- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 45,96 Кб
Культурные инициативы российского бизнеса в области литературы и искусства (конец ХХ – начало ХХI вв.)
Оглавление
Введение
Глава 1. Возникновение и развитие частных культурных институций в области литературы и искусства в России
.1 Истоки меценатства в России
.2 Сущностные черты меценатства. Основные тенденции
Глава 2. Культурные инициативы российского бизнеса в современных социокультурных условиях
.1 Формы и механизмы функционирования частных культурных институций в современной России
.2 Место и роль культурных проектов, осуществляемых по частной инициативе российских бизнесменов в мировом культурном процессе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
С началом эпохи, вошедшей в историю современной России, под названием «перестройка», началась трансформация социальной и экономической жизни страны. Затем был распад Советского Союза. Серьезные его последствия проявились во всех сферах жизни, что привело к смене духовно нравственных ориентиров в обществе. Экономические приоритеты многими воспринимались тогда как чуть ли не единственный выход из системного кризиса. Одновременно с этим стали раздаваться голоса в защиту необходимости ценностных ориентаций, носителем которых является культура. Один из таких голосов принадлежал петербургскому философу. Он напоминал: «Ценность представляет собой объективную значимость явления (вещей, идей, процессов, отношений) в качестве ориентиров человеческой деятельности содержание которых обусловлено общественными потребностями и интересами субъектов»1. В самом начале 1990-х вспомнили и о том, как в разные, часто не простые времена отечественной истории благотворители из числа аристократов, затем все чаще из купеческого сословия оказывали значительную поддержку культуре: её сохранению и развитию, по большому счету – человечности.
Благотворительность − оказание материальной и духовно-нравственной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких- либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры); она распространяется на духовную сферу как средство психологической помощи, нравственной поддержки и соучастия.
В 1995 году был принят федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Благодаря этому закону возродилась и стала развиваться российская благотворительность, обозначив и законодательно закрепив рамки этого феномена.
Издавна известны и были широко распространены три формы благотворительности: частная (меценатство), общественная и церковная. Все эти формы преследуют единую общественно значимую цель − помощь нуждающимся. А различаются они между собой происхождением, образом действия и способами благотворения.
Существуют некоторые разногласия в терминологии и понятиях: меценатство, благотворительность и спонсорство. Притом, что каждое из них предполагает оказание помощи, разница между ними существенная. Из трех понятий особенно отличаются друг от друга меценатство и спонсорство. Спонсорство означает оказание помощи на определенных условиях, или вложение средств в какое-либо дело. К примеру, оказание поддержки художнику будет осуществляться в том случае, если в СМИ будет упоминаться имя спонсора. Проще говоря, спонсорство предполагает получение взаимной выгоды. Меценатство – это безвозмездная помощь искусству, культуре, науке. Меценат не ставит своей главной целью получение для себя дополнительной выгоды.
Благотворительность и меценатство распространяются на все сферы жизни человека. Миллиардеры не жалеют денег на медицину, спорт, науку, культуру во всех ее проявлениях. Остановиться на всех областях их благородных безвозмездных вложений формат данной работы не позволяет. Поэтому для детального рассмотрения выбраны культурные инициативы российского бизнеса в области литературы и искусства в конце XX- начале XXI веков. Это инновационные проекты, отличающиеся самостоятельным выбором сферы приложения, разработкой и формой проявления общественной активности.
Проблема меценатства как одна из форм социально-культурной теории и практики привлекает внимание многих исследователей не только в историко- культурном плане. Таких работ в последние годы издано довольно много и в России. Вместе с тем, появилась настоятельная потребность разобраться в современных процессах, характеризующихся разнообразием мотиваций, по которым в конце ХХ и в начале ХХI рубеже значительно выросло частное инвестирование в культуру и искусство по сравнению с предыдущим периодом на Западе, Востоке и в нашей стране. Этим объясняется тоже актуальность темы дипломной работы. С нашей точки зрения подобное исследование поможет в какой-то мере понять роль и значение частных бизнес инициатив для сохранения и развития отечественной культуры как генератора социокультурного и экономического развития страны, а также потребности и способности деятелей бизнес-сообщества не только устраивать репрезентации отечественного культурного наследия: искусства, литературы, фольклора на международной арене, но вступать в равноправный и равноценный диалог.
Своевременность данного исследования обусловлена также появлением, развитием и системным формированием культурной среды, инициируемой и поддерживаемой программами в области культуры, возникшими на основе частных инициатив бизнеса в современной России. Сегодня становится очевидной необходимость всестороннего изучения феномена частного социального инвестирования как фактора, определяющего начало социально- экономического подъема, формирующего пространство возможностей.
Объектом исследования стали культурные инициативы частного российского бизнеса в области литературы и искусства как социокультурный феномен конца XX- начала XXI веков в постсоветской России.
Предметом исследования являются формы и механизмы функционирования культурных инициатив частного российского бизнеса в области литературы и искусства последних лет как значимый фактор поддержки и развития культуры в различных современных социокультурных условиях, оказывающий существенное влияние на решение общественно значимых задач.
Цель исследования заключается:
-в выявлении преемственности меценатства между прошлым и нынешним поколениями предпринимателей;
-в проведении объективного исследования специфических особенностей и социальной ответственности российского частного бизнеса в области литературы и искусства;
-в прослеживании эволюции и динамики развития социальной активности, российских предпринимателей-меценатов в современных условиях.
Задачи работы:
1)Изучить историю возникновения частных институций культуры в постсоветской России;
2)Определить специфику российского меценатства;
3)Рассмотреть концепции и культурные стратегии деятельности культурных инициатив как творческих лабораторий по созданию новых культурных технологий, как школ по воспитанию нового поколения творческих и инициативных людей, как уникальной площадки социокультурного эксперимента, совмещающей в себе несколько важнейших функций: просветительскую, образовательную и благотворительную;
4)Обозначить место и роль культурных инициатив российского бизнеса в мировом культурном процессе.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования были использованы принципы системного, исторического и культурологического подхода к изучению возникновения и развития культурных инициатив в России, а также такие известные методы научных исследований, как дедуктивный, индуктивный, сравнительный анализ.
Новизна работы заключается в исследовании концепций и стратегий культурных проектов, инициированных российскими бизнесменами и предпринимателями, оказавшими заметное влияние на развитие литературы и искусства культуры российского государства в целом.
Можно предположить, что меценатство демонстрирует сферу социальной активности, направленную на развитие и поддержание культуры, литературы, науки и искусства, сформированную на основе географических, культурно-исторических и социально-экономических факторов, и является неотъемлемой частью духовной жизни российского общества. В современных условиях, наравне с классическими формами меценатства, возникает новая форма, основанная на едином, рационально выстроенном сотрудничестве представителей делового общества с деятелями искусства, культуры, литературы и науки. Совершается попытка установить диалог русского современного искусства и западного мира.
Работа над дипломным проектом велась на основе изучения литературы отечественных авторов, посвященной вопросам возникновения, развития и актуального состояния меценатства в области культуры и искусства в России.
Отдельные аспекты, связанные с вопросами меценатства отражаются в трудах исследователей современной культуры, культурной политики (Г.А. Аванесова, А.Я. Флиер, В.М. Межуев, В.К. Егоров, И.Н. Лисаковский, Т.Г. Богатырева, А.И. Арнольдов, О.Н. Астафьева, Э.А. Орлова, A.A. Оганов, К.Б. Соколов, Н.А.Хренов и др.).
Заметим: проблемы меценатства являются предметом изучения специалистов в различных областях знания – психологии, социологии, культурологии, истории, экономики и др. В связи с этим автор в своем исследовании опирался на работы А.П. Боткин, Н.Г. Думовой, И.Е.Городецкой, Е.А. Абросимовой, Л. Зайцева, В.Ю. Карнишина, Т.Г. Деревыгиной, Ф.Ф. Клециной, Э.Д. Нарышкиной, Э.А. Фомина, Е.З. Чикадзе, A.B. Орловой и др.
В ходе исследования были использованы:
-материалы зарубежных и российских фондов и организаций, специализированных в сфере меценатства и благотворительности;
-материалы научных конференций, семинаров, посвященных обсуждению проблем меценатства;
-официальные сайты фондов.
