- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,12 Кб
Менеджмент любительского творчества в сфере кино и фотографии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных технологий»
Институт социокультурного сервиса и информационных технологий
Кафедра культурологии и социально-культурных технологий
Курсовая работа
по предмету: «Культуротворчеcкие технологии»
Менеджмент любительского творчества в сфере кино и фотографии
Выполнила: Белова Юлия Александровна, студентка 3курса очной формы обучения, специальности 071800 «Социально-культурная деятельность»
Научный руководитель: Попова Флора Хасановна, канд. культурологии, доцент
Тюмень
Содержание
Введение
Глава 1. Историко-теоретические аспекты изучения кино-, фотосамодеятельности
.1Сущность понятий и история зарождения любительского творчества в сфере кино и фотографии
.2 Специфика управления коллективами кино, – фотосамодеятельности в СССР
Глава 2. Региональные аспекты организации деятельности творческих самодеятельных коллективов кино, – фотосамодеятельности
.1 Деятельность творческих коллективов кино,- фотолюбительства в Тюмени
.2 Руководство самодеятельным коллективом в сфере кино и фотографии
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и, в конечном счёте, его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы.
Поэтому в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество. Для такого рода занятий всегда найдётся место в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, во Дворцах и Домах культуры, в сельских клубах и т.д. Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности.
Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему по душе. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим – спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства. В моей курсовой работе я рассматриваю такой вид самодеятельного творчества как фото и кинолюбительство. Актуальность проблемы менеджмента кино и фотосамодеятельности заключается в том, что перед руководителем творческого коллектива стоят очень непростые задачи, он должен постоянно усовершенствовать свои навыки, чтобы поддерживать и стимулировать участников самодеятельного творчества, открывать новые возможности и перспективы.
Целью исследования является выявление особенностей менеджмента любительского творчества в сфере кино и фотографии.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
.Определить сущность понятий кино,-фотосамодеятельности.
.Изучить и проанализировать исторический опыт фото и кинолюбительства.
.Проанализировать деятельность городских объединений кино и фотолюбителей.
.Выработать общие методические рекомендации, способствующие более эффективной работе самодеятельных коллективов.
Объект исследования – самодеятельные коллективы кино и фотолюбителей.
Предметом исследования является менеджмент любительского творчества в сфере кино и фотографии на современном этапе развития нашего общества.
Гипотеза данной курсовой работы, заключается в предположении о том, что управление самодеятельным коллективом, в зависимости от вида творчества, имеет свои специфические особенности.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в более детальном рассмотрении понятий кино и фотосамодеятельности, раскрытии и изучении особенностей управления самодеятельными коллективами в сфере кино и фотографии .
Методологической основой курсового проекта явились труды отечественных ученых: Каменской В. Г., Каргина А.С. ,Розанова В.В. Коротовой Н.В., Ильичева С.И., Стигнеева В., и д.р
Методы исследования: теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, аналогия, дедукция, обобщение; практические – анализ деятельности городских самодеятельных коллективов.
В основе работы положены следующие исходные рабочие понятия:
Любительское кино или кинолюбительство – хобби <#”justify”>1.1Сущность понятий и история зарождения любительского творчества в сфере кино и фотографии
Все мы любим в свободное время посидеть перед телевизором и посмотреть какой-нибудь хороший фильм или сериал. Чаще всего люди считают хорошим и удачным фильмом тот, который был снят каким-либо известным режиссёром, но это не всегда так. Иногда зритель удивляется, что фильм который так его поразил и произвёл неизгладимое впечатление был малобюджетным и снял его не профессионал, а любитель-самоучка. Да, это действительно так, такие люди свободное время от основной деятельности проводят в любительских киностудиях, а их самодеятельность называется кинолюбительством.
Самодеятельность, в общем смысле, представляет собой проявление инициативы, свободного личного времени в каком-либо деле, какой-либо области общественной жизни.
Художественная самодеятельность одна из форм народного творчества. Включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).
В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. [14, 123 с]
Любительское кино или кинолюбительство – хобби <#”justify”>В начале массового развития кино самодеятельности в нашей стране относятся к пятидесятым годам. Если на первых стадиях развития кинолюбительства преобладали видовые или туристические фильмы, то затем, с развитием коллективных форм творчества, все большее место стали занимать хроникально-документальные фильмы о трудовой деятельности людей, их жизни и быте, отдыхе и занятиях спортом. Традиционные жанры киноискусства: киноочерк, кинорепортаж, киножурнал, игровые и мультипликационные любительские ленты, фильмы-плакаты.
