- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 845,56 Кб
Культура России XVIII века
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА
.1 Экономические, политические и социальные условия развития русской культуры в XVIII веке
.2 Особенности развития культуры и её периодизация в XVIII веке
. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА
.1 Наука и образование
.2 Русская литература XVIII века
.3 Русский театр в XVIII веке
.4 Расцвет русской живописи в XVIII веке
.5 Новые тенденции в архитектуре XVIII века
. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в XVIII веке
.1 Вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России
.2 Культура Орловского края в XVIII веке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы. Для написания курсовой работы мы выбрали значимую и важную тему – «Культура России XVIII века». Её значимость и важность обусловлены тем, что именно данная эпоха характеризуется интенсивным расцветом в России культуры, заложившей основы для дальнейшего развития универсальной российской культуры.
Актуальность контрольной работы. Безусловно, выбранная тема актуальна. Несмотря на целый ряд крупных и серьезных исследований, посвящённых русской культуре XVIII века, которые появились в последнее время, дворянская культура данного периода остается по-прежнему малоизученным социокультурным явлением в истории русской культуры. Хотя в истории России XVIII столетие поистине можно назвать с полным правом судьбоносным. Оно стало временем коренных перемен, которые были вызваны осуществлением петровских реформ. Петр I своими преобразованиями повернул круто Россию в сторону Запад. Для развития России и русской культуры данный поворот и его последствия стали предметом острого спора мыслителей и ученых, который разгорелся с особой силой в XIX. веке и продолжается вплоть до настоящего времени.
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели XVIII века опирались в то же время на коренные отечественные традиции, которые были накоплены за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт, которым обладало древнерусское искусство. Россия именно в силу этой глубокой преемственности в течение XVIII века сумела не только активное участие принять в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, которые утвердились прочно в музыке и театре, в живописи и архитектуре, в поэзии и в целом в литературе.
Россия продолжала интенсивно расширять свои территории, превратившись в огромную страну-империю. Реформы и преобразования, начатые в XVIII в., также продолжались, и Россия изменялась ускоренно, обретая свое законное и достойное место среди ведущих держав мира. Эти размышления ясно указывают на актуальность выбранной нами темы курсовой работы.
Объект изучения – культура России XVIII века; предмет исследования – особенности культуры России XVIII века.
Цель курсовой работы – подробно представить культуру России XVIII века. Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:
.Уяснить экономические, политические и социальные условия развития русской культуры в XVIII веке.
. Раскрыть особенности развития культуры в XVIII веке
.Рассмотреть основы теории русской литературы.
.Охарактеризовать новую художественную литературу с развитой системой жанров.
. Осветить вопрос рождения русского театра.
. Охарактеризовать развитие разнообразных жанров живописи.
. Заострить внимание на принципах архитектуры Нового времени.
.Представить вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России.
.Рассмотреть культуру Орловского края в XVIII веке.
Данная тема нашла довольно широкое освещение в специальной литературе. Исследователи своё внимание останавливают на отдельных моментах данной эпохи.
При анализе исследуемого материала использовались следующие методы исследования: знакомство с литературой по данной теме, метод анализа, методы сравнения.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, разбитых на ряд параграфов, выводов, заключения, списка литературы.
1. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА
.1 Экономические, политические и социальные условия развития русской культуры в XVIII веке
Следует обратить внимания на стойкую традицию выделения XVIII столетия как целостного по своим особенностям в общественном, политическом, бытовом, культурном отношениях. Вряд ли было ещё какое-нибудь столетие так пристально и упорно привлекавшее внимание исторических романистов, публицистов, ученых, просто любителей истории как «XVIII век». Культуру допетровской России объединяют обычно понятием «древняя» (иногда именуя «средневековая»). Культуру XVIII в. Отграничивают привычно от «древнерусской», но также и отдельно оно стоит от последующего времени.
