- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,65 Кб
Обычаи и традиции свадебного обряда в России и Древней Руси
Содержание
Введение
Глава 1. Древнерусский свадебный обряд
.1 Модернизация общеизвестных и значимых ритуалов и обычаев
.2 "Девушка на выданье" в старину
.3 Свадебный кортеж на Руси
1.4 Свадебный наряд невесты
Глава 2. Свадебные традиционные атрибуты и символы
.1 Свадебный каравай
.2 Свадебный рушник
2.3 Обручальные кольца
2.4 Свадебная фата невесты
2.5 Свадебный букет невесты
2.6 Свадебная подвязка
Глава 3. Свадебные обычаи
.1 Родительское благословение
.2 Обряд венчания
.3 Зажжение семейного очага
.4 Разрезание свадебного торта
Заключение
Список литературы
Введение
русь свадебный обряд ритуал
Актуальность работы состоит в том, что для большинства молодых людей, и не только для них, создание семьи представляется как одно из самых важных жизненных задач. Однако для реализации этой задачи одного желания мало. Здесь на первое место выступает такое понятие, как готовность к созданию семьи. Этот вопрос настолько важен как в личностном плане, так и в социальном, что изучением его занимались с тех древнейших времён, о которых у нас есть письменные или устные источники. Он актуален для отдельного человека, важен для общества, все виды религии уделяли и уделяют ему важнейшее внимание, любое государство и его правители также держали его под пристальным контролем. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких ярких праздников является – свадьба.
Традиции являются частью национальной культуры любого народа. В этом же ключе обряды и обрядовая культура, всегда занимавшие в жизни общества важную роль. Они передавали из поколения в поколение опыт духовной и трудовой жизни людей, способствовали созданию коллективных, общественных отношений. Особое значение в плане исследования традиционной культуры русского народа имеет изучение свадебного обрядового фольклора.
К сожалению, в наше время многие древнерусские свадебные обряды утратили свою значимость, а вот западные традиции наоборот становятся всё более модными и популярными в России. Большинство современных молодоженов всё чаще стараются, чтобы их свадебное торжество не было похоже ни на одно другое, в связи с этим используют традиции разных стран и народов, неумело сочетая их. Получается каламбур из обрядов и церемоний, который, конечно же, не имеет ничего общего с свадебной культурой наших предков.
К счастью, не все будущие молодожены фанаты западных традиций и есть такие, которые ценят и чтут обычаи своих предков. Так как же выглядела традиционная славянская свадьба, многие элементы которой сохранились до сих пор?
Объект исследования – Свадебные обряды. Свадебные обряды как составная части обычаев и традиций связаны с психологией народа, с его социальной практикой, поэтическим творчеством. Во время исполнения свадебных ритуалов закреплялись определенные нормы и правила поведения, через которые проявилась народная мудрость, нашедшая свое словесное.
Предмет исследования – знаковая сторона праздника. В свадьбе очень ярко проявляется семиотичность. Вступление в брак – это не только оформление семейных отношений, переход в новый статус, но и предписанный культурой способ разрешения противоречия между способностью к продолжению рода и необходимостью получения на это социальной санкции. Здесь важно подчеркнуть, что с ритуальной точки зрения физиологическая зрелость сама по себе недостаточна ни для перехода в новый статус, ни даже для продолжения рода.
Цель работы – познакомиться с обычаями и традициями свадебного обряда в России и Древней Руси, узнать, какие знаки и символы характерны для этого праздника, насколько свадьба актуальна и значима в наше время.
Задачи работы:
рассмотреть и обозначить особенности свадебного обряда;
постараться раскрыть смысл знаков и символов, участвующих в празднике;
проанализировать значение традиционных свадебных ритуалов и атрибутов данного праздника.
Методология: изучить источники литературы, посвященные предмету исследования, обратиться к истории, проанализировать собственный опыт проведения свадеб и сравнить с праздниками в других странах.
Теоретическая значимость работы состоит в подробном описании наиболее часто используемых свадебных обрядов и атрибутов. Известно, что сегодня истинное значение символов утрачено или воспринимается ошибочно.
Практическая значимость работы состоит в изучении и правильном использовании семиотики свадьбы.
Глава 1. Древнерусский свадебный обряд
Свадьба – это очень важный обряд, во время которого два ранее незнакомых рода объединяются между собой через жениха и невесту.
Древнерусский свадебный обряд – это один из наиболее сложных комплексов традиционной бытовой культуры. В нем отражались социально-правовые отношения, структура семьи, верования, устное поэтическое творчество, многие черты традиционной материальной культуры. Обряд обычно соединял черты далекого и близкого прошлого. Новые явления в него внедрялись с большим трудом, даже если в изменении обряда были заинтересованы государство и церковь.
До самого начала XX столетия в свадебном обряде русских еще прослеживались две резко различные части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" – семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Обе эти части обряда долгое время находились между собой в серьезном противоречии. Православная церковь и государство признавали только брак, освященный церковью. В глазах же крестьян и рядовых горожан брак не считался действительным, если совершался только церковный обряд венчания, а традиционный свадебный пир и предшествующие ему по обычаю обряды по каким-либо причинам не имели места, – молодых после венчания вновь разлучали.
Возможно, что именно эта приверженность народных масс к традиционным свадебным обрядам заставляла даже царей соблюдать наряду с церковным и народный свадебный обряд (например, бракосочетание московского великого князя Василия Ш).
.1 Модернизация общеизвестных и значимых ритуалов и обычаев
Свадебный обряд, как и другие элементы культуры, изменялся в процессе исторического развития – под влиянием социально-экономических преобразований происходит трансформация многих обрядовых действий.
Культура появилась вместе с человеком. Благодаря ей человек стал тем, чем он является в истории, в свою очередь культура создана человеком и существует лишь в связи с ним и для него. Это следует подчеркнуть в виду того, что сегодня делаются попытки изъять человека из культуры. Эти усилия бесплодны, об этом нельзя забывать в частности, и при семиотическом подходе к культуре.
