- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,42 Мб
Культура кельтов
Содержание
Введение
Глава 1
.1 Общие исторические сведения
.2 Внешний вид, характер и одежда
Глава 2
.1 Друиды, традиции и жертвоприношения
.2 Книга из Дарроу
.3 Развитие искусства
.4 Кельтская скульптура в Галлии и в Средней Европе
.5 Кельтские маски
.6 Кельтский стиль
.7 Кельтский крест
Глава 3
.1 Кельты в наше время
.2 Что оставили кельты миру?
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность выбранной мной темы «Культура кельтов» проявляется в первую очередь в её влиянии на мировую культуру и искусство в целом. Кельты в последнем тысячелетии до н.э. оказали большое влияние на развитие значительной части Европы и подорвал могущество Римского государства. Письменные источники и богатые результаты археологических исследований по всей Европе позволяют уже сейчас всесторонне восстановить его интересную историю, начиная с периода княжеских центров VI и V веков до н. э., периода опустошительных набегов в Южную и Среднюю Европу до периода окончательной его организации к концу последнего столетия до н. э., и завершающуюся периодом стратегических и производственных центров, не непохожих на городские образования. Письменные источники и археологические материалы дают пёструю картину кельтского общества, где большую роль, наряду с военным элементом, играли певцы-барды, жрецы и предсказатели и в особенности загадочное сословие друидов.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть все стороны жизни кельтов, составить максимально полное представление об их культуре, узнать о наследии кельтской цивилизации.
При написании работы, я использовала такие источники, как:
Филип Ян. Кельтская цивилизация и её наследие. Автор рассматривает все стороны жизни кельтов: их быт, одежду и жилища, положение мужчины и женщины в обществе, экономический строй, религиозные представления, их божества и героев, святилища, культ отрезанных голов. Работа в целом даёт рельефную картину одной из важнейших европейских культур.
Леру Франсуаза. Друиды. Книга Франсуазы Леру посвящена одному из самых загадочных феноменов европейской древности – друидам. Основываясь на ирландских и валлийских источниках, французская исследовательница реконструирует в своей книге древние обряды, мистериальные практики и систему организации этого когда-то могущественного ордена кельтских жрецов.
А.Н. Фанталов. Индоевропа и ее мифологические образы. Материалы международного симпозиума в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, СПб. 1999.
А так же статьи А. Кривошеиной, Г. Александровского и некоторые интернет-ресурсы, указанные в списке литературы.
Глава 1
1.1 Общие исторические сведения
Кельты, как полагают исследователи, был частью мощной миграционной волны индоевропейцев. Но на вопрос, откуда он пришел, дают разные ответы. Основных версий две: одна связывает прародину кельтов с территорией нынешних Ирана, Афганистана, Северной Индии, вторая, так называемая нордическая, ищет их истоки на севере, на одном из островов, который стал колыбелью кельтской цивилизации.
История кельтов в Европе началась в III тысячелетии до н.э. и связана с культурой шнуровой керамики и боевых топоров. Следы кельтских поселений находят на юге и западе Германии, Австрии, в некоторых районах Франции. Гальштатский период (VIII-VI века до н.э.) был отмечен значительным подъемом цивилизации кельтов. В одном из курганов этого периода открыто знаменитое захоронение «княгини», где найдено множество украшений тончайшей работы. По мнению исследователей, это захоронение говорит о высоком положении женщины в кельтском обществе и подтверждает литературные свидетельства о существовании королевы Боудики в Британии и легендарной королевы Медб в Ирландии.
С 500 года до н.э. кельты начали расселяться по всей Европе. Они заняли нынешние Германию, Францию, Бельгию, Швейцарию, Северную Италию, дошли до Рима, завоевали Испанию и создали там кельто-иберийскую культуру, образовали государство Галатию в Малой Азии, заселили Британские острова, в 279 году до н.э. заняли Грецию. Предполагают, что они доходили даже до Киева. В 335 году до н.э. на Дунае кельты встретились с Александром Македонским. И когда великий полководец спросил, чего они боятся, бесстрашные воины ответили: «Мы опасаемся только одного – чтобы небо не упало на нас». Так рассказывает легенда. [3]
Кельтов, живших на материке, в Европе, римляне называли галлами, а греки галатами, островных кельтов – бретонцами.
В 279 году до н.э. кельтский вождь Бренн, возглавлявший большое войско, намеревался осквернить и разграбить храм Аполлона в Дельфах, но, как утверждается, его напугала разразившаяся гроза, которую он посчитал зловещим предзнаменованием. В 278 году до н.э. около десяти тысяч кельтов (включая женщин, детей и рабов) переправились в Малую Азию по приглашению царя Вифинии Никомеда I, которому требовалась поддержка в династической борьбе. Позднее они расселились в восточной Фригии, Каппадокии и центральной Анатолии и создали государство Галатия, просуществовавшее до 230 года до н.э.
