- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 38,97 kb
Охрана памятников в конце XX – начале XXI веков в общественном сознании
ТЕМА
Охрана памятников в конце XX – начале XXI веков
в общественном сознании
Оглавление
Введение
Глава I. Роль государственных учреждений и общественных организаций в сохранении историко-культурного наследия
1.1 Нормативно-правовое регулирование взаимодействия общества и государства по охране памятников истории и культуры
.2 Современная структура государственного управления в области охраны памятников истории и культуры
.3 Общественные организации по охране памятников Российской Федерации
Глава II. Механизмы взаимодействия государства и общества в области сохранения культурного наследия в Санкт-Петербурге
2.1 Общественная критика деятельности Администрации города в области охраны памятников
.2 Разработка новых форм взаимодействия государственных органов и общества по охране культурного наследия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков – в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа. Современные российские города меняют свой облик строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.
Санкт-Петербург имеет к этому прямое отношение. В 1988 году СССР ратифицировал Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Спустя несколько месяцев была подготовлена заявка на включение Ленинграда и его окрестностей в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. После изучения экспертами ИКОМОС номинационного досье в 1990 году на 14-й сессии Комитета всемирного наследия объект с названием «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 540. Список компонентов и элементов, приложенный к номинационному досье, включал 36 компонентов и 136 элементов.
До 1980-х годов влияние общества на политику государственных органов по охране памятников было ограничено. Во время перестройки со сменой власти приходят и новые движения в области охраны культурного наследия. Передовые позиции в деятельности по охране культурного наследия начинает завоевывать общественное движение. И государству приходится с этим считаться. Мнение общества становится доминирующим во многих вопросах, касающихся историко-культурного наследия города.
Но все же культурное наследие Санкт-Петербурга, по определению охраняется государством. Федеральный закон от 24 мая 2002 года №73-ФЗ гласит: «В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Но также в законе говорится и о том, что общественные организации вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конвенция об охране всемирного наследия 2005 года, вслед за Федеральным Законом, поощряет содействие общественных организаций в охране культурного наследия: «Партнерский подход к номинации, менеджменту и мониторингу обеспечивает существенный вклад в защиту объектов всемирного наследия и в выполнение Конвенции. Партнерами в защите и сохранении всемирного наследия могут быть те физические лица и другие заинтересованные стороны, особенно местные сообщества, правительственные, неправительственные и частные организации и владельцы, которые имеют интерес и причастность к сохранению и менеджменту объекта всемирного наследия».
Встает вопрос: кто же должен нести ответственность за сохранность культурного наследия в Петербурге. Общественность или государственные структуры.
Цель дипломной работы – проследить взаимодействие государства и общества.
Задачи: изучение нормативно-правовой базы; рассмотрение структуры государственного управления и общественных организаций в области охраны памятников; анализ деятельности на основе материалов периодических изданий; разработка предложений по новым формам взаимодействия государственных органов по охране памятников и общества.
Объект исследования – деятельность по сохранению объектов историко-культурного наследия в Российской Федерации.
Предмет исследования – выявление роли общества сохранении историко-культурного наследия.
В процессе проведенной работы были использованы общенаучные методы исследования: аналитический метод – при рассмотрении нормативно-правовых документов; системный метод – система взаимоотношений государства и общества; хронологический метод в истории вопросов возникновения деятельности по охране памятников; генетический метод.
Источниками в данной дипломной работе выступают документы нормативно-правовой базы. Использованные источники можно разделить на законы федерального характера, регионального характера и европейские.
Федеральные законы в области охраны культурного наследия: Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в котором регулируется культурная деятельность в области использования памятников истории и культуры; Конституция РФ, принятая в 1993 году; в апреле 1993 года принят Закон РФ № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей», направленный на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, а также на развитие международного культурного сотрудничества»; Федеральный Закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации»; Федеральный Закон от 15 апреля 1998 года № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», освещает проблему реституции культурных ценностей; один из основных на сегодняшний день – Федеральный Закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Сохранившие свое действие в части, не противоречащей Федеральному Закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 856 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры»; Приказ Министерства Культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры»; Приказ Министерства Культуры СССР от 24 января 1986 года № 33 «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР». Ряд документов федерального значения, затрагивающих вопросы приватизации: Закон от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 26 ноября 1994 года № 2121 «О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения»; Федеральный Закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» вводит обременения обязательствами по сохранению и использованию памятников; через год выходит Постановление Правительства от 16 декабря 2002 года № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия», в котором подробно описано, что из себя представляет охранное обязательство.
Законы регионального значения, рассмотренные в работе: Закон Санкт-Петербурга от 20 июня 2007 года «Об охране культурного наследия в Санкт-Петербурге», регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и охраны выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, которые расположены на территории Санкт-Петербурга; Закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» <#”justify”>Фундаментальных исследований по проблематике сохранения историко-культурного наследия не так много. Нормативно-правовые аспекты освещены в фундаментальном труде Георга Еллинека «Общее учение о государстве»; монографии В.С. Нерсесянца, Г.И. Муромцева, Г.И. Мальцева «Право и культура»; есть прекрасная статья Григория Филина в книге «Охрана памятников Санкт-Петербурга». Данный вопрос освещает ряд других авторов: О.А. Есенина «Проблемы разграничения собственности на памятники истории и культуры»; «Гражданское право» под редакцией профессора Е.А. Суханова; А.П. Сергеев «Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР»; информационный сборник под редакцией Ю.А. Веденина «Зарубежное законодательство в области сохранения культурного наследия». Реставрационную деятельность на памятниках истории и культуры раскрывает фундаментальный труд А.А. Кедринского «Основы реставрации памятников Архитектуры: обобщение опыта школы ленинградских реставраторов». Технологии учета, хранения и страхования памятников историко-культурного наследия освещает В.В. Лукьяненко «Информационные ресурсы и технология охраны памятников. Состояние. Проблемы. Перспективы». Исследования, посвященные общим вопросам по охране памятников: А.М. Беда «Охрана культурного наследия», М.А. Полякова «Охрана культурного наследия России», Д.А. Силичев «Культурология», А.А. Формозов «Русское общество и охрана памятников кульутры». Хочется отметить издание, выпущенное к 90-летию Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, со статьями специалистов О.М. Кормильцевой, Б.М. Кирикова, Т.И. Николаевой, О.В. Таратыновой и многих других.
