- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 529,4 Кб
Народные традиционные промыслы Тывы
Введение
Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации. Развивая традиции аутентичных ремесел, народные художественных промыслы Тывы возникают на перекрестке культур городской и сельской, местной и привнесенной. Становление промыслов в Тыве происходит во второй половине ХIX в. в рамках развития промышленности.
С начала ХХ в. в Сибири разворачивается процесс активного освоения не только природных, но и культурных ресурсов региона. Культурный рост коренного населения Тывы, его традиционное художественное наследие рассматривались как источники перспективного развития народного традиционного искусства.
Сущностные характеристики художественного творчества традиционной прикладной культуры Тывы, глубина содержания, символизм, декоративность, синкретизм, единство утилитарной и сакральной сфер рассматривались, и до сих пор ценятся творческой научной элитой республики как основа формирования «центрально-азиатского стиля» в искусстве. Попытки обоснования самобытности искусства Тывы были созвучны обоснованию местной идентичности. Ее осмысление опиралось на идеологию преобразования азиатской провинции России в один из уникальных культурных центров огромного многонационального государства.
Во многом эти процессы предопределили основные тенденции народных художественных промыслов Тывы последующих десятилетий. Резьба по камню, ювелирные промыслы, в том числе воспроизводство местного сырья продолжали сохранять свое значение в художественном развитии промыслов Республики Тыва.
Следующий этап в истории народных промыслов Тывы приходится на конец 1950 – начало1960-х годов. В это время они существуют в формате художественной промышленности и испытывают нивелирующее давление со стороны стандартизированного производства сувенирной продукции.
В 1950-1970-е гг. идеологический контекст советской культуры во многом определял специфику и направления развития народных промыслов Тывы.
Рост интереса художественных кругов к народному искусству привело к оживлению традиционных центров ремесел и появлению новых предприятий. Однако подчинение народного творчества стандартам официального идейно-художественного содержания и включение его в плановую экономику поставило под угрозу сохранение культурных и этнокультурных традиций.
Современный художественный промысел Тывы характеризуется разнообразием форм и содержания. Это аутентичные промыслы и коллективное творчество, развивающееся на почве национальной художественной традиции, и сложившиеся производственно- художественные центры, имеющие официальный статус – Центр Тувинской культуры и ремесел.
К ведущим современным народным промыслам Тывы относятся: камнерезный декоративно-прикладной промысел, металл, резьба по дереву, войлочный промысел, вышивка, орнаментика и кожевенные промыслы. Народное прикладное искусство Тывы рассматривается сегодня как элемент социально-экономической инфраструктуры, как фактор развития туристического бизнеса и как часть национального достоянии Республики.
Основные тенденции развития современных народных художественных промыслов связаны с актуализацией древних культур и этнической архаики и синтезом художественных ее традиций. Их становление совпадает и, во многом, формирует уникальный феномен национального самосознания, опирающийся на идеи полиэтничности и поликультурности.
Проблеме сохранения и развития народных художественных промыслов придается все большее значение на региональном уровне. В этом направлении разворачивается деятельность Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия при поддержке международных неправительственных организаций при ЮНЕСКО. Пути решения вопросов по созданию условий для сохранения и развития традиционной народной культуры определены «Основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года». Данным документом развитие культурного наследия народов России было отнесено к новым приоритетам государственной политики. В целях сохранения художественных производств в современной России разрабатывается система их государственной поддержки. Лидерами в этом процессе являются города центральной части страны. Издание в 2009 г. книги Лужкова Ю.М. и Линовича С.М. «Искусство, которое нельзя потерять. Народные художественные промыслы России. Расцвет, упадок, перспективы возрождения» подытожило многолетнюю работу правительства г. Москвы
Актуальность. Изучение народных традиционных видов ремесел тувинского народа как уникального архаичного пласта народной культуры позволяет приблизиться к пониманию всей системы традиционной культуры тувинцев, проследить мифологические истоки верований и культов, а также в дальнейшем послужить сохранению исторической памяти народа, его духовных ценностей и национальных традиций.
