- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 34,80 kb
Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста ‘Песня о саламе’
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
Институт естественных и гуманитарных наук
Факультет искусствоведения и культурологи
Кафедра искусствоведения
Курсовая работа
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И АБСОЛЮТА В ШАМАНИЗМЕ ЯКУТИИ
НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТА "ПЕСНЯ О САЛАМЕ"
Исполнитель: Шульц Дарья Дмитриевна,
студентка группы И-21
Научный руководитель:
Клыкова А.В.,
ассистент кафедры искусствоведения
Зав. кафедрой: Жуковский В.И.,
доктор философских наук,
профессор
Красноярск 2007
Оглавление
Введение
1. Содержание основных теоретических понятий
1.1 Содержание понятия "религия"
1.2 Абсолютное начало в религии
1.3 Относительное начало в религии
1.4 Проявление отношения человека и Абсолюта
2. Особенности шаманизма как формы религии
2.1 История возникновения шаманизма
2.2 Особенности якутского шаманизма
2.2.1 Шаман
2.3 Место текста "Песня о саламе" (заклинание) в шаманизме якутов
3. Образ абсолюта в тексте "песня о саламе"
4. Образ человека в тексте "песня о саламе"
5. Текст "песня о саламе" как пространство встречи человека и абсолюта в шаманизме Якутии
Заключение
Список литературы
Введение
Объектом исследования выступает религиозная система шаманизм в Якутии.
Предметом научной работы является отношение человека и Абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста-заклинания "Песня о саламе".
Степень изученности
Религиозная система шаманизм изучена в основном с этнографической стороны, в аспекте религиозных традиций, обрядов, ритуалов.
Работы, посвященные религиозным традициям, писали участники Академической экспедиции 1769-1774 годов П.С. Паллас, И.Г. Георги, В.Ф. Зуев, И. Лепехин.
Шаманизм как элемент традиционной культуры изучали Фрайкопф и Герб в книге "Вселенная шамана", Лар Л.А. в работе "Шаманы и боги", но они акцентировали свое внимание на шаманизме ненцев. Фрайкопф и Герб сосредотачивают свое внимание на шаманской практике, т.к. "шаманская практика была главной сферой религиозной жизни ненцев и отражала в ритуальных действиях важнейшие черты традиционного мировоззрения народа" [16, с.11]. В книге Л.А. Лара "дана характеристика шаманства в системе традиционной ненецкой культуры, показано его место и значение в жизни народа. Рассмотрены иерархия богов и духов, социальная роль шаманов, их положение в обществе, влияние на общественную жизнь" [7].
Изучением шаманизма занималась Сарангэрэл "Зов шамана". Автор, сравнивая монгольский и бурятский шаманизм, знакомит с традициями, представлениями шаманизма. Изученный материал "пригодится шаманам любой другой культуры или национальности, поскольку шаманизм имеет дело с истинами, которым чужды этнические границы" [15, с.6].
В книге "Обрядовая поэзия Саха (якутов)" главным образом содержатся сами тексты-заклинания, обрядовые песни, которые используются в священном ритуале шамана, описания традиционных обрядов, обрядовых танцев якутов, музыковедческая сторона обряда. На основе этого материала будет происходить реконструкция отношений человека и Абсолюта в шаманизме Якутии, т.к. целостной модели этого отношения в данной литературе не обнаруживается.
Проблема исследования заключается в том, что во всей этой изученной литературе обнаруживается лишь изучение каких-либо отдельных фрагментов отношения человека и Абсолюта в шаманизме.
Актуальность
Тема взаимоотношения человека и Абсолюта актуальна на протяжении всего существования человечества. У человека постоянно возникают вопросы о смысле жизни, ответ на которые он может получить лишь от Бога. И для этого нужно обрести путь этого общения с высшим началом.
Каждая религия предлагает свой путь обретения общения с Богом. Особенностью шаманизма является то, что общение происходит посредством ритуала, для проведения которого следует знать тексты-заклинания. Именно посредством этих текстов и осуществится общение, на которое нацелен человек.
Целью работы является исследование особенностей отношения человека и Абсолюта на материале якутского шаманского текста-заклинания "Песня о саламе".
Методология
Поставленные задачи определили методологию данной работы, основанную на концепции идеального отношения Д.В. Пивоварова, концепции диалектики Г.Д. Гегеля, синтетической концепции идеального В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова и теории изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой. В ходе исследования были применены научные методы: наблюдение, описание, экстраполяция, сравнение, констатация фактов.
Задачи исследования
1.Раскрыть содержание основных теоретических понятий;
2.Рассмотреть особенности религиозной системы шаманизм;
.Реконструировать образ Абсолюта в данной религии на материале текста "Песня о саламе";
.Выявить образ человека, основываясь на тексте-заклинании;
.Исследовать особенности отношения человека и Абсолюта в шаманизме, проявленные через текст "Песня о саламе".
Предполагаемый результат есть создание модели взаимоотношения Верующего и Абсолюта в шаманизме на материале текста "Песня о саламе".
Апробация
Результаты данной курсовой работы могут быть использованы для написания научных статей, докладов.
Структура работы
Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы. Во введении определены объект и предмет исследования, его актуальность, задачи, а также методы, предполагаемый результат и структура исследования. Основная содержательная часть состоит из пяти параграфов. В первом параграфе ("Содержание основных теоретических понятий") вводятся основные понятия исследования, во втором параграфе ("Особенности шаманизма, как религиозной системы") представлен шаманизм как религиозная система, его основные особенности. В третьем параграфе ("Образ Абсолюта в шаманизме Якутов") вводится представление одного из понятий исследования и исследуются основные аспекты Абсолюта в религиозной системе. В четвертом параграфе ("Образ человека-верующего в шаманизме Якутов") дается образ классического верующего, выявляются его основные качества. В пятом параграфе ("Отношение человека и Абсолюта") описываются действия верующих и средства достижения конечной цели шаманизма. В заключении изложены основные выводы исследования.
1. Содержание основных теоретических понятий
1.1 Содержание понятия "религия"
Религия – (от лат. religio: re – повторное действие, liga – связывать, объединять в единое целое) –
·Стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, Богами, безусловным центром всего существующего, главной святыней), мировоззрение и мироощущение;
·Поведение, соответствующее этому мировоззрению;
·Специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или Богов, сверхъестественного [12, с.10-18].
Д.В. Пивоваров считает, что "религия – одна из необходимых форм постижения мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых или конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида" [12, с.8].
Русский философ В.С. Соловьев отразил основной вопрос религии в своем определении "Религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего", "Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом" [12, с.18].
Один из философских словарей (под редакцией Фролова) раскрывает понятие религия, как "специфическую форму общественного сознания, отличающуюся признаком, который является фантастическим отражением в сознании людей господства над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных" [16].
шаманизм якутия заклинание религия
Вера в существование полноты бытия является центральным миросозерцательным ядром религии любого типа – эгоцентрической, социоцентрической или космоцентрической [12, с.10-11].
Вера религиозная – основной элемент религиозной установки, выражающий некритическое доверие к учениям религии, центральная мировоззренческая позиция и психологическая установка включает не только принятие без доказательств определенных религиозных утверждений (догматов), но и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям, во всем доверять Богу как устроителю жизни верующего и быть верным ему [17].
Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающуюся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума, и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость [18].
Изучив данные понятия можно сделать относительно них выводы:
·Религия несёт на себе главную функцию единения, воссоединения отношений двух полярных начал: конечного и бесконечного, Абсолютного и относительного, единого и единичного. При этом обнаруживается то, что и бесконечное, и Бог, и Абсолютное, и единое относится к некому высшему миру, а конечное, относительное, единичное определяют некое земное, мирское начало, представленное человеком.