Помимо научной литературы проделана большая работа по изучению материалов периодических изданий. Статьи газеты «Невское время», «Газета СПб», «Закс.Ру», «Невастройка», «Новая газета». Которые живо реагируют на ситуацию в городе, сложившуюся в области охраны памятников культурного наследия. В последнее время появилось множество сайтов, в связи с бурной деятельностью градозащитных организаций. На которых размещается информация по «горячим адресам» о планируемых митингах, акциях. Среди них можно отметить «Живой город», Группа ЭРА, возглавляемые А. Козевым. В отношении строительства башни Газпрома появилось общественное объединение «Башне – нет!».
Помимо нормативно-правовой базы, исследовательских работ и материалов периодической печати, в данной работе задействована информация из официальных сайтов Правительства Санкт-Петербурга и Москвы. Это электронные ресурсы Министерства культуры Российской Федерации, Центрального совета и Петербургского отделения ВООПИиК, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Структура дипломной работы состоит из оглавления; введения; основной части, состоящей из двух глав; заключения; списка используемой литературы, с разделением на источники и исследования; приложения.
В первой главе освещены вопросы нормативно-правового регулирования взаимодействия общества и государства по охране памятников истории и культуры; современной структуры государственного управления в области охраны памятников истории и культуры; деятельность общественных организаций по охране памятников российской Федерации.
Во второй главе поставлены проблемы общественной критики деятельности Администрации города и разработки новых форм взаимодействия государственных органов и общества по охране культурного наследия.
Глава I. Роль государственных учреждений и общественных организаций в сохранении историко-культурного наследия.
1.1 Нормативно-правовое регулирование взаимодействия общества и государства по охране памятников истории и культуры
Основой сохранения историко-культурного наследия является соответствующая нормативно-правовая база. Отдельные нормы, направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия, содержатся в Градостроительном Кодексе РФ, Земельном Кодексе РФ, Налоговом Кодексе РФ, Федеральных законах «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности, законодательстве, регулирующем бюджетные отношения.
Деятельность в области охраны памятников истории и культуры России в последние десятилетия XX века была регламентирована Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», введенным в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР 15 декабря 1978 года и следующими подзаконными актами: Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным 16 сентября 1982 года и «Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной приказом Министерства культуры № 203 от 13 мая 1986 года. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» учитывал современные требования к охране памятников, а также основные положения международно-правовых актов об охране историко-культурного наследия. В Законе расписаны общие положения; государственное управление и контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры, участие предприятий, учреждений, организаций и граждан в охране и использовании памятников; государственный учет памятников истории и культуры; обеспечение сохранности памятников, порядок и условия использования памятников. Также в законе отмечено, что «забота о сохранении памятников истории и культуры – долг и обязанность граждан РСФСР 1». То же самое прописано и в Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Особое значение для деятельности по охране памятников историко-культурного наследия имеет Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Статья 3 базового закона говорит выделении культурного наследия, культурных ценностей и культурного достояния и их определения. Обозначают эти термины разные вещи. Более общим является термин «культурные ценности». Как было отмечено в литературе, под культурными ценностями понимаются особо охраняемые правом вещи, возникшие в результате человеческой деятельности и которые, будучи результатом всеобщего труда, имеют важное историческое, научное художественное или иное культурное значение для общества. Затронуты проблемы в области распространения законодательства, приватизации.
По проблематике вопросов приватизации существует ряд документов. Указ Президента от 24 декабря 1993 года «О приватизации». Согласно данному указу приватизации не подлежат памятники, находящиеся в федеральной собственности и памятники археологии, расположенные на территориях музейных заповедников, памятники, созданные более 200 лет назад, памятники и науки и техники XX века, захоронения и некрополи. Следующий Указ Президента был принят в 1994 году № 1121 «О приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения». В связи с Указом можно разрешается приватизировать памятники местного значения, исключая – особо ценные объекты, подлежащие передаче религиозным организациям, объекты на особо охраняемых территориях. Необходимое условие приватизации – наличие паспорта памятника и охранного договора. В декабре 2001 года принят Федеральный закон № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества». В Статье 29 говориться об особенностях приватизации объектов культурного наследия. Обременение обязательствами по сохранению и использованию памятников истории и культуры. В связи с этим 16 декабря 2002 года выходит Постановление Правительства об утверждении Положения «О подготовке и выполнении охранного обязательства» при приватизации объектов культурного наследия. В нем подробно описано, что включает в себя охранное обязательство.
Современная политика государства в сфере охраны историко-культурного наследия получила отражение в новом федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ от 25 июня 2002 года. Закон создается на основе европейского опыта в сфере охраны памятников. В соответствии, с основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия. Закон классифицировал объекты культурного наследия на памятники истории и культуры, достопримечательные места, исторические поселения и иные крупные территориальные комплексы. Устанавливается порядок создания и ведения Государственного Реестра объектов культурного наследия, компетенция федеральных органов в области сохранения, охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия. Предусматривается введение историко-культурной экспертизы, положительное заключение которой является основанием для принятия решения государственным органом охраны наследия об отнесении объектов недвижимости к культурному наследию Российской Федерации, а также для разрешения любой хозяйственной и строительной деятельности. Для физических или юридических лиц, вложивших свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия, предусматриваются различные льготы, в том числе льготная арендная плата. Закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, а также реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Необходимо также отметить, что законодательство об охране историко-культурного наследия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Специальные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие Федеральный закон № 73-ФЗ, приняты практически во всех регионах России. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации принятые по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральному законодательству.
Приведенные выше законы имеют федеративное значение. Но рассматривая нормативно-правовое регулирование взаимодействия общества и Администрации города нельзя не обратиться к главному Закону Санкт-Петербурга от 20 июня 2007 года «Об охране культурного наследия в Санкт-Петербурге». Закон Санкт-Петербурга регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, которые расположены на территории Санкт-Петербурга, а также в области осуществления переданных Российской Федерацией Санкт-Петербургу полномочий в отношении расположенных на территории Санкт-Петербурга объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и объектов культурного наследия федерального значения. Также к законам регионального характера, регулирующих деятельность по охране памятников в Санкт-Петербурге относится Закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга»; <#”justify”>1.2 Современная структура государственного управления в области охраны памятников истории и культуры
В России на государственном уровне вопросами охраны памятников истории и культуры стали заниматься 90 лет назад. Охрана культурного наследия в России до начала ХХ века носила стихийный характер. В конце ХIХ – начале ХХ века наметился значительный сдвиг в отношении русского общества к своему культурному наследию, когда благодаря деятельности художников «Мира искусства», историков, литераторов, архитекторов пробудился общественный интерес к памятникам Петербурга. Активная работа общества по вопросам охраны отечественных памятников привел к созданию в 1909 году «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины». Председателем его стал великий князь Николай Михайлович, известный историк и археолог, товарищем председателя избрали А. Н. Бенуа, секретарем – барона Н. Н. Врангеля. Членами Совета явились известные коллекционеры, редакторы художественных журналов, архитекторы, историки искусства: П. П. Вейнер, В. А. Верещагин, С. К. Маковский, Н. К. Рерих, И. А. Фомин, А. В. Щусев и др. Общество предпринимало меры по предотвращению гибели памятников искусства и старины, проводило реставрационные работы по памятникам древнерусского зодчества (например, Ферапонтова монастыря), пыталось организовать регистрацию художественных ценностей и изучения наследия Русского Севера.
