- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 231,79 kb
Лиможские эмали XII-XIV веков
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМАЛИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1 История эмали
1.2 Свойства и разновидности эмалей
1.3 Становление и развитие искусства выемчатой лиможской эмали
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИМОЖСКИХ ЭМАЛЕЙ XII-XIV ВЕКА
2.1 Техника выемчатой эмали
2.2 Анализ работ выполненных в технике лиможской эмали XII-XIV века
2.3 Лиможская эмаль в Эрмитаже
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Французский Лимож – один из тех маленьких провинциальных городов, которые приобрели мировую известность благодаря изделиям местного производства. Лимож прославился в средневековой Европе своими эмалями на меди. Высокие эстетические качества этих работ сделали их популярными, а небольшая стоимость материалов (меди и стекла) – доступными.
Лиможские эмали наравне с лиможским фарфором – примерно такая же национальная гордость, как ростовская финифть. Эмали из Лиможа были известны с XII века; до XV века они украшали алтари, позже сюжетами стали батальные сцены, мифы. Создавались они так: медные пластинки расписывали непрозрачной цветной эмалью, причем каждый ее слой обжигался по отдельности.
С XII в. церковная утварь украшалась выемчатой эмалью. С XIV в. появилась эмаль по чеканному рельефу: вся поверхность покрывалась эмалью, сквозь которую просвечивало изображение. В эпоху Возрождения (Ренессанса) доминирующей техникой эмалирования стала объемная рельефная эмаль. В XV-XVI вв. Лимож стал центром развития живописной эмали. Особенную известность получила эмаль в стиле гризайль, т. е. эмаль в серых тонах: на пластину, отгрунтованную черной или темной эмалью, наносится изображение белой эмалью; в зависимости от толщины слоя темный цвет просвечивает больше или меньше, что дает серые полутона. Сначала в технике лиможской эмали изображали только библейские сюжеты, но на передний план выдвинулись мотивы итальянского Возрождения.
В ранний период имена мастеров, как правило, не известны, и по стилистическим признакам произведения объединяют вокруг какого-либо памятника или приписывают одной из мастерских. Начиная с середины XVI века, эмали часто подписываются их создателями. Выделяется целый ряд имен – Колен Нуалье, Пьер Реймон, Пьер Куртейс. Одновременно работают мастера, ставившие на изделиях лишь монограммы: IC, IP, KIP и другие. В XVII веке многочисленные представители семей Лимузен, Лоден и Нуалье продолжают традиции предшествующего столетия. Атрибуция и датировка лиможских расписных эмалей достаточно сложна.
Цель курсовой работы – охарактеризовать специфику лиможских эмалей XII-XIV вв.
Задачи курсовой работы:
– изложить историю эмали;
– раскрыть свойства и разновидности эмалей;
– описать становление и развитие искусства выемчатой лиможской эмали;
– изучить технику и технологию выемчатой эмали;
– проанализировать работы, выполненные в технике лиможской эмали XII-XIV вв;
– рассмотреть представление лиможской эмали в Эрмитаже.
лиможкая эмаль искусство эрмитаж
ГЛАВА 1. ЭМАЛИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1 История эмали
Эмаль — это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная застывшая масса неорганического, главным образом окисного состава, иногда с добавками металлов, нанесенная на металлическую основу.
Наиболее ранние известные украшения с эмалью были найдены в Греции, их датируют 1450 годом до н.э. На острове Кипр были обнаружены две подвески в виде цветка, выполненные в технике филигранной эмали, изготовленные приблизительно в X веке до н.э. В форме и технике исполнения отчетливо прослеживается египетское влияние.
В Азербайджане найдена диадема с листьями и цветами, украшенными эмалью (VII век до н.э.). С первой половины VI века до н.э. греческие украшения покрывали белой, темно-синей, темно-зеленой и бледно-бирюзовой эмалью.
Из III века до н.э. дошли до нас небольшие, в виде капли подвески из металла, сплошь покрытые эмалью. Вероятно, их погружали в расплавленное цветное стекло.
Несмотря на отрывочные сведения, можно утверждать, что в восточном Средиземноморье уже в первом тысячелетии до н.э. наплавляли стекло на металл и что греческие украшения декорировались цветной эмалью. Несмотря на то, что эти первые попытки соответствовали по техническим признакам эмалированию, все же они являлись лишь формой полихромного обогащения металлического украшения, инкрустированного шлифованными пластинками драгоценных камней, смальты или стекла, наклеенными в выемки или напаянными перегородками.
Переход от инкрустации к эмали мог произойти там, где были достаточно хорошо развиты технические предпосылки для металлообработки и изготовления легкоплавких стекол. Если искать истоки эмалирования, то речь должна идти не о первом кусочке стекла, наплавленном на металл, а о массовом изготовлении изделий из металла в соединении с цветным стеклом.
