- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,84 Мб
Портретное творчество И.Е. Репина и других передвижников в 1870-1890-х годах
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Камская государственная инженерно-экономическая академия»
(ИНЭКА)
Курсовая работа
по истории культуры и искусства
Портретное творчество И.Е. Репина и других передвижников в 1870-1890-х годах
студента 4 курса специальности
070601 "Дизайн" группы 2429
Полянцева Евгения Викторовна
Руководитель: доцент, к.п.н.
Арефьева С.М.
г. Набережные Челны, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение
Глава. I. Русский портрет 1870-1890-х годов
1.1 Социально-критическая направленность творчества передвижников
.2 Психологизм образов современников на полотнах И.Н. Крамского, Н.А. Ярошенко и Н.П. Ге
Глава II. Творчество И.Е. Репина как новый этап в развитии русского портрета
2.1 Жанровое и тематическое многообразие портретов мастера
.2 Антиномия психологического портрета И.Е. Репина
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
портрет репин передвижник
XIX век в России в целом, и особенно вторую половину столетия, не случайно называют золотым веком русского искусства. Это была одна из самых интересных эпох в истории русской художественной культуры.
Расцвет науки и искусства был обусловлен общественным подъемом, порожденным своеобразием исторического развития России в эпоху подготовки и вызревания буржуазно-демократической революции. В сложном поиске истины, который происходил в искусстве второй половины XIX века, портретной живописи принадлежит одно из самых достойных мест. Противоречивые, а порою трагические связи человека с окружающим миром глубже всего раскрыла русская литература. Вслед за ней и рядом с нею живописцы писали портреты своих современников, создав таким образом замечательную портретную галерею, которая стала неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. Значительный вклад в развитие русского реалистической живописи внесли художники Товарищества передвижных художественных выставок и в особенности Илья Ефимович Репин – художник, поднявший портретное искусство на новый уровень.
Темой курсовой работы является портретное творчество И. Е. Репина и других передвижников в 1870-1890-х годах. Эта тема особенно актуальна для студентов художественных специальностей, так как знание приемов и особенностей в создании портрета великих заслуженных мастеров этого жанра во многом может помочь определить слабые места и усовершенствовать навыки в рисунке и живописи учащегося.
Портрет – один из труднейших видов изобразительного искусства. Его задача не только в передаче физического облика человека, но и в раскрытии характера изображаемого лица, в раскрытии его индивидуальности и в то же время в выявлении его социально-типических признаков. Специфическая трудность портрета и заключается именно в том. чтобы в одном мгновении, в позе, в жесте, в выражении лица передать то, что присуще человеку постоянно, что является его характерными чертами. Психологизм и обращение к сложнейшим философским и морально-нравственным проблемам – это отличительная черта русской портретной живописи
Предметом анализа курсовой работы являются черты нового в русском портретном жанре, которые внесли передвижники, – острота социальных характеристик, психологическая заостренность и эмоциональность произведений.
Цель данной курсовой работы – определить роль, которую отводили жанру портрета передвижники и их идейные вдохновители, раскрыть психологизм портретных образов в творчестве Ильи Репина, Крамского, Ярошенко и Ге.
Задачи:
изучить литературу по теме исследования;
охарактеризовать тот период времени, когда творили члены ТПХВ;
проанализировав творчество И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко, Н. П. Ге и в особенности И.Е. Репина, раскрыть развитие портретного жанра. Охарактеризовать вклад Репина в искусство русского портрета.
Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
ГЛАВА I. РУССКИЙ ПОРТРЕТ 1870-1890-Х ГОДОВ
.1 Социально-критическая направленность творчества передвижников
Конец 50-х и 60-е годы XIX века явились переломным моментом в истории России. Нарождающиеся капиталистические отношения расшатывали основы феодально-абсолютистского строя. К кризису приходит крепостная система, окончательно ставшая тормозом на пути развития производственных сил страны. Под давлением нарастающих недовольств и революционных выступлений народа царское самодержавие было вынуждено провести отмену крепостного права, открывшую пути для капиталистического развития страны.
Демократическим, социально заострённым содержанием в это время наполняется изобразительное искусство, в котором широкое отражение получают тёмные стороны русской жизни. Рождение нового явления в изобразительном искусстве произошло в 1863 г., когда группа выпускников Академии художеств, допущенных к конкурсу на золотые медали, потребовала свободного выбора сюжетов своих картин, вместо заданных сюжетов из скандинавской мифологии. Администрация Академии настаивала на выполнении обязательной программы. Тогда 14 учеников отказались от участия в конкурсе, вышли из Академии и создали Артель петербургских художников.
В 1870 г. на основе Артели в Москве было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Это товарищество ежегодно устраивало выставки произведений художников и перемещало их из города в город. Такая форма популяризации искусства была отражением идеологии просветительского «хождения в народ», характерного для разночинной интеллигенции. Именно в это время шёл процесс сложения национальной реалистичной школы.
Реализм в русской живописи раньше всего утвердился именно в портрете. Члены ТПХВ – Н. Н .Ге (1831 – 1894), Н. А. Ярошенко (1846 – 1898), В. Г. Перов (1834 – 1882), И. Н. Крамской (1837 – 1887) и особенно И. Е. Репин (1903 – 1976) – подняли искусство портрета на новую, непревзойденную высоту.
