- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 37,73 Кб
Процесс внедрения инновационных технологий в музейной деятельности
Оглавление
Введение
Глава I. Технические средства в работе музея
1.1История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности
1.2Развитие информационных технологий в Российских и зарубежных музеях
.3Внедрение информационных технологий в деятельность музея
.4Инновации современного музея
Глава II. Мультимедийные технологии в музее
.1Основное понятие информационной технологии. Мультимедиа технологии
2.2Мультимедийная экспозиция
.3Мультимедиа экспозиция как аппаратно-программный комплекс
Глава III. Использование технических средств в музеях России
.1Виртуальные экскурсии
3.2Виртуальные музейные выставки
.3Примеры существующих виртуальных экспозиций и музеев
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В конце прошлого и начале нового, XXI века, можно было наблюдать снижение количества посетителей в российских музеях. Безусловно, это было связано с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны. Кроме того, широкое распространение компьютеров практически во всех сферах жизни общества, вытеснило желание людей прогуливаться по тихим залам музеев, знакомясь с выставками и экспозициями. Изображение в формате 3-Д, компьютерные игры, Интернет поглотили внимание и время детей и молодых людей, составляющих основное число посетителей музеев.
Постепенно работники музеев осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как начать внедрение информационных технологий в деятельность музеев.
Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Компьютер стал незаменимым помощником в музейном деле, идет стремительное освоение виртуального пространства. На сегодняшний день ни у кого не вызывает удивления «тандем» прошлого (музейные экспонаты) и современных прогрессивных технологий.
Актуальность исследования темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем – зрителем.
Цель данной курсовой работы: разработать, описать и апробировать на практике внедрение инновационных технологий в деятельность музеев. Оценить необходимость использования автоматизированных информационных систем.
Объект исследования: процесс внедрения инновационных технологий в музейной деятельности.
Предмет исследования: развитие деятельности музеев с помощью информационных технологий.
Задачи исследования:
.раскрыть содержание понятия «информационные технологии в деятельности музеев»;
2.разработать критерии выявления внедрения информационных технологий в деятельности музеев;
.выявить, теоретически обосновать и реализовать на практике применение инновационных технологий в музейной деятельности.
Гипотеза: современный музей – это мостик из прошлого в будущее. И его развитие должно идти в ногу со временем, опираясь на современные технологии.
Глава 1. Технические средства в работе музея
1.1История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности
мультимедийный экспозиция виртуальный музей
В 1993 году по приглашению Международного комитета CIDOC (International Documentation Committee, далее по тексту – СИДОК) и благодаря выделенному СИДОКом гранту заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С. Пушкина Л.Я. Ноль и заведующий отделом информационных систем Государственного музея-заповедника Московский Кремль А.В.Дремайлов приняли участие в работе ежегодной конференции СИДОК, которая была организована в столице Словении, Любляне. Это было первое знакомство с работой одного из международных комитетов ИКОМ, организационной структурой СИДОКа, национальными информационными музейными проектами различных стран, это было первое личное знакомство с иностранными специалистами в области музейной информатики.
Специалисты из России выступили с докладами, рассказали о положении дел по внедрению информационных технологий в российских музеях. На следующих двух конференциях в 1994 году в США и в 1995 году в Норвегии между российскими специалистами и коллегами из Оргбюро СИДОКа проходили обсуждения о необходимости создания национального российского комитета по документации и информатизации музеев для более плотной дальнейшей деятельности. Так, к 1996 году по инициативе трех крупнейших московских музеев – Государственного музея-заповедника Московский Кремль, Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина учредилась Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ), в а июне 1996 года Президиум ИКОМ России проголосовал за то, чтобы АДИТ принял статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики. При принятии этого решения было заявлено, что Российский комитет Международного Совета музеев заинтересован в активном участии России в деятельности международного комитета СИДОК.
Таким образом, созданная в 1996 г. Ассоциация по документации и новым информационным технологиям (АДИТ) приобрела статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики.
Первая ежегодная конференция АДИТ прошла в 1997 г. в Санкт- Петербурге, в ней приняли участие сотрудники из музеев, которые только вступили на путь информатизации. Для того чтобы привлечь к деятельности АДИТ как можно больше участников с разных территорий, все последующие конференции решено было проводить не в столичных городах.
В общих чертах деятельность АДИТ как сетевой организации культуры направлена на развитие инновационных и модернизационных процессов в сфере информатизации культурного наследия, в том числе на изучение передовых методов, их популяризацию и поддержку исследовательских работ, а также на развитие системы партнерских связей и укрепление взаимодействия между организациями, учреждениями и отдельными специалистами в сфере информатизации культурного наследия и разработку и реализацию образовательных программ для музейных сотрудников, работающих в сфере информационных технологий, обучение их основам информационного менеджмента.
В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо объединить российские профессиональные силы в области музейной информатики. Российский комитет Международного Совета музеев приветствует, несомненно, своевременную инициативу о создании АДИТ. Ассоциация должна объединить профессионалов музейной информатики в России, проводить ежегодную национальную конференцию и активно участвовать в деятельности международного комитета СИДОК.
1.2Развитие информационных технологий в Российских и зарубежных музеях
Музей должен не только хранить, изучать и вести учет коллекций, доверенных ему государством, но и демонстрировать их посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе. В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС адаптируемые к конкретным музеям.
Рассмотрим основные направления компьютеризации музейной деятельности.
ТАБЛИЦА 1.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ РАБОТ 1. Учётно-хранительская работа:1. регистрация новых поступлений в фонды музея; 2. оформление движения музейных предметов; 3. приём на временное хранение и возврат владельцам; 4. исключение музейных предметов из учетной документации; 5. составление топографических описей; 6. ведение различных картотек; 7. проведение сверок.2. Реставрационная деятельность1. ведение картотек сохранности; 2. составление реставрационных паспортов.3.Выставочная и экспозиционная работа1. подбор экспонатов для выставок; 2. подготовка выставочных каталогов и сопроводительной документации.4. Создание сводного каталога музейных собраний1. в рамках одного музея; 2. на региональном уровне; 3. на федеральном уровне – создание государственного каталога музейных ценностей. 5. Пропаганда музейных коллекций.1. подготовка публикаций; 2. создание мультимедийных компакт-дисков; 3. подготовка Интернет-сайтов; 4. разработка интерактивных систем для посетителей.Только создание комплексной информационной технологии, обеспечивающей реализацию основных операций на единой музейной базе данных, организующей и упорядочивающей все процессы подготовки документов, способно дать реальную экономию трудозатрат и привести к созданию сводного каталога музейного собрания.