Египетские вставки из поделочных камней по принципу перегородчатых эмалей были известны уже во времена 5-й династии (с 2563 до 2423 г. до н.э.). Фигурные изображения, письменные знаки и орнаменты выполнялись на золоте в виде углублений и затем заполнялись драгоценными камнями и смальтой. Оформление гладкими неразделенными красочными плоскостями помогало пониманию древнеегипетской живописи. Именно эта техника имела большое значение для дальнейшего развития ювелирного дела, так как подготовила обогащение благородного металла цветным отделочным материалом.
Ячейки были ступенью как для появления оправ под камни, так и для более поздних перегородчатых и выемчатых эмалей. Ячейки изготовляли напаиванием перегородок, а поделочные камни и смальту обрабатывали по форме ячеек и закрепляли на смоле, позднее их стали закреплять в ячейках при помощи клея. Итак, оставался еще маленький шаг до настоящей эмали: необходимо было разогреть все изделие и расплавить стеклянный порошок до получения гладкой поверхности. Только в VI веке до н.э. греки начали систематически наплавлять эмаль на свои золотые украшения. Этим они создали основы цветовой отделки металла камнем. В отличие от греческих египетские украшения всегда остаются строго плоскостными: помещенные в углубление драгоценные камни стоят на одном уровне с керамикой и пластинками цветного стекла как мозаичные составные части общей композиции.
Греко-римские украшения отличаются ярко выраженной пластичностью. Она подчеркивается акцентированными цветовыми эффектами: как единичными цветными драгоценными камнями, так и наплавленным цветным стеклом.
Уже в V веке до н.э. у кельтских племен, населявших часть Франции и Британии, получил развитие совершенно другой вид эмали — выемчатая эмаль. Сначала это было только вплавленное непрозрачное красное стекло, которое применяли вместо распространенных тогда вставок коралла. Непрозрачную эмаль насыщенного цвета прижимали плотно друг к другу, отделяя узкими перегородками. Этим способом декорировали ювелирные изделия, сосуды, оружие, детали конской сбруи.
С целью цветового обогащения дорогостоящих ювелирных изделий немецкие ювелиры (с IVпо VII в.) применяли в качестве вставок цветные камни и цветное стекло, причем предпочтение отдавали красному альмандину. При этом тонкие пластины альмандина отполировывались очень хорошо. Альмандины в некоторых изделиях закреплены с зелеными пластинками стекла в сетке из золотых перегородок, но уже без основания. На оборотной стороне отчетливо видно, что стеклянные пластинки впаяны в рамки. Итак, можно уже говорить об «оконной» эмали.
Развитие науки и техники обусловило появление в VIII веке очень быстро достигшей высочайшего совершенства византийской перегородчатой эмали, которую использовали не как средство имитации камней, а как самостоятельный художественный прием вне связи с прошлым.
Классическими образцами эмалей считаются именно византийские, а не совершенно отличные по исполнению кельтско-римские выемчатые эмали, появившиеся на 500 лет раньше, и не египетские вставки камней по принципу перегородчатых эмалей.
Обработка драгоценных металлов получила в позднеантичной Византии высокое развитие. Появились технические предпосылки объединения стекла и металла. Таким образом, византийская эмаль развивалась в совершенно новом качестве как изобразительное средство. Временем расцвета считается период до XII века.
Опыт Византии оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе в средние века. В начале X века в Киевской Руси получила развитие оригинальная техника перегородчатой эмали. Сохранилось довольно много образцов эмалевой и сканной работы того времени, поражающих тонкостью технического и художественного исполнения. Из тонких золотых нитей-проволочек на поверхности предмета набирался рисунок, мельчайшие ячейки которого заполнялись эмалью различных тонов.
С XII века выемчатая эмаль получила признание как художественный метод украшения церковной утвари цветовыми образными и орнаментальными мотивами. Наиболее значимые мастерские находились на Рейне и во французском городе Лиможе. Лимож превратился в ведущий центр массового производства церковной утвари с использованием различных видов эмали. Он и удерживал за собой первенство до XVI века. Следующая ступень развития этой техники, относящаяся к началу XIV века, — эмаль по чеканному рельефу. Фигуры выполнялись плоскорельефными, прозрачная эмаль накладывалась по всей поверхности. Таинственно просвечивало сквозь эмаль изображение, пластичность которого еще больше подчеркивается различными по толщине слоями эмали.
Эпоха Возрождения (ренессанс) достигла апогея на экономической основе зарождающихся капиталистических отношений. Особенно большое развитие она получила во всех областях кустарного производства. Потребность подчеркнуть свое общественное положение роскошной одеждой и дорогими украшениями особенно характерна для второй половины XV века. По сравнению с образцами искусства готики бросается в глаза живая пестрота оформления украшений. На относительно небольшой площади преобладает перенасыщенный орнамент, частично покрытый эмалью, с включениями цветных камней и жемчуга, рельефных фигур из эмали. Доминирующей техникой эмалирования стала объемная рельефная эмаль.