Понятие «культура XVIII в.», традиционное для «Очерков русской культуры», охватывает не только то, что относится к духовной культуре, а и культуру сельскохозяйственного производства, политическую, культуру, военное искусство, способы деятельности людей того времени в области суда и права, медицины и здравоохранения, изучения природных условий страны, торговли и т. п.
Не одни только результаты, выдающиеся достижения, создаваемые деятельностью людей духовные и материальные ценности, но в первую очередь организация, стимулы, формы, условия и т. д. человеческой деятельности позволяют объединять понятием «культура» столь разнообразные явления, как труд работного человека на мануфактуре, труд издателя журналов и книг Н. И. Новикова или поэта Г. Р. Державина[11, c. 157]. В частности, данный такой подход к понятию «культура» даёт возможность избежать элитарной ее трактовки, когда своё внимание исследователи направляли преимущественно на те явления, которые представляются им достижениями наиболее выдающихся деятелей культуры. Из сферы культурной деятельности невольно исключается реальная многообразная жизнь всех общественных слоев, в контексте которой адекватно только и могут быть поняты высшие достижения художественного творчества, общественно-политической мысли и науки.
Понятие «русская культура XVIII в.» в себя вбирает культуру русского народа в целом в определенный период его истории. Понятие «русская культура XVIII в.» также в себя включает множество частных понятий, как например: искусство, общественная мысль, культура сельскохозяйственного, промышленного производства, , и др. Еще один круг парных понятий: средневековая (традиционная)-новая культура; культура народности- национальная; дворянская – крестьянская; городская культура-культура усадьбы и т. д.[17, с. 59].
Реформы Петра I в России, открывшие эту эпоху, способствовали созданию необычной культурной ситуации. Европеизация, которая коснулась лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянским сословием и основной массой населения страны. В России той эпохи возникли как бы две культуры: господствующая, которая тесно сблизилась с европейской, и народная, остававшаяся по преимуществу в своей основе традиционной.
В истории русской культуры огромнейшую роль сыграла эпоха Петра I. В начале XVIII в. культура переходит от средневековья к периоду нового времени, все сферы жизни общества были подвержены европеизации, произошла секуляризация культуры.
Петровская эпоха вызывала всегда споры своей неоднозначностью и сложностью. Но однозначно то, что реформы Петра отнюдь не означали радикального разрыва с национальными традициями, с прошлым русского народа, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие[3, c. 98]. Для культуры данного периода характерна быстрая смена стилей (классицизма, барокко). Появляется авторство создаваемых культурных произведений. Искусство приобретает светский характер, отличаясь большим разнообразием в жанровом отношении и пользуясь поддержкой государства. Но художественная культура первых десятилетий XVIII в., наряду с появлением данных тенденций, еще сохраняла ряд черт предшествующего столетия, характеризуясь переходным характером.
Петр I Россию с средневековым христианским мышлением, патриархальностью и глубоко укоренившейся архаикой решительно заставил сделать шаг в направлении Нового времени. «Отсюда и чрезвычайная хрупкость преобразований и непредсказуемость хода историко-культурного развития в России XVIII в. Отсюда и формирование ряда «оппозиционных пар» в российском социокультурном процессе XVIII-XIX вв.»[12, c. 63].
В XVIII в. две тенденции наметились в развитии России, соперничавшие между собой и представленные «просвещенным» меньшинством (культурной элитой) и консервативно настроенным большинством («непросвещенной» массой). Это была неосознанная борьба между «почвенниками», отстаивавшими самобытный путь развития России,и прозападнически настроенными поборниками реформ. Идеи западнических реформ и либерализма исходили нередко из властных структур; представителей данного направления называть стали «западниками». Господствующие в то время национально-почвеннические и охранительно-консервативные настроения поднимались «снизу», совпадая полностью с настроениями народных масс и большинства провинциального поместного дворянства; представителей этого направления стали именовать «славянофилами».