Существует ряд проблем внедрения новых информационных технологий:
·Разрыв между технологическими новациями и готовностью музеев к их применению.
·Финансовые и организационные проблемы музеев по применению новых технологий.
·Информационные проблемы: унификация описания, достоверность информации, проблемы изученности коллекции, и т. п.
В последние годы возрос процент посещения музеев «неорганизованными» посетителями (в частности, туристами), которые сами прокладывают себе маршрут, опираясь на сведения о культурных достопримечательностях региона, полученные главным образом из Интернета. Музей должен научиться управлять этой информацией. И, в первую очередь, делать это с помощью своего сайта. Сайт музея кроме информации, которая уже упоминалась, должен включать сведения о местонахождении музея, проезде, инфраструктуре населенного пункта и т.д., а также показывать наиболее значимые, привлекательные экспонаты, хранящиеся в музее.
Компьютерные технологии должны позволить посетителю получать интересующую его информацию на всем пути следования по музею, но делать это следует ненавязчиво, не отвлекая внимания от сути экспозици.
Пока же большинство музейных сайтов (не только российских, но и зарубежных) представляют собой краткий путеводитель по музею, иногда дополненный возобновляемой информацией с музейного автоответчика.
Задача, стоящая перед современным музеем – не просто создание сайта в Интернет, а постепенное формирование полноценного виртуального музея. Главное отличие между ними – в обратной связи: традиционный музейный сайт есть только техническое средство для продвижения музейной информации, а вот виртуальный музей способен оказывать существенное влияние на развитие музея реального, помочь в переосмыслении музейной деятельности.
Перспективная цель – формирование единого общеевропейского культурно-информационного пространства путем включения в него информации о российских музеях (сетевой, историко-культурной, организационной и другой, касающейся географии, потенциала взаимодействия и динамики развития музеев).
В музеях Западной Европы компьютерная техника используется значительно шире, чем у нас, но она внедрена в основном в административной, бухгалтерской работе. Если же говорить о построенных на основе информационных технологий музейных системах, то и там это довольно редкое явление.
1.3Внедрение информационных технологий в деятельность музея
Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.
Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы ИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.
Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс – это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.
До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.
1.4Инновации современного музея
Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства:
·Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);
·Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);
·Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.
Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.
В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации.
Первый и наиболее простой вариант – использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в Музее этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст.
Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:
·Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)
·Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)
·Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)
·Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)
·Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)
Наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции. Все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля.
В 2005г в Анадыре открылся музей «Наследие Чукотки». По утверждению прессы, это самый высокотехнологичный музей России. Сегодня здесь представлена экспозиция «Точка отсчета». Это экспериментальная работа – исследование «краевых и пограничных» эффектов в природе, экономике и культуре Чукотки, выполненное средствами медиа-искусства. Все экспонаты представляют собой экранные изображения (документальные и художественные кино-, видео- и фотоматериалы, произведения компьютерной графики, анимации, web-дизайна). Экспозиция управляется посредством трех информационных сенсорных киосков. Содержимое электронных витрин (их образуют сдвоенные плазменные панели) непрерывно трансформируется. Программа построена таким образом, что может работать как в автономном режиме, так и подчиняясь запросам посетителя.
Глава 2. Мультимедийные технологии в музее
2.1Основное понятие информационной технологии. Мультимедиа технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает мастерство, умение, т.е. некий процесс.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
Системы мультимедиа – это системы человеко-машинного общения. Каждая такая система состоит из двух частей: человека (оператора или пользователя) и машины.
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Отличительными признаками систем мультимедиа являются: сочетание в одном программном продукте многообразных видов информации: традиционных (текст, таблицы, иллюстрации) и оригинальных (речь, музыка, фрагменты видеофильмов, и др.) и наличие в составе компьютера специфических устройств, предназначенных для работы с различными видами информации (микрофона, аудио-системы, проигрывателя оптических компакт-дисков, телевизора, видеомагнитофона, цифровой видеокамеры, электронных музыкальных инструментов, и др.).
Выделим наиболее значимые черты мультимедиа:
.данные хранятся и обрабатываются в цифровой форме, с применением компьютера;
2.данные могут содержать текстовую, звуковую, графическую, видео и анимационную компоненты;
.мультимедиа активно использует гипертекст – технологию работы с данными, устанавливающую связи между отдельными терминами, фрагментами текста, статьями, рисунками и т.д.
.свойство интерактивности (что означает активное взаимодействие между программой и человеком, который с этой программой работает) присуще мультимедиа в весьма высокой степени.
Интересная интерпретация понятия «мультимедиа» приведена в упомянутой выше публикации Д.Л.Кречмана и А. И.Пушкова:
«… Как мы видим, мультимедиа объединяет четыре разнородных данных (графику, текст, звук и видео) в единое целое. Это четыре элемента, четыре информационные стихии.
… И тут на ум приходит «Пятый элемент». Да, так назван знаменитый фильм французского режиссера Люка Бессона, с успехом идущий на экранах мира. Название «Пятый элемент» берет свое начало от традиционных элементов алхимии: земли, воздуха, огня и воды. Четыре элемента, собранные все вместе, создают пятый: жизнь.»
Применение мультимедиа привело к появлению новых источников информации – электронных книг, музейных и туристических путеводителей, обучающих, консультирующих, диагностических систем, рекламных роликов и др.
2.2Мультимедийная экспозиция
Принцип подхода к экспозиции это в некотором смысле призрачный мир воображаемой реальности и реальных фантазий.
Экспозиция должна соединить родственные искусства, раскрыть особенность художественного видения мира от замыслов и планов и мультимедиа. Вместе они должны создать собственно музейное измерение, включающее понятие времени.