Укрепление и сохранение уникальной культуры тувинского народа, национальной самобытности и уходящих вглубь веков традиций в наши дни актуально. Ведь сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов и взаимного сотрудничества, каждое государство сегодня стремится к сохранению этих предметов для последующих поколений.
Среди актуальных проблем современного осмысления истории народной культуры Республики Тыва одной из первостепенных является проблема изучения процесса развития и становления народных традиционных видов ремесел.
Степень изученности тувинской культуры определяется многочисленными историческими, археологическими и этнографическими научными работами по истории и культуре Тувы и достаточным количеством монографических исследований. Своим необычайным разнообразием и широким распространением самобытная традиционная культура тувинцев привлекала внимание этнографов, историков, лингвистов, фольклористов, географов-путешественников, посещавших Туву в конце XIX – нач. XX вв. В своих кратких обзорах и отчетах о поездке по Туве они дают подробные описания тувинской культуры. Материальная и духовная культура тувинцев, религиозные обряды шаманства, буддизма и атрибуты культа нашли отражение в трудах Л.П. Потапова, С.И. Вайнштейна, В.П. Дьяконовой, Н.А. Алексеева, В.И. Басилова, М.Б. Кенин-Лопсана, Д.С. Куулара, Н.Т. Ултургашевой, А.К. Кужугет, Б.И. Татаринцева, Н.Г. Курбатского и других. Значимость работ этих ученых состоит в том, что знание мировоззренческих основ позволяет глубже понять культурный контекст истории бытования традиционной тувинской культуры.
Оптимизация традиционных и инновационных элементов в тувинской национальной культуре является комплексной проблемой. Эта ситуация требует своего осмысления и разрешения адекватного современному состоянию тувинского этноса. Данная бакалаврская работа продолжает цикл исследований, раскрывающих особую «природу» народного искусства и функции народного искусства промыслов в современном развитии Тывы в целом и за ее пределами.
Цель данной работы – выявить место и роль традиционных тувинских ремесел как части культурного наследия республики Тыва.
Объект исследования – народные традиционные промыслы Тывы.
Предмет – современное состояние развития традиционных ремесленных промыслов Тывы.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
проанализировать литературные источники;
дать характеристику феномена народных художественных промыслов, показать их место в этнокультурных практиках Тывы;
провести анализ специфики возникновения и существования народных традиционных промыслов и условий их развития;
выявить самобытные черты народных промыслов, в том числе и традиционных ремесленных промыслов, существующих в Тыве;
рассмотреть общие и специфические черты каждого промысла;
рассмотреть творчество мастеров.
Методы исследования: для достижения поставленной цели были применены общенаучные методы : анализ, синтез, обобщение, наблюдение.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе «Сущность народных художественных промыслов» в первом параграфе «Промыслы как часть народной художественной культуры» народные промыслы определяются форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются традиции, зародившиеся много веков назад.
Во втором параграфе «Основные направления сохранения промыслов» отмечается, что эффективное решение проблем, обеспечивающих улучшение положения народных художественных промыслов и ремесленников, предполагает системную организацию соответствующих мероприятий.
Во второй главе «Функционирование народных промыслов на современном этапе в Республике Тыва» в первом параграфе «Виды тувинских народных промыслов как особого пласта народной культуры» отмечается, что в настоящее время силами тувинского народа идет работа по сохранению тувинского национального наследия.
Во втором параграфе «Актуализация промыслов в современной Тыве» выявляется, что будучи древнейшими кочевниками азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней архаичную культуру и мировоззрение, неповторимый.
Глава 1. Сущность народных художественных промыслов
.1 Промыслы как часть народной художественной культуры
Проблемы восстановления и развития традиционных народных промыслов и ремесел в настоящее время нуждается в особом внимании. Их воссоздание содержит в себе не только огромный научный потенциал, позволяющий полнее понять культуру народов, но при определенной поддержке их развитие сможет повлиять на экономический и туристический потенциал, который наполнить насыщенным культурным смыслом имидж республики.