По сути, проведение реформ «сверху» подчеркнули еще более и усилили различие между «благородным» сословием и «подлыми людьми», которыми называли основную массу крестьянского населения. Данные различия «выражались как в образе жизни, так и проявлялись в стиле мышления. С одной стороны – вестернизация (западный образ жизни) и стремление к просвещению, в начале поверхностному, а затем глубокому гуманитарному образованию; с другой стороны – консервативные традиции, усиление крепостного права и практически сплошная неграмотность»15, c. 71].
Реформы осуществляли командно-деспотическим способом, а их результаты отразились в явлении, получившим название «демократия несвободы». Суть названного явления была заключена во внешней демократизации восточного типа. В России к концу XVIII в. осуществилось оформление оппозиции абсолютизму в лице творческой интеллигенции и просвещенного дворянства. В 1825 г. представители просвещенного дворянства выступили открыто против абсолютизма.
Но гораздо более, чем открытое выступление против самодержавия, умы оппозиции занимали социально-политические, эстетические и нравственно-религиозные проблемы: правомерность элитарного положения дворянства в обществе, значительность человеческого существования и человеческой личности, пути нравственного совершенствования общества, исправления нравов (А. Кантемир, Н. Карамзин, Н. Новиков, П. Радищев, Д. Фонвизин, М. Щербатов и др.).
Так называемая дворянская культура в результате таких бурных процессов раскололась к концу XVIII в. на два крыла – консервативно-охранительное, которое стало опорой абсолютизма, и либеральное, характеризующееся неприятие мофициальной церкви и просвещенного абсолютизма, которым допускалось пренебрежение к личности и крепостное право.
.2 Особенности развития культуры и её периодизация в XVIII веке
Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия[25, c. 112].
Реформы русскую «культуру-веру» расчленили на «веру» и «культуру», создав две культуры: религиозную и светскую; при этом религиозная часть культуры отошла на периферию национально-культурного развития, а светская культура укоренялась.
В русской истории впервые интерес к художественной культуре оказался неизмеримо велик: теперь литературные произведения стали читать не только в светских салонах, но и ней проявляли огромный интерес в среде зарождающейся интеллигенции (учителя, парикмахеры, чиновники и т.п.). В норму жизни «просвещенного» общества вошли спектакли и музыкальные вечера. Признаком хорошего тона и даже модой считалось коллекционирование фарфора, картин, книг.
В развитии художественного творчества в XVIII веке выделят эпоху барокко 40-50-е годов и эпоху классицизма второй половины XVIII века.
Русская культура XVIII в. стала проникаться принципом историзма: история с этой поры предстает как искусственное «воскрешение» прошлого, как память, преследуя цели назидания, воспитания, задачу осмысления, анализа извлеченного опыта или отталкивания от прошлого, как «урок» настоящему. Одновременно с этим зарождается и ориентация русской культуры на будущее, ее апелляция к установкам и идеям развития. Отсюда развитие в XVIII в. профессионального научного интереса к изучению национальной истории – становление отечественной истории как науки (В. Татищев, М. Ломоносов, Г. Миллер, М. Щербатов, И. Болтин и др.) и опыта художественного осмысления в поэзии, прозе и драматургии (А. Сумароков, М. Херасков, Я. Княжнин, Н. Карамзин и др.)[6, c. 120].
Так или иначе в России с началом Петровских реформ возникла ситуация социокультурного переворота. В русской культуре доминирование получил принцип неограниченной свободы, стали трансформироваться чуть ли не революционным образом формы житейского поведения; культурные ценности; стиль и идеи и произведений культуры. Внедрение получили новые традиции и обряды, в то время как старые стали отвергать. Изменение произошли в культуре быта – разумеется, все эти изменения осуществлялись в рамках жизни довольно узкого круга людей, европейски образованных. Присутствие формальной и содержательной «новизны» становилось обязательным требованием русского «века Просвещения».
