Бе- лап лый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000 гг. до н.э.). Шумерские храмы обычно строили на утрамбованной платформе, которая защищала здания от наводнений. Стены платформы, как и самого храма, красили и украшали мозаикой. Храм представлял собой низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором.
У шумеров впервые появились такие архитектурные и художественные элементы, как арка, свод, купол, фриз, мозаика, резьба по камню, гравировка и инкрустация. В дальнейшем арки и своды, широко применявшиеся в Месопотамии, распространились по всему миру.
После объединения Шумера под властью Аккада распространилась новая форма культового сооружения – зиккурат, представлявший собой ступенчатую трапециевидную пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Символика зиккурата – «лестницы в небо» – была проста и понятна во все времена. В конце 3 тысячелетия до н.э. в У ре был сооружен трехъярусный зиккурат высотой 60 м. До наших дней сохранилась только нижняя терраса внушительных размеров (длина сторон основания – 65 и 43 м).
Искусство. В искусстве аккадского времени в наибольшей степени отразилась идея могущественного, обожествляемого правителя. Характерным примером скульптуры этого периода является отлитая из меди голова царя Саргона Древнего. Облик царя исполнен спокойствия и внутренней силы. Скульптура свидетельствует о прекрасном владении аккадскими мастерами техникой работы по металлу.
Вавилонская культура. В конце III тысячелетия до н.э. территория Шумера и Аккада была захвачена кочевниками амореями. Они захватили ряд месопотамских городов, основав собственные династии, но очень скоро приняли аккадский язык и местные обычаи. Правитель Хаммурапи в первой половине XVIII в. до н.э. превратил город Вавилон в столицу огромного Старовавилонского царства. Но это государство оказалось недолговечным, уже в конце XVII – начале XVI вв. до н.э. его завоевывают касситы и хетты, а позднее – Ассирия.
Религия. Во II тысячелетии до н.э. с расцветом Вавилона получил неожиданное возвышение бог Мардук. Малоизвестный до того времени, он потеснил старые божества и был почти повсеместно признан главным богом. В XIII-XII вв. до н.э. в Вавилоне сложился специальный культовый эпос «Энума элиш» («Когда наверху…»), в котором обосновывались притязания Мардука на первенство. Боги как бы сами уступили верховенство Мардуку в награду за свое избавление от страшного чудовища – богини Тиамат, с которой никто из них не отважился вступить в борьбу.
Из других богов большое значение по-прежнему имела древняя шумерская триада, которая вавилонянами была названа по-своему – Ану, Эйя и Энлилъ. Образ последнего стал постепенно сливаться с Мардуком. Пантеон пополнили новоявленные боги – покровители небесных светил, которые часто представлялись в образах Солнца, Луны и других планет. Шамащ и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше других. Планету Венеру олицетворяла богиня Иштар.
Искусство и архитектура. Среди памятников искусства Старовавилонского периода (XX-XVII вв. до н.э.) можно назвать базальтовую стелу царя Хаммурапи, на которой высечены тексты его знаменитых законов (кодекс царя Хаммурапи – один из самых древних сводов правовых актов Древнего Востока). Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя стоящим в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает ему атрибуты царской власти – жезл и магическое кольцо.
Время расцвета последней державы Междуречья – Новова вилонского царства пришлось на правление Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). К сожалению, от этого блистательного, но не долгого периода сохранилось очень мало памятников. И все же литературные источники донесли до нас сведения о крупных архитектурных сооружениях Вавилона. В первую очередь это огромный дворец Навуходоносора II с висячими садами Семирамиды, которые причисляются к семи чудесам света. Не менее знаменитым сооружением был семиярусный зиккурат Этеменанки («связь земли и неба»), посвященный верховному богу Вавилона Мардуку. Его высота составляла 90 м, и именно его считают Вавилонской башней, описанной в Библии.
Единственное архитектурное сооружение Вавилона, дошедшее до наших дней, – это ворота богини Иштар. Всего их было восемь, по числу главных божеств. На них Навуходоносор II написал: «Я строил Вавилон, прекраснейший из городов… У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня еще ни один царь».
Наука. Высокого уровня развития в Вавилоне достигла наука, и особенно такие ее отрасли, как астрономия и математика. В результате наблюдений за движением небесных светил и изменениями в природе были составлены астрономические и метеорологические справочники, лунный календарь и карта звездного неба. В Вавилонском календаре месяц соответствовал промежутку времени между двумя фазами луны, новолуниями (синодический месяц). Этот промежуток примерно совпадает со временем обращения Луны вокруг Земли. Месяц вавилоняне разделили на недели и привели в соответствие с количеством дней в году. Они успешно предсказывали затмения Луны и Солнца.
До нашего времени сохранились вавилонские сборники математических задач с использованием дробных чисел. Вавилонянам были известны возведение в степень, извлечение корня; они решали уравнения с одним и двумя неизвестными. По сей день в наших минутах, секундах и градусах жива вавилонская шестидесятиричная система счисления. Ученых-математиков называли в Вавилоне «мудрыми писцами цифр».
О развитии вавилонской медицины свидетельствует сочинение из пяти частей, написанное на 40 табличках. Наиболее интересной и полезной является та часть, в которой перечислены признаки различных заболеваний. Известны пособия для врачей, специализировавшихся на лечении болезней ушей, глаз, дыхательных путей, печени и желудка.
В Междуречье уже в III тысячелетии до н.э. появилось символическое изображение бога здоровья в виде двух змей, обвивающих жезл. Оно очень похоже на современный символ медицины. Вавилонских врачей за их умения охотно приглашали в другие страны.