·Человек может осознать свое место в мире лишь с помощью религии, т.к. именно она объясняет, что Абсолют занимает главенствующее положение, а не человек; что есть определяющие моменты, исход которых зависит от чего-то высшего, необъяснимого, а не от человека – частицы целого.
·В любой религии вера занимает важное место. Вера – это элемент человеческого сознания, и она возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда данный
предмет вызывает у него эмоциональную и оценочную реакцию (при этом данная оценка чаще всего является позитивной).
·Человек верит, прежде всего, в то, что соответствует его психологическим установкам, убеждениям, идеалам. Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил в определенных критических, труднопреодолимых ситуациях.
·Каждая религия включает в себя поведение, связанное с предметом веры, представленное культом; при этом данное поведение задает не сам человек, а религия.
1.2 Абсолютное начало в религии
Согласно Д.В. Пивоварову Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – это одна из предельно общих категорий, обозначающих всеобщую основу мира, полноту бытия, совершенство. Абсолют мыслится как творческое первоначало всего сущего и противоположен всякому обусловленному существованию [12. с.15].
Абсолют – самодостаточная, вечная, бесконечная духовная реальность, воплощающая в себе первооснову мира, бытие всего сущего. В монотеистических религиях, религиозно-философских и теологических концепциях под Абсолютом понимается Бог [17].
Понятие "Бог" является аспектом Абсолютного начала. Бог (от общеарийского "baha" – благо, одарение, наделение) – Абсолютная Личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных "я" и свободное от всех недостатков. Бог – это совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира [12,c.38].
Абсолют – (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный), в философии и религии – безусловное, совершенное начало бытия, свободное от
каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность – в теизме, Единое – в неоплатонизме и т.п.) [32].
Абсолютное и относительное – парные категории, выражающие в своей взаимосвязи меру проявления вечного во временном, совершенного в несовершенном, безусловного в условном. "Аbsolutum" по-латыни означает отвязанное, отпущенное, отделенное; это есть нечто, находящееся на своем первоначальном месте [12, с.16].
Бесконечное и конечное – философские категории, характеризующие объективный мир и его постижение человеком. В рамках материалистической диалектики проблема бесконечного и конечного считается составной частью всех важнейших философских тем о сущности мира и его развитии, сущности человека и его познания. Бесконечное отображает неограниченное многообразие материального мира в пространстве и времени [17].
Бесконечное – то, конец чего не может мыслится, границы чего нельзя усмотреть [18].
Единое – центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое [32].
Выводы:
·Абсолют являет собой нечто сверхъестественное, безусловно всецелое начало, не включенное в систему закономерностей материального мира, то, что не может быть выявлено и изучено.
·Абсолют является первоначалом всего сущего, он воплощает в себе первооснову всего бытия, из которой в дальнейшем и развилось существование.
·Бог является одним из аспектов Абсолюта, Он представляет собой персонификацию Абсолютного начала. В политеистических религиях существование нескольких Богов объясняется тем, что все Они в своем единстве представляют великую мощь Абсолютного начала, а в
отдельности лишь отдельные аспекты многогранного могущества и силы Абсолюта.
1.3 Относительное начало в религии
Человек – высшая степень живых существ на земле; субъект культуры и синергии социальной; деятельное космо-био-психо-социо-духовное существо. Сущность человека и его место в мире трактовали: как часть космоса, микрокосмос, как духовную личность, наделенную божьим даром – душой; как неповторимая личностная духовно-психологическая реалия [17].
Человек – отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы [18].
Конечное характеризует всякий ограниченный объект; всякое ограниченное многообразие материального мира в пространстве и времени [17].
Индивидуальное, неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного, в социальной психологии – коллективного (группового) [32].
Каждое конечное начало, представленное человеком, наделено неким невещественным, бессмертным духовным началом:
Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме – воля, чувство, воображение, интуиция [32].
Душа – понятие восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти. Идеи всеобщей одушевленности космоса явились основой учения о мировой душе (неоплатонизм). У Аристотеля душа – активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека – созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека [33].
Душа – В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти; внутренний, психический мир человека, его сознание.
Выводы:
·Человек представляет собой нечто относительное, ограниченное материальными, земными "рамками" по отношению к Абсолютному, представляющему собой нечто внеземное, вневременное, внепространственное и ничем не ограниченное начало.
·Приобщение человека к Абсолюту достижимо при помощи души, которая бесконечна и бессмертна, как и Абсолют (вечное, всеобъемлющее начало); функция человека здесь – это задать путь душе к Абсолюту при помощи некоего сакрального отношения.
·Верующий человек непременно стремится познать некое Абсолютное начало, приобщится к нему. Удастся приобщится или нет – зависит так же от человека, от его действий, направленных на данное общение и взаимосвязь.
1.4 Проявление отношения человека и Абсолюта
Каждая религия включает в себя различное поведение, связанное с предметом веры, как правило, представленное культом. "По своему определению культ есть то, благодаря чему возвышается эмпирическое сознание и человек сознает присутствие в нем божественного и свое единство с божественным. Он представляет собой отношение, посредством которого снимается внешняя объективность Бога по отношению к субъективному знанию и устанавливается тождество обоих" [3, с.149].
Культ (от лат. cultus – поклонение, почитание) – один из основных элементов религии; действия (чтение, пение религиозных текстов и т.д.), имеющее целью дать видимое выражение религиозному поклонению.
Культ – это религиозное почитание существ и предметов, выражающееся в обрядах, ритуалах и молитвах [32].
Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты в жизни человеческого коллектива [32].
Ритуал – исторически сложившаяся форма социально-упорядоченного, символического поведения. В ритуале способ и порядок совершаемого действия жестко канонизирован, включает в себя элементы стилизации и психологического воздействия на ритуальную группу. Совместно с церемонией, обрядом и обычаем является систематическим элементом традиции. Религиозный ритуал – элементы социокода приобретают сакральный характер [17].
Молитва – вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Молитва как специфический религиозный обряд сложилась на основе
языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). В качестве вербального компонента она первоначально входила в обряд
жертвоприношения. Впоследствии молитва отделилась от жертвоприношения и стала важнейшим компонентом многих религий.
Священный текст – это один из элементов религиозной системы, который, являясь художественным произведением, обладает функцией посредничества между человеком и Абсолютом. В нем представлена идеальная модель мироздания.
Заклинание – обрядовая фольклорная поэзия, посвященная определенным Богам, духам – покровителям, сопровождающая культовое действие, конкретный обряд [11, с.16]. Заклинание сопровождает ритуальный танец, который визуально представляет слова шамана (заклинание); при этом каждый обряд сопровождают разные по своим действиям, движениям танцы.
Именно благодаря своеобразию культовой системы, которая затрагивает такие аспекты как обряд, ритуал, священное писание, молитва, заклинание, строится взаимоотношение человека и Абсолюта.
Отношение – философская категория, характеризующаяся в триаде "вещь – свойство – отношение" взаимоопределенность, взаимосвязанность и взаимодействие предметов действительности. Отношение проявляет свойства вещей [17].
Отношение – логическая связь (сравнение, сопоставление в пространстве, времени, причинности, целесообразности), которую мышление находит между двумя состояниями сознания (Брокгауз и Ефрон).
Отношение – способ существования объектов разного рода и общая, универсальная форма, в которой в рамках бытия и мышления преодолевается и компенсируется недостаток или избыток чего-либо в объектах любой природы, способных к рефлексии. Само представление об отношении в рамках познания возникает на основе сравнения по какому-то выбранному признаку. Представление любого отношения как бинарного – это предельный и простейший случай формы его существования и идеализации, имеющий основания в самой действительности.
Отношение – это целостность, включающая всегда две органичные для нее части: стороны, полюса и, собственно отношения, которые не существуют в отрыве друг от друга.
