- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,59 Кб
Культурные традиции дворянства
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
.1 Социально-культурная деятельность
.2 Роль традиции в культуре
Глава 2. Исследование культурных традиций русского дворянства
.1 Система образования и воспитания в дворянской среде
.2 Этикет дворянства
.3 Досуговые занятия дворянства в эпоху Петра I
.4 Развитие культурных традиций послепетровское время
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Тема курсовой работы «Культурные традиции русского дворянства».
Своеобразие русского дворянства XVIII-первой половины XIX вв. в значительной степени определялось реформами Петра I в первой четверти XVIII в. Среди разнообразных последствий реформ Петра I создание дворянства в функции государственно и культурно доминирующего сословия занимает не последнее место. «Материалом» для нового сословия должно было стать дворянство Московской Руси.
Уходя своими корнями в русскую этническую культуру, культура русского дворянства в XVIII в., благодаря «европеизации» России, начатой Петром I и продолженной его преемниками, быстро трансформировалась в культуру по сути европейскую; в дальнейшем дворянская культура превратилась в своеобразную зону взаимовлияний и взаимопроникновений дворянской элитарной и русской народной субкультур, поэтому в русской дворянской культуре, в различные исторические эпохи, превалировал то один, то другой компонент.
век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия – дворянства. Основой этого были петровские реформы. Наиболее активно на петровские нововведения реагировании представители служилого, нового дворянства и выходцы из среды потомственных бояр, разделявшие взгляды Петра Первого на будущее развитие России.
Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голладско-немецкую, а затем французскую.
Большие преобразования в области моды наложили отпечаток на представления о красоте.
Русская культура периода второй четверти XVIII-первой половины XIX вв., как и вообще любая культура, не была монолитной. В ней можно два больших субкультурных блока: народную культуру – исконную культуру народов, населявших Российскую империю, а также дворянскую – элитарную культуру. Особенность данной исторической эпохи заключается в том, что в XVIII в. наметился, а затем стал увеличиваться разрыв между народной и дворянской культурой. Поэтому дворянская культура вполне заслуженно может выступать предметом специального исследования.
Дворянская субкультура обладала всеми признаками, характеризующими культуру вообще: она имела носителей и хранителей своей социокультурной самобытности – дворянство Российской империи, особые язык, менталитет, традиции и обычаи.
Целью курсовой работы является исследование культурных традиций русского дворянства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы социально-культурной деятельности.
2.Рассмотреть роль традиции в культуре.
.Исследовать особенности культуры и быта русского дворянства.
.Выявить основные культурные традиции русского дворянства.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – культурные традиции русских дворян.
Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных авторов в области культуры и истории, таких как Лотман Ю. М., Ахметов А. Ф., Комиссаренко С. С., Жарков А. Д. и др., также были использованы материалы периодических изданий и информация с Интернет-серверов.
Структура курсовой работы: ведение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
1.1 Социально-культурная деятельность
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова – включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.
В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) – создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.
Деятельностью обычно называют целенаправленные действия человека в материальной или духовной сфере, связанные с внесением в эти сферы необходимых человеку изменений. Другими словами, деятельность понимается как активность человека, направленная на получение определенного результата.
Как система коммуникаций культура вырабатывает особые знаки, имеющие для человека не только внешнее выражение, но и смысловую сторону, доступную лишь человеку той или иной эпохи, страны, общества. Знаковая система культуры адаптирует человека в мире культуры.
Культурная деятельность – это создание, потребление и сохранение созданного трудом народа материального и духовного. Всякая культурная деятельность имеет социальный аспект. Провести различия между социальным и культурным очень не просто, все дело в акцентах, дозировке. В социальной деятельности доминирующим является организационно-управленческий аспект, материальное обеспечение культуры. В культурной деятельности определяющим является содержание идей, символов веры, социальных теорий, норм, ценностей, образцов, примеров, т. е. всего того, что входит в понятие культура.
Социально-культурная деятельность – это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей.
Осмысление понятия «социально-культурная деятельность» возможно лишь на стыке таких фундаментальных наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика, право и др. деятельность – основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире.