В советское время на зданиях были установлены памятные доски.
Это, по сути своей, являлось реализацией инициативы, исходившей от музея «Старый Петербург», созданного в 1907 году в результате деятельности комиссии Общества архитекторов-художников по изучению старого Петербурга.
После революционных событий 1917 года памятники искусства и старины, лишившиеся хозяев, оказались в опасности. Многие из них были разграблены и разрушены. Сознавая свою ответственность, представители художественной интеллигенции, не принявшие новую власть, все же начали активно сотрудничать с большевиками, поставив свой патриотический долг выше личных интересов. В ноябре 1917 года при Наркомпросе Петрограда была создана Соединенная художественно-историческая комиссия. В марте 1918 года Комиссия была преобразована в Коллегию по делам музеев и охране памятников, на основе которой 15 ноября 1918 года при Исполкоме Петросовета организуется первый государственный орган по руководству охраной памятников истории и культуры – Отдел по делам музеев и охране памятников, ставший предшественником современного КГИОП – Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Эту дату можно считать временем его основания.
В истории КГИОП прослеживается несколько крупных периодов. Учреждение, на которое возложены функции по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга, неоднократно меняло свое название и организационную структуру, сохраняя при этом славные традиции, передаваемые от старшего поколения к младшим в процессе практической работы по изучению и реставрации памятников. Традиции коллектива КГИОП неразрывно связаны с историей Санкт-Петербурга последнего столетия. В XX веке наш город дважды (в 1918 – 1920 и 1941 – 1944 годах) претерпевал жестокое запустение и дважды возрождался усилиями горожан, при поддержке всей страны. Государственный орган охраны памятников истории и культуры был впервые образован в условиях грандиозного социального катаклизма 1917 – 1920 годов и уже более 90 лет обеспечивает как сохранение отдельных памятников и ансамблей, так и исторической застройки Петербурга в целом.
Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга, реставрация памятников истории и культуры, а также активное вовлечение их в сегодняшнюю жизнь, являются главными задачами деятельности Комитета по государственному контролю и использованию памятников. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением. Предметами ведения Комитета являются: выявление, учет, охрана, реставрация и восстановление объектов историко-культурного наследия, находящихся на территории Санкт-Петербурга; контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ; сбор, систематизация, изучение и хранение документов об объектах историко – культурного наследия Санкт-Петербурга; организация и проведение научной, исторической и художественной экспертизы объектов, представляющих историко-культурную научную и художественную ценность; определение необходимости, сроков и иных условий проведения ремонта и реставрации памятников истории и культуры.
Потребовалось пройти долгий и трудный путь, сопровождавшийся принципиальной переоценкой ценностей и кропотливым изучением исторического наследия, чтобы признать, что «штучный» (к сожалению доминирующий в учете до настоящего времени) подход неприемлем в охране наследия Санкт-Петербурга. Наш город уникален своими «средовыми» характеристиками и эта тема в настоящее время все чаще звучит при обсуждениях Концепции Генплана города. Необходимо охрану каждого отдельного объекта рассматривать в связи с окружающей застройкой и общеградостроительными характеристиками. Базовый принцип – комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Санкт-Петербурга, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства. Сохранение объектов культурного наследия стало ключевым элементом стратегии городского обновления. Задача сохранения культурного наследия должна решаться не только органами охраны памятников, но также теми структурами, которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юридических служб и т.д.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников также призывает представителей бизнеса участвовать в благотворительной деятельности, оказывая финансовую поддержку трудам реставраторов. Для этих целей КГИОП открыл особый, эксклюзивный Магазин подарков Санкт-Петербургу, в котором различные организации и частные лица могут выбрать подарок городу, вложив средства в реставрацию того или иного памятника. Открытие магазина подарков торжественно состоялось 15 декабря 2005 года в клубе «Талион». Главным распорядителем «Магазина подарков» выступает Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, в представлении «лотов» участвуют известные петербуржцы – почетные граждане Даниил Гранин и Михаил Бобров, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, председатель КГИОП Вера Дементьева и другие. Впоследствии связующим звеном между меценатами и реставраторами, координатором и руководителем работ в рамках своих полномочий выступает КГИОП. В День своего рождения город в лице Губернатора и Правительства Санкт-Петербурга торжественно принимает отреставрированные объекты. Этот акт стал яркой и неотъемлемой частью главного общегородского праздника. Названия компаний, внесших наиболее значительный вклад в реставрацию объектов культурного наследия, войдут в летопись Петербурга. В центре города, у Адмиралтейства, 24 мая 2007 году состоялось открытие Аллеи благодарности меценатам петербургской реставрации.
На федеральном уровне вопросами охраны памятников занималось Министерство Культуры до мая 2008 года, когда была создана Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура). Росохранкультура являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия осуществляла свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В деятельность Росохранкультуры входило противодействие коррупции; сохранение культурных ценностей; охрана памятников истории и культуры; охрана авторских и смежных прав; аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе; аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы; организация мероприятий по конролю в сфере архивного, музейного и библиотечного дела; организация контрольно-надзорных мероприятий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия; выдача разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Но видимо деятельность Росохранкультуры оказалась не эффективной с точки зрения Министерства Культуры и в этом году Федеральную службу упразднили. Все дела переданы вновь в ведомство Минкультуры.
Видимо формирование государственной структуры в области охраны культурного наследия не окончено. Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х – 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Это говорит о сложности проблемы контроля, сохранения и использования памятников истории и культуры. Государственная охрана – система, которая включает в себя правовые, организационные, финансовые, материальные и иные меры, которые направлены на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинение вреда, контроль за сохранением и использованием. Система государственной охраны не идеальная и требует поддержки общества по защите памятников истории и культуры.
