- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,37 kb
Культурное развитие Беларуси в советский период
Культурное развитие Беларуси в советский период
Содержание
1. Культурное развитие Беларуси в советский период
.1 Становление и развитие советской системы образования и науки
.2 Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы
.3 Архитектура и изобразительное искусство
.4 Театрально-музыкальное искусство и кино Беларуси
Список использованных источников
1. Культурное развитие Беларуси в советский период
наука искусство литература советская
В 1917-2010 гг. Беларуси происходили эпохальные события, не раз менявшие векторы ее культурного и цивилизационного развития.
Культурно-национальное строительство с самого начала проходило в сложных и противоречивых условиях, которые неоднозначно оцениваются отечественными и зарубежными историками. Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Вторая мировая война, другие переломные события и связанные с ними перемены вызвали глубокие ментальные, культурные сдвиги и цивилизационные преобразования в белорусском обществе, заставили национальную интеллигенцию переосмыслить и где-то пересмотреть мировоззренческие и духовные ориентиры. При советской власти многие деятели белорусской культуры были поставлены (особенно в годы культа личности И. Сталина) перед выбором: либо полное приспособленчество, либо трудное (в силу объективных обстоятельств и субъективных факторов) следование идеям национально-культурного самоопределения белорусского народа и общенационального гуманизма.
И все-таки белорусская культура в советские десятилетия сделала огромный шаг вперед. Значительно окрепла ее материально-техническая база, вырос творческий потенциал, сложилась система культурно-массовой работы, громко заявили о себе творцы национального и мирового масштаба.
С обретением независимости на этапе экономической стабилизации белорусское государство получило возможность создать собственную национальную модель развития. Переходный период, несмотря на все трудности, открыл перспективы качественного обновления трансформационного общества.
Мы переживаем важный момент в культурно-цивилизадионном развитии и находимся на рубеже судьбоносных перемен. После окончания советского периода и короткой фазы неприемлемых либеральных реформ страна вступила на путь эволюционного развития – органической перестройки изнутри взаимосвязанных экономической, государственно-политической, культурной систем. Уже есть определенные позитивные сдвиги в нашем обществе, намечаются качественные изменения в хозяйственно-экономических укладах, системе управления, несмотря на известные сложности, связанные с последствиями мирового финансового кризиса, растет жизненный уровень населения, что создает благоприятные условия для прогресса отечественной культуры. Она вышла на новые рубежи, и достижения ее за постсоветский период неоспоримы.
.1 Становление и развитие советской системы образования и науки
В первые годы советской власти на развитие образования и науки, как и всей культуры в целом, накладывали негативный отпечаток последствия революционных катаклизмов, немецкой и польской оккупаций, Гражданской войны. Неоднозначное воздействие на преемственные процессы в культуре оказывали также вначале политика «военного коммунизма», а затем новая экономическая политика, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и собственно культурная революция.
При этом нельзя не признать, что Октябрьская революция раскрепостила творческие силы народа. Из социальных низов выдвинулись талантливые управленцы, военные, организаторы производства, профессиональные деятели культуры и искусства. Происходило широкое приобщение трудящихся масс к культуре (правда, с известными ограничениями), значительный рост их образовательного уровня. Художественное, научное, техническое творчество стало доступно людям из социальной толщи.
Политика белорусизации. Стремление получить поддержку многонационального населения огромной страны, завоевать доверие разных народов подтолкнули партию большевиков в 1920-е гг. начать национально-культурное строительство. В Беларуси первые шаги в реализации одного из направлений этой политики (позже оно получила название «белорусизация») были сделаны после окончания Гражданской войны: открылись белорусские театры, высшие учебные заведения, научные учреждения, начал функционировать Институт белорусской культуры. Работали издательство «Советская Белоруссия», Государственный музей и Центральный архив, Республиканская и ведомственные библиотеки. Государственными были объявлены белорусский, русский, польский и еврейский языки. Для выходцев из национальных меньшинств создавались школы, в которых преподавание велось на их родном языке.
Официально политика белорусизации стала проводиться с июля 1924 г. во исполнение решения II сессии ЦИК Белорусской ССР. Под белорусизацией в широком смысле слова подразумевалось многостороннее развитие белорусской культуры, перевод делопроизводства на белорусский язык, выдвижение уроженцев Белоруссии на ответственные должности и т.п.
Важнейшей частью культуры и в то же время коренным условием ее развития является язык, поэтому родному языку отводилось центральное место в политике белорусизации. Он вводился в сфере управления. Активно готовилось издание словарей, учебников и пособий по белорусскому языку, соответственно велась разработка научных терминов. В выполнении этой задачи велика заслуга Б.А. Тарашкевича (1892-1938), Е.Ю. Лесика (1883-1940), Е.Ф. Карского (1861-1931), П.А. Бузука (1891- 1938), И.В. Волк-Леоновича (1891-1943). Учебник «Беларуская грама- тыка для школ» Б.А. Тарашкевича (1918) вводил уточненные нормы дореформенной редакции белорусского литературного языка.
Всего за пять лет (1924-1928) официальной политики белорусизации было опубликовано 875 книг на белорусском языке (для сравнения: в 1917-1920 гг. – только 42). К 1927 г. белорусским языком владели 80 % служащих республиканских органов и 70 % служащих окружных и районных учреждений. Несмотря на то что обучение в школах республики велось на восьми национальных языках, белорусский язык как язык коренной нации имел в те годы приоритет.
Правописание белорусского языка требовало изменений, и ученые-филологи подготовили проект языковой реформы. 26 августа 1933 г. вышло постановление Совнаркома БССР «Об изменениях и упрощении белорусского правописания», ориентирующих на существенные новации в языке. Результаты проведенной реформы не раз становились предметом дискуссий, но сегодня их необратимость уже не вызывает сомнений.
Начавшиеся в СССР процессы «интернационального» нивелирования снизили внимание к белорусскому языку. В конце 1920-х гг. политика белорусизации была свернута, ей на смену пришла контрбелорусизация.
По сфабрикованному делу о так называемом «Союзе освобождения Белоруссии» (1930) было осуждено свыше 100 человек – известные государственные деятели, ученые и представители творческой интеллигенции. Среди жертв репрессий – председатель ЦИК БССР А.Г. Червяков (1892- 1937), директор издательства «Беларусь», писатель Тишка Гартный (Д.Ф. Жилунович, 1887-1939), президент АН БССР В.М. Игнатовский (1881-1931). Культурному строительству республики был нанесен ощутимый ущерб.
Реформа и развитие образования. Важным шагом на пути становления советской культуры стала кампания по ликвидации неграмотности и малограмотности. Этого в послеоктябрьский период требовали планы хозяйственных и культурных преобразований. Осуществление политики ликбеза в республике началось с конца 1920 г. после отражения польской экспансии. Работа предстояла немалая: 52,6 % жителей республики в возрасте от 9 до 49 лет оставались неграмотными.
При Политсовете Наркомпроса БССР была создана Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открывались школы и специальные пункты по борьбе с неграмотностью, а также школы рабочей молодежи, группы индивидуального обучения. В мае 1926 г. возникло общество «Долой неграмотность», которое возглавил председатель ЦИК БССР А.Г. Червяков. К 1932 г. оно насчитывало 156 тыс. членов.
