- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 29,54 Кб
Финский национальный характер
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Институт международных образовательных программ
Кафедра международных отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Этнология изучаемого региона
Тема: Финский национальный характер
Работу выполнила:
Студентка гр. 44101/1 Рустамова Э.Э
Руководитель:
Доц. Колесник И.И
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие национального характера (теория, история вопроса)
Глава 2. Особенности формирования национального характера финнов
.1 Географическое влияние
.2 Историческое влияние
.3 Религиозное влияние
Глава 3. Финская бытовая эстетика
.1 Быт
.2 Дом
.3 Манера дарить подарки
Глава 4. Особенности финского характера
.1 Манера вести разговор
.2 Финская деловая культура
.3 Финский патриотизм
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Финляндия – страна с богатой и интересной культурой, суровыми, но по-своему, привлекательными природными условиями, такая близкая нам, но в тоже время настолько другая и далёкая, представляет огромный интерес для российских исследователей ввиду многих причин, здесь кроется как и экономический интерес, который выражается в том, чтобы перенять положительный опыт экономического развития государства с такими же климатическими и природными условиями, так и историко-культурный, ввиду того, что Финляндия долгое время входила в состав бывшей Российской империи на правах автономии, так и в конце концов вопрос межкультурных коммуникаций и психологический портрет Финнов, на которые в этой работе будет делаться наибольший уклон. Изучение основных особенностей национального характера представителей другой культуры представляется мне перспективным и актуальным направлением. Это позволяет сопоставлять модели коммуникативного поведения чужой и родной культуры, позволяет избежать неадекватного восприятия одного народа другим народом, разрушает существующие негативные стереотипы. Характер любого народа многогранен и оригинален, его нельзя сводить к мифам о молчаливости или, наоборот, к чрезмерной эмоциональности. Цель работы: определить национальный характер финнов. Для осуществления этой цели ставились следующие задачи: Рассмотреть теорию и историю вопроса национального характера. Выявить особенности формирования национального характера финнов( в связи с чем разобрать влияние географических, исторических, религиозных предпосылок). Рассмотреть вопросы обустройства жизни в финском обществе. Раскрыть особенности финского характера, традиционные манеры поведения в финском обществе.
Глава 1. Понятие национального характера(теория, история вопроса)
Понятие национального характера не теоретико-аналитическое, а оценочно-описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, за ними – географы, этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни народов. При этом разные авторы вкладывали в это понятие разное содержание. Одни подразумевали под национальным характером свойства темперамента, эмоциональных реакций народа, другие акцентировали внимание на социальных установках, ценностных ориентациях, хотя социальная и психологическая природа этих феноменов различна. В связи с тем, что проникновение в сущность национального характера осуществляется, по словам С.Л. Франка, "лишь посредством некой изначальной интуиции", оно имеет "слишком субъективную окраску, чтобы претендовать на полную научную объективность", что неизбежно оборачивается схематизмом.
Перечисление и характеристика тех или иных черт народа, выделение его достоинств и недостатков во многом субъективны, часто расплывчаты, нередко произвольны, обусловлены занимаемой исследовательской позицией самого автора .. Выделение специфических национальных черт помимо субъективности в отборе и интерпретации исторического материала, имеет и объективные трудности. Они связаны с тем, что отдельные периоды исторического развития оказывают существенное влияние на национальный характер, тем самым последний склонен меняться в зависимости от социально-политической, экономической ситуации в национальном образовании.
Проблемы национального характера давно являются предметом разносторонних научных исследований. Первые серьезные попытки были представлены в рамках сложившейся в середине XIX века в Германии школы психологии народов (В. Вундт, М. Лапарус, X. Штейнталь и др.). Представители этого научного направления считали, что движущей силой исторического процесса является народ, или "дух целого", выражающий себя в религии, языках, искусстве, мифах, обычаях и т. д.
Представителям американской этнопсихологической школы в середине XX века (Р.Ф. Бенедикт, А. Кардинер, Р. Линтон, Р. Мертон, М. Мид и др.) фокусировали свое внимание на построении модели "средней личности" той или иной национально-этнической группы, выделяя в каждой нации "базисную личность", соединяющей общие для ее представителей национальные черты личности и характерные черты национальной культуры.