.3 Общественные организации по охране памятников Российской Федерации
Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» общественные и религиозные организации вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
23 июля 1965 года в целях привлечения широкой общественности к активному участию в охране памятников истории и культуры было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Организация стала первой неправительственной структурой в сфере сохранения наследия, объединив в своих рядах не только краеведов-любителей, но, прежде всего, специалистов: архитекторов, историков, искусствоведов, музейных и архивных работников, реставраторов, инженеров-технологов, археологов. Основателями ВООПИиК были писатель Леонов Леонид Максимович, художники Корин Павел Дмитриевич, Пластов Николай Аркадьевич и Глазунов Илья Сергеевич; академики Петрянов-Соколов Игорь Васильевич, Рыбаков Борис Александрович; композитор Свиридов Георгий Васильевич, директор Эрмитажа Пиотровский Борис Борисович. Изменение экономической ситуации в стране, появление на строительном рынке огромного числа частных инвесторов привело к значительному увеличению хозяйственной активности, масштабному новому строительству. В этой связи, члены Общества активно участвуют в работе Экспертно-консультативного совета при Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комиссии по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах Санкт-Петербурга. Благодаря участию общественности иногда удается отстоять от сноса исторические здания, несмотря на противостояние заказчиков, инвесторов.
Сегодня ВООПИиК – это одна из самых многочисленных организаций, которая объединяет людей в более чем половине субъектов Российской Федерации (52 отделения). Люди – бесценный капитал Общества. Центральный совет и Президиум ВООПИиК включает более 100 членов, среди которых известные деятели науки, литературы и искусства. Такие, как писатель В.Г.Распутин, директор Государственного исторического музея А.И. Шкурко, академик А.П. Кудрявцев и многие другие. Возглавляет Центральный совет ВООПИиК Г.И. Маланичева – член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Попечительский совет ВООПИиК – П.А. Пожигайло (Председатель Попечительского совета), Г.П. Ивлиев (Председатель комитета по культуре Государственной Думы СФ РФ), С.А. Попов (председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы ФС РФ). Региональные отделения ВООПИиК занимают довольно прочное положение в своих регионах и активно участвуют в реализации культурной политики, проводимой органами государственной власти. На одном из совещаний архитекторов в 2000 году было отмечено, что Общество охраны памятников, имеющее 30-летний опыт работы, вложило в восстановление памятников более 10,5 миллиардов рублей. Основной целью Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры является осуществление на территории Российской Федерации функций общественного органа охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Основные направления деятельности ВООПИиК: охрана историко-культурного наследия, сохранение историко-культурного наследия, использование историко-культурного наследия, популяризация историко-культурного наследия. Также ВООПИиК занимается организацией премии «Хранители наследия»; организацией конференций, «круглых столов», семинаров по проблемам историко-культурного наследия; организацией кинофестивалей, выставок и других мероприятий по темам, связанным с сохранением историко-культурного наследия. Проанализировав всю серьезность и важность задач и деятельности Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, можно с уверенностью сказать что это влиятельная и авторитетная организация, готовая реализовать комплексное и профессиональное решение проблем сферы наследия на основе консолидации усилий общественности, государственных структур, бизнеса.
Влиятельной общественной организацией по охране памятников Петербурга является – Движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга «Живой город». Движение объединяет людей, которые любят Санкт-Петербург и неравнодушны к его судьбе. Движение «Живой город», возникшее не так давно, уже стало заметным явлением в жизни Петербурга. Можно сказать, «Живой город» продолжает дело, начатое ровно двадцать лет назад группой «Спасение». На счету группы «Спасение» были спасение «дома Дельвига» на Загородном и «дома Достоевского» на Владимирском, борьба против сноса многих других зданий. Но самое главное – именно этой организации удалось тогда, в конце 1980-х, разбудить общественное мнение. «Живой город» ставит перед собой практически те же самые задачи, что и группа «Спасение» двадцать лет назад. Цель – сохранение уникального архитектурного облика города. Задачами члены движения ставят: сбор, анализ и распространение информации о состоянии культурного (прежде всего архитектурного) наследия города; осуществление связи между всеми компетентными специалистами, которые могут содействовать развитию города (архитекторы, инженеры, геологи, историки, экономисты, журналисты); организация выставок, встреч и конференций, на которых освещается прошлое города и обсуждается его будущее, наблюдение за деятельностью администрации, строительных компаний в отношении памятников архитектуры и городской среды в целом, а при необходимости – защита ее всеми способами, которые не запрещены законом; ведение просветительской работы среди горожан, повышение интереса к истории Санкт-Петербурга и отдельных архитектурных памятников в частности; взаимодействие с другими общественными организациями и движениями, которые занимаются близкими нам проблемами (экология, общественный транспорт, благоприятная городская среда).
Ассоциированным членом движения «Живой Город» является Группа ЭРА. Группа ЭРА (Специализированная группа экологии рядовой архитектуры) была образована в 1987 году с целью оперативного спасения зданий исторической фоновой застройки Петербурга. С самого начала своей деятельности группа использовала не только общеизвестные способы защиты (пикетирование, сбор подписей, рассылка протестов), но и гораздо более радикальные – временный захват и баррикадирование обречённых на снос зданий, «живую цепь» перед строительной техникой. Лидером группы выступает Алексей Козев.
Нашумевший проект Газпрома «Охта – центр», планируемый на Охтинском мысу, поднял новую волну общественных движений. Появилось множество организаций градозащитников, выступающих категорически против места строительства нового бизнес – центра. Наиболее известной является инициативная группа «Башне – нет!». Своей деятельностью организация информирует о проблемах, связанных со строительством небоскреба на Охте – городских, археологических, юридических, социальных. Также проводило активный сбор подписей против строительства до 8 декабря 2010 года. Так как под давлением общественности правительство Санкт-Петербурга отменило решение о строительстве 400-метрового небоскреба «Охта – центра» на Охтинском мысу.
Еще одним видным общественным движением является общественно-политическая федеральная «Новая газета». Газета существует с 1993 года (первый номер в Москве вышел – 1 апреля 1993 года). Петербургское приложение – на 5 лет моложе, существует с 1998 года. Отцом-основателем его был известный журналист, в прошлом сотрудник газеты «Смена» Алексей Разоренов. Сейчас изданием руководит Дмитрий Муратов. В петербургском отделении был сформулирован основной слоган: «Мы пишем о том, о чем другие боятся молчать».
Многообразие общественных организаций доказывает высокое самосознание петербуржцев. Как справедливо заметила координатор общественного движения «Живой город» Юлия Минутина: «Когда нас спрашивают, какое нам дело до того, что происходит в городе, мы отвечаем: это наше законное конституционное право».