Сохранение и некоторое оживление элементов старинных обрядов и старинных песен в современной свадьбе говорит о том, что в конце XX века совершенно новые семейные, в частности, свадебные традиции так и не сложились, практически не было и свадебных песен, которые отражали бы принципиально иной, с точки зрения власти, характер семейных отношений.
Попытки создания нового свадебного церемониала сводились, как правило, к модернизации общеизвестных и наиболее важных с точки зрения нравственности ритуалов и обычаев. Немаловажную роль играли и социально-экономические условия жизни людей.
Молодежи XXI века необходимо помочь отобрать и творчески переосмыслить из старого наследства то, что соответствует духу времени, содействует развитию инициативы самой молодежи, вносит в свадебное торжество новую струю и способствует закреплению семейных отношений. В последнее время благодаря знатокам и энтузиастам, почитателям фольклора и истории, возвращается к новой жизни множество ярких элементов традиционной свадебной обрядности.
Современность рождает свои народные действа, качественно новые ритуалы, но они не оторваны от прошлого. Умение сделать многие прекрасные по своему содержанию свадебные обычаи, которыми богат русский народ, достоянием сегодняшнего дня – важная и необходимая актуальная задача современного общества.
Сегодня мы пристально вглядываемся в обрядность, веками создававшуюся по законам житейской мудрости разумом людей. Народная традиция трактовала свадьбу как обязательный акт признания и провозглашения молодой семьи. Современные молодые люди часто обращаются к прошлому, интересуются национальным духовным наследием. При этом свадьба традиционного типа неизбежно осовременилась", элементы традиционной обрядности изменились в соответствии с сознанием людей, их духовными запросами и т.п.
В настоящее время молодожены выбирают тот способ проведения свадебного торжества, какой понравился им самим – все это говорит о том, что молодежь XXI века увлекается яркими событиями, с удовольствием перенимает элементы старинной свадьбы, иногда даже не зная о том, что это традиционный обряд. В то же время молодые не против заключить брак экстравагантным способом, не в стенах Дворца бракосочетания или отделах ЗАГС. Индивидуальный ритуал торжественного бракосочетания отражает тот факт, что современные молодожены часто – достаточно самостоятельные и мыслящие личности.
Церковный/религиозный обряд бракосочетания следует рассматривать в контексте общих социокультурных процессов, характерных для современной России, связанных с культурой семьи и ее духовным развитием, влиянием модных течений и формированием новых стереотипов престижности или легитимности брака, которые не всегда соответствуют глубокому нравственному смыслу, который возлагает православие на этот обряд. В свадебном обряде каждого отдельного периода были свои особенности, имевшие для невесты и жениха, для всего общества огромное значение и глубокий смысл (кто первым встанет на ковер в церкви или отломит кусок каравая, взять невесту на руки и внести в дом, переступив через порог и многое-многое другое). Народ и сегодня верит в приметы и суеверия, придерживается определенных обрядов, так же, как наши предки верили в то, что это поможет молодой семье жить счастливо, богато и хорошо.
Гегель верно заметил, что "связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо".
.2 "Девушка на выданье" в старину
В России в старину женились очень рано – возраст 12-13 лет считался самым подходящим для вступления в брак. А готовились к свадьбе практически с самого рождения ребенка. Объясняется это многими причинами. Во-первых, семья имела большое экономическое значение в то время, нравственные представления крестьян были прочно связаны именно с семьей.
Ко времени замужества девушка должна была очень хорошо знать все тонкости свадебного обряда, уметь правильно плакать с причитаниями, или голосить.
Девушку, которая предназначалась на выданье, одевали красивее сестер, ее всячески славили, распространяя о ней хорошую молву. Изменялось поведение самой девушки, а также и отношение к ней всей общины. Если в семье было несколько дочерей, то при выдаче их замуж строго соблюдалась очередность – первой должна была выйти замуж старшая дочь.
Девушек в возрасте старше 20 лет, которые до этого времени не вышли замуж, называли перестарками или вековухами. На таких девушек смотрели с опаской, сыновей старались на них не женить, так как считалось, что такие девушки обладают какими-то пороками. А если молодой человек не нашел себе в положенный срок невесту, то его называли бобылем.
Время женитьбы (замужества) определяется не только биологическими причинами. В биологическом плане брачноспособный период обычно весьма продолжителен. Тем не менее, в каждой конкретной локальной традиции существовали довольно жесткие возрастные рамки, в пределах которых предписывалось заключение брака. В противном случае (особенно при выходе за верхнюю границу) человек попадал в категорию выбившихся из ритма жизни и уже поэтому социально неполноценных людей (перестарки, бобыли и т.п.).
Повсеместно распространен взгляд на холостяков как на нечто незаконченное, незавершенное, а на жизнь без жены – как на жизнь "не в законе". "Настоящим" человек становится только после заключения брака. Введение временных границ существенно снижало степень неопределенности перехода в новый статус, а ритуал окончательно фиксировал момент перехода. Причем не только фиксировал, а создавал новых людей – мужа и жену – и одновременно новый социальный феномен – семью. По отношению к свадьбе идея тождества ритуала и события вполне очевидна: нет события, которое "оформляется" свадьбой.
Принято было проводить общественные смотрины невест, которые обычно привязывались к церковным праздникам, например, к Пасхе, Крещению, Троице, Святкам или к периоду летних гуляний. На смотрины приходили не только жители одной деревни, но также могли прийти и молодые парни со своими родителями из других поселений.
Свадьба организовывалась полностью силами родителей, и часто жених и невеста до свадьбы даже не были знакомы. Инициаторами бракосочетания чаще всего выступали родители жениха, но иногда обряд мог совершиться и по указанию высших лиц: например, господа могли женить своих слуг, не спрашивая их мнения, а князья могли подбирать невест для своих бояр.