Параллельно тому, как складывалась массовая киноиндустрия, ориентированная на прокат многих копий одного фильма в кинотеатрах, стало развиваться малобюджетное кино, ориентированное на творческие эксперименты с непрофессиональными актёрами и кинооператорами, на желание обычного человека зафиксировать хронику важных событий своей жизни.[11, 22 с.]
В 1925 г. в СССР возникло Общество друзей советской кинематографии (ОДСК), в состав которого входила группа кинолюбителей. В том же году они создали несколько картин, которые и положили начало распространению этого вида самодеятельности. Однако до 50-х гг. любительское кино развивалось стихийно: при различных организациях и ведомствах, домах культуры и клубах организовывались самодеятельные киностудии, росло число кинолюбителей-одиночек.
В 1925 году, на заседаниях Общества друзей советского кино (ОДСК), председателем которого был Дзержинский, был введён термин «кинолюбительство» для самодеятельного создания кинофильмов (для отличия от «любителей кино» – зрителей и от работников-профессионалов киноотрасли). Ячейки ОДСК, клубы и кружки кинолюбителей (в 1920-х – кинорабмолы) создавались по всей стране.
Постепенно, к 1970-м годам сложилась классификация, относящая киноплёнку шириной 35 мм и более к профессиональной, для показа в кинотеатра большому количеству зрителей, а более узкую – любительской, за исключением телевизионного производства. Это диктовалось, в частности, допустимым световым потоком (а значит, и максимальным размером экрана), зависящим от размера кадра на плёнке. Это деление определяло и значительно меньшие габаритные размеры любительской аппаратуры и её оптики.
Именно так позиционировались (в частности, по массовости производства и масштабу цен) производимые в мире киноплёнка, съёмочные камеры, проекторы и монтажные столы. Как и для любительской фотографии, в итоге возникла и развилась целая индустрия, ориентированная на узкоплёночное, мелкоформатное, малобюджетное кино.[9, 67с]
Сегодня в нашей стране насчитывается около 16 тыс. любительских киностудий, в том числе детские. Так, например, широко известны картины детской киностудии мультипликационных фильмов «Флоричка» в Молдавии, грузинской киностудии «Пионерфильм», киностудии «Юность» Краснодарского края, московских «Аистят».
Регулярно проводятся фестивали детского любительского кино: районные, областные, республиканские и всесоюзные. Наряду с коллективами киностудий примерно 2 млн. индивидуальных кинолюбителей ведут кинолетопись нашей страны. Советские кинолюбители создают фильмы всех жанров: игровые, хроникально-документальные, научно-популярные, мультипликационные. Тематика их разнообразна. Это и фильмы-портреты о героях войны и труда, и фильмы-путешествия, и картины об охране памятников истории, кинорассказы о профессиях и т. д.
Особенно важна работа кинолюбителей в районах, отдаленных от профессиональных киноцентров. Ведь их фильмы имеют также значение документа времени, событий. В этом смысле значение любительского кино неоценимо. Не случайно самодеятельные картины используются в передачах местного и Центрального телевидения. Они часто становятся материалом для таких популярных передач, как «Клуб путешественников» и «В мире животных».
Фото – и киносамодеятельность – наиболее молодые виды самодеятельного искусства. Люби́тельская фотогра́фия, фотолюби́тельство – один из видов массового самодеятельного творчества с использованием методов и средств фотографии.В фотосамодеятельности наряду с устоявшимися формами (фотокружок, фотостудия, фотоклуб) появляются многочисленные слай-клубы. В некоторых республиках организуются добровольные общества фотоискусства, которые объединяют профессиональных и самодеятельных фотографов. Общества проводят выставки, семинары, фотофестивали в сельских районах. В 1980 году в СССР насчитывалось около 450 фотоклубов.
В 1975-77 гг. был проведён 1-й Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества. На нём любительская фотография представлялась как самостоятельный вид самодеятельного творчества.