В общесоциологическом аспекте понятия «деятельность» характеризует и активность социального субъекта. Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. деятельность – это процесс реализации социальной активности, поскольку «сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности».
Что касается понятия «социальная активность», то наиболее справедливым является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность – это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие» Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.
Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно связана с ней. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс – образование источника напряженности, осознание необходимости действия, формирование соответствующей установки, выбор оптимального поведения. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (самоуправление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельности определяется человеческими характеристиками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.
Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями.
1.2 Роль традиции в культуре
Одним из самых убедительных источников получения и передачи знания является традиция, так как именно в ней аккумулируется мудрость веков. Но значит ли это, что тех, кто пренебрегает традиционными представлениями и выводами, можно считать либо психически неполноценными, либо глупцами, что если традиция хорошо зарекомендовала себя в прошлом, то ее основные положения следует принять в неизменном виде. Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную глупость, накопленную прошлыми поколениями. Ее можно представить себе в виде чердака общества, в который втиснуты все виды полезных образцов и все виды заблуждений, бесполезных и отживших реликтов. Великое дело научного познания состоит в том, чтобы помочь избежать повторения ошибок предков.
Традиция – это сохранение, бережное обновление и передача от поколений к поколениям отобранных общественным мнением образцов культуры и прежде всего способов деятельность, поведения. Традиции являются одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры.
Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.
Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии.
Многообразие существующих в мире культур в значитительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органической частью собственного культурного традиционного комплекса.
Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существ, влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями.
Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собств. интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.
Общества и социальные группы, принимая одни элементы социально-культурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).
Таким образом, социально-культурная деятельность подразумевает социально-культурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности. Одним из самых убедительных источников получения и передачи знания является традиция. Традиции включают в себя объекты социально-культурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социально-культурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.
Глава 2. Исследование культурных традиций русского дворянства
2.1 Система образования и воспитания в дворянской среде
В терминологии юридических документов XVIII века дворянство – благородное, «авантажное» (от французского «avatage» – благоприятное положение), т.е. наделенное особыми правами сословие. На деле дворянство было главным служилым сословием, которое обеспечивало работу государственного аппарата. Вот почему абсолютистская монархия была заинтересована в единстве и силе опорного сословия самодержавия.
Русское дворянство в XVIII – первой половине XIX века, было порождением петровской реформы. Среди разнообразных последствий реформ Петра I создание дворянства в функции государственно и культурно доминирующего сословия занимает не последнее место. Материалом, из которого это сословие составилось, было допетровское дворянство Московской Руси.
Дворянство Московской Руси представляло собой «служилый класс», то есть состояло из профессиональных слуг государства, главным образом военных. Их ратный труд оплачивался тем, что за службу их «помещали» на землю, иначе – «верстали» деревнями и крестьянами. Но ни то ни другое не было их личной и наследственной собственностью. Переставая служить, дворянин должен был вернуть пожалованные ему земли в казну. Если он «уходил за ранами или увечием», в службу должен был пойти его сын или муж дочери; если он оказывался убит, вдова через определенный срок должна была выйти замуж за человека, способного «тянуть службу», или поставить сына. Земля должна была служить. Правда, за особые заслуги ее могли пожаловать в наследственное владение, и тогда «воинник» становился «вотчинником».
По словам историка дворянства Н. Павлова-Сильванского, Петр I придал дворянству не только сословную организацию, но и способствовал становлению единого мировоззрения. На самом деле процесс формирования мировоззрения сословия был гораздо более длительным, и основной его этап приходится на 40-60-е годы XVIII века, т.е. на время правления дочери Петра – Елизаветы. В ее правление дворянство получило ряд важных политических и гражданских прав, которыми были четко очерчены границы сословия, под их влиянием окончательно сложились основные черты дворянского мировоззрения.
Правительство предоставляло служилому сословию права благородного и «авантажного». Идея личного достоинства дворянина вызревала в России не одно десятилетие. По сравнению с другими сословиями дворянство находилось в привилегированном положении.