Народным называют искусство широких масс. «Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций» [12, с. 22]. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.
Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. «Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он. Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера одна из характерных черт народных художественных промыслов» [17, с. 26].
Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. «С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга» [29, с. 31]. Народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, «с точки зрения своих утилитарных и духовных задач, традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба» [37, с. 18].
Современные художественные промыслы – это «собственно художественные производства, заменившие ранее признанные «кустарные промыслы», которые характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды. Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе» [5, с. 31].
Положение художественных промыслов РФ закреплено Федеральным законом РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 25.12.2012 г.). В ст. 3 рассматриваются основные понятия, используемые для целей данного закона. Там же дается определение непосредственно художественных промыслов: «Народный художественный промысел – одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов» [48].
Под изделием народного художественного промысла понимается «художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла» [48]. Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера: «Мастер народного художественного промысла физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями» [48].
Таким образом, Федеральным законом устанавливается статус народных художественных промыслов. Но, несмотря на то, что им отведена роль одной из форм народного творчества, не стоит забывать, что они также являются и производством. «Эта новая перспективная форма производства позволяет приобщить рядовых мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, сочетать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивидуального исполнительного мастерства» [49, с. 22].
Народные художественные промыслы как часть отечественной культуры и своеобразная форма народного искусства постоянно находятся в сфере внимания исследователей. На разных этапах развития промыслов особое внимание уделялось их месту и роли в художественной культуре, которая к середине XIX века активно ориентировалась на сохранение и развитие традиций русского искусства.
Деятели культуры В.В. Стасов, С.А. Давыдова, представители Абрамцевского кружка, в частности, Е.Д. Поленова, Е.Г. Мамонтова, организовавшие мастерские народных ремесел, М.К. Тенишева, создавшая аналогичные мастерские в Талашкино, обратились к собиранию художественного наследия народного искусства и изданию специальных альбомов с воспроизведением рукотворных образцов творчества народных мастеров, чтобы на этой основе формировать новый стиль искусства, отвечающий духу нового времени. Коллекционирование и изучение материалов народного искусства во второй половине XIX века имело в значительной степени практические цели. Активная поддержка кустарей со стороны земских учреждений сопровождалась организацией ремесленных мастерских, в которых мастера повторяли «классические» образцы прошлого, создавали по проектам и рекомендациям художников новые, более современные вещи. Здесь же, а также в специально организованных школах шла подготовка учеников для работы по определенному виду художественного ремесла.
Одновременно был поставлен вопрос об использовании новых форм подготовки мастеров промыслов, поскольку ранее традиционное ученичество сводилось к освоению основ ремесла, теперь все чаще подчеркивается необходимость воспитания художника, способного свободно развивать традицию в рамках определенного промысла. По сути, «ставился вопрос о переходе к профессиональному обучению мастера как художника, знающего специфику декоративно-прикладного искусства. Эта проблема стала одной из центральных в теории и практике развития художественных промыслов. Ее актуальность и значимость подтверждают дискуссии, возникавшие на конференциях» [11, с. 14].
Наиболее резко спор «О степени вмешательства интеллигентных художников в народное творчество» (так назывался один из докладов) разгорелся на состоявшемся в 1911 году Всероссийском съезде художников. Противостояние разных точек зрения на развитие народного искусства заключалось в том, что сторонники бережного отношения к творчеству народных мастеров, по существу, призывали художников не подменять своими образцами подлинных изделий, которые создавались в русле традиций местной культуры. «Сами же художники, работавшие в училищах и школах, где готовилась новая смена мастеров, считали, что в XX веке народное искусство будет служить своими изделиями, не только деревне, но и городу, а поэтому кустарей надо превращать в образованных, по-новому мыслящих людей. Но, осуждая в своей резолюции вредную для народного творчества практику внедрения образцов, выполняемых художниками, съезд не определил позиции в отношении подготовки мастеров к творчеству, отметив лишь важность ознакомления их с лучшими произведениями народного и профессионального творчества» [24, с. 16].
