- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10 Кб
Преодоление смерти в религии Шумера
Московский Патриархат
Самарская Православная Духовная Семинария
Пастырское отделение
Форма обучения: заочная
Церковно-практическая кафедра
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История религий»
«Преодоление смерти в религии Шумера»
Самара 2015 г.
Оглавление
Введение
.Религия шумеров
2.Гильгамеш
.Иннана и Думузи
.Священная роль Царя
Заключение
Литература и источники
Примечание
Введение
За всю историю от сотворения мира, до нынешних времен, человечество не стояло на место. Человек развивался, создавались племена, росли цивилизации, в военных походах гибли целые этносы, а вместе с ними из истории вычеркивалась их культура, традиции и обряды, но на самом деле это вовсе не так, как бы нам показалось. Даже самые маленькие частички бытности народа, оставляли свой след в развитии человечества. Их обычаи, а иногда и верования, перенимали соседние народности, или завовеватели, как мы видим это на примере Гиксов при завоевании Египта. Но в истории так и не установлено точных сведений о первой цивилизации, одной из версии историков является Шумеро-Аккадцкая цивилизация.
1. Религия шумеров
Шумерская мифология гласит о том, что управлением всего мира бы вверено пантеону антропоморфных богов, которые имели власть управлять стихиями. Шумеры называли своих богов дингир. Но эти боги, хоть и имеют свое первоначало, по мифологии это бог Ан – покровителем небес. Однако позже все первенство переходит «повелителю ветра» – Энлилю, который впоследствии хочет навести на землю потоп, дабы убить человечество, которое мешало богу своим шумом. Ан вовсе был безразличным богом, которого не интересовала жизнь и судьба человека, но однако был суров в своих наказаниях за провинности шумеров перед ним. Вообще, боги древних шумеров были отдалены от человека, и даже можно сказать, бессердечны в своих действиях по отношению к человеку.
В религии древних шумеров, так же есть понятие рая, но к большому сожалению, он создан только для богов, а участь человека насладиться благами этой временной жизни и посвящение своей жизни служению богам, которые в свою очередь нуждались в пище и одежде. Мардук решил сотворить человека, чтобы "возложить на него служение богам, для их облегчения". А после смерти брести тенью в бесконечной пустоте. Но история шумеров, знает только одного человека, который был удостоен вечной жизни. Его зовут Утнапишти, что в переводе с шумерского обозначает «нашел дыхание». Человек, который спасся от потопа, учиненного самими богами. Но не все боги были единомысленны в этом убийстве человечества, нашелся один бог, который решил помочь сохранить жизнь человека на земле, это был милостивый Энки, он помог Утнапиште соорудить ковчег, в котором спасся он со своей женой и пары животных.
Предполагалось, что это Энки наполняет реку Тигр чистыми перстными водами, рыбой и водорослями, использовавшимися для изготовления специй. Не мало легенд и сказаний сохранилось у шумерской народности о загробной мире, который именовался как «страной без возврата», название которого говорит о безысходности человека и его участи после смерти. Выглядел он приблизительно таким образом: умершие проходили через семь ворот подземного мира, где их встречал привратник Нети. Границей подземного мира являлась река, поглощавшая людей, через которую оных переправлял Ур-Шанаби, перевозчик на лодке. Условия для человека, умершего своей смертью, были весьма не завидными.
Хлеб для него был всегда черствый, вода не вкусная, а дни были суровы, касалась такая участь даже тех людей, которые настрадались во время своей земной жизни. Не удивительным становиться тот факт, что такая загробная жизнь не обрадует ни бедного ни богатого, отсюда можно наблюдать, что нашелся в мифологии шумеров человек, который решил бросить вызов богам, и не захотел проводить свою жизнь в русле уныния загробной жизни. Этого человека звали Гильгамеш.
. Гильгамеш
Гильгамеш – сын урукского правителя Лугальбанды и богини Нинсун. Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Гильгамеша реальной исторической личностью – пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. 27 – нач. 26 вв. до н. э.). Найдены шумерские версии многих эпизодов его легендарной жизни. Самым богатым источником о героическом вожде можно считать «Эпос о Гильгамеше», в его шумерских, и аккадских версиях. Эта сага описывает героические подвиги Гильгамеша, и его попытки преодолеть бессмертие, которые оказываются тщетными, ведь у него даже не получается побороть сон, который шумеры, как видимо, считали малым прообразом смерти. Так как Гильгамеш был на две трети богом, то он обладал необычайной силой, многознанием и великим правителем, но в то же время деспотом, который насилует юных дев и женщин и изматывает мужчин на непосильных работах.