Расселяясь, кельты смешивались с местными племенами: иберами, иллирийцами, фракийцами, но некоторым из них длительное время удавалось сохранять свою идентичность (лингоны, бойи), что стало одной из причин их малочисленности. Так, например, в 58 году н.э. насчитывалось 263 000 гельветов и лишь 32 000 бойев. Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во II веке до н.э. с севера Италии (из так называемой Цизальпинской Галлии), кельты обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев, от которых территория получила название Boiohaemum – родина бойев – Богемия). [9]
1.2 Внешний вид, характер и одежда
По описаниям некоторых древних писателей, кельты были высокого роста, с голубыми глазами, русыми волосами и нежной кожей. Под это описание, однако, нельзя подвести всех кельтов. Захоронения кельтских воинов, то есть представителей ведущего общественного слоя, найденные в Средней Европе, свидетельствуют о том, что в росте мужчин была большая разница. Так, например, на кельтском могильнике в Брно-Мало-мержицах наряду с вооруженными мужчинами довольно маленького роста (длина тела около 150 см) были похоронены и воины среднего и высокого роста (в могиле №42 лежал мужчина ростом около 195 см).
Русые волосы также нельзя считать общим признаком, так как нам известно из различных источников, что кельты часто изменяли цвет волос искусственными средствами, различными растворами, мылом и красками. Кроме того они красились, и в Риме поэт Проперций упрекает свою возлюбленную в том, что она красится, как кельт. И мужчины мазали себе волосы каким-то известковым раствором, чтобы прическа лучше держалась, а затем зачесывали их назад, что делало их похожими на сатиров. Поэтому-то мы находим в древности упоминания о длинных жестких волосах кельтов. Как указывает Диодор, некоторые мужчины брились, другие носили бороды. Знатные брили щеки, но оставляли такие длинные усы, что они закрывали им рот. [1]
Характеризуя кельтов, в древности обычно отмечали, что они воинственны, отважны и ловки, но иногда по-детски наивны. Война будто бы была их страстью (Страбон). Они любили битвы и приключения, равно как и забавы и пиршества. Их разговорчивость часто граничила с болтливостью. Они останавливали путников и купцов и расспрашивали их о тех странах, откуда те прибыли. Полученные сведения ими часто преувеличивались. Очень сильно у них было развито воображение, а по сообщениям древних источников и пристрастие к религиозным традициям. По словам Цезаря это был народ непостоянный, всегда падкий на все новое и обладавший большой способностью подражать всему, что он видел и чему мог где-нибудь научиться. Археологические находки свидетельствуют о том, что кельты умели не только подражать чужим образцам, но что благодаря своим творческим способностям они переделывали их, давая им свое содержание. У них было очень развито также стремление к внешнему блеску и пышности.
Как сообщает Диодор, кельтский народ любил одежду пеструю, ткани в полоску и клетку. Еще в гальштаттское время шерстяные ткани были высокого качества и с пестрыми узорами. В ла-тенское время женщины любили украшать одежду цветами, а знатные женщины вышивали ее золотыми нитками, как в древние времена. До римской оккупации частым украшением платья и плащей была якобы бахрома.
Одежду из ткани кельты скрепляли на плечах фибулами, воины обычно железными, знатные женщины бронзовыми, а иногда и серебряными, часто высокохудожественной работы, инкрустированными кораллами и эмалью. В некоторых захоронениях женщин бросается в глаза большое количество фибул на плечах и на груди.
К мужским поясам прикреплялись также ножны с мечом. Пояса делались или из кожи, или из бронзовых восьмеркообразных звеньев и обычно состояли из двух частей. К рубежу 2 и последнего веков относятся железные поясные цепи из плосних переплетенных звеньев с богатой чеканкой на лицевой стороне.
Кельтская обувь, как маленькие деревянные сандалии, так и полотняная или кожаная обувь с подошвой, была хорошо известна даже в Риме. (Рис. 1-2)
Таким образом, кельты были самым воинствующим народом Европы. Близкие по языку и культуре племена, известные в истории под именем кельтов (это название идет от древних греков, римляне их называли галлами), примерно три тысячи лет назад расселились почти по всей Европе. Их пребывание на континенте отмечено многими успехами в области материальной культуры, которыми пользовались и их соседи.
Глава 2
2.1 Друиды, традиции и жертвоприношения
У кельтов был богатый пантеон богов, хотя сведений о них сохранилось не так много. В основе религии лежит идея мирового древа (таковым считался дуб). Человеческие жертвоприношения производились лишь в самых крайних случаях, когда стране угрожала неминуемая гибель.
Кельтская мифология не менее богата традициями, чем греческая и римская, и сыграла столь же важную роль в развитии человеческой цивилизации.
Легенды о доблестном Кухулине, Артуре и богах его круга, подвигах Финна, племени богини Дану, любви Тристана и Изольды стали богатейшим материалом для вдохновенной фантазии Шекспира, Вордсворта, Теннисона, Толкиена и многих других классиков мировой литературы. [7]
Большим влиянием у кельтов пользовались друиды – жрецы, в руках которых сосредоточивались осуществление религиозного культа, высшая судебная власть и образование. Друиды ревностно охраняли свои знания, так как опасались потерять своё влияние. Поэтому обучение друидов производилось исключительно устно, и ученик в первую очередь развивал память, чтобы запомнить огромное количество информации.
Цезарь говорил, что было запрещено записывать стихи друидов. Он объясняет запрещение друидов записывать основные положения их учения следующим образом: «Мне кажется такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти». Это нежелание друидов профанировать их учение можно объяснить тем, что друидическое знание было уделом духовной аристократии. Поэтому жрецы запрещали что-либо записывать, чтобы учение не распространилось среди непосвященных.