В 20-е годы XX века, «обозначившие масштабную работу по восстановлению и развитию народных художественных промыслов, практические действия в сфере производства художественных изделий нуждались в историческом и теоретическом осмыслении этого процесса. Именно тогда и закладываются основы той области искусствоведения, которая связана с исследованием народного искусства» [1, с. 23]. Первой работой, всесторонне освещающей особенности народного творчества в его бытовой, материальной сфере, явилась книга B.C. Воронова «Крестьянское искусство», изданная в 1924 году. Автор подчеркивает глубокие корни народного искусства, устойчивость и содержательность его мотивов, разрабатывает положения, важные для функционирования промыслов в новых экономических условиях. В частности, ученый высказывает мысль о родстве крестьянского искусства с городским ремеслом, что расширило существовавшее представление о народном искусстве как о творчестве сельских мастеров.
Учитывая «опасность конкуренции промыслов с фабричным производством, выпускающим художественные изделия, B.C. Воронов пишет статью «Крестьянское искусство и кустарная художественная промышленность», в которой говорит, что сохранение специфики творчества и художественно-технических навыков мастерства, присущих народному искусству, обеспечит нормальное развитие кустарных промыслов. Статьей «Кустарь-мастер и руководитель-художник» B.C. Воронов откликается на проблему взаимосвязи художников-профессионалов с кустарями. Он предостерегает художника от подавления творческой инициативы мастера рекомендациями» [40, с. 29].
Еще ближе к интересующей нас проблематике подошел А. В. Бакушинский [5, с. 8]. Он проводит исследование народного искусства и его специфики на материале художественных промыслов. В своих работах он рассматривает и сопоставляет народное и «профессиональное» творчество, выявляет тенденцию их сближения, отмечает складывающееся равновесие коллективного и личного творческого начала как новое качество современного народного искусства.
В 30-е годы ХХ века расширяется круг исследователей народного искусства. Вместе с искусствоведами изучением народного творчества занимаются историки, археологи, этнографы. Их работы помогают уточнить происхождение мотивов и образов древнерусского искусства, сохраняющихся в произведениях народных мастеров, создающихся в XX веке. Собирательская и научная деятельность обеспечивает активную практическую работу с мастерами художественных промыслов. Первые публикации собранных и систематизированных материалов по искусству отдельных центров народного творчества помогают формированию художественных особенностей промыслов резьбы и росписи по дереву, кружеву, вышивке. Эти материалы оказывали помощь в деятельности учебных заведений в промысловых регионах. Великая Отечественная война остановила активный процесс исследования народного искусства и развития промыслов. Он возобновился уже с середины 40-х годов ХХ века, когда в эту работу включились теоретики, искусствоведы, художники. На фактическом материале прослеживаются закономерности творчества, формируются основные понятия специфики народного искусства, определяются пути сохранения и развития национальных традиций в многонациональной культуре России. «Принятые в 40-50-е годы государственные постановления определили задачу дальнейшего развития народных художественных промыслов. Расширение производства художественных изделий в традиционных центрах народного искусства и возрождение заглохших промыслов представляют качественно новый этап в жизни промыслов, связанный не только с проблемами экономического характера, но и с возвратом к уточнению специфики народного искусства» [2, с. 12].
Сама по себе традиция – понятие полифоническое. В народном искусстве живут традиции коллективного творчества и индивидуальной личности. Большинство учёных под традиционностью народного искусства понимают древность его образов, форм и приёмов, устойчивость их сохранения и преемственность освоения. По словам исследователя народного искусства и художественных промыслов Т.Г. Бетехтиной: «Народное искусство всегда состояло из творчества индивидуальностей, исповедовавших общие взгляды и общее понимание красоты» [6, с. 29].