В начале XV века появилась совершенно новая техника — живописная эмаль. Тонко растертыми цветными эмалями наносили изображение на одноцветную эмалевую основу, причем краски накладывали без разделяющих перегородок. В Италии было несколько мастерских, где применялся этот метод, но все же центром развития новой техники в XV-XVI веках стал Лимож. В XVI веке получила развитие типичная техника мастеров Лиможа — эмаль в стиле гризайль, то есть эмаль в серых тонах. На пластину, отгрунтованную черной или темной эмалью, наносили изображение белой эмалью. В зависимости от толщины слоя темный цвет просвечивает больше или меньше, что дает серые полутона. В основе другого способа заложены графические приемы: черное основание покрывали тонким слоем белой эмали, процарапывали в увлажненном состоянии рисунок и придавали изображению пластичность посредством штриховки. После этого эмаль обжигали. Вначале в технике лиможской эмали изображали исключительно сцены из Библии, в середине XVI века на первое место выдвигаются мотивы итальянского Возрождения. Затем лиможской эмалью стали покрывать различную утварь. Особую группу составляют выпуклые сосуды с характерным рисунком, эмалевое покрытие которых принято называть венецианской эмалью, так как считалось, что свое развитие она получила в Венеции. Речь идет о прочеканенных и покрытых эмалью сосудах, в эмаль вплавлены золотые букеты, розетки, листья. Эти изделия появились в первой половине XVI века.
1.2 Свойства и разновидности эмалей
По составу эмаль представляет собой стекловидный твердый раствор кремнезема, глинозема и др. окислов, которые обычно называют «плавнями». Некоторые из них увеличивают легкоплавкость, некоторые — тугоплавкость эмалей.
Эмали различают по составу и по технологическим особенностям подготовки металлической основы под эмаль. По составу эмаль разделяют на прозрачные и глухие (непрозрачные). По технологии среди эмалей различают: выемчатые, перегородчатые, оконные, сплошные, гладкие, расписные и т.д.
Миниатюра на эмали (финифть) – техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения (подмалевок) выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Этот процесс для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка художник- эмальер повторяет многократно.
Миниатюра на эмали появилась в Европе в начале XVII века. Широкое развитие она получила во Франции. Сегодня, например, знаменитые лиможские эмали известны не меньше, чем знаменитый лиможский фарфор. Появление русской миниатюры на эмали относится к концу XVII века и связано с именем царя Петра I, чьи миниатюрные портреты, усыпанные драгоценными камнями, служили высшей наградой России и вручались лично государем за большие заслуги перед государством.
Эмали во все времена были дороги и ценились на уровне драгоценных камней, с которыми спорили по цвету, прозрачности и блеску. Они являлись достоянием, главным образом, высших слоев общества, представители которых всегда живо откликались на перепады скоротечной моды, на требования которой необычайно чутко реагировало искусство эмали.
Русская эмаль имеет богатую историю. За многовековую историю своего существования она не только сохранилась (в отличие от многих других стран), но и превратилась в драгоценную жемчужину русского и мирового искусства.
Расписная (живописная) эмаль – техника художественного эмалирования, использующая живописный прием письма эмалями при помощи кисти. Тонкую пластину серебра, меди или сделанную из этих материалов объемную форму покрывают с двух сторон белой эмалью. На лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали, например лицо, волосы, складки одежды. Для нанесения контура рисунка применяют также способ перевода рисунка с бумаги, так называемый "припорох", когда контур изображения накалывается на бумажном листе и припорашивается сверху толченым углем или голландской сажей, которые, проходя через наколотые отверстия, образуют точечный контур. Затем его обводят эмалевой краской, подвергают обжигу и расписывают контурное изображение разноцветными эмалями, которые располагают одну рядом с другой, создавая из отдельных цветовых пятен эмали единую красочную гамму. Так как эмаль накладывается локальными фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей. В расписной эмали используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали. Применяют также бесцветную прозрачную эмаль (фондон), которой перед последним обжигом покрывают рисунок для предохранения росписи от повреждений.
В русской художественной эмали расписную эмаль стали применять в последней четверти XVII века. В этой технике работали мастера- эмальеры Оружейной Палаты Московского Кремля, а также Великого Устюга и Сольвычегодска. Сольвычегодские расписные эмали часто называли "Усольскими", так как старое название Сольвычегодска было Усольск.
Перегородчатая эмаль – одна из самых сложных эмальерных техник по способу изготовления. Для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. После этого эмаль шлифуют и полируют таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей. В итоге получают разноцветное изображение из эмали, сияющее наподобие драгоценных камней, с четким контурным рисунком из металлических линий. В технике перегородчатых эмалей металлическую пластину- основу и перегородки выполняют, как правило, из золота, серебра или меди.
Русские цветные перегородчатые эмали имеют богатую историю. Первое упоминание о перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. Правда, в те времена все виды художественных эмалей имели другое название-«финифть». И только в XIX веке на смену термину «финифть» пришел другой термин- «эмаль». С тех пор сами драгоценные предметы роскоши, ювелирные изделия, украшенные художественными эмалями, стали именоваться «Эмалями».