Общественно-политические и эстетические взгляды передвижников прошли сложный и противоречивый путь развития. Стремление овладеть передовой общественной и философской мыслью своей эпохи, выработать на её основе свои эстетические взгляды было искренним, глубоким и плодотворным. Решающее воздействие на формирование идейных и эстетических взглядов передвижников оказывали труды великих революционных демократов Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Вся деятельность их была пронизана мыслью об идейно-воспитательном назначении искусства, об ответственности художника, призванного ставить в своих произведениях важнейшие животрепещущие вопросы современной действительности.
Передвижники отнюдь не ограничивались изображением лишь одних отрицательных, драматических сторон жизни. Напротив, им был свойственен социальный оптимизм, вера в нравственные и духовные силы народа. Они создали целый ряд прекрасных по своей духовной проникновенности положительных типических образов – образов крестьян, трудового люда, революционной интеллигенции; портреты лучших деятелей науки, литературы и искусства; позже и образы революционных рабочих. Во многих картинах И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко, увековечены те, кто бесстрашно вставал на неравную борьбу с самодержавием, переданы решимость и высокий дух революционеров семидесятых-восьмидесятых годов.
Особенность русского портрета второй половины XIX века заключается в доминанте мысли в портретном образе. Если в романтическом портрете превалировало чувство, то теперь заглавная роль оказывается за мыслью. Правда, чрезвычайно трудно отделить одно от другого, ибо ни то, ни другое в изобразительном искусстве не подлежит прямому предметному воплощению. Чтобы раскрыть чувства и мысль модели, художник прибегает к тем или иным средствам: выискивает необходимую ситуацию, в которую "помещает" героя; выбирает позу, вглядывается в жизнь лица и по ней прочитывает внутреннее состояние модели; наконец, сгущает тени или высветляет краски, организует ритм линий и объемов с тем, чтобы подчеркнуть или умерить найденное. К восьмидесятым годам передвижники выработали богатый и гибкий художественный язык, характерный органическим единством рисунка и живописи; это позволило им создавать художественные образы огромной впечатляющей силы и убедительности. «Только сочетание идеи и формы переживает свое время», – справедливо утверждал Крамской.
Психологизм, интерес к внутреннему миру человека, к его сложнейшим душевным переживаниям – ценнейшая особенность портретной живописи передвижников. Жизненность их портретов и предельная убедительность характеристик основывались на пристальном изучении личности портретируемого и правильной оценке его общественной роли. Каждый портрет Репина, Крамского или Перова – это глубокая картина, раскрывающая образ не только данного человека, но и целой эпохи. Передать же в портрете общественное значение человека – важнейшая, но и исключительно трудная художественная задача. Вот эту-то социальную, общественную характеристику человека и удавалось блестяще раскрывать передвижникам в их лучших портретных работах.
1.2 Психологизм образов современников на полотнах И.Н. Крамского, Н.А. Ярошенко и Н.П. Ге
Глава и лидер передвижников Иван Николаевич Крамской (1831 – 1894) вошел в историю русского искусства как непримиримей борец с академической схоластикой за содержательное разнообразие живописи. Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты мастера. Портретная живопись была истинным призванием Крамского как художника; он показал себя тонким знатоком человеческой души, бесподобным мастером психологического анализа. Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей.
Выдающимся является портрет Л.Н.Толстого <javascript:openwindow(‘#”582420.files/image001.gif”>
И.Н. Крамской (1851 – 1894)
«Портрет Л. Н. Толстого» (1873)
холст, масло 98 х 79,5
Государственная Третьяковская галерея. Москва
Н.А Ярошенко.(1846 – 1898)
«Портрет актрисы П. Стрепетовой» (1884)
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Н.Н. Ге (1831 – 1894)
«Портрет Герцена» (1867)
холст, масло
Третьяковская галерея, Москва
И.Е. Репин (1844-1930)
«Портрет К.П.Победоносцева» (1903)
Этюд к картине "Торжественное заседание Государственного Совета"
холст, масло. 68.5 x 53 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет С.Ю.Витте» (1903)
Этюд для картины "Торжественное заседание Государственного совета»
холст, масло. 81 x 81 см
Государственная Третьяковская галерея <#”582420.files/image006.gif”>
И.Е. Репин (1844-1930)
«Портрет Семенова-Тян-Шанского .» <#”582420.files/image007.gif”>
И.Е. Репин (1844-1930)
«Не ждали» .Фрагмент (1888)
холст, масло. 160 х 167 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
И.Е. Репин (1844-1930)
«Горбун» (1881)
Этюд для картины «Крестный ход в Курской губернии»
Холст, масло. 64,5 x 53,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Е. Репин (1844-1930)
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)
Фрагмент
Холст, масло. 199 х 254
Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Е. Репин (1844-1930) Мужичок из робких (1877) Холст, масло. Художественный музей, Нижний Новгород
И.Е. Репин (1844-1930)
Протодиакон. (1877)
холст, масло. 124 х 96
Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Е. Репин (1844-1930)
Портрет композитора М. Мусоргского (1881).
холст, масло. 69 х 57
Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Е. Репин (1844-1930)
Портрет П.А. Стрепетовой. (1882)
холст, масло. 61 х 50