Выводы:
·Отношение человека и Абсолюта – это связь человека с Богом, их взаимосвязь, взаимодействие, диалог, которые осуществляется и регулируются ритуалом, обрядом, песней, танцем, т.е. священным, сакральным действом. Для каждой религии присущи свои специфические ритуальные действия, но все они направлены на достижение одной и той же цели – путь достижения единения с Богом.
·Отношение – это некая сакральная часть, которая фиксируется не только в обряде, ритуале, но и в священном писании, заклинании, ритуальной песне.
·Культ – один из элементов, составляющих способ, посредством которого осуществляется единение Абсолютного и относительного начала.
·Целью отношения, связи, диалога человека и Абсолюта является их тождество, некое общее начало, связывающее их.
Общий вывод
Религия – является пространством стремления Абсолютного начала к человеку, проявленное через некую идеальную модель поведения, а также стремление верующего к Абсолютному началу через специфическое поведение, основанное на соблюдении ритуалов, обычаев и культов. В целом религия как отношение представлена аспектами:
Абсолютное начало:
·Абсолют представляет собой высшее начало, связь с которым пытается осуществить человек, следуя предложенным Абсолютом правилам.
·Абсолют является первоначалом всего сущего, существующего. Он воплощает в себе главнейшую первооснову бытия, давшей дальнейшее развитие всему существованию.
·Одним из аспектов Абсолюта является Бог, который представляет собой персонификацию Абсолютного начала.
Относительное начало:
·Человек представляет собой некое относительное, ограниченное и конечное начало, по сравнению с Абсолютным, бесконечным началом.
·Человек (верующий) является одним из важнейших элементов любой религии, т.к. единение Абсолютного и относительного начал есть отношение, а в отношении всегда участвуют двое.
·Человек может приобщиться к Абсолюту, задав правильный путь к движению своей душе.
·Данное отношение – это связь высшего Божественного начала с конечным человеческим началом, которая осуществляется при помощи определенных сакральных действий, направленных на постижение истинного, высшего начала человеком.
·Отношение с Абсолютом необходимо человеку, и поэтому он совершает определенные культовые действия, проявляя свою духовную сущность в чтение Священного текста, молитвах, совершении заклинания, ритуального, обрядового танца. Данные действия, исходящие от человека, воспринимаются противоположной стороной – Абсолютом – которая также обращается на человека.
·Отношение человека и Абсолюта должно представлять собой некое тождество: из взаимосвязи двух начал рождается некое третье начало, представляющее собой синтез обоюдных стремлений к объединению, идущих как от человека, так и от Абсолютного начала.
2. Особенности шаманизма как формы религии
2.1 История возникновения шаманизма
Шаманизм – одна из наиболее ранних форм религии, возникшая в эпоху разложения родового строя, выходит за рамки семейно-родовых отношений и является действием общественного характера [12, с.265]. Но само по себе шаманство не является какой-либо отдельной религией. Религиозное мировоззрение, на котором оно основано – анимизм – вера в существование души, духов-хозяев природных стихий и окружающих предметов, т.е. одухотворение всего, что окружает человека. Эти духи и являются объектом почитания анимистов, они могут влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни и излечивать их, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Вера в духов-хозяев всегда сочетается с представлениями о верховном божестве-создателе мира, однако это божество не играет роли в жизни людей – в отличие от мировых религий, у анимистов Бог-творец не служит объектом почитания и не вызывает страха: считается, что верховное божество не вмешивается в жизнь людей, а все, что происходит вокруг – это деятельность духов.
Понятие шаманизма вошло в литературу в XVIII веке, хотя о шаманах народов Сибири сообщают уже источники XVII столетия. Слово "шаман" тунгусского происхождения, оно означает "возбужденный, исступленный человек" [12, с.265].
По мере исторического развития человечества шаманство теряло свою первоначально важную роль. Однако отдельные очаги шаманства сохранились и до наших дней, в первую очередь в тех обществах, которые менее всего затронуты современной индустриальной цивилизацией, где сохраняется родоплеменная структура – среди сибирских и дальневосточных народов, у североамериканских индейцев, у аборигенов Австралии. С.А. Токарев – известный русский ученый – назвал шаманизм не религией, а формой религии. Слишком сильно различается практика шаманства у разных народов, чтобы можно было считать его одной религией. Даже понятие "Сибирское шаманство" включает в себя очень разные явления. Хакасское, тувинское или алтайское шаманство близки друг к другу, но и здесь есть немалые различия. А шаманство якутов или североамериканских индейцев совершенно не похоже на среднеазиатское.
У разных народов шаманство принимает различные формы. Особенно хорошо это заметно там, где шаманство окрашивается более поздней религией. Например, в Непале и Индии шаманы вступают в связь не с духами, а с богиней Кали, но все остальные признаки шаманства налицо – это транс, магические приемы, заклинания. Шаманы могут считать себя мусульманами или индуистами, но все они общаются с духами и все они избраны самими духами. Именно это и является отличительными признаками шаманства [22, с.39].
За последние 20 лет шаманизм перестал быть лишь важной темой антропологических исследований и постепенно перешёл в сферу практических интересов широкого круга людей, заинтересованных в духовном росте и целительстве.
В начале интерес многих исследователей в шаманизме заключался в поиске настоящего шамана для исцеления его или её сверхъестественной силой. По прошествии лет цель поисков изменилась. Теперь люди сами хотят стать шаманами, чтобы излечивать других, излечивать мир. Книги, семинары и рабочие группы по шаманизму усиленно предлагаются по всему миру. Многие люди читают эти книги и участвуют в таких семинарах, стараясь постичь практические основы шаманства.
Т.е. современный человек вполне реально может самостоятельно освоить шаманскую практику, используя специальные учебные пособия, сочетающие конкретные предписания с элементами этнографической познавательности.
Современная реальность отделила друг от друга этнографическую атрибутику шаманства и его социально-психологические проявления. Шаманство утрачивает этническую специфику, сходные эффекты воздействия на сознание и физическое состояние становятся достижимыми при помощи иных, более современных средств, способных заместить бубен и погремушки. Для сознания современного человека шаманство привлекательно, с одной стороны, возможностью проявить свою духовную сущность и выделиться из среды окружающих людей. Эта возможность шаманства прекрасно сохраняется и в современном социуме, проявляясь точно так же, как и в традиционных культурах. С другой стороны, и это значительно более ценно – шаманство привлекает тем, что оно уравнивает духовные возможности людей и снимает иерархические различия в социальном статусе, от которых устают современные люди в повседневной жизни. В этом кардинальное отличие шаманства от мировых государственных религий, и еще большее отличие от различных тоталитарных сект, требующих беспрекословного подчинения.
Выводы:
·Шаманизм – одна из самых древних форм религиозной практики;
·Шаманизм является религией с точки зрения единения, отношения и взаимосвязи человека и Абсолютного начала.
·Географическо-территориальные особенности оказывают влияние на специфику шаманизма определенных народов;
·В современном мире возрастает интерес к шаманизму, т.к. он снимает иерархию духовных возможностей, т.е. приобщаясь к данной религии, постигая её, человек не ограничен материальными "рамками", своим социальным статусом; желание и стремление человека приобщится к Абсолютному выше каких-либо ограничений.
2.2 Особенности якутского шаманизма
Шаманская космология (представление об устройстве мира) – это воззрения не только одного шамана, но и всего его племени. Просто шаман – "специалист", он знаком с устройством мира лучше своих соплеменников, потому что сам не раз побывал в разных мирах. По воззрениям многих народов, Вселенная состоит из трёх сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира. Небесный мир – это многоярусное пространство, где на высшем девятом ярусе восседает Верховный Бог Ур Аар Тойон – Белый Господин Творец, подобный Солнцу, создатель Вселенной (у него есть и другое имя – Ур Айыы Тойон).