Глава II. Механизмы взаимодействия государства и общества в области сохранения культурного наследия в Санкт-Петербурге
.1 Общественная критика деятельности Администрации города в области охраны памятников
С давних времен общество недовольно работой своего Правительства. Администрации Санкт-Петербурга не явилась исключением. Градозащитники постоянно говорят о бездействии государственных органов по охране памятников итогом, которого является разрушение памятников. Либо если реставрация и проводится своевременно, то гонка за дешевизной материалов и рабочей силы не способствует качественному выполнению работ. И опять возрастает негодование в рядах общества. В последнее время город обсуждает приватизацию объектов историко-культурного наследия. Вопрос стоит остро, но из-за нехватки информации со стороны общественников происходит недопонимание, что еще больше усугубляет сложившиеся отношения градозащитников с правительственными организациями.
К сожалению, к настоящему времени значительная часть памятников отечественной истории и культуры уничтожена, находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов. Острота этой ситуации во многом обусловлена резко снизившимся в последнее десятилетие объемами и качеством работ по поддержанию памятников (ремонт, реставрация и т.п.), все шире распространяющейся их бесхозностью, заметным снижением общей эффективности государственного и общественного контроля в этой сфере, а также снижением финансирования. По оценкам специалистов РАН, состояние находящихся на государственной охране памятников истории и культуры почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное. Около 70% от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические. «Живой город» ведет статистику утраченных объектов с 2003 года. На сегодняшний день эта цифра – 123 объекта. Да, этот список чиновники не раз «опровергали», там действительно есть спорные адреса. Впрочем, и без «Живого города» видно, как идет наступление на исторический центр. Градозащитники владея ситуацией ведут активную агитацию против государственной политики. Но как подчеркивает глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева, нередко ее комитет ошибочно критикуют за проблемы на объектах, которые на самом деле относятся к ведению федерального центра.
Требования Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ о необходимости проведения по объектам культурного наследия научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов, зачастую игнорируются, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия, в том числе, связанной со строительством мансард, перепланировкой, возведением новых этажей и пристроек. Не прекращается практика реконструкции памятников без соответствующих разрешений и согласований с государственными органами охраны памятников. К сожалению, у государственных органов и общественности нет единого мнения в области сохранения культурного наследия. Эффективность в работе не может быть достигнута без согласованности этих двух оппозиций в сфере охраны историко-культурного наследия. Когда государственные органы по охране культурного наследия вводят новые мероприятия по защите объектов, часто встречают противостояние нововведениям со стороны общественного движения.
«Невское Время», заявило в своем интернет-издании что «комитет, по сути, не справляется с задачей сохранения исторического наследия Петербурга». В своей статье Владимир Владимиров, Марина Володина третируют не только КГИОП, в черный список попал и Комитет по строительству и многие другие правительственные и государственные организации. Хотя в начале статьи авторы справедливо упоминают и о том, что понимают остроту ситуации, сложившейся вокруг вопроса охраны культурного наследия: «Самым конфликтным вопросом в Петербурге является судьба исторического центра. Таков уж менталитет петербуржцев, что никакие насущные, жизненные вопросы – вроде ежегодного повышения коммунальных тарифов и цен на метро, нехватки детских садов и экологических бед – не вызывают у них столько эмоций, сколько «вечная» тема сохранности петербургского наследия. Волею судеб (и административного устройства города) мишенью этих эмоций и страстей является КГИОП (комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников администрации Санкт-Петербурга) и его глава Вера Дементьева. Об этом ведомстве редко услышишь добрые слова, даже когда оно их заслуживает. Как-то «не прозвучало», что экспозиция КГИОП в 2008 году на VIII Европейской специализированной выставке по реставрации и охране памятников Denkmal-2008 получила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области охраны памятников в Европе». Недооценивается работа комитета и созданного при нем Совета по охране культурного наследия, который помогает сохранить для потомков даже объекты рядовой застройки. Но главный повод для похвал в адрес КГИОП (им регулярно пользуются федеральные чиновники) – Петербург не захлестнул строительный беспредел, жертвой которого стала Москва».
В ситуации политической стабильности и экономического подъема начала нового тысячелетия у Петербурга появился шанс для возрождения реставрационной отрасли. В этих условиях Правительству города хватило воли мобилизировать финансовые ресурсы, и продемонстрировать реальные возможности сохранения культурного фонда. Были запущены масштабные реставрационные программы и реализован комплексный подход к сохранению наследия. Ансамбли Смольного монастыря, Петропавловской крепости, Александро-Невской лавры и Ораниенбаума, Адмиралтейство, Александринский, Михайловский и Каменноостровский театры, Академия русского балета и Капелла, Мариинская больница, Каменноостровский, Аничков, Гатчинский, Павловский, Елагиноостровский, Юсуповский дворцы, Великокняжеский дворец Алексея Александровича, Крюковские казармы, Троицкий собор, Анниенкирхе, Крестовоздвиженская церковь, церковь подворья Киево-Печерской лавры, инвестиционные проекты: «Новая Голландия», особняки Шереметьева, Мясникова, дом Зингера – это все только часть объектов, на которых от латания дыр перешли к всеобъемлющей реставрации.
Тема сохранения архитектурного облика Петербурга, центр которого включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является одной из самых болезненных в последние годы. В связи с этим весьма актуальной стала реализация силами КГИОП программы «Фасады Санкт-Петербурга». В историческом центре были выбраны 44 улицы, наиболее посещаемые и являющиеся важными градостроительными перспективами: Невский проспект, Большая Морская, Садовая, Миллионная улицы, набережные Невы, Мойки, Фонтанки, канала Грибоедова и многих других. За счет средств бюджетов КГИОП, районных администраций, профильных комитетов организована тотальная реставрация фасадов на этих улицах, при этом в отношении объектов культурного наследия выполнялась реставрация с воссозданием утраченных элементов – балконных решеток, ворот, дверей, скульптурного декора, мозаичных панно. Программа получила такой положительный резонанс среди жителей города, что по истечении трех запланированных лет было решено ее расширить и продолжить.