.3 Свадебный кортеж на Руси
На Руси свадебный кортеж называли свадебным поездом. Он состоял из нескольких экипажей, запряженных лошадьми. Гривы коней украшались ленточками, а дуги – колокольчиками. К дому невесты "поезд" ехал долго, даже если дома жениха и невесты были недалеко друг от друга. В этом случае свадебная процессия могла несколько раз объехать вокруг деревни или села.
Свадьба, в понимании древних людей, всегда сзывалась со сменой состояния, с переходом "оттуда – туда", с пересечением границы. Подразумевалось, что жених и невеста живут в разных мирах мужчин и в мире женщин, в разных родах, иногда – в разных населенных пунктах. А у каждого рода и местности были свои враги и свои покровители свои обычаи и свои традиции. Эти-то границы и нужно было пересечь во время свадебного перехода. Счастье молодых караулили злые духи и колдуны. Они подстерегали жениха и невесту на каждом шагу. Духи могли лишить женщину материнства, посеять между женихом и невестой семена раздора, накликать болезни. Пешему человеку предстояло противостоять духам один на один, он был крайне уязвим. Поэтому с изобретением первых колесных средств они сразу же стали неотъемлемой частью свадебного ритуала, давая жениху и невесте дополнительную защиту. Свадебный поезд на Руси помогал молодым проделать непростой путь к воссоединению.
Наиболее бережно на Руси к древнему обряду относились крестьяне. Без значительных изменений он дошел до начала XX века. На селе свадебный поезд собирали во дворе жениха. Число подвод в нем должно было быть нечетным, не меньше трех. Отъезд из дома жениха был делом хлопотным и символически крайне важным. Жених, дружка, родственники и соседи пили пиво или вино непременно домашнего приготовления, их осыпали хмелем и овсом. Дружка с иконой обходил свадебный поезд и кропил людей и лошадей святой водой. В некоторых деревнях перед отправлением поезда из дома выносили сковороду и квашню, накрытую новой шубой. Жених на несколько минут садился на квашню и затем через весь двор бросал сковороду. Из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь. Перед тем, как усадить молодых в предназначенную им повозку, родственники тщательно осматривали ее. Искали клочья собачьей шерсти, стручки гороха, сломанные иголки, которые использовались колдунами для наведения порчи. Когда молодые садились в транспорт, их вновь осыпали хмелем и овсом. Принцип свадебного поезда на Руси был общим для всех сословий. Это была вереница повозок, запряженных лошадьми. Но различался как тип и количество экипажей, так и количество и стать лошадей в упряжках. К тому же, на дворянских, боярских, позже купеческих свадьбах символический смысл обрядов забылся, и главным стал показ богатства и знатности объединяющихся родов. На казачьих, белорусских и украинских крестьянских свадьбах поезда составлялись из бричек и тарантасов. Бричка – это довольно простая, но устойчивая и надежная повозка с откидывающимся верхом. Крестьяне севера и средней полосы России нарядно изукрашивали обыкновенные телеги, а зимой – сани, и запрягали их тройками рысаков. До конца XVII века в каретах разрешалось ездить только боярам и думным дьякам. При этом запрягать можно было всего две лошади. Шестерка лошадей возила одну единственную карету – карету царя. Торжественность и уникальность дня свадьбы в то время подчеркивалась тем, что карету разрешалось запрячь четырьмя лошадьми. Впрочем, езда в карете не была такой уж удобной. Рессоры у повозок появились только в конце XVII века. Только в XVIII веке кареты стали по-настоящему удобным и роскошным средством передвижения. Жизнь знати на Руси в то время перестала быть столь регламентированной, а в моду вошли великосветский пафос и шик. Именно тогда роскошные дворянские свадьбы нельзя было представить без фамильных карет, украшенных родовыми вензелями и гербами. Богатые купцы и знатные горожане составляли свадебные кортежи из дорогих колясок и щегольских фаэтонов. Использовали также кабриолеты, которые отличались от фаэтонов и колясок тем, что имели два колеса вместо четырех и не имели козел для кучера. Привычная для нас аренда свадебного транспорта начала широко практиковаться в XIX веке. Купцы, чиновники, богатые горожане и обмельчавшие дворяне нанимали на свадьбу извозчичьи кареты, чтобы щегольнуть и повысить свой статус. И сейчас, в XXI столетии, свадебный кортеж также призван придать торжеству оттенок роскоши. К услугам современных молодоженов – эксклюзивный транспорт на любой вкус, от изящных ретро-автомобилей до сверкающих машин с кристаллами. Ведь свадьба – это особенный день, и свадебный кортеж делает его еще более запоминающимся.
.4 Свадебный наряд невесты
Свадебная одежда – одна из самых привлекательных и интересных нарядов. Именно свадебный наряд невесты и жениха, а в целом и само свадебное торжество достаточно глубоко отражают мировоззрение народа, его взгляды и устоявшиеся традиции. Кроме того, любая деталь свадебного убранства имеет свое символическое значение, и интересно задаться вопросом, почему традиционным цветом свадебного платья в Европе является белый, а на Востоке – красный, для чего невесты надевали фату или платок и так далее. В разных странах есть свои обычаи, пришедшие с давних времен, и у некоторых они до сих пор остались прежними, а у других многое изменилось. Так, если говорить о цвете, с давних времен белый цвет у одних народов считался цветом чистоты, невинности, у иных – цветом траура.
Одежда – это определенный знак личностных особенностей, она информирует о человеке. Одеваясь определенным образом, человек как бы дает знать, кто он такой, что он представляет собой как личность. Знаковость одежды всегда играла и играет важную роль: костюм выполняет коммуникативную функцию, дает возможность человеку сигнализировать о своей индивидуальности окружающим.