Теоретическая и практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при выработке рекомендаций по совершенствованию культурной политики, разработке региональных и отраслевых программ социокультурного развития и методик поддержки учреждений культуры и искусства, развития художественного творчества в условиях рыночных отношений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматривается возникновение и развитие меценатства в России и его основные черты. Во второй главе описываются формы и механизмы функционирования частных культурных инициатив в современной России, а также анализируется место и роль российских частных культурных проектов в мировом процессе.
Глава 1. Возникновение и развитие частных культурных институций в области литературы и искусства в России
1.1 Истоки меценатства в России
Меценат (от лат. Maecenas – имени Гая Цильния Мецената, богатого римского гражданина, прославившегося покровительством поэтам и художникам) – лицо, обладающее властью и богатством, оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или каким- либо начинаниям.
Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. Принято считать, уже во времена Киевской Руси существовала благотворительность, заключавшаяся в личной помощи имущих слоев нуждающимся. При этом инициатива возникновения принадлежит князю Владимиру, который официально обязал церковь и монастыри заниматься общественным призрением.
До конца XVII века заботились о бедных, в основном, служители церкви. Однако и в те времена находились люди, не жалевшие собственных средств на благие дела. Историками принято отмечать, что благотворительность в России успешно развивалась благодаря женщинам. Известны многочисленные примеры оказания помощи нуждающимся императрицами Екатериной I, Марией Федоровной и Елизаветой Алексеевной.
Меценатство заметную роль в России начинает играть с конца XVIII века, оно возникает и развивается как одна из форм благотворительности.
Одним из первых меценатов в истории России был граф Александр Сергеевич Строганов. Крупнейший землевладелец страны, граф прославился как щедрый меценат и коллекционер. Путешествуя по миру, Строганов увлекся коллекционированием картин, камней и монет. Немало времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов. До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Помимо этого, он являлся директором Императорской Публичной библиотеки и постоянно опекал ее. Благодаря его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением именно русских архитекторов, а не зарубежных. Такие неравнодушные и заинтересованные люди, как Строганов, открыли путь следующим меценатам, бескорыстно и осознанно помогающим развитию культуры и искусства в России.
Предпринимательство и благотворительность в России издавна жили рядом. Одно из ярчайших и убедительных тому доказательств – жизнь и деятельность знаменитой династии Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью. Фамилия Демидовых была известна не только в России, но и в Европе. И отношение к ним было не всегда однозначным. Поистине, этот род – своеобразный символ российской предприимчивости, российского богатства. Приведем несколько убедительных примеров. В 1806 году по воле Николая Никитича Демидова в Нижнем Тагиле была основана первая на Урале школа живописи (вторая в России). В первый набор попало двенадцать мальчиков. Расходы по их обучению и содержанию взяла на себя контора Нижнетагильского завода Демидова. Ученику выделялось жалованье 25 рублей в год и бесплатная одежда. Кроме того, воспитанникам школы бесплатно предоставлялись учебные принадлежности. Благодаря меценатству Демидова местная промышленность получила базу для интенсивного развития художественного промысла. Величайшей заслугой Павла Николаевича перед Россией является учреждение в 1831 году Демидовских премий. Присуждение премии продолжалось до 1865 года, что значительно повлияло на развитие отечественной науки, литературы. Эти премии были крупными как по сумме – 25 тысяч рублей ежегодно, так и по значению. Если бы Демидовы и потом сохранили награду, то, очевидно, в России ее престиж был бы сопоставим только с Нобелевской премией. За 34 года существования Демидовских премий ими было отмечено 275 сочинений, преимущественно относящихся к гуманитарным наукам. Интересный факт: на пятом году существования научной награды, учредитель этой награды, Павел Николаевич Демидов, ходатайствовал перед Петербургской Академией наук о присуждении премии Н.В. Гоголю за произведение Ревизор. Представители династии курировали Московский университет и предложили стипендию для студентов из малообеспеченных семей. В это же время, Демидовы занимались собранием художественной коллекции. Эта коллекция стало одной из самых крупных в мире. Вручение премии по инициативе Уральского отделения РАН и академика Геннадия Месяца в 1993 году возобновилось. Инициативу активно поддержало правительство Свердловской области и предприниматели Урала. Неправительственные общенациональные Демидовские премии вручают за личный вклад в естественные и гуманитарные науки. Общими усилиями был создан негосударственный Демидовский фонд, определена сумма премии в 10 тысяч долларов США. Помимо этого, лауреату вручают диплом и золотую медаль в уникальном малахитовом футляре-шкатулке.
Следует также отметить вклад знаменитого покровителя и мецената XVIII века – графа Николая Петровича Шереметева. Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального. За 20 лет на его средства были построены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театры в Кускове и Маркове, Фонтанный дом в Петербурге и т.д. Помимо этого, средства Шереметева расходовались на строительство церквей (Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, Троицы при Странноприимном доме), храмов во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.
Периодом расцвета благотворительности в России стал XIX век. Начинается бурный экономический рост, который способствует поражавшему воображение размаху и щедрости богатых людей. В этот период на средства обеспеченных людей были возведены школы и больницы, поддерживали людей искусства и создавали музеи. Благотворительность в России этого периода – в значительной мере заслуга купеческого сословия. Этот период представляет купечество как образованную и информативную часть населения.
Выше упоминалось, по какой причине люди начинали заниматься меценатством. Для некоторых купцов и фабрикантов благотворительность превращается в образ жизни, становится неотъемлемой частью их жизни и характера. Здесь немалую роль играет тот факт, что многие представители купечества и банкиры являлись потомками старообрядцев, для которых характерно было особое отношение к традициям, деньгам и богатству.
В России меценатство для предпринимателей – это был, прежде всего, патриотический долг перед Родиной, то есть люди жертвовали деньги на благое дело, не ожидая взамен каких-то определенных почестей. Это и являлось характерной чертой российского меценатства, его нравственной особенностью. Воспитанные на глубоких религиозных традициях, русские предприниматели- меценаты считали, что богатство дается свыше, и, следовательно, за него нужно нести ответственность. Русские купцы и фабриканты старались оправдать свое богатство, прибегая к меценатству и благотворительности. Они полагали, что действительно обязаны заниматься оказанием помощи. Но это не было принуждение, этим занимались по зову души.
Следует упомянуть и о братьях Третьяковых – Павле Михайловиче и Сергее Михайловиче.
Братья Третьяковы, в отличие от других представителей купечества не обладали значительным состоянием. Но этот факт не мешал им скрупулезно собирать картины знаменитых мастеров и затрачивать на них серьезные суммы. Сергей Михайлович больше интересовался западноевропейской живописью. После смерти его коллекция, которую он завещал своему брату, вошла в собрание картин Павла Михайловича. Художественная галерея, появившаяся в 1893 году, носила имя обоих русских меценатов. Павел Михайлович Третьяков за всю свою жизнь потратил на коллекцию около миллиона рублей. По тем временам – невероятная сумма.
Коллекцию русской живописи Третьяков начал собирать еще в молодости. Уже тогда он обозначил себе четкую цель – открыть национальную общественную галерею, которую мог посетить любой желающий абсолютно бесплатно и познакомиться с шедеврами русского изобразительного искусства.
Братьям Третьяковым мы обязаны великолепным памятником русскому меценатству – Третьяковской галереей.
Среди выдающихся меценатов и деятелей культуры следует выделить Тенишеву Марию Клавдиевну – художника, педагога, коллекционера, создателя художественного Талашкино близ Смоленска.
Тенишева начала свой путь в искусстве как оперная певица, окончив в Париже студию М. Маркези. Была знакома с И. С. Тургеневым, А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским.
Мария Клавдиевна собрала уникальную коллекцию русской и зарубежной графики часть которой в 1898 году подарила Русскому музею. Спустя некоторое время, она начинает составлять коллекцию декоративно- прикладного и народного искусства в своем смоленском имении Талашкино.
Основное собрание ее коллекции представляли памятники древнерусского искусства, начиная с домонгольского периода. В 1905 г. коллекции были перевезены в Смоленск, в 1907 г. показаны в Лувре, а в 1911 г. подарены Смоленску (смоленскому филиалу Московского археологического института). Увлекаясь стариной, Тенишева собрала ценную коллекцию древних эмалей и инкрустаций, после она написала диссертацию на эту тему, защитила в 1916 г., а в 1930 г. ее труд научный труд издают в Праге. Диссертация до настоящего времени не утратил своего значения.