В настоящее время невозможно выделить какое-либо целостное направление изучения национального характера. Его исследование осуществляется в разных контекстах и с разных концептуально-теоретических позиций.
Достаточно полную классификацию точек зрения на национальный характер дают нидерландские ученые X. Дуийкер и Н. Фрийд.
. Национальный характер понимается как проявление определенных психологических черт, характерных для всех членов данной нации и только для них. Это распространенная, но уже редко встречающиеся в науке концепция национального характера.
. Национальный характер определяется как "модальная личность", т. е. как относительная частота проявления среди взрослых членов какой-либо нации личностей определенного типа.
. Национальный характер может пониматься как "основная структура личности", т. е. как определенный образец личности, доминирующий в культуре данной нации.
. Национальный характер может пониматься как система позиций, ценностей и убеждений, разделяемых значительной частью данной нации.
. Национальный характер может определяться как результат анализа психологических аспектов культуры, рассматриваемых в определенном, особом смысле.
. Национальный характер рассматривается как интеллект, выраженный в продуктах культуры, т. е. в литературе, философии, искусстве и т. п.
Таким образом, в современной науке не существует единой точки зрения на проблемы формирования национального характера. Одни отдают приоритет географическим факторам, другие – социальным. В одних теориях понятие национального характера определяется через особенности общих психологических черт, присущих данному национальному сообществу. В других концепциях основной упор делается на анализе социокультурной среды как определяющего компонента в формировании особенностей психики нации. Часть исследователей даже пришли к выводу, что нет необходимости специальной дефиниции, поскольку все теории в конечном счете сводятся к психологизированной интерпретации национальной культуры
Несмотря на имеющиеся различия и трудности, в исследованиях национального характера условно можно выделить три основные группы ученых. Одни авторы, фокусируя внимание на специфичности, неповторимости каждой нации, структурируют народы на жестко фиксированные и противостоящие друг другу национально-этнические группы.
Другая группа исследователей склонна считать, что само понятие "национальный характер" является фикцией, беспочвенной гипотезой, лишенной реальной объективной основы, сугубо идеологической и потому ненаучной категорией, принципиально не верифицируемой, пригодной лишь для спекулятивных умозаключений.
Третья группа ученых занимает промежуточную позицию между двумя крайними точками зрения. Они считают, что понятие "национальный характер" имеет теоретико-методологическую и практически-политическую ценность, хотя и ограниченную в силу больших методических трудностей его эмпирического изучения и верификации полученных результатов.
Отмеченные трудности в изучении национального характера вовсе не исключают того факта, что национальный дух не как нечто абстрактное, а как реальная конкретная духовная сущность, как нечто совершенно конкретное и действительно целостное существует, а потому поддается пониманию и …постижению его внутренних тенденций и своеобразия
Основываясь на вышеизложенном, и беря в рассмотрение все противоречия связанные с определением и описанием такого явления как национальный характер, попробуем дать наиболее общую и широкую дефиницию. Национальный характер – совокупность наиболее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Выражаясь в эмоциях, чувствах, настроениях, национальный характер проявляется в национальном темпераменте, во многом обусловливая способы эмоционально-чувственного освоения политической реальности, скорость и интенсивность реакции политических субъектов на происходящие политические события, формы и методы презентации ими своих политических интересов, способы борьбы за их реализацию.