Одежда всегда была знаком демонстративного потребления. Так было всегда и везде. В античном обществе патриции носили обувь и одежду, отличающую их от других смертных. Вплоть до середины ХIХ в. сословные особенности одежды в нашей стране были семиотически определенными. Традиционную русскую одежду наиболее долго сохраняло крестьянство. В городе же со второй половины ХIХ в.шел интенсивный отход от традиционных форм.
Сегодня в России и во всей Европе чаще всего невесты выбирают белый цвет как символ чистоты, а также благополучной светлой жизни. Хотя в последнее время нередко встречаются свадебные наряды различных цветов и оттенков.
На Востоке белый цвет считается цветом траура, поэтому невесты, например, в Индии и в Китае, облачаются в красный свадебный наряд, вышитый золотыми нитками. Красный цвет в Азии означает активное начало, творение, энергию, а золотой – богатство и счастье. В Японии невесты отдают предпочтение белому или нежно-голубому кимоно. Этот цвет в Японии считается цветом чистоты и нового начала. Правда, после обряда венчания и клятвы верности мужу и его семье невеста сменяет светлое кимоно на цветное праздничное одеяние.
Глава 2. Свадебные традиционные атрибуты и символы
Со свадьбой всегда связано множество примет и поверий. Биоэнергетики утверждают: не стоит пренебрегать свадебными атрибутами, ведь от них зависит долговечность брака. Что означает родительское благословение, какими должны быть обручальные кольца, обязательно ли надевать фату, нужна ли встреча с караваем?
Существует большое количество свадебных атрибутов, без которых не может обойтись ни одно свадебное торжество.
.1 Свадебный каравай
С давних времен одну из главных ролей на свадьбе играл красавец каравай – огромный, пышный, румяный, красиво украшенный и поданный на вышитом рушнике вместе с хлебом и солью. Вот и сегодня, несмотря на пришедшую из-за рубежа моду на яркие свадебные торты, многие молодые пары предпочитают отдавать дань традициям своих предков. Поэтому свадебный каравай является непременным участником многих свадебных церемоний.
Существует множество тонкостей и традиций, связанных с выбором и приготовлением свадебного каравая. Хлеб сам по себе еще со времен древней Руси считался символом богатства и плодородия. Ему придавалось огромное значение, в том числе и сакральное. В случае с караваем, выпекаемым на свадьбу, и вовсе каждое украшение, каждый элемент, каждое действие означали что-нибудь важное.
Традиции украшения каравая
На любом свадебном каравае обязательно должны быть веточка калины, символизирующая любовь, и колоски ржи или пшеницы, олицетворяющие собой семейный достаток. Хорошо, если на каравае будут присутствовать украшения, обозначающие единение – пара лебедей, кольца, солнце и месяц. За прочную связь между мужем и женой также отвечают специальные косы, обвитые вокруг каравая.
С некоторых пор стало модным украшать каравай на свадьбу на заказ еще и гроздью винограда – символом процветания и плодовитости. Но эту традицию сложно отнести к исконно русским – скорее, это одно из веяний моды. Тем не менее, виноград отлично смотрится на свадебном каравае – так почему бы не прибегнуть к этому украшению, если остальные традиции соблюдены?
Сам каравай – это символ солнца, соль – это символ земли. Традиционные красные петухи на рушнике означают восход, начало нового дня, новой жизни. По обычаю, хлеб-соль должна подносить мать жениха с пожеланием долгой и счастливой жизни молодым. Связано это с тем, что раньше свадьбы отмечались в доме жениха – но сегодня этой традиции можно следовать даже в том случае, если свадьба отмечается в ресторане.
Кто и как должен выпекать каравай?
Процесс выпекания свадебного каравая тоже проходил в строгом согласии с ритуалами. Свадебный каравай пекли специально к свадьбе, причем процесс выпекания свадебного каравая был строго регламентирован, подчинен определенным правилам. Эти правила нельзя было не соблюсти, собственно, как и саму традицию встречи молодоженов свадебным караваем. Тесто должна была замешивать женщина, счастливо вышедшая замуж и родившая множество детей. При замешивании она обязательно должна была читать "Отче наш" и "Богородицу". Считалось, что посредством свадебного каравая женщина делится своим супружеским счастьем с женихом и невестой. В печь каравай должен сажать уже мужчина. Причем тот, кому доверили эту ответственную обязанность, тоже должен быть человеком семейным и тоже должен читать молитвы.
Сегодня традиция выпекать каравай согласно всем установленным правилам не соблюдается. Современные молодожены иногда вообще отказываются от свадебного каравая в пользу красивого свадебного торта. Однако многие пары заказывают на свою свадьбу и торт, и каравай. Торт выступает в качестве десерта, в качестве шикарного украшения праздничного стола. А каравай используется для соблюдения всех традиций и обрядов.
Встреча молодоженов родителями – это особый ритуал, символизирующий связь поколений и традиции преемственности семейных ценностей. Традиция встречи молодоженов свадебным караваем связана с пожеланием молодой семье счастья и благополучия.
Свадебный каравай, который родители подносили своим детям на свадьбе, выступал гарантией того, что молодые будут жить в счастье и в достатке. Очень важным считался и размер каравая – чем больше был этот специальный свадебный хлеб, тем более счастливой будет жизнь молодоженов. Чем больше размер свадебного каравая, тем в большем достатке и благополучии будут жить молодые супруги. Например, в зажиточных семьях купцов или вельмож свадебный каравай несли на специальных носилках четыре человека. Как видите, размеру каравая во времена наших далеких предков придавалось очень большое значение.
Когда уже готовый каравай подносят молодым, жених и невеста должны откусить от него по куску. Чей кусок будет больше – тот и будет в доме хозяином. Затем свадебный каравай режется на части. Каждому гостю достается по куску, и вот тогда-то для молодых и начинается семейная жизнь – светлая, как солнце, плодородная, как пшеничное поле, и изобильная, как виноградник.