Стиль экспозиции – это стиль замыслов и фантазий, который характеризуется неожиданными соединениями воображаемого пространства с реальным. В какой-то мере это музейная мистерия, музейные фантазии, где мультимедиа становится отражением внутреннего мира человека, а музей-внутреннего мира человечества.
Современные мультимедиа экспозиции отличаются подходом к построению концепции экспозиции, к выбору архитектурно-художественных решений, к содержанию, к способам организации и представления информации посетителю. Такие экспозиции прочно входят в обиход не только музейных специалистов, но и самих посетителей.
Особенно это касается молодежной аудитории, для которой характерен экранный тип культуры, в основе которого лежит теле-видеоряд; уже сформировалось поколение, ориентированное на этот тип культуры, не желающее (или неспособное) воспринимать и осваивать информацию в виде письменного и печатного текста, а предпочитающее получать информацию, представленную виртуально.
Такие технологии позволят привлечь эту категорию публики в музей, через мультимедиа экспозиции вызвать интерес к изучению истории своей страны, мировой истории, мирового культурного наследия; они могут стать импульсом для культурного развития, формирования личности молодого человека.
Другое важное для понимания экспозиции слово – «устройство». Дело не ограничивается раскрытием тайн мультимедийных технологий. Музейный мультимедиа должен стать пересечения исторических и современных технологий, вымышленных и реальных пространств и, наконец, разнонаправленных видов музейной деятельности.
Экспозиция дает посетителю возможность войти внутрь мультимедийного пространства, которое может постоянно трансформироваться. Эффект постоянных перемещений не только в пространстве, но и во времени должен усиливается благодаря историческим реконструкциям, создаваемым мультимедийными и светотехническими средствами.
Экспозиция ведет за собою посетителя, а он, в свою очередь следует за мультимедийными технологиями и погружается в них все больше и больше.
Погруженность посетителя в мультимедийное пространство, нараставшая от зала к залу, должен приобретать к концу характер непосредственной вовлеченности в экспозиционное действие. «Воронка экспозиции» затягивает зрителя и в финале ему открывается вид на какой-либо архитектурный собор или замок, которым и заканчивается экспозиционный «сеанс». Пройдена цепочка рождений, прожита история дворцов, коллекций и музейных мультимедиа. Здесь соединяются все пути: музейного предмета, музейных мультимедиа и самого хозяина .
Создание музейного мультимедиа означает появление уникального музейного объекта соединяющего художественную классику и новые технологии.
Для музея – это форма и способ:
·апробации новой модели функционирования музея в публичном пространстве,
·предъявления полного спектра направлений музейной работы от коллекционирования и реставрации до рекламно-издательской деятельности,
·демонстрации достижений в области мультимедиа и всего спектра медийных возможностей в сфере работы с наследием, как недвижимыми памятниками, так и музейными коллекциями,
·распространения образцов нового музейного опыта,
·презентации перспективных высокотехнологичных проектов,
·раскрытия исторической эволюции форм музейного показа и изменений, связанных с внедрением новых технологий.
Для посетителя – это возможность:
.овладеть новым инструментом познания произведений изобразительного искусства,
2.попасть в скрытый от его взгляда мир
.совершить серию путешествий в пространстве,
.открыть неизвестные стороны художественного творчества,
.получить новые впечатления, благодаря использованию музейных мультимедийных аттракционов («вход в 3D -реконструкцию», «музеоскоп» – пульт теленаблюдения и др.)
2.3Мультимедиа экспозиция как аппаратно-программный комплекс
Под аппаратно-программным экспозиционно-выставочным комплексом будем понимать комплект современных информационно-вычислительных технических средств и компьютерных программ, предназначенный для реализации мультимедиа экспозиций в музее.
Комплекс может включать самые разнообразные технические средства.
.Электронные сенсорные киоски
Электронный сенсорный киоск – это компьютер c плоским жидкокристаллическим монитором (15-, 17-, 19- дюймовый монитор), вмонтированным в прочный, достаточно высокий и элегантный корпус. Вы прикасаетесь к экрану монитора и он реагирует на это изменением изображения, сменой картинки, проигрыванием мелодии или началом демонстрации видеоролика.
С помощью киоска можно осуществить виртуальный тур по музею, показать большое количество предметов из музейной коллекции, в том числе тех, которые хранятся в запасниках. Занимая совсем немного места, киоск позволяет максимально эффективно использовать площадь экспозиции.
.Электронные плазменные панели
Электронная плазменная панель (панель) представляет собой большой совершенно плоский сверхтонкий экран больших размеров. На ЭПП может работать с такими устройствами, как персональный компьютер, DVD-проигрыватель, видеокамера и др. Экран плазменной панели отличается равномерной яркостью и фокусировкой.
На базе плазменной панели создается информационный видеопост, который позволяет эффектно демонстрировать большой аудитории музейные видео презентации разнообразного рода.
.Экран с мультимедиа-проектором
Мультимедиа-проектор – это устройство для воспроизведения на большом экране информации, получаемой от компьютера, видеомагнитофона, видеокамеры, проигрывателя DVD-дисков.
С помощью его посетители могут просматривать мультимедиа видео презентацию.
.Электронные компьютерные гиды
Электронные гиды все более широко используются в сфере экскурсионного обслуживания посетителей музеев. Мы уже привыкли к тому, что при входе в музей посетителю предлагают наушники с плеером, в котором установлена запись стандартной экскурсии по музею. Сегодня эти устройства уходят в прошлое, а их заменяют электронные аудио и видео гиды
Системы имеют возможность настройки на индивидуальные особенности посетителя или группы (по языку, возрасту, образовательному уровню, интересам конкретного посетителя и др.), они могут работать как под руководством экскурсовода, так и без его участия.
Например, Французская компания «OPHRYS systems» выпускает современные аудиогиды, которые позволяют воспроизводить звуковой комментарий по конкретному экспонату путем нажатия одной кнопки; получать дополнительный комментарий, рассчитанный на детей, взрослых, специалистов; синхронизировать воспроизводимый через аудиогид текст одновременно с изображением (статическим или движущимся) на мониторе или информационном киоске.
2.4Интерактивный музей в современном медиапространстве
В жизнь российских любителей искусства стремительно ворвалась технология мультимедиа. Возможность объединять в компьютерной системе текст, звук, анимацию ,видео – графические изображения сулит перспективы в сфере популяризации.