В связи с этой скрытностью античные авторы не могли сказать чего-либо определенного о внутреннем содержании учения друидов. Тем не менее как в древности, так и в новое время создавались различные гипотезы на этот счет и античными писателями, и исследователями нового времени. Наиболее доступной стороной учения друидов была, видимо, та его часть, которую друиды излагали всей галльской знатной молодежи, а не только неофитам «ордена». Это была целая система прекрасного образования и воспитания. Молодые аристократы приобщались друидами к священным тайнам природы (в частности, у друидов были глубокие познания в астрономии и астрологии) и человеческой жизни. Они узнавали о своих обязанностях, из которых главная состояла в том, чтобы быть воином и уметь умирать (metu mortis neglecto). Хотя сами друиды были освобождены от военной службы, они тем не менее воспитывали молодежь воинственного народа, поскольку были «воинами знания».
Помимо этого знания, имевшего, прежде всего, практическое применение и определявшего важнейшую социальную функцию друидов как воспитателей кельтской молодежи, античные авторы приписывали друидам доктрину особого рода, возвышенную и глубокую. Правда, почти единственной чертой этой доктрины друидов, известной античным писателям, зато чрезвычайно поразившей их воображение, была вера друидов в бессмертие. Цезарь сообщает, что основной аспект учения друидов – это вера в бессмертие души. [2]
Вот одна из трактовок Философии Друидов – так называемые Семь Талантов Друидства:
Первый Талант – философия, которая утверждает, что жизнь – это святой дар и подчеркивает роль человека в ее создании.
Второй Талант – близость с Природой, синхронизация нашей жизни с естественными циклами Природы, а оттуда и развитие чувства общности со всеми живыми существами.
Третий Талант – исцеление с помощью опыта, который помогает лечению и омоложению вместе с душевными и физическими методами здоровья и долголетия.
Четвертый Талант – восприятие нашей жизни, как путешествия через юношество, брак и смерть в имя наших детей.
Пятый Талант – открытие Новых реальностей, Нового сознания, Нового Мира, в которые будут построены на Кельтских и Друидских образах и традициях.
Шестой Талант – развитие наших возможностей как путь к самоусовершенствованию, раскрытию наших творческих сил, психических качеств и интуиции, развитие интелектуальных и духовных сил.
Седьмой Талант – Магия, которая учит тому, как идеи становятся реальностью, как открывать, развивать и изпользовать силу духовного импульса, который Друиды называют Awen (просветление, вдохновление). [11]
Это тексты авторов (рис. 3,4), принадлежащих к так называемой посидониевской группе или посидониевской традиции, у истоков которой стоял философ-стоик Посидоний, бывший в то же время известным и разносторонним ученым, путешественником, историком, этнографом. К этой традиции принадлежат Диодор Сицилийский, Страбон, Цезарь, Лукан, Помпоний Мела, Аммиан Марцеллин и другие, помимо личных наблюдений и других источников, использовавшие материал Посидония. Ко второй большой группе античных источников по друидам и кельтам, называемой александрийской традицией ученых александрийской школы, начиная с I в. н.э. и далее. Это сочинения – Диона Хризостома и Ипполита, Диогена Лаэртского и Александра Полигистора. Их исследования пролагают путь работам ранних отцов церкви III в. н. э.: Клемента, Кирилла и Оригена.
Обе традиции не просто фиксируют наличие идеи о бессмертии души в учении друидов, но проводят аналогии между друидической верой в бессмертие и пифагорейским метемпсихозом. Это естественно, так как это была наиболее близкая параллель, которая в данном случае приходила в голову интеллектуалам классического мира. В посидониевской традиции, вообще достаточно сдержанной по отношению к кельтами друидам, наиболее образно высказался на этот счет в I в. н.э. Валерий Максим: «Рассказывают, что они одалживают друг другу суммы, которые будут выплачены в другом мире, настолько они убеждены, что души людей бессмертны. Я бы назвал их безумными, если бы эти одетые в штаны варвары не верили в то же самое, во что верил грек Пифагор».
Чудовищной на фоне блестящих достижений в области техники кажется почти маниакальная страсть кельтов приносить в жертву человеческие жизни. Эта тема красной нитью проходит во многих сочинениях времени цезарей. Но кто знает, может быть, римляне сознательно делают акцент на этом, чтобы затушевать собственные преступления в войнах, которые они вели в Европе, например, в галльской?
Цезарь описывает групповые сожжения, применявшиеся друидами. Упоминавшийся уже исследователь Биркхан сообщает об обычае пить вино из кубка, сделанного из черепа врага. Есть документы, говорящие, что друиды отгадывали будущее по виду крови, вытекающей из живота человека после удара кинжалом. Те же жрецы вселили в народ страх перед привидениями, переселением душ, оживлением мертвых врагов. И чтобы воспрепятствовать приходу поверженного врага, кельт обезглавливал его труп или разрубал его на части.
К умершим родственникам кельты относились столь же недоверчиво и старались, чтобы покойные не вернулись. В Арденнах нашли могилы, в которых были захоронены 89 человек, но 32-х черепов недостает. В Дюрренберге найдено кельтское захоронение, в котором покойный полностью "демонтирован": отпиленный таз лежит на груди, голова отделена и стоит рядом со скелетом, левой руки нет совсем.