В системе ценностей дворянина главное место занимает понятие «дворянской чести». Уникальность ее состояла в том, что честь невозможно было себе приписать и купить. Честь дворянина воспринималась и им самим, и окружающими как некая важная реальность, вызывающая доверие к нему. Наоборот, нарушение правил чести рассматривалось в дворянской среде как случай чрезвычайный. С самого рождения дворянин уже обладал дворянской честью: как представитель дворянского рода и представитель сословия. Ее он должен был оберегать как зеницу ока, не потерять ее-это было бы величайшим позором. Представление о чести во многом определяло поведение дворянина в самых разных областях жизнедеятельности. Механизмом защиты дворянской чести стала дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с оскорбленного позорного пятна, нанесенного оскорблением.
Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства, за исключением самых консервативных.
Как известно, культура выполняет функцию трансляции социального опыта.
Воспитание и образование дворянина – огромный комплекс знаний, мировоззренческих установок, норм и моделей поведения, достойный быть объектом самостоятельного глубокого научного исследования.
Язык – один из главных признаков и одно из необходимых условий существования культурной самобытности. Говоря о разговорном и эпистолярном языке российского дворянства в указанных исторических рамках, необходимо иметь в виду, что язык этот был не русский, а французский. Мода на французский язык достигла таких масштабов, что он, став обязательной частью системы воспитания дворянина, вытеснил русский язык из светского общения, дворянин обучался французскому языку как письменному, что обусловило почти повсеместное распространение моды (а затем и просто в силу необходимости писать) на ведение на этом языке частной переписки. Это противоречие немного сгладилось после патриотического подъема 1812 г., когда среди дворянства стало популярным не только глубокое изучение родного, но и церковнославянского языков. Дворянин получал представление и о народном языке: из разговоров с няней, из игр с дворовыми детьми в поместье.
Второй важный символический элемент воспитания дворянина – обучение танцам. Каждый дворянин мужского и женского пола обязательно учился танцам. Обучение им начиналось рано и напоминало суровую тренировку, которая давала прекрасные результаты. Такая тренировка позволяла быть не только ловким во время танцев, но и давала свободу, непринужденность и уверенность в движениях, постановке фигуры, а это определенным образом сказывалось и на психике человека: в сфере светского общения, полного условностей и правил, дворянин чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене. Особенно важны были эти качества на балу – одной из наиболее «театральных» форм дворянского быта.
Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом, который формировал дворянина как личность. Привитые личные качества и стереотипы поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы. Итогом образования стало «включение» дворянства в общеевропейскую культуру. Если во времена Петра I заимствовалась внешняя форма, европеизированный антураж, то в царствование Елизаветы дворянство было призвано уже не просто пассивно воспринимать достижения западноевропейской культуры, но и заниматься самостоятельным творчеством. Так, с одной стороны, освоение европейской культуры учило дворянство самостоятельному мышлению; шел интенсивный процесс развития само-сознания сословия. С другой стороны, под влиянием европейской культуры формировались стереотипы поведения и художественные вкусы. Французский церемониал и правила «светского обхождения», принятые при дворе, уже к 60-м годам XVIII века становятся общепринятыми для дворянства в целом.
.2 Этикет дворянства
Начиная с петровского времени все нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в дворянское общество благодаря влиянию двора и высшего света. Культурное первенство принадлежало аристократическому слою дворянства, но это было первенство заимствования. В середине XVIII века рост национальных настроений и самосознания высшего сословия требовал самовыражения. И наиболее способной к нему оказалась молодежь из дворянских корпусов. Причин было не- сколько. Во-первых, сама духовная атмосфера общества, ощущение свободы от засилья иноземцев, рост национальной гордости и определенная свобода высказываний способствовали творческим исканиям дворянской молодежи. Во-вторых, молодежная среда была наиболее гибкой в восприятии нового и более способной к самостоятельному творчеству благодаря своей социальной активности. Творческий поиск и культурный эксперимент поощрялись правительством и приветствовались обществом.