Мария Клавдиевна была одним из крупнейших меценатом своего времени. Она покупала произведения молодых художников, поддерживала их материально. А Н. Бенуа, С. В. Малютин, М. А. Врубель, Н. К. Рерих были отмечены ее вниманием. Издавала журнал «Мир искусства», устраивала международные выставки, открыла бесплатную рисовальную студию под руководством И. Е. Репина в Петербурге, которую окончили многие выдающиеся художники.
Огромная заслуга в развитии искусства в России в этот период принадлежит Савве Ивановичу Мамонтову, представителю известной династии, являвшемуся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России. Страстью Саввы Ивановича была любовь к искусству. Известность и награды его не прельщали. Он сам был творческой натурой, занятие предпринимательством его тяготило. Свое имение Абрамцево он открыл как гостеприимный дом для русских художников. Это имение часто посещали Врубель, Репин, Васнецов, Серов, а также Шаляпин.
Благотворительную деятельность Мамонтова его родственники и партнеры по бизнесу не поддерживали, но это не останавливало его. В конце своей жизни Савва Иванович оказался разорен и едва избежал тюрьмы. После его поддерживали все те, кому он в свое время бескорыстно помогал.
Меценатством и коллекционированием прославилась династия Морозовых, оказавшая неоценимую помощь в развитии культуры и искусства: Алексей Викулович создал Музей фарфора; Иван Абрамович собирал импрессионистов (ныне коллекция Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Эрмитажа), был покровителем Марка Шагала, Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал ГМИИ, был директором Русского музыкального общества; Варвара Алексеевна создала библиотеку читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич – увлекался русским декоративно-прикладным искусством, собранная им коллекция составила центр Кустарного музея в Москве, Савва Тимофеевич способствовал созданию Московского художественного театра, Дягилевских сезонов.
Одним из самых ярких явлений в художественной жизни Москвы было собрание картинной галереи французской живописи представителя купеческой династии Сергея Ивановича Щукина. Полагаясь на свои обширные, глубокие знания и художественную интуицию, С.И. Щукин приобретал Париже картины тогда еще не получивших широкое признание и не вошедших в моду Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо, Пювиса де Шаванна.
На основании приведенного обзора, можно выделить характерные черты русского меценатства до 1917 года ХХ века как феномена: 1) меценатство было существенной стороной духовной жизни российского общества; 2) к концу XIX века число меценатов возрастает; 3) среди меценатов немало наследников – представителей одной семьи; 4) отмечается высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы жизни.
Исследователями этого феномена (В.М. Резонова, А.И. Глаголев, В.А. Прохоров, Е.М. Лопухина, Н.М. Полунина и т.д.) не раз отмечалось, что во времена активного развития меценатства государственных программ и планов музейного дела не существовало. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений; любой преданный искусству меценат собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, систематизировал, иной раз исследовал и публиковал свои труды. Но результаты этой нерегулируемой деятельности оказались грандиозными: в сущности, большинство фондов музеев России до 1917 г. были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров.
В феврале 2016 года Распоряжением Правительства Российской Федерации была принята «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». В ней отмечается: «В Основах государственной культурной политики культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации».
Культура в ранге национального государственного приоритета – это то условие, которое позволяет надеяться на создание и поддержание наилучших условий для целостности культурной среды обитания человека – путем сохранения, спасения, воссоздания элементов культуры как органичной системы и её развития.
В этом документе, который не является законодательным актом, отмечается: «Важнейшим условием обеспечения эффективности культурной политики является формирование условий для постепенного увеличения внебюджетных источников финансирования». Также идет речь о том, что «…создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в культуру с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства, включая создание нормативной базы для заключения соглашений в отношении интеллектуальной, творческой деятельности в сфере культуры, могут быть осуществлены с привлечением частного капитала, в том числе на принципах государственно-частного партнерства»7.
Иными словами государство рассматривает участие частного бизнеса непросто как меценатство – как покровительство искусствам, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей и т.д., а как партнера, с определенными правами и обязанностями.
Революция и последующие за ней события прервали, в некоторых случаях и окончательно уничтожили плоды многолетних усилий, замечательные традиции русского меценатства. Культурные инициативы частных лиц никем не приветствовались, и, по сути, не возникали. Немало времени прошло и после распада Советского Союза, прежде чем появились новые меценаты в современной России. Конечно, современные представители меценатства не достигли того уровня, который наблюдался в «золотые» годы XIX века. В настоящее время меценатство носит обрывочный характер, тогда как благотворители прошлых столетий оказывали культуре и науке систематическую поддержку. Исследователи отмечают: «Основные виды взаимодействия государства и бизнеса в сфере культуры, получившие свою «вторую жизнь» в условиях становления рыночной экономики в России, – это благотворительная деятельность, меценатство, спонсорство, в некотором смысле инвестиционные проекты»8.
Меценатство принято рассматривать как форму благотворительности, определяя его как поддержку, оказываемую меценатом организации или благому начинанию. На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности. Меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Есть и другие существенные различия между благотворительностью и меценатством – в сфере мотивации. «Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства»9.
Меценат XXI во многом отличается от своих великих русских предшественников. Достаточно поверхностного просмотра биографий россиян, входящих в список «Форбс» (Forbes)10 , чтобы сделать вывод, что эти люди хорошо образованы, умны. Достигнув успехов в бизнесе, часть из них готова материально помогать развитию искусства, литературы, возрождению традиций.
Одним из значимых факторов, способствующих возникновению мотивации у предпринимателей и желания участвовать в меценатской деятельности, «по утверждению 4 из 10 экспертов, являлся патриотизм, чувство ответственности перед обществом, стремление служить своему народу».
В число наиболее распространённых причин безвозмездной поддержки представителями современного бизнеса культуре, (А. Векслер, Г. Тульчинский) обычно включают: собственный опыт (человек, который начал заниматься благотворительностью, сам когда-то сталкивался с проблемой), морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле "надо делиться"), симпатия или жалость, чувство вины перед обществом за свою деятельность, следование чужому примеру, национальные/профессиональные причины, собственное удовлетворение от благотворительного поступка.12
Если же речь идет о корпоративном участии в бизнесе, в благотворительных проектах, то берут во внимание: 1) усовершенствование имиджа компании; 2) улучшение взаимоотношений с местной властью; 3) проявление социальной ответственности (особенно важно при выходе на международный уровень); 4) формирование досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров.
У представителей крупного бизнеса есть особое обоснование для занятия благотворительностью в сфере литературы и искусства, но не столько психологическое, сколько социальное – это стремление к нахождению в благоприятной среде, заинтересованность в стабильности общества. Подобными поступками бизнесмены пытаются снизить напряженность в обществе, которая вызвана неравномерным распределением материальных благ в условиях рыночной экономики. Из этого следует, что в основе современной благотворительности лежит и прагматизм.13
Однако, чем бы не объяснялись частные культурные инициативы предпринимателей-меценатов, они, не всегда вызывают понимание и поддержку у значительной части общества. Часто значительные материальные затраты на культурные проекты расцениваются как все те же «прихоти».
В настоящее время наблюдается неоднозначное отношение к благотворительности и меценатству. Одна из его главных причин – неоднозначное отношение к обеспеченным людям в условиях возрастающего расслоения общества. Общеизвестно, что зачастую внушительный капитал наживается не совсем приемлемыми для большинства населения способами. Однако, среди числа богатых людей есть и те, кто отдает крупные суммы на развитие и поддержание науки и культуры. Здесь сказывается тот фактор, что государство и средства массовой коммуникации уделяют этому мало внимания, чтобы имена современных российских меценатов стали известны более широкому кругу населения. Между тем в современной России очень много примеров культурных инициатив частного бизнеса, когда меценатство можно рассматривать как форму просвещенного благотворения.
Как правило, предприниматели, учрежденные ими компании, действуют через специально созданные фонды. С начала 2000 – х годов в России появляется все больше некоммерческих организаций – фондов, поддерживающих различные направления в искусстве. При этом, в последние годы появление таких фондов становится все более редким явлением.
Среди тех, кто способствовал появлению новых стандартов социально ответственного отношения к культуре стоит обозначить президента холдинга «Интеррос» Владимира Потанина, который в 2013 году объявил о том, что все свой капитал завещает на благотворительные цели. Действительно невероятное заявление. Потанин основал фонд, который занимается значимыми проектами в области образования и культуры, а именно: программы «Музейный десант», «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Музейный гид», «Первая публикация», форум «Музейный гид», организация стажировок студентам МГИМО и т.д. Вдобавок, он пожертвовал на развитие и пополнение фонда Эрмитажа немалые средства, являясь Председателем попечительского совета музея.
