- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,23 kb
Набережные Санкт-Петербурга. История постройки Сената и Синода
Введение
Над желтизной правительственной зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, – как броненосец в доке, –
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой – посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жестокая порфира,
Как власяница грубая, бедна.
Тяжка обуза северного сноба –
Онегина старинная тоска;
На площади Сената – вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка.
Черпали воду ялики, и чайки
Морские навещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница.
Самолюбивый, скромный пешеход,
Чудак Евгений, бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянёт.
О. Мандельштам
1.
Набережные Санкт-Петербурга
1.1 Адмиралтейская набережная
Расположение: левый берег Большой Невы, от Дворцового моста до площади Декабристов
Адмиралтейская набережная располагается на левом берегу Большой Невы, между Дворцовой и Английской набережными. В начале 18 века на ее территории располагалась Адмиралтейская верфь. Ансамбль Адмиралтейской набережной начал формироваться лишь после того как в Адмиралтействе были прекращены судостроительные работы, и, как следствие, каналы и бассейны на его территории были засыпаны. В конце 18 века часть набережной у Сенатской площади (ныне – площадь Декабристов) была облицована гранитом, а позднее, в первой четверти 19 века, у здания Адмиралтейства по проекту инженера А. Готмана были построены Дворцовая и Петровская пристани. На одну из пристаней с Дворцовой набережной были перенесены медные скульптуры львов и две вазы из полированного порфира, выполненные в Швеции на Эльфдаленской гранильной фабрике. Чугунные пьедесталы для ваз и львов были отлиты на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге по рисунку архитектора Л. Шарлеманя. Позднее порфировые вазы были отправлены на Петровскую набережную, а Дворцовая пристань, в связи с возведением Дворцового моста, была перенесена к восточному павильону Адмиралтейства. Она и сейчас находится там: ее украшают скульптуры львов, возвышающиеся на постаментах из красного гранита. В 1874 году набережная была названа Адмиралтейской в честь расположенного на ней здания Адмиралтейства.
От Адмиралтейской набережной через Большую Неву был перекинут Исаакиевский мост, который сначала находился в районе современной площади Декабристов, а потом был капитально переустроен и перенесен туда, где сейчас находится Дворцовый мост. Сооруженные тогда береговые устои этого моста с гранитной облицовкой и закругленными лестницами можно видеть на Адмиралтейской набережной и сегодня. Исаакиевский мост сгорел в апреле 1916 года.
В конце 19-начале 20 века на Адмиралтейской набережной сооружались доходные дома, банки и особняки. Например, дом № 8, построенный по проекту архитектора М. Месмахера, принадлежал великому князю Михаилу Михайловичу. Ближайшее к восточному павильону Адмиралтейства здание на набережной было отведено для "театра Панаева". Дом сгорел, театр был распущен, а после Второй мировой войны в отстроенном здании разместилась школа.
Историческая справка
-1788 гг. – часть набережной облицована гранитом. 1820-1824 гг. – по обе стороны здания Адмиралтейства построены Дворцовая и Петровская пристани. 1832 г. – Дворцовая пристань украшена медными фигурами львов и порфировыми вазами. 1874 г. – набережная была названа Адмиралтейской. 1879 г. – по Адмиралтейской набережной открыто движение.
Легенды и мифы
Говорят, что здание Адмиралтейства и прилежащие к нему территории окружены особым "энергетическим полем", которое благотворно влияет на здоровье и настроение человека. Например, замечено, что ласточки, возвращаясь весной из теплых стран в Петербург, в первую очередь летят к Адмиралтейству и кружат над иглой, увенчанной корабликом. Многие утверждают, что прогулка вдоль Адмиралтейской набережной не только приятна с эстетической точки зрения, но и полезна для здоровья.