Образование. Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школу называли «домом табличек», директора – «отцом дома табличек», а учеников – «сыновьями дома табличек». Кроме простых учителей в школах были преподаватели рисования и «воспитатель с розгами», следивший за посещаемостью и дисциплиной.
При школах и училищах имелись библиотеки * глиняных книг». Тексты-таблички хранились здесь в глиняных сосудах, ящиках, корзинах из лозы, которые размещались в строгом порядке и были снабжены этикетками. До нас дошли библиотечные каталоги с названиями букварей и других учебников, а также словарей шумерского, аккадского и иностранных языков.
Ассирийская культура. В начале I тысячелетия до н.э. главенствующую роль в Месопотамии играла Ассирия – государство, центр которого находился на севере региона. Ассирию характеризуют как самую милитаризованную и жестокую империю древности. В период наивысшего расцвета она включала в свой состав Вавилонию, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Закавказья. Просуществовала Ассирия до конца VII в. до н.э. В 612 г. до н.э. она была уничтожена вавилонянами и мидянами.
Пожалуй, в древности не было народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Эта черта запечатлелась в их культуре.
Религия. Боги представлялись ассирийцам сильными, грозными, завистливыми существами. Человек по сравнению с ними казался существом ничтожным. Наиболее могущественным – «царем богов» – был объявлен Auiuiyp, покровитель одноименного древнего города.
Архитектура и искусство. Искусство Ассирии – своеобразный сплав элементов художественного творчества разных народов, покоренных ассирийскими завоевателями. Постоянные войны определили особенность ассирийского зодчества – оборонительный, крепостной характер архитектуры, а также дворцового строительства. В царских дворцах имелись кухни, ванные комнаты с керамическими ваннами, туалетами, колодцы необычной конструкции и т.п. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. Так, царь Синаххериб провел в Ниневию водопровод длиной в 50 км, по которому вода подавалась с соседних возвышенностей.
Ярким примером ассирийской архитектуры служит город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II (конец VIII в. до н.э.). Построенный по единому плану, он был окружен мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялась 23 м. Грандиозный царский дворец включал 210 залов и 30 внутренних дворов. У входа во дворец стояли шеду – высеченные из монолитных каменных глыб фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Они достигали 5 м в высоту и имели пятую ногу, создававшую иллюзию шага животного. Ассирийцы верили, что эти изваяния защищают священную особу царя от враждебных сил.
Тематика ассирийского искусства представлена военными, культовыми и охотничьими сценами, восхваляющими могущество ассирийского государства, царя и армии. Для изображений, дошедших до нас, характерен трафаретный тип лица, условный разворот тела и т.п. Канон в скульптуре Ассирии жестко регламентировал изображение правителей – идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям. Таковы статуи Ашшурнасирапала II, Салманасара III и других царей.
Украшая покои царских дворцов, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, и в этом виде искусства они создали собственный стиль. Непревзойденным образцом ассирийской пластики считаются рельефы из дворца царя Ашшурбанапала. «Штурм города», «Осада города», «Охота на льва», «Раненая львица» – композиции, представляющие основные темы ассирийских мастеров. С величайшим мастерством и выразительностью выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. Они динамичны и натуралистичны, особенно это относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны, а агония умирающих львов передана с редким правдоподобием.
Просвещение. Среди достижений Ассирии необходимо отметить и крупнейшую для своего времени библиотеку, созданную в столице государства Ниневии в VII в. до н.э. царем Ашшурбанапалом. Она содержала более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Но не только в этом состояла уникальность собрания: впервые в истории книги подбирались и расставлялись по тематике, с учетом содержания. Посланцы царя разъезжали по стране, разыскивали в храмах древние таблички и переписывали их для царской библиотеки. Таким образом были собраны весьма разнообразные тексты, а также памятники литературы, в том числе эпос о Гильгамеше.
Говоря о значении Древней Месопотамии, необходимо подчеркнуть, что под сильным культурным и цивилизационным влиянием стран этого региона находилась вся Передняя Азия. Огромную роль сыграли шумерская письменность и вавилонская наука. Религиозные верования Древней Месопотамии оказали большое воздействие на такие религии, как иудаизм, христианство, ислам.
1.2 Культура Древней Индии
Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Около 2500 г. до н.э. в долине реки Инд народ неизвестного происхождения создал развитую городскую цивилизацию. Здесь зарождались ремесла, процветала торговля, возникла письменность. На пике своего развития Индская цивилизация охватывала территорию почти в 1,3 млн кв. км – от подножия Гималайских гор до берегов Аравийского моря и от бассейна реки Ганг до Камбейского залива, на северном побережье которого находится современный Бомбей.
Архитектура. Крупнейшими городами Индской цивилизации были Мохенджо-Даро (в переводе «холм мертвых») в низовье Инда и Хараппа на берегу реки Рави, крупнейшего притока Инда в Пенджабе. В Хараппе, имевшем площадь 25 кв. км, проживало до 100 тыс. человек.
Оба города мало отличались друг от друга как по размеру, так и по внутренней планировке, что позволяет сделать вывод о едином архитектурном замысле. В отличие от большинства населенных пунктов древнегомира, развивавшихся спонтанно, Хараппа и Мохенджо-Даро строились по плану: обращенную фасадом на запад цитадель окружали кварталы жилых домов, на юге и севере имелись городские ворота. Улицы городов шли абсолютно прямо, пересекаясь под прямым углом.