Английский археолог Барри Ганлайф отмечает, что в жизни кельтов непомерную роль играли всяческие запреты, табу. Ирландские кельты, например, не ели мясо журавлей, кельты-британцы не употребляли в пищу зайцев, кур и гусей, а определенные дела можно было делать только левой рукой.
Каждое проклятие, и даже пожелание, по мнению кельтов, имело магическую силу и поэтому наводило страх. Боялись и проклятий, будто бы произнесенных покойником. Это тоже толкало на отделение головы от тела. Черепа врагов или их бальзамированные головы украшали храмы, выставлялись как трофеи ветеранов или хранились в их сундуках.
Ирландские саги, античные греческие и римские источники говорят о ритуальном каннибализме. Древнегреческий историк и географ Страбон пишет, что сыновья ели мясо покойного отца.
Зловещим контрастом предстает архаическая религиозность и высокое по тем временам техническое умение. "Такой дьявольский синтез, – заключает Хаффер, исследователь нравов древних людей, – мы встречаем еще только у майя и ацтеков". [4]
«Весь народ галлов, – пишет Цезарь, – в сильнейшей степени верит в сверхъестественные магические ритуалы; и те, кто страдает разными тяжелыми недугами, отправляется в битву или подвергается какой‑либо иной опасности, либо приносят богам человеческие жертвы, либо клянутся отдать в жертву самих себя, и совершителями таких жертвоприношений выступают друиды, ибо галлы верят, что, поскольку человеческую жизнь можно выкупить только ценой жизни другого человека, воля богов в таком случае не будет нарушена. Кроме того, они устраивают жертвоприношения от имени всего народа. В других местах жрецы делают огромные подобия человеческих фигур, заполняют их живыми людьми и предают огню». Свидетельства таких же ужасных языческих обрядов мы встречаем и в Ирландии. В числе древнейших гэльских текстов до нас дошел и трактат «Диннсенхус», в котором перечисляются знаменитые святилища древности и связанные с ними легенды. Такого рода сведения по сакральной топографии обнаружены в составе нескольких крупнейших средневековых ирландских манускриптов; последнюю «редакцию» их текстов, естественно, осуществили христианские монахи‑переписчики. Однако эти церковники редко позволяли себе вносить изменения в изысканную архитектонику старинных поэм. Еще труднее представить себе монастырского писца, решившего и посмевшего сочинить легенду, в которой описаны человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся у древних ирландцев. Эта поэма (сохранившаяся в составе Лейнстерской, Баллимотской и Леканской книг, а также в старинном компендиуме, так называемом Реннском манускрипте) рассказывает, почему местечко возле современного селения Баллимагавран в графстве Каван получило название Маг Слехт, «Равнина Поклонения»:
Воинственного вида грозный идол,
Носивший имя Кромм Круах;
На всех соседей наводил он страх.
Какая мерзость!
Ему издревле поклонялись гэлы.
Они испрашивали у него
Земель побольше в бренном этом мире.
Он был их богом,
Обманщик Кромм, окутанный туманом.
И толпам тех, кто перед ним молился,
Тем в царство божье не войти вовеки.
Ему с позором
Они потомство в жертву приносили,
Творя ужасные злодейства
И кровью обагряя Кромм Круаха.
Пшеницу с молоком
Они поспешно у него просили
За треть потомства, в жертву принесенного;
Велик был страх и ужас перед ним.
Пред ним покорно
Ниц повергались гэлы благородные.
С тех пор, в воспоминанье дел позорных,
То место стали звать «Равниной поклонения».
…
Они творили зло,
Рубили руки им, тела пронзали,
Взывая к демонам, поработившим их;
И слезы из очей текли ручьями.
…
Пред Кромм Круахом
С мольбой и плачем толпы простирались,
А он глядел на них очами смерти;
Лишь эхо имена их разносило.
По сторонам [стояли]
Четырежды по три таких же истукана.
Чтобы привлечь внимание толпы,
Сам идол Кромма сделан был из золота.
Со времени правленья
Почтенного издревле Геримона
Здесь люди поклонялись тем камням,
Покуда не пришел блаженный Патрик.
Он молотом по Кромму,
От головы до пят по идолу прошелся,
И расколол на мелкие куски
Позорный идол, древле там стоявший.
Таким образом, старинное предание, которое у нас есть все основания считать аутентичным, свидетельствует о том, что в древней Ирландии совершались человеческие жертвоприношения. Согласно процитированным строфам, на заклание обрекалась третья часть здоровых детей, и происходило это, по всей вероятности, каждый год. Это делалось ради того, чтобы умилостивить силы природы и выпросить у них урожай зерна и трав, которыми питались люди и их скот. [7]
2.2 Книга из Дарроу
Книга из Дарроу, Евангелие из Дарроу (Book of Durrow; Дублин, Тринити колледж) – иллюминированный манускрипт, созданный в VII веке. Место создания точно не установлено, возможно книга была создана в Нортумбрии (Северная Англия) или в Аббатстве Дарроу в графстве Лаоис, Ирландия. Книга содержит Евангелия, и, вероятно, является старейшей из дошедших до нас полных иллюстрированных книг с Евангелиями, созданных в Британии и Ирландии.