1.2 Английская набережная
Расположение: левый берег Большой Невы, от площади Декабристов до Ново-Адмиралтейского канала
Английская набережная изначально называлась Нижней, так как возникла в 18 веке в нижнем течении Большой Невы. Набережная вела к Галерной верфи и вскоре была переименована в Галерную. Первым зданием, которое возникло на набережной в 1716 году, стал дом корабельного мастера Ивана Нимцова. Формирование архитектурного облика молодого Петербурга происходило очень быстро, и уже к концу 1730-u годов набережная была застроена "сплошною фасадою". Среди владельцев домов и особняков, возведенных на этом месте, было немало иностранцев, в том числе – англичан, в связи с чем набережная стала назваться Английской. Во второй половине 18 века она была облицована гранитом и стала выглядеть парадно и торжественно. В 1919 году набережная была названа в честь моряков Красного Балтийского флота, сохранив это название до 1994 года. Сегодня она вновь называется Английской.
Большинство из существующих на Английской набережной зданий представляют определенный исторический интерес. Престижное и фешенебельное место для строительства, оно привлекало состоятельных подданных Российской Империи и иностранцев. К числу наиболее примечательных зданий относятся особняк сахарозаводчика барона Штиглица, построенный по проекту архитектора А. Кракау (№ 66-68), дворец Шереметьевых (№ 12), дом Нарышкиных (№ 14), славившийся своим гостеприимством и роскошными балами, перед которым в летние вечера играл оркестр для увеселения хозяев и гостей, катающихся на лодках по Неве. В доме № 4 по Английской набережной располагался дворец Лаваля, построенный в 1805-1810 годах по проекту архитекторов А. Воронихина и Ж. Тома де Томона. Тот участок земли, на котором был возведен дворец, в петровские времена принадлежал семье царского фаворита Александра Меншикова. Дом № 10 когда-то принадлежал влиятельной семье Остерманов-Толстых, а затем – Воронцовых-Дашковых. Из исторических документов известно, что именно в этом доме на балу был Александр Пушкин, его супруга Наталья Николаевна и Дантес, с которым через четыре дня после этого бала состоялась роковая дуэль поэта. Дом № 28, построенный по проекту архитектора А. Красовского, в 19 веке принадлежал Никите Всеволожскому, основателю знаменитого литературного общества "Зеленая лампа". Сегодня в этом доме размещается Дворец Бракосочетания № 1, который по праву считается самым красивым во всей России. Дом № 32 выделяется своим изящным восьмиколонным портиком. Здесь, в здании, построенным архитектором Д. Кваренги в стиле классицизма, находилась Коллегия иностранных дел, где служили Фонвизин, Грибоедов, Тютчев. Именно сюда после окончания лицея были определены на службу Пушкин и Кюхельбекер. Дом № 44 когда-то принадлежал видному государственному деятелю Н. Румянцеву, который хранил в своем особняке коллекцию книг и славянских древностей. В 1831 году здесь был открыт "Румянцевский музеум", который впоследствии перевезли в Москву, а здание было отведено для экспозиций Музея истории города.
У Английской набережной в ночь на 25 октября 1917 года (7 ноября по новому стилю) стоял крейсер "Аврора". Именно отсюда он произвел свой легендарный залп, послуживший сигналом к наступлению на Зимний дворец.
Английская набережная – уникальный исторический памятник, каждое здание которой напоминает об ушедших эпохах и великих деятелях. Сегодня набережная – излюбленное место отдыха горожан. Особенно красиво здесь бывает в период белых ночей.
Историческая справка
г. – на набережной построен первый дом. Конец 1730-х гг. – набережная полностью застроена. 1767-1788 гг. – постройка гранитной набережной на протяжении от Адмиралтейства до Галерного двора. Середина 1770-х гг. – набережная получила название Английской. 1919-1994 гг. – Английская набережная носила название набережной Красного флота.
Легенды и мифы
Литературоведы считают, что Лев Толстой, описывая первый бал Наташи Ростовой, героини самого известного произведения писателя "Война и мир", имел в виду либо дом № 14 по Английской набережной (дом Нарышкиных), либо дом № 10, принадлежавший Остерманам-Толстым.
1.3 Дворцовая набережная
И, опершись на колоннады, Встают незыблемой чредой Дворцов гранитные громады Над потемневшею Невой!.. Н. Агнивцев.