По философии якутского шаманизма, Верховный Бог заселил людьми Серединный мир, ибо беззаботная и вечная жизнь людей в Верхнем мире стала бездеятельной и потребительской. Ур наделил людей скотом и всем необходимым для жизни в Серединном мире. Он наделил человека космическим огоньком – светлым развивающимся умом, трехмерной душой – тремя кутами: Ийэ-Кут, Буор-Кут, Салгын-Кут.
·Ийэ-Кут – основной Материнский кут (Ийэ-Кут на современном языке обозначает, в переводе с древнерусского, "Материнское место"). Отсюда "Ийэкутия" (Якутия) – это Материнская Земля, Земля Предков. По философии якутов, этот кут бессмертен и состоит из особого космического вещества. Ийэ-Кут человеку дается Богиней Любви через отца матери.
·Буор-Кут – основной Телесный, материальный кут. Данный кут человек получает от родителей и от Природы-Матушки. Буор-Кут является телом и статью человека.
·Салгын-Кут – это Воздушный, или Космический Кут. Кут, который устанавливает связь с внешним миром.
Кут – слово непереводимое, древнее, его нельзя перевести как душа. Все три кута соединяются особой Космической Силой, Космическим Огнем – Сур.
Сур – это биоэнергия, исходящая от человека, олицетворяющая его силу воли, психику. Обычно оба понятия существуют вместе как Сур-Кут и определяют человека в его телесной и духовной гармонии, вместе внедряются богами в женщину при зачатии ребенка.
Вот все четыре элемента, Ийэ-Кут, Буор-Кут, Салгын-Кут и Сур, составляющие суть самого человека, его разум, духовность, талант, добрые качества и его физическую силу и здоровье.
Таково древнее видение мира, в соответствии с которым весь космос и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром (солнце связано с верхним миром, луна – с нижним, олень, птица – верхний мир, медведь, рыба – нижний).
Один важнейший элемент картины мира присутствует в представлениях практически всех народов, знавших шаманство. Это – Мировое Древо. Оно представляет собой как бы ось мира, соединяющую верхнюю и нижнюю сферы, не дающую "небу упасть на землю". У каждого якутского шамана было "своё" дерево в реальном мире, предназначенное лично ему духами. Это земное соответствие Мирового Древа. Обод бубна шаман вырезал только из своего дерева, но так, чтобы оно не погибло, т.к. и жизнь, и сила шамана тесно связаны с этим деревом.
В понятиях якутского шаманизма Вселенная и Человек неразделимы. Человек является частью Вселенной и находит свое место в Серединном мире. Трехмерное представление Вселенной воедино соединяет в себе понятие о неразрывной связи философских понятий Светлого и Злого начал. Человек находится между ними и в полной зависимости от них. Злые силы Нижнего мира влияют на них так же, как Высшие Светлые силы Верхнего мира. Такое положение заставляет человека постоянно бороться за свое существование и за целостность своей психики. Только постоянное обращение к Светлым силам спасает его от влияния Темных сил. Обращение к Высшим Светлым силам для человека является очень большим трудом и требует от него нравственной чистоты, трудолюбия и верности.
Человеческой натуре трудно устоять от искушений (влияние Темных сил), и ему постоянно нужна помощь Всевышнего Бога.
Выводы:
·Вселенная, в шаманской космологии, состоит из трёх сфер: подземный мир, мир людей и небесный мир, связующим элементом, осью на которой держатся данные миры является Мировое древо.
·Душа человека, так же как и Вселенная, представлена тремя Кутами: Ийэ-Кут, Буор-Кут и Салгын-Кут, связующим элементом между ними выступает Сур, представляющая собой некую биоэнергию человека, которая держит в человеке Куты.
2.2.1 Шаман
Шаманом мог стать человек, отмеченный волей богов или духов, имеющий наследственный дар в роду или вступивший в контакт с умершим шаманом. Такой человек с рождения имел какие-то особые приметы и проходил испытание болезнью, вызванной тем, что его кут уносился духами для воспитания, которые могут быть посланниками любого из трех миров. Наиболее сильный шаман воспитывался в Верхнем мире в одном из девяти гнезд Священного шаманского Дерева – лиственницы. Чем выше гнездо, тем более сильным рождается шаман. Кут будущих шаманов духи превращают в птенцов кукушки или кулика и вскармливают их яйцами птиц. То же самое может происходить в Среднем мире, где в качестве шаманского дерева выбирается лиственница, а в подземном Нижнем мире рождение и воспитание шамана происходит в гнездах мрачного дерева ели.
Самым трудным испытанием является этап посвящения в шаманы – эттэнии, то есть рассекание тела. Посвящаемый укрывается в глухом лесу, где избранные невинные юноши строят для него урасу – летнее жилище конической формы, покрытое берестой. Во время сна или глубокого обморочного состояния, в котором шаман пребывает от трех до девяти дней, к нему слетаются духи всех трех миров, духи всех болезней, рассекают тело его на части и угощаются мясом и кровью его, после чего ийэ-кут – мать-душа собирает кости, и тело вновь возрождается к жизни, но уже в новом, сверхъестественном качестве. Отныне шаман может общаться с духами, может принять любое обличье.
Если рассекание является физическим испытанием шамана, то следующий этап посвящения в шаманы можно назвать духовным уроком для него. Это обряд совместного камлания молодого шамана с опытным учителем уже при зрителях, когда он должен мастерски сочетать импровизацию с канонизированной схемой "путешествия во Вселенной". Старый шаман показывает молодому дороги духов, находясь на чистой поляне или поднявшись на гору. Оба шамана надевали ритуальные костюмы и брали в руки бубны. Забивалось жертвенное животное, которым кормили шаманских духов, а часть съедали собравшиеся, для которых этот день был праздником. Пройдя обряд посвящения, молодой шаман обретал особые телесные и психические свойства, получал возможность проникать во все миры.
Камлания исполнялись по общепринятым канонам. Все приготовления к этому таинству совершались помощниками кутуруксутами. В зависимости от цели камлания шаман обращался с камланиями к духам Верхнего или Нижнего миров. При этом он совершал длительное путешествие, делая по пути остановки на так называемых олохах, имеющихся на каждом ярусе небесной сферы или подземного мира. На каждом олохе он общался с духами, испрашивая у них разрешения на дальнейшее путешествие.
Камланье шамана представляло собой яркое театрализованное действие, исполняемое обычно в ночное время при слабом свете камелька, что усиливало его таинственность и пугало людей. Между тем основная часть взрослой публики с пониманием воспринимала все нюансы мистерии, при необходимости поддерживала шамана восклицаниями или пением.
По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка – кнутом для шамана. Бубен для шамана – Крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана. Крылатый конь рассказывает шаману обо всем, что он видит, слышит, предостерегает его от бед, от напастей других шаманов и помогает в его камлании и лечебной работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман, и какое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана.
Бубен, колотушка и костюм шамана – это отражение целого мира. В них и заключена тайна этого древнерусского искусства, особая магическая сила Космоса и космологические понятия шаманизма. Все они заговорены свыше и в них – тайное учение наших предков. Поэтому нельзя надевать костюм чужого шамана и брать в руки чужой бубен.
У всех шаманов имеются определенные территории – ареал их шаманской деятельности. Некоторые из них астрально огораживают свою территорию и настораживают самострел. Так, в основном, поступают кровожадные шаманы. Шаманские самострелы – одна из тайн шаманизма. Они в некотором отношении идентичны с понятием Кармы.
Шаманизм якутов имеет конкретные отличия от других. Он имеет совершенно обособленные и своеобразные формы обрядов и магических действий. Притом все магические обряды совершаются при помощи применения силы слова. Якутский шаманизм имеет особые тайные заклинания с набором определенного количества слов.