Особенно множится число так называемых интерактивных музеев. Интерактивными становятся и старые, традиционные музеи. В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видеошоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое.»
Глава 3. Использование технических средств в музеях России
3.1Виртуальные экскурсии
"Виртуальные экскурсии" – еще один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователюуникальное путешествие (зачастую лишь только виртуальное.
И хотя уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках», данная тема остается малоизученной и недостаточно раскрытой по некоторым причинам. Во-первых, это связано конечно с развитием техники и, в частности, сравнительно недавним появлением русскоязычной части Интернет, а ведь именно Интернет дает жизнь большинству проектов, касающихся «виртуальных коллекций» ( виртуальных выставок, экспозиций, экскурсий, музеев и т.д. – пока не будем заострять внимание на четкой формулировке этих понятий, разграничим их позже). Во-вторых, небольшая справка из истории: Советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. И естественно, что музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Само развитие музейной коммуникации не могло рывком подняться на качественно новый уровень. Музеям потребовались годы, чтобы от выбивания денег из властей, иностранных благотворителей или меценатства начать зарабатывать.
.2Виртуальные музейные выставки
В конце ХХ века музейная выставка стала объектом серьезного изучения. Всесторонние исследования позволили нам сделать вывод, что «музейная выставка как динамичная, обладающая в идеале, полноценной музейной спецификой и рассчитанная на различные сроки своего существования, является универсальной формой экспозиционной деятельности» и определить ее «как феномен музейной коммуникации», способствующий повышению общественного интереса к музейной культуре (Мазный Н.В., 1997).
Весь понятийный аппарат, связанный с выставочной деятельностью, которым мы сегодня оперируем, сформировался в «доинтернетовское» время, когда музейные специалисты работали в реальных залах и не догадывались, что пройдет немного времени и им придется осваивать новое «виртуальное» пространство.
Данное обстоятельство во многом объясняет тот факт, что «виртуальным» выставкам, появившимся на сайтахотечественных музеев в последние годы ХХ века, не могут однозначно соответствовать, в силу особенности пространства и представления музейных предметов, устоявшиеся в отечественном музееведении понятия.
Представители музееведческой науки могут справедливо заметить, что некоторые виртуальные выставки, размещенные на сайтах отечественных музеев, порой не соответствуют даже пресс-релизу реальной выставки. И в силу этого не стоит приравнивать их к выставкам, созданным в реальном пространстве на основе реальных музейных предметов и тратить драгоценное время на их обсуждение в профессиональной среде. Согласно их мнению, не может идти речи о выставке, если отсутствует реальный музейный предмет, а его виртуальный образ не способен сформировать эмоционально-чувственные впечатления.
Однако, именуемые создателями, «виртуальные выставки» существуют, и у них есть свои реальные постоянные посетители, склонные к экранному типу культуры и предпочитающие воспринимать и осваивать информацию, представленную исключительно виртуально.
На сайтах десятков отечественных музеев в настоящее время есть раздел «Виртуальные выставки», в котором размещены сотни электронных документов, названных «выставками». Содержательно и по качеству исполнения они сильно отличаются. Это может быть краткий текст (менее 2000 знаков) и несколько изображений, а может быть каталог, выполненный по всем правилам мультимедийной технологии, с хорошим дизайном, отличающийся полнотой и глубиной представления информации, солидным научным аппаратом, прекрасным иллюстративным материалом.
На вопрос, что же такое виртуальная выставка на сайтах отечественных музеев, хочется ответить: «Это не существующая и не существовавшая в реальном пространстве выставка, созданная специально для представления в Интернете». Но ответ будет неправильным. Вразделе «Виртуальные выставки» создатели сайта обычно размещают:
материалы по завершенным реальным выставкам;
сокращенные мультимедиа-каталоги, сопровождавшие завершившиеся реальные выставки;
материалы, подготовленные исключительно для этого раздела;
материалы по текущей выставке, завершенным выставкам и публикации электронных образов музейных коллекций, структурированные тематически и сопровожденные достаточно обширным комментарием.
Разнообразные по тематике, дизайнерским решениям, использующие многие средства мультимедиа, «виртуальные выставки» успешно выполняют отдельные функции реальных выставок: функцию публикации музейных коллекций и научно-просветительскую, хотя реальный музейный предмет в них отсутствует, а есть лишь его электронная копия.
Даже традиционные принципы классификации музейных выставок позволяют отнести их к группе передвижных выставок облегченного типа, созданных исключительно на электронных муляжах (3D-моделях) и электронных копиях, обладающих абсолютными кинетическими возможностями и позволяющие музею расширить границы своей деятельности и мгновенно «смонтировать» свою выставку в любой точке мира, где есть возможность выхода в Интернет.
Современный музей должен уметь так «материализовать» и так «упаковать» свою деятельность, что бы на равных бороться за внимание посетителей. И в этом на помощь приходят технологии виртуальной реальности.
Создание и демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утерянных объектов и предметов дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. В мире сейчас идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия для систем виртуальной реальности, которая к примеру в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной реальности. Уже сейчас созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и т.д., демонстрация которых на системах виртуальной реальности переносит нас на тысячи лет назад.
Мировая практика доказала, что логика, при которой сайты представляют коллекцию музеев крайне скупо, из боязни конкуренции сайта с самим музеем или с вспомогательной продукцией музея, не работает. Чем более полный сайт, тем лучше он работает на музей и продажу его продукции: живая картина и изображение на мониторе – вещи принципиально разные, так же как разные вещи – изображение на мониторе и высококачественная полиграфическая продукция. Увиденная в Интернете картинка, скорее, возбудит желание приобрести то же самое, но в лучшем, более качественном виде, а тем более сходить и посмотреть, как это выглядит "вживую". И если за Третьяковку говорит само имя, то за небольшие региональные музеи, кроме сайта, зачастую не говорит ничего.
Очень важно, что пользователи Интернета – это в большинстве своем люди молодые, то есть те, для кого выбор – пойти в музей или в бар – решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного, и для кого часто бывает совсем не лишнейэлементарная информация о самом существовании какого-либо музея, будь он хоть трижды знаменит, уже не говоря о его местоположении и составе его коллекции. Описанная выше полнота и эффектность визуального ряда играет значительную роль. Для более продвинутых посетителей музеев новостная информация о выставках и проектах может быть тоже небесполезной при выборе планов на проведение досуга.