Фонд Владимира Потанина проводит ежегодный всероссийский конкурс проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», начиная с 2004 года. Этот конкурс имеет отчетливый инновационный характер. К примеру, одной из его номинаций были проекты в области совершенствования менеджмента музеев.
В этом же году начал работу фонд основателя политической партии «Гражданская платформа», президента частного инвестиционного фонда "ОНЭКСИМ" Михаила Прохорова. Этот фонд является первой в России благотворительной организацией, системно работающей с Красноярским Липецким, Воронежским, Рязанским и т.д. регионами. Программа строится на соразмеренном сочетании традиционных и инновационных форм культурной деятельности, а также культурных интервенция извне и поддержки культурных инициатив, существующих в самом Норильске.
Олег Дерипаска, один из авторитетных и состоятельных предпринимателей России, является генеральным директором Саяногорского алюминиевого завода и основателем благотворительного фонда «Вольное дело», который финансируется из личных средств бизнесмена. Фонд провел более 400 программ, бюджет которых составил в целом почти 7 миллиардов рублей. «Вольное дело» особое внимание уделяет сфере науки, образования и культуры. Благотворительный фонд оказывает значимую поддержку Эрмитажу, театрам (Государственный академический Большой театр, Школа-студия МХАТ и т.д.) и образовательным центрам на всей территории страны. К примеру, одна из самых ярких инициатив Фонда – «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Задача данного проекта – вызвать интерес у детей и молодежи к инженерным профессиям. Дети, подростки и молодежь в возрасте от 8 до 25 лет обучаются роботостроению, мехатронике и программированию в ресурсных центрах на базе школ, колледжей, техникумов и вузов. Как и в любой образовательной системе, у «Робототехники» есть свои экзамены – общероссийский комплекс инженерно-технических соревнований, которые завершаются ежегодным Всероссийским робототехническим фестивалем «РобоФест» (проводится в Москве). Победители фестиваля представляют Россию на международных робототехнических состязаниях, участвуют в программах обмена и стажировках в США, Европе и Юго-Восточной Азии.
Основатель фонда считает главной задачей создание условий и механизмов, позволяющих через образование и получение профессиональных навыков сформировать и укрепить класс таких людей, которые способны и обладают желанием менять качество жизни и свое, и окружающих.
Роль меценатов в современной России берут на себя не только известные бизнесмены, но также чиновники и коммерческие структуры. Занимаются благотворительностью ОАО "Газпром", АО "Лукойл", КБ "Альфа Банк" и многие другие компании и банки. Но в большинстве случаев это ограничивается их участием в проектах, созданных по инициативе других государственных или частных структур. Эти примеры показывают, что в России начался процесс конструирования системы частной поддержки культуры, которая не сводится к дублированию функций государственных структур. культурный институция меценатство искусство
Проекты, инициированные частным бизнесов, фондами предпринимателей, именно в области искусства и литературы, не просто следуют своим программам и призваны повысить градус творческой активности людей, так или иначе в них участвующих, а также уже показали и доказали, что хотят и умеют это делать. Фонды стремятся быть своеобразными катализаторами, которые делают жизнь более яркой и тем самым ускоряют процессы позитивных преобразований в обществе.
«Вся жизнь искусства, "движуха", если позволить себе термин из молодежного сленга, сегодня базируется на частных инициативах, – отмечала в 2011году главный редактор журнала "Артхроника" Милена Орлова (с 2011- главный редактор русской газеты «The Art Newspaper Russia») – Лучшие выставочные залы Москвы – частные. Без поддержки благотворительных фондов не проходят значимые выставки, биеннале и фестивали – даже если речь идет о государственных музеях»14.
Но приходится сталкиваться с и фактом, что эксперты не верят в искренность российских меценатов-миллиардеров. «Чистых меценатов среди российских миллиардеров, отвечающих на зов сердца, нет: за любым благотворительным проектом стоит тонкий (или не очень) политический или экономический расчет, – говорит президент Центра политической информации Алексей Мухин. – Миллиардеры – спонсоры культуры – совмещают приятное с полезным: свои увлечения и личные пристрастия используют для правильного позиционирования своего бизнеса»15.
В этом же издании утверждается, что более 40% опрошенных убеждены в том, что только меньше четверти благодетелей безвозмездно занимаются благотворительностью.
Мнение весьма спорное. Выше уже приводились примеры работы Благотворительных фондов русских предпринимателей-меценатов в области культуры, (большинство из них успешно работают уже не первое десятилетие), в следующей главе мы более детально рассмотрим их участие, причастность других важных институций в формировании имиджа страны, как государства с богатой традициями, интересной, развивающейся культурой.
Меценатство в России в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества. Число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия – все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, и, поняв другого человека, помочь ему и т.д.
Во-вторых, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу – отечественные меценаты в России «золотой поры»- качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
Глава 2. Культурные инициативы российского бизнеса в современных социокультурных условиях
2.1 Формы и механизмы функционирования частных культурных институций в современной России
«Благотворительная организация – неправительственная, негосударственная организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности. Задачей организаций является осуществление целевых программ социальной поддержки категорий населения, содействия науке и образованию, поддержки культуры и искусства, охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни, охраны окружающей среды».16
Попробуем разобраться какие же модели современного российского меценатства в этом направлении созданы и как они работают.
По версии журнала «Русский репортер», к середине 2008 года первую пятерку значимых Благотворительных организаций возглавлял Фонд Владимира Потанина – один из первых частных фондов в современной России, созданный в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры, с бюджетом более 8 млн. долларов.
«…я создал Благотворительный фонд, чтобы сделать проекты в сферах образования, культуры и развития благотворительности по-настоящему эффективными. Фонд, как одна из первых отечественных институций такого рода, позволил вывести благотворительную деятельность на профессиональный уровень. Развивая нашу организацию, мы развивали и внешнюю среду, предлагая новые подходы и механизмы осуществления социально значимых программ». Это выдержка из обращения Владимира Потанина, размещенного на главной странице официального сайта Фонда.
Наибольшую известность в культурном сообществе фонд приобрел, запустив свою программу в музейной сфере – «Меняющийся музей в меняющемся мире» – существует с 2003 года. Программа, направленная на продвижение новых профессиональных стандартов, развитие партнерских отношений музея, поиск новых проектных решений позволила сформировать сообщество музейных проектировщиков, которое, по данным Фонда, превышает 500 человек. Фонд выдает гранты сотрудникам российских музеев на создание современных музейных проектов. Важная составляющая программы – семинар для победителей, дающий возможность познакомиться с новыми музейными технологиями, подходами и форматами. Благодаря грантам фонда десятки музеев России приобрели новое современное лицо, сформировали полноценные концепции своих институций, были оснащены современными техническими средствами, получили возможность осуществления крупных выставочных проектов.
В 2014, в год 15-летия деятельности, Фонд значительно расширил свои обновления музейных программ, указав цель дальнейшей деятельности в этом направлении – поддержка и содействие лидерам, которые готовы и способны выработать стратегию организации музея как современного центра образования и просвещения и открытый общественный институт. Появились новые и были модернизированы ранее существующие программы: Партнерская музейная программа сосредоточена на консолидацию средств Фонда и ведущих российских музеев для осуществления различных инициатив в передовых областях их деятельности; программа «Музейный гид» – помощь музеям, которые поражают зрителя расположением, богатством коллекции, развитой инфраструктурой, квалифицированными специалистами, темой, экспозиционными находками; содействие в освоении музеями новых пространств; «Музейный десант», программа сотрудничества подразумевает знакомство музейных профессионалов с лучшим российским и зарубежным опытом, новыми формами работы.
Благотворительный фонд Культурных инициатив учрежден по инициативе бизнесмена Михаила Прохорова в 2003 году. Это первый Фонд, который имеет региональную стратегию работы. Выработанная стратегия проявляется в разработке уникальной программы развития, которая учитывает экономическую, историческую и культурную специфику территории. Фонд Культурных инициатив имеет несколько направлений работы: Книжная культура, Локальные истории, Наука и образование, Образование как социальный институт и Средства массовой информации. Изучив программы и деятельность Культурных инициатив Михаила Прохорова можно отметить, что приоритетными для Фонда представляются открытость информации об их работе для потенциальных партнеров, заинтересованных сторон и целевой аудитории (См. Приложение). Наличие разнообразных образовательных программ и стажировок привлекают молодое поколение, которое является будущим эффективными инструментом реструктуризации культурной среды.