Постройки Индской цивилизации отличались достаточно высоким для своего времени уровнем комфорта. В городах преобладали двух- и трехэтажные дома. Многие жители могли пользоваться системой водоснабжения и канализации (большая редкость в странах древнего мира). В Мохенджо-Даро в благоустроенных домах имелась ванная комната с мощеным полом и каменным водоотводом. Вода в нее доставлялась из облицованных камнем колодцев, которые в основном находились прямо в здании.
Главным источником благосостояния Индской цивилизации было ирригационное земледелие. Выращивались в основном ячмень и пшеница. Природные условия позволяли собирать 2 урожая в год. В Хараппе и Мохенджо-Даро имелись огромные зернохранилища, площадь которых достигала 1000 кв. м.
Письменность. О религии и литературе жителей долины Инда мы знаем мало, поскольку их письменность не удалось до конца расшифровать. Предполагается, что язык индейцев относился к дравидийской языковой семье.
Индийское письмо было иероглифическим, в нем насчитывалось около 400 символов. Материалом для письма служили глина, медь, стеатит, из которых изготавливались резные печати. В долине Инда найдено более 2 тыс. таких печатей. Кроме иероглифов на печатях изображались животные, чаще всего священные – бык, буйвол, коза, слон.
К концу XIX в. до н.э. города пришли в упадок, точную причину которого назвать трудно. Предположительно, изменились климатические условия, что привело к оскудению земли. Установлено, что население долины Инда страдало от эпидемий, в частности малярии. Так или иначе около 1800 г. до н.э. жители покинули города в долине Инда. Древнейшая культура и цивилизация исчезла, почти не оказав воздействия на пришедшую ей на смену в середине II тысячелетия ведическую культуру – ариев, заложивших практически заново основы древнеиндийской культуры.
Культура ведийского периода (середина II – середина I тысячелетия до н.э.). Во второй половине II тысячелетия до н.э. в долинах Инда и Ганга начали расселяться индоевропейские племена ариев, пришедшие в Индию с северо-запада. В процессе становления древнеиндийской цивилизации приняли участие разные племена и народы, но этнос, язык и религия ариев играли при этом доминирующую роль.
О культуре древних индоариев известно гораздо больше. Главным источником наших знаний являются древнейшие индийские письменные памятники – Веды (от глагола «ведать», «знать»). Язык, на котором написаны Веды, – индоевропейский, весьма близок к санскриту и разговорным языкам Индии, которые принято называть пракритами. Сами Веды – это четыре сборника священных текстов, которые составляли основу мировоззрения ариев еще до их прихода в Индию.
Первой и наиболее авторитетной из Вед является Ригведа (Веда гимнов). Действительно, Ригведа состоит из гимнов, или обращений к богам. Гимны содержат просьбы людей о даровании урожая, мира, благополучия, о наказании врагов, об установлении благоприятной погоды. Второй Ведой является Самаведа (Веда мелодий). Ее тексты пелись во время богослужения. Считалось, что это благоприятно воздействует на богов. Третьей по значению считается Яджурведа (Веда жертвоприношений). Именно в Яджурведе описаны порядок и правила совершения жертвенных обрядов и ритуалов. Четвертой из Вед является Атхарваведа (название произошло от имени жрецов-атхарванов). Она включает в себя заговоры и магические заклинания, цель которых – отпугивание злых духов, излечение от болезней, обращение к богам и мелким божествам.
Влияние и авторитет Вед в Древней Индии были настолько велики, что почти все более поздние достижения индийской духовной культуры так или иначе оказались связаны с ними. Священные знания заложили основы последующей религии, философии, науки Древней Индии. Именно поэтому древнеиндийскую культуру часто именуют ведийской, или ведической.
Религия индоариев, или ведийская религия, представляла собой многобожие с очень развитым ритуалом, в основе которого лежали жертвоприношения. Боги воспринимались в антропоморфном (человекоподобном) виде. Индоарии поклонялись богу грома Индре, богу огня Агни, грозному богу Варуне, которого считали хранителем мирового порядка, богу опьяняющего напитка Соме, солнечному богу Сурье, богине зари Ушас и многим более мелким божествам.
Дальнейшим продолжением ведийской религии стал брахманизм (I тысячелетие до н.э.), возникший благодаря контактам с местными (неарийскими) племенами. В нем на первый план был выдвинут Брахман – абсолютное безличное духовное начало, лежащее в основе всего существующего. Брахманизм установил свою иерархию богов, среди которых начали выделяться Брахма (создатель Вселенной), Вишну (охранитель мира) и Шива (разрушитель мира). Эта триада (впоследствии названная «тримурти») окончательно оформилась в индуизме.
Брахманизм дал религиозное обоснование делению общества на четыре варны (брахманы – жрецы, кшатрии – правители и воины, вайшьи – ремесленники и крестьяне, шудры – слуги), которое позднее было дополнено дроблением на касты, главным образом по профессиональному признаку.
Среди достижений первой половины I тысячелетия до н.э. следует назвать признанные священными комментарии к Ведам: брахманы – обширные толкования ритуала (наиболее известна «Брахмана ста путей»), араньяки – наставления по отшельничеству и упанишады – философские комментарии и наставления, из которых берут начало многие индийские философские учения.
Культура Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. В 321 г. до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – империя Маурьев. Она охватывала обширную территорию, соразмерную землям современной Индии (кроме крайнего юга) Пакистана, части Афганистана. Расцвет империи пришелся на время правления царя Ашоки (ок. 273-232 гг. до н.э.), при котором в качестве государственной религии утвердился буддизм.