.2 Свадебный рушник
Одним из самых главных свадебных атрибутов был и остается свадебный рушник. Он символизирует путь, который семья должна пройти вместе на протяжении своей жизни. Согласно традициям, каждая девушка должна вышить такой рушник сама, в абсолютной тишине, предварительно помолившись.
Вышивая, она должна думать о хорошем, представляя свою будущую семейную жизнь. Согласно этнотрадициям, девушка создает энергетический вихрь, который рушник записывает, будто своеобразная матрица.
Пальцы вышивальщиц – энергетические каналы, через которые информация передается на рушник. Причем работу девушка обязательно должна начинать в четверг – согласно языческим обрядам, этот день является энергетическим пиком недели.
Никакой купленный рушник не сравнится по силе с тем, который девушка вышила для себя, запрограммировав на нем свое будущее.
Молодая вышивала тайно, чтобы кроме родных и домочадцев никто не видел ее рукоделия. Когда родители благословляли молодых на рушнике, в доме никто, кроме них, не должен был находиться. Для молодой пары этот атрибут оставался оберегом на протяжении всей совместной жизни.
Рушник обязательно должен быть новым, вышитым на целом полотне. Ни в коем случае нельзя для его изготовления сшивать несколько кусков ткани, так как это будет символизировать преграды на пути семейной пары.
Поскольку рушник олицетворяет жизненный путь, считается, что тот, кто первым встанет на него, будет на этом пути постоянно впереди, главой семьи.
.3 Обручальные кольца
Необходимость в прочности, нерушимости брака существовала во все времена. Изначально применялись символы, знаки, используя которые, пытались закрепить союз двух людей. Символом вечности всегда считался круг. Обмениваться кольцами во время бракосочетания ввели в обычай древние египтяне. Кольцо было знаком нерушимости и вечности брачных уз. Еще в древности невесты сплетали кольца из тростника и пеньки. Металл для свадебных колец стали использовать римляне. Такие кольца были очень дорогим украшением и, все еще, свидетельствовали о нерушимости брака. "Союзом двух сердец" брак был не всегда. В древности он был необходимостью выживания человеческого рода. У разных народов жену покупали.
Подарок невесте кольца был лишь формальным подтверждением акта бракосочетания. В дальнейшем брак имел экономическую основу, браки совершались по расчету, фактически являлись сделками. На предсвадебных церемониях, обручениях или помолвках, невесту полагалось одаривать кольцом, демонстрируя твердость намерений жениха.
Традиция обмениваться кольцами возникла в XVIII веке. Кольца энергетически объединяют пару, обмениваясь ими, мужчина и женщина передают друг другу частичку собственной энергетики, которая постоянно циркулирует по кольцам, не имея выхода.
Кольца, купленные вместе, притягиваются одно к другому и укрепляют внутреннюю связь между молодыми. Поэтому биоэнергетики не советуют в первые несколько месяцев после свадьбы снимать кольцо с пальца или давать его кому-либо примерить – это может разорвать еще совсем слабый энергетический канал между парой, привести к неприятностям в семье.
Поверхность колец должна быть гладкой, без рисунков, потому что они мешают свободной циркуляции энергии.
Если женщина хочет обручальное кольцо с камнями, самым оптимальным вариантом будет, если его выберет и купит будущий муж – так советуют биоэнергетики. Нужно помнить, что только бриллиант органично подходит к образу невесты, положительно влияя на энергетические потоки в середине колец.
В России, люди, находящиеся в браке, сегодня носят кольцо на безымянном пальце правой руки.
Подобная традиция распространена и в других странах, где большинство населения православные христиане. Впрочем, некоторые католики также предпочитают обручальное кольцо на правой руке.
Но во многих государствах, как христианских, так и мусульманских "символ брака" принято надевать на безымянный палец левой руки. В еврейских сообществах замужнюю женщину можно узнать по обручальному кольцу на указательном пальце.
.4 Свадебная фата невесты
Фата уже давно считается таким же неотъемлемым атрибутом, как и обручальные кольца. Ее история уходит корнями в глубокую древность: невесту облачали в фату еще в 4 столетии, так что эта традиция даже старше обряда шить свадебное платье.
На протяжении веков символика фаты изменилась, и прозрачная длинная вуаль стала символом чистоты и невинности. Древние германцы верили, что этот нехитрый аксессуар способен защитить невесту от чужих завистливых взглядов и злых духов. Кроме того, в те времена была распространена так называемая "свадьба вслепую". Жених мог приподнять покрывало, скрывавшее черты лица суженной только после того, как свершился обряд бракосочетания. Выбирали невесту для юноши старейшины рода. Сейчас вряд ли кому-то придется по душе идея жениться вслепую, поэтому и роль фаты несколько изменилась.
Основное ее назначение – оберегать невесту от сглаза.
Фата создает энергетический щит, который отражает весь негатив, направленный в сторону невесты. Полупрозрачная белая фата, прикрывая голову девушки, превращается в своеобразную энергетическую антенну, усиливая восприятие положительной энергии.
Все это делает будущую жену энергетически сильной и менее впечатлительной. Отказываясь надевать фату, невеста становится открытой для влияния завистливых недоброжелателей, а их, к сожалению, предостаточно на любой свадьбе.
Вплоть до 50-х годов прошлого столетия в селах вместо фаты в качестве оберега на голову невесты надевали венок из живых цветов. В некоторых деревнях в него даже вплетали зубчик чеснока, чтобы избежать плохого влияния.
Считалось, что все, к чему прикоснется невеста, должно расти и преумножаться, а тот, кто сядет на ее место, сам вскоре женится или выйдет замуж.
Надевать фату должны родные или близкая подруга, которая на свадьбе исполняет роль свидетельницы. В процессе надевания они заряжают невесту своим позитивным настроением.