Как показывает статистика, в 80-х годах, каждый десятый человек в СССР фотографировал. Это говорит о том, что число фотолюбителей в стране измерялось миллионами. В число этой «армии» поклонников фототворчества причисляются те, кто от случая к случаю брал в руки фотоаппарат и те, кто более-менее регулярно посылает свои снимки в редакции газет, совершенствует свою фототехнику, те, кому фотография дала возможность проявить свои художественные способности.[12, 54 с]
Практика любительских фотовыставок показывала, что в стране сложилась более-менее стабильная группа из 30-40 фотоклубов, принимающая участие в выставках.
В заключении важно сказать о том, что творческие способности и возможности людей многообразны. Наличие свободного времени и желания подталкивает людей к созданию кино и фотоклубов, где существует возможность реализовать свой творческий потенциал, поделится опытом и найти единомышленников.
.2 Специфика управления коллективами кино, – фотосамодеятельности в СССР
В 1925 г. в СССР возникло Общество друзей советской кинематографии (ОДСК), в состав которого входила группа кинолюбителей.
Для содействия развитию самодеятельного киноискусства в 1957году была создана Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями при правлении Союза кинематографистов СССР. Возглавлял её кинорежиссёр Г. Л. Рошаль. Именно эта комиссия представляла советских кинолюбителей в международной ассоциации непрофессиональных кинематографистов (с 1961 года).
Так как создание фильма – за редким исключением, процесс коллективный, развитие сети любительских киностудий являлось одной из важнейших задач любительского кино. На 1980 год в СССР было около 16,5 тысяч самодеятельных киностудий, а ещё свыше двух миллионов человек занимались кино самостоятельно. Значительную долю этих кружков и клубов составляли детские кино- и мультипликационные клубы.[6, 98 с ]
С 1962 года популяризацией любительского кино занимался телевизионный клуб «Объектив».
В помощь кинолюбителям, помимо съёмочного, монтажного, проекционного оборудования, а также киноплёнки, издавалось много литературы. Так, с 1966 года в СССР регулярно издавалась серия брошюр и книг «Библиотека кинолюбителя».
В 1978 году при Министерстве культуры СССР созданы методический центр и межведомственный координационный совет по кинолюбительству. Часть его усилий имела результатом увеличение доступности киноплёнки и услуг по её проявке для кинолюбителей по всей территории СССР.
В СССР многократно проводились областные, краевые конкурсы любительского кино, всесоюзные фестивали. Лучшие любительские работы выпускались в форме альманахов и показывались на широком экране. Ряд произведений демонстрировался по телевидению.
Новые требования к организации и руководству кино самодеятельностью вытекают из постановления ЦК КПСС и Советом Министерств СССР « О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии» (1984г.,6 июня). Во время первых экспериментов в области кинематографа строгого деления на любительский и профессиональный не было, и именование (в том числе и самоименование) той или иной группы людей кинолюбителями, а также причисление того или иного оборудования к кинолюбительскому до примерно 1920-х годов было произвольным.[3, 72 с ]
Для организации и координации деятельности кинолюбителей был создан Союз кинематографистов СССР . СК- общественная творческая организация, объединяющая деятелей киноискусства (режиссёры, кинодраматурги, актёры, операторы, художники, композиторы, звукооператоры, критики, редакторы сценариев и фильмов; режиссеры, операторы, драматурги, художники-постановщики и редакторы телевидения; научные и инженерно-технические работники). Союз кинематографистов ставит целью содействовать созданию произведений киноискусства, утверждающих коммунистическую идеологию, способствующих формированию высокого художественного вкуса, участвовать в разработке марксистско-ленинской теории киноискусства, помогать дальнейшему развитию многонационального киноискусства, идейному и эстетическому воспитанию молодёжи, улучшению организации фильмопроизводства, системы кинопроката и др.