Выводы:
·Мир в представлении шаманизма трёхчастен: мир небесный, мир людей, мир подземный, но для всех частей связующей осью является Мировое Древо;
·Суть человека составляют 4 части: Ийэ-Кут, Буор-Кут, Салгын-Кут и Сур, объединяющий своей энергией Куты;
·Шаман в данном Мире занимает срединное место и общается с духами: если шаман связан с верхним миром, то он обозначался понятием "белый шаман", а если с темным миром, то – "черный шаман"; таким образом, ясно, что шаман является неким представителем как людей, так и Духов.
2.3 Место текста "Песня о саламе" (заклинание) в шаманизме якутов
В фольклор якутов входят поэтические произведения, исполнявшиеся при проведении традиционных обрядов – регламентированных действий, посвященных различным моментам жизни человеческого коллектива и отдельных его индивидов. В прошлом якуты совершали множество обрядов, связанных с почитанием окружающего мира, охотой, рыболовством, скотоводством и ремеслами, а так же с жизнедеятельностью семьи, рода, племени, общины, этноса и т.д.
Поэтические произведения, сопровождающие большую часть традиционных обрядов, якуты называют алгыс. Данное слово многозначно: благословения, благопожелания, молитвы, заговоры, заклинания, гимны [11, с.16].
Якутские обряды делились на индивидуальные и коллективные, они должны были сопровождаться определенными поэтическими текстами (сложился набор клише, который необходимо было повторять при совершении конкретных обрядов).
Текст "Песня о Саламе" относится к заклинаниям в честь духов-хозяев земли (местности). По верованиям якутов, каждая территория имела свою хозяйку. При почтительном отношении к ней она покровительствовала живущим на "своей" земле. В связи с этим в прошлом якуты приносили ей жертвы. Согласно обычаям, специальное жертвоприношение духу-хозяйке земли устраивали раз в год – весной, когда вырастала первая трава, распускались листья на деревьях. В дар ей вешали на священную березу пучки конских волос, полоски материи или салама – ритуальную веревку, сплетенную из конских волос, украшенную пучками волос из гривы или ленточками, угощали духа-хозяйку молочными продуктами.
В ходе обряда произносили или пели заклинания. Оно обычно начиналось с обращения к духу-хозяйке, затем перечислялись блага, которые у неё просят: защиты скота и детей, заботы о приумножении богатства и потомства; при обращение к духу-хозяйке шаман мог расцветить образными описаниями её внешнего вида, дополнить заклинание красочным перечислением подношений, приносимых её, описанием даров, так же приносимых её.
·Таким образом, текст "Песня о Саламе" занимает важное место в шаманизме, т.к. данный текст используется в священном ритуале-обращении к духу-хозяйке Земли;
·Дух-хозяйка земли был наиболее почитаем, и поэтому к нему часто обращались за помощью в несчастье, за просьбой о ненанесении вреда людям, обращались и для выражения своего уважения;
·Данный текст "Песня о саламе" может использоваться в качестве материала для исследования отношения человека и Абсолюта в шаманизме, т.к. он
(текст) является вербальным посредником при общении людей с Богом (духами).
Общий вывод:
·Шаманизм – это не целостная система, как, например, христианство, но это религия с точки зрения единения и воссоединения отношения двух полярных начал: человеческого и Абсолютного;
·Тройственность устройства Вселенной в шаманизме и тройственность сущности человека неслучайна, также как и то, что и во Вселенной, и в сущности человека присутствует некое связующее звено (Мировое Древо и Сур). Таким образом представлены Макро – и Микрокосмосы, где Микрокосмос существует внутри Макрокосмоса, и где они неразрывно связаны. Прослеживается аналогия с ребенком в чреве матери – они неразрывно связаны пуповиной, а в данном случае – верой и духовной связью;
·Шаман выполняет тройственную функцию: он служит и миру, и духам, и человеку. Он является избранным человеком, но для своего служения ему предстоит пройти ряд испытаний. Пройдя их он уже будет полноценным посредником между Духами и людьми в Мире шаманизма;
·Священный текст "Песня о саламе" является путеводителем на пути к познанию отношения человека и Абсолюта в шаманизме, т.к. он есть ритуальное заклинание, необходимый элемент ритуального действа, которое совершается для данного общения, единения и единства.
3. Образ абсолюта в тексте "песня о саламе"
В тексте "Песня о саламе" термин "Абсолют" не встречается. Шаманизм – это вера в существование души, духов-хозяев природных стихий и окружающих предметов, т.е. одухотворение всего, что окружает человека. Определенно то, что вера в духов-хозяев всегда сочетается с представлениями о верховном божестве-создателе мира, но это божество, как таковое, не играет роли в жизни людей, т.к. считается, что все происходящее вокруг – это деятельность духов.
В "Песне о саламе" главным действующим лицом, обращающимся к духам, является уже пожилая женщина, которая в тексте именуется "хотун-бабушка" (хотун – госпожа, супруга, жена; в фольклорных произведениях часто употребляется как составная часть собственных имен богинь, духов-хозяек и родоначальниц). Таким образом, хотун-бабушка является земным воплощением небесного духа; она есть дух-хозяйка земли, одаренная божественными силами, ниспосланными ей свыше.
Хотун-бабушка приносит в дар духам-хозяинам священную жертву – саламу:
Сухие кончики пальцев
Горячим жиром пропитывая,
Конские волосы разглаживать, свивать начала,
Длиною в три маховые сажени
Пеструю волосяную веревку, основу саламы, она свила.
Драгоценной бахромой украсила,
Пучками волос гривы принарядила… [11, с.121]
Священным приношением для духов-хозяев является не только салама, но и масло, при чем не обычное, а специально припасенное для ублажения духов, для показывания обеспеченности не только своей, но и рода:
Взятое из кладовки
Гибкое берестяное ведерко с опоясками
Охлажденным маслом
Узорно-пестрой молодой коровы
До краев плотно набила… [11, с.121]
Для исполнения ритуала жертвоприношения требуется заклинателю и ритуальная ложка-жребий, благодаря которой можно узнать о предзнаменовании, т.е. можно предугадать исполнение данной просьбы у духов-хозяев: исполнят Они или нет.
Последовательность заклинаний, осуществляющихся в ритуале, описанном в "Песне о саламе" такова:
.В первую очередь хотун-бабушка "духа священного огня заклинать стала, давно припасенным маслом его угостила…"
2.Близ нижних ветвей большой березы хотун-бабушка "три раза духу-хозяину изначальной страны моления совершив, девять раз крепким узлом (саламу) завязала".
.Затем хотун-бабушка "семь искрящихся дымокуров из кизяка раздув, разожгла, прогорклым маслом [их] вскормила: запах священной пищи, благоухая, вознесся по изначальной земле".
.Взяв в руки ритуальную ложку и подняв их вверх, хотун-бабушка стала произносить моления "за будущее поколение, за их счастливое будущее, за большие гурты кут поздних телят, за благополучие-изобилие родного двора, за прочность на долгое будущее…". Такими молениями, прошениями она обращалась к духам-хозяевам:
·Кюрюё Джёсёгёй является подателем людям лошадей и покровителем коневодства;
·Юрюнг Айыы Тойон, являющийся в якутской мифологии творцом Вселенной, главой обитающих в Верхнем мире божеств;
·Хара Суорун Тойон – покровитель нескольких родов, предок девяти шаманских родов;
·Дух-хозяйка Среднего мира – восточная Иэйиэхсит-бабушка, которая покровительствует людям, лошадям и рогатому скоту, а так же помогает при родах;
·Дух-хозяйка алааса (долины, где и жили якуты) – Ахсыырма Мичил Хотун-бабушка;
·Дух-хозяин озера – Боллох Тойон-дедушка;
·Дух-хозяин отора (осеннего пастбища) – Ботохоно Чуохаан;
·Дух-хозяин священного очага – Господин-дедушка.