Эмаль по скани (филиграни) – разновидность техники перегородчатой эмали. В России она получила широкое распространение. На металлическую поверхность напаивают (выкладывают) растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической (золотой, серебряной, медной) проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку из сканой проволоки заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют, чтобы не повредить рисунок из сканой проволоки. Отсутствие полировки и эмаль, лежащая ниже края сканых перегородок, являются главным отличием техники эмали по скани от классической техники перегородчатой эмали. В эмали по скани слой эмали очень тонок, так как высота сканого контура меньше, чем высота перегородок в перегородчатых эмалях. Иногда в эмали по скани для усиления декоративности в отдельные ячейки эмаль наплавляется в несколько приемов, так что в результате она лежит выше края сканой проволоки, создавая ощущение жемчужин или бусин. Для эмали по скани используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали, а также фондон. Для усиления художественного звучания технику эмали по скани в русском искусстве с конца XVII века нередко сочетали с техникой расписных эмалей. В этом случае на эмали в сканых ячейках дополнительно живописным приемом прописывали изображения трав, цветов, зверей или жанровые сцены.
Эмаль по гравировке (резьбе) является разновидностью техники выемчатой эмали. При этом цветная непрозрачная эмаль заполняет гравированный контур рисунка или цветная прозрачная эмаль сверху полностью покрывает как гравированное изображение, так и всю металлическую пластину. В результате под эмалью просвечивает и рисунок и металлический фон основы. Техника эмали по гравировке применяется на золоте, серебре, меди, латуни и бронзе.
Эмаль по гильошированному фону (эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошированная эмаль) – это вариант техники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировка выполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. Эмали по гильоширу делают в основном на золоте или серебре, а с начала ХХ века для недорогих изделий стали применять красную медь.
Эмаль по литью – разновидность техники выемчатой эмали. Ее отличие заключается в том, что изображение получают не путем выборки металлического фона ручным способом, а путем его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью. В технике эмали по литью используются золото, серебро, медь и бронза. Если эмаль по литью делают по золоту и серебру, то употребляют прозрачную эмаль, если по меди и бронзе- то непрозрачную пастообразную.
Эмаль по рельефу – техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь. Это достигается тем, что цветная прозрачная эмаль, которой покрывают перед обжигом рельеф, в процессе обжига плавится и, ложась тонким просвечивающим слоем на высоких частях рельефа, стекает в его углубления, заполняя их более толстой и плотной по цвету массой. Это позволяет подчеркнуть рельефность изображения. В эмалях по рельефу металлической основой чаще всего служат медь и бронза, иногда используют золото и серебро.
1.3 Становление и развитие искусства выемчатой лиможской эмали
Лиможская эмаль – французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (Limoges, France), расцвет производства которого припадает на середину XV – середину XVII вв.
Изготовление изделий этого рода состоит в том, что медный предмет покрывается весь непрозрачной эмалью темного, по большей части черного цвета, и на полученном фоне художник пишет огнеупорными красками изображение, которое потом обжигается.
Лиможские эмали делятся на эмали старой школы и новой.
В основу искусства т. н. старой школы Лиможской эмали (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины XV – 1-й половины XVI вв.) легли местный опыт работы в техниках эмали – непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы XII-XIV вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях XIV-XV вв. из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью).
Вначале мастера Лиможской эмали вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала XVI в. – итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остается празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в нее линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).
Виднейший мастер старой школы Лиможской эмали – Нардон Пенико .
Около 1530 формируется т. н. новая школа Лиможской эмали. От старой ее отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью теплого землистого тона.
Известнейшие мастера новой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен – автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением легких золотых штрихов), обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Лиможской эмали образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло.
В середине XVII в. эмальерное дело в Лиможе переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Лиможской эмали исчезает. К началу XVIII в. замирает и производство эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором.
Образцы лиможской эмали – блюда, тазы, другие сосуды различного вида, образа, декоративные щиты и доски – высоко ценятся любителями искусства за изящество их форм и мастерство украшающей их живописи.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИМОЖСКИХ ЭМАЛЕЙ XII-XIV ВЕКА
2.1 Техника выемчатой эмали
Выемчатая эмаль – одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют. В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной- основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины.
В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта. Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью. Другой – в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют также прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка- эмалью других цветов. Выемчатые эмали делают на золоте, серебре, меди.
Выемчатая эмаль (champleve) выполнялась, прежде всего, на меди и бронзе. Следует отметить, что при этой технике с помощью долота и штихеля в металле делаются неглубокие выемки, которые создают изобразительную композицию. Эти выемки заполняются опаковой стеклянной массой, которая обжигается и по охлаждении шлифуется. Эта техника, применявшаяся еще в римское время кельтскими племенами, была особенно распространена в XII и начале XIII века. Главные центры находились в областях Мааса и Нижнего Рейна и во французском Лиможе
Для лиможской эмали из Англии доставляли корнуэльское олово (оно придает сплавляющимся во время обжига краскам непрозрачность, что усиливает их кроющую способность). Из Испании привозили особый краситель – сафру, естественную смесь окиси кобальта и натрия. Сафра придавала чистоту и глубину тона знаменитой синей эмали лиможских мастеров. Добавки олова разбеливали цвет, позволяли использовать тональные нюансы. Эти приемы были неизвестны мастерам предшествующего периода в районах Мааса и Рейна.