Содержимое – четыре Евангелия и вспомогательные таблицы в предисловии к ним. Формат книги 247 на 228 мм, книга состоит из 248 пергаментных листов. Содержит большое количество миниатюр, включая шесть «ковёрных» страниц, полностью занятых узорами, полностраничную миниатюру с символами четырёх Евангелистов, четыре полностраничных миниатюры с символами каждого евангелиста и шесть страниц с декорированным текстом. Книга написана островным шрифтом. [7] (Рис. 6-9)
2.3 Развитие искусства
Геометрический стиль раннего железного века сменился на склоне гальштаттского времени более живой звериной и растительной орнаментикой, которую обогатили и мотивы человеческой головы, пользующиеся особою любовью в аристократической среде.
С юга и юго-востока в кельтские усадьбы поступали дорогие привозные товары, новые образцы и новая мода. Однако вскоре, самое позднее со второй половины V века, при кельтских усадьбах начали возникать местные художественные мастерские. Работавшие в них ремесленники-художники сочетали собственное творчество и умение со знанием чужих образцов и мотивов; обрабатывая их по своему, они создавали те оригинальные украшения, в которых всё чаще проглядывали элементы зарождающегося латенского стиля, рис. 10.
Раннелатенский стиль рождался при усадьбах, главным образом, между Мозелем, Сарой и Рейном. Это древнейшее чисто кельтское искусство имело несколько корней и ряд основных элементов. Южные и южно-восточные элементы были итальянского и греческого происхождения, и возможно, что непосредственно оттуда со временем приходят ремесленники-художники, чтобы предложить свои услуги кельтской знати.
Ранние кельтские ювелирные мастерские часто работали с почти чистым золотом, до 99% чистоты. Доказательства существования таких мастерских представила археология. В Лангенхейме (Таунус) и Сеффервайхе (Эйфель) мы находим необработанный материал и заготовки, в Нейвидском бассейне недалеко от Кобленца (Коблиц) в разных местах обнаруживаем почти аналогичные изделия, вышедшие, по всей вероятности, из одной мастерской; это не только украшения, но и оковка повозок (Вальдгалльшейд, Бессеринген, Керлих).
Кельты не проявили себя ни в создании крупных политических образований государственного характера, ни в монументальной архитектуре. Кельты не были творцами архитектурных памятников монументального характера, они были лишь строителями крепостей, которые говорят об их организаторских способностях и являются результатом хорошо организованной работы огромных коллективов. Обычные системы укреплений в кельтском мире возводились в соответствии с древними местными традициями. Об описываемой Цезарем типичной галльской стене, географически ограниченной определенными областями кельтского мира, упоминалось уже в главе об оппидумах. Там, где все же возводились постройки репрезентативного или монументального характера, это происходило под чужим влиянием и с чужой помощью. Это имело место при постройке крепости с бастионами в Гейнебурге в позднегальштаттский период и при постройках на южнофранцузском побережье в ла-тенский период. В так называемой кельтской архитектуре и скульптуре необходимо принципиально различать южнофранцузскую территорию в окрестностях Массилии и в нижнем течении Роны, по существу кельтско-лигурийскую, от собственно кельтских внутренних областей, начиная с Франции на восток по чешские земли и Карпатскую котловину. [1]
Не монументальная скульптура и архитектура, а художественное ремесло стало основной отраслью кельтского искусства, которое внесло крупнейший вклад в развитие Средней и северной Европы. Виртуозная техника обработки с самого начала сочеталась с особым тяготением к орнаментике и создавала изделия непреходящей ценности. Раннелатенский стиль, развивавшийся почти сто лет, примерно с середины V века, несёт многочисленные черты искусства примитивного, в котором лишь постепенно находят своё место все характерные элементы и мотивы (рис.11) [8]
кельтский культурный традиция искусство
2.4 Кельтская скульптура в Галлии и в Средней Европе
Как доказывают сделанные находки, кельтская фигуральная пластика внутренних областей бедна, редка, в большинстве своем схематична, более или менее столбообразной (стелообразной) формы, с декоративными элементами. Она встречается во Франции, в прирейнских областях и в Чехии. Она тесно связана с культовыми и религиозными представлениями, а кельтское тяготение к орнаменту, которое так ярко проявилось особенно в мелкой бронзовой индустрии, нашло свое отражение и в пластике. Галльские скульптуры лишь изредка достигают крупных размеров. Некоторые из них совсем маленькие и очевидно были лишь символами; часто в них сказываются пережитки старых времен и даже представления тотемистического характера
Известняковая статуэтка бога с изображением дикого кабана на груди и с кельтской шейной гривной – торквесом из Эффинье в бассейне Марны имеет всего 26 см в высоту и по технике напоминает деревянные пластики. По духу своему она кельтская, и иногда ее относят к более древнему периоду, в действительности же она относится скорее к позднелатенскому времени, когда во всем кельтском мире мы находим бесчисленное количество кабаньих фигурок; в большинстве своем это маленькие бронзовые статуэтки, возможно символического назначения, являющиеся яркими образцами стандарт кого производства; они исполнены также в рельефе на скульптурных работах или вычеканены на торевтических изделиях. Лишь очень редко такие статуэтки бывают крупных размеров Бронзовый кабанчик из Неви-ан-Сюлли (Луаре) относится к числу таких более крупных бронз (высота 68 см); друиды, очевидно, спрятали его в период римской оккупации в землю на левом берегу Луары против главною святилища, находившегося на противоположном берегу реки у нынешнего Сен Бенуа-сюр Луар (Флориакум, Флери).