Положительную оценку обстановки, сложившейся вокруг охраны памятников Петербурга, дает Никита Игоревич Явейн, сейчас руководитель архитектурного бюро «Студия-44», член Совета по сохранению культурного наследия, в прошлом глава КГИОП. Видимо большое значение играет практика прошлого. Кто как не он знает работу государственной инспекции изнутри: «Я не знаю ни одной страны в мире, где законодательство по охране исторических памятников было бы идеально отрегулировано. И думаю, что это невозможно. Экспертные оценки носят субъективный характер, а потому не вписываются в законодательство. Безусловно, наше федеральное и региональное законодательство по охране объектов культурного наследия достаточно несовершенно и часто нарушается. Но на Западе оно еще более расплывчатое. Сплошь и рядом случаи, когда исторические объекты не консервируются должным образом и разрушаются буквально на глазах. Но ради справедливости надо отметить, что, например, во Франции и Бельгии такие прецеденты с историческими зданиями тоже не редки. Правда, там климат помягче. А петербургскому КГИОП очень трудно в такой ситуации бороться с инвесторами или собственниками, которые могут просто заявить, что у них нет денег на консервацию. Юридических оснований отобрать права собственности или долгосрочной аренды при этом недостаточно. Механизмы борьбы с такими приемами ограниченны и болезненны. Это судебные разбирательства, которые затягиваются на годы. А за это время многострадальное здание уж точно развалится. И будет ли новый инвестор, которому перейдут права на памятник, лучше старого, еще неизвестно». Губернатор Санкт-Петербурга: «Могу без преувеличения сказать, что этот труд сродни подвигу. Вашему профессионализму и опыту вверено сохранение уникальной жемчужины мирового градостроительного искусства. Трудно представить более ответственную и почетную задачу». В другом разговоре с представителями прессы Никита Игоревич защищает процесс приватизации, который правительство считает одним из методов сохранения культурного наследия: «В принципе, это нормально, если памятник, даже очень известный, обретает частных владельцев. Другое дело, критерий отбора покупателей и пользователей часто не очень понятен. Последнее время я что-то не слышал, чтобы собственник сознательно доводил ценное здание до аварийности. Примеры на ум не приходят. Противоположные примеры есть: скажем, крепость БИП в Павловске. Это был руинированный объект, а когда пришёл частный владелец (или долгосрочный арендатор, я точно не знаю), теперь там много что сделано. Это значимый, выдающийся памятник». На самом деле схема очень проста: город предоставляет инвестору здание (как правило, аварийное) с условием, что компания его отремонтирует в срок, установленный Администрацией города. Все работы выполняются по заданию КГИОП и под его наблюдением. При реализации проекта с хорошим качеством и в установленный срок инвестор получает право собственности на объект. Таким образом были отреставрированы особняк Тенишевых (Английская наб., 6), особняк Шереметьева (Шпалерная ул., 18), Варшавский вокзал (наб. Обводного кан., 118) и другие объекты.
Еще одним расколом в совместной работе по охране памятников Правительства Санкт-Петербурга и общественности стало письмо Губернатора Санкт-Петербурга Премьер-министру Владимиру Владимировичу Путину с просьбой исключить город на Неве из списка городов со статусом исторического поселения. Исторические поселения попадают под самый жесткий охранный режим. Вся градостроительная документация должна согласовываться с Росохранкультурой, что потребует предоставлять на рассмотрение ведомства колоссального объема документов, как считает пресс-служба вице-губернатора Игоря Михайловича Метельского. Общественность тут же резко прокомментировала сложившуюся ситуацию. «Это подрыв репутации города, так как присутствие Петербурга в национальном списке исторических поселений тесно связано с присутствием в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. А они четко следят, чтобы Петербург выполнял свои обязательства по сохранению уникальных сооружений. Правительству Петербурга просто не хочется согласовывать проекты строительства, и это мне вполне понятно» – сообщает Сопредседатель Санкт-Петербургского отделения ВООПИК Александр Марголис.
В Санкт-Петербурге ведется активное общение с градозащитниками. Проходит оно под патронажем Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко, в котором непременно принимает участие вице-губернатор Игорь Михайлович Метельский и председатель КГИОП Вера Анатольевна Дементьева. Это общение благотворно влияет как на работу государственных органов, так и на удовлетворение информационных потребностей общественности, позволяет вносить свою лепту в охрану памятников Санкт-Петербурга. Однако бывают и негативные моменты в таком общении. Градозащитники зачастую недовольны работой государственных органов и высказываются публично. Например, в интернет-издании Закс.Ру было опубликовано недовольство режиссера Александра Сокурова по поводу работы КГИОП с общественными движениями Петербурга: было отмечено, что, в отличие от других комитетов, КГИОП – самый инертный, не идет на контакт с независимыми экспертами ни по каким позициям и направлениям. Это уже неоднократно отмечалось градозащитниками. По-видимому, главе КГИОП Вере Анатольевне Дементьевой надо дать отдохнуть, пришел к выводу Сокуров. В то же время градозащитники упомянули чиновников, которые могут послужить своим коллегам положительным примером работы с оппозицией. Названы были вице-губернатор Игорь Метельский, главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев, председатель Комитета по землеустройству Валерий Калугин и заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев. Комитет прислушивается к такого рода замечаниям со стороны граждан и в 2010 году был запущен официальный сайт КГИОП.
В общественном сознании охрана памятников предстает не в лучшем свете. И зачастую это зависит от освещенности вопроса. Так как принимая тот или иной закон Правительство не трудится объяснить горожанам настоящую суть проблемы, а пускает все на самотек. Это тут же подхватывает пресса и выставляет все по-своему, для лучшей зрелищности и продажи материала. Что, как видно из проведенной работы, не лестно сказывается на облике государственных органов по охране памятников.
Основными оппонентами Правительства Санкт-Петербурга по праву считаются «Живой Город», градозащитная группа «Экология рядовой архитектуры» (группа ЭРА), Санкт-Петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Данные организации всегда в первых рядах, когда дело касается сохранности памятников Петербурга. Обращения данных организаций рассматриваются прежде всего, учитывая значимость для города и общественную подоплеку. Хоть и непросто складываются отношения государственных инспекций с общественностью Петербурга, охрана памятников была, и будет. В дальнейшем градозащитникам нужно считаться и уважать работу аппарата Правительства, а государственным учреждениям не прятаться от общественного мнения. В каждом деле необходим свежий взгляд на проблему, и в данном случае его привносит в работу органов по охране культурного наследия активисты города, общественные организации, которые всегда стоят на защите города.
Для поднятия оценки работы государственных инспекций, требуется разработка новых форм взаимодействия с общественностью. Увеличение количества личных контактов напрямую с оппонентам. Должна существовать доступность. Хотя в Кодексе и идет ссылка на некую отдаленность от народа, но эта отдаленность не должна идти во вред формированию облика государственного органа в общественном сознании.
охрана памятник культурный наследие
2.2 Разработка новых форм взаимодействия государственных органов и общества по охране культурного наследия
К началу XXI века в государственной политике проявляется тенденция неспособности сохранить полноценное культурное достояние страны. Очевидно, что государство в данный момент не в состоянии обеспечить надлежащее сохранение памятников. В нынешних условиях развития страны невозможно полагаться только на государство в деле сохранения национального наследия. Забота об охране и сохранении наследия является важнейшей задачей, возложенной на социальные институты – государство и общество.