Проводились конференции по проблемам ускоренной ликвидации неграмотности и малограмотности, конкурсы-смотры ликпунктов и школ, месячники «За грамотность». Борьбе с неграмотностью посвящались организуемые комсомольцами культпоходы, культэстафеты и другие мероприятия. Но это нужное дело страдало от ряда недостатков: парадности, спешки, кампанейщины, высокого отсева обучаемых, не вполне качественных учебных программ и т.п.
С 1926 г. стали создаваться школы для малограмотных, в которых давались знания в объеме начальной школы. В результате всех принятых мер грамотность населения Белорусской ССР в 1939 г. возросла до 78,9 %. Массовая неграмотность, по существу, была побеждена. Одновременно с решением этой задачи в республике формировалась комплексная система образования и воспитания. В нее вошли дошкольные учреждения, массовые четырехлетние трудовые школы, школы сельской молодежи, школы фабрично-заводского обучения, профшколы, профессиональные и общеобразовательные курсы, рабфаки, техникумы, средние школы и высшие учебные заведения.
Уже в октябре 1923 г. в республике начался переход к обязательному школьному обучению. В результате БССР первой из союзных республик в основном решила задачу обязательного обучения детей начиная с восьмилетнего возраста. Со второй половины 1932 г. была выдвинута на перспективу новая задача в области образования – всеобщее обязательное обучение молодежи в объеме семилетней школы.
Отмечая перечисленные достижения БССР в сфере образования и воспитания, нельзя не сказать о недостатках и ошибках. Некоторые из проводившихся педагогических начинаний и экспериментов были скороспелыми, не до конца продуманными, не все учителя имели специальную подготовку, не хватало хороших учебников, немало классов было перегружено (60-75 человек). Кроме того, репрессии 1930-х гг. коснулись и работников образования.
Перевод хозяйства на новые рельсы, переход к ускоренной индустриализации, коллективизация сельского хозяйства, значительные культурные преобразования требовали многочисленных кадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, уже в 1918-1919 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты были преобразованы в педагогические институты, возобновил работу земледельческий институт в Горках (с 1925 г. – Белорусская сельскохозяйственная академия), открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусский государственный университет (1921), ряд других высших учебных заведений. Многие из них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в БССР насчитывалось 25 вузов, в которых обучалось 21,5 тыс. студентов. Развивалось среднеспециальное образование: за годы второй пятилетки техникумы подготовили 19 678 специалистов.
Иначе обстояло дело на территории отторгнутой Западной Белоруссии. Польское правительство, вопреки обещаниям не покушаться на национально-культурные интересы белорусов, вело активную политику полонизации, препятствовало росту национального самосознания белорусов, принижало самобытность их культуры. Закрывались белорусские школы, гимназии, клубы, библиотеки, православные церкви. В государственных учреждениях и органах местного самоуправления нельзя было использовать белорусский язык. В 1937 г. была прекращена деятельность Товарищества белорусской школы и Союза белорусских учителей. Те, кто отстаивал образовательные и культурные права белорусов, преследовались. Все это негативно сказывалось на развитии белорусской культуры в Западной Белоруссии в 1921-1939 гг.
Война, развязанная гитлеровской Германией против Советского Союза, нанесла тяжелый урон белорусскому народу, в том числе в сфере образования и науки. На оккупированной фашистами территории закрылись тысячи учебных заведений. Но и в суровых условиях войны велась учебная работа. Около 20 высших и средних специальных учебных заведений были эвакуированы. Весной 1943 г. на станции Сходня под Москвой возобновил деятельность Белорусский государственный университет. В 1943/44 учебном году на шести его факультетах обучалось 289 студентов.
На оккупированной территории детей учили в подпольных и лесных школах, было организовано тайное домашнее обучение. Часть детей посещала так называемые «народные школы», созданные под контролем оккупантов. Среди работавших здесь учителей были и патриоты, с риском для жизни препятствовавшие «онемечиванию» учебных программ и продолжавшие гуманистические образовательные и воспитательные традиции.
После освобождения республики от оккупантов началось восстановление материально-технической базы народного образования и самой системы обучения и воспитания. Гитлеровцы разрушили 6808 школьных зданий, сожгли и разграбили оборудование, библиотеки, вузовские аудитории, лаборатории и учебные кабинеты, уничтожили пособия. Вся страна помогала БССР возрождать систему образования, готовить кадры учителей. С 1949/50 учебного года республика смогла наконец перейти ко всеобщему семилетнему обучению. Лучшим выпускникам средних школ стали вручать золотые и серебряные медали.
В послевоенных условиях, при острой нехватке образованных кадров в республике выход был найден в налаживании сети вечерних школ рабочей и сельской молодежи. В 1950/51 учебном году действовали 230 школ рабочей молодежи (30 784 учащихся) и 714 школ сельской молодежи (23 401 учащихся).
В 1958 г. в Белоруссии в соответствии с Законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» началась образовательная реформа. Всеобщее обязательное семилетнее обучение уступило место обязательному восьмилетнему обучению, делался упор на трудовое воспитание школьников. Появились школы-интернаты, школы и группы продленного дня, учебно-производственные комбинаты. Пересматривались учебные программы, начальное образование сокращалось с 4 до 3 классов. Значительно выросло число детских дошкольных учреждений. В результате реформы был завершен переход ко всеобще му среднему образованию молодежи.
Количество средних специальных учебных заведений увеличилось со 102 в 1960 г. до 139 в 1985 г., а число учащихся в них соответственно – с 62,6 до 160,4 тыс. человек.
В послевоенные и последующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшее образование. Вернулись из эвакуации и возобновили работу ВУЗы. Открылись Белорусский государственный театрально-художественный институт, Минский государственный педагогический институт иностранных языков, Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Минский радиотехнический институт, Минский институт культуры, Брестский инженерно-строительный институт, Гомельский политехнический институт и другие вузы. К 1985 г. их число выросло до 33. Для оказания помощи молодежи при поступлении в высшие учебные заведения создавались подготовительные отделения, школы юных математиков, физиков, химиков, проводились специализированные школьные олимпиады.
Развитие науки. Задачи индустриального строительства и научно-технической модернизации, вставшие перед новым обществом в послеоктябрьский период, требовали глубоких систематических научных исследований. Одним из первых шагов в этом направлении стало создание в феврале 1921 г. Научно-терминологической комиссии при Наркомпросе БССР, основная задача которой заключалась в разработке белорусской научной терминологии. За два года комиссия выработала около 3 тыс. терминов для гуманитарных, естественных и математических наук.
Новым шагом в становлении белорусской науки стало открытие в начале 1922 г. Института белорусской культуры (Инбелкульта), который должен был координировать научные изыскания в области культуры на территории республики, в том числе этнографические, заниматься целенаправленным изучением литературы, языка, национальной экономики, истории и др. По приглашению руководства республики в БССР приехали работать известные ученые В.Н. Ивановский, И.И. Замотин, М.В. Довнар-Запольский, В.Н. Перцев, Н.М. Никольский, Н.М. Щекотихин.
С накоплением опыта исследований к науке предъявлялись новые, более высокие требования, в том числе по внедрению исследовательских разработок в практику. В стране начиналась индустриализация, в обществе нарастали социальные и культурные изменения. На базе Института белорусской культуры 1 января 1929 г. была открыта Белорусская Академия наук. Ее первым президентом стал историк В.М. Игнатовский. В 30-е гг. в Академии наук был создан ряд научно-исследовательских институтов (философии, экономики, физико-технический, биологический), открылся в качестве одной из ее опытно-экспериментальных баз Центральный ботанический сад. Активизировалась подготовка научных кадров в академических институтах и высших учебных заведениях, в том числе через аспирантуру. В АН БССР научные исследования проводили видные ученые: химик Н.А. Прилежаев, почвовед Я.Н. Афанасьев, генетик и селекционер А.Р. Жебрак. Они занимались и преподавательской деятельностью, воспитывая способных учеников.