Расположение: левый берег Невы, от Троицкого до Дворцового моста
Дворцовая набережная, одна из самых живописных в Петербурге, расположена на левом берегу Невы, между Кутузовской и Адмиралтейской набережными. Она пересекает Суворовскую площадь и соединяется Дворцовым мостом с Васильевским островом, и Троицким мостом – с Петроградской стороной. В ансамбль Дворцовой набережной входят выдающиеся по своему художественному значению архитектурные сооружения: Зимний дворец <#”512140.files/image002.gif”>
Расположение: на левом берегу Невы, между Литейным мостом и Дворцовой набережной Посмотреть на карте <#”512140.files/image002.gif”> Расположение: между Биржевой площадью и набережной реки Смоленки, вдоль левого берега Малой Невы
По сравнению с набережными берегов Большой Невы, набережная Макарова начала застраиваться сравнительно поздно. В 18-первой половине 19 веков здесь находились причалы и склады морского порта. В начале 19 века на набережной, от стрелки Васильевского острова до здания Таможни (дом № 4), была сооружена гранитная причальная стенка. В 1886 году ей было дано новое название – набережная Тучкова – в связи с тем, что здесь находились склады леса подрядчика Авраама Тучкова. В 1952 году набережная была переименована в память о флотоводце, адмирале С. Макарове.
Петр I, начав освоение Васильевского острова как центральной части города, отдал часть земель вокруг стрелки под застройку своим приближенным. Здесь находились дома Строгановых, Нарышкиных, графа Апраксина, князя Милославского и других. Дома, переходившие от одних владельцев к другим, в первоначальном виде не сохранились. Например, на месте дома князя Милославского в 1826-1832 годах под наблюдением архитектора Ф. Лукини был построен северный пакгауз Петербургского порта, где в 20 веке располагался Геологический музей, закрытый в 1962 году.
На месте дома № 4 находился особняк, принадлежавший семье Лопухиных. В 1832 году на его месте было построено здание Таможни (арх. Ф. Лукини), ныне – Институт русской литературы (Пушкинский дом), при котором работает экспозиция Литературного музея. Этому дому посвятил одно из своих стихотворений поэт Александр Блок. Главный фасад этого здания украшен портиком из восьми ионических колонн, а на фронтоне установлены медные статуи Меркурия, Нептуна и Цереры – древнеримских богов, покровительствовавших торговле, мореплаванию и плодородию соответственно. Примечательно, что это здание, увенчанное куполом, расположено симметрично Кунсткамере, относительно оси ансамбля стрелки Васильевского острова. Напротив дома № 4 была построена пристань с широкой лестницей, украшенной фигурами двух львов из розового гранита. Она была сооружена по проекту архитектора И. Рогинского в 1806-1809 годах.
Дома № 6 и 8 стоят на месте старого Гостиного двора, построенного в 1722-1735 годах по проекту архитектора Д. Трезини. Гостиный двор того времени представлял собой двухэтажное здание, опоясанное открытой аркадой. В Гостином дворе хранились и продавались товары, привозимые по морю в Петербург. Когда стрелка Васильевского острова перестала служить в качестве порта, Гостиный двор был разобран, а на его месте построено новое здание. Сегодня в нем размещается Институт физиологии им. И. П. Павлова, а мемориальные доски на фасаде здания напоминают о великих ученых, работавших в этом институте – И. Павлове, Л. Орбели, В. Черниговском и К. Быкове.
Набережная Макарова связана с именами выдающихся деятелей российской культуры. В разное время здесь жили и работали такие известные мастера, как композитор П. Чайковский, живописцы А. Куинджи, И. Шишкин, И. Крамской и многие другие. На набережной снимали свою первую семейную квартиру поэт "Серебряного века" Н. Гумилев и А. Ахматова. Свое жилище молодые супруги шутливо называли "тучкой", потому что окна квартиры выходили на Тучков переулок.
Историческая справка
г. – сооружен гранитный спуск со львами 1809-1810 гг. – набережная устроена до Биржевой линии 1824-1832 гг. – набережная продлена до Тучкова моста 1826-1832 гг. – построен северный пакгауз Биржи (арх. И. Лукини) 1832 г. – построено здание Таможни До 1887 г. – называлась набережной Малой Невы 1887-1952 гг. – набережная носит название набережной Тучкова 1952 г. – набережная названа в честь адмирала С. Макарова
1.7 Набережная Мойки
Расположение: вдоль реки Мойки
Протяженность реки Мойки около 5 км. Она впадает в Неву недалеко от ее устья. Берега Мойки начали осваиваться с первых лет существования Петербурга, и до сих пор она привлекает петербуржцев и гостей города своим неповторимым колоритом и особой атмосферой. Набережная реки Мойки считается одним из самых поэтических мест города.
