- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,05 Мб
Моя будущая профессия – звукорежиссер
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26 г. о. Тольятти
Проект
на тему: «Моя будущая профессия – звукорежиссер»
Выполнил проект: Бусел Владислав Сергеевич
Руководит: Самсонова Елена Михайловна
Консультант: Пронина Галина Владимировна
-2012
Паспорт проекта
) Название проекта: «Профессия – Звукорежиссёр»
) Руководитель проекта: Самсонова Елена Михайловна
) Консультант: Пронина Галина Владимировна
) Тип проекта: Информационный
) Цель проекта: Анализировать профессию и узнать о ней больше
) Задачи проекта:
. Узнать больше о профессии
. Выявить плюсы и минусы
. Изучить нюансы и специфику данной профессии
) Предполагаемый продукт проекта: Реферат и электронная презентация
) План работы над объектами:
№ | Действия | Сроки |
1 | Выбор темы | Сентябрь |
2 | Подбор информации | Октябрь |
3 | Изучение и анализ литературных источников | Ноябрь |
4 | Набор текста | Декабрь |
5 | Подготовка к защите проекта | Январь |
6 | Защита проекта | Февраль |
Содержание
Введение
Более подробно и научно
Массовость и уникальность профессии
История развития техники и технологии звукорежиссуры в России
Студия звукозаписи
Программное обеспечение. Методы работы со звуковым материалом
Заключение
Приложение
Введение
Почему я выбрал именно эту профессию? Почему именно о ней я хочу вам рассказать?
С давних лет я хотел заняться каким-либо творчеством, связанным с музыкой. Это было одно из направлений хип-хопа – рэп. Рэп – это один из основных элементов хип-хопа, ритмичный речитатив, читающийся под своеобразный для своего стиля, тяжёлый бит. И, естественно, мне хотелось записать свой трек (я так же пишу для себя музыку, но это, к сожаленью, пока даётся мне тяжело). Я начал изучение различных программ для звукозаписи, читал статьи и книги, посвящённые звукорежиссуре, изучал оборудование, какое необходимо помещение и как его грамотно оборудовать. В этой профессии множество тонкостей и специфики, и для того чтобы их все перечислить нужно очень много времени.
Углубляясь всё больше в эту специальность, мне всё больше она нравилась. Приложив труда и пожертвовав свободным временем, я заработал денег на оборудование для домашней студии звукозаписи. Для себя я решил, что это не кратковременное увлечение, и мне нравится заниматься записью, сведением звука (в моём случае вокала). Изучая всё, что мне понадобится для дальнейшей работы в студии, я набираюсь опыта и совершенствую её. Я зарабатываю деньги на записи других людей, консультирую начинающих, и мне это доставляет большое удовольствие.
Более подробно и научно
Звукорежиссёр – это специалист, который с помощью технических звуковых средств осуществляет запись, воспроизведение, обработку, и сведение различных звуковых компонентов. Это творческая профессия, ведь звукорежиссёр всегда создаёт художественный звуковой образ, формирует драматургию и концепцию звука, а также создаёт новые звуки и занимается их обработкой.
Массовость и уникальность профессии
Современный человек не мыслит свою жизнь без постоянного электронного звукового фона. Кино, радио, телевидение, шоу-программы, оформленные с помощью качественного, продуманного звукового сопровождения, всегда привлекают наше внимание. Деятельность человека, который за него отвечает, остаётся за кадром, но, тем не менее, именно он обеспечивает это сопровождение, доставляя нам массу положительных впечатлений и эмоций.
Профессия звукорежиссёра востребована, прежде всего, в производстве музыки, кинематографе, а также на телевидении и радио, в театре, проведении концертов. Звукорежиссёр также участвует в обработке или реставрации звука, занимается звуковым оформлением веб-сайтов. Наиболее востребованы звукорежиссёры в крупных городах, где существуют развитые сферы кино, телевидения и шоу-индустрии. В регионах мест трудоустройства для звукорежиссёров немного, однако, столь же невелика и конкуренция между специалистами, поэтому шансы на трудоустройство тоже довольно существенны. В зависимости от места работы заработок звукорежиссёра может быть как совсем незначительным, так и весьма достойным.