К сожалению, с конца 20-х гг. творческие достижения белорусских ученых тормозились необоснованными обвинениями и репрессиями. Жертвами беззакония стали С.М. Некрашевич, В.Ю. Ластовский, В.М. Игнатовский, И.3. Сурта. В 30-40-е гг. было репрессировано 143 сотрудника АН БССР. В условиях периодически проводившихся репрессий приходилось закрывать целые институты (философии и советского строительства, физико-технический).
В суровые годы войны деятели науки не прекращали работу. В советский тыл были эвакуированы 60 научно-исследовательских учреждений и лабораторий. Белорусские ученые разъехались по Советскому Союзу, продолжая свои исследования. В апреле 1943 г. основной научный состав АН БССР сосредоточился в Москве.
Главное внимание эвакуированных ученых в военное время было направлено на решение актуальных военных задач. Так, авиаконструктор П.О. Сухой (1895-1975) создавал боевые самолеты, конструктор С.А. Косберг (1903-1965) – авиационные двигатели. Б.В. Ерофеев и М.М. Гудимов разработали технологию и организовали производство бронестекла для самолетов, за что в 1946 г. были удостоены Государственной премии СССР.
После окончания Великой Отечественной войны научные учреждения республики вернулись в белорусские города и широко развернули исследовательскую деятельность. Число таких учреждений возросло с 76 в 1956 г. до 167 в 1985 г. Ведущая роль по-прежнему принадлежала академическим институтам. Несмотря на недостаточные объемы финансирования, жесткую регламентацию научных исследований и другие помехи, белорусские ученые добивались весомых результатов.
Дальнейшее развитие получила отраслевая и вузовская наука, укреплялась ее интеграция с производством, однако внедрение научно-прикладных достижений во многих случаях происходило медленно, что подчас отрицательно сказывалось на развитии народнохозяйственного комплекса, оборачивалось экономическим застоем.
.2. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы
Первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались возникновением, ростом и идейной борьбой разных художественных течений. Особенно ярко она проявилась в литературе. Сюда пришло много молодых талантов, в том числе из рабочей среды и из деревни. Различие интересов, целей, мировоззрений, разница в образовании, образе жизни и культуре, свое видение проблем развития литературы в условиях строительства общества нового типа – эти и другие обстоятельства сыграли свою роль в создании множества литературных объединений, деятельность которых отразилась на культурной жизни республики и общем состоянии отечественной литературы.
В 20-е гг. писатели группировались в объединениях «Маладняк» (1923-1928), «Узвышша» (1926-1931), «Полымя» (1927-1932). Их активными участниками были А. Дудар (А.А. Дайлидович), Я. Пуща (И.П. Плащинский), Я. Купала, Я. Колас, А.И. Александрович, В.Н. Дубовка, К. Крапива (К.К. Атрахович), В.А. Жилка, А.А. Бабареко, П.Р. Головач, Б.М. Микулич и многие другие демократически настроенные писатели и поэты. Они публиковали свои новые произведения в журналах, вели литературную полемику. Процесс деления старых и создания новых объединений прекратился в июне 1934 г., после Первого съезда белорусских писателей, на котором был создан Союз писателей БССР.
Несмотря на многочисленные реорганизации и разногласия, 20-е гг. оказались весьма плодотворными для молодой белорусской советской литературы, представители которой находились во власти революционно-романтических умонастроений, испытывали духовный и творческий подъем и веру в национально-культурное возрождение.
Наряду с молодыми литераторами активно трудились писатели старшего поколения. Так, из-под пера Я. Купалы в эти годы вышел ряд национально-патриотических произведений.
Среди них – статья «Незалежнасць» (1919), стихотворения «Паустань» (1919), «У вырай» (1920), «Перад будучыняй» (1922), «За усё» (1926), «Акоу паломаных жандар» (1926).
Я. Колас закончил работу над эпохальными поэмами «Новая зямля» (1923) и «Сымон-музыка» (1925), начатыми еще в дооктябрьский период. В 1927 г. вышли из печати вторая часть его трилогии «На ростанях» и повесть «У глыбi Палесся».
К бурным событиям Октябрьской революции и Гражданской войны обращались в своих произведениях Т. Гартный, М. Лыньков, П. Трус, М. Чарот. Кроме того, создавались социально-бытовые рассказы о жизни деревни и эпические произведения, происходило становление жанра белорусского романа («На ростанях» Я. Коласа, «Сын» Р. Мурашки, «Зямля» К. Чорного).
Значительных результатов достигла белорусская драматургия. Оригинальные пьесы предложили театрам Т. Гартный и Я. Купала («Тутэйшыя», 1922). Росли мастерство и популярность К. Крапивы. Его басни «Дзед i баба» (1925), «Дыпламаваны баран» (1926) разоблачали общественные недостатки, создавали пародии на новоявленных бюрократов, высмеивая их низкий образовательный и моральный уровень. В Западной Белоруссии, несмотря на гонения польских властей, создавали яркие произведения М. Танк, П. Пестрак, В. Тавлай.
Исключительно важную роль в формировании новой генерации белорусских писателей сыграла в 20-е гг. газета «Савецкая Беларусь», где работали Я. Купалы, Т. Гартный, М. Чарот, А. Гурло, Я. Журба, 3. Бядуля. В интенсивном творческом развитии национальной поэзии и прозы периода поисков и экспериментов во многом проявлялись особенности тех обновленческих процессов, которые были характерны для передового направления советской литература в целом.
Но по мере свертывания новой экономической политики время относительных демократических свобод в культуре закончилось. С насаждением культа личности И. Сталина в конце 1920-х гг. связаны начавшаяся критика национально-патриотических деятелей и ограничение свободы творчества. Часть белорусских литераторов обвинялась в национал-демократизме, пренебрежительно названным «нацдемом», и подвергалась арестам, высылкам. Жертвами первых репрессий стали В. Жилка, А. Адамович, В. Дубовка, Я. Пуща, М. Горецкий, А. Гурло. Развернувшаяся «критика» не обошла стороной Я. Купалу и Я. Коласа, над которыми нависла тень преследований. Не изменяя своим убеждениям, классики национальной поэзии вынуждены были внешне смириться со сложившейся обстановкой.
Временем тяжелых испытаний для белорусской литературы явились 30-е гг. И все-таки вопреки нараставшим преследованиям и репрессиям писатели продолжали плодотворно работать, внося свой вклад в развитие отечественной литературы и создание подлинных художественных ценностей и гуманных нравственных ориентиров. Белорусскую литературу 30-х гг. невозможно представить без творчества Кузьмы Чорного – творца эпической и философской прозы, отличавшейся аналитичностью и историзмом. Им были написаны проблемные социально-философские романы «Бацькаушчына» (1931), «Трыццаць гадоу» (1934), «Трэцяе пакаленне» (1935).