В 1720 году берега Мойки были укреплены деревянными брусьями, а уже в 1798 году начались работы по возведению гранитных набережных. Позднее их украсили чугунные литые решетки.
Набережную Мойки украшают здания, интересные с архитектурной и исторической точки зрения. Одной из первых крупных построек на берегах Мойки стало здание Конюшенного ведомства (дом № 6), построенного в 1720-1723 годах по проекту архитектора Н. Гербеля и перестроенного в 1817-1823 годах архитектором В. Стасовым. Это здание протяженностью около 250 метров повторяет плавный изгиб Мойки. Его фасад украшен 22 дорическими колоннами. В церкви Конюшенного ведомства, которая размещалась в центральной части здания, 1 февраля 1837 года проходило отпевание А. С. Пушкина.
Еще одной достопримечательностью этой набережной является дом Штакеншнейдеров (№ 9), возведенный в 1852- 1854 годах. Салон Штакеншнейдеров был одним из центров культурной жизни Петербурга в 19 веке: здесь собирались такие известные деятели, как художник И. Айвазовский, писатели И. Тургенев, И. Гончаров, Ф. Достоевский и многие другие.
Самое известное литературное место этой набережной – дом, расположенный по адресу Мойка, 12. Здесь прошли последние месяцы жизни поэта А. Пушкина. Здание, построенное в 1720-х годах, с 1806 года принадлежало дворянской семье Волконских. В квартире, которую снимала семья Пушкиных, поэт закончил свое произведение "Капитанская дочка", написал последнее стихотворение, посвященное годовщине окончания Царскосельского лицея, работал над "Историей Петра Великого". Именно отсюда 27 января 1837 года Пушкин отправился на дуэль с Дантесом. В 1937 году, в год столетия со дня его смерти, в доме был создан мемориальный музей-квартира поэта. В настоящее время дом № 12 целиком отдан под нужды музея.
В доме № 20 размещается Государственная академическая капелла им. М. Глинки, нынешнее здание которой было построено в 1887-1889 годах по проекту архитектора Л. Бенуа. Здесь учились многие представители российской музыкальной культуры. При концертном зале капеллы, славящемся своей акустикой, часто устраивались литературные вечера, где в 1920-х годах выступали В. Маяковский и С. Есенин.
Дом № 50 – типичная усадьба середины 18 века. Это здание, известное как дворец Штегельмана, было построено по проекту архитектора Б. Растрелли. Дом № 86 примечателен тем, что здесь в годы строительства Исаакиевского собора жил зодчий О. Монферран.
Дом № 94, занимающий обширную территорию, – это Юсуповский дворец, уникальный памятник архитектуры классицизма. Здание, которое некогда принадлежало богатейшей и влиятельной семье Юсуповых, украшено шестиколонным портиком. Дворец был сооружен в 1760-х годах архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом, а перестроен в 1830-1838 годах по проекту архитектора А. Михайлова, который присоединил к дворцу флигель с белоколонным залом и создал анфиладу парадных комнат. В этом дворце в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года заговорщики во главе с Ф. Юсуповым убили царского фаворита Григория Распутина.
Через Мойку переброшено 14 мостов, большинство из которых – памятники архитектуры. Одной из достопримечательностей набережной Мойки является Инженерный мост, украшенный стилизованными мечами и щитами с изображением головы Медузы-Горгоны. Среди других примечательных мостов – Синий мост, Театральный мост, Почтамтский мост, Поцелуев мост. За Поцелуевым мостом на небольшом треугольном острове расположен уникальный памятник промышленной архитектуры 18 века – ансамбль "Новая Голландия".