Религия. Создателем буддизма – первой мировой религии – считается Сиддхартха Гаутама, который родился в 565 г. до н.э. в Лумбини (современный Непал) в семье кшатриев. В 40-летнем возрасте он достиг состояния просветления и стал называться Буддой, т.е. «просветленным». Закончил свой земной путь около 486 г. до н.э.
Согласно учению буддизма, жизнь есть мучение и жить – значит страдать. Именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это влечет за собой новые страдания. Чтобы вырваться из круговорота жизни, несущей страдания живому существу, необходимо отказаться от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, к власти, богатству, понять преходящий характер всего земного. Путь к спасению от страданий мученической жизни состоит в переходе из сансары (цепи перерождений) в нирвану. Нирвана представляет собой особое состояние, для которого характерно отсутствие всех желаний, отрешеность от внешнего мира, внутреннее (духовное) просветление. Достигнуть нирваны должен стремиться каждый. Будда наметил путь к освобождению: на этом пути необходимо следовать основным заповедям, прежде всего четырем благородным истинам и восьмиричному пути.
Религия буддизма не признает сословной иерархии, проповедует равенство всех варн, обещает спасение всем верующим вне зависимости от социальной или национальной принадлежности, проповедует умеренность, святость живого и гуманность.
В одно время с Буддой жил Махавира (540 – 468 гг. до н.э.) – основатель джайнизма, еще одной весьма влиятельной древнеиндийской религии ненасилия (с уклоном в аскетизм), хотя и не получившей в дальнейшем такого распространения, как буддизм.
Литература. Вторая половина I тысячелетия до н.э. явилась временем подъема древнеиндийской культуры. Оформился и был объявлен священным язык санскрит («обработанный»). На нем написаны великие эпические поэмы Древней Индии «Махабхарата» (в составе которой находится «Бхагавадгита» – священная книга индуизма) и «Рамаяна», многие пураны (памятники индуистской литературы), знаменитые «Законы Ману», политический трактат «Артхашастра», свод индийской медицины «Аюрведа».
Многие культурные достижения древних индийцев вобрали в себя богатейшую мифологию и народную мудрость. Наиболее полно это величайшее наследие дошло до нас в поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».
«Махабхарата» известна своими литературными достоинствами и религиозным руководством. Автором ее считается мудрец Вьяса. Поэма состоит из почти 100 тыс. стихов, она содержит изложение дхармы, образцовых норм поведения царя, воина, любого человека, живущего в период бедствий, а также наставления для того, кто стремится освободиться от цепи перерождений.
Название «Рамаяна» переводится как «Путь Рамы». Поэма написана на санскрите в III в. до н.э. поэтом Вальмики. В дошедшем до нас виде «Рамаяна» насчитывает около 24 тыс. стихов. Поэма до сих пор пользуется широкой популярностью не только в Индии. Ее сюжеты распространились в Юго-Восточной Азии, а герои, вместе с героями «Махабхараты», стали традиционными персонажами народного театра.
Архитектура. Необычайным своеобразием отличается древнеиндийское искусство. Ведущая роль в нем принадлежит архитектуре, памятники которой дошли до нашего времени. Буддистские храмы появились в III в. до н.э. В отличие от Древнего Египта и Месопотамии, где в строительстве широко использовались камень и глина, в Индии основным материалом Древнего строительства было дерево.
Камень начал применяться в Индии с III в. до н.э. для сооружения храмов, и это связано с принятием буддизма в качестве официальной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в монументальном искусстве. Гражданские здания (даже дворцы) строить из камня не разрешалось, поэтому они не сохранились до наших дней; увековеченная древняя и средневековая архитектура Индии представлена в основном храмами и другими сооружениями культового назначения.
К таким сооружениям относятся мемориальные колонны, соединяющие в себе элементы зодчества и скульптуры. Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб, нередко превышающий 10 м и завершающийся капителью со скульптурными изображениями священных животных. Самая знаменитая из стамбх – Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н.э.). По преданию, она была поставлена на том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Ныне ее изображение является государственным символом Индии.
Одним из главных типов буддийских сооружений в Индии является ступа – постройка в виде большого сферического купола. По легенде, на вопрос о том, каким должно быть его погребальное сооружение, Будда перевернул круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела полусферическую форму и являет собой символ Неба, нирваны и самого Будды. Наиболее знаменита ступа из Санчи (середина III в. до н.э.), которая сложена из сырца и облицована обожженным кирпичом. У нее имеется ограда с четырьмя воротами – торанами, ориентированными по сторонам света и украшенными рельефами.
Начиная с III в. до н.э. храмы в Индии сооружали, выдалбливая помещения в цельной скале – чайтьи. Пещерный храм включал в себя зал с культовым символом – ступой или статуей Будды. Это сложное сооружение с колоннами и множеством крупных и мелких деталей целиком высекалось из скалы.
Поверхности каменных столбов, балок и других элементов в храмах покрывали рельефом. За образец бралась резьба по дереву. Обильный, сочный, пластичный рельеф – одна из характерных черт индийской архитектуры. Стены построек покрывались резьбой, находили свое продолжение в скульптурных композициях. Сами сооружения приобретали вид огромных фантастических скульптур.
Достижения древнеиндийской культуры I тысячелетия до н.э. заложили основу для ее дальнейшего развития в последующий период – эпоху Кушанской и Гуптской империй.
Индийская культура в эпоху Кушанской и Гуптской империя (I в. до н.э. – VI в. н.э.). С образованием новых мощных империй возросло значение интегральных верований индуизма, которые постепенно вытесняли буддизм.