Новые произведения написали П. Бровка («Праз горы и стэп»), 3. Бядуля («Сярэбраная табакерка»), В. Вольский («Цудоуная дудка», «Дзед i жорау»), П. Головач («Праз гады»), Я. Мавр («Палескiя рабiнзоны»). В этих произведениях революционная романтика сочеталась с напряженным поиском национального пути развития, на котором, по их убеждениям, должно произойти органичное сочетание демократических народных традиций с принципами социальной справедливости и гуманизма. Расхождение национальных идеалов с суровой действительностью наложило неизгладимую печать на довоенную белорусскую литературу.
Для 30-х гг. характерно формирование так называемой производственной прозы и поэзии. Герои таких произведений варили сталь, строили новые объекты, создавали колхозы и совхозы. Чтобы лучше узнать явления новой жизни, литераторы ездили на новостройки, бывали в цехах, на колхозных нивах и фермах. Так, М. Лыньков выезжал на Беломорканал, Я. Купала – в совхоз на Любаныцине, П. Бровка – на Добрушскую бумажную фабрику «Герой труда». Партийное руководство литературой создавало ограничительные рамки для творчества писателей, подталкивало их к упрощенчеству и приукрашиванию действительности. Искусство рассматривалось как часть «великой битвы» за светлое будущее. Прозаикам и поэтам отводилась роль «литературных пропагандистов» социалистических преобразований, что вызывало у наиболее талантливых и честных авторов внутренний протест. Однако даже они были вынуждены идти на определенные уступки сложившейся политической системе. И все же далеко не всем удалось избежать нахлынувшей в 1937 г. волны жестоких репрессий.
Партийная цензура все более ограничивала и регламентировала творческий поиск литераторов. Писателей разделили на пролетарских, крестьянских, «попутчиков», «нацдемовских», пробуржуазных. Литературных героев отныне полагалось создавать только «положительными» или только «отрицательными». Беспощадно критиковались те авторы, которые высказывали свой непредвзятый взгляд на актуальные общественные проблемы. Логическим итогом такой политики стало одностороннее отражение событий, связанных с Октябрьской революцией и Гражданской войной, методов социалистического строительства, а также неумеренное восхваление существовавших в стране порядков, ретушированное изображение советского человека – счастливого хозяина новой жизни с точки зрения социалистического реализма.
Великая Отечественная война изменила течение литературной жизни. Писатели стали штатными сотрудниками военных газет (А. Кулешов, К. Кириенко), а те, кто уехал в эвакуацию (К. Чорный, П. Бровка, П. Панченко, М. Танк), печатались в возобновленных на новом месте белорусских изданиях. Оставшиеся на оккупированной территории (Я. Брыль, В. Тав- лай и др.) участвовали в выпуске подпольных газет, рукописных журналов, боевых листков. В суровых условиях военного времени писатели активизировали свою деятельность, создавая произведения, которые звали народ на борьбу с врагом, укрепляли веру в грядущую победу.
Уже 23 июня 1941 г. в газетах «Звезда» и «Советская Белоруссия» было напечатано стихотворение Я. Коласа «Шалёнага пса – на ланцуг». Как трибун и борец выступал в печати Я. Купала. Его публикации «Зварот да беларускага народа» и выступления на военно-патриотические темы («Паднялася Беларусь», «Германский фашизм – злейший враг белорусского народа», «Узнiмайся, народзе мой, на вялiкую расплату») стали яркими документами военного периода, призывавшими к сопротивлению врагу и разоблачавшими действительные намерения гитлеровцев. Большой популярностью пользовалось стихотворение поэта «Беларуск1м партизанам» (1941).
Проблеме героической борьбы народа с ненавистным врагом посвятили свои произведения П. Бровка, А. Кулешов, М. Танк, П. Глебка, П. Панченко и другие известные писатели. В 1943 г. в Москве был издан сборник стихотворений белорусских поэтов «Беларусь в огне» тиражом 25 тыс. экземпляров. Вершиной белорусской прозы периода войны стали романы К. Чорного «Пошукi будучынi», «Вялiкi дзень», «Млечны шлях».
Даже в тяжелые военные годы людям нужен был смех. Газеты и журналы не обходились без колонок сатиры и юмора, в этом жанре успешно работали К. Крапива («Фрыцавы трафе1», «Сон Итлера»), Я. Колас, В. Тавлай.
В послевоенный период белорусская литература продолжала развиваться, пополняясь новыми яркими талантами. В литературу пришли Я. Брыль, И. Мележ, А. Велюгин, И. Шемякин, А. Макаенок, В. Быков, В. Короткевич, А. Адамович, И. Чигринов, Н. Гилевич, Р. Бородулин, Г. Буравкин. В их творчестве тема войны занимала очень важное место. Победоносно завершившейся борьбе с врагом посвятили свои произведения И. Шамякин («Глыбокая плынь»), А. Мовзон («Канстанцiн Заслонау»), К. Губаревич («Брэсцкая крэпасць»), К. Крапива («3 народам»).
В 50-е гг. жизнь налаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честно оценивать прошлое. В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в которой дал широкую панораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сельской интеллигенции в начале XX в.
Важным проблемам социальной повседневности и человеческой жизни, сложным судьбам людей посвятили свои книги И. Шамякин «У добры час», «Трывожнае шчасце»), В. Карпов («За годом год»). Лиризм и гражданственность прозвучали в стихах П. Бровки, П. Глебки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченки, Р. Бородулина. Однако и в послевоенное время доктринерски ограниченный социалистический реализм по-прежнему считался единственно правильным направлением в литературе, искусстве. Не случайно, когда в 1952-1954 гг. издавалось собрание сочинений Я. Купалы, в него не был включен ряд произведений поэта, в которых высказывались национально-освободительные идеи.
В 60-80-е гг. развернулся талант замечательного писателя, поэта, драматурга и журналиста Владимира Короткевича (1930-1984). Он был глубоким знатоком исторического прошлого своего народа («Каласы пад сярпом тваiм», 1968; «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi», 1972; «Чорны замак Альшанскi, 1983) и одновременно тонким лириком (поэтические сборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнiя ветразi, 1960).
В творчестве некоторых белорусских писателей тема Великой Отечественной войны оставалась определяющей. Ей посвятил свои романы Иван Науменко («Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах», «Сорак трэцi»). Впечатляющее художественное воплощение тема «война и народ» получила в творчестве Василя Быкова (1924-2003). Переведены на иностранные языки его произведения «Жураулiны крык» (1960), «Мёртвым небалiць» (1965), «Знак бяды» (1984).
Прозу, прославившую Быкова, назвали «лейтенантской», она и написана бывшим лейтенантом, на передовой постигшим правду о войне. Он знал, как непросто в экстремальных условиях сохранить лучшие человеческие качества, ибо ценою может стать жизнь. Война – это трагедия, она порождает сложные судьбы людей, а порой ставит человека перед выбором: героизм и мужество или трусость и предательство.
Литературная жизнь В. Быкова не была безоблачной. Догматически мыслящие критики обвиняли его в отказе от принципов социалистического реализма и приверженности экзистенциализму. Но прошли годы и писатель с мировым именем получил общественное признание. За большие заслуги в развитии литературы, показ суровой правды войны, героизма и мужества советских людей В. Быков был удостоен Государственной премии СССР (1974), Ленинской премии (1986), Государственных премий БССР им. Я. Коласа (1964, 1978). В 1984 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В отмеченный период произошел заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаенок. Его комедии ставились в известных театрах союзных республик. В сокровищницу национальной драматургии вошли такие его пьесы, как «Зацюканы апостал» (1969), «Трибунал» (1970). Получил широкое признание публики драматург Алексей Дударев – автор остросюжетных пьес «Выбар» (1979), «Парог» (1981), «Вечар» (1983), «Радавыя» (1984). Видным представителем старшего поколения является Анатолий Делендик, первая пьеса которого «Выклiк багам» была поставлена в 109 театрах Советского Союза.