В XIV-XV вв., возможно, под воздействием мастеров-витрариев (расписывавших витражи), итальянской майолики и ренессансных гравюр, лиможцы стали переходить от архаичной техники выемчатых эмалей к сложной, но раскрывающей новые изобразительные возможности, живописной (расписной) технике.
В прошлом столетии художники в поисках новых художественных форм, используя опыт и стили мастеров прошлого, создавали работы в технике лиможской эмалевой живописи. Французский эмальер Клаудиус Попелин создал художественный женский портрет в стиле неоренессанса и использовал для этого старую технику лиможской эмалевой живописи. В представленном примере использовались фольга, прозрачные и опаковые эмали и в некоторых местах золотые блестки. До нас дошел доклад, с которым он выступил 6 марта 1868 г. перед Центральным обществом изящных искусств в Париже, объяснив процесс изготовления этой эмалевой работы. Рассмотрим наиболее важные моменты, поскольку подробное изложение технологии интересно и сегодня.
Доклад начинается с описания обработки слегка выпуклой медной пластины толщиной примерно 0,1 мм. К. Попелин подчеркивает необходимость нанесения контрэмали, описывает подготовку эмалевых красок к работе. Далее он рассматривает процесс изготовления изделия: «Растертую эмаль распределяют на тщательно протравленной металлической поверхности, примерно так, как намазывают бутерброд. Для этого используют железный или медный шпатель, размер которого зависит от выполняемой работы. Чистой салфеткой из бывшего в употреблении льняного полотна промокают содержащуюся в эмали воду. Затем эмаль разглаживают с легким нажимом шпателем во всех направлениях. Так же покрывают обратную сторону, причем для этой цели чаще всего используют бесцветную эмаль, что позволяет просматривать чистый металл сквозь слой эмали. Заготовку укладывают на плиту из огнеупорной глины, покрытой красной охрой, чтобы исключить прилипание жидкой эмали, и производят обжиг. Пластину шлифуют наждаком и производят блестящий обжиг. Затем на эмалевую поверхность переводят рисунок через кальку, подложив под нее копировальную бумагу. Берут очень тонкую золотую фольгу, оклеенную с двух сторон шелковой бумагой, вырезают ножницами по контуру те детали, которые потом будут покрываться прозрачной эмалью, как, например, лента карминно-красного цвета в волосах женщины или многочисленные драгоценные камни, используемые для украшения женской головки. Точно так же поступают с платиновой и серебряной фольгой.
Эти кусочки металлической фольги наклеивают трагантом в тех местах, где они должны быть согласно контуру рисунка. Фильтровальной бумагой кусочки приглаживают, слегка прижимая чтобы они плотно легли на металлическую основу. Затем наносят тугоплавкую темную эмалевую, растертую с лавандовым маслом краску, которая должна выдерживать многочисленные обжиги и не растрескиваться. Когда все высохнет, пластину обжигают. После охлаждения можно наносить на фольгу прозрачные эмали. Их следует предварительно растереть описанным выше способом и сохранять в воде. Затем маленьким шпателем каждая краска наносится на соответствующее место. Желтая, красная и зеленая эмаль — на золотую фольгу, для сохранения цвета серебра на него наносится бесцветная эмаль. Затем изделие опять просушивают и обжигают еще раз. Просматривая после обжига изделие, вы получите удовлетворение, видя, что все нанесенные эмали сверкают, как драгоценные камни, благодаря тому, что свет отражается от металла в углублениях.
При обжиге изделия могут образоваться небольшие сколы эмали. В этом случае после охлаждения на место сколов снова наносится эмаль и изделие еще раз обжигают.
Если из-за многократных обжигов рисунок с эмалевой основы исчез, то кальку снова накладывают точно на то же место, что и прежде, прижимают контуры к эмали и еще раз наносят пунктиры.
Для дальнейших работ следует смешать примерно с наперсток тонко растертой белой эмали на предметном стекле стеклянной ложечкой с терпентином, который затем испарится, до густоты полужидкой кашицы, которую хранят во избежание попадания пыли в закрытой таре. Этим составом при добавлении вязкотекучего масла, приготавливаемого из терпентина, и выполняют живопись. Перед обычным лавандовым маслом, которым пользуются художники по фарфору, этот состав имеет то преимущество, что сохнет быстрее и защищает живопись от запыления.