Принято считать, что национальный характер – составной элемент и одновременно основа психологического склада нации и национальной психологии в целом. При изучении национального характера, необходимо помнить следующие моменты: Во-первых, любой национальный характер противоречив. Как целостное образование, он совмещает в себе пары противоположностей – добро и зло, трудолюбие и леность, свободолюбие и раболепие, смирение и бунт, жесткость и сострадание и т. д. Вычленение одних черт вовсе не исключает существование других компонентов, способных нейтрализовать парный компонент. Раскрыть негативные и усилить позитивные черты психологии народа – значит раскрыть его наиболее значимые социально-психологические черты. Но ни одна из них, взятая сама по себе, не является абсолютно уникальной. Уникальна структура психологических особенностей нации, характер взаимосвязи между элементами. Все элементы, входящие в эту структуру, являются общими, присущими не только данному народу, но и многим другим. Но вот приоритет тех или иных черт, свойств, качеств, степень их выраженности может колебаться в довольно широком диапазоне. Но вот приоритет тех или иных черт, свойств, качеств, степень их выраженности может колебаться в довольно широком диапазоне. Поэтому речь идет о доминировании, но не безраздельном господстве тех или иных черт. Анализ психологического склада нации должен включать основные психологические черты нации, доминирующие черты, т. е. присущие наиболее многочисленным группам в пределах нации, степень однородности (гомогенности) или разнородности (гетерогенности) психических черт в пределах нации
Во-вторых, опрометчиво искать причину и видеть "вину" исключительно национального характера в доминировании тех или иных политико-культурных традиций. Он таков, каким его делают история, определенная биогенетическая предрасположенность, географические факторы, характер социально-политического строя, влияющие на нрав, привычки, манеры, способ мышления, поведения индивидов. Таким образом, национальный характер, будучи продуктом налагающихся друг на друга историко-культурных пластов, формируется в большей степени под влиянием политических отношений прошлого. Он оказывает непосредственное воздействие на политическое поведение людей и опосредованное на политическую систему, обусловливая направление, характер, темп ее трансформаций
В-третьих, национальный характер не есть величина абсолютно постоянная. Он меняется, хотя и медленно. Современные психологи, антропологи, этнографы на конкретных фактах доказали, что строение сознания изменяется с историей. Именно история "создает предметную ориентировку душевных переживаний человечества", она "устанавливает вехи, обозначающие путь духа".
Глава 2. Особенности формирования национального характера финнов
Как мы уже подчеркнули ранее, комплекс факторов, характерных для каждой сферы накладывает неизгладимый отпечаток в широком смысле на национальный характер или менталитет нации (этноса, этнического или социального сообщества) и на характер взаимодействия с другими сообществами, в узком же смысле на формирование личности с ее ментальными качествами, которые в свою очередь разрешают идентифицировать личность как элемент определенной социальной системы. Среди великого множества подобных определяющих национальный характер факторов, на наш взгляд следует сделать акцент на таких как географический, исторический, и религиозный( как один их наиболее влиятельных в жизни общества вплоть до 21 столетия).
2.1 Географическое влияние
Преимущество определенного климата в сочетании с этническими и национальными особенностями формирует оригинальный, часто неповторимый характер поведения людей, которые проживают в данной климатической зоне. С учетом географического расположения и особенностей климата к типичным северным странам можно отнести скандинавские страны (Швецию, Норвегию, Финляндию), Исландию, Данию, Ирландию, Великобританию, Германию, Голландию и др., которые находятся в зонах арктического и умеренно-континентального климата
Таким образом география является базовым фактором, влияющим на становление и развитие культуры на пути социализации и возникновение поведенческих моделей в социуме. Многие культурные особенности финнов, зачастую кажущиеся парадоксальными, имеют под собой географическое обоснование. "Вся нынешняя флора и фауна Финляндии – порождение послеледникового периода… Следы ледника видны и теперь". Сейчас же климат и природные условия Финляндии характеризуются ее северным расположением и близостью океанов. Издавна живописная страна финнов носила название "земли тысячи озер", на самом деле, в Финляндии почти 2 сотни тысяч озер, а болота занимают четверть территории страны. Эта связь с водной стихией отражена и в самоназвании финнов: Suomi – Финляндия, Suomalainen – финн, от suo – болото.
Северный климат больше ориентирует людей на сохранение энергии. Необходимость бережнее относиться к источникам энергии и естественным ресурсам формирует у людей такие качества как бережливость, рассудительность, скрупулезность, педантичность. Суровость климата оказывает содействие появлению аналогичных черт характера у северных народов в соединении со сдержанностью, лаконичностью и обстоятельностью. Безэмоциональность и жесткость языка характерны для таких северных народов, как норвежцы, шведы, финны, немцы, англичане, голландцы и другие.
Необходимость выживать в жестких условиях мотивировала в свое время у людей доминирующее развитие логического мышления. Для рациональнейшего использования естественных ресурсов – сырья, солнечной, водной и воздушной энергии требовались соответственные технологии и их дальнейшее усовершенствование. Более того, трудность транспортного соединения или особенности ландшафта и часто – островное положение северных стран, заставляло людей разрабатывать технологии с замкнутым циклом.