Для России XVIII век знаменателен значительными достижениями и заметными переменами в области искусства. Изменились его характер, содержание, жанровая структура, средства художественного выражения. Русское искусство и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре, и в графике выходило на общеевропейские пути развития. В недрах XVII века, в петровские времена, протекал процесс «обмирщания» русской культуры. В развитии и становлении светской культуры общеевропейского типа нельзя уже было полагаться на старые художественные кадры, для которых не по плечу оказались новые задачи. Иностранные мастера, приглашаемые в те годы на русскую службу, не только помогали в создании нового искусства, но и становились учителями и наставниками русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу[20, c. 134].
Многие русские мастера таким способом получили высокую подготовку в Голландии, во Франции, в Германии, Англии, Италии. Как нам кажется: русское искусство именно на данном этапе вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, которые были выработаны в западноевропейском искусстве нового времени, через которые пройти предстояло свой путь и ему. Но вначале процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи[9, c. 44].
Итак, все эти изменения, ещё раз это подчеркнём, касались дворянского сословия. А вот большинство крестьян в XVIII в. жило в по-прежнему избах, которые топились по-черному. Зимой в избе вместе с людьми содержали молодняк скота. Отсутствие гигиены и скученность вызывали высокую смертность, особенно детскую . Хотя были и тут кое – какие изменения: изменилась конструкция избы: появились деревянный потолок и такой же пол.
Подавляющее большинство крепостных крестьян было неграмотной частью населения. Досуг, который появлялся обычно лишь в зимнее время, когда крестьяне завершали сельскохозяйственные работы, заполнялся традиционными развлечениями: хороводами, песнями, катанием с ледяных горок, посиделками. Традиционными оставались и семейные отношения. Вопреки указу Петра I, решение о браке, как и прежде, принимали не столько молодые, сколько за них решали старшие члены семьи.
Быт богатого помещика не имел совершенно ничего общего с деревенским. Ежедневный стол помещика, интерьер его жилища, его костюм, от крестьянских отличались не только богатством, как в XVI-XVII в., но и самим типом. Помещик надевал камзол, мундир, а позднее – облачился во фрак, держал повара, готовящего изысканные блюда. Обычно богатые дворяне поваров старались выписывать из-за границы. В богатых усадьбах имелась многочисленная дворня, которая состояла не только из кучеров и лакеев, но и содержала собственных портных, сапожников и даже музыкантов. Но такой образ жизни был характерен для знатной и богатой верхушки дворянства. У мелкопоместных дворян и запросы, да и сами возможности, были значительно скромнее.
Даже в конце XVIII в. лишь немногие дворяне приобретали хорошее образование. И все же именно усадебный быт, свобода от материальной нужды и служебных обязанностей и обеспечили расцвет культуры второй половины XVIII [15, c. 59].
В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:
· первая четверть века, связанная с реформами Петра;
· эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;
· последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства[7, c. 321].
Итак, Русское Просвещение, начиная с Петровских реформ и кончая «золотым веком» Екатерины, одновременно выступало как обновляющая и разрушительная сила по отношению к древнерусской культуре и ее ценностям, традициям и нормам Святой Руси, допетровской цивилизации, и в этом проявляется ярко его модернизационный смысл и характер.
культура живопись архитектура наука
.1 Наука и образование
Петровские реформы способствовали политическому и экономическому и подъему страны. Вперёд значительно продвинулось просвещение, что большое влияние оказало на дальнейшее развитие культуры.
С 1 января 1700 г. введено было новое летоисчисление – от Рождества Христова. В 1719 г. был организован в России первый естественно-исторический музей, названный Кунсткамерой. Этот музей был создан с целью пропаганды научных знаний. В нем помещены были исторические реликвии, зоологические и иные коллекциями (раритеты, всякие диковины, “монстры”).
При Петре 1 образование составило часть государственной политики, и связан такой шаг был с тем, что для осуществления реформ требовались государству образованные люди. При Петре 1 стали открываться общие и специальные школы, подготовлены были все необходимые условия для основания Академии Наук.