Обыкновенному человеку и в голову не придет сходить в Пермский музей живописи, даже будучи в этом городе, однако очень вероятно, что он включит посещение музея в свои планы, если узнает ( а что еще лучше – увидит) на сайте, что в нем весьма приличная коллекция картин Йорданса.
Использование современных технологий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах, электронные каталоги и т.п. – весьма разнообразили посещение музеев.
Но многое принципиально невозможно, да и не совсем нужно в музейных условиях. Трудно себе представить посетителя музея, который с лупой подходит к картине и изучает детали. А на сайте Эрмитажа это можно сделать одним щелчком мыши. Еще труднее представить себе человека, который, задавшись целью ознакомиться с развитием детского портрета в мировой живописи, бегает из зала в зал по всему музею в поисках изображений детей. А на сайте того же Эрмитажа или Лувра это делается двумя щелчками мыши. Образовательный и познавательный эффект данных возможностей высок, но для того, чтобы реализовать их, требуются не только чудеса хай-тека, но и труд специалистов, которые отсортируют экспонаты по их реальному содержанию и принадлежности к тем или иным школам, а не только по упоминанию того или иного слова в названии, как это бывает на современных сайтах, сделанных программистами.
Ну и наконец, сайт дает дополнительные возможности указать на спонсоров или друзей того или иного музея.
Говорить о плюсах и минусах в задержке развития музейной коммуникации в России нужно объективно. Включившись в процессы освоения системэлектронных коммуникаций с некоторым опозданием, Российские музеи нередко оказываются даже в более выгодном положении, чем их зарубежные собратья. Они имеют возможность использовать новейшие методы и технологии, не тратя времени и средств на модернизацию устаревших систем. А, как известно, высокие технологии развиваются очень быстро, и, отчасти, тот ресурс сильнее и популярней, чья техническая база современней.
Пока же большинство музейных сайтов (не только российских, но и зарубежных) представляют собой краткий путеводитель по музею, иногда дополненный новостями о текущих и будущих выставках.
При этом коллекции и история музея представлены повсеместно, информация для посетителей, постоянная экспозиция и выставки – заметно реже, образовательные программы и научная информация – в единичных случаях.
"Сеть виртуальных музеев представляют собой новую пространственно-временную модель хранения и трансляции историко-культурных ценностей, сформированную благодаря внедрению электронных способов ресурсификации информации. Виртуальный музейстановится значимым компонентом принципиально новой обменной среды, презентующей не сами объекты исторического наследия, а их структурные образы. Образ в свою очередь является основным событием сетевого сознания, программой интеллектуального, эстетического и этического воздействия" – считает Нургалеева Лариса Владимировна, доцент Томский государственный университет, кафедра гуманитарной информатики.
Зачастую понятия «электронный каталог», «виртуальное представительство музея в Интернет» и «виртуальный музей» путаются не только далеким от музейной деятельности человеком, но и непосредственно самими музеями. Часто на сайте можно встретить электронный каталог музейной коллекции, названый, почему то, «виртуальной экспозицией». Такие ошибки, конечно, досадны, но для нашего исследования важно не это. Важно, что и виртуальные представительства существующих музеев, и обычные электронные каталоги музейных собраний, и виртуальные музеи – все это осуществляет популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет традиционный музей, тем самым расширяет круг посетителей.
.3Примеры существующих виртуальных экспозиций и музеев
Как было уже сказано выше, электронные публикации, касающиеся музейной деятельности, и существующие на сегодняшний день, принято условно делить на так называемые виртуальные представительства реальных музеев в сети Интернет, электронные каталоги и виртуальные музеи. Я приведу примеры по всем трем типам – примеры, на мой взгляд, наиболее удачные из ныне существующих в российской части Интернет.
Виртуальный музей.
Характерным примером данного типа является музей "Русского Примитива". Такого музея нет в реальности. В этом доме не жил и не работал ни один великий художник – читаем на главной странице. Создавая "Виртуальный музей русского примитива", авторы преследовали несколько целей. Одной из них было доказать, что музейное проектирование может существовать как чистое творчество, не обремененное музейными стенами. Проект получил Национальную Интел Интернет Премию 2000 года. «Розыгрыш» оказался настолько убедительным, что высокое жюри "купилось" в полном составе и поместило сайт не в номинацию "Искусство" или "Сетевое искусство" (что было бы логично), а в номинацию "Музеи", забыв об одной маленькой детали. Деталь эта состоит в том, что при всем уважении к создателям сайтов Эрмитажа, ГМИИ, Кунсткамеры и Дарвиновского, не они эти музеи придумали. Таким образом, распределяя сайты по номинациям, жюри поставило маленькую творческую группу рядом с Цветаевым и Петром I.
На главной странице видим разделы сайта: экспозиция, экскурсия, каталог, клуб, литература и т.д. Рассмотрим главные из них.
В разделе «экскурсия» мы можем ознакомиться с экспонатами музея – искусством русского примитивизма, путем перехода по стрелке к следующему объекту. Рядом с изображением есть информация о предмете, а так же интересные факты, касающиеся его автора, цитаты, отрывки биографии и т.д. Есть возможность увеличения изображения.
В разделе «экспозиция» видим 3d адаптацию виртуального здания музея с условным изображением залов и даже «администрации», «буфета» и т.д. Здание имеет несколько уровней – «административное» крыло, зал с творчеством 16-19 веков и зал 19 века. Комнаты разграничены по стилям и темам произведений искусства.
На сайте также есть каталог произведений. Внутри каталога произведения размещены по алфавиту фамилий авторов (работы одного автора даются в хронологическом порядке). Произведения неизвестных художников даются в хронологической последовательности. Предусмотрена возможность извлечения тематической подборки произведений (см. список слева), а также возможность поиска произведения или произведений (окно "Поиск") по автору, названию, материалу, технике и собранию (при составлении запроса для поиска по собранию рекомендуем воспользоваться списком условных обозначений).
