- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,16 Мб
Петриковская роспись
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ
.1 История появления Петриковской росписи
.2 Сюжеты Петриковской росписи
Глава 2. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
.1 Традиционная технология Петриковской росписи
.2 Детальное описание процесса подготовки и росписи подарочного набора (ваза, панно и колокольчик)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.
М.А. Некрасова
Народное искусство, его своеобразие и художественная ценность являются важной частью национального наследия, самобытной культуры народа. Традиции декоративно-прикладного искусства исчисляются столетиями и соединяют нас с нашими корнями, помогают пробудить, вспомнить и возродить. Искусство народных художественных промыслов отличается своеобразием, сохраняя до настоящего времени лучшие художественные традиции.
Творчество мастеров базируется на преемственных основах художественного развития промысла. В процессе развития промысла его традиции получают обновления в индивидуальном творчестве отдельных художников, и в то же время возрождаются удивительные красоты, созданные мастерами в прошлом, что бы наполнить нашу жизнь красотой, гармонией и мудростью, а затем передать дальше, будущим поколениям. Живая культура передается от поколения к поколению и сохраняется в повседневной жизни, это культура как образ жизни.
Данная работа является частичкой нескончаемого процесса преемственности и передачи традиций народного художественного промысла, для привнесения в нашу жизнь удивительной яркости, тонкости и чистоты цвета петриковской росписи.
Тема дипломной работы – «Декорирование подарочного набора по мотивам Петриковской росписи».
Цель – выполнить роспись изделий по мотивам Петриковской росписи.
Для достижения целей были поставлены задачи:
. Рассмотреть историю Петриковской росписи;
. Изучить историю возникновения и развития народного промысла;
. Изучить и освоить технологию Петриковской росписи;
. Разработать эскизы для росписи подарочного набора и расписать сам набор.
Дипломная работа состоит из практической и теоретической части.
Практическая работа заключается в росписи подарочного набора (ваза, панно и колокольчик) по мотивам петриковской росписи.
Теоретическая часть состоит из: Содержания, Введения, Главы 1. Народный промысел – Петриковская роспись, Главы 2. Техника и технология, Заключения, Библиографии и Приложений.
В введении рассмотрены важность народных художественных промыслов в нашей жизни, а также состав, цели и задачи данной работы.
В первой главе исследована история Петриковской росписи и рассмотрены основные сюжеты росписи.
Во второй главе рассказано о традиционной технологии и о непосредственно используемой технологии в практической части работы.
В заключении сделаны выводы и оценены достигнутые результаты в процессе данной работы.
Библиография состоит из 8 источников.
Приложения, отпечатаны на фотобумаге и дают полное представление о ходе выполнения практической части диплома.
ГЛАВА I. НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ
1.1 История появления Петриковской росписи
Петриковская роспись возникла задолго до появления христианства и играла роль оберега. Люди верили, что в красоте есть какое-то волшебство, духовная сила, и поэтому окна и двери домов и даже одежду обрамляли магическим орнаментом, который защищал хозяев. Эта древняя традиция орнаментики сотни лет широко использовалась в быту украинцев, в частности, у запорожских казаков, и была популярна в 200х поселениях южных районов Приазовья… сохранилась только в старинном казацком селе Петриковка.
Прославилась же Петриковка благодаря самобытной декоративной росписи, которая возникла вместе с первыми поселенцами во второй половине XVIII века. Они начали строить светлые глиняные дома, украшая их цветной глиной, хозяюшки старались расписывать свои хаты цветочными узорами. Разрисовывали стены, печь, камин, внешний фасад дома – все это создавало единый художественный ансамбль.
В основе петриковского искусства лежит образное, восприятие родной природы, любовь к украинской земле. Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.
Свои шедевры жительницы села создавали посредством кисточек, палочек, обмотанных материями и просто пальцами. Палитра используемых красок изобиловала самыми яркими, самыми насыщенными цветами. Каждая хозяюшка стремилась сделать свой дом самым живописным, считалось, что яркие красивые картины являются внешним проявлением духовных богатств внутреннего мира человека. К обитателям же нерасписанных хат относились как к людям темным и морально убогим, с которыми даже здороваться не стоит. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Именно они передавали навыки росписи из поколения в поколение.