Путь формирования и развития традиций в народном искусстве и промыслах, сложившихся исторически под воздействием конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условий, по мысли И. Я. Богуславской, заключается, «естественно, ни в одних технических приёмах и мастерстве (например, резьба по кости, ткачество), не исчерпывается лишь орнаментальными мотивами, как в поволжском аканте, холмогорской раковине и т.п. Уровень современных знаний позволяет рассматривать народное искусство как сложную художественную систему, обладающую специфическими законами строения и развития» [8, с. 25]. Носителями традиций являются люди – мастера, творцы народного искусства. И залогом жизненности успехов искусства народных промыслов является постижение и творческое развитие традиций местного искусства [21, с. 39].
В работах И.Я. Богуславской, М.А. Некрасовой и близких к их позиции ученых, художественные промыслы рассматриваются прежде всего как производственная сфера, аналогичная фабрично-заводской и потому мешающая, по мнению исследователей сохранению традиций и развитию творчества мастеров. Наиболее последовательно эта точка зрения выражена в книге М.А. Некрасовой «Народное искусство как часть культуры», ставшей обобщением многих статей автора, посвященных народному искусству и художественным промыслам [31].
Определяя степень значимости отдельных форм существования народного творчества и не исключая промыслы из структуры народного искусства, М.А. Некрасова все же отводит промыслам в их организационно сложившемся варианте мастерских или предприятий на последнее (четвертое) место. Она указывает на то, что для промыслов кадры готовятся через профтехшколу или училище, где будущего мастера воспитывают путём сознательной установки на данный вид творчества, в то время как в настоящем промысле действует, как правило, врождённое классическое видение мира, опыт наследуемого мастерства от отца к сыну, от мастера к мастеру одной деревни, одной школы» [31, с. 343]
Сопоставление разных мнений о художественных промыслах говорит о том, что теоретические положения зачастую далеки от живой практики развития процессов духовной и материальной культуры. Примерно то же самое происходит с определением роли художника на промысле и с проблемой его подготовки в современной художественной школе. В опубликованных работах по-прежнему соседствуют противоположные мнения о положительном опыте работы художника-профессионала с мастерами народных промыслов и отрицательной практике внедрения образца в производство изделий на промысле.
.2 Основные направления сохранения промыслов
Народные художественные промыслы являются важнейшей составляющей русской культуры, духовным наследием российского общества. Дымковская игрушка, вологодское кружево или тагильский поднос – национальная гордость России. Это традиции, которые зарождались веками. Однако если на Руси народные промыслы позволяли тысячам мастеров безбедно трудиться, то сегодня эта отрасль переживает не лучшие времена: изделия ручной работы не выдерживают ценовой конкуренции, не хватает оборотных средств на обновление производств, проблемным остается вопрос реализации продукции. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России». В настоящее время Ассоциация объединяет более 250 организаций народных художественных промыслов из 62 регионов страны. Среди них всемирно известные, составляющие национальную гордость России центры народного искусства, которые изготавливают изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор и майолику, ростовскую и сольвычегодскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские и великоустюжские ювелирные украшения, холмогорские, чукотские и тобольские резные изделия из кости, нижнетагильские и жостовские подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокские золотошвейные изделия, кисловодский, сысертский и вербилковский фарфор, уникальные изделия златоустовских и тульских оружейников, изделия узорного художественного ткачества и вышивки. «Отраслевая наука в Ассоциации представлена Московским НИИ художественной промышленности, включающим Музей народного искусства с его уникальной коллекцией произведений народных мастеров, и Нижегородским научно-исследовательским конструкторско-технологи-ческим институтом. В Ассоциацию входят 10 учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для предприятий промыслов, и несколько специализированных магазинов-салонов» [23, с. 12].
Ассоциацией разработан широкий комплекс предложений к законодательным и нормативным актам по оказанию промыслам значительной государственной поддержки, позволивших предотвратить процесс распада многих творческих коллективов, а также подготовлен проект федерального закона «О народных художественных промыслах».