Развитие отечественной литературы на протяжении всего послеоктябрьского периода проходило в сложных условиях. Каждый этап имел свою специфику. 20-е гг. оказались благоприятными для литературного творчества, они характеризовались национально-демократическим и духовным подъемом. В 30-е гг. труд писателей строго регламентировался и контролировался партийной цензурой, что отрицательно сказалось на качестве написанного. К тому же на это десятилетие пришлись самые жестокие репрессии. Тем не менее, даже в этот тяжелый период были созданы произведения высокого уровня. Работая в условиях войны, белорусские писатели внесли свой важный вклад в приближение великой Победы. В 50-80-е гг. в белорусскую литературу пришло новое поколение талантливых авторов, создавшее замечательные романы, повести, стихотворения, рассказы, пьесы. Многим из них удалось объективно во всей многогранности отразить ключевые события истории и жизни белорусского народа, высокохудожественно осветить сложные темы противоречивой современности.
.3 Архитектура и изобразительное искусство
Противоречивые экономические, социально-политические и культурные процессы, происходившие на территории Беларуси в послеоктябрьский период, вызывали у революционно-романтически творческих работников стремление искать новые художественные формы, экспериментировать, воплощая оригинальные идеи в жизнь. Это нашло отражение в архитектуре и изобразительном искусстве. Молодость, революционная романтика, мечты о социально гармоничном обществе – вот та триада, на которой первоначально строились художественные пробы и утопии новаторов «левого искусства».
Архитектура. Важнейшей задачей, решавшейся народным хозяйством Белорусской ССР в первые годы после Гражданской войны, было восстановление и дальнейший рост промышленных предприятий, учреждений быта и культуры. Архитекторы работали над многочисленными проектами восстановления и строительства сооружений различного назначения. Они искали свежие решения. Развивалось типовое проектирование. Набирала силу плановая реконструкция городов и деревень. Определялись пути формирования архитектурных ансамблей городских центров. Увеличивались масштабы и темпы строительства. В возведении зданий стали использовать железобетонные и металлические конструкции, благодаря чему стиль этих сооружений приобрел простоту и функциональность (архитектоничность).
Архитектурные стили в довоенный период, с одной стороны, предопределялись установками на строительство монументальных знаковых объектов, а с другой – детерминировались потребностями массового градостроительства.
В 1930-е гг. появился ряд зданий республиканского значения, которые и сегодня играют важную роль в архитектурном ансамбле Минска. Среди них: минская гостиница «Беларусь» (архитектор А. Воинов), в настоящее время – гостиница Краун Плаза), Республиканский Дворец пионеров (архитекторы А. Воинов и В. Вараксин), Дом правительства, главный корпус АН БССР, Дом Красной Армии, Государственный театр оперы и балета (все – по проекту архитектора И. Лангбарда) и другие монументальные здания и сооружения.
Реконструкция значительно изменила облик многих городов и населенных пунктов республики. В строительстве господствовали конструктивизм и функционализм, новаторство соединялось с традициями предшествующих архитектурных школы. Координировал работу и определял стратегию застройки республики Союз советских архитекторов Белоруссии, созданный в 1934 г. Вместе с тем не всеми новыми зданиями можно было восхищаться, некоторые из них отличались сухостью геометрических форм, упрощенностью фасада, чрезмерным рационализмом, унифицированным обликом.
Для зодчества Беларуси послевоенного времени характерен монументализм, который проявился, например, в застройке главной улицы Минска – нынешнего проспекта Независимости, а также привокзальной площади столицы. Многие здания возводились по индивидуальным проектам, их украшали скульптурами, декоративной отделкой. Наиболее известными архитекторами, осуществлявшими послевоенное восстановление и застройку белорусских городов, были В. Король, А. Воинов, М. Парусников.
Постепенно внедрялись индустриальные методы. В 60-80-е гг. особое внимание уделялось экономии строительства, использованию сборного железобетона, стандартизации и типизации. Архитектура огромных жилищных массивов жестко ограничивалась строительным производством. По типовым проектам строилось 90-95 % жилых домов и 90 % сооружений культурно-бытового назначения. К сожалению, некоторое забвение национального стиля происходило даже при сооружении общественных зданий, не говоря уже о строительстве новых жилых микрорайонов и городов-спутников.
В 60-70-х гг. в Минске строились микрорайоны Зеленый Луг, Чижовка, Серебрянка, Курасовщина. Здесь, как и в других городах, преобладали крупнопанельные дома с квартирами разных габаритов. Бурное развитие промышленности республики на данном этапе привело к появлению новых городов – Солигорска, Новополоцка, Светлогорска, Белоозерска.
С 70-х гг. в архитектуре начал постепенно преодолеваться жесткий рационализм. Индустриальная база крупнопанельного домостроения Минска пополнилась четырьмя домостроительными комбинатами. Это ускорило строительство новых жилых районов с более высокими архитектур- но-планировочными и композиционно-художественными решениями (Восток, Зеленый луг-5, Юго-Запад в Минске). Значительно изменили облик столицы крупные общественные здания: кинотеатры «Октябрь» и «Москва», Дворец искусств, здание архитектурно-строительных факультетов Белорусского политехнического института, гостиница «Планета», Театр музыкальной комедии, многоэтажная гостиница «Беларусь». Новым направлением приложения искусства зодчих стало проектирование и строительство Минского метрополитена, первая очередь которого вступила в строй в 1984 г.
В целом в послевоенный период в градостроительной архитектуре республики на долгие годы утвердился так называемый интернациональный стиль, не отмеченный национальным колоритом. Первые попытки преодолеть этот перекос проявились в ходе реставрации комплекса строений XIX в. Троицкого и Раковского предместий, Верхнего города столицы. Аналогичные работы по возрождению архитектурных памятников проводились в Гродно, Витебске, Могилеве. Городам (пока локально) возвращали их исторический облик и национальное своеобразие.
Живопись и скульптура. В первые послереволюционные годы центром «левого», новаторского изобразительного искусства, местом теоретических поисков, расцвета авангарда, лабораторией для проведения эстетических и художественно-педагогических экспериментов стал Витебск – «белорусский Париж» того времени.
На первый план выдвинулась живопись. По инициативе Марка Шагала (1887-1985), одного из оригинальнейших живописцев XX в., в декабре 1918 г. на базе мастерской Ю. Пэна открылась Народная художественная школа. Кто тогда думал, что это событие войдет в историю мирового искусства? По приглашению М. Шагала в Витебск приехали работать переполненные идеями талантливые художники разных авангардных течений и стилей: А. Бразер, К. Малевич, Л. Лисицкий, Р. Фальк, В. Ермолаева и др. Они с энтузиазмом участвовали в организации и оформлении городских праздников, рисовали плакаты, афиши. Возникали новые художественные учебные заведения, открывались мастерские, формировались новые профессиональные объединения вокруг авторитетных мастеров живописи.