Поэтому страны северной Европы и, соответственно, северные регионы ряда южных стран специализировались на производстве высокотехнологической продукции. Потребность в технологиях в свою очередь, требует фундаментальных и прикладных научных разработок, преимущественно естественных. Выполняя соответствующий социальный заказ, ученые северной и западной Европы, а также Северной Америки развивали такие науки как математика, физика, химия, а также связанные с ними – астрономию, биологию, механику.
Западная философия оказала содействие развитию рационального позитивного мышления, которое дало толчок к общей рационализации западного образа жизни, ориентированного на культ прагматизма и индивидуализма. В силу ряда причин западный мир выбрал путь прогресса цивилизации и упадка культуры, а в том числе и этики в качестве основного фактора культуры.
В конце 20-го столетия уместно вспомнить несколько таких моделей, которые отражают эффективное развитие социальных признаков, которые различаются аспектами экономического, политического и культурного характера. И, что самое важное, среди этих признаков особое место занимает национальный характер или менталитет, без учета которого нет смысла говорить о других детерминантах социальной эффективности.
2.2 Историческое влияние
Вся история Финляндии – суровый путь преодоления, борьбы и смирения. Древнейшая культура, существовавшая на территории современной Финляндии являлась культурой охотничьей. В 2500-2000 гг. до нашей эры в южной части Финляндии появилась совершенно новая культура – культура боевых топоров, пришедшая из Прибалтики. Многие исследователи считают, что исконное население в результате этого разделилось на два культурных круга: на коренных финнов, попавших под влияние новопоселенцев и ставших предками нынешних финнов, и на оставшихся вне сферы влияния культуры боевых топоров и ставших предками нынешнего народа саами на севере страны.
Охотничье-ловецкая культура востока и севера Финляндии имела больше связей с Востоком, чем с Западом. Основное влияние на культуру Финляндии периода 1000 лет до нашей эры шло из Прибалтики. После периода викингов (800-1050 г. н. э.) в Финляндии начинает распространяться христианство. Финляндия относится к Балтийскому региону культуры. Близость Балтийского моря обусловила приход в каменном веке культуры боевых топоров из Прибалтики, а в бронзовом – скандинавского влияния из Швеции.
Согласно результатам проводимых в Финляндии многочисленных генных исследований, население Финляндии гомогенно. Генетическое единообразие доказывает, что финны в течение долгого времени жили изолированно от других народов. Культурные контакты, конечно, имели место, но существенного влияния на формирование структуры населения не оказали. Также необходимо подчеркнуть ещё одно производное такой гомогенности качество, а именно то, что финнам не свойственна самокритика, это народ, обладающий повышенным чувством национальной гордости. Этнопсихология определяет такой положительный когнитивный уклон в пользу своей этнической группы как ингрупповой фаворитизм, который является естественным социально-психологическим механизмом, сохраняющим этническую культуру. Однако финны помимо ингруппового фаворитизма могут проявлять аутгрупповую враждебность, в частности, по отношению к представителям сверхдержав – американцам и русским, а также шведам вследствие исторического опыта. За долгие годы своей истории, финны сформировали самобытный национальный характер, представленный в стереотипизированной форме не только в сознании других этносов, но и в самосознании самих финнов. В 1875 г. Цакариас Топелиус опубликовал "Книгу о нашей земле" – произведение, в котором описал Финляндию и финнов, древние провинции и племена: в Хяме – центральной Финляндии – финны светлые, медлительные, малословные, в Похьянмаа – на севере – большие, красивые, гордые, в Карелии – темные, низкорослые, шустрые, в Саво – восточной части страны – спокойные, неторопливые, благодушные.
2.3 Религиозное влияние
Несомненно, религия является важнейшим духовным основанием культуры, и очевидно, что существует связь между менталитетом народа и формой религии, хотя связь эта не проста. Исторически карелы оказались в зоне перекрестных интересов и влияния финно-угорских (финской, вепсской) и русской культур, и соответственно католической, лютеранской и православной религии, в том числе старообрядцев.
Как понять менталитет жителей Суоми, найти объяснение их невероятному трудолюбию, кристальной честности, наконец, пресловутому финскому индивидуализму? Достаточно взглянуть на него сквозь призму лютеранства.
"Конец света? Посади дерево!". В одном из литературных произведений величайшего гения человечества Мартина Лютера, идеи которого определили развитие религии и культуры стран Западной Европы, есть фраза: "Если ты сажаешь деревья и знаешь, что завтра – второе пришествие Христа, – все равно должен продолжать сажать деревья".