Произведения, не датированные автором или документом, датируются приблизительно по стилистическим или иконографическим признакам. При описании иконописи приводятся подписи, даты и надписи исторического характера на лицевой и оборотной сторонах произведений; при описании живописи, альбомной и станковой графики приводятся подписи, даты и все надписи. В том случае, если надпись воспроизводит текстСвященного писания или повторяет текст на гравюре, делается отсылка к первоисточнику. При описании лубков воспроизводятся подписи и даты, первая и последняя строка надписи, указывается общее количество строк.
Надписи воспроизводятся в авторской транскрипции. По техническим причинам встречающиеся в тексте воспроизводимых надписей слова и числа, обозначенные буквами церковно-славянского алфавита, воспроизводятся без надстрочных знаков их аналогами из русского и латинского алфавитов (буква "ять" воспроизводится как латинское "b", буква "фита" воспроизводится как латинское "Q") , выносные буквы печатаются в общей строке; в тех случаях, когда текст надписи читается не полностью, купюры обозначены: Авторы атрибуций, атрибуционных уточнений и исторических справок упоминаются в тексте, лишь, когда они не являются авторами данного каталога, а сами сведения ранее не были опубликованы.
Ещё одним примером виртуального музея можно назвать историко-культурологический проект о старой Москве – «Москва, которой нет». Чтобы рассказать о смысле и цели проекта, сделаю некоторое отступление: скоро на Елисейских полях в Париже построят ряд престижных бизнес-офисов класса А, Римский Колизей реконструируют, сделают чуть выше, удобнее (с учетом современных требований), под ним разместится трехуровневая подземная автостоянка, Пизанская башня больше не падает, она арендована торговым центром и приведена в полный порядок. Ряд кафе и бутиков известных фирм, удачно вписавшихся в новый интерьер башни, ждет своих посетителей, во избежание краж и порчи дорогостоящих картин в Третьяковке все подлинники заменят репродукциями. Власти уверяют, что тонкий вкус ценителей живописи никак не пострадает: созданием копий займутся лучшие арбатские художники, а специальная комиссия будет ведать отбором. Плохие копии не пройдут. Скромный ампирный домик, где одно время квартировал Пушкин, снесли и выстроили шикарную городскую усадьбу с дворцовымиинтерьерами под стать величию таланта Александра Сергеевича. Доску «здесь жил…» повесили ту же…
Ну и конечно нельзя не упомянуть проект Государственной Третьяковской Галереи «Виртуальный музей России» – это долгосрочный проект, инициированный Третьяковской галереей и ставший победителем 2-го конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводившегося Благотворительным фондом В.Потанина при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры в 2005 г. Для 2005 года этот проект действительно уникален – и с инновационной и с технической стороны. Цель проекта – открыть доступ к отечественному культурному наследию миллионам пользователей внашей стране и за рубежом. «Виртуальный музей России» – это специализированный сайт www.virtualmuseum.ru, на котором будут размещаться созданные совместно несколькими культурными учреждениями тематические виртуальные выставки, основанные на авторских текстах и качественных электронных изображениях экспонатов из собраний музеев.
Принципиально важным является «публикация» выставок на иностранных языках (как минимум – на английском), так как во Всемирной сети существует дефицит информационных ресурсов по русской культуре, в буквальном смысле «понятных» зарубежным пользователям.
Представляемый проект носит просветительский характер, но значение его этим не исчерпывается. Очень важен момент развития партнерских межмузейных связей. Это и установление новых профессиональных контактов, и освоение новых форм музейного менеджмента, когда совместная работа основана на принципах дистанционной коммуникации. Кроме того, большие и малые музеи, отстоящие друг от друга на тысячи километров, имеют равные возможности участия в виртуальных выставках, а следовательно – представления и продвижения своих коллекций. При этом в виртуальном формате возможна реализация совершенно утопических проектов. Во-первых, исчезают проблемы транспортировки, страховки, сохранности тех или иных экспонатов, так что свобода выбора «экспонируемых» произведений практически не ограничена. Во-вторых, с помощью современных технологий можно реконструировать памятники, важные для понимания творчества художника. Также можно «вернуть» произведения в контекст их первоначального бытования и окружения и таким образом сделать то, что в реальности осуществить невозможно.
В качестве первого проекта для сайта www.virtualmuseum.ru Третьяковская галерея предлагает виртуальную выставку, посвященную личности и творчеству Михаила Врубеля, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в 2006 году. В создании выставки участвуют также Государственный Русский музей,Омский музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, т.е. основные «держатели» произведений М.Врубеля.
В дальнейшем сайт www.virtualmuseum.ru должен развиваться путем размещения на нем новых межмузейных виртуальных выставок. Они должны быть посвящены русской культуре, сделаны в русско- и англоязычной версиях, должны обладать достаточно высоким технологическим качеством. Отбор выставок для размещения на сайте на стадии заявок и на стадии запуска готового продукта будет осуществляться по разработанным и опубликованным критериям специально созданным экспертным советом. При этом сайт www.virtualmuseum.ru будет предоставлять технологическую площадку – набор доступных через интернет «инструментов» для дистанционной совместной работы участников проектов.
Виртуальные представительства реальных музеев в Интернет и электронные каталоги.
Одним из ярких примеров этого типа будет сайт Эрмитажа, удостоенный в марте 2000 года Национальной Интел Интернет премии в категории Музеи, с его Цифровой коллекцией – новой виртуальной галереей, представляющей изображения экспонатов музея.
Вся коллекция разделена по типам представленных произведений. Это живопись, графика, механизмы, мебель, предметы прикладного искусства, текстиль, костюм, оружие, скульптура, керамика, фарфор, ювелирные изделия, нумизматика, глиптика, археологические памятники. Есть параметр детализации изображения.