Простейший рабочий инструмент, который можно изготовить самостоятельно, представляет собой жесткую, длинную и тонкую кисточку, конец которой ровно срезан, и несколько острых иголок в деревянных ручках. Эмалевые краски наносят кисточкой и затем распределяют по поверхности иголкой, для получения светлых мест наносят белую эмаль толстым слоем, а теней и полутеней — соответственно тонким слоем. Эта работа должна производиться очень быстро, так как эфирсодержащее масло быстро сохнет и раз высохшие краски невозможно больше растереть. Когда первый слой белой эмали обожжен, то, естественно, получают лишь очень блеклое изображение модели, которое-необходимо доработать: выписать лицо, тело, усилить световые блики, повторив операцию два-три раза». Затем Попелин обращается к технике гризайль и подчеркивает, что при выполнении таких деталей, как нос, глаза, губы и т.д., без доработки иглой не обойтись, и продолжает дальше: «Перед последним обжигом белой эмали наносят отдельные точки, которые должны изображать или жемчужины или драгоценные камни; ниспадающее легкое покрывало намечается совсем легким слоем белой эмали. Если покрывало должно быть цветным, то нам следовало бы в самом начале перед накладкой фольги моделировать его белой эмалью, обжечь ее и одновременно окрашенными прозрачными эмалями, окрашивающими фольгу, придать оттенок. Таким же способом можно смоделированные белой эмалью части тела покрывать тонким слоем эмали телесного цвета.
В заключение еще раз на контуры в сетке для волос или на костюм добавить черной эмали и обжечь. Теперь золотом выполняем белокурые волосы женской головки. Для этого используют обычную золотую краску, имеющуюся в продаже, разбавляют ее с водой и наносят очень тонкой акварельной кисточкой. Здесь не обойтись без гравировальной иглы: с ее помощью мы убираем золото, когда оно высохло, с тех мест, где есть тени. Это позволяет добиться таким образом очень тонкого, напоминающего гравировку исполнения. Точно так же выполняется узор ткани или вышивка золотом на костюме, надписи и подпись художника на основе. Во всех случаях нанесение золота должно быть последней операцией. Его закрепляют слабым обжигом, и работа готова.
2.2 Анализ работ выполненных в технике лиможской эмали XII-XIV века
Любовь к красочности, к насыщенной, яркой цветовой гамме пронизывала все прикладное искусство средневековья. Лиможские же эмальеры умели добиваться особенно чистых и ярких красок; в их изделиях преобладали ярко- и бледно-голубые тона в изысканном сочетании с тонким белым орнаментом, напоминающим усики виноградной лозы. Как правило, основные краски дополнялись желтым и красным цветом, тоже чистого яркого тона. При преобладающих в лиможских Эмалях холодных тонах теплые – желтые и красные – цвета создавали свежий, праздничный и нарядный колорит.
Особый характер изделиям лиможских эмальеров придавало то, что они, как правило, покрывали эмалью всю плоскость вещи, а не монтировали на ней отдельно выполненные эмалевые пластины, как это было свойственно, в частности, очень распространенным в то же время рейнским выемчатым эмалям. Правда, более ранние памятники свидетельствуют о том, что и в Лиможе сначала делали вещи, украшенные отдельными эмалевыми клеймами.
Мастерство лиможских эмальеров в обработке и украшении эмалью больших досок было так высоко, что им удавались и вещи очень значительного размера. Такова, например, надгробная доска Готфрида Плантагенета, находящаяся в Лиможском соборе. На ней изображен Готфрид Плантагенет в плаще, с мечом и щитом.
Вся плоскость доски орнаментирована, фигура короля помещена на фоне мелкого спокойного узора-чешуйки, заполняющего условно намеченную арку. По изысканности деталей доска напоминает современную ей миниатюру, но широкая статичная орнаментальная рама выполнена в крупных декоративных, красочных пятнах, что придает ей монументальный характер.
Миграция лиможских эмалей в XII-XIII вв. была очень велика; они достигали Англии и Северной Африки и всюду пользовались громкой славой. В позднейший период производства выемчатых эмалей в Лиможе распространился новый прием оформления вещей. Эмалью стали покрывать только фон, фигуры же выступали высоким металлическим рельефом; покрытые позолотой, они придавали изделию богатый, роскошный вид. Образцом такого рода изделий является известная луврская ваза, очень сложной формы, загруженная разного рода украшениями. Усложнение формы связано с постепенным сложением искусства готики.
В Лиможе изготавливали шкатулки-реликварии, алтари-триптихи, кувшины, тарелки, плакетки с многоцветными композициями на религиозные сюжеты. Медные пластины расписывали эмалевыми красками с многочисленными – от десяти до пятнадцати – промежуточными обжигами. В этой технике краски нельзя смешивать, иначе получается грязный цвет. Поэтому каждый красочный слой закреплялся отдельным обжигом. Сначала обжигают краски с более низкой температурой плавления (ок. 600°С), затем с более высокой (800-900°С).
По завершении роспись покрывали тонким слоем прозрачной эмали – фондона, который предохраняет ее от повреждений. Роспись также дополняется золотом – штрихами, напоминающими иконописную ассистку, звездочками, надписями. С обратной стороны медные пластины покрывали слоем контрэмали для предотвращения коробления во время обжига. Для большего эффекта изделия украшали кабошонами, имитирующими драгоценные камни, – крупными, округлой формы застывшими каплями прозрачной эмали. Под них подкладывалась золотая или серебряная фольга.
В конце XIII в. в связи со Столетней войной Лимож был сильно разорен, производство эмалей прекратилось. Новый расцвет производства, на этот раз расписных эмалей, начался в Лиможе лишь в XV в.