Активное привлечение Ассоциацией художников промыслов к участию в отечественных и зарубежных выставках, тематических смотрах и конкурсах, к выполнению уникальных работ для музеев и выставок способствует развитию промыслов, росту профессионализма мастеров.
В последние годы событиями большого культурного значения стали выставки народных художественных промыслов России в честь 220-летия вхождения Северной Осетии в состав России, 900-летия Рязани, 100-летия со дня рождения С. А. Есенина, 100-летия Нижегородской ярмарки, а также экспозиции, организованные для дипломатических представительств и в Мемориальном комплексе «Поклонная гора». Неизменное восхищение посетителей выставки и специалистов вызывали кружевное панно вологодских мастериц «Храм Христа Спасителя», златоустовское клинковое оружие, украшенное золотой и серебряной насечкой, высокохудожественные шкатулки, кубки, холмогорская ажурная резьба по кости, многофигурные скульптурные композиции тобольских косторезов, художественная лаковая миниатюра традиционных центров Палеха, Федоскина, Мстеры, Холуя, хохломская и городецкая роспись по дереву, фарфор Гжели, керамика Скопина, богородская резная скульптура из дерева, строчевышитые изделия различных регионов России. Юбилей Москвы стал темой, объединившей творческие замыслы народных мастеров Российской Федерации.
Для повышения творческой активности одаренной молодежи Ассоциация ежегодно с 1990 года совместно с Международным гуманитарным фондом «Знание» и Политехническим музеем проводит смотр-конкурс «Молодые дарования» [23, с. 12]. В связи с ростом национального самосознания в творчестве народных мастеров все более явственными стали обращение к истокам художественных традиций промыслов, желание восстановить утраченные техники и технологии, бытовавшие мотивы и образы. Уделяется большое внимание по изготовлению предметов культового назначения. Целенаправленно и успешно трудятся над возрождением утраченных технологий традиционной иконописи народные мастера Хохломы, Городца, Вологды, Ростова. Мастера промыслов приняли активное участие во II Международной выставке» Православная книга и церковное искусство», проведенной в Государственной Третьяковской галерее.
Народные художественные промыслы являются важнейшей составляющей русской культуры, духовным наследием российского общества. Дымковская игрушка, вологодское кружево или тагильский поднос – национальная гордость России. Это традиции, которые зарождались веками. Однако если на Руси народные промыслы позволяли тысячам мастеров безбедно трудиться, то сегодня эта отрасль переживает не лучшие времена: изделия ручной работы не выдерживают ценовой конкуренции, не хватает оборотных средств на обновление производств, проблемным остается вопрос реализации продукции. Российские парламентарии рекомендовали Минэкономразвития РФ рассмотреть вопрос о включении организаций народных художественных промыслов в программу поддержки малого и среднего бизнеса через лизинговые компании. Эти и другие рекомендации были выработаны по итогам парламентских слушаний на тему «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития». Председатель Комиссии СФ по культуре Виктор Лопатников отметил, что «народные промыслы являются уникальной частью отечественной культуры, достоянием и духовным наследием российского общества». К сожалению, признал сенатор, «в последнее время мы видим, как народные промыслы заменяются подделками, часто самого примитивного уровня, что размывает границы подлинного мастерства. Всё, что касается нашего художественного наследия, передаваемого и сохраняемого народом из поколения в поколение, мы должны защищать на законодательном уровне» [54, с. 148].
Заместитель министра И. Караваев заметил, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению изделий народных художественных промыслов, имеют право применять упрощенную систему налогообложения. Предусмотрена и возможность предоставления льгот на региональном уровне – по земельному налогу, по налогам на имущество и на прибыль [23, с. 12].
Участниками парламентских слушаний обсуждают широкий спектр вопросов, связанных с сохранением и развитием народных художественных промыслов России. В выступлениях была отмечена необходимость консолидации усилий федеральных, региональных и местных органов власти при решении вопросов финансовой, материальной и моральной поддержки организаций, выпускающих и реализующих изделия признанного художественного достоинства, а так же обращено внимание на важность организации и проведения фестивалей, конкурсов, выставок народного творчества и подготовка квалифицированных кадров для предприятий художественных промыслов.