Несколько экземпляров кельтских скульптур обнаружено в прирейнских областях и в Вюртемберге. Они опять-таки по преимуществу менгирообраз-ны, столбовидные. Очень древние черты носит обелиск из Пфальцфельда в гунсрюкской области (Рис. 12). Со всех четырех сторон он украшен рельефами, которые еще напоминают ранний стилькельтского искусства; голову венчают рыбьи пузыри, а рельефно исполненные S-образные узоры или соединены друг с другом или составляют мотив лиры. Этот пирамидальный столб из песчаника, 148 см в высоту, возможно первоначально заканчивался человеческой головой и может относиться к 4 или 3 веку
В этой связи нельзя не упомянуть голову героя, сделанную из песчаника, поскольку она является особо важной находкой для ознакомления с кельтской пластикой. На восток от прирейнских областей это пока единственная находка, но из известных до сего времени пластик она является самым типичным кельтским произведением, возникшим в кульминационный период кельтского могущества в средней Чехии, скорее всего во 2 веке до н.э. И здесь можно предполагать некоторые юго-восточные влияния, однако общий вид, последовательная стилизация плоского человеческого лица, рта, усов, глаз и волос – все это в целом носит выразительные кельтские черты; волосы обрамляют голову как венец скорее орнаментального характера, на шее – типично кельтский торквес. Пока эта голова является редкостным уникумом без точных аналогий в Галлии и служит ясным доказательством того, что кельтская скульптура пустила корни и в Средней Европе. Это означает, что в чешских землях были такие же культовые обычаи, что и в Галлии, и что они лаже менее подверглись южным влияниям. Голова была отбита от какой-то подставки или от целой статуи и происходит из одного из центров кельтского могущества в Чехии; а так как таких центров было в Средней Европе много, а в некоторых областях есть признаки явной концентрации кельтских могильников и поселений, то можно ожидать, что в будущем будут сделаны новые подобные находки. [1]
2.5 Кельтские маски
Еще перед концом 5 века в кельтском искусстве появляется мотив человеческой маски, иногда увенчанной двулистной короной и сопутствующий ему мотив так называемых «рыбьих пузырей». Мотив маски был, без сомнения, заимствован в Средиземноморье и в кельтской среде прошел различные стадии развития – от форм преувеличенно безобразных к более естественным. (Рис. 13-14)
Очень важную роль в культовой камни кельтов играла маска. Кельтские маски не представляют собою верных изображений богов или героев и не всегда предназначались для человеческого лица. Они скорее символы, служащие культовым целям, сильно стилизованы и часто по размерам гораздо меньше человеческого лица.
Кроме того, к нему прибавился мотив "рыбьего пузыря", как очень характерный кельтский мотив, долго потом пользовавшийся популярностью и заимствованный также кельтскими скульпторами. [8]
2.6 Кельтский стиль
Цветовая гамма в кельтском дизайне мрачная и природная – коричневый, темно-зеленый, бордовый оттенки. Светлые цвета – каменно-серый и холодная гамма океана.
В оформлении часто используют мотив живого дерева с широкой кроной и переплетенными ветвями. (Рис. 16)
Но, безусловно, самым важным элементом дизайна в кельтском стиля является орнамент. Большой круглый орнаментальный элемент часто занимает центральную часть декорируемого объекта. Много места также отводится широкой плетеной рамке, и обязательно красиво выписанными кельтскими углами. Нужно отметить, что если в композиции участвует текст (например, оформление страниц книги), то само оформление зачастую занимает больше площади, чем информация.
Древние кельты верили, что человеческий дух является частицей мирового Духа. Что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Каждый путь – особенный, каждый путь – неповторимое переплетение событий, судеб, испытаний и преодолений. Кельтские орнаменты – это символические карты Пути. Законы кельтов строго запрещали совершенствовать или менять ключевые детали орнаментов, считая, что их дали боги.
Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается из отдельной нити – нити жизни. Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она переходит из одного элемента в другой, а потом, через множество переплетений, возвращается обратно. Это символ непрерывности и связи всех вещей во вселенной.
Не случайно один из самых древних кельтских символов – это лабиринт, символическое отображение человеческого пути. Кельтские лабиринты ведут к центру – духовному началу, которое присутствует во всем. Много позже английские и ирландские монахи использовали такие орнаменты в ранних христианских рукописях, указывая таким наглядным способом дорогу тем, кто идет по духовному пути.
Своим неожиданно ранним расцветом христианское искусство в Ирландии и на многих британских островах обязано местным источникам. В книжных иллюстрациях переплелись геометрический криволинейный орнамент кельтского происхождения с германскими "плетеными" изображениями животных. (Рис. 15) [10]
2.7 Кельтский крест
Кельтский крест, иногда называемый крестом Ионы или круглым крестом.
Круг символизирует как солнце, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно, происходит от "Хи-Ро", монограммы из написанных по-гречески первых двух букв имени Христа, что стало предпосылкой распространения креста как символа Христа.
Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака. [10]
В Ирландии существует поверье, что кельтский крест появился на острове благодаря святому Патрику – миссионеру, обратившему жителей острова в христианство. Согласно ему, кельтский крест – это объединение креста, символа христианства, и символа солнца, чтобы дать обращённым в христианство из язычества идею о важности креста, связав его с идеей языческого солнечного божества. На ранних кельтских крестах встречаются такие христианские символы, как рыба и хризма. [9] (Рис. 17)
Исходя из вышесказанного, их культура была очень богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста. Археологические раскопки, проведённые в последнее время, помогли пополнить знание об образе жизни и традициях народа. Так же как и большинство древних народов, кельты верили в загробную жизнь, и при захоронении оставляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, вплоть до телег и повозок с лошадьми. В наиболее тяжёлых жизненных ситуациях, таких как война, болезни или другие опасности, приносились также человеческие жертвоприношения.
Кельтская мифология оказала огромное влияние на мировую литературу. Многие писатели, такие как Шекспир, Вудсворт, Толкин, Теннисон и другие, вдохновлялись интереснейшими легендами о Кухулине, о короле Артуре, о любви Тристана и Изольды, о племенах богини Дану.
Глава 3
3.1 Кельты в наше время
Кельтские регионы – районы в современной Европе, заселённые носителями кельтской культуры и кельтских языков. Таковыми считаются 6 территорий: Бретань, Корнуолл, Ирландия, Остров Мэн, Шотландия и Уэльс. На каждой из этих территорий говорят или говорили раньше на одном из кельтских языков. Кроме того, районы северной части Пиренейского полуострова, например Галисию, иногда также считают кельтскими, в связи с уникальной культурой региона, однако в наше время на кельтских языках там не говорят. До расширения Римской империи и германских племён, большая часть Западной Европы была кельтской. [9]
Связи между кельтскими регионами поддерживаются в разных контекстах, таких как политика, культура, язык и спорт.
Кельтская лига – политическая организация, которая выступает за политические, языковые, культурные и социальные права, затрагивающие один или более из кельтских народов.
Кельтский конгресс – неполитическая организация, основанная в 1917 году, которая стремится помогать кельтской культуре и языкам, поддерживать интеллектуальный контакт и тесное сотрудничество между кельтскми народами.
Фестивали культуры кельтских регионов включают фестиваль Interceltique de Lorient (Бретань), Pan Celtic Festival (Ирландия), National Celtic Festival (Портарлингтон, Австралия), Celtic Media Festival (показ фильмов кельтских народов), и фестиваль Eisteddfod (Уэльс) [9]
В современной Европе до сих пор встречаются кельтские названия. Среди них:
Амьен – от имени галльского племени амбианов;
Бельгия – от имени племени белгов;
Белфаст – по-кельтски «бел ферсде» – «брод песчаной отмели»;
Богемия (устаревшее название исторической области Чехии) – от имени племени бойев;
Бретань (область во Франции) – по имени племени бриттов;
Британия – то же;
Бурж – от имени племени битуригиев;
Галатия (историческая область на территории современной Турции) – от названия кельтов греками "галаты";
Галисия (провинция в Испании);
Галлия – (историческая область на территории современной Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии);
Дублин – по-ирландски «чёрное озеро»;
Кардифф;
Кемпер – по-бретонски «слияние рек»;
Кембрийские горы – от древнего самоназвания валлийцев, кимры;
Лангр – от названия галльского племени лингонов;
Лион – «Крепость Луга», от древнего названия «Lugdunum» (Lug – галльский бог Солнца, галл. «dun» – крепость, холм);
Нант – от имени племени намнетов;
Овернь – от имени племени арвернов;
Париж – от названия кельтского племени паризиев;
Перигор – (историческая область во Франции);
Пуатье – от названия племени пиктонов (пиктавов);
Сена (река во Франции), от галльского Sequana;
Тур – от имени племени туронов;
Труа – от имени племени трикассов.
Кельтский орнамент очень часто встречается в бижутерии и татуировках, а мифология – в современных художественных произведениях, а кельтская музыкаи танец популярны у современных исполнителей.
3.2 Что оставили кельты миру?
Любовь к природе
Каждый из Восьми Кельтских празников (Имболг, Остара, Белтен, Лита, Лунасах, Ламас, Мейбон, Сауин и Юл) содержит ритуалы почитания к „Матери Природе”. На празнике Белтен, Бог Бел одет в тунику с зелеными листьями и его называют „Зеленый Джак”.
Даже гороскоп Кельтов связан с деревьями: знаки зодиака названы различными именами деревьев и меняются каждые 10 дней.
Равенство мужчин и женщин
По Кельтской мифологии жизнью руководит „Тройное Божество”: Девушка, Мать и Бабушка, которые являются символами Жизни, Смерти и Перерождения. По этой причине, вероятно, у Кельтов соблюдалось первое в Европе равенство полов.
Современники Кельтов с удивлением описывают Кельтских женщин-полководцев, женщин-торговок и собственниц недвижимости, даже женщин-друидов.
Предметы из железа
Плуг. Когда Кельты не воевали, они были хорошими фермерами, настолько хорошими, что могли иметь на поле до 8 волов одновременно. Поэтому они изобрели метальный плуг, который в комбинации с упряжкой волов был намного эффективнее.