Среди изделий из лиможской эмали XII-XIV вв. можно отметить:
Ларец-реликварий, который служил вместилищем для частицы мощей св. Валерии – покровительницы Аквитании, обезглавленной по приказу герцога Этьена. На лицевой стороне представлена в эпизодах история ее мученической смерти, на обороте – полуфигуры апостолов и сцена поклонения волхвов. Свободная передача движений и элегантные вытянутые силуэты персонажей, внимание к деталям (прическа Валерии, восточное лицо и тюрбан палача), тонкий гравированный орнамент "вермикуле" говорят о незаурядном таланте мастера.
Доска от книжного переплета с изображением сцены Распятия. Доска от переплета является типичным примером продукции лиможских мастерских. Подобные доски служили верхними крышками переплетов, а на нижних помещалась композиция "Христос во славе" в окружении символов евангелистов. Особенностями данного памятника являются накладные головы фигур, отличающиеся от типовых "классицизирующих" голов (возможно, они были добавлены позднее) и необычный предмет в руках Мадонны – вероятно, сосуд для священных масел, более характерный для иконографии Марии Магдалины.
Также интерес представляет распятие – пластинка с накладной рельефной фигурой христа являлась частью креста-распятия. На его боковых концах помещались фигуры предстоящих Марии и Иоанна. Иконография Христа – в короне, с открытыми глазами, спокойно стоящего, а не висящего на кресте – несколько архаична, но вполне типична для лиможских мастерских, которые в это время переходят к массовому производству. Не прислушиваясь к веяниям нового готического стиля, они копируют свои старые образцы, в которых сохраняется романская стилистика.
Пластинка от переплета с изображением сцены Распятия. Пластинка служила центральной частью доски от книжного переплета. Композиция сцены Распятия, с гравированными фигурами предстоящих и ангелов, рельефной фигурой Христа и встающим из гроба Адамом – типичны для периода расцвета лиможских мастерских. Небольшая иконографическая неточность – Мария изображена босой, как и апостол Иоанн, – очевидно, свидетельствует о том, что эта вещь была создана не в монастыре, а в городской светской мастерской, где такой детали уже могли не придать значения.
Перечисленные изделия находятся в музейной коллекции Эрмитажа, о которой речь пойдет в следующем пункте.
2.3 Лиможская эмаль в Эрмитаже
Лиможские расписные эмали – одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX века и некогда украшали Галерею драгоценностей Зимнего дворца. Однако основу собрания составили произведения, приобретенные императором Александром III у коллекционера А.П. Базилевского в Париже в 1884 г. После 1917 г. в Эрмитаж поступили памятники из национализированных частных коллекций и расформированных музеев.
Эрмитажное собрание, может быть поставлено в ряд с лучшими мировыми коллекциями лиможских эмалей за пределами Франции. В нем представлены произведения большинства мастеров и мастерских Лиможа с конца XV до конца XVII столетия
Основу эрмитажного собрания составляют произведения, поступившие из знаменитой парижской коллекции А.П.Базилевского. Много ценных эмалей вошло в состав эрмитажного собрания из Музея бывшего Училища барона Штиглица, из национализированных коллекций графов Шуваловых, Строгановых и других.
В Эрмитаже находится самая крупная коллекция лиможских эмалей, несколько экземпляров хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Периодически проводятся выставки. Так в 2003 году на выставке не были показаны экземпляры Эрмитажа, поскольку экспозицию составили произведения, привезенные из Муниципального музея Лиможа – в отличие от эрмитажного собрания "классики Лиможа" (XIV-XVI вв.) образцы лиможских эмалей первой половины XX века и современные работы – всего более 60 произведений.
В 2004 году выставка отправилась "на историческую родину" в Лимож, где, в свою очередь, были продемонстрированы 100 предметов из эрмитажного собрания лиможских эмалей Средневековья и эпохи Возрождения.
В период 23 июня 2009 г. – 23 мая 2010 г. в Эрмитаже проходила выставка «Лазурь и золото Лиможа: Эмали XII – XIV веков»
Куратор выставки была Е. Н. Некрасова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке был подготовлен научный, иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2009), автор каталога – Е. Н. Некрасова.
Выставка в Синей спальне Зимнего дворца (Зал N 307) была посвящена лиможским выемчатым эмалям. Основная часть экспонатов (их на выставке было более 70) относится к концу XII – началу XIII века, "золотому веку" лиможских мастерских. Одни из них уже знакомы зрителю по постоянным экспозициям в Романовской галерее и Галерее драгоценностей, другие хранятся в фондах Эрмитажа. Экспозиция дала возможность показать их вместе, проследив все этапы развития лиможского производства.
Церковная утварь составляла основную часть экспонатов выставки. Это литургические сосуды – пиксиды, или сибориумы, в которых хранились гостии (облатки для причастия), книжные переплеты, процессионные кресты, подсвечники, епископские посохи. Один из наиболее интересных типов лиможской продукции – ларцы-реликварии для мощей святых.