В условиях перехода России от последствий тоталитарного режима к демократическим ценностям, активная позиция гражданских институтов дает основание дополнить роль государства в деле сохранения культурного наследия и стать его паритетным партнером. В связи с этим необходимо выявить наличные и возможные формы сотрудничества государства и общественности, проанализировать опыт общественных организаций, оценить реальную степень эффективности и перспективности совместной работы с государственными структурами.
В России продолжается процесс демократизации, становления и развития элементов гражданского общества, утверждения гражданских прав и свобод. Все это отражает картину зарождающегося диалога власти и общества. Вместе с тем их полноценная совместная деятельность на паритетных основаниях еще недостаточно утвердилась как общественная практика. Вследствие этого можно предположить, что на современном этапе развития российского общества взаимодействие государства и общества в сфере охраны культурного наследия осуществляется не в полной мере. Кроме того, актуальность данного исследования диктуется необходимостью изучения и применения опыта стран, имеющих длительные и плодотворные традиции в сфере охраны культурного наследия. К таким странам относятся Австрия, Великобритания, Шотландия, США, как было отмечено Владимиром Владимировичем Путиным на Вступительном слове на совместном заседании президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству.
Происходит массовое сокращение числа подлинных памятников истории и культуры путём замены их не более или менее точные копии из современных строительных материалов. Требования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ о необходимости проведения по объектам культурного наследия научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов, зачастую игнорируются, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия, в том числе, связанной со строительством мансард, перепланировкой, возведением новых этажей и пристроек. При этом игнорируются требования сохранения окружающей среды объектов наследия, нарушается режим застройки на территории памятника и в зонах охраны. Около многих из них возводятся громадные новостройки. Во многих случаях главной угрозой для памятников истории и культуры является активное коммерческое строительство. Снос ценных, но ветхих строений происходит, прежде всего, с целью получения новых строительных площадок в престижных центрах городов, в результате чего происходит разрушение исторической городской среды.
Необходимо подчеркнуть, что вышеописанные негативные процессы в сфере культурного наследия в значительной степени явились следствием межведомственной разобщенности, несогласованностью действий некоторых федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления и, что не менее важно, фактического отстранения общественности от участия в принятии решений в данной сфере. Важным условием успехов в области сохранения правового наследия является активное и творческое участие всех горожан, формирование общественного сознания в духе понимания ценности исторического городского пространства. Использование современных средств массовой информации, аудиовизуальных средств и приемов рекламы, стимулирование частных и общественных проектов должно быть направлено на активное вовлечение в эту деятельность представителей бизнеса, интеллигенции, молодежи и ветеранов. Без общественного участия невозможна эффективная охрана культурного наследия.
В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, жесткий государственный надзор за исполнением законодательства целесообразно дополнить институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.
Следует заручиться поддержкой общественности при принятии мер защиты объектов культурного наследия: от сноса и незаконного изменения строений и уничтожения археологического наследия; от загрязнений атмосферы промышленными предприятиями; при наложении значительных штрафов за нарушение охранного законодательства в целях лишения нарушителей любой выгоды, которая возникла в результате их незаконных действий; при понуждении пользователей и собственников содержать историческую недвижимость в должном состоянии; при ограничениях на внешнюю рекламу и контроль за торговым дизайном в охранных зонах; при запрете планирования новых дорог в исторической части или в непосредственной близости от исторических зданий; при запрете нового строительства, несовместимого с местами, представляющими исторический интерес; при отводе транспорта и ограничении парковки автомашин, создании пешеходных зон, перемещении надземных коммуникаций в зонах охраны.
Но все же на современном этапе развития гражданского общества социальные институты в сфере охраны культурного наследия характеризуются слабостью и рассредоточенностью («неплотностью») в социально-политическом пространстве, а потому нуждаются в активной поддержке государства: изменении правовых условий для раскрытия потенциала некоммерческих организаций данного профиля (налоговые льготы и преимущества), реализации совместных проектов в области сохранения, восстановления и пропаганды культурного наследия, а также финансовой поддержке культурных инициатив.
Необходимо пробуждать активность горожан, профессиональной общественности в сборе и передаче информации; поддерживать общественные инициативы по постановке на учет новых объектов, проведению историко-культурных экспертиз. Чтобы успешно пропагандировать идеи сохранения культурного наследия правительству, корпоративным и частным благотворителям и общественности в целом, его защитники должны обладать широким пониманием его истинной ценности и почему его необходимо сохранять.
Основными формами, в которых происходит эффективное взаимодействие государственных институтов и общественных объединений в сфере охраны культурного наследия, являются совместные проекты в области пропаганды культурного наследия и экспертно-консультационная работа. Немаловажным аспектом деятельности общественных организаций в области популяризации культурного наследия может служить активное привлечение инвесторов – второго сектора общества – к процессу сохранения и восстановления объектов культурного наследия.
По мнению деятелей культуры еще одной формой сохранения памятников может стать приватизация памятников архитектуры и истории частными лицами. Надо отметить, что за рубежом передача памятников истории и культуры в частную собственность – вполне обычное явление. Например, в Чехии тот, кто владел собственностью (предположим, замком) до 1945 года, может получить его обратно, а затем продать или отдать в ренту. Те же, что остаются у государства, выставляются на специальные аукционы. Во Франции владельцы памятников должны содержать их в соответствии с исторической эпохой и платят довольно большие налоги, если не используют его для проведения экскурсий. Соответственно, и в России идея продажи памятников культуры будоражит умы наших чиновников уже не первый год. Главным ее двигателем долгое время был прежний министр культуры Михаил Швыдкой, который подчеркивал необходимость таких перемен на Госсовете по культуре. Тогда же, кстати, его поддержал и Юрий Лужков, заявивший, что памятники надо отдавать тем, кто может их восстановить. Однако только сейчас их идея стала реальностью. Деятели культуры считают, что приватизация памятников культуры была бы вполне своевременной: пока еще есть, что продавать.
Вопреки общественному мнению, связанному с приватизацией объектов, памятники никто закрывать не собирается. В подтверждение тому КГИОП проводит ежегодную акцию в свой день рождения – День открытых дверей. Организуются экскурсии в здания памятники, которые находятся в частном пользовании, для горожан Петербурга. Такие экскурсии проводят сотрудники комитета, которые лично ведут диалог с общественностью, отвечают на вопросы, связанные с памятниками. Данные акции из года в год пользуются все большей популярностью среди петербуржцев.