5.После поименного обращения к духам-хозяевам начинается ритуальное прошение:
На девять поколений нерушимое благополучие,
На восемь поколений неколебимое счастье,
На семь поколений неубывающее изобилие
Нам устройте,
Прочно обоснуйте нас,
Осчастливьте. [11, с.127]
Данное прошение закреплялось плевком и подкидыванием ритуальной ложки. Ложка упала дном вниз, что символизирует благосклонность духов-хозяев, их положительное отношение и желание помочь.
Счастливый жребий пусть выпадет!
Взлетай на счастье!.
Счастье выпало, уруй! [11, с.129]
Выводы:
·В тексте "Песня о саламе" образ Абсолюта является собирательным, т.к. включает в себя некое множество – дух-хозяин священного огня, дух-хозяин изначальной земли, дух-хозяин великой тайги, Верхний Кюрюё Джёсёгёй, Юрюнг Айыы Тойон, Хаара Суорун Тойон, дух-хозяйка Среднего мира, Ахсыырыма Мичил Хотун, дух-хозяин озера (Зеленый Боллох Тойон), дух-хозяин жилья (Ботохоно Чуохаан). Собирательность различных аспектов покровительства духов-хозяев в понятии "Абсолют" является важной особенностью, т.к. именно при таком представлении видна всеобъемлющая высшая духовная сила, охватывающая все аспекты жизни.
·Множество духов-хозяев, являющихся средним звеном между людьми и Абсолютом, выступают его эманациями. Т.е. абсолютное начало изливается на людей именно посредством духов.
·Хотун-бабушка, также являющаяся духом-хозяйкой земли, представляет собой некую концентрированность божественной энергии в одном избранном земном представителе.
·Обращение к духам-хозяевам строго регламентировано ритуалом, который включает в себя ряд неких тайных, сакральных действий. И только благодаря строгой последовательности действий, правильного отношения избранного человека по отношению к духам, Они смогут дать свой ответ обращающемуся.
4. Образ человека в тексте "песня о саламе"
Задача данного параграфа состоит в реконструкции образа человека, вступающего в отношение с Абсолютом, в выявлении его главных качеств, превращающих его в эталонного верующего.
В тексте "Песня о саламе" образ человека представляет хотун-бабушка (хотун – госпожа, супруга, жена; в фольклорных произведениях часто употребляется как составная часть собственных имен богинь, духов-хозяек и родоначальниц, несет уважительный оттенок).
Когда из жилища, поросшего сверху травой,
Из юрты, [построенной] из тонких лиственниц,
С лавки в узорной комнате,
С подстилки, теплом обладающей,
Из-под одеяла из серых заячьих шкурок
Хотун-бабушка выбралась-вышла…
Молочно-белой голова её стала,
Постаревшей с виду она стала,
Согбенной спина её стала,
На деревянный посох она опираться стала… [11, с.119]
Таким образом, раскрывается образ уже не молодого, а пожилого верующего человека, на его старость указывают не только какие-то индивидуальные черты – качества, но и образ жилища – дома, в котором живет хотун-бабушка.
С прошитыми краями,
Наподобие радугоцветного кушака,
С опоясками, наподобие урасы,
Берестяной чабычах взяв,
С кольцеобразными ручками,
С серебряной осью
Железные ножницы взяв,
Иссохшей кожей обитую
Дощатую дверь толкнув,
Вросший в землю почтенный
Деревянный порог переступив,
Из родного дома медленно выйдя, пошла… [11, с.119]
Так описывается подготовление хотун-бабушки к выходу из дома, к совершению некоего священного действа – ритуала, совершаемого ею не для себя одной, а для всего своего рода, т.к. она – это не просто обычный человек, она – родоначальница. И именно поэтому, она несет на себе таинство ритуала, жертвоприношения для блага своего рода.
Перед каменным небольшим очагом,
Перед священным огнем
На четырехногую тальниковую табуретку
Нежные колени свои
Оголив, их выставила,
Сухие кончики пальцев
Горячим жиром пропитывая,
[Конские волосы] разглаживать, свивать начала,
Суча до ломоты в пальцах,
Длиною в три маховые сажени
Пеструю волосяную веревку, основу саламы,
Она свила…
Драгоценной бахромой украсила,
Пучками волос гривы принарядила… [11, с.121]
Хотун-бабушка, как особо верующий человек, с тщательностью готовиться к предстоящему ритуалу, не смотря на трудности, связанные с возрастом. Она с особым трепетом относится к материалу для жертвоприношения: конские волосы особо выращенной лошади, масло, взятое из кладовки, т.е. заранее припасенное, что говорит о бережливости хозяйки; масло берегли, долго хранили для духов, чтобы в нужный момент было чем их угостить.
Совершая ритуал, хотун-бабушка заклинает духов: духа-хозяина священного огня, духа-хозяина изначальной страны:
Встав на колени,
Прямо на восток лицом оборотилась,
Ритуальную пеструю большую разливную ложку
В руки взяв, вверх подняла.
Рот раскрывая, моление произносить стала,
Губы раздвигая, громко запела:
Молодой кобылицы,
Вольной, первый раз стриженной, блестящие
Волосы гривы основой своей имеющую,
Благословенную – изукрашенную
Гибкую шелковистую мою саламу [я повесила] –
За будущие поколения,
За их счастливое будущее,
За большие гурты кут
Поздних телят,
За благополучие – изобилие родного двора… [11, с.125]
Принося жертвоприношение, хотун-бабушка не просто просит о милости духов-хозяев, но в то же время она и уважительно относится к ним, говорит о их качествах, восхваляющее описывает духа: Дух-хозяйка Среднего мира … с благодатным потом, с благотворящими ладонями…
Хотун-бабушка просит духов о многом, касающемся будущего больше не её самой, а будущего именно последующих поколений:
На девять поколений нерушимое благополучие,
На восемь поколений неколебимое счастье,
На семь поколений неубывающее изобилие
Нам устройте,
Прочно обоснуйте нас, осчастливьте… [11, с.127]
Данный ритуал хотун-бабушка заканчивает плевком и подкидывает вверх – в небо ритуальную ложку, и по тому, как ложка упадет, заклинатель понимает волю духов. В данном ритуале, описанном в "Песне о саламе", духи исполнят волю хотун-бабушки:
Счастливым жребий пусть выпадет!
Взлетай на счастье!.
Счастье выпало, уруй! [11, с.129]
Таким образом, на основе текста "Песня о саламе", можно сделать некоторые выводы:
·Истинный эталонный человек всегда чтит духов-хозяев, почитает своих предков и заботится о своих потомках.
·Эталонный человек всегда запаслив и бережлив; важнее сохранить запасы не для себя, а для угощения духов, тем самым показывая свою щедрость и почтительное отношение.
·Эталонный человек просит не о личном благе, а о благе многих своих потомков.
5. Текст "песня о саламе" как пространство встречи человека и абсолюта в шаманизме Якутии
Задачей параграфа является рассмотрение отношения человека и Абсолюта, основанное на анализе текста-заклинания. Текст "Песня о саламе" является репрезентантом для проведения исследования отношения человека и Абсолюта в шаманизме Якутии, данный текст есть импровизация – исполнение заклинания, исполненное С.А. Зверевым (сказатель-импровизатор, исполнитель народных песен, знаток напевов и народных танцев якутов).
Исследуемый текст-репрезентант по своему смысловому значению можно разделить на две части. Первая часть дает развернутое поэтическое описание Хотун-бабушки, от имени которой произносится заклинание, и хода подготовки обряда, хотя по традициям якутов, в заклинания при жертвоприношениях не включалась характеристика заклинателя. Эту характеристику включил сам С.А. Зверев, видимо, для наиболее полного раскрытия образа и качеств Хотун-бабушки.