Частое пребывание при дворе не могло не заразить кадетов театроманией, столь свойственной данной культуре. Императрица Елизавета тяготела к утонченной культуре «рокайля». По сравнению с барокко рококо принесло не только жеманность и прихотливость. Оно освободилось от риторической напыщенности и отчасти реабилитировало естественные чувства, хотя сделано это было с налетом грусти и театральности. Процветавшее при дворе Людовика XV, жизненным принципом которого было «после нас – хоть потоп», рококо отражало дух времени, ощущение конца определенной эпохи. Французская аристократия была тем самым уходящим прошлым, и потому рококо процветало в придворной среде. Но эстетическая программа этого стиля была значительно шире.
Подобные настроения вряд ли были свойственны русской придворной аристократии, сравнительно молодой и не успевшей еще устать от жизни. Просто само перенесение западноевропейских обычаев выглядело чаще всего игрой, поэтому эстетическая программа рококо оказалась близка мироощущению дворянства, особенно той его части, которая более всего соприкасалась с императорским двором. Придворный церемониал и светские условности предписывали определенное ролевое поведение всем участникам придворного действа, от императрицы до пажа. Театр входит в моду. Игра становится нормой поведения, а декорации и костюмы переносятся в жизнь.
.3 Досуговые занятия дворянства в эпоху Петра I
традиция этикет дворянский петр
Ориентация на западную культуру коренным образом изменило представления о светской жизни, модели поведении, в том числе о проведении свободного времени. Появляются новые формы проведения досуга дворян – «ассамблеи». Европейские ассамблеи – торжественные вечера с танцами. Самое первое из многократных сообщений о них относится ко времени пребывания Петра I в Карлсбаде в сентябре 1711 года: «…была на квартире его Царского Величества ассамблея». Официально, царским указом, проведение ассамблей будет вменено в обязанность знатным петербуржцам лишь через семь лет после этой даты, но в действительности Петр I приучал к ним свое окружение, не теряя времени. Из новшеств светской жизни Санкт-Петербурга той поры нельзя не упомянуть театр. Зарождению театрального искусства в столице и приобщению к нему горожан всячески способствовала сестра Петра I Наталья Алексеевна. В 1714 году на пересечении Воскресенского пр. и Сергиевской улицы (ныне угол пр. Чернышевского и ул. Чайковского) появилось первое театральное здание с партером и ложами.
Неотъемлемым элементом ассамблей были музыка и танцы. Важным в данной форме проведения досуга являлось присутствие женщин. Петр буквально вырвал дворянских жен из домашнего «заточения». Балы и маскарады с присутствие женщин стали обязательным элементом ассамблей.
Бал, с одной стороны, был противоположной государственной службе сферой, где господствовало непринужденное общение, светский отдых; бал был местом, где границы официальной иерархии несколько стушевывались, были не столь резкими, как в сфере официального поведения. На балу присутствовали и играли большую роль внеслужебные ценности: быть остроумным, ловким, находчивым, а также – обязательно – умение хорошо танцевать. Эти качества в огромной степени определяли личный успех, поэтому молодой поручик, прекрасно танцующий и вызывающий этим всеобщее восхищение, или умеющий развеселить дам, мог почувствовать себя выше пожилого генерала, играющего в преферанс. Кстати, с этой точки зрения на бал, как на синоним определенной вольницы и свободы, необходимо отметить, что он играл огромную роль в жизни светских дам: «Если мужчины могли проявить себя на служебном поприще, имели широкий круг общения, то возможности женщины не простирались дальше гостиной и бальной залы. Да и сердечные проблемы чаще решались при звуках вальса и мазурки».
С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры общественного быта. В этом ключе светская жизнь получала ценность общественного дела.
В культурной жизни русского общества ассамблеи не могли долго существовать, поскольку их идея была «навязана сверху». Искусственность замысла отвечала характеру времени великого основателя, но после царствования Петра I ассамблеи исчерпали себя. выполнив свои цели. Они оказали позитивное влияние на формирование новых культурных традиций русского общества первой половины XVIII столетия. После 1727 года в целостном виде их уже не устраивали в России, но отдельные их разновидности продолжали сохраняться и развиваться.