Историческая справка
-1723 гг. – на набережной Мойки построено первое значительное сооружение – Конюшенное ведомство. 1798-1810 гг. – на Мойке велись работы по возведению гранитной набережной. 1828-1829 гг. – над Мойкой перекинут 1-й Инженерный мост (проект инженера П. Базена). Легенды и мифы
Считается, что на берегах Мойки в молодом Петербурге строились общественные бани, отсюда и название реки. На самом деле название Мойка восходит к более раннему – "Мья", производному от финского слова, означающего "грязь, слякоть". Очевидно, речка была так названа потому, что вытекала из Торфяного болота, которое находилось немного южнее Марсова поля.
1.8 Петровская набережная
Расположение: на правом берегу Невы, между Троицким мостом и Петроградской набережной
На месте первой петербургской пристани в 1907 году были установлены скульптуры мифологических китайских львов-собак, известные как "китайские лягушки". Их привезли в Петербург из города Гирина в Маньчжурии. Эти статуи, которые в Китае называют ши-цза, были доставлены в город и установлены на Петровской набережной за счет средств видного государственного деятеля Н. Гродекова, о чем свидетельствует надпись, выполненная на постаментах.
Примечательным зданием Петровской набережной является дворец великого князя Николая Николаевича, возведенный в 1910 году по проекту архитектора А. Хренова. С 1985 года здесь находился дворец бракосочетания, известный своими праздничными и изящными интерьерами. Летом 2000 года администрация Санкт-Петербурга предоставила дворец для использования в качестве официальной резиденции полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе.
Крейсер "Аврора" находится у пересечения Петровской и Петроградской набережных. "Аврора" была пришвартована в этом месте, известном как "малая Стрелка", 17 ноября 1948 года. Символ социалистической революции 1917 года превратился в филиал военно-морского музея, экспозиция которого знакомит со столетней историей самого легендарного крейсера и российской корабельной техникой начала 20 века.
Историческая справка
г. – построен деревянный домик Петра I. 1903 г. – набережная получила название Петровская в честь основателя города Петра I. 1903 г. – набережная была облицована гранитом. 1907 г. – на Петровской набережной установлены скульптуры мифологических львов, привезенные из Маньчжурии.
Легенды и мифы
Известно, что в районе Петровской набережной располагался первый порт Петербурга. Существует легенда, согласно которой именно сюда Петр I лично привел первое голландское торговое судно и пригласил шкипера на обед в свой "дворец". Легенда гласит, что шкипер не догадывался, что ему выпала великая честь путешествовать и обедать за одним столом с российским царем, уж больно обыденно выглядели интерьеры дома, лишенные пышности и роскоши.
Незадачливый шкипер пытался продать Петру и его жене разнообразные товары, позволяя себе вольные выражения в адрес Екатерины. Когда шкипер понял, что разговаривает с самим Петром I, а не с простым моряком, он упал в ноги царю, умоляя сохранить ему жизнь и простить непреднамеренную дерзость. Петр поступил милостиво: купил у шкипера все его товары, пожаловал привилегии и в дальнейшем не раз приглашал его в свое царское жилище.
1.9 Набережная Лейтенанта Шмидта
Расположение: на правом берегу Большой Невы, между Дворцовым мостом и мостом Лейтенанта Шмидта
набережная петербург адмиралтейский дворцовый
Ансамбль Университетской набережной формировался постепенно, и сегодня он признан одним из самых красивых в Петербурге. С набережной открывается великолепный вид на противоположный берег Невы, на Адмиралтейскую и Английскую набережные, купола Исаакиевского собора и Медный всадник. На Университетской набережной находятся уникальные по своему историко-художественному значению здания, такие как здание Двенадцати коллегий, дворец Меншикова, Академия художеств и многие другие. Доминирующую роль в застройке этой набережной играют архитектурные сооружения, относящиеся к 18 веку.
Вскоре после основания Санкт-Петербурга, в первой четверти 18 века, на Университетской набережной возникли первые постройки. Среди них – дворец князя Александра Меншикова, единственное на тот момент каменное здание в Петербурге, а также дворец Петра II, в котором сегодня размещаются филологический и восточный факультеты Санкт-Петербургского Государственного Университета. Затем набережную украсило здание Кунсткамеры, в котором находятся экспозиции Музея антропологии и этнографии, а чуть позднее – здание Двенадцати коллегий (арх. Д. Трезини), которое с 1819 года принадлежит Университету. В конце 18 века ансамбль набережной дополнили Академия художеств (дом № 17) и Академия наук (дом № 5, арх. Д. Кваренги). В первой трети 19 века на набережной был возведен южный пакгауз Биржи, в котором сегодня выставлены коллекции Зоологического музея.