В Москве в 1701 г. открылась Навигационная школа, ставшая первым светским государственным учебным заведением. Также было создано несколько профессиональных школ – Медицинская, Инженерная, Артиллерийская. В первой четверти XVIII в. открылись духовные семинарии, церковноприходские училища, цифирные школы.
Организация высшего и среднего образования связана тесно с созданием по указу Петра I Академии Наук (1724 г.). В её состав вошли гимназия, Университет и Академия. Учреждение Петербургской академии наук положило начало организационному оформлению научной деятельности в России. Академическая наука рассматривалась изначально как своеобразный научный департамент, руководствующийся потребностями государства. Академия наук и художеств (так она называлась в проекте Петра I) в свой состав включала «три класса наук»: математический, включавший механику, теоретическую математику, навигацию, географию и астрономию: физический, который включал экспериментальную и теоретическую физику, ботанику, астрономию и химию. В гуманитарном классе планировали обучение новой и древней истории, красноречию, этике, политике, и праву.
«В Академии не предусматривалось проведение исследований в области богословия, она изначально носила светский характер. Это же касалось и преподавания в созданных Академической гимназии и Академического университете, в которых предусматривалась подготовка будущих академических работников. Первыми приглашенными из-за рубежа членами Академии были ученые с мировым именем – математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, астроном Г. Делиль и др. Первым русским академиком был избранный на должность профессора (академика) химии в 1745 г. М. В. Ломоносов. Позже членами Академии стали С. П. Крашенников, С. Я. Румовский, И. И. Лепехин и др. – в основном дети ремесленников, солдат, низшего духовенства»[22, c. 37].
Михаил Ломоносов получил заслуженно звание первого русского академика. Этот мыслитель был ученым-энциклопедистом, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”[10, c. 89]. Упорный труд, гениальные способности сделали этого человека титаном науки — он работал в области химии, физики, минералогии, астрономии, горного дела, геологии, географии, истории, поэтики, лингвистики. В этих и других отраслях знаний ученый смог оставить заметный, глубокий и выдающийся след. Например, Ломоносовым был открыт закон сохранения материи и движения, обоснована теория атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он критиковал решительно ученых Миллера и Байера, не принимая их норманнскую теорию. Он доказывал, что история русского народа, его языка ведёт истоки с “глубокой древности”, а совсем не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.
Великий математик Л. Эйллер, в Академии работавший одновременно с Ломоносовым, называл этого учёного “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”[10, с. 91].
За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин является основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин описал земли Сибири, Урала, Поволжья в своих “Дневных записках”.
Тогда же, во второй половине столетия, заложены были научные основы агрохимии, биологии и других отраслей знаний. В области истории работали такие выдающиеся ученые, как: И. Н. Болтин, М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”).
По инициативе М.В.Ломоносова в 1755 был открыт Московский университет, который стал крупным культурным центром. В типографии, которую при нём организовали, издавать начали газету "Московские новости".
Появились также профессионально-художественные учебные заведения. В Москве открыли Балетное училище и Академию Художеств, в. Петербурге славилась Танцевальная школа.
В конце XVIII века в России действовало 550 учебных заведений, в которых училось 62 тысячи учащихся.
Развитие науки, как мы сказали, вызывалось практическими потребностями государства, расширением связей с мировой наукой появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев. В связи с проведением в разные концы страны большого количества экспедиций ее участники составляют карты Камчатки, Дона и Каспийского и Балтийского морей и т. д. И. К. Кирилов воедино свел в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.) географические открытия.