Жители города Урука взывают с мольбой к богам, что бы те усмирили буйственного героя. По совету богов создается равный по силам Гильгамешу Энкиду, целью которого значится заняться усмирением правителя Урука. Но в конечном итоге он становится его лучшим другом, и даже братом «Полюбил я его, как к жене прилепился» – говорит Гильгамеш об Энкиду.
Вместе они совершают героические подвиги, сражаются с Хумбабой за ливанский кедр, который по-видимому являлся на то время священным деревом. Когда умирает его друг, он впадает в уныние, и боится смерти и говорит: «И я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мою проникла, смерти страшусь и бегу в пустыню». Самым интересным для нас является тот факт, что Сидури, которую он встречает на пути к Утнапишти отвечает ему о невозможности человеку насытится тем, что уготовано богам: «Гильгамеш! Куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, не найдешь ты! Боги, когда создавали человека, – Смерть они определили человеку, – Жизнь в своих руках удержали. Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, Днем и ночью да будешь ты весел, Праздник справляй ежедневно, Днем и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды, Волосы чисты, водой омывайся, Гляди, как дитя твою руку держит, Своими объятьями радуй подругу – Только в этом дело человека!»
Но преодолевая страх все же отправляется за бессмертием, направляет он к тому, кто единственный из людей удостоился вечной жизни – к Утнапишти. Ему приходится преодолевать Людей скорпионов, идти в кромешной тьме долгое время, сокрушать идолов Уршанаби, которые помогали ему касаться вод смерти, за которыми находился остров где жил Утнапишти со своей женой, и прочие подвиги. Когда они достигают этого острова их встречает Утнапишти и в рассудительной беседе ему отвечает что ничто, что связывается с человеком не может быть вечно, так установили боги. Гильгамеш не останавливается, и в своем напоре выпрашивает ответ о его бессмертии. Он рассказывает Гильгамешу историю о потопе, и как он дерзостно спасся от гибели. И когда доходит до рассказа как Энлиль делает его подобного богам, спрашивает Гильгамеша, кто же соберет для его перевоплощения в бога богов?!
И тогда предлагает ему испытание сном, которое в свое время Гильгамеш выдержать не может, отправляет его обратно домой, но в подарок открывает тайну вечной молодости, которая заключена в цветке. Но к сожалению самого героя он теряет этот цветок, спустя не долго время как он его приобрел. Этим заканчивается повествование эпоса о Гильгамеше. Как мы можем наблюдать, что тщетны старания человека обрести бессмертие.
. Инанна и Думузи
Инанна (аккад. Иштар) – в шумерской мифологии и религии – центральное женское божество, она была одновременно богиней и любви, и войны, простирая свою власть и на жизнь, и на смерть. Самым распространенным мифом об Инанне является сказание о ее сошествии во ад, к своей сестре Эрешкигаль. В начале эпоса описывается ее брак с пастухом Думузи, где ему она открывает его «роковую долю». "О мой любимый, муж сердца моего… я вовлекла тебя в гибельное желание… ты коснулся своими губами моих, ты прижал лицо к моим губам, и потому тебе суждена роковая доля". Эта "роковая доля" была решена в день, когда властолюбивая Инанна решила спуститься в ад, чтобы забрать власть у своей старшей сестры Эрешкигаль. Являясь госпожой «Верховного Царства», она покушается на то что бы править «Нижним Миром». Проникнув во дворец Эрешкигаль, ей приходится проходить через семь дверей, где привратник снимал с нее предметы облачения, которые являлись символом ее силы.
В конце концов она предстала перед своей сестрой совершенно нагой. Заподозрив Инанну в нечистых помыслах против нее, Эрешкигаль обращает на нее свой «взгляд смерти» от чего Инанна погибает, и ее труп вешают на столбе. Но по прошествии определенного времени, сама Эрешкигаль понимает, что совершила ошибку, лишив землю и себя возможности плодоносить. Сама властительница «Нижнего Царства» мучается от того, что не может разрешиться от бремени. Тут на встречу, минуя все свои страхи, Энлиль творит двоих демонов, дабы освободить Инанну из «страны откуда нет возврата».Эти двое посыльных, которые были снабжены Энлилем «пищей жизни» и живой водой, прибегают к хитрости чтобы оживить труп Инанны, после чего она уже готова выйти из подземного царства, но ее останавливают Семь судей ада говоря ей: «Где это слыхано, чтобы сошедший в ад поднялся обратно без ущерба? Если Инанна хочет подняться из ада, пусть предоставит замену!»