Фонд «Айрис» – основан Дарьей Жуковой и бизнесменом Романом Абрамовичем в 2008 году. Фонд ведет успешную деятельность как в России, так и за ее пределами. Среди значимых проектов фонда: Музей современного искусства «Гараж» (Россия), проект «В поддержку фотографии в России» (Россия), проект «Новая Голландия» (Россия, Санкт-Петербург) и журнал Garage (Великобритания). Является одной из первых в России филантропической организацией18, направленной на развитие современного искусства и культуры. Последний, крупный проект – завершение в 2016 году первого этапа приспособления острова «Новая Голландия» (Роман Абрамович купил остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге в 2010 году). Остров переоборудован под новые общественные функции в рамках реализации программы «Культурная урбанизация». В течение трёх лет на острове велись работы по благоустройству, озеленению и зонированию территории по проекту голландского бюро West 819 Адриана Гёзе. Сейчас это место отдыха горожан. Фонд «Айрис» организует один из крупных международных фестивалей фотографии PhotoVisa, который традиционно проводится в Краснодаре с 2008 года. Сегодня PhotoVisa – крупнейший региональный отечественный фотофестиваль, который завоевал признание и отечественной, и зарубежной публики.
Фестиваль организован Фондом развития и поддержки искусства «Айрис», Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО Министерства культуры Российской Федерации, Музеем современного искусства «Гараж», проектом «В поддержку фотографии в России» и Краснодарской краевой общественной организацией «Творческий союз "Вива Фото"». Фестиваль стремится стать платформой для взаимодействия фотографии и общества, стать медиа, которое соединяет авторов и зрителей, прошлое и настоящее, отечественные традиции и мировые тенденции.
Более 10 лет заметное на художественной сцене место занимает Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», основан по инициативе Екатерины и Владимира Семенихиных. Работа Фонда осуществляется по нескольким направлениям – выставочная ( в коллекцию фонда входя работы русского искусства XVIII-XIX века, русского авангарда, произведения современного искусства) и издательская деятельность (каталоги с работами современных российских и зарубежных художников и фотографов), создание коллекции произведений современного искусства, поддержка культурно-просветительских проектов. Созданный в 2002 году он известен, прежде всего, своими крупномасштабными выставочными программами. Важная составляющая выставочной программы Фонда – знакомство российского зрителя с российским и зарубежным искусством. В 2014 году в рамках Фотобиеннале прошел Десятый международный месяц фотографии. Зрителю были представлены серии работ Тьерри Коэна («Затемненные города»), Алена Флешера («Звучащие фотографии»), Нильса Стомпса и других. Фестиваль прошел в залах фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» на Кузнецком мосту в Москве, которые открыли в 2007 году.
Большое значение для становления современного меценатства в России имеет деятельность Фонда Stella Art Foundation – фонд называет своей целью культурный обмен, поддержку российского искусства и молодых художников. Но в действительности именно эта институция стала примером для многих российских предпринимателей в работе с художниками, в разработке системы отношениях частных культурных институций с государством. Первым итогом подобного сотрудничества стала выставка Ильи и Эмилии Кабаковых "Случай в музее и другие инсталляции", организованная Музеем Соломона Р. Гуггенхайма и Государственным Эрмитажем в 2004 году в Главном штабе Государственного Эрмитажа. Именно этот опыт определил курс этого Фонда и других на популяризацию российского современного искусства на территориях государственных музеев в России и за рубежом. Руководитель Фонда Стелла Кесаева выступала комиссаром павильона России на Венецианской биеннале в 2011, 2013 и 2015годах. Ответственным за организацию и проведение выставок на 54-й, 55-й и 56-й Венецианской биеннале выступал Фонд поддержки культуры Stella Art Foundation.
Центр современного искусства «Винзавод». Одно из главных мест в Москве относительно всего, что касается современного искусства. Здесь располагаются модные галереи, школы (Школа коллекционеров и экспертов, Школа визуальных искусств, Академия коммуникаций «Wordshop», творческие мастерские), магазины, кафе. Проводятся выставки, концерты, кинопоказы, и т.д. Основатель – предприниматель Роман Троценко. ЦСИ «Винзавод» находится на территории бывшего пивоваренного завода (впоследствии – винного комбината) «Московская Бавария». Организаторы этого культурного пространства ставили перед собой цель создать комфортную среду для развития современного российского искусства. Например, с 2007 года Фонд знакомит публику с феноменом уличного искусства – граффити в его естественных условиях. На территории ЦСИ проводят лекции, выставки о тенденциях и истории развития уличного искусства.
С 2009 года в России практически закончилось формирование крупнейших частных благотворительных фондов, в чьи интересы входит поддержка культуры. Был заявлен Фонд «Виктория – искусство быть современным» (Фонд V-A-C) – некоммерческий фонд современного искусства, основанный российским предпринимателем Леонидом Михельсоном, к сегодняшнему моменту заметный и весьма своеобразный игрок российской арт-сцены. Миссия Фонда − развитие и международная презентация современной российской культуры в рамках совместных выставок, образовательных и издательских программ.
Программы Благотворительных фондов наших меценатов, в большинстве своем содержат упоминания об оказании финансовой поддержки государственным учреждениям, занимающимся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – музеям. Выше уже упоминалось об участии Фондов Владимира Потанина, Михаила Прохорова, Леонида Михельсона по поддержке отдельно взятых музеев и всего музейного сообщества.
На наш взгляд следует подробнее остановиться и на инициативах бизнесменов по созданию новых музеев в России.
Первым частным музеем в современной России стал «Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской» (МСИИД). Он был открыт, что особенно примечательно, ни в Москве, а в Ростове-на-Дону. Инициаторами создания частного музея современного искусства выступили Елена Левина и Вячеслав Давыденко. Музей строит свою работу на основных принципах музееведческой практики: коллекционирование, хранение и экспонирование. Историческую и культурную миссию музей видит в формировании и пропаганде коллекции мастеров ХХ-ХХI веков. Фонды музея насчитывают более 1800 произведений. В выставочных залах музея у художников есть возможность выставляться без арендной платы за помещение. За период своего существования музей переживал разные времена, в конце 2014 года – был на грани закрытия. Но ситуацию спас российский предприниматель, занимающийся бизнесом в энергосбытовой сфере и агропромышленном комплексе, а также инвестирующий в нефтепереработку во Вьетнаме Дмитрий Аржанов. В конце 2015 году было объявлено о проведении 6 новых выставок. Некоторые из них уже состоялись.
Первый в Москве частный музей современного российского искусства ART4.RU предприниматель и коллекционер Игорь Маркин открыл в 2007 году в центре города, в Хлыновском тупике. Для музея был отведен целый этаж, нового дома. Там расположилась постоянная экспозиция – больше 1000 работ главных российских художников. Игорь Маркин в своей коллекции отдает предпочтение «нетрадиционалистам», которые творили свои шедевры в период 50-х годов прошлого века и по сегодняшний день. Создателя музея искусствоведы часто сравнивают с Третьяковым, который также отдавал предпочтение только работам своих современников-соотечественников. Сейчас постоянной экспозиции в музее нет, но каждый месяц открываются персональные выставки как известных авторов из коллекции музея, так и молодых художников. В прошлом, 2016 году Маркин запустил онлайн-аукцион современного российского искусства музейного уровня. Продолжается пополнение коллекции за счет новых приобретений.
Меньше всего традиционному понятию музей, пожалуй, соответствует Музей современного искусства «Гараж» (2008-2014 г.г. – Центр современного искусства «Гараж»). Музей не имеет постоянной экспозиции. Однако сейчас именно «Гараж» позиционируется как наиболее интересная модель современного музея. Музей – главный проект Фонда развития и поддержки искусства «Айрис», созданного бизнесменом Романом Абрамовичем и Дарьей Жуковой. «Гараж» организует выставки, различные образовательные мероприятия: семинары, лекции, дискуссии, кинопоказы, мастер-классы и курсы для взрослых и детей, ведет научную деятельность. В рамках проекта функционируют издательская программа, программа поддержки молодых российских художников, книжный магазин и кафе. Цена основного входного билета – 300 рублей.