При Петре I были созданы труды по истории Северной войны – “История Северной войны” и “Книга Марсова”. Во второй четверти XVIII в.В. Н. Татищевым был создан обобщающий труд – “История Российская”. В ней мыслитель использовал большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые до наших дней не сохранились. Тем самым отрывки из них, которые приводятся в его труде, дают, во-первых, сведения о событиях, которые отсутствуют в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют изучить более полно историю самого летописания. Татищев делал то, что обычным было для его времени: перелагал порой весьма вольно записи источника, сопровождая их своими рассуждениями, дополнениями, и т. д., что нередко вводило и вводит и сегодня в заблуждение критиков и исследователей.
Подъем техники был связан тесно с созданием армии, строительством кораблей, развитием промышленности. Русские мануфактуры по техническому оборудованию не отличались от западноевропейских.
В 1712 г. известным изобретателем А. К. Нартовым был создан токарный станок с использованием самоходного механического держателя резца. Нартову принадлежит изобретение машин для сверления дул у пушек, была разработана механизация и технология производства монет.
Ефим Никонов в 1720-1724 г.г. построил и испытал подводную лодку и водолазный костюм. В стране осуществлялось сооружение гидротехнических сооружений.
В 1700 году создали государственную горно-разведочную службу. На Урале было открыто месторождение медных руд, каменный уголь нашли на Дону, а угольные запасы принес Кузбасс.
В переводе Я. Брюса появилась популярная книга известного физика и астронома Х.Гюйгенса «Книга мировоззрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях», посвященная обоснованию гелиоцентрической системы Н. Коперника[26, c. 78]. Я. Брюс и Г. Фарварсон выступили организаторами в России астрономических наблюдений. Издавать начали первый печатный календарь, содержащий сведения по метеорологии, астрологии, астрономии. В Петербурге с 1725г. начали систематически проводить метеорологические наблюдения.
В Петербурге и Москве открыты серию аптек, были созданы медицинские школы и организованы госпитали. В Петербурге с 1718 г. приступили к изготовлению медицинских инструментов.
Значительно усилилось в этом веке книгоиздательское дело. В 1708 г. провели реформу шрифта, введена была гражданская печать, что способствовало увеличению гражданских и светских книг, а также выпуску журналов. Организовывались библиотеки, открывались книжные магазины.
Концепция петровских реформ развивала технические и естественные науки, материальное производство, приоритет вещи вместо приоритета слова и словесного этикета, как правило, выступавшие в форме шаблонного религиозного мышления.
.2 Русская литература XVIII века
В литературе XVIII века сохранялись старые формы, но содержание произведений поменялось, подвергаясь оказываемому влиянию идей Просвещения и гуманистической мысли.
В начале XVIII в. популярны были повести ("истории"), особенно "история о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "истории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики[18, c. 84].
Основы теории русской литературы нового времени заложил писатель и публицист Ф. Прокопович в своих трудах "Риторика" и "О поэтическом искусстве". Он обосновал принципы раннего классицизма. В русской литературе начало классической традиции было положено творчеством А.Д. Кантемира, поэта, первым введя в России жанр стихотворной сатиры, который был выработан классицизмом.
В литературе, начиная с 30-х гг. проявилось влияние классицизма. Возникло данное направление под воздействием западноевропейского, более раннего по времени. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, но ему всё же были присущи и выраженный интерес к античности и жесткая жанровая регламентация. Большую популярность приобрели переводы античных авторов (особенно Горация и Анакреона). В драматургии и поэзии господствующее место отводилось античным сюжетам. Национальную особенность русского классицизма составляла его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, которая проявлялась в высоком гражданском пафосе искусства.
Классицизм приобрел и свои характерные черты – пафос абсолютной монархии, национальной государственности. Вершины своей направление классицизма достигло в философских, торжественных одах Ломоносова с их идеями общенародного культурного прогресса и мудрого монарха.
Русский классицизм представлен именами М.М.Хераскова, А. П. Сумарокова, его главы, Я. Б. Княжнина, В. И.Майкова и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, данные деятели литературы исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности[21, c. 105].