История развития техники и технологии звукорежиссуры в России
В России процесс развития техники звукозаписи начался в конце XIX века, практически одновременно с изобретением Томасом Эдисоном фонографа в 1877 году. Первая демонстрация этого аппарата в России состоялась в Музее прикладных знаний в 1879 году. Он воспроизвел приветствие Эдисона к жителям Москвы.
Идею механической звукозаписи усовершенствовал американский изобретатель Эмиль Берлинер в 1888 году, осуществив запись звука на диск, что позволило тиражировать записи в виде граммофонных пластинок.
Дальнейшее развитие технологии звукозаписи в 20-30 годы привело к становлению профессии звукорежиссера в России. Значительную роль в этом процессе сыграл звуковой кинематограф.
Освоение звука на киностудии «Ленфильм» шло в плодотворном сотрудничестве с Центральной лабораторией проводной связи, руководимой А. Ф. Шориным. А в Москве освоением звука в кино занималась группа научных сотрудников Физического института под руководством П. Г. Тагера. Эти группы ученых почти одновременно в конце 20-х годов создали первые в России приборы записи звука на кинопленку оптическим способом. Они позволяли с помощью разных (по типу действия) световых модуляторов осуществить продольную запись звука (по системе Тагера) и поперечную запись звука (по системе Шорина). В этот период времени А. Ф. Шорин предложил использовать кинопленку в качестве носителя для механической записи звука. Им был сконструирован аппарат «шоринофон», сначала использовавшийся для озвучивания кинофильмов, а затем – и для записи музыки и речи в радиовещании, что увеличивало продолжительность записи до нескольких часов. Следующим направлением, сыгравшим большую роль в становлении профессии звукорежиссера, было создание и развитие радиовещания. В 1924 году в Ленинграде открылась первая радиостудия (мощностью всего 1 кВт), которая была преобразована в начале 30-х годов в Дом радио. Основным носителем звукозаписи в 30…40 годы были большие восковые или, более качественные, тонфолевые диски. С помощью американского аппарата Presto на этих дисках электромеханическим способом нарезались звуковые дорожки, с которых на этом же аппарате и воспроизводилась запись.
В конце 60-х годов началось переоснащение звуковых студий оборудованием второго поколения, на транзисторах, а со второй половины 70-х годов – на интегральных микросхемах, с устройствами обработки звукового сигнала (ревербераторами, линиями задержки, частотными корректорами, компрессорами, шумоподавителями и т. д.). С развитием технической базы произошли существенные изменения в технологии работы звукорежиссеров. Появилась возможность монтажа звука, перезаписи, последовательного наложения. Многодорожечная запись с последующим сведением открыла дополнительные возможности в обработке фонограммы, особенно для записи эстрадной музыки. Например, использование компрессоров позволило сделать звучание фонограмм более плотным и насыщенным; применение искусственной реверберации дало возможность звукорежиссерам обогатить звучание естественных источников и т. д. За этот период фирмой «Мелодия» были выпущены стереофонические записи величайших произведений музыкальной мировой культуры (Моцарта, Бетховена, Баха, Чайковского и т. д.). Таким образом, использование в эти годы аналогового оборудования, большой опыт и мастерство звукорежиссеров позволили отработать новые методы и приемы звукозаписи и создать огромное количество фонограмм музыкальных произведений различных жанров.
Третий период развития звукозаписи в нашей стране продолжается с 80-х годов прошлого века по настоящее время. Начался переход на новые цифровые и компьютерные технологии обработки звука, внедряются системы пространственной звукопередачи, что повлекло за собой техническое переоснащение студий звукозаписи. Наряду с аналоговым оборудованием стало использоваться цифровое (микшерные пульты, магнитофоны, новые процессоры спецэффектов и т. д.).