В приложении к курсовой работе представлены иллюстрации миниатюр, которые были выставлены в Эрмитаже. Один из экспонатов – Ларец-реликварий XII-XIII века из коллекции Эрмитажа. Это один из наиболее интересных типов лиможской продукции – ларцы-реликварии для мощей святых. Ранние памятники (вторая половина XII века) отличались гравировкой по золотому фону.
Помимо памятников XII – XIV веков на экспозиции были представлены и несколько изделий XIX века – стилизации и подделки, отражающие возрождение интереса к этой технике в эпоху историзма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лимож — один из тех маленьких провинциальных городов, которые приобрели мировую известность благодаря изделиям местного производства. Как Дельфт стал знаменит своим бело-голубым фаянсом, бельгийский Динант стал именем нарицательным для изделий из литой бронзы (dinanderie), так Лимож прославился в средневековой Европе своими эмалями на меди. Изделия лиможских мастеров разошлись от Исландии до Палестины.
В XII — XIV веках весь христианский мир знал Opus Lemovicense («лиможскую работу»), как тогда называли лиможские эмали. Но город Лимож был известен в то время не только эмалями. В XI — XII веках это крупнейший центр религиозной жизни Франции. Через него проходил и назывался лиможским один из четырех путей паломничества ко гробу святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, а в аббатстве Сен-Марциал находились мощи святого Марциала — крестителя Аквитании, который почитался здесь как тринадцатый апостол. В городе и его окрестностях было около тысячи церквей, и в каждой хранились свои драгоценные святыни. Считают, что возникший здесь спрос на церковную утварь и сыграл определяющую роль в развитии эмальерного производства. Со второй половины XII и до начала XIV века лиможские мастерские становятся основным ее производителем в Европе.
Предметы изготавливались из простых материалов. Основой служила медная пластинка, в которой вырезались выемки, — это и дало название технике. Выемки заполнялись стекловидной массой с добавлением оксидов металлов, которая при обжиге прочно сплавлялась с основой. При этом эмали были исполнены на уровне произведений ювелирного искусства. Такая замена казалась вполне равноценной, ведь в Средние века золото и серебро ценились главным образом за их способность взаимодействовать со светом. В лиможских эмалях медь полностью покрывалась позолотой, а цветные эмали, обогащавшие поверхность игрой красок, в некоторой степени даже имели преимущество перед изделиями из драгоценных материалов. Кабошоны из стеклянной пасты или прозрачного стекла с подложкой из фольги играли роль самоцветов. Высокие эстетические качества и небольшая стоимость делали лиможские изделия доступными и привлекательными для любой церкви.
Ранние памятники (вторая половина XII века) отличались гравировкой по золотому фону. С конца XII века производство постепенно ускорялось, пока не приобрело масштабы массового. Первым шагом стал переход от золотых фонов к синим, поменявший местами эти две цветовые категории. Сначала фоны покрывали тонким гравированным орнаментом и золотили. С конца XII века в резерве стали оставлять фигуры, а фоны, наоборот, полностью покрывали эмалью и украшали различными орнаментами — розетками, дисками, звездами, псевдокуфическими надписями, растительными побегами. С тех пор лиможские изделия приобретают «классический» вид, хорошо знакомый современному зрителю. Это технологическое новшество позволило значительно упростить и ускорить работу. Но и в середине XIII века появляются редкие по качеству произведения — такие, как фигура Мадонны с Младенцем. Они принадлежат уже новой, готической эпохе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АРТ //Территория бизнеса. – №6 (31), 2009
2. Всеобщая история искусств. В 6 т. Том 2, книга первая (часть 2). – М.: Искусство 1960
3. История и техники горячих художественных эмалей // http://www.enamel.ru/history.html
4. История эмалей, свойства, разновидности и применение // Технологии. – №2, 2008
5. Клементьева С. Ю. Три лиможские пиксиды из собрания Государственного Эрмитажа // ЮИМК 5 . – СПб . – 1998 . – С. 51-52
6. Лазурь и золото Лиможа // http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2009/hm4_1_221.html
7. Лиможская эмаль // http://livingspace.com.ua/article/limozhskaja-jemal
8. Лиможские эмали в Эрмитаже // http://www.gif.ru/themes/culture/limozh-emal/
9. Лиможские эмали. Огневое искусство ХХ века. – М.: Славия, 2003. – 64 с.
10. Некрасова Е.Н. Лазурь и золото Лиможа. Эмали XII-XIV веков. Каталог выставки. – СПб: Эрмитаж, 2009. – 184 с.
11. Пример осуществления лиможской эмали // http://www.emaliruem.ru/page/primer-osushhestvleniya
12. Раппе Т.В., Булкина Л.С. Лиможские расписные эмали в собрании Эрмитажа. – СПб: Государственный Эрмитаж, 2005. – 342 с.
13. Современное эмальное искусство. – СПб: Мир металла, 2009. – 138 с.
14. Техника художественной эмали, чеканки и ковки: Учеб. пособие /Под ред. А. В. Флеров, М. Т. Демина, А. Н. Елизаров, Ю. А. Шеманов — М: Высш. шк., 1986.- 191 с.