Существует быстрый поиск (по названию, автору или части названия) и сложный поиск. Пользуясь Сложным поиском, вы можете найти экспонат по его автору, названию или предмету произведения, или по его атрибутам, в частности, по стилю, жанру, теме и дате. Но главной особенностью этой коллекции является поиск по технологии QBIC , по цвету и композиции. Разработанная фирмой IBM технология поиска QBIC (Query By Image Contents – поиск по содержанию изображения). Стоит, наверное,подробнее остановиться на этой экспериментальной системе поиска. Дело в том, что зачастую человек, не сведущий в искусстве, имеет представление, как приблизительно выглядит то или иное произведение искусства, а вот ни ее автора, ни ее названия не помнит или, если говорить честно, просто не знает. Вспоминается что-то типа мижчины, который стоит или во-о-т такого дерева, зеленого…Предложенная система поиска позволяет искать требуемую картину по расположению цветовых пятен на холсте. Другими словами, если картина, например, может быть изображена в виде голубого лоскута моря по низу холста, серых пятен в верху композиции (тучи над морем) и нескольких дополнительных цветовых мазков (солнечный блик, одинокий корабль и т. д.), запомнившихся из иллюстраций в школьном учебнике, то система сумеет подобрать десяток холстов, цветовая композиция которых соответствует заданной. И это поразительно. При всем том сама система описания картины для поиска интерактивна, абсолютно не тормозит и напоминает работу в обычном простеньком графическом редакторе. Но и на этом чудеса не кончаются.
Предположим, что в результате поиска обнаружилась, наконец, та самая картина, которую и хотелось посмотреть. Изображение не будет статичнвм! Картина интерактивна в том смысле, в каком может быть интерактивен музейный экспонат. Во-первых, имеется возможность получить дополнительную информацию о представленном экспонате коллекции, во-вторых, картину можно посмотреть в полноэкранном варианте (на выбор 800х600 или 1024х768), а в-третьих, и это еще один сюрприз, картину можно внимательно рассматривать по фрагментам. Точно так же, как если бы, находясь в музее, удалось приблизиться к холсту с лупой в руках. Причем изображение при этом не станет распадаться на отдельные пиксели (как, скажем, во многих трехмерных играх), а, после непродолжительной обработки, сохранит свою первоначальную четкость и разрешение.
На мой взгляд, Эрмитаж среди подобных коллекций выделяется в основном полнотой собрания, различными инновационными внедрениями в свой проект – например, образовательными турами по искусству той или иной эпохи на примерах собраний Эрмитажа. Из недостатков я могла бы отметить лишь «тяжеловесность» сайта и достаточно скучный дизайн.
Остальные же отечественные музеи, имеющие свои представительства в Интернет, представлены в сети стандартным набором материала и инструментов. В основном это часть коллекции, поиск по которой осуществляется путем ввода автора или названия, реже – периода создания, историей музея, анонсом предстоящих выставок и т.д. Другими словами – отсутствует интерактивность, яркость, стильный дизайн, а ведь еще в начале работы я упоминала о том, что все сетевые проекты музеев в большинстве своем нацелены на молодую аудиторию, мнение которой создаётся зачастую под впечатление от непосредственно увиденного или услышанного в первые мгновенья. Нельзя забывать, что современные молодые люди – живущие в эпоху Интернет, довольно разборчивы в посещаемых ресурсах, и привлечь искушенную в красоте и качественном оформлении публику не так то просто.
Заключение
Актуальность моей работы в том, что в деятельности музеев в настоящее время можно наблюдать осознание того, что успешное внедрение информационных технологий ведет к позитивным изменениям в организации учета и управления музейными коллекциями, развитию научных исследований, появлению новых музейных продуктов, сотрудничеству по созданию и использованию корпоративных баз данных. Необходимо констатировать, что глобальная информатизация музеев, использование информационных ресурсов этих учреждений – главные инструменты музеев как социально-культурных институтов в духовном образовании, культурном воспитании людей. Наверное, как нигде (во всяком случае, в сфере культуры) современные технологии расширяют возможности практически всех сфер музейной деятельности – от установления оптимального температурного режима до создания виртуальных музеев. Опять же с одной оговоркой: только если отказаться от концепции "музей для музейных работников". Но главное, что дают новые технологии музеям, – это расширение все тех же культурно- просветительных и образовательных возможностей. А значит, и возможностей зарабатывать. Интернет дает, во-первых, возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети. Во-вторых – позволяет заявить о себе, или напомнить о своем существовании. В-третьих – предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей. Тем самым музей расширяет круг людей, которым доступна его коллекция, следовательно, может рассчитывать на деньги, выделяемые под образовательные программы различными фондами.
Мировая практика доказала, что логика, при которой сайты представляют коллекцию музеев крайне скупо, из боязни конкуренции сайта с самим музеем или с вспомогательной продукцией музея, не работает. Чем более полный сайт, тем лучше он работает на музей и продажу его продукции: живая картина и изображение на мониторе – вещи принципиально разные, так же как разные вещи – изображение на мониторе и высококачественная полиграфическая продукция. Увиденная в Интернете картинка, скорее, возбудит желание приобрести то же самое, но в лучшем, более качественном виде, а тем более сходить и посмотреть, как это выглядит «вживую». Очень важно, что пользователи Интернета – это в большинстве своем люди молодые, то есть те, для кого выбор – пойти в музей или в бар – решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного, и для кого часто бывает совсем не лишней элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, будь он хоть трижды знаменит, уже не говоря о его местоположении и составе его коллекции.
Описанная выше полнота и эффектность визуального ряда играет значительную роль. Для более продвинутых посетителей музеев новостная информация о выставках и проектах может быть тоже небесполезной при выборе планов на проведение досуга. Обыкновенному человеку и в голову не придет сходить, к примеру, в Пермский музей живописи, даже будучи в этом городе, однако очень вероятно, что он включит посещение музея в свои планы, если узнает на сайте, что в нем весьма приличная коллекция картин Йорданса. Что же касается проблем, то большинство из них – это общие проблемы Интернета. Во-первых, очень много бессмысленных сайтов. Во-вторых, пользователь теряется среди огромного числа делаемых ему предложений и часто не добирается до того, что ему действительно нужно. Традиционные средства Интернета, такие как банерная реклама или обмен ссылками, вряд ли могут помочь сайту найти своего потребителя.
Необходимо создание ряда специализированных информационных систем усилиями самих музеев и их сайтов – это признают специалисты. Ибо только объединение усилий музейных менеджеров, специалистов и программистов может дать реальный эффект.