В 1831-1834 годах Университетская набережная была облицована гранитом. Это случилось через несколько лет после стихийного наводнения, описанного Александром Пушкиным в поэме "Медный всадник". По проекту архитектора К. Тона была сооружена пристань, которая вела с Университетской набережной к Неве. На пристани были установлены два сфинкса, привезенные из Египта, а также бронзовые светильники. Украшением набережной стал так называемый "Румянцевский садик", разбитый вокруг обелиска, посвященного П. Румянцеву и его славным победам в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Изначально обелиск, выполненный по проекту архитектора В. Бренны, находился на Марсовом поле.
Историческая справка
-1734 гг. – на набережной воздвигнуто здание Кунсткамеры. 1722-1742 гг. – на набережной построено здание Двенадцати коллегий. 1764-1788 гг. – построено здание Академии художеств. 1804-1834 гг. – набережная облицована гранитом. 1832-1834 гг. – на Университетской набережной устроена пристань, установлены привезенные из Египта сфинксы. 1866-1867 гг. – вокруг "Румянцевского обелиска", выходящего на набережную, разбит сад.
Легенды и мифы
Очень много легенд о Петербурге связано со сфинксами. Найденные при раскопках в Фивах, они были приобретены, по решению императора Николая I, русским путешественником А. Муравьевым и установлены на Университетской набережной возле спуска к Неве. Многие слышали о том, что если человек потревожит покой сфинксов, ему грозит страшная смерть. Особенно опасно, если сфинкс находится вдали от родной земли. Однако, если мифическому чудовищу оказывать всяческие почести, он может стать могущественным талисманом. Похоже, сфинксы на Университетской набережной благоволят к северным краям: они гармонично вписываются в ансамбль Петербурга, и многие жители города даже обращаются к ним за помощью. Считается, что если почесать у сфинкса за ухом и загадать свое заветное желание, оно непременно исполнится в течение года.
1.10 Набережная Фонтанки
Расположение: вдоль реки Фонтанки
До середины 18 века река Фонтанка служила южной границей города. Река получила такое название потому, что из нее брали воду для фонтанов Летнего сада. Набережная в точности повторяет изгибы реки, которая вытекает из Невы у Летнего сада и впадает в Большую Неву возле Гутуевского острова.
Набережная реки Фонтанки застраивалась постепенно. Первой постройкой, возникшей на берегу реки в самом начале 18 века, был Летний дворец Петра I. Многие здания того времени строились по проекту архитектора Д. Трезини. У некоторых из них были даже свои гавани и причалы. Ближе к концу 18 века набережная Фонтанки была облицована гранитом, украшена спусками и подъездами к реке. Постепенно на смену небольшим усадебным домам пришли более монументальные архитектурные сооружения.
Архитектурный облик набережной Фонтанки во многом определяют мосты, которые были не только превосходными образцами мастерства зодчих, но и воплощением передовой инженерной мысли 18 века. Среди них наиболее примечательны Прачечный мост (первый, соединивший берега Фонтанки), Аничков мост, мост Ломоносова, Египетский мост и многие другие.
Набережную реки Фонтанки с обеих сторон украшают здания, многие из которых представляют значительную историческую и культурную ценность. В доме № 6 по набережной с 1835 года располагалось Училище правоведения, недалеко от которого в конце 20 века установили памятник Чижику-пыжику. Любопытно, что "чижиками-пыжиками" называли воспитанников Училища правоведения за их желто-зеленую форму. В училище обучались такие видные деятели русской культуры, как композиторы П. Чайковский и А. Серов, а также знаменитый юрист Д. Стасов.
В доме № 20 с 1812 года жила семья Тургеневых, в том числе Н. И. Тургенев, известный ученый-экономист, один из руководителей движения декабристов. В квартире Тургеневых собирались участники литературного кружка "Арзамас", бывал здесь и молодой Александр Пушкин. Именно в этом доме он записал первые строфы знаменитой оды "Вольность".