В настоящий период ведущие студии звукозаписи перешли на использование разнообразного цифрового оборудования. Например, петербургская студия грамзаписи фирмы «Мелодия» оснащена передвижными и стационарными пультами Studer, пультами для работы с пространственным звуком, а также устройствами для обработки звука японской фирмы Sony, американской фирмы Lexicon, японской фирмы Yamaha, большим парком микрофонов фирм Sennheiser, Neumann, Shure и др., цифровыми магнитофонами Tascam. С 90-х годов на студии применяются компьютерные монтажные станции (WaveFrame, ProTools).
Студия звукозаписи
Итак, что же представляет из себя помещение, предназначенное для записи, создания и обработки звука?
Помещение
К помещениям, где производится непосредственно звукозапись, имеются специальные требования: звукоизоляция и звукопоглощение.
Звукопоглощение добивается за счёт крепления специальных звукопоглощающих материалов на стены и потолок. Эти материалы имеют высокий показатель поглощения (гашения) аудиоволны по определённым частотам, что способствует удалению эха (натуральной реверберации). Таким образом, материалы выбираются для конкретных помещений, где будет производиться звукозапись конкретных инструментов. К примеру, для звукоизоляции помещений, где производится запись вокала, используются такие материалы как поролон, вата, ковролин и/или их комбинации.
Звукоизоляции добиваются за счёт специальной конструкции стен студии. Их утолщают и создают по возможности несколько стен, разделяя их узкими промежутками, в которые засыпается песок или другие материалы, способные поглотить энергию звуковой волны. Эти изменения позволяют изолировать студию как от шумов извне, так и в обратном направлении.
Оборудование студии
Главным образом, оборудование студий звукозаписи состоит из устройств, способных уловить звук (микрофоны, звукосниматели), обработать звук (микшеры, сигнальные процессоры, компрессоры, компьютерные плагины и.т.д.) записать звук (DAT-магнитофоны, жёсткие диски, аналоговые звукозаписывающие устройства) и воспроизвести звук (студийные мониторы, студийная акустика).
Компьютер
Основным рабочим инструментом домашней студии звукозаписи является компьютер, который выполняет при помощи музыкальных программ множество функций – MIDI-секвенсор, цифровой магнитофон, микшер, редактор аудиофайлов и т.д.
Звуковая карта– дополнительное оборудование персонального компьютера, позволяющее обрабатывать звук (выводить на акустические системы и/или записывать). Для профессионального звучания целесообразно приобрести отдельный аудио интерфейс с качественными АЦП и нулевой задержкой мониторинга.
Студийные мониторы – неотъемлемая часть студии звукозаписи. Функция студийных мониторов не только в воспроизведении звука, но и в его мониторинге. Мониторинг – важнейшая составляющая студии. Для мониторинга применяются студийные наушники и студийные мониторы (студийная акустическая система).
Микшерный пульт – электронное устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов: суммирования нескольких источников в один или более выходов. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов. Микшерный пульт используют при звукозаписи, сведении и концертном звукоусилении. Существуют аналоговые и цифровые микшерные пульты, и у каждого из этих видов существуют свои сторонники и противники, так как оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки. Также микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов. Профессиональные концертные и студийные микшерные консоли, как правило, имеют не менее 32 входов, более 6 Aux-шин, мощный эквалайзер на входах, 4 или более подгрупп, а также оснащаются высокоточными и длинноходными фейдерами. В свою очередь компактные и бюджетные микшеры имеют малое количество каналов, более скудные эквалайзеры, и нередко лишены фейдеров.
Микрофон– электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания в колебания электрического тока, устройство ввода. Служит первичным звеном в цепочке звукозаписывающего тракта или звукоусиления. Микрофоны используются во многих устройствах, таких как телефоны и магнитофоны, в звукозаписи и видеозаписи, на радио и телевидении, для радиосвязи, а также для ультразвукового контроля и измерения.
