- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,17 Мб
Пуризм как форма современной живописи
Министерство высшего образования РФ
Камский институт искусств и дизайна
Факультет «Искусство интерьера»
Кафедра искусства интерьера
КУРСОВАЯ РАБОТА
Пуризм как форма современной живописи
Автор: Студент 4 курса, гр201-в , Захарова Е.И.
Дисциплина: Живопись
Руководитель: Эльмира Ленаровна.
г.Наб.Челны 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
. Теория пуризма
. Мастера пуризма
.1 Амеде Озанфан
.2 Ле Корбюзье
.3 Леже Фернан
2.4 Франсис Пикабиа
.5 Вилли Баумайстер
.6 Оскар Рутерсварт
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Пуризм – (франц. – чистый) течение во французской живописи конца 1910-20х гг. Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910х гг., принятую деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы очищенных от деталей, к изображению первичных элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика легких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшин , стакан и тд). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре.
1. Теория пуризма
Теория пуризма – направления в живописи, которое стремилось заменить собой течения, развивавшиеся накануне первой мировой войны (кубизм, орфизм) – была изложена в 1915 в журнале <Elan> и развита в1920-1925 в журнале <Esprit nouveau>. Пуризм отвергал свободу и фантазию в живописи ради пластического совершенства, моделью которого служила машина, и изгонял из творчества все случайное, что могло бы повредить его чистоте. Во Франции эта эстетика не нашла широкого распространения среди живописцев, хотя произведения Леже того времени, вдохновленные человеком и машиной, отчасти связаны с пуризмом. Основными представителями пуризма были Озанфан и Жаннере (Ле Корбюзье),которые опубликовали в 1918 свой манифест под названием <После кубизма>. Здесь они развили свои идеи создания строгого и декоративного по духу искусства. Произведениям пуристов (Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), в большинстве своем – натюрмортам, присуща строгая композиция, смягченные контуры отдельных предметов (вазы или музыкальные инструменты) и игра цветовых градаций. Таким образом, пуризм находится на грани кубизма (в выборе сюжета) и абстракционизма. Его принципы нашли свое высшее развитие в архитектуре
2. Мастера пуризма
2.1 Амеде Озанфан
(1886, Сен-Кантен – 1966, Канны)
Французский художник и теоретик искусства. Получив классическое образование, Озанфан во время Первой мировой войны вырабатывает принципы своей живописи, издавая, в частности, журнал <Elan> (1915-1917). Но его настоящая творческая карьера начинается в 1917, когда в мастерской Опоста Перре он знакомится с архитектором Шарлем Эдуаром Жаннере (Ле Корбюзье), который также начал заниматься живописью. В 1918 они появляются на художественной сцене,показав на выставках свои пейзажи и, главным образом, натюрморты, состоящие из обычных предметов и написанные в простой манере, мрачной цветовой гамме и сжатом композиционном построении (<Желтые скрипки>, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду).В 1918 в Париже они публикуют манифест <После кубизма>, который отметил рождение пуризма, с их точки зрения – наследника кубизма. Они упрекают кубизм в декоративности и особенно в чуждости <современному духу> индустриальной цивилизации, машин и научного прогресса. Они стремятся найти в искусстве <неизменные величины>, каковыми в науке являются законы. Пуризм – это искусство интеллектуальное, исключающее случайность и использующее четкие геометрические формы. Озанфан и Жаннере вдохновляются конструктивными методами, конечными целями и эстетикой промышленных машин и утверждают <общую грамматику чувствительности>. Формы и цвета упрощены, а структуры основаны на прямоугольниках и <правильных планах>. В темах преобладают натюрморты, составленные из повседневных предметов: тарелки, стаканы,графины, курительные трубки, бутылки, – которые имеют функциональное значение и трактованы экономично. Их простые и стандартизированные формы могут легко соединяться, о сметы изображаются в соответствии с методами, взятыми из промышленного рисунка, с использованием плана, общего вида и тени, спроецировано по правилам перспективы. Их органичное расположение производит регенерацию форм. <Можно создать картину, как машину. Картина – это механизм волнения>. Эта теория была постепенно развита и усовершенствована практическим живописным опытом и, особенно в теоретических работах – серии статей в журнале <L’Esprit nouveau>, основанном поэтом Полем Дерме, Озанфаном и Жаннере в 1920. Эти тексты затем вошли в книгу <Современная живопись> (Париж,1925), которая вызвала много шуму в кругах, стремившихся к осознанию природы художественного творчества и ее рационализации. Пути Озанфана и Жаннере разошлись после 1925. С 1927 творчество Озанфана изменило направление: он снова вводит изображение человеческой фигуры и обращается к стенной живописи (<Купальщики в гроте>,1930-1931, Париж, гал. Кати Гра-нофф). Он откликается на призыв сюрреализма странными, но всегда рациональными образами. Затем Озанфан создает произведения на аллегорические темы, принесшие ему, к сожалению, мало удовлетворения (<Жизнь>, 1931-1938, Париж, Нац.музей современного искусства, Центр Помпиду, передано на хранение в музей Сен-Кантена). После 1940 он создает несколько привлекательных произведений, таких, как <Спящая пушка> (Миннеаполис, Художественный центр Уокера ) или <Освещенный небоскреб> (Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) – плод его американского путешествия. Озанфан оказал влияние на многих художников, даже таких известных и значительных, как Фернан Леже и Вилли Баумейстер. Педагог, он преподавал в самых разных учебных заведениях в Париже, Лондоне, Соединенных Штатах и воспитал многочисленных учеников – от француженки Марсель Кан до американца ДжеральдаМёрфи и в начале 1950-х Роя Лихтенштейна. Наконец, из огромного литературного наследия Озанфана следует особо отметить книгу <Искусство>, вышедшую в 1928 и вскоре переведенную на немецкий и английский языки. Его <Воспоминания,1886-1962> были опубликованы уже после смерти художника. Произведения Озанфана представлены, в частности, в музеях Базеля, Нью-Йорка (Музей современного искусства и музей Соломона Гуггенхейма), Париже (Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), Санкт-Петербурге (Гос. Эрмитаж) и Москве (Музей изобразительных искусств им. А. С.Пушкина). В 1985 в музее Сен-Кантена прошла большая выставка его творчества.
.2 Ле Корбюзье
Ле Корбюзье (фр. <#”813103.files/image001.gif”>
Озанфан Амеде
«Желтые скрипки», Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду
Натюрморт посуда
Графика на чёрном фоне
Приложение 2
Ле Корбюзье
Вилла Ла РошЖаннере (Villa La Roche/Villa Jeanneret), Париж, 1923-1924
Павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L’Esprit Nouveau), 1924, Париж – не сохранился
Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция. 1929-1931
Здание Ассамблеи (Palace of Ass embly). Чандигарх (Chandigarh) – новая столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962
Приложение 3
Леже Фернан
Обнаженные в лесу
Ныряльщики на желтом фоне <#”813103.files/image013.gif”>
Франсис Пикаби
Франсис Пикабиа «Парад любви
Приложение 4
Вилли Баумайстер
Мортаруру с красным над головой. Вилли Баумайстер