С 2010 года среди объектов, которые стремятся посетить приезжающие в Петербург российские и зарубежные гости – Музей современного искусства
«Эрарта» – частный музей на Васильевском острове. Название расшифровывается как «эра арта» – «эра искусства». Основная миссия музея – собирать, выставлять и популяризировать наиболее оригинальные и интересные произведения современных художников. Музей создан Мариной Варвариной – вдовой крупного бизнесмена Дмитрия Варварина, трагически погибшего в 2000 году. Ежегодно на площадках Эрарта проходит около 50 временных выставок как всемирно известных художников и дизайнеров, так и начинающих перспективных авторов.
Один из самых амбициозный новых музеев, вокруг которого не утихают споры, стал первый в Москве и России Частный Музей «Русской Иконы», созданный в 2006 по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Это единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства, официально преобразованная в общедоступный музей, статус которого был подтвержден включением его в международную организацию IСOM. Фонды музея постоянно пополняются. С 2011 года музей располагается в отреставрированном особняке на Гончарной улице. Большой популярностью пользуется не только его постоянная экспозиция, созданная с учетом всех современных достижений музейных технологий и практик, но и сменные выставки, а также лекционные программы. Примечательно, что вход в музей и на все проходящие там мероприятия бесплатный.
Ещё один частный проект, возрождающий общественные традиции российского меценатства – Институт русского реалистического искусства (ИРРИ). Уже из названия институции следует представление о ее экспонатах. Но помимо большой и тщательно подобраной коллекции все большую популярность это место приобретает благодаря своим детским и образовательным программа. Музейно-выставочный комплекс ИРРИ открылся в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века, основан бизнесменом Алексеем Ананьевым. Музей принят в члены международную организацию IСOM20.
Первый в России негосударственный «Музей Фаберже» открыт 19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. Организацией- учредителем музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей и знакомство подрастающего поколения со своим историческим культурным наследием. В том же году предпринимателем была приобретена уникальная коллекция ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс, что обошлось Вексельбергу более чем в 100 млн долларов. Прежде, чем был создан музей Фонд провел серию выставок в крупнейших столичных и региональных музеях, где была представлена коллекция. Фонды музея не ограничиваются данной коллекцией, они постоянно пополняются экспонатами, приобретаемыми за счет средств мецената.
Последним из частных музеев, открытых по инициативе и на деньги представителей российского бизнес сообщества, пока остается Музей русского импрессионизма, открытие которого состоялось в 2016 году. В основе музейной коллекции собрание бизнесмена и мецената Бориса Минц, сформированное из предметов русского искусства конца XIX – начала ХХ века. Музей находится на территории, принадлежащей бизнесмену бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Здание построено специально для хранения и экспонирования произведений искусства на месте склада кондитерского сырья по проекту известного архитектурного бюро «John McAslan + Partners» и обошлось бизнесмену в 16,5 миллионов долларов. Любопытно, что хотя сам термин „русский импрессионизм по мнению специалистов весьма спорен, в музее всячески пытаются поддерживать и закрепить эту позицию. Композитор Дмитрий Курляндский специально для музея создал пять музыкальных историй по мотивам основных работ постоянной экспозиции.
На конец нынешнего года в Москве намечено открытие еще одного частного музея – Музея Русского абстрактного искусства. Его коллекция разместится в конструктивистском здании бывшего клуба обувной фабрики
«Буревестник» в Сокольниках, построенного по проекту Константина Мельникова. В основу коллекции музея положено частное собрание бизнесмена и коллекционера Ольги Усковой. Основу экспозиции составит коллекция русского авангарда середины 60-х годов студии «Новая реальность», созданной художником Элием Белютиным. В коллекции будут представлены работы Владислава Зубарева, Анатолия Сафохина, Веры Преображенской, Люциана Грибкова и других авторов.
Среди огромного количества изданий про культуру и искусство, которые выходят в современной России (Ad Marginem, Эксмо) особое место принадлежит книгам, журналам, газетам, издающимся при поддержке или по инициативе российских бизнесменов, их благотворительных фондов. Порой они не просто участвуют в издании, но и занимаются пропагандой чтения, формированием библиотек, созданием посредством этого культурной среды регионов.
Первый Иркутский международный книжный фестиваль – главный книжный фестиваль Восточной Сибири прошел 19-12 мая 2017 года. Фестиваль был организован в рамках программы «Пространство Библио-Сибирь», реализуемой Фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело». Цель организаторов Фестиваля – создание сильного регионального книжного центра, представители которого во время и после проведения ИМКФ будут учиться, делиться опытом, перенимать знания и запускать в регионе инновационные книжные программы, развивать книжную инфраструктуру. Жители Иркутска смогли познакомиться с важными литературными произведениями и их авторами. В ходе фестиваля определен победитель конкурса на создание модельной библиотеки в рамках программы
«Пространство Библио-Сибирь». Библиотека-победитель получила грант до 5 млн рублей с консультационным сопровождением в ходе реализации проекта.
Фонд Михаила Прохорова с 2007 года проводит Красноярскую ярмарку книжной культуры (КРЯКК) в форме выставки лучших российских издательств, которая сопровождается масштабной культурной программой (театральной, выставочной, музыкальной, образовательной). Фонд представляет Красноярск как центр книжной культуры и призван объединить издателей и культурное сообщество из центральных регионов России и городов Дальнего востока, Сибири и Урала. Красноярская ярмарка книжной культуры предлагает новаторский подход к пропаганде чтения: презентацию бытования книги в современном мультимедийном культурном поле. За время своего существования Красноярская ярмарка книжной культуры стала мероприятием федерального значения, и, учитывая состав участников выставочной и культурной программы, давно приобрела международный статус.
Программа «Первая публикация» появилась в 2007 году в рамках проекта Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», и направлена на популяризацию и всеобщее представление ценных и ранее малоизученных явлений отечественной культуры, основываясь на изучении музейных коллекций и отдельных уникальных экспонатов. К участию в проекте приглашаются музеи и музейные организации. По итогам конкурса отбираются от двух до пяти заявок в год, и затем начинается процесс подготовки изданий. «Первая публикация» осуществляет разработку концепции, редакционную и предпечатную подготовку книг.
С 2011 года выходит GARAGE – международный журнал о современном искусстве, моде и культуре. Garage Magazine весьма успешно издается в Лондоне. Главным редактором российской версии до недавних пор была Даша Жукова – основательница Центра современного искусства «Гараж». Помимо материалов о развитии культуры в нем публикуются статьи о моде. Сейчас выходит версия журнала на русском языке. Распространятся журнал в Москве и Санкт-Петербурге. GARAGE – это альманах, выходящий раз в полгода, воспринимается как коллекционная книга.
Ежемесячно с 2012 года выходит газета «The Art Newspaper Russia» на русском языке. Издается Инной Баженовой, предпринимателем и коллекционером западноевропейского и русского искусства XIX-XX веков тиражом 50 тыс. экземпляров. Цель издания – включение русскоязычной аудиторию в мировой художественный контекст, помощь в интеграции российского искусства в глобальную арт-систему.
Кроме газеты существует одноименная Ежегодная премия The Art Newspaper Russia за достижения в области искусства с номинациями «Личный вклад», «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года». Одним из главных критериев отбора участников, по словам организаторов премии, является включенность номинируемого проекта в мировой художественный контекст.
Помимо этого существует издательская программа Музея современного искусства «Гараж», предусматривающая выпуск книг по российской и зарубежной культуре.
Большое число изданий по искусству выходит в издательстве ИНТЕРРОС, тесно сотрудничающем с Благотворительным фондом Владимира Потанина.
Политические, экономически, социальные перемены 1990-х годов повлекли за собой перемены в отношениях к культуре, к духовным ценностям, к людям, которые их создают. Представители только что зарождающегося российского бизнеса стали теми, кто их спровоцировал и поддерживал. Так в 1991 году был учреждена Премия «Триумф» – первая негосударственная российская премия в области высших достижений литературы и искусства. Вручалась с 1992 года. Художественным координатором жюри премии стала писатель Зоя Богуславская. Учредитель – Фонд «Триумф-Логоваз» (создан бизнесменом Борисом Березовским). Присуждалась за выдающийся вклад в отечественную культуру. В первоначальном формате просуществовала до 2010 года. В настоящий момент вручение премии приостановлено.