С большими надеждами приехал в Витебск основоположник супрематизма Казимир Малевич (1878-1935). Прежнюю живопись он считал отжившей, предметами внимательного изучения и художественного изображения избрал квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а основными красками – черную, белую, красную. Своеобразным символом мастера стала картина-загадка «Черный квадрат» (1913).
В 1920 г. К. Малевич и В. Ермолаева основали УНОВИС – одно из самых боевых и последовательных в поисках новых форм и средств творческих объединений (полное название – «Учредители нового искусства»). Оно сыграло заметную роль в развитии европейской художественной культуры, повлияв на архитектуру, живопись, искусство дизайна.
На базе Народной художественной школы открылись свободные художественные мастерские, Художественно-практический институт (просуществовал всего несколько месяцев), а в 1923 г. – Витебский художественный техникум.
После Гражданской войны многие художники покинули Витебск, некоторые известные мастера эмигрировали. Уехал и М. Шагал, навсегда сохранив теплое отношение к родному городу. Во Франции он много лет спустя воскрешал на холстах ветхие домишки и кривые улочки Витебска. Интересно, что в Париже в одно время с Шагалом работал другой всемирно известный белорусско-еврейский художник – уроженец Смилович, прекрасный колорист, классик авангарда Хаим Сутин (1894-1943).
Особое таинственное постижение природы отличает творчество талантливого художника и скульптора, родоначальника национального романтизма, «вечного странника» Язепа Дроздовича (1888-1954). Влюбленный в гармонию Вселенной, он первым из белорусских живописцев создал ряд картин на космическую тему («Встреча весны на Сатурне», 1932; «Жизнь на Луне», 1932; «Жизнь на Марсе», 1931). При этом даже далеким планетам художник придавал облик родной Беларуси. Кроме того, по примеру Н. Орды Я. Дроздович делал зарисовки памятников древнего зодчества и сказочной природы, курганов, часовен, домов, создавая своего рода художественную панораму извлечений из национально-исторической памяти.
С Витебском связана художественная деятельность основателя белорусской советской исторической живописи Валентина Волкова (1881-1964). Он отзывался на наиболее важные события современности создавал картины на революционные и военные темы («Баррикады», 1923; «Партизаны», 1928), писал портреты известных исторических деятелей – К. Калиновского, М. Богдановича, В. Ленина и др.
Немало мастеров искренне верило, что их творчество составляет часть великого созидательного процесса, венцом которого станет общество социальной справедливости, где только и возможна вседоступность демократической культуры. Им еще предстояло узнать, что путь к такому обществу не может пролегать через диктатуру. Художники М. Станюта, Н. Тарасиков, М. Филиппович, Я. Кругер, Е. Зайцев, В. Кудревич, П. Сергиевич, М. Севрук в своих произведениях отражали новые явления общественной жизни, характерные для времен «оттепели» и «застоя».
Развитие изобразительного искусства в довоенный период (и после войны) происходило в условиях господства метода социалистического реализма. Это стесняло свободу выбора темы и объекта изображения, сужало поле стилевого разнообразия; художник должен был исходить из текущей обстановки и политической конъюнктуры. Появлялись помпезные картины, подчас тенденциозно отражающие революционные события, Гражданскую войну, ход социалистического строительства, роль И. Сталина в достижениях страны.
В период военного лихолетья художники республики как истинные патриоты боролись с захватчиками. Одни сражались в рядах Красной Армии и партизанских отрядах, другие работали во фронтовых изданиях, в составе художественных бригад готовили агитационные листовки, плакаты, рисунки. Сегодня это правдивые документы художественной летописи войны.
Особое место в белорусском изобразительном искусстве военного времени занимала боевая политическая и сатирическая графика.
Уже в июле 1941 г. в Гомеле вышел первый номер сатирического издания «Раздавим фашистскую гадину», в выпуске которого участвовали 3. Азгур, В. Казак, А. Шевченко. В дальнейшем для него работали И. Ахремчик, А. Волков. Рисунки И. Ахремчика, П. Гавриленко, Е. Зайцева, М. Филипповича создавали боевой настрой сатирического листка «Партизанская дубинка».
Особенную историческую и художественную ценность представляют фронтовые зарисовки батальных и жанровых сцен, портреты с натуры и по памяти, выполненные художниками, которые непосредственно участвовали в боевых операциях (Н. Тарасиков, Н. Воронов, Н. Обрыньба). Здесь дышат огнем эпизоды боев, пахнет порохом фронтовой и партизанский быт. Художники по-своему документировали зверства оккупантов, воспевали мужество и героическое самопожертвование советских людей.
Но даже война с ее испытаниями не могла отучить людей любоваться природой, вызывающие тонкие душевные переживания пейзажи по-прежнему занимали важное место в творчестве В. Бялыницкого-Бирули, Е. Красовского, В. Цвирко, А. Шибнева. Их картины излучали любовь к родине, несли заряд бодрости и оптимизма.
После войны продолжалось негативное воздействие на сознание людей культа личности Сталина. Догматизированная стилистика социалистического реализма отрицательно сказалась на творчестве даже небесталанных мастеров. Для ряда полотен, созданных по «социальному заказу», были характерны напыщенность, нарочитая монументальность, надуманность композиции, парадность и официозность. Тех же, кто уклонялся от ретуши произведений при помощи социалистической патетики, клеймили за «эстетство» и «формализм».
Изображению «души» родной природы посвятил свой талант художник-пейзажист, академик живописи Витольд Бялыницкий-Бируля (1872-1957). Его работы входят в экспозиции ряда белорусских и зарубежных музеев мира, они украшают и залы Национального художественного музея в Минске, Могилевского художественного музея («Лед прошел», «Ранняя весна», «Набежала туча», «Сирень цветет»). В 1996 г. в Могилеве состоялся первый международный пленэр, посвященный В. К. Бялыницкому-Бируле.
В годы «оттепели» художники вздохнули свободнее, однако партийную регламентацию искусства никто не отменял. И все-таки в это время складывались .новые художественные тенденции, появилось непривычное разнообразие авторских стилей, мощно заявили о себе молодые мастера Л. Щемелев, М. Данциг, Г. Ващенко, М. Савицкий, создавшие в последующем свои школы.
Первые картины Михаила Савицкого были мирными, ласкающими глаз («Песня», «Хлеб»). Однако художника сделали знаменитым главным образом суровые, шокирующие неприкрытой правдой полотна о войне (цикл картин о партизанах, триптих «Агрессия», цикл «Числа на сердце»). Он писал мужественные образы бойцов и партизан, светлое и скорбное лицо партизанской мадонны, изображал ужасы фашистских концлагерей. Палитра Савицкого скромна, но в выборе красок – ничего случайного. Цвет служит основной идее картины. Немало произведений написано художником на тему труда («Урожай», 1966; «Рабочие», 1968).
Белорусская скульптура также прошла испытание временем. В течение довоенных лет она находилась под воздействием жестких директивных установок и требований, продиктованных методом социалистического реализма. Не случайно в первые послереволюционные годы часть скульптур делалась из недолговечного материала – гипса, фанеры, стекла, цемента. Многие не прошедшие профессиональной школы молодые скульпторы и впоследствии спешили отреагировать на только что свершившееся событие, выступить на злобу дня. Однако находились мастера, которые не забывали о высоком предназначении искусства ваяния.