Но, как любой процесс, данный рынок будет развиваться по потребностям потребителя культуры и искусства, и, кто знает, может через несколько лет человечество шагнет на новый уровень развития межмузейной коммуникации, и привычные нам формы представления и демонстрации сменятся новыми, более доступными и результативными для зрителя.
Список литературы
1.Трошина Т. М.. Интерактивный музей в современном медиапространстве / Т. М. Трошина // Медиакультура новой России : методология, технологии, практики / [Астафьева О. Н. и др.]. – Екатеринбург : Академический Проект, 2007.
2.Смирнова Т. А. . Цифровые технологии в экспозиционном пространстве музея: современные тенденции и перспективы – 2010
.Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея/ : Издательский центр Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2007.
..Современные музейные технологии // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004
.Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности / А.В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003
.Калинина Л.Л. и др. Информационное пространство музея / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2006, № 12. – С.83-88
.Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. /Л.Я. Ноль// – М. – 2007.
.Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее. /Л.Я. Ноль//- М. – 1999.
.Лебедев А.В. Технология мультимедиа: возможности и реалии /А.В. Лебедев// – М. – 1999.
.Пономарев Б.Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. /Б.Б. Пономарев//- М. – 2002.
.Артемов Е.Г. Социальные функции современного музея исторического профиля. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков /Е.Г. Артемов// – М., Труды ГИМ. – 2001.
13.Сайт Музей будущего www.future.museum.ru <#”justify”>Приложение №1 Лучшие виртуальные музеи, экскурсии, галереи и выставки
Музеи России (<#”justify”>·«Динозавры и нединозавры»;
·«Хищники»;
·«Скульптура». Язык, на котором изъясняется скульптор, можно научиться понимать. Данная лекция в чем-то сродни букварю, только разговор в ней пойдет не о том, что «мама моет раму», а об различиях ваяния и пластики, о методе Микеланджело, о возможности движения того, о чем мы говорим «застыл как статуя»;
·«Живопись»;
·«От машинных каталогов к информационным сетям»;
·«Информационный кризис и музеи».
А если вы хотите выступить в качестве лектора, вас с удовольствием пригласят написать свои главы для открытого учебника.
Заглянув на открытый музейный форум, вы сможете задать вопросы специалистам, проконсультироваться и принять участие в дискуссии. Имеется возможность открыть собственную дискуссию или поместить свои объявления. Открытый музейный форум ориентирован как на обычных посетителей, так и на специалистов.
Отдельный сервер, #”justify”>·«Галерея Гельмана». Знакомит посетителя с наиболее интересными проектами и выставками, которые проходили в галерее;
·«Критики». Здесь собраны статьи, отзывы и рецензии наиболее известных критиков;
·«Журналы об искусстве». В этом разделе вы найдете ссылки на более чем 30 периодических изданий и журналов, посвященных культуре и искусству;
·«Ресурсы». Наиболее заметные и интересные ресурсы Сети в области искусства в нашей стране и за рубежом;
·«Музеи». Более 30 ссылок на сайты музеев;
·«Галереи». Более 20 ссылок на сайты галерей;
·«Художники». Огромный ресурс, посвященный художникам, работы которых представлены в разделе.
Редакция рекомендует заглянуть на этот сайт всем, кто интересуется современным искусством. Вас ждет много интересного.
Московский Кремль – виртуальный тур
Великолепный сайт, на котором вы сможете посетить несколько экскурсий, не отрываясь от своего монитора. Эти красочные и познавательные экскурсии созданы издательством «Коминфо». В настоящее время доступны следующие экскурсии:
«Московский Кремль». Экспозиция данной экскурсии охватывает восемь веков российской истории – с момента основания и до настоящих дней. Вы увидите сокровища Оружейной палаты и пройдетесь по Кремлю, увидите символы власти и славы России, иконы и сокровища русских царей.
Во время этой экскурсии вы посетите Покровский, Архангельский, Благовещенский, Успенский соборы, Колокольню Ивана Великого, Церковь Ризоположения, Собор Двенадцати апостолов и Теремную церковь.
Дворцы и административные здания откроют перед вами свои двери. Пройдитесь по Сенату, Зданию администрации Президента, Арсеналу, Государственному Кремлевскому дворцу, Потешному дворцу, Оружейной палате, Большому Кремлевскому дворцу, Грановитой палате и Теремному дворцу, посмотрите на царь-колокол, царь-пушку, посетите могилу Неизвестного солдата, Мавзолей Ленина, Некрополь.
Вы узнаете обо всех кремлевских башнях и их истории, прогуляетесь по Красной и Соборной площадям;
«Пасхальные яйца Фаберже». Особое место среди работ известнейшего русского ювелира Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы – живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов – являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX – начала ХХ веков.
На этой экскурсии вы сможете узнать об истории дома Фаберже и увидеть 10 пасхальных яиц, которые хранятся в Оружейной палате Московского Кремля;
«Династия Романовых». Богатая история России вызывает сегодня живой интерес. На протяжении десяти веков внутреннюю и внешнюю политику, пути развития России определяли представители правящих династий.
На этой экскурсии вы узнаете историю царствовавшей фамилии – от ее основателей до последнего императора, увидите регалии и личные вещи многих царей. Вашему вниманию предлагается информация о выдающихся современниках, а также об исторических событиях тех лет.
Третьяковская галерея (<#”justify”>·Галерея Марата Гельмана представляет выставки: «Динамические пары», «За гранью», «Женщины России», «Социальные проекты».
·Выставка работ Казимира Севериновича Малевича.
·Параллельно с персональной экспозицией К.Малевича в Русском музее проходит выставка произведений его учеников и соратников: «Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-1950-х».
·Выставка произведений В.Садовникова.
·Выставка работ И.Айвазовского из собрания Государственного Русского музея. Здесь же вы сможете ознакомиться с мультимедиа-каталогом выставки.
·Выставка древнерусского шитья XV-XVII веков.
·Экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве поэта Серебрянного века – великом князе Константине Константиновиче Романове.
Очень интересна и обширна коллекция музея, представленная на сайте. Здесь вы найдете сведения по древнерусской живописи и прикладному искусству, живописи, скульптуре, рисунку и акварели, гравюрам, декоративно-прикладному искусству, народному искусству, нумизматике, искусству новейших течений и др.