Первая часть в тексте занимает довольно большое и значительное место, так как является необходимым элементом, вводящим зрителя в пространство сакрального ритуала, заклинания. Само заклинание, являющееся уже второй кульминационной частью, начинается лишь со 124 строчки, так как человеку-зрителю – читателю необходимо время для подготовки к вступлению в отношение с Абсолютом.
Если структурировать вводную первую часть "Песни о саламе", то перед читателем развернется целый ряд последовательных, иерархичных по значению событий, действий, начинающихся с описания пространства обитания старухи – духа – идеального человека – шамана:
…Когда из жилища, поросшего сверху травой,
Из юрты, построенной из тонких лиственниц,
С лавки в узорной комнате,
С подстилки, теплом обладающей,
Из-под одеяла из серых заячьих шкурок…
Описание жилища Хотун-бабушки вводит зрителя-читателя в исходную отправную точку. Уже на данном этапе зрителю – читателю предоставляется возможность увидеть скрытое, так как при дальнейшем чтении он осознает, что Хотун-бабушка, живущая в пространстве природы, и есть Дух-хозяйка земли в человеческом обличье:
…Хотун-бабушка выбралась-вышла,
Молочно-белой голова её стала,
Постаревшей с виду она стала,
Согбенной спина её стала,
На деревянный посох она опираться стала…
Выше приведенная цитата из текста лишь еще раз указывает на признаки уже пожилого человека, олицетворяющего собой Духа – хозяйку земли.
Всё глубже погружаясь в пространство текста, человек – читатель – зритель видит, что Хотун-бабушка приготавливается к ритуалу – главному священному действу, в ходе которого и произойдет отношение с Абсолютным началом, в данном случае олицетворяющимся Духами-хозяевами Земли. Но здесь Хотун-бабушка в глазах человека-зрителя уже перевоплощается до качества идеального человека, готовящегося ко встречи с Духами:
…На четырехногую тальниковую табуретку верхом уселась
Нежные колени свои оголив, их выставила,
Сухие кончики пальцев горячим жиром пропитывая,
Конские волосы разглаживать, свивать начала,
Суча до ломоты в пальцах…
Пеструю волосяную веревку, основу саламы, она свила…
Главным атрибутом ритуала является священная веревка – салама (волосяная веревка с нанизанными на неё дарами добрым и злым духам: цветными лоскутками и пучками конских волос, натягивается между столбами или деревьями), изготовленная руками заклинателя – Хотун-бабушки из исключительно отобранного материала: "конский волос из резвой молодой кобылицы, запертой в деревянной конюшне из сухих тонких лиственниц", "драгоценной бахромой украсила, пучками волос гривы принарядила". Таким образом, человеку – зрителю становится ясно то, что для избранства Всевышними силами, конкретизируемыми Духами, ему самому необходимо особой тщательностью и приготовленностью к ритуалу добиться исключительности. При дальнейшем погружении в пространство, где и будет совершаться ритуал, где и случится общение-отношение, человек – читатель – зритель замечает то, что Хотун-бабушка есть не только идеальный человек, она – шаманка:
…Волосяную гибкую саламу, три раза
Моление совершив,
Девять раз крепким узлом завязала.
Семь искрящих дымокуров из кизяка раздув, разожгла…
Запах священной пищи, благоухая, вознесся по изначальной земле,
Сизый дым широко разнесся;
Встав на колени, бабушка прямо на восток лицом оборотилась,
Ритуальную пеструю большую разливную ложку
В руки взяв, вверх подняла…моление произносить стала…
Таким образом, предположение о специальном введении А.С. Зверевым в текст-заклинание описания образа Хотун-бабушки подтверждается.
Постепенно зритель-читатель, следя за ходом событий и погружаясь в них, входит в кульминационное пространство второй части "Песни о саламе".
Вторая часть описывает поочередные обращения Хотун-бабушки – шаманки ко всем духам-хозяевам земли, так как именно таким способом она обратится к главному Богу (в шаманизме аспект Бога является собирательным). Следовательно, через многое познается единое, вечное и бесконечное.
Развязкой заклинания являются последние слова хотун-бабушки и её плевок:
Произносимый мною алгыс
(благословение, благопожелание, восхваленье, заклинание, моление)
Надежно плевком своим закрепляю.
Если в жизни девяти поколений счастьем сбудется,
Если дар пяти пальцев, подношение десяти пальцев добром воздастся,
Возросшим благополучием,
То счастлива – пестрая ритуальная ложка на землю-мать…
Вверх, крутясь, взлетев, обратно падай,
Счастливый жребий пусть выпадет!
Взлетай на счастье!
В этой кульминационной ситуации человек-зритель-читатель находиться в состоянии особого напряжения, как и Хотун-бабушка, так как он находится в состоянии неизвестности, чем ответят Духи на просьбу, исполнят её или нет, увидели ли старания при подготовке к ритуалу, услышали ли заклинании-просьбу-моления. В данном пространстве ожидания происходит вторая встреча человека с высшим Абсолютным началом, занимающая во времени лишь краткий миг.
Счастье выпало, уруй!
Эти слова не позволяют больше человеку усомниться в услышанности его Духами, так как Духи ответили, вошли в диалог, который и является главной целью в жизни не только шамана (Хотун-бабушки), но и каждого человека, стремящегося не к удовлетворению своих плотских, телесных желаний, а стремлений души возвыситься и приобщиться к всемогущему
Абсолютному началу. Эти кульминационные слова подтверждают конец взаимодействия, подтверждение произошедшей встречи человека с Абсолютом.
Таким образом, текст "Песня о саламе" – есть двоякое пространство явленной встречи, диалога эталонного человека, стремящегося к духовному насыщению, и Абсолюта, всегда готового принять такого человека, а также визуализирование некой модели поведения, камертона, задающего человеку правила поведения.
·Добиться вступления в отношение-диалог с Абсолютным началом может лишь устремленный и желающий добиться ответа человек;
·Путь человека в стремлении к приобщению к Абсолютному началу долог и сложен, он предполагает в своей сути множество усилий и работы над своим духовным состоянием;
·Абсолютное начало оплотняется до максимальной конкретики, в то время как человек должен быть готовым увидеть Абсолютное через максимальную конкретику, через понимание знаков и символов, ниспосланных свыше;
·Обращение к высшим силам строго регламентировано ритуалом, который включает в себя ряд неких тайных, сакральных действий. И только благодаря строгой последовательности действий, правильного отношения избранного человека по отношению к духам, Они смогут дать свой ответ обращающемуся;
·Особенностью шаманизма является то, что сам ритуал – это лишь приготовление ко встречи с Абсолютным. Волнующее ожидание ответа и есть пространство встречи, итог которой фиксируется результатом – падение ложки;
·Текст "Песня о саламе" есть двойное пространство встречи, где первой встречей будет знакомство с Хотун-бабушкой и осознание её духовного качества, явленного на землю свыше, а второй – само пространство между ожиданием и получением ответа от Духов-хозяев, Абсолюта.
Заключение
В ходе научной исследовательской работы, предметом которой являлось отношение человека и Абсолюта на материале текста-заклинания "Песня о саламе", были осуществлены следующие последовательные шаги:
. Рассмотрено содержание основных теоретических определений, раскрывающих суть таких понятий как религия, Абсолют, человек и его составляющие и специфика отношения человека с Абсолютным началом. В результате исследования были получены выводы:
·Религия несёт на себе главную функцию единения, воссоединения отношений двух полярных начал: Абсолютного и относительного, божественного и человеческого. Именно религия позволяет человеку осознать своё неглавенствующее положение в мире и задает человеку камертон поведения, связанного с предметом веры;
·Абсолют является первоначалом всего сущего, воплощающим в себе основу всего бытия, из которой в дальнейшем и развилось существование. Бог представляет собой персонификацию Абсолютного начала, а в политеистических религиях существование нескольких Богов объясняется тем, что все Они в своем единстве представляют великую мощь Абсолютного начала, а в отдельности лишь отдельные аспекты многогранного могущества и силы Абсолюта;
·Человек представляет собой нечто относительное, ограниченное материальными, земными "рамками" по отношению к Абсолютному началу. Человек способен приобщиться к Абсолюту при помощи души, которая бесконечна и бессмертна, как и Абсолют, а приобщение произойдет только благодаря сакральному направленному отношению.