На сегодняшний день существует еще несколько частных инициатив направленных на поощрение, представителей литературы и искусства:
Премия «Просветитель», учреждена основателем и Почётным президентом компании «Вымпелком» (торговая марка "Билайн") Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия». Существует с 2008 года. Целью Премии было привлечение внимания читателей к просветительскому жанру, а также поощрение авторов и создание предпосылок для расширения рынка просветительской литературы. С 2016 года проходит при поддержке Zimin Foundation. Ежегодно на конкурс присылается более 150 книг, из которых Оргкомитет выбирает лонг-лист из 25 книг, а затем жюри выбирает шорт-лист из 8 книг. Финалист получает денежный приз в размере 100 тысяч рублей, каждый победитель – 700 тысяч рублей.
Литературная премия «НОС» (Новая словесность) – российская литературная премия, учреждена Фондом Михаила Прохорова. Премия «НОС» вручается ежегодно. К участию допускается проза различных жанров. Победитель Премии получает награду в размере 700 000 рублей + статуэтку- символ Премии, каждый финалист, попавший в короткий список, получает по 40 000 рублей, "Приз читательских симпатий" вручается автору произведения по результатам голосования в Интернете и/или телепередаче и составляет 200 000 рублей.
Все вышеперечисленные инициативы налаживают сотрудничество друг с другом, занимаются продвижением и презентацией молодого русского искусства не только в российском, но и в западном сообществе. Особое внимание уделяется образованию и развитию молодого поколения.
2.2 Место и роль культурных проектов, осуществляемых по частной инициативе российских бизнесменов в мировом культурном процессе
Рассматривая вопрос частных культурных инициатив российского бизнеса современного периода, закономерно встает вопрос о перспективах развития меценатства в современной России. Проблема заключается в количестве фондов и предпринимателей, готовых заниматься меценатством, оказывать помощь современному искусству, сколько в отсутствии законодательной базы. Здесь, в первую очередь приходится говорить о необходимости изменения государственного подхода к благотворительности.
На Западе благотворительная поддержка искусства и культуры имеет традиционно широкое распространение. В большинстве европейских стран искусство и культура все больше финансируются из многообразных источников. Правительство осознает значимую роль частной поддержки культурных инициатив, ищет методы поощрения компаний. Вместе с тем и компании осознают свой гражданский долг и преимущества положения, которое дает роль спонсора. Это также является для них весомым стимулом для поддержания культуры.
Действующая сегодня в России система налогообложения не способствует развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры, а также совместному участию государства и бизнеса по решению актуальных вопросов культурной жизни.
О необходимости принятия закона о меценатах говорили все в начале 2000-х годов: в существующем до этого культурном законодательстве этого понятия просто не было. В конце 2014 года депутаты Государственной думы приняли базовый закон «О меценатской деятельности». В нем определяется правовой статус меценатов: ими считаются лица, которые направляют деньги или имущество на развитие культуры или на проведение, например, реставрационных работ. В Законе также сказано, что помощь благотворителей не смогут получать органы государственной власти, а чиновникам документ запрещает препятствовать меценатам и влиять на их решение, кому помогать. Но в нем ничего не сказано о налогообложениях для меценатов. Вокруг чего не в последнюю очередь, была инициирована и долгие годы велась работа по его созданию.
Между тем, в Законе предусмотрены награды меценатам. Так в России учреждена Министерством культуры и вручается ежегодно Почетная общенациональная премия «Меценат года» (учреждена в 2014 году, отмечавшемся в России как Год культуры). Премия вручается за выдающиеся достижения в сфере спонсорской деятельности, которые повлияли на развитие и сохранение культуры и искусства в России.
На вручении премии в 2016 году министр культуры РФ Владимир Мединский подчеркнул: «Номинанты премии «Меценат года» доказывают, что в нашей стране созданы великолепные условия для построения социально- ответственного бизнеса. Российские предприниматели оказывают серьезную поддержку и финансовую помощь проектам, результаты которых оказывают значительное влияние на развитие культуры и искусства регионов Российской Федерации».
Таким образом государство простимулировало участие бизнес- сообщества в помощи нуждающимся, в выдвижении и претворении в жизнь важных современных культурных проектов. У российских законодателей по- прежнему стоит задача − создать новый механизм взаимодействия государства и бизнеса в области благотворительности
В заключение отметим, что сегодняшнее меценатство – так, как оно сложилось на Западе и в последние годы формируется в России, – вещь принципиально иная. Возможно, это связано с общей рациональностью западного бизнеса, когда самые тонкие человеческие проявления облекаются в четкие правовые и коммерческие формы. Не будет преувеличением, если сказать, что большинство современных благотворителей и меценатов (и в России тоже), возможно, не забывая о спасении души, считают и сумму снижения налогов, общественный и коммерческий эффект своей спонсорской акции.
Одновременно бизнес-сообществом выработана определенная стратегия взаимодействия с государством и обществом в области культуры, которая выражается в том, что негосударственными Фондами, музеями и т.д. разрабатываются свои уникальные программы, учитывающие историческую, экономическую и культурную составляющие, конкретные запросы городов, территорий, государства в целом.
Новый русский капитализм, продолжая русские традиции, начинал скорее с благотворительности и меценатства, тем более что наше законодательство не спешит предоставлять благотворительности и спонсорству справедливые налоговые льготы. Существенным пробелом во взаимоотношениях государства и бизнеса в этом направлении является отсутствие законодательно оформленных положений о взаимоотношениях в области благотворительности и меценатства. В законодательстве Российской Федерации все еще отсутствует должная законодательная база, способствующая возрастанию социально ответственного поведения класса богатых, что существенно тормозит их культурные инициативы, которые могут значительно обогатить наше искусство и литературу, поспособствовать их развитию.
На основе культурологического анализа процессов и явлений, связанных с появлением и развитием на современной российской культурной сцене такого явления как собственные инициативы представителей российских бизнес структур, богатейших людей государства, в данной главе:
-показана реальная деятельность российского бизнеса в области благотворительной поддержки культуры, создании площадки для диалога всех ее направлений;
-при анализе приведенного материала определены место и роль их личных инициатив в культурном пространстве, уровень социальной ответственность бизнеса перед обществом. Этот факт дает возможность понять, что частные инициативы в области культуры, значительно влияют на будущее нации, создавая долгосрочные, целеобразующие программы жизни и творчества больших социальных групп. При этом их деятельность направлена не только на поддержку актуального искусства, но и на сохранение и передачу ценного опыта и достижений прошлого, органические духовные связи людей с их предшественниками, т.е. выступает коллективной памятью, основами национальных традиций.
Развитие меценатства и благотворительности в современной России идет по пути реализации концепции социальной ответственности бизнеса. Как и во всем мире, среди отечественных предпринимателей все более утверждается представление о бизнесе не только как о деятельности, направленной на получение прибыли путем производства товаров и услуг, но дополняется также пониманием бизнеса как источника роста общественного благосостояния.
Заключение
Подводя итоги исследования, освященного культурным инициативам российского бизнеса в области литературы и искусства в конце XX- начале XXI веков, отметим, что русская благотворительность, меценатство – понятия исторические и многогранные. В работе основное внимание уделено рассмотрению фактов, процессов, тенденций деятельности российского бизнес-сообщества за последние 25 лет, которые и являются интересующим нас в этом отношении временным отрезком. Отметим, что за этот период бизнес-сообществом выработана определенная стратегия взаимодействия с государством и обществом в области культуры, которая выражается в том, что негосударственными фондами, музеями и т.д. разрабатываются свои уникальные программы, учитывающие историческую, экономическую и культурную составляющие, конкретные запросы городов, территорий, государства в целом.
При этом бизнес активно занимается развитием и международной репрезентацией современной российской культуры посредством выставочных, образовательных и издательских проектов, направленных на включение российской культуры в мировой контекст. Представляя российскую культуру за рубежом, фонды стимулирует межкультурный диалог и обмен идей, а также создает предпосылки для сближения различных практик в рамках общего художественного видения. Между тем представители российского бизнеса создает возможности расширения платформы для национального искусства и выработки независимого художественного языка.
На основе анализа, проведённого в дипломной работе, заметим, что развитие меценатства, таким образом, становится одним из условий успешного развития отечественной культуры. Успех при этом во многом определяется реальностью заданных целей, и концентрацией усилий и вложений, что позволяет достичь наиболее заметного эффекта.
Существенная деталь − в поддержке меценатов нуждаются, прежде всего, те направления искусства и культуры, которые не могут претендовать на самоокупаемость и превращение в самостоятельный бизнес в силу своего принципиально «немассового» характера, ориентированности на относительно небольшие группы потенциальных потребителей.