Меч, кольчуга. В Къркбуме был найден меч, который собирается из 70 различных частей (вероятная причина – тайный перевоз меча). Меч и ножны собираются из 70 отдельных частей, что говорит о высоком мастерстве Кельтских оружейников.
А вот еще более впечатляющий факт – около III в. до н.е. Кельтские мастера изобрели кольчугу, которая известна и до сегодняшнего дня. Римские современники пишут, что Империя скопировала кольчуги с тел убитых Кельтов и, таким образом, этот атрибут распространился по Европе.
Заключение
Кельты – это, вероятно, одна из самых старых паневропейских цивилизаций, а Кельтские обычаи и божества имели существенное влияние на раннее христианство.
Принято датировать появление Кельтов VIII-VII веками до н.э., но есть доказательства и о более ранним их присутствие в Европе. Есть даже археологические доказательства присутствия Кельтов на территории сегодняшней Франции и западной Германии около 1200 лет до н.э., но большинство археологов считают, что „первые Кельты” были найдены во время раскопок в местности Hallstatt в Австрии.
Римляне называли Кельтов – „Галлы”, греки – „Кельты”, но и в обоих языках это переводится как „варвары”. В V-III веках до н.э. Кельты непобедимы, они завоевывают большую часть Европы, особенно северную часть, а в III веке до н.э. устремляются на юг.
Около 281 г. до н.э. Кельтское войско достигает земель сегодняшней Болгарии и основывают Царство, которое называют Тиле, потом продолжают поход на юг и в землях сегодняшней Турции, в Анадоле, основывают самое южное Царство – Галатия. Галатия просуществовала более 300 лет (по некотором источникам – даже дольше), но Тиле явно очень мешала фракам и они уничтожили это Кельтское Царство около 218 г. до н.э.
Значение кельтов для европейской цивилизации не имеет аналогии в древнейшей истории Европы. В древнее время им принадлежит заслуга сближения „варварской" Европы с источниками развитой южной культуры и цивилизации рождающегося античного мира. Позже кельты использовали свои организаторские способности, свои технические достижения и содержание художественных произведений и создали ту экономическую и торговую базу, основные черты которой наложили свою печать на среду в целом. Они обогатили европейскую цивилизацию более совершенными производственными методами и процессами, ввели большую специализацию производства и тем самым создали предпосылки для последующего развития в средние века. Они завершили в Средней Европе древнейшее развитие цивилизации. Позже они потеряли свои политические и экономические позиции, но кельтские традиции с очаровательными отголосками в мелких художественных произведениях и их таинственным миром героических подвигов, легенд и сказаний, так упорно коренящиеся особенно на западе, сделались богатейшей сокровищницей европейской культуры, из которой черпали ее выдающиеся представители. Современный мир часто даже не сознает этого.
Список литературы
1. Филип Ян. Кельтская цивилизация и её наследие- Прага: Издательство Чехословацкой Академии Наук, 1961.
2. Леру Франсуаза. Друиды. Пер. с франц. Цветковой С.О. СПб., 2003, с. 7-23.
. Анна Кривошеина. Кто вы, кельты? / А. Кривошеина // Человек без границ.
. Г. Александровский. Кельты – загадочный народ, потомки которого и до сих пор живут в Европе / Наука и жизнь / по материалам «Шпигель» №3, 1998
. А.Н. Фанталов. Индоевропа и ее мифологические образы. Материалы международного симпозиума в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, СПб. 1999.
. Белова Н.Н., Монгайт А.Л. Кельты.
. Кельты. Энциклопедия. Кельтские мифы и легенды
. Кельтское искусство
. Википедия. Кельты
. Этнические стили. Кельтский стиль
. Кельты в истории и современности
Рис. 1. Одежда кельтов
Рис. 2. Кельтский доспех
Рис. 3. Тексты авторов, принадлежащих к так называемой посидониевской группе или посидониевской традиции
Рис. 4. Тексты авторов, принадлежащих к так называемой посидониевской группе или посидониевской традиции
Рис. 5 Знаменитое захоронение гальштатской княгини: в кузове четырехколесной колесницы лежала молодая женщина с золотой диадемой на голове и огромным количеством украшений тончайшей работы, а в углу стоял огромный бронзовый кратер высотой 164 см и весом 208 кг
Рис. 6-9. Книга из Дарроу
Рис. 10. Художественные шейные гривны (торквес) с пластически обработанными маскообразными и печаткообразными концами являлись знаками достоинства их носителей: 1 Филоттрано, Италия (золото); 2 Франс-ле-Бюинсеаль, Бельгия (золото); 4 Оплоты у г. Подборжаны, Чехия (золото); 5 вальдальгесхейм (р-н Крейцах), Германия (золото).
Рис. 11. Бронзовые фигурки кабана латенского времени: Зальцбург-Райнберг, Австрия; Табор, Чехия (посредине); Бата, Венгрия (внизу)
Рис. 12 Пфальцфельд (Ст. Гоар). Кельтский столб из грубого песчаника, высота сохранившейся части 148 см
Рис. 13-14. Маска Зеленого человека – один из самых ярких мотивов кельтской мифологии
Рис. 15. "Черный пегас"автор Bradley W. Schenc
Рис. 16. Celtic Pheasant Fantasy by Janet Marshall
Рис. 17. Кельтский крест