Фата – вещь, которую можно использовать только один раз. Отдавая ее другой женщине, вы рушите энергетическую связь, фата перестает быть оберегом. Фату не отдают, не продают, не дарят – она является символом, обладающим большой силой и способностью защищать молодую семью.
.5 Свадебный букет невесты
Один из самых главных атрибутов образа невесты – свадебный букет. Цветы в букете невесты обязательно должны быть живыми и идеально подходить к наряду новобрачной.
По традиции букет не должен быть яркого цвета, предпочтительны цвета: белый (знак чистоты и невинности) и розовый (символ молодости). Однако сегодня популярны как раз яркие цветы – так букет удачнее смотрится на снимках на фоне белого одеяния молодой супруги.
Согласно обычаю, букет приобретает и дарит своей невесте жених перед церемонией бракосочетания. Если невеста принимает цветы, она дает свое согласие на брак.
Есть еще некоторые немаловажные приметы для свадебного букета, а именно выбор и значение цветов. Каждый цветок символизирует какое-либо чувство жениха к своей избраннице. Понимая цветочную азбуку, Вы можете узнать, как к Вам относиться Ваш будущий супруг. Ниже мы предлагаем краткое описание значений цветов.
·Розы. Самые популярные для свадебного букета цветы символизируют любовь и страсть. Однако многое зависит и от цвета: белые розы – чистота и невинность, красные – восхищение и страсть, розовые – элегантность и изысканность, желтые – радость и удовольствие, Чайные розы – расставание.
·Лилии. Означают невинность молодой души, надежду и благодарность.
·Орхидеи. Символ редкой красоты, утонченности, аристократизма, чистой привязанности.
·Хризантемы. Знак искренней дружбы и верности, признания в искренней любви.
·Герберы. Привносят радость и легкость. Символизируют флирт, тайну, заинтересованность.
·Тюльпаны. Означают чистую любовь и совместное счастье.
Старинные и современные приметы о свадебном букете
В далекую старину, конечно, не было такого выбора цветов, к тому же экзотических для России. Готовые букеты могли себе позволить только состоятельные люди. Невесты из простых сами плели себе свадебный букет из специально подобранных трав и цветов. Каждое растение также имело свое особое значение, а букет, в общем, оберегал невесту, а затем и молодую пару от всяческих несчастий и порчи. Именно поэтому его берегли в течение всего дня бракосочетания, а потом засушивали и хранили в доме.
Эта традиция сохранилась и по сей день. Современная невеста не должна выпускать свой букет из рук. Исключение могут составлять только ее мама и молодой супруг. На свадебном банкете цветы можно поставить на стол перед новобрачными, а после свадьбы их необходимо принести в спальню. Считается, если выпустить букет из рук – улетит твое счастье, как птица.
Однако существует еще один обычай, который противоречить первому – бросать букет незамужним подругам. Как же быть: необходимо и сберечь букет и отдать его другой девушке. Для этого придумана хитрость, а именно – заказать еще один похожий букет специально для этой традиции. Фальшивый букет можно смело бросать холостым приятельницам, та, кто его поймает – в скором времени должна выйти замуж.
Есть приметы о свадебном букете, который Вы можете увидеть во сне – это означает скорую радость и веселье. А если поймать во сне цветы невесты – совсем скоро Вы найдете свою долгожданную любовь.
Существует поверье: если на свадьбе женщина поймает букет невесты, то в ближайшее время она выйдет замуж. Примета эта пришла к нам из Западной Европы.
Считается, что букет после совершения свадебного обряда приобретает магические свойства и сам выбирает преемницу. То есть девушка, которая вскоре должна выйти замуж, излучает особую энергетику, притягивающую к себе свадебный букет.
Современные биоэнергетики советуют использовать в букете белые цветы: розы или лилии. Белый цвет, символизирующий чистоту и вечность, страхует жизнь будущей семейной пары от развода.
Белый цвет фаты, платья, букета – символ божественного мира, непорочности, единения союза влюбленных.
.6 Свадебная подвязка
Свадебная подвязка имеет в традиционном свадебном обряде такую же весомую роль, как и букет невесты. Разница заключается в том, что букет бросает сама невеста, а ловят его незамужние девушки. Ну а подвязку с ноги невесты должен снять жених. Обычно происходит это в конце празднества, после чего жених бросает подвязку не женатым мужчинам, присутствующим на празднике. Согласно поверью, поймавший подвязку молодой человек в скором времени также должен жениться.
Появление свадебных подвязок приписывают временам Людовика XV. Тогда подвязка использовалась исключительно для поддержания чулок невесты. Люди верили, что наличие у невесты подвязки сулит семейной жизни пары счастье, в их доме всегда будет достаток, а детей будет много и все они будут здоровыми.
Одной из традиций средневековых свадеб было взять что-нибудь с собой домой. Салфетки и столовые приборы должны были принести в дом счастье, "взятое" у молодоженов. Но особенно удачливым должен быть стать тот, кто смог принести с торжества свадебную подвязку.
Сейчас невеста одевает не одну подвязку, а две. Первая из них именуется "счастливой". Именно её бросают неженатым мужчинам. А вот вторая подвязка получила название "медовой". Право снять данную подвязку принадлежит исключительно жениху в момент весьма интимный – в первую брачную ночь. Обычно обе эти подвязки одевают на правую ногу, но при этом счастливая подвязка находится в области колена, а медовая гораздо выше – в интимной области бикини. Подвязки являются частью традиционного свадебного наряда, поэтому ее цвет стараются подобрать под нижнее белье, аксессуары, туфли или цветную отделку наряда.
Глава 3. Свадебные обычаи
Вступление в брак – это ответственный шаг, поэтому к нему принято относиться очень серьёзно. И дело тут вовсе не в выборе платья, костюма, ресторана и свадебного меню. Очень хочется быть уверенным, что рядом с вами будет именно ваша половинка.
