Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Михайловский златоверхий монастырь

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать курсовую работу

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,05 Мб

Михайловский златоверхий монастырь

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Михайловский златоверхий монастырь

Курсовая работа по дисциплине «История украинского искусства»

Луганск 2013

ВВЕДЕНИЕ

Михайловский Златоверхий монастырь – один из древнейших монастырей в Киеве. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

История Михайловского собора, как и многих подобных памятников архитектуры полна взлетев и падений.

Основана святыня была в 1108 году князем Святополком, внуком Ярослава Мудрого, на месте Дмитриевского монастыря. Освящен – в 1113 году. Прекрасное творение искусства было посвящено небесному покровителю города Киева – архангелу Михаилу. Купола собора выглядели ослепительно красиво и блестяще. От этого ему дали имя Михайловский (Златоверхий) собор.

Объект исследования: Михайловский Златоверхий монастырь

Задания исследования:

Рассмотреть этапы создания Михайловского Златоверхого монастыря

Проанализировать особенности создания

Проследить этапы развития

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ

.1 История создания

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича – Петр-Ярополк и Михаил-Святополк – основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители – собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом – спуском к Днепру.

Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича – плинфы.

Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян – Златоверхий.

Фасады храма были украшены лепными украшениями – наличниками и орнаментом – выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским.

Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.
 

Михайловский златоверхий монастырь

Мощи великомученицы Варвары, жены князя Святополка, больше, чем восемь веков покоились в стенах храма. Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время – главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Михайловский златоверхий монастырь

.2 Разрушение и восстановление Михайловского Златоверхого монастыря

июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину – под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 – 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор. Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.

Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский собор в Киеве (официально открыт 30 мая 1999 года) – один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Но храм был воссоздан не в первоначальных формах (до наслоений), поэтому многие историки его не признают. На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

Михайловский златоверхий монастырь

 <#”706917.files/image004.gif”> <#”706917.files/image005.gif”>

С весны 2000 года для богослужения и посещения открыта центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 – Варваринский и Екатерининский приделы.

РАЗДЕЛ. 2 МОЗАИКИ И ФРЕСКИ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ

Самую большую славу Михайловскому собору принесли его фрески и мозаики, которые называют «мерцающей живописью» за то, что их сияние то затухало, то вспыхивало с новой силой, охватывая все внутреннее пространство собора. Мозаики Михайловского собора являлись величайшим произведением живописи.

Михайловский златоверхий монастырь

 <#”706917.files/image007.gif”> <#”706917.files/image008.gif”> <#”706917.files/image009.gif”> <http://www.uer.varvar.ru/zlatoverh1.htm>

Димитрий Солунский. Мозаика церкви Михаила Архангела Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

«Мерцающей живописью» их называют мозаики Михайловского собора – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего с именем  древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алипия, мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами. Житие преподобного Алипия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича» (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его «на учение иконного писания» кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алипий «добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело». В искусстве Алипия заметна его близость к традициям константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алипия. В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство «мерцающей живописи» угасло – для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. Часть мозаик Михайловского собора – «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других – была  перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» – в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого – Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика – неясной.

михайловский монастырь мозаика храм

ВЫВОД

Михайловский Златоверхий собор по-настоящему является памятником украинского искусства. Даже в восстановленном виде и при отсутствии древнего иконостаса и других утерянных бесценных реликвий собор доказывает, насколько были велики замыслы древних мастеров и их воплощения.

Похожие записи

Феномен готики в истории культуры: традиционный и современный аспект

Культурология

Ислам в современном мире и процесс реформации в Исламе

Культурология

Представители направления поп-арт и их методы выразительности

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.