Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать курсовую работу

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,92 Кб

Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

Курсовая работа

Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

Оглавление

Введение

Глава 1. Индия в жизни Н.К. Рериха

. Начало пути

. Увлечение Востоком

Глава 2. – Образ Шамбалы

. Великая экспедиция

. Описание картин из серии «Майтрейя»

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Николай Константинович Рерих занимает важное место среди деятелей русской культуры. Великий художник, выдающийся ученый, известный путешественник и общественный деятель, он создал около 7000 картин и около 30 литературных трудов, он также был автором идеи и инициатором Пакта Рериха <#”justify”>С тех пор никогда для Рериха не стоял вопрос в такой плоскости: Россия или Индия? Он решал эту проблему иначе: Россия и Индия, ибо вся его жизнь была подчинена стремлению найти общие корни двух великих народов.

Николай Константинович сильно приблизился душой к такой стране, как Индия. В своих работах он смог отобразить все богатство этой страны, ее удивительную природу, красоту Гималаев и одновременно соединить на своих полотнах в единое целое особенности русской и индийской культур.

Н.К. говорит о непосредственном родстве культуры России и Индии, которое заключается в преемственности нашего быта и искусства от Индии, в орудиях быта, строительстве, корнях речи, наконец. Во всём этом он видит единство начального пути.

Рерих решает проблему Восток-Запад на уровне взаимодействия объективного и субъективного, находя в этом взаимодействии удивительную меру, которая высвечивала проблему во всей ее целостности и в то же время во всех ее аспектах этого объективного и субъективного. Идея Востока и Запада – идея близнецов, которые никогда не встретятся, – писал он в очерке Радость творчества, – для нашего ума уже закостеневшая идея. Мы уже не должны верить в то, что искусственные стены могут разделять лучшие импульсы человечества, импульсы творческой эволюции. И теперь перед нашими глазами стоит так называемый Запад и так называемый Восток. Они смотрят проницательно друг на друга. Они проверяют каждое движение друг друга. Они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками.

Таким образом, начав свой творческий путь, Николай Константинович Рерих большое внимание уделяет не только русским, но и восточным темам. Рерих пленён Востоком и ищет в нём вдохновителя для своих работ. Также, Н.К. Рерих видит единство между Россией и Индией, чему посвящает свои труды «Радость творчества» и др.

рерих индия тибетский живопись

Глава 2. – Образ Шамбалы

Николай Константинович с ранних лет был пленён глубокой философской мыслью Востока, его культурой и искусством. Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях. И в 1923 году осуществилась его многолетняя мечта – путешествие в Индию и Центральную Азию.

Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

Также в Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди.

Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию <#”justify”>Стоит отметить важную цель, которую ставил перед собой Н.К.Рерих со своей семьёй, отправляясь в экспедицию на Восток – всё это делалось для русского народа, для его культурного обогащения, просвещения. Об этом рассказывает сам Николай Константинович: «…Ныне исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Не на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азиатским тропам. И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий – в науке, Святослав – в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих?»

Рерихи считали важным принять участие в мощном культурном строительстве, происходившем в России, способствовать созиданию Новой страны, идущей «Новыми путями». Сдвиг сознания, произошедший в массах, особенно «молодое мышление» было необходимо напитать из неискаженных источников мудрости Востока, прежде всего духовной культуры Индии и Тибета.

. Описание картин из серии «Майтрейя»

Елена Рерих начинает в 1924 году делать записи своих бесед с Великим Учителем. Постепенно они становятся книгами нового философского Учения, которое решено назвать Агни-Йогой или Учением Живой Этики. Одновременно Николай Рерих пишет картины на темы преданий Востока о запретной стране мудрецов, Шамбале.

Вслед за началом удивительных записей следует и указание Учителя – совершить экспедицию в самое сердце Азии, как раз туда, где и расположена Обитель Света, как называет Шамбалу Николай Рерих и его единомышленники, которых к тому времени становится всё больше и больше.

С преданиями о Шамбале и Майтрейе (Майтрейя – единственный бодхисаттва, которого признают все без исключения направления буддизма – Будда Грядущего).Н.К. Рерих вплотную соприкоснулся уже в начале путешествия по Сиккиму. Затем слышал их в сокровенных беседах у костров, на горных тропах и перевалах, видел знаки и изображения Священного Облика на скалах, ступах, в монастырях… Постепенно в воображении художника сформировались сюжеты и названия будущих картин.