В 1957 был создан оргкомитет Союза кинематографистов СССР во главе с И. А. Пырьевым, На учредительном съезде кинематографистов в ноябре 1965 принят устав и избрано правление союза. Высший руководящий орган С. к. – Всесоюзный съезд, созываемый 1 раз в четыре года (состоялись в 1969, 1973, 1976). Исполнительный орган – правление, которое руководит деятельностью союза в период между съездами. Правление избирает президиум и секретариат, а также формирует творческие и бытовые комиссии. Первый секретарь правления – Л. А. Кулиджанов (с 1965). В каждой союзной республике (кроме РСФСР) имеются республиканские С. к., в автономных республиках и в городах, где насчитывается не менее 30 постоянно работающих членов союза – отделения С. к. В С. к. СССР насчитывается (1976) 5199 членов. Союз систематически проводит творческие конференции, дискуссии, просмотры современных и зарубежных фильмов, симпозиумы, творческие встречи, кинофестивали, конкурсы, семинары и ДРС 1959 при союзе работает Бюро пропаганды сов. киноискусства, которое организует лекции, выставки, выпускает различные книги, брошюры, буклеты по вопросам кино. Печатные органы союза (вместе с Госкомитетом Совета Министров СССР по кинематографии) – журнал "Искусство кино" и "Советский экран". Представители С. к. участвуют в работе многочисленных международных киноорганизаций.[1, 23 с]
В конце 1989 года создается РФО ( Российское фотографическое общество). РФО объединило группы любительского движения и наиболее подготовленных авторов. У фотолюбителей России появилась своя творческая организация. Уже к началу Первой мировой войны, РФО насчитывало в своих рядах около полутора тысяч членов. Согласно Уставу, Русское фотографическое общество содействовало «в разработке и распространении художественных, научных и технических знаний в области фотографии».
Весной 1896 года был проведен I съезд русских деятелей по фотоделу. Начиная с 1905 года организация издавала собственный ежемесячник «Повестки Русского Фотографического Общества в Москве», а с 1908 по 1918 год – «Вестник фотографии» с иллюстрированным приложением. Русское фотографическое общество проводило регулярные практические занятия, конкурсы, создавала базу для собственного музея, участвовало во всевозможных фотовыставках (как в России, так и за её пределами) и нередко члены РФО получали призы и премии.
До 1914 года общество провело три съезда русских деятелей по фотоделу (1896, 1908, 1911). Общество ни только не имело никакой финансовой поддержки со стороны, но и потеряло практически всё имущество во время национализации. В период с 1917 по 1922 РФО практически лишилось возможности помогать молодым талантам и многие из них так и не смогли раскрыться. Те шедевры, которые не были пущены на самокрутки и не разошлись по карманам большевиков-рукоблудов, поступили в 1922 году в Государственный Исторический музей.
В феврале того же года, за несколько месяцев до реорганизации РФО в ВФО, ВЦИК и СНК СССР издали декрет «Об утверждении положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли». Инструкция НКВД, предписывала всероссийской Фотографической организации не позднее 1 февраля 1929 года подать ходатайство о перерегистрации. Правление ВФО своевременно подало все необходимые документы, однако ответа от чекистов не получило. Причину молчания НКВД объясняет разгромная десятистраничная статья в «Советском фотографическом альманахе» за 1929 год.
В этой статье (очевидно являющейся рецензией на работы членов ВФО в фотовыставке «Советская фотография за 10 лет»), С. Евгенова утверждала: во-первых – «никакой связи или преемственности между дореволюционным фотолюбительством и советским фотолюбительским движением нет и не могло быть»; во-вторых – «советское фотолюбительство зародилось от иного корня … и развивалось параллельно культурному росту и росту материального благосостояния рабочего
класса»; в-третьих – «получить признание „общественной организации в советской стране не так-то легко». К тому же после VIII съезда профсоюзов и обращения фракции Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «основным руководителем фотодвижения было намечено ОДСК (Общество друзей советского кино)».
Правлению ВФО, в силу всех этих обстоятельств, не оставили иного выбора, кроме самороспуска. В 1930 году организация перестала существовать, и её место заняли строители коммунизма, которые художественной составляющей практически всегда предпочитали идеологическую. [7, 48 с ]
Подводя итог, стоит отметить большое влияние предыдущего опыта любительского творчества в сфере кино и фотографии, который дал толчок для дальнейшего развития самодеятельности. Управление самодеятельными коллективами во времена СССР имеет специфические особенности. В помощь кино и фото любителям был создан Союз кинематографистов и фотографическое общество. Любительское кино и фото творчество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться вместе с техническим прогрессом. Вид этой художественной самодеятельности становится всё более и более востребованным, открывается всё больше кино и фото студий, помогающих людям реализовать и развить свои духовные и творческие потребности.