Славяне придавали большое значение созданию новой семьи, ведь это было очень важно для дальнейшего продолжения рода. А всё самое важное у славян всегда совершалось с Благословения Богов. И не случайно это деяние носит название Сва-Дь-Ба. На древнеславянском языке "Сва" – это "небеса" (например, матерь сва – небесная мать, птица сва – небесная птица), "Д" – это деяние, "Ба" – боги. Получается, что свадьба – это небесное деяние Богов.
Свадьба сопровождается множественными традиционными ритуалами и обрядами.
.1 Родительское благословение
Основное влияние на судьбу будущей четы оказывает благословение. Обычно после регистрации брака или церковного венчания на пороге дома молодых встречают родители, поздравляют их с бракосочетанием, желают всего хорошего и благословляют на долгую и счастливую семейную жизнь.
На уровне энергетики во время благословления происходит объединение эгрегоров – энергетических полей двух семей, и рождение нового самостоятельного эгрегора будущей семьи. Это благословение на слияние полей и продолжение рода.
Сегодня атрибуты свадебного благословения – это икона Богоматери для невесты и икона Христа Спасителя для жениха. Именно они в православных канонах считаются хранителями семейного очага. Текст благословения должен содержать пожелания молодым верности, крепкой семейной жизни, множества детей.
Встречают молодых с хлебом, который является символом искреннего пожелания благосостояния и всего необходимого для того, чтобы молодая семья развивалась и укреплялась.
Первыми благословляют молодых родители жениха, ведь именно он должен стать главой будущей семьи. Затем родители невесты наказывают дочери во всем соглашаться с мужем и быть хранительницей домашнего очага.
Раньше во время благословления родителям надлежало быть одетыми в одежду определенных цветов: коричневый символизировал плодовитость, белый олицетворял чистоту желаний, красный ассоциировался с любовью, верностью, силой духа. По народным поверьям, эти цвета усиливают родительское благословение.
В языческие времена мать (прежде, чем благословить детей) пекла ритуальный корж из пшеницы, который потом заговаривала на счастье, обращаясь к покровительнице всех матерей, богине Макошь. Согласно обычаю, у нее просили здоровое потомство и благополучие для молодых.
Сегодня благословляют уже созданную семью, но все же этот ритуал нужно проводить не после росписи или венчания, а до – например, после выкупа невесты. Благословляя своих детей на брак перед официальной регистрацией, родители обеспечивают им защиту от завистливых людей, которые могут оказаться среди гостей.
.2 Обряд венчания
Обряд венчания впервые появился с IV века. Считалось, что брак, не получивший церковного благословения, "не мог называться браком", а был лишь незаконным сожительством. Иными словами, только церковное венчание стало придавать браку законную действительность. В наше время для юридического признания до церковного венчания брак должен быть зарегистрирован в загсе, затем совершается Святое Таинство, в котором новобрачным преподается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщающая им благословение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей.
В России венчать брачующихся мог только приходской священник жениха или невесты. Бракосочетание совершалось в присутствии свидетелей жениха и невесты, которые подтверждали акт бракосочетания своими подписями в метрической книге. Такой порядок был установлен в Русской Церкви с 1802 года. В наше время венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак, в храме в присутствии родных и друзей. В прошлом родители новобрачных в церкви при обряде венчания не присутствовали во избежание принужденных браков. В наше время это разрешается.
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в Сырную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки). По обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Церковью не допускается вступление в брак более чем три раза. Вообще-то, третий брак церковью не одобряется. "Первый брак – закон, второй – понуже прощение слабости ради человеческия, третий – законопреступление, четвертый – нечестье, понеже свинское есть житие", – говорил святитель Григорий Богослов. Не благословляется брак, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, пришедшими в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей; а также если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.
В самый день браковенчания родители, произнеся молитвы, совершают благословение своих детей: сына – иконой Спасителя, дочь – иконой Божией Матери. В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получают Божие благословение. Для этой цели молодые люди прибывают в храм. По обычаю первым в храм появляется жених, сопровождаемый шаферами (друзьями) и кем-то из детей, несущим впереди жениха икону Спасителя. Жених отходит на правую сторону храма и ожидает приезда невесты. Она прибывает чуть позже и, также сопровождаемая иконой Божией Матери и шаферами, отходит на левую сторону храма. Затем начинается праздничная литургия.
.3 Зажжение семейного очага
Символом домашнего уюта, тепла и благополучия издавна считается очаг. Разжигать очаг новой семьи стало такой же свадебной традицией, как и обмен обручальными кольцами.
Как таковой, очаг уже давно вытеснен газовыми плитами и микроволновыми печами, но все же, зажжение очага, пусть символическое, может стать украшением вашей свадьбы. Под роль домашнего очага лучше всегда подойдет свеча, возможно, чем-то украшенная, возможно – нет. Простая, аккуратная белая свеча будет смотреться строго и изысканно. Зажигают "очаг" не спичками и зажигалками, а от других свечей, символизирующих домашний очаг тех семей, в которых жених и невеста родились и выросли. Делают это мамы молодоженов – хранительницы семейного очага. Все это проходит красиво и торжественно, под соответствующую инструментальную музыку.
.4 Разрезание свадебного торта
Свадебный торт – один из столпов свадебного торжества. Он является обязательным элементом банкета, а вынос свадебного торта можно назвать кульминацией торжества. Это ответный подарок молодоженов гостям – символический кусочек счастья, которым делятся муж и жена.
Традиция разрезания торта пришла из Древнего Рима. Правда, 5000 лет назад это были праздничный хлеб, который жених разламывал над головой невесты и раздавал кусочки гостям.