октября 1925 года на пути в Хотан Рерих записал в экспедиционном дневнике: «Задумана серия картин «Майтрейя» (Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Мысль, 1974. С. 105.). Спустя месяц, в ноябре, он продолжал: «Серия «Майтрейя» сложилась из семи частей: 1) Шамбала идёт. 2) Конь счастья. 3) Твердыни стен. 4) Знамя грядущего. 5) Мощь пещер. 6) Шёпоты пустыни. 7) Майтрейя Победитель» (Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Мысль, 1974. С 119).

Так появилась одна из лучших живописных сюит художника 1920-х. Она была написана в 1925-1926 годы во время непредвиденной четырехмесячной остановки в Западном Китае, в Хотане, вызванной противодействием местных китайских властей.

Непосредственным поводом для ее создания стала старинная танка (буддийская икона) «Красный всадник» – подарок, полученный Рерихом в Ладакхе. Потому иногда художник так называл и всю серию. «На красном коне, с красным знаменем неудержно несется защищенный доспехами красный всадник и трубит в священную раковину. От него несутся брызги алого пламени, и впереди летят красные птицы. За ним горы Белухи; снега, и Белая Тара шлет благословение. Над ним ликует собрание великих лам. Под ним – охранители и стада домашних животных как символы места»- так описывал Рерих изображение на подаренной танке. (Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Мысль, 1974. С 87). Сюжет этот, полностью сохраняя стилистические особенности буддийской иконографии, художник положил в основу первой картины серии – «Шамбала идёт» (местонахождение полотна неизвестно).

На окраине Ле внимание Рериха привлекли древние ступы с изображением коня счастья – Эрдени Мори, несущего Сокровище Мира – волшебный камень Чинтамани, исполняющий все желания. Всюду, где появляется этот конь, он приносит людям счастье и благоденствие, – гласит монгольское предание. Этот великий символ Майтрейи лег в основу сюжета картины «Конь счастья».

Ещё одно полотно из серии – картина «Твердыни стен» (Монастырь Бон-по) (1925 г.)

В Ладаке поражали и будили воображение горные монастыри, органично слитые с окружающей природой. Один из них – Ламаюру, совершенно исключительный «по своей сказочности», Рерих запечатлел в картине «Твердыня стен (Монастырь Бон-пo)». «Те, кто строил Ламаюру…, знали, что такое истинная красота и бесстрашие», – записывает в своем дневнике художник. И тут же замечает: «Поразительно! В Ламаюре, в этой твердыне… бон-пo, в ряду прочих изображений стоит большое изображение Майтрейи. Поставлено около 200 лет назад. Даже сюда проникло это знание… Есть величие в этом почитании будущего».(tanais.info <#”justify”>Таким образом, углубляясь в философию Востока, Н.К. Рерих совершает Великую Экспедицию в Индию, которая заканчивается многочисленными открытиями. Во время экспедиции он пишет огромное количество работ и самую знамению серию картин «Майтрейя».

Заключение

Вклад Н.К. Рериха в мировую культуру неоценим. Он поднял культуру на новый уровень. Благодаря его труду, его особой любви к Востоку, для России открываются новые знания об этой загадочной стране.

Его усилиями над планетой поднимается Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указывая человечеству восходящий путь совершенствования.

Рерих в своих трудах и картинах затрагивает тему духовного родства двух культур: Русскую и Индийскую. Ему удаётся добиться того, что Россия и Индия выходят на новый уровень взаимоотношений.

Следствием является то, что Россия и Индия отмечают важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы.

Список литературы

1.Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Мысль, 2009.

2.Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М., 2011.- 146 с

.Н.К. Рерих Врата в будущее. – Москва, 2008. – 63

.В.М. Сидоров. На вершинах. – Москва, 2008. – 131

5.В. А. Росов. Маньчжурская экспедиция Н. К. Рериха: в поисках «Новой страны» <http://ay-forum.net/1/Ariavarta_3/3_17.pdf>. – Журнал «Ариаварта», № 3, Санкт-Петербург, 2007

.А.Всеволжский. Журнал "Вокруг света". В поисках Шамбалы <http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/column/?item_id=416> №10 (2769), Октябрь 2011

.Автореферат <http://lebendige-ethik.net/Avtoreferat_Rosov.pdf> докторской диссертации В. А. Росова «Русско-американские экспедиции Н. К. Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы)»

.Л. В. Шапошникова. Великое путешествие. Книга первая. Мастер – М.: Международный Центр Рерихов, 2012, С. 484-493

Похожие записи

Творческий подход в работе с коллективом современной хореографии

Культурология

Культурное значение суфизма в исламе

Культурология

Праведность от закона или от Христа на основании послания Апостола Павла к Римлянам 9:30 – 10:11

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.