В этом виде изобразительного искусства в предвоенные годы успешно работали А. Грубе, А. Бразер, 3. Азгур. Важным событием в 1933 г. стало открытие в Минске памятника В. И. Ленину по проекту М. Манизера. Он и сегодня не утратил художественной ценности.
В скульптуре в военные и послевоенные годы преобладал портретный жанр. Только 3. Азгур изваял более 40 портретов Героев Советского Союза, генералов, партизан, солдат (В. Талалихин, Ф. Смолячков, М. Силицкий, М. Шмырев и др.). Мужественные образы защитников родины создали А. Бембель («Гастелло»), А. Грубе («Танкист», «Доватор»).
В 50-80-е гг. наблюдался всплеск творческой активности и в монументальном пластическом искусстве. Создавались скульптурные памятники и мемориальные комплексы, посвященные теме героизма советских людей в годы войны. В 1954 г. в Минске завершилось сооружение на площади Победы обелиска-памятника воинам Советской Армии и партизанам, павшим в боях с фашизмом (авторы 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов, В. Король, Г. Заборский).
К более поздним периодам относятся комплекс «Брестская крепость-герой» (1969-1971), Курган Славы под Минском (1969), мемориальный комплекс «Хатынь» (1969), памятный знак «Минск – город-герой» (1985), мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества в Ленино Могилевской области (1968), мемориал «Прорыв» в Витебской области (1974), памятники Я. Купале (1972), Я. Коласу (1972), С. Будному (1980), М. Богдановичу (1981).
Весьма важным в жизни республики событием стало открытие в 1975 г. в Жодино монумента в честь матери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей, отдавших жизнь в борьбе с врагом: один из них, Петр Куприянов, погиб, бросившись на амбразуру.
Плодотворно работал в области портретной и монументальной пластики талантливый скульптор Анатолий Аникейчик (1932-1989). В созданную им галерею образов входят скульптурные портреты Я. Купалы, А. Пушкина, JI. Бетховена, П. Машерова, а также мемориальный комплекс «Прорыв». Запоминающиеся скульптурные произведения, посвященные национальным деятелям, создали также А. Заспицкий, А. Глебов, С. Селиханов, А. Шатерник, В. Янушкевич.
Таким образом, архитектура и изобразительное искусство Беларуси в советский период достигли весомых успехов. При всех известных недостатках наше искусство «держало руку на пульсе времени», отражало далекую и близкую отечественную историю, эпохальные события и перемены. Главное же его достоинство состоит в том, что на всех этапах развития оно призывало современников к гуманизму, добру, учило понимать и ценить красоту, любить и защищать родную землю.
.4. Театрально-музыкальное искусство и кино Беларуси
Театральная жизнь. После победы Октябрьской революции 1917 г. начался отсчет истории белорусского советского театрально-музыкального искусства. Продолжали дело И. Буйниц- кого в новых условиях режиссеры и актеры Ф. Жданович, B. Фальский, В. Голубок. Созданное в апреле 1917 г. Первое товарищество белорусской драмы и комедии просуществовало до середины 1920 г. Актер и драматург Ф. К. Алехнович (1883-1944) основал Белорусский народный театр.
После освобождения Минска от польских захватчиков в сентябре 1920 г. здесь открылся Белорусский государственный театр, переименованный в 1926 г. в Первый белорусский государственный театр, или БГТ-1. Художественным руководителем этого театра с 1921 по 1931 г. являлся талантливый режиссер Евстигней Мирович (1878- 1952). Сегодня на родине и за рубежом его знают как Национальный академический театр им. Я. Купалы. За короткое время труппа Мировича показала зрителям около 30 пьес, среди которых были «Паулiнка» и «Сон на кургане» Я. Купалы, «На Купалле» М. Чарота, «Кастусь Калiноускi» Е. Мировича. 16 ноября 1926 г. состоялась премьера пьесы Я. Купалы «Тутэйшыя». Уже на следующий день пьеса была снята с репертуара и запрещена. Новая премьера этого спектакля произошла много лет спустя, 17 октября 1990 г.
В ноябре 1926 г. в Витебске был создан Второй белорусский государственный театр, который с 1944 г. носит имя Я. Коласа. Костяк труппы составили выпускники Белорусской драматической студии, образованной при МХАТе. БГТ-2 воспитал такие замечательные таланты, как А. Ильинский, П. Молчанов, C. Станюта. Театр ориентировался на достижения мирового театрального искусства, в том числе и в репертуарной политике. Яркие, выразительные, высокопрофессиональные спектакли были рассчитаны на подготовленного зрителя, открытого для философских раздумий, идущего на откровенный диалог. Официальная критика объявила эти спектакли формалистскими и эстетскими. С конца 20 – начала 30-х гг. театр вынужден был переориентироваться на освоение советской (классовой) тематики.
Белорусский национальный театр, который был создан В. Голубком, до 1926 г. имел название «Труппа Голубка». Большинство пьес для него были написаны им самим. Но театр был закрыт, а его руководитель в 1937 г. репрессирован.
На рубеже 20-30-х гг. развернулось движение самодеятельных драматических коллективов, таких, как «Синяя блуза», «Живая газета», театры рабочей молодежи.
В 30-е гг. сеть театров расширилась: в Минске открылся Театр юного зрителя (1931), в Гомеле – Государственный театр кукол (1938) и Второй русский театр (1939). На сценах республики ставились новые пьесы К. Крапивы «Хто смяецца апошнiм» (1939) и Н. Погодина «Человек с ружьем» (1938); национальная и классическая тематика в данных театрах сочеталась с революционной.
Началась война, и театры республики были эвакуированы: БГТ-1 – в Томск, БГТ-2 – в Уральск, а затем – в Орехово-Зуево. Всего в начале 1942 г. в тылу оказались более 400 артистов. Многие из них вступали во фронтовые бригады и выезжали с концертами на передовую, вели шефскую работу, помогали создавать художественную самодеятельность. Чтобы поддержать тружеников тыла, они давали спектакли и концерты во время посевных и уборочных кампаний и, помогая армии, вносили деньги в фонд обороны. К примеру, на личные средства сотрудников БГТ-1 был изготовлен для фронта боевой самолет.
Тематика спектаклей белорусских театров тогда была связана главным образом с войной. На сцене прославлялись героизм и подвиг народа, его мужество и оптимизм, утверждалась вера в человека-борца, показывались богатство его души, чувство юмора. Зритель также с восторгом принимал пьесы с традиционными белорусскими персонажами, например, спектакль «Несцерка» (режиссер Н. Лойтер, БГТ-2) шел в Уральске около 100 раз и был удостоен Государственной премии СССР (1946).
В послевоенное время развернулась кампания за «чистоту» репертуара, под флагом борьбы против буржуазного влияния и космополитизма. Драматическим театрам предписывалось ежегодно ставить не менее 2-3 новых, идейно выдержанных спектаклей на предписанные темы. Репертуар утверждался Бюро ЦК КПБ. Несмотря на эти и им подобные регламентации, драматическим театрам республики удавалось каждый сезон радовать зрителей творческими находками, открытием новых актерских талантов.
В разные годы популярностью у зрителей пользовались такие спектакли, как «Трибунал» и «Зацюканы апостал» А. Макаенка, «Плач перапёлкi» И. Чигринова, «Амнiстыя» и «Мудрамер» Н. Матуковского, «Парог» и «Радавыя» А. Дударева (Белорусский государственный академический театр им. Я. Купалы); «Снежныя зiмы» И. Шамякина, «Званы Вцебска» В. Короткевича, «Выклiк багам» А. Делендика (Белорусский государственный театр им. Я. Коласа); «Возвращение в Хатынь» по А. Адамовичу, «Пойти и не вернуться» по В. Быкову, «Макбет» В. Шекспира (Государственный русский драматический театр им. М. Горького).
