- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,79 Кб
Культурная антропология: основные идеи и представители
Культурная антропология: основные идеи и представители
Содержание
Введение
Культурная антропология
Предмет, объекты и задачи изучения
Основные школы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Моя тема «Культурная антропология: основные идеи и представители».
Для начала попробую узнать о самом понятии «Культура».
Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования.
Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд.
В последующем оно приобрело более общее значение.
Так, римский оратор и философ М. Цицерон в «Тускуланских беседах» (45 г. до н. э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией.
Он считал, что «философия есть культура души». Под культурой стали понимать просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово «культура» вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский.
В работе И. Нидермана «Культура, становление и изменение понятия, и заменяющие его понятия от Цицерона до Гердера» показано, как менялась семантика этого слова.
Начиная с XVII в. в немецкой просветительской мысли (С. Пуффендорф) понятие «культура» использовалось в более широком смысле – для всего, что создано человеком и что существует наряду с нетронутой человеком природой.
Значение научного понятия термин «культура» приобрел в XVII-XVIII вв. В науке Нового времени формируется представление, что между природой и личностью существует особый мир человеческой деятельности, который называют «культурой».[18]
Первоначально латинское употребление слова культура происходит от слов colo, colore- «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина – возделывание человеческого ума, совершенствование человека.
Именно тогда было осознано, что обнаруживаемые в человеке качества не могут быть сведены только к природному либо к Божественному началу: есть еще и то, что детерминировано собственной деятельностью человека.
Так был открыт мир культуры – мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком, а тем самым открыта и зависимость человека от самого себя, собственной деятельности, способности преобразовывать окружающую действительность.
Одни связывают культуру с традициями, рассматривают ее как социальное наследие общества, другие подчеркивают нормативный характер культуры и трактуют ее как свод правил, определяющих образ жизни. Третьи понимают под культурой сумму всех видов деятельности, обычаев, верований.
Возникновение человека и культуры – явления неразрывные, ибо ни один из этих чудесных феноменов невозможен без другого. Действительно, культура невозможна без человека (иначе кто ее создает и поддерживает?).
Нет и человека вне культуры, поскольку в процессе любой деятельности он создает те вещи, идеи, символы, которых нет в природе. То есть культура – антропогена, создана исключительно человеком.
Познание истории и культуры издревле манило мыслящих людей. Как научные дисциплины история и культурология зародились примерно в одно и то же время в рамках как западной, так и восточной духовной традиции – произошло это в период между VII и IV вв. до н. э., в эпоху великих прозрений, которую немецкий философ Карл Ясперс назвал осевым временем.
Культурология длительное время развивалась в недрах философских учений.
Становление культурологии как относительно самостоятельной области знания можно условно приурочить к XVIII столетию, когда увидел свет труд выдающегося представителя немецкого Просвещения И. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1791).
Интенсивное развитие гуманитарных наук в XIX-XX вв. обогатило культурологию данными конкретных исследований, что способствовало более четкому выделению ее в качестве самостоятельного предмета.
В свою очередь и в исторической науке в этот период приобрели растущий авторитет школы и течения, тяготеющие к крупным теоретическим обобщениям и методологическому синтезу.
Встречное развитие двух наук привело к «наведению мостов» между историей и культурологией, к осознанию того, что «вся история культурна, а история есть как бы развернутая история культуры»[1] <#”justify”>1. fb.ru/kulturnaya-antropologiya-predmet-issledovaniya-i-struktura;
. k2x2.info/kulturologija/kulturologija_konspekt_lekcii/p13.php –
3. lomonosov-fund.ru – Культурная антропология;
. terme.ru kulturologija-i-kulturnaja-antropologija – КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (Национальная Филосовская Энциклопедия);
. flibusta.net – Елена Петровна Борзова – Сравнительная культурология. Т. 1;
. wikipedia.ru -википедия;
. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание РФ, 1993;
. Гуревич П. С. Культурология. М.: Знание, 1996;
. Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука // Вопр. филос. 1990. № 4; культурная антропология школа
. Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание РФ, 1993;
. Кондаков И. Введение в историю русской культуры. М.: Наука, 1994.
. Культурология / Под ред. проф. Г. Драча. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
. Культурология. XX век: Словарь-справочник. СПб.: Университетская книга, 1997.
. Культура: теории и проблемы / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995.
. Культурология: краткий тематический словарь//Под ред. Драч Г.В., Матяш Т.П., 2001 г.