Тогда с позволением Эрешкигаль, но в сопровождении демонов, Инанна возвращается на землю, и ищет себе замену в подземном царстве, она обходит города, где боги-покровители в ужасе ползают у ее ног, и тогда она смилостивившись идет в Эрех, город где она была правительницей, в надежде найти кого-нибудь там, и к своему удивлению она обнаруживает жизнерадостного Думузи, который вовсе не думает грустить и переживать за смерть его супруги. В гневе она приказывает демонам забрать его вместо нее, и указывает на него. После отчаянных попыток Думузи скрыться от демонов, они все же его хватают и отправляют в нижнее царство. Но и здесь Думузи разжалобил Эрешкигаль, и она отпускает его на пол года на землю, когда он оставляет взамен свою сестру Гештинанну. Эти полгода он, воссоединяясь со своей супругой, способствует плодоношению и всего на земле, а другую половину года он проводит в царстве Эрешкигаль, и в этот момент на земле наступает холодное время, и природа как бы умирает.
Именно так пытались толковать шумерские народы осенне-зимнее время, когда прекращается плодоношение всякой растительности, и даже некоторого вида скота. Они искренно верили, что когда Думузи уходит в подземное царство, есть вероятность что он не вернется, поэтому они устраивали обряд «плачь по Думузи», дабы умилостивить Эрешкигаль, что бы она отпустила его вскоре.
4. Священная роль царя
Для шумеров царская власть была дана небом; ее источник считался божественным, и эта идея сохраняется до самого конца ассиро-вавилонской цивилизации. В продолжении развития мысли, нужно отметить, что одной из обязанностью царя являлось понимание его кака священнодействующего лица, который отождествлял думузи в его иерогамии с Инанной, роль которой исполняла храмовая жрица. Это священнодействие совершалось во время празднования Нового года (акиту- аккад.). Наиболее важными цастями торженства являлись царское искупление, освобождение Мардука, ритуальная битва против Тиамат, иерогамия с храмовой жрицой, и определение судьбы 12 месяцев богами.
Унижение царя, которое соответствует возвращению всего мира в первозданный хаос, и заточение Мардука, которого знаменовал собой царь, в горе, после его освобождение, когда народ сакраментально искал царя, далее следовало сражение с быком Тиамат – Кингу, после чего следовало пиршество, и перетекало в иерогамию царя и Жрицы. Определение судеб 12 месяцев, заключалось именно в том, что бы узнать будет ли новый год плодородным и будет ли он «приятным» для народа.
Сакраментальная природа, которой обладал царь, была выражена в его единстве двух природ, который заключал в себе правитель. Он был сыном богов, но в свою очередь он не был настоящим богом. Его не включали в пантеон богов, как это делали с фараоном. Титулы который он носил, такие как «Царь стран» или «Царь четырех сторон света», предназначались богам. Как у богов, вокруг его головы сиял необычайный свет, еще до его рождения боги предопределяли его верховность. Ролью царя так же являлась, представлять свой народ перед богами, иногда он даже брал грехи народа на себя, его приносили в жертву богам. Его божественная природа была определенным посредником перед богами и народом, но царю не возносили своих молитв. В своих иерогамиях с «богинями» он так и не может преобразить свою человеческую природу до божественной и умирает, не получив бессмертия.
Заключение
Шумеро-аккадская цивилизация, как самая ранняя несомненно заслуживает своей похвалы в развитии человечества, не только в техническом прогрессе, но и в культурной стороне. Понять, как мыслили, во что верили, какие обряды существовали, во многом сегодня нам помогают те клинописные таблицы, которые были найдены в Междуречье. Можно сделать основательный вывод на основе анилизов известных шумерологов, таких как Крамер, Струве и другие, что на протяжение существовании данной цивилизации многие пытались осмыслить как же все таки изменить свою участь в загробном мире, вера их предков не давала утешения об участи человека после смерти, беды которые переносили в земной жизни, порой бывали даже лучше, чем та участь, которую все в страхе ожидали подходя к концу своей жизни.
Эпос о Гильгамеше разрушает всякую надежду того, кто читал его с целью обрести в нем секрет бессмертия. В нем показывается ничтожность человека в попытке преодолеть смерть, когда он даже не может одолеть свой сон. Вечными благами обладают только боги, а человеку суждено довольствоваться благами лишь земной жизни.
Литература и источники
1.Дьяконов И.М. Эпос о Гильгамеше [перевод с аккадского] / М.: издательство Академии наук СССР, 1961.- 221с.
2.Элиаде М. История веры и религиозных идей.Том 1 / М.: Критерион, 2002
3.S.N. Kramer. The Sacred Marriage Rite (1969); Le Rite du Manage sacre Dumuzi-Inanna. / – RHR, 181 (1972): 121-146.
4.Мифодрама «Нисхождение Инанны в Преисподнюю»