Петриковские художники рисуют преимущественно самодельными кисточками, сделанными из кошачьей шерсти (так называемые кошачки). В сок растений добавляли яичный желток, и этими природными красками хозяйки разрисовывали свои дома внутри, а иногда и снаружи. (Приложение 1) Рисунки не были рассчитаны на долгую жизнь. Раз в год под великий праздник все настенные росписи смывали и наносили новые.
В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари – посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриковка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность в других регионах Украины.
Позже, когда в продаже появилась бумага, в Петриковке начали рисовать так называемые малёвки. Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. С наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок. Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника – местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. Эта уникальная женщина, не умея ни читать, ни писать, обучила тонкостям мастерства целую плеяду мастеров. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение "Петриковка", а затем – экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.
Как художественный промысел петриковская роспись сформировалась в конце 50-х годов, когда при художественно-промысловой артели "Вiльна селянка" (затем – фабрика "Дружба"), которая специализировалась на выпуске изделий с вышивкой, был организован цех по изготовлению сувениров. В 60-х годах возродился давний вид народной графики – роспись деревянной посуды. Тарелки в Украине расписывали еще с XVIII века. Вначале их выдалбливали, а позже – вытачивали на токарном станке. На ровную поверхность тарелки, которую тщательно зарисовывали масляной краской в один цвет, масляной же краской наносили растительный орнамент или натюрморт, и дерево с лицевой стороны тарелки полностью исчезало под краской. Когда в украинском народном творчестве утвердилась подлаковая роспись, мастера декоративной графики вернулись к росписи деревянной посуды. В краски подмешивали немного лака, благодаря чему они становились прозрачными и сквозь них хорошо просвечивалось дерево. Первые такие тарелки появились в 1963 г.
Сегодня 45 мастеров работают только по собственным замыслам и эскизам. Наибольшим спросом пользуются работы Нины Турчин, Валентины Деки, Катерины Тимошенко, Андрея Пикуша.
В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества, его экспозиция включает множество шедевров этнической живописи – это картины, расписные предметы быта, украшения. Здесь также находятся мастерские, где можно не только понаблюдать, как работают художники, но и самому попробовать научиться что-нибудь рисовать в петриковском стиле. И, конечно, тут продаются всевозможные сувениры, также мастера с удовольствием рисуют поздравительные открытки, расписывают украшения индивидуально для любого желающего.
1.2 Сюжеты Петриковской росписи
Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астры, розы) и луговых (ромашки, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Для петриковских орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки – все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, "вазон", "букет", отдельную "веточку" и "фриз". Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера.
Характерной особенностью традиционной композиции, например, петриковского "букета" есть расположение в его центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочка и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветное решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае – на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают – перекликаются с ним – маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.
В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.).
Для колорита традиционной петриковской росписи характерное контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Ныне петриковские мастера, которые имеют уже определенное художественное профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме. Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи.
«Бегунками» – их так же называют «дорожками» или «фризами» – оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.
петриковский роспись народный
ГЛАВА II. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
2.1 Традиционная технология Петриковской росписи
Для росписи на бумаге петриковские мастера используют яичную темперу, а в настенной росписи применяют – гуашь, масляные краски и яичную темперу – на грунте, на деревянной поверхности преобладает в основном подлаковая роспись, нанесенная масляными красками.
Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.
Любые краски можно применить для петриковки, но сегодня принято использовать гуашь. Она в сравнении с другими красками имеет преимущества, непритязательная к использованию и дешёвая по сравнению с другими красками похожих свойств. Хотя история петриковки начиналась с натуральных красок. Натуральные краски делались из отваров трав, цветных овощей и фруктов, смешивались с желтком для предоставления натуральной краске более стойких свойств. Но сегодня этот метод не используется, из-за своей устаревшей технологии и несовершенства, поскольку спустя некоторое время краска выцветает или преет. В настоящее время многие мастера заменяют яичный желток обычным клеем ПВА, что делает краски более стойкими к выцветанию.