Глава 2. Региональные аспекты организации деятельности творческих самодеятельных коллективов кино -,фотосамодеятельности
.1 Деятельность творческих организаций кино-, фотолюбительства в Тюмени
Мной было проведено исследование и выяснено, что в настоящее время в Тюмени действует 6 фото школ: «Академия Фотографии»«Первый кадр», фотошкола Гильдии фотографов, фотошкола Марата Губайдуллина, фотостудия «ФОТОЦЕХ» и в том числе студия "Фотоклуб", действующая при Академии культуры, искусств и социальных технологий. Их основная задача – «ввести» ученика в мир фотографии и дать ему возможности для дальнейшего творческого и профессионального развития.
«Академия Фотографии»
С марта 2012 года Тюменский филиал Академии Фотографии открыт для всех, кто мечтает научиться фотографии или стремится повысить свой профессиональный уровень.
Современное оборудование, специально подготовленные помещения, преподаватели – профессиональные фотографы, прошедшие подготовку в Московской Академии фотографии. Курсы разработаны для людей с различным ритмом жизни и уровнем владения фотоаппаратом, для подростков и взрослых. Возможность выбрать подходящий формат обучения и учиться в удобное время. Индивидуальный подход к каждому студенту и интерактивная связь с преподавателем. По окончании обучения выдается сертификат. В дни летних каникул Академия Фотографии проводит курсы специально для подростков, которые хотят быстро пройти обучение фотографии без лишних деталей, с максимальным количеством часов на практику- "Азбука фотографии, экспресс"! 17 августа с 14.00 до 19.00 на Аллее кошек (ул.Первомайская), впервые в Тюмени Академия Фотографии проводит Сушку – выставку-обмен фотографиями. Проект «Сушка» – новый формат выставки, объединяющий фотографов самого разного калибра – любителей и профессионалов, ломографов и сторонников традиционной съемки.
«Первый кадр»
Фотошкола как для начинающих, так и для совершенствующих свое мастерство фотографов. Преподаватели рассказывают о фотографии максимально доступно и практично – не только как об искусстве, но как о неотъемлемой части жизни. Не менее 40% обучения в школе занимает практика. Другой важный аспект обучения – это обязательная индивидуальная обратная связь с каждым из слушателей. Комплексные курсы включают в себя изучение на практике различных направлений и жанров фотографии, которые формируют базу знаний и навыков настоящего фотографа. Курсы будут интересны и начинающим, и продвинутым фотографам. Базовым курсом, с которого у нас начинают изучение фотографии является курс "Творческая фотография. I ступень". Далее слушатель сможет определиться что ему нужно: фотография как творчество или фотография как профессия? А может, для кого-то эти направления нерызрывно связаны?
Фотошкола Гильдии фотографов
Курсы для тех, кто открыл для себя фотографию как свое увлечение. Курсы для новичков и для тех, кто уже освоил технику фотосъемки и хочет получить от процесса что-то большее. Техника фотографии, искусство композиции, жанровая фотография и фоторепортаж, художественная фотография. Длительность обучения в зависимости от курса (1-2 месяца). Помимо обучения организация занимается профессиональной фотосъемкой. Предоставляет все виды фото-услуг в Тюмени (портреты, студийная фотосесия, уличная фотосессия, сюжетные фотосеты, рекламная съемка, фэшн, репортаж и многое другое).
Фотошкола Марата Губайдуллина
Курсы фотографии для новичков и более опытных фотографов.
Учебные программы:
·Основной курс
·Творческий курс
·Основы студийной съемки
·Полный курс свадебной фотографии
·Детская фотография от А до Я
Фотостудия «ФОТОЦЕХ <#”justify”>Фотостудия проводит обучающие курсы и семинары по фотографии и видеомонтажу. Занятия ведут успешные практикующие фотографы. Проводятся профессиональные фотосессии. Самая большая студия в области – 200 кв. м. Огромные площади, множество декораций, раздвижных фонов – чего НЕТ ни в одной фотостудии Тюмени! Масса различных аксессуаров. К Вашим услугам – наша команда профессионалов: фотографы, стилисты, визажисты, постановщики (для актёрских и групповых съёмок)
«Фотоклуб»
Студенческий фотоклуб основан в 2011 году.
Цель организации и работы фотоклуба – удовлетворять потребности студентов, увлекающихся фотографией, в культурном и нравственном развитии, улучшать организацию и качество их досуга.
Художественный руководитель фотоклуба: Бутакова Анна
Выпускница Тюменского филиала Уральской государственной архитектурно-художественной академии.