Виртуальный микшерный пульт
Компьютер, оснащённый специальным оборудованием, может заменить микшерный пульт. Мультимедийные студии являются недорогим выбором и хорошей альтернативой классическим студиям звукозаписи. Они оснащены многоканальными звуковыми картами студийного класса и специальным программным обеспечением, которое в умелых руках превращает компьютер в мощную студию звукозаписи. Виртуальный микшер в таких программах как Cubase или AdobeAudition имеет идентичный классическому аналоговому микшеру набор функций.
Программное обеспечение. Методы работы со звуковым материалом
звукорежиссер профессия студия звукозапись
В целом, работа над музыкальной композицией или песней состоит из следующих компонентов:
· Сочинение композиции
· Создание MIDI-аранжировки
· Запись «живых» инструментов и голоса
· Редакция, обработка записанных треков
· Сведение многоканальной записи в стереопару
· Мастеринг
· Экспорт конечного аудио файла в стандартный формат и/или нарезка готового CD
Сочинение композиции. Создание MIDI-аранжировки.
Сочинение композиции является самым главным элементом в объемном спектре работы над музыкальным произведением. Никакая крутая техника, самые модные звуки и передовые технологии не смогут заменить талант. Как говорится, все это нельзя купить в магазине. Понравившийся вариант аранжировки можно сохранить как MIDI-файл. Это будет, как бы, костяк для дальнейшей работы над композицией – редактирование/перезапись отдельных партий, подбор звуков, запись «живых» инструментов и голоса. Эту работу целесообразно выполнять в специальных программах, которые в узких кругах называют аудио/MIDI секвенсорами.
Виртуальные студии звукозаписи («аудио-миди секвенсоры»)
Создание аранжировки и запись «живых» инструментов производят в специализированных программах, например: Sonar (CakeWalk), Cubase (Steinberg), LogicAudio (Emagic). Все данные программы основаны на одном принципе работы, по сути, это законченные студии звукозаписи, в которых можно сделать музыкальное произведение от начала до конца. Вы можете записать и MIDI-инструменты, и виртуальные аудиоинструменты, а также аудиотреки. Всё это выполняется многоканальным «наложением», т.е. когда каждая новая секвенция (записываемая часть) накладывается на предыдущую, на свой трек. На одном экране вы можете видеть всю информацию и контролировать весь процесс записи. Далее, когда аранжировка приняла окончательный вид (подобраны нужные звуки), вы можете приступать к записи «живых» инструментов и голоса. На этом этапе нужен некоторый навык, т.к. запись «живых» инструментов и голоса очень ответственная работа в общей сумме процесса создания музыкального продукта.
После того, как все задуманные дорожки записаны, пользователь может делать редакцию, обработку и микширование. Под редактированием подразумевается операция исправления мелких ошибок.
Сведение
В процессе сведения музыки происходит создание из отдельных записанных треков конечной записи. Сведение музыки – не только просто технический процесс по соединению разных треков в одно целое. Сведение также требует творческого процесса, от которого будет зависеть особенности звучания результата. Процесс сведения музыки довольно трудоемкий, ведь он включает в себя большое количество составляющих, таких как: баланс, когда необходимо свести в единое громкость соединяемых треков. Другие две важные составляющие процесса сведения музыки – панорама и динамика. Панорама – это удачное расположение и смешивание между собой каждого записанного инструмента, создание соответствующей акустической среды. Динамика – это развитие музыкальной звукозаписи, ее форма. Как, например, в каждом рассказе, есть вступление, развитие, кульминация и спад. Так и при сведении музыки динамика отвечает за указанное развитие произведения. Существуют и еще важные составляющие процесса сведения музыки, которые отвечают за отличие хорошей, качественной звукозаписи от иной. Это объем, прозрачность и плотность звука. Объемность звука современному человеку понятна без лишних объяснений. Прозрачность – читаемость, отличимость каждого из инструментов. Плотность же отвечает за насыщенность звука. Задача хорошего звукорежиссера – найти нужный баланс, чтобы излишняя плотность, объем или прозрачность не сказались на качестве музыки. И, наконец, любой сведенный трек должен быть оригинальным, содержать какие-то собственные звуковые "навороты".