Перед началом росписи, разводят акварель до сметанообразного состояния или берут немного гуаши, темперы или акрила. Затем подготавливают желток яйца: отделяя белок, желток аккуратно качают в ладони, чтобы убрать остатки белка. Далее прокалывают оболочку и выливают содержимое в баночку с крышкой. На палитре смешивают краску и желток в соотношениях, в зависимости от того, какой интенсивности необходимо получить цвет, тщательно перемешивают и затем этим составом рисуют. Желток можно некоторое время хранить в холодильнике. В таком случае в него надо долить половину чайной ложки уксуса и закрыть крышкой. Если в процессе рисования краска подсыхает, её надо немного разбавить водой.
Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой рисуют, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.
Для получения переходного мазка кисточку полностью погружают в краску одного более светлого цвета (например, жёлтого), а кончик кисти погружают в краску более тёмного цвета (например, зелёного). Начинают мазок с точки (зелёный цвет), постепенно усиливаете нажим (переход происходит на зелёно-жёлтый) и, уменьшая нажим, возвращайтесь в точку (жёлтый цвет). Одним набором двух красок можно сделать 2-3 переходных мазка. Затем кисть промывают, вытирают и все повторяют сначала.
Без переходного мазка трудно себе представить современные образцы петриковской росписи. А придумала его ещё в начале 20 века одна из старейших мастериц Татьяна Пата. Её работы уже в то время отличались особой живописностью: панно с птицами, сидящими на ветках растений, напоминали пейзажи.
Главный инструмент для петриковской росписи – это руки художника. Но вообще нужно иметь хоть одну «кошачку» (кисточка из кошачьей шерсти), потому что без нее неудобно соединять элементы и делать «петушинки». Но уже при наличии «кошачки» и рук можно создавать шедевры. Всю петриковскую роспись можно выполнить только пальцем, а потом просто соединить кошачкой, и будет хорошая завершённая композиция. То есть пальцем можно выполнить любой элемент – это и одиночная ягодка, или цветочная композиция. Но, конечно, ни с чем нельзя сравнить петриковскую калинку, выполненную пальцем. В настоящей калинке должен быть виден отпечаток пальца мастера, который её делал.
Для нанесения чёрточки можно использовать веточку, срезанную наискось. Веточка называется «рогозина», традиционно она делается из рогозы, но в наше время её можно сделать из чего угодно, например с другой стороны кисточки, просто срезав её наискось.
Капельки в петриковской росписи рисуются кисточкой из кошачьей шерсти. «Кошечкою» вообще можно делать всё что угодно, это линия, цветок или целая композиция. Она – очень уникальная и как самостоятельный инструмент, без которого невозможно представить петриковскую роспись. Ушными палочками удобно ставить точечки определённого размера, когда пальцем не возможно этого сделать, потому что выходит слишком толсто, а кончиком карандаша слишком тонко.
Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.
Чтобы композиция выглядела законченной, в петриковской росписи используют так называемое «петушинки», то есть соединение, как отдельных мазков в цветах и листках, так и отдельных элементов между собой. Это могут быть тоненькие линии, соединенные в одной точке в цветах, вдоль центральной линии в цветке, или разнообразные "травинки", "бутоны", маленькие ягодки, бутончики, колосочки и великое множество других мелких деталей, которые размещенные вокруг основных элементов ли вдоль стебля в букетах. Эти элементы являются дополнительными средствами для обогащения рисунка. Но они, несмотря на это, занимают сильное важное место в петриковской росписи, так как являются завершающим элементом всего произведения, придают ему легкость, живость и объемность.
Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.