Ежегодно в Тюмени проводятся многочисленные фотовыставки как любительской, так и профессиональной фотографии. Самые запоминающиеся из них: фотовыставки, рассказывающие об истории недостроенной железнодорожной магистрали «Чум – Салехард – Игарка», фотовыставка «Репортаж из прошлого», которая посвящена открытию нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири, социальная фотовыставка «Мои года – мое богатство» и многие другие.
декабря в 16.00 в Музее изобразительных искусств Музейного комплекса им. И.Я. Словцова состоится открытие фотовыставки Тюмень: город, события, люди. Профессиональная и любительская фотография 60 70-х гг. . На 1960 1970-е годы приходится расцвет любительской фотографии в стране: именно тогда фототехника распространяется достаточно широко, став относительной доступной, фотографы-непрофессионалы находят время на домашние фотосессии и эксперименты, а государство содержит фото-клубы при предприятиях и Домах культуры. Главной темой любительской фотографии остается случай из повседневной жизни , хотя остается место и пейзажной съемке, и динамичным спортивным кадрам, и дизайнерским натюрмортам, и аллегорическим композициям, и портретам знаменитостей… . Так описывают искусствоведы причины популярности этого периода у нас в стране. У посетителей выставки будет уникальная возможность увидеть работы лучших фотографов 60-70-х годов и познакомиться с фототехникой этого периода. Кроме того, всех пришедших ждет мультимедийная инсталляция фотоснимков, видео- и кинохроники, в том числе с использованием техники прошлых лет.[4, 49 c ]
Проводятся фотоконкурсы, целями которых являются:
.Популяризация и развитие фотоискусства в г.Тюмень
.Организация досуга жителей и гостей города
.Создание фотобанка города Тюмень с включением в него лучших работ участников фотоконкурса.
В Тюмени проводились такие фотоконкурсы как «Немного личного…», «Купайся! Летом наслаждайся!», «Много деток – хорошо!», «Здоровая семья», Epson 2013-2014 – «Поймай вдохновение» и т.д
Любителями кино в свою очередь были организованы киноклубы. Вот некоторые из них:
КиноКлуб «ПartА» – киноклуб для людей, любящих "ДРУГОЕ кино" и отличающихся неординарным мышлением. Это место, куда вы можете прийти после напряженного учебного дня и насладиться просмотром неадекватных клипов и авторских фильмов, а после обсудить увиденное в компании единомышленников.
Кино-Клуб «Открытая Дверь»
КиноКлуб ТГАКИиСТ – КиноКлуб является одной из альтернативных форм организации досуга молодежи в условиях современного города и одновременно формой реализации задач медиаобразования. Кинематограф, который сам по себе является системой и обладает сложной структурой, реализует все функции массовой коммуникации: информирования, воспитания, организации поведения, развлечения, общения.
Любительское творчество в сфере кино и фотографии продолжает набирать свои обороты. С каждым годом открывается всё больше фотошкол и киноклубов. Для того чтобы, дать участникам кино и фото самодеятельности продемонстрировать свои возможности, навыки и умения в городе проводятся фотовыставки и конкурсы. Для любителей кино организуются встречи и показ любительских фильмов, где каждый может найти своего единомышленниками и поделится своими идеями и мнением.
.2 Руководство самодеятельным коллективом в сфере кино и фотографии
А.С. Макаренко даёт такое определение коллективу – это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.
Коллектив художественной самодеятельности – добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.
Руководство самодеятельным коллективом – это сложный механизм, имеющий очень много особенностей, направляющий усилия коллектива на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности и способности.[13, 62 с ]
Технология создания и управления коллективом самодеятельного творчества состоит из нескольких блоков:
блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников самодеятельности в определенном виде творчества или жанре искусства.
блок. Информационный или рекламный. Приняв решение о создании самодеятельного коллектива, необходимо широко прорекламировать данное событие.
блок. Непосредственная работа с потенциальными участниками. Прием документов.
блок. Первая встреча руководителя с участниками самодеятельности. Организационное собрание.
Для анализа управления, мной была выбрана фотошкола «Первый кадр».
В Тюмени много талантливых людей, большое число прекрасных мест и еще больше поклонников фотографии, то есть в нашем городе присутствует все, необходимое для процветания искусства фотографии.
Школа цифровой фотографии «Первый кадр» создана для того, чтобы в нашем прекрасном городе Тюмени все желающие могли узнать больше о фотографии и развить свое фотомастерство, имели возможность сделать это максимально удобно, интересно и эффективно.