Дом № 34, расположенный в глубине парадного двора, – это бывший дворец Шереметевых, известный как "Фонтанный дом". Он был построен в середине 18 века архитекторами С. Чевакинским и Ф. Аргуновым. Дворец огорожен нарядной чугунной оградой: на арке ворот изображен фамильный герб семьи Шереметьевых. В 30-х годах 20 века в "Фонтанном доме" жила Анна Ахматова: именно здесь происходят многие сцены ее "Поэмы без героя". Рядом с дворцом Шереметевых находится здание в стиле классицизма, украшенное восьмиколонным портиком. Долгое время в этом доме, построенном по проекту архитектора Д. Кваренги, находился Екатерининский институт, привилегированное женское учебное заведение. Сегодня здесь располагаются некоторые фонды Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина.
На пересечении набережной Фонтанки и Невского проспекта находится дворец Белосельских-Белозерских, в создании которого принимали участие архитекторы Ф. Демерцов, А. Штакеншнейдер, а также скульптор Д. Иенсен. С 1884 года дворец принадлежал великому князю Сергею Александровичу. В доме № 65 размещается Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова – один из лучших театров Петербурга и России. На набережной реки Фонтанки находится много исторических зданий, медицинских учреждений и просто жилых домов. Застройка участков этой набережной очень разнообразна: старые домики первой половины 19 века чередуются с постройками 20 века, пышные дворцы – с доходными домами и больницами. Набережная Фонтанки является одним из любимейших мест для отдыха и прогулок горожан.
Историческая справка
-1714 гг. – построен Летний дворец Петра I. 1769 г. – сооружен первый каменный мост через Фонтанку. 1780-1789 гг. – вдоль набережной сооружены гранитные набережные (арх. А. Квасов). 1994 г. – открыт первый памятник Чижику-пыжику.
Легенды и мифы
На гранитном парапете реки Фонтанки установлен маленький бронзовый памятник Чижику-пыжику – герою петербургского фольклора и многочисленных легкомысленных песенок. Считается, что если бросить к памятнику монетку и ухитриться сделать так, чтобы она удержалась на маленьком пьедестале и не упала в воду, то ближайший год будет удачным.
2. История постройки Сената и Синода
Первым зданием на углу Сенатской площади <http://walkspb.ru/ulpl/dekabristov_pl.html> и Английской набережной <http://walkspb.ru/ulpl/angliyskaya.html> стал второй дворец князя Александра Даниловича Меншикова ("фахверковый дом"). В источниках он упоминается уже с 1714 года и нет единого мнения о точной дате его постройки. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно, мог быть взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.
Если верить первым двум вариантам, то стоит принять во внимание сведения, которые упоминают о наличии здесь строения уже в 1710 году. Если это было так, то Меншикову было сделано исключение из правил, так как прямую линию берега к западу от Адмиралтейства <http://walkspb.ru/zd/admiral.html> Пётр I собирался использовать в служебных целях для верфи. И только в 1714 году им был издан указ о начале застройки этой территории. По описаниям очевидцев, второй дворец Меншикова был и первым в Петербурге доходным домом. Его называли "княжескими мазанками". М. И. Пыляев, основываясь на воспоминаниях очевидцев, так описывает этот дом:
"В 1716 году первый здесь выстроил князь Меншиков длинное и высокое мазанковое строение, покрытое черепицею, для постоялого двора, в которое и стал пускать за "постойные деньги от казны" разных приезжих иностранцев-мастеровых".
Таким образом, мы имеем ещё один вариант даты постройки первого дома на участке здания Сената – 1716 год.
На этом же участке располагались кабак для рабочих и первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы. Здесь преподавал архитектор Ж.-Б. Леблон <http://walkspb.ru/lich/leblon.html>.
Участок здания Сената принадлежал Меншикову до 1727 года. После его ссылки дом находился в ведении конторы конфискаций, а в 1732 году стал принадлежать вице-канцлеру графу Генриху-Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману. В 1741 году вице-канцлер был сослан Елизаветой Петровной в Сибирь, а в 1744 году участок подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Для него в 1744-1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (Галерной) улицы здание украшала трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы.