2.2 Детальное описание процесса подготовки и росписи подарочного набора (ваза, панно и колокольчик)
При выполнении практической части использовались деревянные заготовки (липовые):
· ваза высотой 27 см.;
· панно диаметром 25 см.;
· колокольчик высотой 14 см.
По мотивам петриковской росписи разработан эскиз, в соответствии с формой предметов. Основной вид «цветочные гирлянды и фантастические птицы» на белом фоне. Для росписи использовались акварельные художественные краски «БЕЛЫЕ НОЧИ»: лимонная, изумрудно-зеленая, голубая, нейтрально-черная и клей ПВА. Выбран именно клей ПВА, а не яичный желток, т.к. работа выполнена в холодной цветовой гамме и клей не изменяет цвета красок.
Предварительно заготовки были тщательно подготовлены к росписи: выемки от сучков зашпаклеваны шпаклевкой для дерева и после высыхания шпаклевки прошкурены шкуркой 180. Затем на заготовки с помощью синтетической плоской кисти № 14 был нанесен клей ПВА в два слоя, чтобы древесина не впитывала в себя краску и лак. После того, как клей высох, заготовки покрылись несколькими слоями акрилового грунта. Каждый предыдущий слой тщательно просушивался. После просыхания грунта заготовки еще раз ошкуривались более тонкой шкуркой 400, что бы окончательно выровнять поверхность. Затем нанесен белый фон.
Следующим этапом была роспись. Первоначально были написаны самые крупные элементы – большие цветы, потом средние цветы и листва, расставлены акценты желтыми ягодами, маленьким цветочками и все объединено тонкой вязью стебельков и травинок, так называемыми «петушинками».
По краям изделий выполнены узкий, средний и широкий фризы из цветов и ягод, соединенных кружевом стебельков и усиков.
Основные крупные элементы были выполнены колонковой круглой кисточкой №3 «Гамма». Маленькие цветы написаны колонковой круглой кистью №0 «Гамма», а тоненькие линии колонковой круглой кистью №1 «Sonnet». Тычинки на цветах поставлены обратной стороной тонкой кисточки.
После окончания росписи изделия были покрыты быстросохнущим акриловым аэрозольным лаком «Bosny» в 4-5 слоев, так как он не дает желтизны и позволяет изделиям сохранить белоснежную чистоту и яркость красок. Каждый предыдущий слой лака просушивался.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы выполнены все задачи для достижения поставленной цели, а именно: изучена история возникновения и развития народного промысла Украины – Петриковская роспись; освоена технология, разработаны эскизы для росписи подарочного набора и выполнена роспись панно, вазы и колокольчика по мотивам Петриковской росписи.
Художественные промыслы отражают исторический опыт взаимодействия природы и человека. Являясь частью человеческой культуры и хранилищем исторической памяти, они служат ресурсом формирования и личности, и народа, и этноса.
Освоение традиций народных художественных промыслов, их творческое развитие – это способ вхождения в целостное бытие культуры, постижение и освоение смыслов жизни. Особое значение это имеет для подрастающего поколения.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. – М.: Наука, 2001.
2. Варава Л.В. Декоративно прикладное искусство. Современная энциклопедия Ростов н/д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007.
. Величко Н. Роспись. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
. Глухенька Н.О. Альбом Петриковские росписи. – М.: Видавництво «Мистецтво». 1973.
. Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева): учебное пособие для студентов, вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»/ В.Б. Кошаев. – М.: Гуманиртар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». Ростов н/д Д. – М.: Феникс, 2000.
. Черейская М.Г. Альбом Русский сувенир. – М.: «Аврора». Ленинград. 1978. – 104с.
. Ружицкий В.А., А.О. Малинина. Основы петриковской росписи. Харьков, "Скорпион", 2003 г.
. #”884604.files/image001.jpg”>
Приложение 2
Шпаклевка изъянов в деревянных заготовках
Приложение 3
Подготовленные к росписи изделия
Приложение 4
Процесс росписи изделий
Приложение 5
Процесс росписи изделий
Приложение 6
Готовый подарочный комплект