Например, танцы стали одним из самых распространенных видов деятельности. Постепенная эволюция танца сформировала в России бальную культуру, сложная структура которой включала в себя различные организационные этапы подготовки и проведения. Помимо танцевального мастерства, она требовала от человека определенных знаний и навыков поведения, а также умений выстраивать взаимоотношения в процессе бала. Как составная часть нравов, быта и обычаев русского общества, бальная культура наиболее ярко проявлялась в жизни дворянского сословия.
Точно так же, на петровских ассамблеях угощение не имело большого значения, а служило лишь дополнением к танцам, играм и разговорам. В постпетровское время оно уже занимало особое место в культурных традициях русского общества. Угощение стало неотъемлемой частью любой досуговой формы. Оно выступало как отдельным видом деятельности, так и составляющим элементом в их функционировании.
Ассамблеи выработали в обществе потребность к публичному проведению досуга, сформировали интерес и привили вкус к светской жизни, смягчили и отшлифовали нравы русских людей. Сыграв роль начальной школы в истории русской культуры, ассамблея научила русское общество осваивать сложную науку культурной жизни не по канонам дореформенной Руси, а по европейским стандартам высшей школы.
По принципу механических искусств Петр организовал и еще одно развлечение для высшего общества – катания по Неве. Жителям Петербурга «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании. были розданы из казны парусные и гребные суда. Катания по Неве проходили по особому регламенту. В петровском указе определялось место катаний, одежда, в которой надлежит явиться приглашенным и давались предписания о времени сбора: «…в указанный час должен Комиссар в местах флаги поднять. А когда указано будет выехать, кроме определенных дней, тогда тот же знак учинить, да один выстрел из пушки с города; тогда тот час всякому ехать в назначенное место и явиться к Комиссару…. В указе сообщалось, что «на сей экзерциции вольны хозяева быть или не быть», однако здесь же Петр предупреждал не совсем сознательных подданных, «что не более двух дней в месяце не быть, разве для какой законной причины…». Петр предусмотрел и возможность нарушения установленных правил, поэтому предостерегал катающихся: « за преслушание же и на сих судах, також штраф брать, как и с парусных.
В целях европеизации быта, общения и развлечений дворянства Петром был создан и полуофициальный орган «всешутейший собор». Коллегию пьянства или «сумасброднейший, всешетейший собор» возглавлял князь-папа или «всешумнейший и всешутейший патриарх московский, кокуйский и всея Яузы». Князь-папа имел огромный штат, состоящий из 12 кардиналов, отъявленных пьяниц и обжор, епископов, архимадритов и других духовных чинов. Петр сам написал устав для данной коллегии, в котором до мельчайших подробностей были определены чины избрания и разные степени пьяной иерархии. «Первейшей заповедью ордена было напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвыми. У собора, целью которого было славить Бахуса питием непомерным, был свой порядок пьянодействия «Служения Бахусу и честного обхождения с крепкими напитками. Следует отметить, что в названиях должностей, иерархии и заповедях собора четко прослеживается связь с католичеством и европейской символикой. Вероятно, Петр такого рода институт, подобно Кунсткамере и Анатомическому театру, также заимствовал у Европы. Так, С.Ф. Платонов обратил внимание на то, что в оценке «всешутейшего собора» не следует упускать из виду, что такого рода забавы имели место и в европейских странах. Действительно, пародия и «шумства», шутовские коллегии существовали в разных странах Европы от средневековья до XYII в. В быту британской аристократии времен Вильгельма и Анны были распространены маскарадные клубы, среди них выделялся клуб безбожников, члены которого упражнялись в пародийном кощунстве.
Публичные празднества перестали носить исключительно церковный характер. Наряду с молебном, колокольным звоном и крестным ходом, коими испокон веков на Руси отмечали военные победы, Петр ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, пушечную пальбу и фейерверки. Первое празднество такого рода было устроено 30 сентября 1696 года по случаю взятия Азова. Особенно пышно и торжественно праздновали заключение Ништадтского мира и рождение Российской империи в 1721 году. В Петербурге был устроен маскарад с участием свыше тысячи масок, продолжавшийся несколько недель. Затем с наступлением зимы празднества перенесли в Москву, где на санях возили по улицам макеты кораблей, на палубах которых размещались участники маскарада.
Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т. п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в .которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт-Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику-зрелищу – «Учения Невского флота».
И высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство, проживающее в городах и провинции, отмечало народные праздники, связанные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились «отгородиться» от «простонародья». Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие доходы от личных хозяйств, хотя и были ближе в своем досуге к народной традиции, тем не менее также старались не смешиваться с «простолюдинами». Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (например, качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих имениях, куда не допускались люди из низших сословий.
Русская культура первой четверти 18 столетия характеризовалась утверждением в ней светской направленности, личного начала, а так же преодолением национальной замкнутости. С реформ Петра 1 началось проникновение в русскую жизнь ценностей западной цивилизации с характерным для нее рациональным прагматизмом. Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, в том числе и сферу свободного времени, имели следствием общие подъем культурного уровня привилегированных слоев общества, все более отрывавшихся от подавляющей массы русского народа, жившего по старинке
В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более «открытой» для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
2.4. Развитие культурных традиций послепетровское время
В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. Корни этого явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру. С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпохе, вызвала к жизни блистательные придворные маскарады. По свидетельству Екатерины II, «осенние и зимние удовольствия были распределены между операми, балами и маскарадами. Было определено, что каждую неделю будут два маскированных бала – один при дворе, другой по очереди у главных персон в городе». Маскарадные костюмы оговаривались даже в законодательных документах. Так, в публичный маскарад «иметь приезд всему дворянству с фамилиями», «в приличных масках», «а кто не дворянин, тот бы в оный маскарад быть не дерзал». Таким образом, маскарады признавались чисто дворянским развлечением. (В Приложении представлен сценарий маскарада екатерининской эпохи).
Именно в царствование Елизаветы происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции. В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностранных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который возглавлял А. Сумароков, где играл Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали пьесы русских авторов.
«Для дворянства и всей публики» в Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Предприимчивый итальянец ввел систему абонирования лож для знатных фамилий, устраивал не только оперы, но и публичные маскарады, и по договору с Московским университетом обучал театральному мастерству восемь воспитанников. Недолгое существование (1759-1761 годы) Оперного дома внесло оживление в культурную и общественную жизнь города. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения. С этого времени начинается широкое распространение в дворянской среде домашнего музицирования, непремен- ными атрибутами дворянского быта становятся клавесины и гитары.
Внимание дворянства к игровой стороне жизни можно подразделить на два вида. Во-первых, это любовь к театру как таковому, во-вторых, соединение театра и жизни. Чуждые русской действительности нравы и обычаи легче всего входили в жизнь через игру. С изменением мировосприятия, с ощущением большей причастности к европейской культуре элемент игры модифицируется, трансформируясь постепенно из механизма социокультурной адаптации в салонное развлечение, в один из способов проведения досуга. Европейская культура превращается в составную часть картины мира русского дворянина. И елизаветинское время дает нам пример того, как новые культурные тенденции, входя в общество в виде игры, становятся впоследствии неотъемлемой чертой жизни.
Петровские реформы стали началом постепенной перестройки дворянских досугово-бытовых традиций по европейским стандартам. Наиболее ярко это выразилось в развитии отечественного клубного движения, когда в обществе стали возникать культурно-досуговые структуры не побочно, а специально занимающиеся организацией повседневного общения.
Еще с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян – Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян. Своей задачей они ставили организацию отдыха, общения и развлечений представителей дворянских кругов Начало 19 века – время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений : художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств :большой теннис, конный спорт . Активно развивались клубы в офицерской среде (напр., гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой).
В 1772 году появился Английский клуб в Москве. Во времена Павла I его закрыли, но с июля 1802 года он снова возобновил свою деятельность. Среди членов данного клуба значились целые династии аристократов – Гагарины, Голицыны, Волконские, Одоевские, Трубецкие, Хрущевы, Шаховские, Оболенские и многие другие.