Школа цифровой фотографии «Первый кадр» предназначена и для тех, кто впервые решил взять в руки фотокамеру, и для тех, кто решил продолжить свое знакомство с удивительным миром фотографии.
Школа даст возможность завязать новые знакомства, погрузиться в мир искусства фотографии, расширить существующие горизонты и изменить свое видение окружающего мира, ведь фотография – это способность увидеть в окружающем что-то, что не заметили другие, и запечатлеть это навечно.
Организаторские способности особенно важны в деятельности руководителя любительского коллектива. Руководитель – это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство фотошколой, обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.[12, 78 с ]
Руководителем школы является Антон Пермяков. Фотографирует с 1988 года, начинал с фотокружка на станции юных техников.
Главной особенностью руководства самодеятельным коллективом в сфере фотографии является то, что работа каждого участника направлена на достижение своих личных результатов. И для коллективной работы нужно задать общую цель и задачу. Часто для этого используются такие формы сплочения коллектива как фотовыставки, городские, международные фотоконкурсы. Где перед участниками ставиться общая цель, задается одна тематика для фотографий. Именно поэтому в 2010 году информационный портал Nashgorod.ru совместно со Школой цифровой фотографии «Первый кадр» и при поддержке Союза фотохудожников России решили учредить конкурс фотографии для любителей и профессионалов «Немного личного…». Этот конкурс объединил фотографическое сообщество города и дал возможность продемонстрировать свои достижения в фотоделе всем обладателям фотокамер.
Большую роль играет цель посещения человеком фотошколы, а также уровень его владения фотомастерством. Самый сложный вопрос – поскольку существует очень много аспектов в изучении фотографии. Кто-то приобретет новую профессию или повысит свое мастерство в уже выбранном деле своей жизни, кто-то откроет увлечение, которое украсит его жизнь и жизнь его близких. Для одних это будет прикосновение к красоте и уникальности мира в целом и каждого отдельного мгновения жизни, а для других, может быть, важным будет общение с интересными людьми. В любом случае, самое важное для потенциального слушателя – определиться с собственными целями и с учетом этого выбирать обучение.[15]
Для решения этой задачи в фотошколе проводят обучение несколько преподавателей. Школа ориентирована как на новичков в фотоделе, так и на продвинутых фотографов, желающих приобрести дополнительные знания.
Большая часть слушателей занимается фотографией в качестве хобби, для собственного удовольствия, чтобы радовать своих близких профессиональными снимками, возможно для участия в выставках и конкурсах или публикации своих работ. Остальные рассматривают фотографию как профессию – основную или дополнительную. Кто-то хочет начать карьеру фотографа, кто-то продолжить свой профессиональный путь.
Прежде всего, важно отметить, что не менее 40% обучения в школе занимает практика. Изучается не только теория о том, как фотографировать, но отрабатываются практические навыки.
В обучении преподавателями одновременно раскрываются секреты мастерства, знания фотодела и применяются достижения в сфере образования, позволяющие сделать процесс занятий увлекательным и результативным.
Антон Пермяков: «Мы понимаем, что наши слушатели находят время после работы, в выходные, что мы конкурируем с их семьями и друзьями за ценное время и внимание, мы знаем, что жизнь полна важных и интересных вещей, и поэтому стремимся максимально эффективно использовать каждую минуту занятий. В нашей школе на комплексных курсах "Творческая фотография. I ступень", "Творческая фотография. II ступень" встречаются те, кто хочет сделать свой первый кадр, и те, кто чьи кадры уже становились первыми и получили признание.
Те, кто уже имеет знания и опыт, но желают совершенствоваться дальше – могут найти интересные для себя темы в рамках тематических курсов (Детская съемка, Студийная съемка, Photoshop для фотографов) или на курсах, раскрывающих секреты профессии фотографа (Основы стоковой фотографии, Профессиональная фотография), а также на организуемых школой мастер-классах, лекциях-семинарах, посвященных теоретическим и практическим аспектам фотодела».
Другой важный аспект обучения – это обязательная индивидуальная обратная связь с каждым из слушателей. Участники получают отзыв на свою работу, узнают свои сильные стороны, получают рекомендации по дальнейшему совершенствованию своих работ.