Участие Бестужева-Рюмина в дворцовых интригах послужило ему плохую службу. В 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённую на ссылку. После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован, но в его дворец из здания Двенадцати коллегий <http://walkspb.ru/zd/12kol.html> переехал Сенат. Бывшему владельцу за дворец была заплачена денежная компенсация.
В 1780-х И. Е. Старовым здание Сената было перестроено в стиле классицизма. Изменялись и его интерьеры. В записках поэта Г. Р. Державина, служившего в Сенате, описывается переделка зала общих собраний Сената в 1779 году. Работали над интерьером скульптор Ж. Д. Рашетт, художник Г. И. Козлов. Принимал участие в этой работе и Н. А. Львов <http://walkspb.ru/lich/lvov.html>.
Несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его станы были укреплены "железными связями", а в большом зале устроены подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил под руководством А. Н. Воронихина <http://walkspb.ru/lich/voronikhin.html>.
В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л. И. Шарлемана к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии.
Чуть дальше от Невы, сразу за Галерной улицей находился дом купчихи Кусовниковой.
К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства <http://walkspb.ru/zd/admiral.html>, все эти дома уже не соответствовали облику площади. После победы России в войне с Францией Сенат требовал себе соответствующих своему статусу помещений. Вместе с тем, увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.
Для проведения всех соответствующих работ был организован комитет под руководством министра юстиции князя Д. И. Лобанова-Ростовского.
Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив, таким образом, полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета. Для Синода решили приобрести дом купчихи Кусовниковой.
Осматривавший старое здание Сената архитектор А. Е. Штауберт высказывал предположения, что возможности использования старых помещений после их модернизации. Однако, комитет настоял на полной перестройке дома. Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного Штаба <http://walkspb.ru/zd/gl_shtab.html>.
сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали К. Росси <http://walkspb.ru/lich/rossi.html>, В. Стасов <http://walkspb.ru/lich/stasov.html>, П. Жако, С. Шустов, В. Глинка. Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Карл Росси же составил проект двух новых зданий. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник проект двух корпусов, соединённых между собой аркой.
Замысел Росси пытался оспорить начальник Инженерного управления Военного министерства князь Долгоруков. Он доносил императору:
И без приведения всей западной стороны площади под один фасад она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле… Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки.
На эти доводы архитектор ответил тем, что собирается использовать стены старых строений, что издержки сократит. А новая арка будет напоминать арку здания Главного Штаба, что и задумывал Николай I.
Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт". В 1830 году (26 августа), когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, было заложено здание Синода.
После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка, так как в это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади <http://walkspb.ru/ulpl/ostrovskogo_pl.html>. Вместе с архитектором А. Е. Штаубертом работал его помощник Т. А. Угрюмов.
Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические.
К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 года объект осматривал император. Здание Сената было завершено к ноябрю 1835 года. В 1834 году, после завершения внутренних работ, здесь уже работал Сенат. А ещё через год было завершено строительство здания Синода.
Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади <http://walkspb.ru/ulpl/dvortsovaya_pl.html>. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода – 12 метров, ширина арки – 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", символизирующая веру в закон.
Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И, Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе. Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым – "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 года.
Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" – над аркой, выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки – "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части – "Закон естественный" (посвящён Сенату).
Входы в здания оформлены гранитными лестницами по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод. Эта постройка стала последним крупным проектом Карла Росси.
У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками".
Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.
В 1909 году число служащих Сената возросло до такой величины, что потребовалось увеличить количество занимаемых ими помещений. Для этих целей был куплен соседний по набережной со зданием Сената особняк – дом Лавалей <http://walkspb.ru/zd/laval.html>.
После 1917 года здание Сената и дом Лавалей передали Главному архивному управлению. В 1924 году был разобран иконостас церкви Сената, а помещение церкви приспособили под книгохранилище. В 1929 и 1936 годах проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства. Во время ленинградской блокады здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941-1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Ремонт здания Сената и Синода начался уже в 1944 году. До 1952 года проводилась реставрация.
В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б. Н. Ельцина.
Список литературы
1. Пыляев М.И. Старый Петербург, 1990.
2. <http://www.spbin.ru/encyclopedia/embankments/embankments.htm>
. http://www.gov.spb.ru/culture/culture_history/arcitecture/arch_ensemble/dekabristov/senate