Религия. Многоликий индуизм – религия, распространенная в Индии вплоть до настоящего времени. Это итог взаимодействия буддизма и брахманизма, синтез и конечный вариант всех индийских религиозных поисков. Его важными чертами являются: поклонение священным животным (коровам, быкам, обезьянам), культ предков, отсутствие единой церковной организации, множество сект, признание кастовой иерархии, вера в вечность души, строгая регламентация прав и обязанностей человека от его рождения до смерти, вера в перевоплощение душ и троицу главных богов – Брахму, Вишну и Шиву. Два последних божества почитаются больше, что нашло отражение в двух основных течениях индуизма – шиваизме и вишнуизме. В пантеон индуизма включен и Будда как девятое воплощение Вишну, а также Кришна – как его восьмое воплощение.
Искусство. Кушано-гуптский период считается классическим в индийской художественной культуре. В это время в искусстве Индии параллельно с индуистскими инновациями развивались традиции, заложенные в империи Маурьев. Широкое распространение получают буддистские пещерные храмы. Примером может служить храм в Карли (I в. до н.э.). Перед пещерой возведены две колонны, увенчанные капителями с изображениями животных. Центральный коридор храма отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В центре пещеры находится ступа.
В I-IV вв. н.э. в художественной культуре Индии произошли значительные изменения. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, пришедшие на смену символам (священному дереву Бо, Колесу Закона и т.п.). Черты эллинистического искусства заметны в статуе сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Будды ясен и спокоен, полон сосредоточенности и умиротворения. Его поза со скрещенными и поджатыми ногами (поза «лотоса») с того времени стала основной для буддийской скульптуры. По положению рук, ладоней и пальцев статуи можно судить об этапах священного пути Будды.
В эпоху Гуптов продолжало развиваться пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV -VII вв.), состоящий из 29 пещер. Ансамбль Аджанты известен в первую очередь благодаря своей живописи, так как это едва ли не единственный сохранившийся образец данного вида искусства Гуптской эпохи. Росписи пещер различны по содержанию, главное в них не композиция, а линия и цвет. Богатое сочетание красок производит огромное эмоциональное впечатление.
В Гуптский период последний расцвет переживало в Индии буддийское искусство, постепенно уступая место индуистским храмам и изображениям.
Наука. Значительными достижениями отмечена наука Древней Индии. Начиная со второй половины I тысячелетия до н.э. математика и астрономия оказывали значительное влияние на развитие соответствующих областей арабской и персидской науки. Почетное место в истории математики занимает Арьяпхата, живший в V – начале VI в. н.э. Этот ученый предложил оригинальное решение линейного уравнения с использованием числа «пи». Кроме того, именно в Древней Индии система счисления впервые стала десятичной за счет добавления к ней нуля. Сегодня она называется арабской и составляет основу современной арифметики. Наибольшее развитие получила алгебра. Понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии.
Дошедшие до нас трактаты по астрономии свидетельствуют о высоком уровне развития этой науки в Древней Индии. Независимо от античных ученых Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси. Введение десятичной системы способствовало точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
Почетное место в индийской науке занимает медицина. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата и наследственности на здоровье человека, большое внимание уделяли личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия: медицинский трактат «Сушру- та Самхита» содержит описание 300 операций, которые делали древнеиндийские врачи, применявшие более 120 хирургических инструментов.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется «Аюрведа», включавшая учение о долголетии. Популярная тибетская медицина основана именно на «Аюрведе».
Литература и театр. Высокого уровня развития достигла в Древней Индии теория литературного творчества, особенно поэзии. Ученые составляли подробные правила стихосложения, писали трактаты по теории, метрике и поэтике. Несколько школ «поэтической науки» состязались между собой, вели споры о жанрах, о цели литературы и особенностях художественного языка.
Концепция божественного характера речи заметно повлияла на развитие науки о языке. Согласно ей, другие науки и искусства имеют в своей основе речь. В грамматике Панини (V-IV вв. до н.э.) анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые ваходят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.
Большую роль в индийской культуре играл театр. Заслуга его создания приписывалась богу Брахме. Первые театральные действа были связаны с ведийским культом Индры. Спектакль включал диалоги, музыку, песни, пантомиму, действия факиров, но главную роль играл танец. Любопытно, что в спектакле использовались разные языки – до 10 диалектов и наречий. Например, герой всегда говорил на санскрите, а героиня – на каком-либо диалекте. Со временем выделялись отдельные жанры – драма, клоунада, танцевальное представление. Крупнейшим древнеиндийским поэтом и драматургом считается Калидаса (прибл. V в. н.э.), которого называют «индийским Шекспиром». Мировую известность Калидасе принесли драма «Шакунтала», а также поэмы «Рождение Кумары» и «Облако-вестник».
Философия. Величайшее значение для духовной культуры Древней Индии имела философия. По традиции все древнеиндийские философские школы делились на ортодоксальные, признававшие авторитет Вед, и неортодоксальные, отвергавшие их непогрешимость. К первым относятся веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса и йога. Ко вторым – буддийские и материалистические, атеистические школы, наибольшее распространение среди которых получила чарвака (локаята).
Отличительной особенностью культуры Древней Индии является ее синтетический характер, нерасчлененность религиозных, моральных, эстетических начал. Индийское искусство неразрывно связано с религиозным и социальным ритуалами. Другими важными чертами культуры Древней Индии являются преклонение перед любовью, чувственностью, жизнью, природой. Для нее также характерна исключительная живучесть традиций. Многие достижения древнеиндийской культуры вошли составной частью в информационный фонд современной Индии, а наиболее ценные из них обогатили общее культурное наследие человечества.