В современном обряде свадебный торт молодожены разрезают вместе, сплетенными руками. Это их первая задача в новой роли супругов. Этот трогательный момент стараются запечатлеть фотографы и операторы. Неоднозначна идея использовать фотографию молодоженов на свадебном торте – такое угощением может вызвать психологические трудности у гостей.
Нож для разрезания торта должен быть с широким лезвием. По желанию его можно украсить. Например, декорировать лентой. В том же стиле можно украсить и специальную лопаточку для торта.
Если торт многоярусный, первые куски невеста и жених отрезают от нижнего яруса. Они предназначены молодоженам: кусочки следует попробовать в знак согласия друг с другом. Следующие кусочки – для родителей и свидетелей. Самый верхний ярус снимают и оставляют нетронутым – его съедают на второй день свадьбы.
Заключение
Конечно, современные свадьбы во многом отличаются от тех церемоний, которые проходили пятьдесят, сто, двести лет назад. Однако, радует, что многие свадебные традиции, здравствуют и ныне.
Свадьба – знаковый и судьбоносный день для двух любящих сердец, наполненный яркими конкурсами, забавами и обычаями. Чаще всего все эти обычаи воспринимаются с улыбкой. Однако если задуматься, каждый из этих обычаев имеет богатую историю и внутренний символизм. Ведь в такой важный день, как свадьба, просто так ничего не случается.
И в заключении хотелось бы поделиться самыми распространенными свадебными приметами:
·Когда молодожены садятся за свадебный стол, необходимо, чтобы они сидели на одной скамье – тогда семья будет крепкой и слаженной, иначе брак может оказаться неудачным.
·Новобрачных за столом, по древним обычаям, надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато и с достатком.
·Жених и невеста всегда должны находиться рядом друг с другом и не позволять, чтобы между ними кто-нибудь вставал, иначе разойдутся. Человек, который появлялся между ними, являлся провозвестником несчастья в семейной жизни. А кроме того считалось, что тот, кто станет между молодоженами, и будет причиной их расставания.
·Не пригласить всех родственников – к выяснению отношений. В принципе к этой примете можно отнестись с известной долей юмора и не принимать ее всерьез, но задуматься над ней на досуге всё же не помешает.
·Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж, причем в следующем году. Особенно эта примета популярна в последние десятилетия, под влиянием американских фильмов.
·Подруги не должны мыть посуду после свадьбы, а то быть ссоре с молодоженами.
·Много гостей на свадьбе – к хлопотам. К этой примете тоже можно отнестись как к шуточной, фольклорной. Вероятно она исходит от пословицы "Бедному жениться – ночь коротка".
·Хорошее угощение на свадьбе – к частым гостям в доме.
·Жених и невеста не должны фотографироваться порознь на свадьбе – иначе они расстанутся.
·Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью, тогда семья будет жить богато.
·Если, возвращаясь из загса, первой в дом заходит невеста – она будет руководить в семье, если жених – он будет хозяином.
·Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить – молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.
·Если во время свадьбы с невесты упало украшение – дурное предзнаменование.
·Если дарят столовые принадлежности (особенно с ножами), отдайте монетку – иначе быть раздорам.
·Жених не должен видеть свадебного платья до дня свадьбы и не должен накануне свадьбы видеться с невестой.
·Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде.
·Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.
·Дождь или снег в день свадьбы – к счастью.
·Существует множество примет, касающихся венчальных свечей. Вот, например, считается, что тот из молодоженов, у которого венчальная свеча догорит раньше, умрет первым, а если она выпадает из рук, то это уж совсем считалось не к добру. Также не предвещало ничего хорошего неровное горение венчальной свечи, которая таким образом "волновалась" о старших в доме.
·Если в день свадьбы шел дождь, то это считалось отличным предзнаменованием, но плохо если свадьбу играли зимой и разыгрывалась метель – согласно приметам, из молодой семьи выдувалось всё богатство.
·Если после обряда венчания свадебный кортеж поехал по другой дороге, то это считалось отличным предзнаменованием, так как теперь муж и жена будут жить новой жизнью и не вернутся к прежней.
·А что можно было предпринять, если девушка не хотела выходить замуж за того, кого ей прочили в мужья? Предприимчивые сваты старались во что бы то ни стало завладеть старой обувью и веником девушки, так как в этом случае она все равно должна была выйти замуж, даже помимо своего желания, за нелюбимого человека.
·Некоторые приметы, связанные с проведением обряда венчания, насчитывают несколько столетий, и в нынешнем веке их также стараются соблюдать, свято веря в их действенность.
·Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать – брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.
·Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.
·Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно – к долгой совместной жизни.
·После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало – к удаче, к дружной и счастливой жизни.
Список литературы
1. Махлина С.Т. М 36 Словарь по семиотике культуры – Санкт-Петербург: "Искусство – СПб, 2009 " – 752 с.
. А.К. Байбурин Ритуал в традиционной культуре восточных славян. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. – 223 с.
. О. Крылова "Самая полная книга свадебных тостов" М.: Эксмо, 2007 – 346с.
. О. Веселовская "Свадьба от А до Я" М.: Эксмо, 2009 – 192 с.
. Н.В. Гришечкина, И.М. Самойлик, "Большая книга праздников для веселой компании" Ярославль, академия развития, 2008 – 416 с.
. С. Новиков "Свадьба" – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011 – 286 с.
. Е. Белозерова "Праздники в семье и на работе" М.: Эксмо, 2011
. Л. Черкасова ("Родолюбие") Журнал "Родноверие" №2(3) 2010
. И. Мельников "Обряд венчания в церкви" Электронная библиотека бесплатных книг #”justify”>. А. Звонарева "Народные обряды, обычаи и приметы" Электронная библиотека бесплатных книг #”justify”>. Тимофеева Л.Д. Традиции и новации в русском свадебном обряде – 24.00.01 Москва, 2004 М., 1975.
. Федорова А. 19 мая 2013 http://Svadebnyy-kortezh–tradiciya-predkov