Рассмотрен вопрос о разработке и утверждении Концепции «Стратегия сохранения и развития народных художественных промыслов России на период 2013 – 2020 гг.», содержащей адресные меры государственной поддержки народных художественных промыслов. Минфином РФ рассмотрен вопрос об увеличении средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку народных художественных промыслов с учетом существенного ежегодного роста тарифов на услуги естественных монополий. В разрабатываемой государственной программе «Культура России» Минкультуры РФ предусмотрело включение подпрограммы «Сохранение и развитие народных художественных промыслов», а также участие предприятий и организаций народных художественных промыслов в проводимых за рубежом культурных мероприятиях [23, с. 12].
Можно сделать вывод о том, что органы государственной власти субъектов РФ стали уделять повышенное внимание проблемам художественных промыслов. В регионах разрабатываются и реализуются программы по их сохранению и развитию, для достижения этих целей создаётся необходимая нормативная правовая база. Народные промыслы развиваются по мере освоения окружающего пространства и связаны с его превращением в пространство культурное. Оно так же связано с менталитетом своего этноса неразрывными узами, с одной стороны порождая традиции, в которых заключается опыт народа по преобразованию «кормящего ландшафта» и созданию среды жизнеобеспечения, с другой стороны, народные традиции производства, трудовой деятельности и передают через них духовные смыслы народа. Таким образом, народные промыслы являются важнейшей частью культурного наследия как материального через предметы своего труда, так и нематериального через передачу умений, навыков и трансляцию их духовных смыслов. Актуальные задачи по сохранению традиций и развитию народных промыслов включают:
· создание благоприятной среды для создания инфраструктуры сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников;
· воссоздание разрушенной в 1990-1999 гг. системной инфраструктуры сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников;
· совершенствование форм государственной поддержки народного творчества, деятельности по созданию и реализации подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесел;
· создание системы, объединяющей производителей художественных промыслов и ремесел, художников, торговые сети и учебные заведения, готовящие специалистов в данной сфере;
· оказание содействия в создании общественных объединений мастеров народных художественных промыслов и ремесленников;
· развитие взаимодействия с мастерами, организациями-производителями в области народных художественных промыслов и ремесел;
· создание и развития в муниципальных районах и городских округах домов ремесел, центров возрождения народных художественных промыслов, школ молодого мастера, творческих лабораторий, этноцентров;
· создание органами местного самоуправления структурных подразделений, занимающихся вопросами сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел;
· объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления, организаций народных художественных промыслов и индивидуальных мастеров, а также общественных организаций в области популяризации народных художественных промыслов и ремесел в Российской Федерации и за ее пределами.
Эффективное решение этих и связанных с ними проблем, обеспечивающих существенное улучшение экономического положения народных художественных промыслов и ремесленников, воссоздание на этой основе остро востребованного пласта народной культуры предполагает системную организацию соответствующих мероприятий.
Общие выводы
Народные промыслы – форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия промыслов сочетают в себе неповторимость традиционной культуры <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>.[ 48 ]
В России бесконечное число видов и подвидов ремесел <#”884198.files/image001.gif”> Рис. 1 Керамические вазообразные и горшковидные сосуды
Рис. 2 Керамические вазообразные и горшковидные сосуды
Рис. 3 Керамический сосуд
Рис. 4 Котловидные керамические сосуды
Рис. 5 Шкатулка
Рис. 6 Бочонок
Рис. 7 Золотые украшения
Рис. 8 Бляхи конской упряжи
Рис. 9 Сосуд – сплав серебра
Рис.10.Керамическая ваза и узоры на керамике
Рис 15 Резьба по Чонар-Дашу – (агальматолит)
Рис 16
Рис 17