Ведется большая работа непосредственно председателя КГИОП с отдельными представителями общественности. Тому примером может послужить продолжительное сотрудничество Веры Анатольевны Дементьевой с пенсионером Борисом Иосифовичем Хвацкиным, направленное на приведение в порядок могил братского захоронения в Красном Селе. Что также может опровергать существование барьера между властью и населением.
В последнее время образовался класс людей, готовых участвовать в возрождении культурного наследия своего города, безвозмездно, без надежды на получение от этого дохода – меценаты. За счет добровольных пожертвований реставрируются десятки объектов: от парковой скульптуры и павильонов в парках до фасадов дворцов, их убранства, культовых построек, мостов. Активная позиция КГИОП, инициативы его сотрудников во все годы его существования были направлены на привлечение общества к проблемам сохранения культурного наследия. Улучшение качества жизни в Санкт-Петербурге невозможно без реставрации ремонта и обновления исторического центра, благодаря которому Петербург был и остается уникальным явлением мировой культуры.
Заключение
В данной работе кратко рассмотрены основные аспекты политики нашего государства в отношении историко-культурного наследия. История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков – в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа. Современный город меняет свой облик – строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.
Культурное и природное наследие Петербурга активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наш город является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники находятся под покровительством этих организаций.
Культурное наследие только тогда станет полноправной частью мирового наследия, когда российское общество, наряду с государственными организациями осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство. Важным условием успеха в области сохранения культурного наследия является активное и творческое участие всех горожан, формирование общественного сознания в духе понимания ценности исторического городского пространства.
Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния. Петербуржцев отличает преданность наследию, которое формируется в процессе взаимопроникновения нового и старого, введения вечных ценностей в современный ритм жизни. Для каждого поколения существует своя интерпретация прошлого, и каждое поколение по-своему извлекает из него новые идеи.
В Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Список использованной литературы.
Источники
.Конвенция ЮНЕСКО от 1972 года «Об охране всемирного культурного и природного наследия».
2.Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
.Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 856 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».
.Приказ Министерства Культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры».
.Приказ Министерства Культуры СССР от 24 января 1986 года № 33 «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».
.Закон от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
.Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
8.Конституция РФ, 1993 год.
.Закон РФ от апреля 1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
.Указ Президента РФ от 26 ноября 1994 года № 2121 «О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения».
.Федеральный Закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».
.Федеральный Закон от 15 апреля 1998 года № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации».
.Федеральный Закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
.Федеральный Закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
.Постановление Правительства от 16 декабря 2002 года № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия».
.Рамочная Конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества, принята 27 октября 2005 года в Фаро.
.Петербургская стратегия сохранения наследия. – СПб, 2005.
.Городская реставрационная программа «Фасады Санкт-Петербурга. 2005 2007».
.Закон Санкт-Петербурга от 20 июня 2007 года № 333-64 «Об охране культурного наследия в Санкт-Петербурге».
20.Закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года № 820-7 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».
.Закон Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга».
Исследования.
.Беда А.М. Охрана культурного наследия.
.Веденин Ю.А. «Зарубежное законодательство в области сохранения культурного наследия».
3.Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова Т. 1. М., 1999.
.Дементьева В.А. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры – государственный орган охраны культурного наследия Санкт-Петербурга/В.А. Дементьева//Охрана памятников Санкт-Петербурга.- СПб, 2008, С. 9-11.
.Еллинек Г. Общее учение о государстве. – СПб: Юридический центр Пресс, 2004.
.Есенина О.А. Проблемы разграничения собственности на памятники истории и культуры // Право и экономика. 2001. N 4.
.Кедринский А.А. «Основы реставрации памятников Архитектуры: обобщение опыта школы ленинградских реставраторов».
.Кормильцева О.М. Начало деятельности по сохранению культурного наследия в Петербурге-Ленинграде/О.М. Кормильцева//Охрана памятников Санкт-Петербурга.- СПб, 2008, С. 31 – 50.
9.Лукьяненко В.В. «Информационные ресурсы и технология охраны памятников. Состояние. Проблемы. Перспективы».
10.Нерсесянц В.С. Право и культура: Монография/В.С. Нерсесянц, Г.И. Муромцев, Г.И. Мальцев. – М.: РУДН, 2002. – С. 423.
11.Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. – М.: Дрофа, 2005.
.Силичев Д.А. Культурология. – М, 1998.
13.Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л., 1990.
14.Филин Г.Г. Законодательство по охране памятников Ленинграда/Г.Г. Филин//Охрана памятников Санкт-Петербурга.- СПб, 2008, С. 19 – 29.
15.Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры.
Электронные ресурсы.
1.Башне – нет! [Электронный ресурс]. – СПб. – Режим доступа: <http://bashne.net/>. – За археологический музей!
.Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Санкт-Петербургское городское отделение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://voopik.spb.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=15&Itemid=40>. – Об обществе.
.Газета.СПб [Электронный ресурс]. – СПб [2010]. – Режим доступа: <http://www.gazeta.spb.ru/447164-0/>. – Градозащитники: отмена охранного статуса подорвет репутацию Петербурга.
.Живой город [Электронный ресурс]. – СПб [2006-2010]. – Режим доступа: <http://www.save-spb.ru/page/about.html>. – О движении.
.Закс.Ру [Электронный ресурс]. – СПб [2002-2010]. – Режим доступа: http://www.zaks.ru/new/archive/view/76460. – Режиссер Александр Сокуров предложил уволить председателя КГИОП – дать ей отдохнуть.
.Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры [электронный ресурс]. – Электронные данные (3 файла) – СПб. [2007-2010]. – Режим доступа: <http://kgiop.ru/rus/world-heritage/historical-center/>. – Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников.
.Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. М [2004-2011]. – Режим доступа: <http://mkrf.ru/documentations/581/>. – Базовое законодательство.
.Невастройка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://www.nevastroyka.ru/1/722/>. – Что КГИОП отдаст инвесторам.
.Новая Газета.СПб.Ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://www.novayagazeta.spb.ru/about.shtml>. – «Новая газета в Санкт-Петербурге».
.Невское Время [Электронный ресурс]. – СПб [2010]. – Режим доступа: http://www.nvspb.ru/tops/sohraneniyu-ne-podlejit-42826. – Сохранению не подлежит?
.Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга [электронный ресурс]. – СПб [2001-2011]. – Режим доступа: <http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_govcontrol>. – Основные направления деятельности КГИОП.
.Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия [Электронный ресурс]. – М. [2008-2011]. – Режим доступа: <http://rosohrancult.ru/activity/vydacha/>. – Деятельность.
.Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры [Электронный ресурс]. – М [2010]. – Режим доступа: <http://www.voopik.ru/our-heritage/practice/international-law/>. – Международное право об охране историко-культурного наследия.