.3 Культура Древнего Китая
Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации – в том числе Месопотамии и Индии, с которыми Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.
В истории Древнего Китая выделяется несколько больших исторических этапов: эпоха Шан (Инь) – 1550-1030 гг. до н.э.;
эпоха Чжоу – 1027-256 гг. до н.э., в рамках которой особое значение имеет период Чжаньго («Борющихся царств»), датируемый V-III вв. до н.э.; эпоха династий Цинь и Хань – III в. до н.э. – III в. н.э.
Зарождение цивилизации в Китае относится к рубежу III-II тысячелетий до н.э. Первые ее очаги появились в нижнем и среднем течении реки Хуанхэ. Важным достижением материальной культуры этого времени было освоение бронзы. Переход китайцев к ирригационному земледелию, характерному для многих древних цивилизаций, был завершен достаточно поздно – только в середине I тысячелетия до н.э. Тогда произошли важные изменения в сфере материальной культуры. Развитие обработки железа создало условия для подъема земледелия и ремесел. В бассейнах Хуанхэ и Янцзы строились гидротехнические сооружения – этого требовало широкое распространение ирригационного земледелия.
Мировоззрение. Во II тысячелетии до н.э. в основном сформировались религиозно-мифологические представления древних китайцев, поклонявшихся стихийным и природным объектам (известен их культ высоких священных гор), а также духу предков. В это же время зарождается цикл мифов о преобразовании мира в результате деятельности различных божеств и героев. Его сохранила для потомков народная традиция.
Как и в ряде других мифологий, сотворение мира понималось древними китайцами как постепенное преобразование единой бесформенной субстанции, состоящей из мельчайших частичек ци, путем принятия ею неких очертаний в результате процесса размежевания ци. Более легкие и светлые частицы ян, поднявшись вверх, создали небо. Тяжелые и темные инь опустились и образовали землю. В результате взаимодействия ян и инь появились сначала пять основных элементов-стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля), а затем все вещи в пространстве между небом и землей, в том числе и человек.
Ян и инь представляют собой важнейшие диалектические понятия, позволяющие уловить моменты согласования взаимного уравновешивания противоположностей. Так, ян олицетворяет небо, мужчину, свет, добро, теплоту; инь – землю, женщину, темноту, холод, зло и т.д. Ян и инь не столько ведут между собой борьбу, сколько сдерживают и предупреждают формы переразвития друг друга и при взаимодействии достигают го- меостаза. Любой предмет или состояние содержат в себе одновременно ян и инь, поэтому, с точки зрения китайцев, неправильно видеть в мире только противоположности, – например, добро или зло, надо стремиться понять их взаимодействие и соотношение.
Мифологические представления о мире служили основой названий Китая на протяжении нескольких тысяч лет. Так, именование страны «Поднебесным государством» отражало представление об особом покровительстве ей со стороны верховного божества – Неба. Название «Срединное государство» должно было подчеркнуть, что Китай расположен в «центре Вселенной». Обитавшим вокруг племенам и народам китайцы дали пренебрежительное имя «варвары четырех сторон света».
Религия. К середине II тысячелетия до н.э. в Китае возникли крупные города, послужившие центрами первого раннегосударственного образования Шан (Инь). С появлением государства начали формироваться культы, которые связывались в первую очередь с фигурой правителя – вана. Он соединял военно-административные функции с функциями верховного жреца. Иньцы уже поклонялись единому верховному богу Шанди, который символизировал Небо.
Важные изменения произошли в начале I тысячелетия до н.э. в царстве Чжоу, которое подчинило себе государство Шан (Инь). Культ Неба был приспособлен для обоснования божественности власти чжоуских ванов. Правитель царства Чжоу провозглашался сыном Неба (Тянь-цзы), получившим от самого Неба мандат на царствование (Тянь мин). Считалось, что он обладает магической силой дэ, которая делает его посредником между земным и небесным мирами.
С появлением в Китае в середине I тысячелетия до н.э. новых религиозно-философских учений (конфуцианство, даосизм и легизм) древние мифологические представления выстроились в стройную систему, объяснявшую происхождение мира из хаоса. Фундаментальным произведением, объясняющим циклические мировые процессы, считается «Ицзинь» («Книга перемен»). Данная система оставалась практически неизменной на протяжении тысячелетий.
Письменность. Китайцами еще в древности было изобретено иероглифическое письмо, которым они с некоторыми изменениями пользуются до настоящего времени. Первые известные нам образцы китайской иероглифической письменности относятся к началу правления династии Шан (Инь). Самые ранние надписи из обнаруженных в «Великом городе Шан» были сделаны на костях животных, а также на бронзовых ритуальных сосудах. В настоящее время идентифицировано около 3 тыс. иньских иероглифов. В царстве Чжоу письмо и образование были доступны не только верхушке общества. До нас дошло большое количество текстов эпохи Чжоу, которые активно использовались последующими китайскими авторами. В одном из исторических сочинений рассказывается о приказе вана отлить бронзовые доски с нанесенными на них законами, чтобы любой человек мог с ними ознакомиться. Данное сообщение свидетельствует о значительном уровне грамотности китайцев в период Чжоу.
Широкое распространение письма привело к необходимости его унификации. На рубеже IX-VIII вв. до н.э. китайские иероглифы были впервые приведены в единую систему придворным историографом Ши Чжоу. Начиная с периода Шан (Инь), для нанесения иероглифов использовали длинные деревянные и бамбуковые планки. В эпоху Чжоу такой способ письма получил всеобщее распространение. Писали вертикально, сверху вниз. Ширина планки была рассчитана только на один иероглиф. Когда планки связывали вместе, получалась своеобразная книга, которую можно было свернуть.