Все эти важные процессы, естественно, затруднительно осуществить без использования дорогостоящей качественной аппаратуры. При этом, чтобы получить высококачественный результат в процессе сведения музыки, у звукорежиссера, помимо профессиональных навыков, должен быть достаточно большой опыт, чтобы не просто осуществить выше поставленные задачи при сведении музыки, но и своими "наворотами" не "испортить" звук, полученный в процессе аранжировки. Поэтому, используя техническое оснащение и опыт наших звукорежиссеров, нужное вам сведение будет произведено на должном уровне.
Мастеринг
После сведения музыки наступает заключительный этап – мастеринг. Мастеринг можно назвать окончательной точкой в редактировании музыкальной звукозаписи. Этот процесс поможет вам улучшить звучание полученной записи, вывести ее на уровень профессиональной. Результатом мастеринга становится уже та звукозапись – так называемая "мастер – копия", – которая является основой для последующего тиражирования. Мастеринг проводится в три этапа: монтаж, окончательная обработка звука, и выпуск продукции. При монтаже отдельные записи собираются в единый альбом. Они расставляются в нужном вам порядке, с нужными промежутками между записями, а также начало и окончание записей сводятся либо к тишине, либо к плавным переходам из одной в другую – по вашему заказу. На этой стадии мастеринга также возможно удалить ненужные шумы.
Другая стадия мастеринга – окончательная обработка звука, его "доводка" до нужного результата – важна с точки зрения возможности улучшения прозрачности, динамики звука, сглаживания частотной разницы между звукозаписями. Если на мастеринг нам предоставлена звукозапись с качественно произведенной записью, аранжировкой и сведением, то мастеринг только улучшит тот результат, который получился при сведении музыки, а значит, увеличит и конкурентоспособность звукоматериала. Эта стадия мастеринга наиболее значима, потому что конечный звук, который уже воспринимает слушатель, достигается здесь. Звукорежиссер, проводивший сведение музыки, огромное количество раз прослушал вашу звукозапись, поэтому свежий взгляд опытного специалиста по мастерингу пойдет ей только на пользу.
Третья стадия мастеринга – выпуск продукции, то есть вывод звукозаписи в требуемом вам формате, на тот носитель, с которого уже будет производиться тиражирование. Для кассет и компакт-дисков нужны разные форматы.
Заключение
Итак, для того чтобы стать хорошим звукорежиссёром, необходимо владение как творческими, так и техническими аспектами профессии. Звукорежиссёру необходимо иметь знания в области физики, акустики, звукового технического оборудование, которые совмещаются с музыкальным образованием и отличным музыкальным слухом. Работа звукорежиссёра требует обширных творческих навыков, ведь создание уникальной звуковой среды – необычайно сложный художественный процесс. В большинстве случаев работа звукорежиссёра связана с деятельность большого числа людей смежных профессий, поэтому ему необходимы такие качества как коммуникабельность, умение работать в команде и подчинять свои творческие идеи общему режиссёрскому замыслу.
Обучиться этой специальности можно в следующих учебных заведениях:
· Институт телевидения (ГИТР) г. Москва
· Институт современного искусства (ИСИ) г. Москва
· Всероссийский государственный университет кинематографии г. Москва
· Московский Киновидеоинститут г. Москва
Приложение
Современная профессиональная студия звукозаписи
Домашняя студия звукозаписи
Студийный конденсаторный микрофон Динамический микрофон
Микшерные пульты (профессиональные и малобюджетные)
Студийные мониторные колонки
Студийные мониторные наушники
Звуковая карта