На театральной сцене расцвел талант многих белорусских актеров. В их числе: С. Станюта, Г. Макарова, 3. Стома, 3. Броварская, Н. Еременко, Л. Давидович, М. Захаревич, Г. Гарбук, А. Климова, Р. Янковский, Ф. Шмаков, Г. Овсянников, Б. Платонов, Г. Глебов.
В 1970-е гг. главные драматические театры республики возглавили в то время молодые, но талантливые режиссеры В. Раевский («купаловский») и Б. Луценко («горьковский»).
Драматические театры приобщали зрителей к лучшим образцам национальной и мировой театральной культуры, прививали им высокий эстетический вкус, просвещали, пробуждали гражданские чувства.
Музыкальное искусство. В середине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусского советского музыкального искусства. Наряду с фольклором и самодеятельностью развивалось профессиональное творчество, росло мастерство исполнителей. Они работали в разных по уровню музыкальных, хоровых и танцевальных коллективах. Подготовку специалистов в области музыки в то время осуществляли Минский, Витебский и Гомельский музыкальные техникумы. В Витебске, Гомеле и Бобруйске действовали народные консерватории. Оперный и балетный классы, а также музыкальные коллективы Минского музыкального техникума послужили базой для создания Белорусской студии оперы и балета, симфонического оркестра Белорусского радиоцентра, оркестра народных инструментов филармонии. В 1924 г. в Могилеве была поставлена первая белорусская советская опера «Освобождение труда» Н. Чуркина.
В 1932 г. открылась Белорусская консерватория, в 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР, в 1937 г. начала работать Белорусская государственная филармония, в 1938 г. на сцену вышел ансамбль песни и танца Белорусского военного округа.
Первой хореографической постановкой театра оперы и балета стал «Красный мак» Р. Глиэра – профессора Московской консерватории. В 1939 г. был поставлен первый белорусский советский балет «Соловей» М. Крошнера. Ведущими артистами балетной сцены стали П. Засецкий, 3. Васильева, С. Дречин. В 40-е гг. на оперной сцене блистали народные артисты БССР Р. Млодек, М. Денисов, И. Болотин.
В 1938 г. композиторы объединились в Союз советских композиторов БССР. Росту музыкальной культуры в республике способствовало расширение сети музыкальных заведений и концертных залов. В 30-е гг. были написаны оперы «Тарас на Парнасе» Н. Аладовым, «В пущах Полесья» А. Богатыревым, «Цветок счастья» А. Туренковым.
Белорусские советские композиторы осваивали сложные музыкальные жанры, такие, как вокально-симфоническая поэма (Н. Аладов), инструментальный концерт (А. Клумов, Г. Столов), симфония (В. Золотарев), кантата (А. Богатырев, П. Подковыров). Их многогранное творчество опиралось на знакомые народные мелодии, впитывало богатый опыт музыкального фольклора. Это способствовало популяризации профессионального музыкального искусства Беларуси. Некоторые из композиторов выступили в качестве кропотливых исследователей данного опыта, изучали и записывали яркие образцы народной музыки, ездили по республике с экспедициями. Например, много сделали по сбору, стилистической обработке и пропаганде западнобелорусского музыкального фольклора Г. Ширма, А. Гриневич.
В годы военного лихолетья главное место в творчестве белорусских музыкантов занимала героико-патриотическая тема. Написанные в это время произведения ярко отразили музыкальные тенденции эпохи в ее переломный момент. Композиторы осваивали разные музыкальные жанры. Первую оперу на тему партизанской борьбы «Алеся» создал Е. Тикоцкий. Она была написана на либретто Петруся Бровки в 1941 г. Театральная премьера состоялась в Минске в конце 1944 г. и стала общественно значимым событием. Театральная публика благожелательно приняла оперы А. Туренкова («Купалле»), Н. Щеглова («Лесное озеро», «Всеслав Чародей») и других композиторов, черпавших вдохновение в исторических глубинах белорусского мелоса.
В 50-е гг. в развитии белорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался более глубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестяще исполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н. Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.
В 60-80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «Колючая роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.
Важным событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.
В песенном жанре плодотворно работали популярные композиторы И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также талантливые эстрадные певцы – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровницы».
Кино. В советский период широко шагнуло в массы и завоевало любовь зрителей относительно новое для Беларуси искусство кино. Летом 1922 г. было создано управление по делам кинематографии «Киноресбел».
Впервые киносъемки в республике состоялись 1 мая 1925 г. в Минске, они носили хроникально-документальный характер. Первый белорусский художественный фильм о событиях Гражданской войны «Лесная быль» (1926) был снят Юрием Таричем (1885-1967).
В конце 30-х гг. в Минск переехала созданная в Ленинграде киностудия художественных фильмов «Советская Белоруссия».
Главное место в киноискусстве военных лет занимала кинохроника. М. Берев, И. Вейнерович, В. Теслюк, М. Сухова, И. Комаров и многие другие талантливые операторы в составе фронтовых киногрупп отсняли более 3,5 млн метров кинопленки. Кинодокументы частично вошли в ставшие известными фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Народные мстители», «Бой за Витебск», а также в киноэпопею «Великая Отечественная». В 1944 г. под руководством В. Корш-Саблина и М. Садковича был снят полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии», который заканчивался показом парада белорусских партизан в освобожденном Минске.
В 50-80-е гг. увеличился выпуск художественных фильмов, в том числе за счет экранизации произведений белорусских писателей.
На экраны вышли кинофильмы «Константин Заслонов» (1949, реж. А. Файнциммер и В. Корш-Саблин), «Часы остановились в полночь» (1958, реж. М. Фигуровский), «Через кладбище» (1965, реж. В. Туров; в 1994 г. эта лента причислена ЮНЕСКО к 100 лучшим фильмам мира), «Я родом из детства» (1966, реж. В. Туров), «Третья ракета» (1963, реж. Р. Викторов), «Знак беды» (1986, реж. М. Пташук), «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (1981-1982, реж. В. Туров), «Иди и смотри» (1985, реж. Э. Климов).
Зритель поверил талантливым художникам. Полюбившиеся фильмы помогали ему находить ответы на жизненно важные вопросы, касавшиеся исторического прошлого и современности.
С 1962 г. деятельность работников кино координировал Союз кинематографистов БССР. Были созданы объединения хроникально-документальных и научно-популярных, телевизионных и мультипликационных фильмов. С большой художественной силой события Великой Отечественной войны отражены в документальных циклах В. Дашука «Женщина из убитой деревни» (1975-1978) и «У войны не женское лицо» (1981-1984), а также в телефильме В. Рыбарева «Свидетель» (1985). Литературной основой этих кинолент послужили произведения С. Алексиевич и В. Казько.
Перечисленные и другие киноленты продемонстрировали возросший уровень киноискусства Беларуси, открыли для него союзный и мировой экраны. Преодолевая каноны «социалистического упрощенства», новое белорусское кино за 60 лет с момента основания значительно повысило свой художественный уровень.
Список использованных источников
1. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А.А. Радугина – М., 2001.
. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.