С древнейших времен иероглифы наносили кисточкой из шерсти животных (особенно ценились заячьи кисточки), которую обмакивали в тушь. При необходимости нанести новый текст написанное ранее соскабливали ножом. Отсюда происходит китайское образное название чиновника – «кисть и нож».
Наиболее древними из дошедших до нас памятников поэзии Древнего Китая являются фольклорные поэтические произведения из книги «Шицзин» («Книга песен») – древнейшего в Поднебесной собрания песен и гимнов, созданных с XII по V в. до н.э.
Философия. В середине I тысячелетия до н.э. на территории нынешнего Китая существовало несколько десятков небольших государств, которые вели между собой упорную борьбу за лидерство. На это время, получившее условное название эпохи «Борющихся царств» (Чжанъго), приходится творчески продуктивный период в истории духовной культуры Китая. Тогда, в «осевое время» (термин К. Ясперса), сформировался новый тип мышления, связанный с возникновением критической философии и теоретической научной мысли.
Видимо, не случайно основные древнекитайские философские школы сформировались в бурную эпоху, ознаменовавшуюся кризисом, потрясшим основы жизни китайского общества. Взгляды их представителей расходились в рецептах выхода из кризиса.
В последующие периоды религиозно-философские идеи эпохи Чжаньго развивались и дополнялись, но авторитет первых мудрецов оставался непререкаемым для последующих поколений китайских философов.
Кун-цзы – «учитель Кун» (551-479 гг. до н.э.), известный миру как Конфуций, выработал основные принципы учения об устройстве общества и государства. Он стал основоположником религиозно-философской концепции, которую мы знаем как конфуцианство. После его смерти ученики записали высказывания Кун-цзы и объединили их в книгу «Луньюй» («Беседы и суждения»). Философа интересовали проблемы места и роли человека в обществе, нормы поведения, способные стабилизировать отношения в обществе. Его крайне волновали беды, которые постигли страну. Размышляя над их причинами, он разрабатывал программу исправления общественной морали.
Конфуций утверждал, что в прошлом во главе Китая стояли «благородные мужи», твердой рукой управлявшие государством. Они установили справедливые законы, которые отвечали законам мироздания, и народ неукоснительно выполнял их. Это и было причиной процветания страны. Согласно его точке зрения, в современном обществе правители и подданные отошли от древних традиций и общее падение морали не замедлило сказаться: китайское государство приходило в упадок, закончилось экономическое процветание, начались междоусобные войны и набеги варваров.
Конфуций требовал вернуться к традициям древности, чтобы возродить незыблемую мораль в обществе. Одна из основных ячеек общества – семья; она должна строиться на мудром руководстве главы, на сыновней почтительности и уважении старших. Продолжением этой почтительности являлось, по его мнению, поклонение умершим предкам.
Государство он предлагал строить по образцу семьи: народ должен почитать императора как отца и во всем выполнять его распоряжения, а император обязан всячески заботиться о народе. Одновременно император, испытывающий сыновнюю почтительность к воле Верховного отца – Неба, будет советоваться с ним и правильно совершать все обряды поклонения великому божеству. Таким образом, общество будет строиться по иерархическому принципу и каждый человек займет свою социальную нишу.
Приблизительно в одно время с Конфуцием жил Лао-цзы, основоположник религиозно-философского учения о связи человека с природой – даосизма.
Для китайцев Лао-цзы является, безусловно, исторической личностью, с чем не соглашаются некоторые зарубежные китаеведы. Дело в том, что о жизни этого мудреца мы знаем только из нескольких дошедших до нас преданий, которые содержат много мифологических сведений. Перу Лао-цзы приписывают философское произведение «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»). Уже в названии книги заложены две основные категории данного вероучения. Дао («путь», «метод») – это основа мироздания, его первоначало. Все в этом мире возникло в соответствии с дао, и оно же придает этому миру естественную гармонию, которая распространяется и на человеческое общество. Дао не поддается четкому определению, его осознание возможно только на полуинтуитивном уровне. Дэ («благодать», «благодатная сила») является тем выражением дао, которое придает энергию всему миру, преобразует его. Дао и дэ – одновременно регуляторы морали и порядка в обществе, а потому их постижение является важнейшей задачей и любого мудреца, и каждого человека. Вмешательство в миропорядок тщетно, более того, мудрец должен понимать опасность такого вмешательства. Главным для сторонника даосизма является следование естественному ходу вещей. Дао – вместилище всех сущих и возможных вещей, событий, состояний мира.
Письменность. В эпоху Чжаньго появились первые авторские литературные произведения, основанные на фольклорно- мифологической традиции. Показательно в этом плане творчество выдающегося поэта Цюй Юаня (340-278 гг. до н.э.). Его лирика отличалась изысканностью формы и глубиной содержания. Созданная им ода «Скорбь изгнанника* заложила основу жанра фу, который получил в дальнейшем значительное распространение в китайской поэзии. Другим крупным поэтом эпохи был Сун Юй (290-223 гг. до н.э.). Его лирика пронизана оптимизмом, ощущением радости жизни. Он считается первым в Китае певцом любви и женской красоты.
