- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,05 Мб
Михайловский златоверхий монастырь
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Михайловский златоверхий монастырь
Курсовая работа по дисциплине «История украинского искусства»
Луганск 2013
ВВЕДЕНИЕ
Михайловский Златоверхий монастырь – один из древнейших монастырей в Киеве. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.
История Михайловского собора, как и многих подобных памятников архитектуры полна взлетев и падений.
Основана святыня была в 1108 году князем Святополком, внуком Ярослава Мудрого, на месте Дмитриевского монастыря. Освящен – в 1113 году. Прекрасное творение искусства было посвящено небесному покровителю города Киева – архангелу Михаилу. Купола собора выглядели ослепительно красиво и блестяще. От этого ему дали имя Михайловский (Златоверхий) собор.
Объект исследования: Михайловский Златоверхий монастырь
Задания исследования:
Рассмотреть этапы создания Михайловского Златоверхого монастыря
Проанализировать особенности создания
Проследить этапы развития
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ
.1 История создания
В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича – Петр-Ярополк и Михаил-Святополк – основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители – собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.
Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом – спуском к Днепру.
Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича – плинфы.
Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян – Златоверхий.
Фасады храма были украшены лепными украшениями – наличниками и орнаментом – выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским.
Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.
Мощи великомученицы Варвары, жены князя Святополка, больше, чем восемь веков покоились в стенах храма. Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время – главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.
К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.
.2 Разрушение и восстановление Михайловского Златоверхого монастыря
июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину – под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 – 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор. Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.
Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор в Киеве (официально открыт 30 мая 1999 года) – один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Но храм был воссоздан не в первоначальных формах (до наслоений), поэтому многие историки его не признают. На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.
<#”706917.files/image004.gif”> <#”706917.files/image005.gif”>
С весны 2000 года для богослужения и посещения открыта центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 – Варваринский и Екатерининский приделы.
РАЗДЕЛ. 2 МОЗАИКИ И ФРЕСКИ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ
Самую большую славу Михайловскому собору принесли его фрески и мозаики, которые называют «мерцающей живописью» за то, что их сияние то затухало, то вспыхивало с новой силой, охватывая все внутреннее пространство собора. Мозаики Михайловского собора являлись величайшим произведением живописи.
<#”706917.files/image007.gif”> <#”706917.files/image008.gif”> <#”706917.files/image009.gif”> <http://www.uer.varvar.ru/zlatoverh1.htm>
Димитрий Солунский. Мозаика церкви Михаила Архангела Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве
«Мерцающей живописью» их называют мозаики Михайловского собора – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алипия, мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами. Житие преподобного Алипия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича» (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его «на учение иконного писания» кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алипий «добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело». В искусстве Алипия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алипия. В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство «мерцающей живописи» угасло – для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. Часть мозаик Михайловского собора – «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других – была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» – в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого – Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика – неясной.
михайловский монастырь мозаика храм
ВЫВОД
Михайловский Златоверхий собор по-настоящему является памятником украинского искусства. Даже в восстановленном виде и при отсутствии древнего иконостаса и других утерянных бесценных реликвий собор доказывает, насколько были велики замыслы древних мастеров и их воплощения.