Исследуя особенности социальной ответственности частного бизнеса в области литературы и искусства, становится очевидным – новое поколение российских меценатов старается продолжить традиции великих русских меценатов XIX века – сохранить и приумножить их великие ценности. Традиции благотворительности и меценатства вновь оказались востребованы, заняв подобающее место в новых исторических условиях. В 90-х годах в ряду слов, приобретших новое звучание: "перестройка" и "гласность" свое законное место заняло и слово "меценат". Деятельность российских меценатов, в этот период, определила череду знаковых культурных на события в России
Существенным пробелом во взаимоотношениях государства и бизнеса в этом направлении является, на наш взгляд, отсутствие законодательно оформленных положений о взаимоотношениях в области благотворительности и меценатства. На сегодняшний день в законодательстве РФ отсутствует должная законодательная база, способствующая возрастанию социально ответственного поведения класса богатых, готовых уже сейчас бескорыстно служить общественным интересам, что являлось бы нравственной нормой, гражданским долгом, готовностью взвалить на себя заботу и ответственность за развитие культуры и искусства, общества в целом.
Меценатство в России в прошлом и теперь убедительно доказывает, что только люди со светлым умом, нравственно и духовно зрелые, ответственные и трудолюбивые смогут обеспечить себя, принести пользу своим близким и своему народу.
В целом материалы, изложенные в данной работе, создают представление о той роли, которую играет современное российское бизнес- сообщество в культуре государства, какое значение для общества имеют инициированные им культурные проекты.
Список использованной литературы
1.Агеева 3. Бескорыстные люди // Былое. – 1993. – № 3.
2.Академик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #”justify”>Приложение
Программы, реализуемые известными фондами поддержки искусства и литературы российского бизнеса (конец ХХ – начало ХIХ века)
№ п/пНазвание проекта, основательГод созданияНаправления деятельностиПрограммы1.Фонд «Вольное дело», О. Дерипаска1998ОбразованиеИнженеры нового поколения, Всероссийский конкурс «Директор школы», Робототехника, Инклюзивное образование, «Школа нового поколения», «Alma Mater», Рейтинг университетов, Японский центр кайдзен (Краснодарский край), Поддержка высшего образованияКультураИсторикокультурное наследие Кубани, Фанагория, Поддержка Школы-студии МХАТ, Народный кинофестиваль «Земля отцов – моя земля», Духовное Возрождение, Пространство Библио, Кубанский казачий хор, Возрождение памятников архитектурыТерриториальное развитиеПрограмму территориального развития в Усть- Лабинском районе Краснодарского края.НаукаГрантовые программы для исследователей РАН, ученых МГУ им. ЛомоносоваОхрана здоровьяПрограмма «Женское здоровье»Защита животных«ПовоДог»2.Благотворительный фонд В. Потанина1999ОбразованиеСтипендиальные программы, Программа стажировки студентов МГИМО, Стипендии победителям международных олимпиад, Программа «Олимпийские стипендии»Культура«Меняющийся музей в меняющемся мире», «Музейный десант», «Музейный гид», «Искусный глагол», «Культурный прорыв», Гранты сотрудникам Государственного Эрмитажа, «Первая публикация»Развитие филантропииАНО «Студио-Диалог» – цикл радиопрограмм «Адреса милосердия», электронный журнал «Филантроп», ежегодная премия О. Алексеевой3.Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Екатерина и Владимир Семенихин2002Выставочная,Проводятся с 2003 годаИздательская,Издаются каталоги и журналы с 2004 годаПроектнаяМеждународный фестиваль «Императорские сады России», «Русская прялка», «Информбюро: современное искусство России»4.Фонд Stella Art Foundation, С. Кесаева2003Выставочные проектыСовместные проекты с Музеев истории искусств (Вена), Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург) и т.д.Формирование музейной коллекцииФормирование коллекции из произведений западных и российских художников для будущего Музея современного искусстваЛитературные проекты«Московский поэтический клуб», «Вечера Скарятинском»Участие на Венецианском биенналеСогласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 29 июня комиссаром павильона России на Венецианской биеннале 2011, 2013 и 2015 годов назначена Стелла Кесаева. Ответственным за организацию и проведение выставок на 54-й, 55-й и 56-й Венецианской биеннале выступает фонд поддержки культуры Stella Art Foundation.5.Благотворительный фонд Культурных инициатив, М. Прохоров2004КонкурсыСтажировки в Университете Иллинойса и в Институте Гуманитарных наук (Вена), Школа культурной журналистике, «Новый театр», «Академическая мобильность», «Новая роль библиотек в образовании», «Преодоление»Собственные проекты«Transcript», Литературная премия НОС, Красноярская ярмарка книжной культуры, Грант учредителя на укомплектование библиотек, «Локальные истории», Красноярская школа графического дизайна, Региональный фестиваль «Театральный синдром»Партнерство и поддержкаФестиваль «Новый Европейский Театр» (NET), Международный фестиваль-школа "Территория", Фестиваль документального кино АРТДОКФЕСТ, «Студии творческого развития» Константина Хабенского, Фонд «Устная история», Сотрудничество с Театром им. Вахтангова, Фестиваль фильмов о правах человека "Сталкер"6.Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону), Е. Левина и В. Давыденко2005Выставочная деятельностьЗа 10 лет организовано и проведено более 130 выставок: международные проекты, выставки классиков советского периода, персональные выставки7.Частный музей Русской иконы, М. Абрамов2006КоллекционированиеПроизведения важнейших художественных центров восточнохристианского искусства: от античных и позднеримских образцов, служивших основой византийской образности вплоть до русской иконописи, которая является основой коллекции и охватывает чрезвычайно обширный период – от XIV до начала XX века.ЭкскурсииИздательская деятельностьИздание каталогов, мультимедиа издания8.Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Р. Троценко2007Проектная деятельностьПлощадка молодого искусства «Старт», Всероссийский ежегодный открытый проект «Best of Russia», Философский клуб, «Стена»9.Частный музей современного российского искусства AРT4, И. Маркин2007Выставочная деятельностьПерсональные выставки художниковАукционПервый в России онлайн-аукцион современного российского искусства музейного уровня: на торгах в сети теперь можно побороться за работы художников, уже представленных в коллекции AРT410.Фонд Айрис, Жукова Д .и Р. Абрамович2008Выставочная деятельностьЦентр современной культуры «Гараж»Проектная деятельностьПроект «В поддержку фотографии в России», «Новая Голландия», Фестиваль PhotovisaИздательская деятельностьЖурнал Garage, Ad Издательство Marginem11.Фонд «Виктория – искусство быть современным», Л. Михельсон2009Выставочная деятельностьПроведение выставок в Москве, Венеции, Великобритании, СШАОбразованиеПрограмма «Расширение пространства. Художественная практика в городской среде», Московская Кураторская Летняя школа, Лекции12.Музей современного искусства «Эрарта», М. Варварина2010Выставочная деятельностьВ музее находится постоянная экспозиция современного искусства, проводятся временные выставки и авторские проектыПроектная деятельностьФестиваль «Stand up», Фестиваль короткометражных пьес «Короче.txt», «Сторителлинг. Фестиваль историй», «Cross art. Неопознанные художественные объекты»13.Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), А. Ананьев2011Выставочная деятельностьЭкспозиция состоит из постоянной выставки работ советских художников второй половины ХХ века.ОбразованиеПроведение лекций и мастер-классов с детьми14.Музей Фаберже, В. Вексельберг2013Выставочная деятельностьВ отреставрированных исторических залах Шуваловского дворца представлена одна из лучших в мире коллекций русского прикладного и ювелирного искусства рубежа XIX-XX веков.Наибольшую ценность в собрании представляют 12 Знаменитых пасхальных яиц Фаберже, девять из которых были созданы по заказам двух последних русских императоров.15.Музей русского импрессионизма, Б.Минц2016Выставочная деятельностьВ постоянной экспозиции Музея собрана вся история русского импрессионизма: К. Коровин, Б.Кустодиев, Н. Богданов-Бельский, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский16.Музей русского абстрактного искусства, О. Ускова2017Планируется выставочная деятельностьКоллекция студии «Новая реальность», созданной художником, педагогом и теоретиком искусства Элием Белютиным, – работы середины 1960-х годов В. Зубарева, Л. Грибкова, А. Сафохина, В. Преображенской и других авторов.