Руководство творческим коллективом – это часть управленческой деятельности, посредством которой должно обеспечиваться формирование таких отношений между членами коллектива и такое их организационное поведение, которое в максимальной степени способствует достижению целей. Для руководителя фотошколы очень важен индивидуальный подход к каждому участнику. Главной задачей является научить участника работать в коллективе, раскрыть свои способности и с удовольствием проводить свободное время.
Заключение
Заканчивая рассмотрение данного вопроса, который был поставлен в начале исследования, о особенностях менеджмента любительского творчества в сфере кино и фотографии важно отметить то, что творческие способности и возможности людей многообразны. Наличие свободного времени и желания подталкивает людей к созданию кино и фотоклубов, где существует возможность реализовать свой творческий потенциал, поделится опытом и найти единомышленников. Стоит отметить большое влияние предыдущего опыта любительского творчества в сфере кино и фотографии, который дал толчок для дальнейшего развития самодеятельности. Управление самодеятельными коллективами во времена СССР имеет специфические особенности. В помощь кино и фото любителям был создан Союз кинематографистов и фотографическое общество. Любительское кино и фото творчество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться вместе с техническим прогрессом. Вид этой художественной самодеятельности становится всё более и более востребованным, открывается всё больше кино и фотостудий, ежегодно проводятся фотовыставки и конкурсы, помогающие людям реализовать и продемонстрировать творческие возможности. Для любителей кино организуются встречи и показ любительских фильмов, где каждый может найти своего единомышленниками и поделится своими идеями и мнением. Любительское творчество в сфере кино и фотографии продолжает набирать свои обороты.
Руководство творческим коллективом – это часть управленческой деятельности, посредством которой должно обеспечиваться формирование таких отношений между членами коллектива и такое их организационное поведение, которое в максимальной степени способствует достижению целей. В управлении самодеятельным коллективом очень много особенностей и тонкостей, которые во многом зависят от творческой направленности коллектива. Для руководителя фотошколы очень важен индивидуальный подход к каждому участнику. Главной задачей является научить участника работать в коллективе, раскрыть свои способности и с удовольствием проводить свободное время. Выполнение этих условий гарантирует комфортную психологическую обстановку в коллективе и предоставление возможностей для реализации своего творческого потенциала.
кино фото самодеятельность
. Анализ и перспективы совершенствования деятельности любительских клубов и объединений: метод пособие / под ред. В.В Розанова. – М.: Мин. Культуры РСФСР, 1988.
. Дроздова – Пичурина, Н.Н. Художественные парадигмы фотоискусства: Методология анализа / Н.Н. Дроздова- Пичурина // Общество. Среда. Развитие. – 2013.- №1(26). – С. 171 – 174.
. Ильичев, С.И., Нащекин, Б.Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы / С.И. Ильичев., Б.Н. Нащекин. – М.: Искусство, 1986
. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А.С.Каргин. – М.: Просвещение, 1984.
. Коротова, Н.В. Воспитательная работа в клубном самодеятельном коллективе / Н.В. Коротова. – М.: МГИК,1957
. Кранк, Э.О. К вопросу о самоидентификации фотографии как культурного феномена / Э.О. Кранк // Личность. Культура. Общество. – 2009.- №1(9). – С. 263 – 269.
. Крупнов, Р. Фотоклуб и фотолюбитель / Р. Крупнов. – М.: Планета, 1977
. Крючечников,Н.В.,Соболев,Р.П. Первая книга кинолюбителя / Н.В. Крючечников, Р.П. Соболев. – М.: Современная Россия, 1965
.Кудряшов, А.Н. Справочник кинолюбителя / А.Н Кудряшов – М.: Искусство, 1986
. Ромашов, Е.В. Использование принципа культуросообразности воспитания в обучении фотоискусству / Е.В. Ромашов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013.- №3(33). – С. 146 – 150.
.Социально-психологические основы управленческой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Г. Каменской. – М.: Академия, 2002.
. Солнцев, Л. П. Словарь [Любительское художественное творчество в России XX века] / Л.П. Солнцев. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 495 с.
. Селезнёв, И.Н. Мастерство фотолюбителя / И.Н. Селезнёв. – М.:
Искусство, 1971
.Стигнеев, В. Фототворчество в России: история, развитие и современное состояние фотолюбительства / В. Стигнеев. – М.: Планета, 1990
. [Школа цифровой фотографии «Первый кадр»]. – http://www.1-kadr.ru