Основоположником нового стихосложения, которое положено в основу современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768). Новая, силлабо-тоническая система стихосложения стала существенным элементом новой словесности. Она основывается на чередовании безударных и ударных слогов в строке.
У истоков новой русской драматургии находился автор первых русских комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Он создал 12 комедий и 9 трагедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий он взял из русской истории, например, «Дмитрий Самозванец».
Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам[5, c. 117]. Денис Иванович Фонвизин(1744-1792) обличал произвол и невежество помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743-1816) пытался в оде «Фелица» создать образ «идеального монарха», сравнения с которым современные ему правители не выдерживали .
На смену классицизму пришёл сентиментализм. Ему присущ сугубый интерес к переживаниям, чувствам, интересам простого человека, особенно из средних сословий Начало сентиментализма связывается с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). Писатель сумел в своей повести «Бедная Лиза» доказать простую истину о том, что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь[24, c. 122
Большой популярность в этот период пользовались журналы Новикова «Живописец» и «Трутень», в них писатель обличал пороки крепостничества. В России в эпоху классицизма складывается новая художественная литература с развитой системой жанров.
« Если в безавторских историях Петровской эпохи создается бытовой образ нового человека, то другой, также чрезвычайно распространенный и популярный жанр – проповедь и светское ораторское «Слово» Феофана Прокоповича формирует представление о его духовном облике. По сравнению с анонимной рукописной повестью «Слово» – это уже европеизированное явление русской словесной культуры»[6, c. 129].
Дворянское стихотворство данной поры не ограничено только любовной лирикой. Ему знакомы и жанры большей общественной значимости, например, сатира, значительные образцы которой впервые представил Кантемир, хотя и до него сатирические элементы появлялись, например, в ораторской прозе Феофана Прокоповича, в виршах Симеона Полоцкого или в «интерлюдиях», которые нередко выводили в карикатурном виде врагов политики феодальной экспансии.
В творчестве Ломоносова и Кантемира оформились старшие жанры -торжественная ода и сатира. Творчество Тредиаковского дало образцы художественной прозы, стихотворного эпоса и положило начало формированию жанровой системы лирики.
У Сумарокова и его последователей шло по линии лирики и особенно по линии комедии «снижение» высокого стиля. Ломоносовская теория комедию причисляла к разряду низких жанров, разрешая в ней большую свободу от «правил» и тем самым в ней «снижая» классицизм. Широкая дворянская литература использовать эту относительную свободу не преминула. Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» много внимания уделял комедии, которой он поставил дидактическую задачу: «свойство комедии издевкой править нрав – смешить и пользовать прямой ее устав»[1, c. 131].
В жанре сентиментального путешествия, сентиментальной повести писал Н. М. Карамзин.
В ряде произведений, которые относятся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в своих комедиях “Бригадир” и “Недоросль” реалистично и метко описывал жизнь помещичьих усадеб, рисуя нравы их владельцев, сочувствуя судьбе крестьян, положение которых требовало, по его мысли, облегчения путем смягчения нравов дворянства, а также его просвещения.
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в художественной форме, в своих произведениях, поставил проблему необходимости ликвидации крепостничества и самодержавия. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором сочетается жанр путешествия с чувствительной повестью, им даны яркие картины беззакония и произвола.
Начало XVIII в. является важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, наряду с церковнославянским языком в ней применялись активно иностранные слова, многие их которых сохранились в и современном русском языке.
В первую очередь русская классическая поэтика разрабатывала вопросы поэтического языка, который нужно было приспособить к новым заданиям
Лексические нормы литературного языка в середине XVIII в. были упорядочены М.В. Ломоносов. <#”804546.files/image002.jpg”>
Пётр I
М.Ю. Ломоносов
<#”804546.files/image005.jpg”> <#”804546.files/image006.jpg”> <#”804546.files/image007.gif”> <#”804546.files/image008.jpg”> <http://www.art-kartina.ru/14707.html>
Рокотов Ф. Портрет Петра III