Много сходного с английскими клубами имели в России многочисленные Благородные собрания. В Москве такое собрание возникло в 1783 году. Основателями его стали князь А. Б. Долгорукий и сенатор М. Ф. Соймонов. Екатерина II специальным рескриптом передала в его полную собственность обширный дом в Охотном ряду. Александр I сразу после коронации не только посетил собрание, но и вступил в его члены. Собрание получило высокий титул Российского благородного собрания.
Членами этого собраний могли стать лишь представители дворянского сословия.
Предреволюционные процессы изменили коллективные формы проведения дворянского досуга. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения. Получили распространение аристократические клубы, салоны, кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и т.д. Они начали зарождаться еще в первой половине XIX века.
Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Кружки объединяли дворян по интересам. Домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. «Домашние» образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов, которые пополнялись сочинениями гостей, родственников.
Таким образом, русское дворянство 18 – 19 вв. было порождением петровской реформы. Ориентация на западную культуру коренным образом изменило представления о светской жизни, модели поведении, в том числе о проведении свободного времени. Появляются новые формы проведения досуга дворян – «ассамблеи». Петр ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, пушечную пальбу и фейерверки. По принципу механических искусств Петр организовал и еще одно развлечение для высшего общества – катания по Неве. В целях европеизации быта, общения и развлечений дворянства Петром был создан и полуофициальный орган «всешутейший собор». В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян – Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян. Далее получили распространение аристократические клубы, салоны, кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и т.д.
Заключение
Таким образом, целью курсовой работы являлось исследование культурных традиций русского дворянства.
В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность подразумевает социально-культурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Также была рассмотрена роль традиции в культуре. Традиции являются одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры.
Во второй главе были рассмотрены культурные традиции русских дворян. Петровские реформы внесли изменения в формы досуговой деятельности высшего российского сословия – дворянства, переориентировав его на европейскую модель поведения (голландско-немецкую и французскую). Этой цели отвечали утвержденные указом царя «ассамблеи», учившие дворян общаться по западному образцу, прививавшие русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка и танцы. Дворяне должны были участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками. К «Учениям Невского флота» приурочивались катания дворян на гребных и парусных судах.
Высшая аристократия, как и мелкое и среднее дворянство, отмечало праздники, связанные с церковными датами, участвовало в публичных увеселениях, гуляниях, игрищах, но при этом стремилось отгородиться от «простолюдинов». Поэтому праздники организовывались для приглашенных дворян в имениях.
Дворянская среда стала порождать уже без указов царя свои формы развлечений. «Ассамблеи» в эпоху Екатерины II стали уступать место балам по случаю больших торжеств или семейных событий, маскарадам, званым ужинам. С конца 18 века стали возникать клубные формы досуга (Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб). Начало 19 века стало временем развития салонов и кружков различной направленности. Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Кружки же объединяли дворян по интересам. Появились первые музеи (Кунсткамера в Петербурге, Эрмитаж в Зимнем Дворце), публичные театры, организовывались художественные выставки.
К началу 19 века в дворянских домах стали собираться личные библиотеки, дворяне читали переводные романы или сами брались за перо. «Домашние « образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения дворян входили также газеты и журналы.
В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).
Список используемых источников
1.Ахметов А. Ф. Российское научное сообщество в конце XX века. Сборник научных статей, посвященных памяти А. М. Танатарова. – М.: Химия, 2000. – 323 с.
2.Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – 712 с.
3.Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. – М.: Всерос.Центр художественного творчества проф.образования, 1994. – 243 с.
4.Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.
5.Зозулина, Н. Время Петербургской танцемании // Петербургский театральный журнал. – 2003. – № 32.
6.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. -М.: МГУК, 1995. – 133с.
7.Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века. // Общественные науки и современность. – 1997. – № 5. – С. 108-117
8.Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества. – СПб.: СПбГУП, 2003 – 302 с.
9.Левит С.Я. Культурология XX век энциклопедия. II том М-Я. – М.: ФАИР-Пресс, 1998. – 446 с.