·Отношение человека и Абсолюта – это связь человека с Богом, их взаимосвязь, взаимодействие, диалог, которые осуществляются и регулируются священным, сакральным действом. Целью данного отношения, связи, диалога человека и Абсолюта является тождество, поиск некоего общего начала, связывающего их.
. Рассмотрение истории религии шаманизма Якутии позволило обнаружить особенности именно этой религиозной системы, выделить особые характеристики главного действующего лица ритуала – шамана, определить значение текста-заклинания "Песня о саламе":
·Шаманизм является одной из самых древних форм религиозной практики и является религией с точки зрения единения, отношения и взаимосвязи человека и Абсолютного начала;
·Тройственность прослеживается как в устройстве Вселенной в шаманизме (подземный мир, мир людей и небесный мир), так и в тройственности сущности человека (Ийэ-Кут, Буор-Кут и Салгын-Кут), также существует и во Вселенной, и в сущности человека некое связующее звено (Мировое Древо и Сур). Представлены Макро – и Микрокосмосы, где Микрокосмос существует внутри Макрокосмоса, и где они неразрывно связаны;
·Шаман выполняет тройственную функцию: он служит и миру, и духам, и человеку. Он является избранным человеком, прошедшим ряд испытаний (камланий), благодаря которым он становится полноценным посредником между Духами и людьми в Мире шаманизма;
·Текст "Песня о саламе" является путеводителем на пути к познанию отношения человека и Абсолюта в шаманизме, т.к. он есть ритуальное заклинание, необходимый элемент ритуального действа, которое совершается для данного общения, единения и единства.
3. Рассмотрение образа Абсолюта на основании текста "Песня о саламе" позволило раскрыть качества данного начала в шаманизме Якутии:
·Образ Абсолюта является собирательным, т.к. включает в себя некое множество различных аспектов покровительства духов-хозяев, являющих
всеобъемлющую высшую духовную силу, эманирующую на людей и охватывающую все аспекты жизни якутов;
·Образ Хотун-бабушки представляет собой некую концентрированность божественной энергии в одном избранном земном представителе.
. Исследование образа человека, основанное на тексте "Песня о саламе", сделало возможным смоделировать образ идеального человека в шаманизме Якутии:
·Истинный эталонный человек всегда чтит духов-хозяев, почитает своих предков и заботится о своих потомках и о их благе, а не о своем личном; всегда запаслив и бережлив для духов, тем самым показывая свою щедрость.
. Завершающим этапом исследования явилось реконструирование модели отношения человека и Абсолюта в якутском шаманизме:
·Текст "Песня о саламе" представляет собой двоякое пространство явленной встречи, диалога эталонного человека, стремящегося к духовному насыщению, и Абсолюта, всегда готового принять такого человека, а также демонстрацию некой модели поведения, камертона, задающего человеку правила поведения.
·Путь стремления человека в приобщении к Абсолютному началу в шаманизме долог и сложен и предполагает множество усилий и работы над своим духовным состоянием: скрупулезное приготовление к ритуалу в течении долгого времени, забота не только о своем личном благе, но и о благополучии окружающих близких людей;
·Особенностью является то, что сам ритуал – это лишь строго регламентированное приготовление человека ко встречи с Абсолютным, а пространством встречи является лишь краткий миг между ожидаем ответа и его получением от духов;
·Текст "Песня о саламе" есть двойное пространство встречи, где первой встречей будет знакомство с главным действующим лицом – Хотун-
бабушкой и осознание её духовного качества, явленного на землю свыше, а второй – короткий промежуток времени между ожиданием и получением ответа от Духов-хозяев, а, следовательно, от Абсолюта.
Список литературы
1.Адамчик О.В. Всемирная энциклопедия. Религия. / О.В. Адамчик. – Минск: Современный литератор, 2003. – 831 с.
2.Азбука мировых религий: рекомендательный библиографический указатель/ М-во по делам народов Якутии и федеративные отношения РС, Национальная б-ка РС; Сост. З.П. Ларникова под ред. М.Е. Яковлевой. – Якутск: Нац. библ., 1999. – 30 [1] с.
.Гегель Г. В.Ф. Философия религии: в 2-х томах/ Ред. А.В. Гулычи; Пер.М.И. Левиной. – М.: "Мыслитель", т.1., 1976. – 553 с.
.Жуковский В.И. Пропозиции теории изобразительного искусства: Учебное пособие/ В.И. Жуковский, Н.П. Копцева; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004. – 266 с.
.Жуковский В.И. Визуальная сущность религии. / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева, Д.В. Пивоваров. – Красноярск: КГУ, 2006. – 461 с.
.Крывелев И.А. История религий: Очерки: в 2 т. / Ин-т этнографии им.Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. – М.: Мысль, 1988. Т.1. – 1988. – 455 с. Т.2. – 1988. – 382 с.
.Лар Л.А. Шаманы и боги/ Отв. ред.В.Н. Басилов; Администрация Ямало-Ненецкого авт. Округа, Ин-т проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень, 1998. – 126 с., ил.
.Мень А. История религий: в 2-х кн., – М.: Форум, 1997. – 215 с.
.Миркина З.А. Великие религии мира: Зарождение и жизнь. Образы и идолы. Учителя человечества. / Отв. за вып. О.В. Чепурных. – М.: "Рипол", 1995. – 402 с.
.Народы и религии мира: Энциклопедия/ Гл. ред.В.А. Тишков. – М.: БРЗ, 1998. – 928 с.
.Обрядовая поэзия саха (якутов) / Сост. Н.А. Алексеев, П.Е. Ефремов, В.В. Илларионов. – Новосибирск: Наука, 2003. – 512 с., ил. + компакт-диск. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т.24).
.Пивоваров Д.В. История и философия религии. / Д.В. Пивоваров. – Екатеринбург: Изд. Уральский университет, Нижневартовск: Нижневартовский Педагогический институт, 2000. – 408 с.
.Религиозные традиции мира: В 2-х т. т. / Пер. с англ., – М.: Крон-Пресс, 1996.
.Сарангэрэл. Зов шамана: Древние традиции и духовная практика/ Сарангэрэл; [пер. с англ. Гарькавого]. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – 365 с.
.Философский словарь/ Под ред.И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
.Философский словарь студента/ Под общ. ред. В.Ф. Беркова и Ю.А. Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 352 с.
.Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
.Фрайкопф, Герб. Вселенная шамана/ Вступ. ст.А.С. Мыльникова. – СПб.: ICAR, 1996. – 196 с.: ил., фотогр.
.Элкаде. Священные тексты народов мира/ Пер. с англ.В. Федорика. – М.: Крон-Пресс, 1998. – 621 с.
.Элкаде. Словарь религий, обрядов и верований/ При участии Г.С. Винер. – М.: Рудомино, 1997. – 414 с.
.Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. Религии мира. / Гл. ред. М.Д. Аксенова. – Э68 М.: Аванта+, 1966. – 688 с.
.Эншлен Ш. Происхождение религии. / Ш. Эншлен. – М., 1954. – 294 с.
.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>27.#”justify”>28.www.Krugosvet.ru
.www.religare.ru/article 7170. htm
.www.religare.ru/article 26696. htm
31.www.wsws.org/ru/2006/feb2006/yaku-f28. shtml
32.БСЭ в электронном виде.