Эпоха династий Цинь и Хань. В итоге долгой и тяжелой борьбы между царствами победу одержало царство Цинь, объединившее под своей властью всю страну. «Циньцами» стали называть всех древних китайцев. Существуют сходные названия Китая (латинское Синэ, английское Чайна, французское Шин). Основатель нового государства Цинь Шихуанди (221-207 гг. до н.э.), что означает «первый император династии Цинь», объявил Китай империей. Вскоре после его смерти власть перешла к династии Хань, которая правила с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Последний год условно считается окончанием китайской древности и началом средневековья.
Еще в период Чжаньго в Китае появились города с полумиллионным населением. В ханьской империи проживало около 60 млн человек, что составляло более 20 % населения тогдашнего мира. Ханьская эпоха считается временем наивысшего расцвета древнекитайской культуры – искусства, архитектуры, литературы, науки. Современные китайцы называют себя ханьцами.
В ханьский период в некоторой степени была преодолена изоляция Китая. Связи с Ираном, Индией, странами Средней Азии и Средиземноморья удалось установить благодаря Великому шелковому пути, протянувшемуся на запад на 7 тыс. км. По этой дороге торговые караваны тянулись друг за другом – «один не упускал из виду другой» (выражение историка Сыма Цяня). Шелк был основным монопольным предметом экспорта Китая в древнем мире.
Письменность. При Цинь Шихуанди произошла масштабная унификация китайской письменности, положившая начало современному письму. Проведение реформы сопровождалось уничтожением при Цинь Шихуанди, противнике конфуцианства, всех книг, написанных с использованием старых систем письма. К концу периода Хань окончательно сложилась графическая система китайского письма, которая, претерпев изменения, существует и по сей день.
С середины I тысячелетия до н.э. в качестве материала для письма начали использовать шелк, но дорогая цена последнего не позволяла сделать еГ0 общедоступным. Во многом благодаря этому во II в. до н.э. появилась лимага – одно из самых значительных достижений китайской цивилизации. Однако далеко не сразу дешевая и удобная бумага вытеснила другие материалы. Представители высших классов еще в период династии Хань предпочитали использовать бамбук и шелк.
Наука. Древний Китай достиг больших успехов во многих областях зарождавшейся науки. Китайцами были сделаны и предвосхощены многие крупные научные открытия.
В древности скрываются корни своеобразной китайской медицины. Во всеобъемлющем труде «Хуан-ди нэйцзин» (середина I тысячелетия до н.э.) подробно описана анатомия и физиология человека, раскрыты методы лечения многих заболеваний. Чжан Чжунцзин (150-219 гг. н.э.) разработал метод диагностики по пульсу, применяемый и сейчас китайской медициной. Начало развиваться иглоукалывание. Древние китайские медики использовали в лечебных целях травы, в том числе чай, который первоначально считался хорошим тонизирующим средством.
Научные знания особенно продуктивно развивались в тех областях, которые имели прикладное значение. Так, большое внимание уделялось изучению природных явлений, тесно связанных с календарными циклами, например, разливами рек. Необходимо было точно определять сроки сельскохозяйственных работ. Китайские астрономы создали первый в мире звездный каталог (V в. до н.э.). Они вычисляли сроки солнечных и лунных затмений, фиксировали появление комет, обнаружили существование пятен на Солнце. Китайский ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) сконструировал небесный глобус, описал 2500 звезд из 320 созвездий, выдвинул теорию безграничности Вселенной. Он же считается создателем уникального сейсмографа.
Древние корни имеют математика и геометрия. Китайские математики использовали число «пи», отрицательные числа, знали десятичные дроби. В Китае был изобретен компас, представлявший собой квадратную железную пластину со свободно вращавшейся на ее поверхности магнитной «ложкой», Ручка которой постоянно указывала на юг.
Литература. Особой популярностью пользовалась историческая литература, основоположником которой был Сыма Цянь (145 или 135 г. – ок. 86 г. до н.э.). Его 130-томная книга «Ши цзи» («Исторические записки») стала вершиной исторической науки древнего Китая. Сыма Цянь излагал свои исторические наблюдения ясным, доходчивым языком, использовал научно-критический метод, отделивший установленные факты от мифологических преданий, и пытался проследить причинные связи между событиями. В дальнейшем китайская историография опиралась на традиции, заложенные Сыма Цянем.
Архитектура. В Цинь-Ханьскую эпоху сложились основные черты традиционной китайской архитектуры. Общественное устройство, формы мышления и религиозные представления наложили отпечаток на архитектуру Китая. Для нее характерен консерватизм, следование канону, раз и навсегда установленным принципам, от которых архитектор не должен был отступать. Даже незначительные детали конструкций и цвета раскраски архитектурных элементов были канонизированы наподобие религиозных догматов.
Древнейшим сооружением, дошедшим до нашего времени, является Великая Китайская стена. Император Цинь Шихуанди возводил ее уже для защиты северных границ государства от набегов кочевников. В основном стена была построена в III в. до н.э. Работы по ее достройке, обновлению и реставрации продолжались с перерывами на протяжении последующих веков.
Большое влияние на развитие китайской архитектуры оказало принятие буддизма. В отличие от Индии, где символом этой религии служит ступа, в Китае буддийскими мемориальными сооружениями являются многоярусные башни – пагоды. Многоярусная пагода восходит к архитектуре традиционного китайского жилища. Дальнейшее развитие и широкое распространение пагоды приходится на эпоху средневековья.
Новый подъем китайской культуры относится к средним векам. Однако именно в Древнем Китае были выработаны основные принципы и ценностные ориентиры, на которых традиционная культура и цивилизация базируются до сих пор. Выдающиеся достижения древних китайцев значительно обогатили общее культурное наследие всего человечества.
Список использованных источников
культура индия китайская месопотамия древняя
1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.
. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.