10.Литвинцева Г. Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху // «Credo». Теоретический философский журнал. – 2001. – № 2 (26). – Режим доступа: [#”justify”>Приложение
Сценарий проведения праздника
Маскарад эпохи Екатерины
Мужчины должны были облачаться в широкие кринолины с фижмами, а дамы – одевать мужские костюмы. Большинство участников таких маскарадов выглядели весьма комично и лишь одна императрица, статная и грациозная, одинаково хорошо смотрелась в любом костюме.
Мужчины не очень любили эти дни превращений; большинство были в самом дурном расположении духа, потому что чувствовали, что они были безобразны в своих нарядах; женщины большею частью казались маленькими, невзрачными мальчишками, а у самых старых были толстые и короткие ноги, что не очень-то их красило.
Екатерина довела елизаветинскую игру в переодевание до логического завершения, превратив придворный маскарад в политическую стратегию. Через год Екатерина устроила грандиозный маскарад, который вошел в историю под названием «Торжествующая Минерва».
Пышная процессия, движущаяся по улицам Москвы в продолжении трех дней представляла собой шествие торжествующей Минервы, римской богини, олицетворявшей государственную мудрость, покровительницы ремесел и искусства. К разработке сценария, символов и текстов для карнавальных групп и декораций привлекались лучшие литературные и художественные специалисты Петербурга и Москвы.
В шествии, включающем двести повозок и колесниц принимали участие четыре тысячи человек. В специальной программе-брошюре, отпечатанной в количестве трех тысяч экземпляров, подробно излагался план шествия, обозначались маски, костюмы и установки.
Основная идея сценария выражала противопоставление «славы и добродетели» просвещенной монархии «гнусности и порокам», преследующим общество. Например «ложь и зависть» представляла группа Момуса с куклами (завистника и пересмешника), снабженная девизом «Упражнение полоумных». За ними, следовали забияка Пустохвалов, Педант и безумный Враль, несущий «завиральные книги».
Следующая группа символизировала «Смех и Бесстыдство» – ее возглавлял Бахус с козлиной головой в виноградных гроздьях. Его сопровождал хор пьяниц и сатиров, восседающих на ослах, козлах и свиньях. Затем следовали группы, символизирующие «злые силы» (ястреб, терзающий голубя), «Обман» и «Невежество».
Провозились установки: паук и муха в паутине, кошачья морда с мышью в зубах, лисица, держащая петуха. За обманом (эмблема – маска лицемерия и змея в розах) с девизом «Пагубная страсть» следовали поющие и танцующие цыгане, гадалки-ворожеи, черти и дьяволы, Кривосуд, Обдираловка, Хромая Правда на костылях и разные аферисты.
В свите Невежества двигались праздность и злословие, ленивцы на ослах с павлиньими хвостами. В качестве декорации были представлены зеркало с отраженной в нем «Самовлюбленной Харей», Мотовство, Скупость и картежники с картами.
Вслед за этой аллегорико-сатирической частью карнавала начиналось шествие, славящее монархию и верховную власть. Оно открывалось пышной колесницей, управляемой Юпитером в сопровождении нарядных пастушков и пастушек с зелеными ветвями в руках и группой под названием «Парнас» – Апполон, музы и поэты.
Далее выступали участники театрализованного зрелища в костюмах земледельцев-пахарей с орудиями труда, героев истории на белых конях. Эту часть процессии завершал Мир, сжигающий атрибуты войны. В этом и заключалась главная идея маскарада – идея о просвещенном монархе, под скипетром которого расцветут науки и искусство, восстановится закон и справедливость, будут попраны пороки.
В 19 веке традиция маскарадов сохранилась, но они уже носили более частный характер. Несколько угас интерес к символике екатерининского времени, но появилось увлечение историческим костюмом прошедших эпох.
Надо отметить, что в наше время традиция маскарадов постепенно возвращается, нужно только дать возможность полету фантазии. К примеру, тема противопоставления добродетелей порокам не менее актуальна и в XXI веке.