В Финляндии, стране гранита и болот, вырастить что-то означало приложить немало усилий. Чтобы получить пашню, нужно было вырубить лес, сжечь древесину, осушить болото. Не последнюю роль сыграл и традиционный образ жизни финнов – на хуторах. Зимой климат был суров, а до ближайшего соседа расстояние исчислялось десятками километров . И ответ на вопрос: "Доживем ли до весны?" зависел от того, как поработали хозяин дома, его жена, как помогали дети. Лютеранское мировоззрение совершенно естественным образом "легло" на трудолюбие народа. Где честный труд, там и богатство. Позволяя тебе богатеть, Бог благословляет твой труд.
Вот и получается, что в странах, где лютеранство стало господствующей религией, экономика резко пошла в гору. Прежде всего – благодаря лютеранской трудовой этике. Лютеране не подают милостыню, и попрошаек на папертях церквей вы не увидите. И в быту поступают примерно так же: если кончается соль, финн идет в магазин, а не к соседке.
Лютеранство породило еще одно замечательное качество финского народа – принимать решения не только сердцем, но и умом. Этому способствует конфирмационное обучение, которое финны проходят в возрасте 14-15 лет. Они изучают основы христианского вероучения, символ веры, молитвы – и только после этого допускаются пастором до Первого причастия. В XIX веке конфирмационное обучение дало мощный толчок просвещению. Ведь, чтобы получить религиозные знания, нужно читать катехизис. То есть – научиться грамоте. В результате уровень грамотности среди финнов уже в середине XIX века достигал 80 процентов.
Считается, что лютеранская церковь – это церковь сознательно верующих людей, они должны уметь думать. Ведь основное в проповедях Лютера – это призыв к разумному, критическому отношению к вере, а не его частные мнения, обусловленные эпохой. Финны предпочитают понимать, во что верят, и на конфирмации четко и конкретно отвечают на вопросы. Причем "да" означает только "да" и ничего другого. Для финна важна честность, ответственность за сказанное.
Не обошлось без влияния лютеранства и в самой главной и самой сильной черте финского национального характера – возведенном в абсолют индивидуализме. Четкого представления о том, что "всё в этой жизни зависит от меня, и другие мне особенно не нужны". И "виной" этому был не только микрокосм хуторов, затерянных в лесах и снегах, а Евангелие и уверенность в своем праве общаться с Богом напрямую.
В одном из 95 тезисов, вывешенных Мартином Лютером на дверях Виттенбургского собора, говорится: "Праведность достигается не трудами, а через веру в то, что Христос уже сделал ради нас". А потому – никакого посредничества!
Бог требует от лютеранина свободного и осознанного ответа на свою любовь, а не исполнения каких-либо мелочных предписаний. Для лютеранина Священное Писание – источник истины, но он не ищет в нем конкретных ответов на свои вопросы, а, скорее, видит в нем основание для размышлений и собственных выводов, являющееся, по мнению Лютера, "единственным судьей, нормой и правилом, согласно которому, как на пробном камне, надлежит испытывать и оценивать все догмы".
Аскетизм наряду с вышеперечисленным также является специфической особенностью финского человека. Те, кто бывал в Финляндии, обращали внимание, что люди с высоким заработком живут достаточно скромно. И эта особенность является продуктом лютеранства.
Лютеранство возникло в период бурного развития буржуазии и поэтому не чуждо демократии. Церковный приход сам приглашает священника, объявляя конкурс на замещение вакантной должности. Воспитанные в традициях лютеранства, многие поколения финнов знают, что такое голосование и делегирование полномочий. И по сей день относятся к этому с большим уважением.
Ещё одной непоколебимой финской традицией, которую также породило лютеранство, является празднование рождества, и малого рождества "пикку ёулу". Рождество – самый любимый и самый красивый праздник в Суоми. Финны стараются посещать в этот день храм. Участвуют в праздничных мероприятиях, поют духовные гимны. Рождество в церквях – это обязательное инспирирование на творчество, каждый человек должен открыть в себе все свои таланты и принести их Богомладенцу. После богослужения и чаепития финны традиционно собираются по домам своими большими семьями. Дарят друг другу открытки и подарки – кстати, тоже довольно демократичные. Не считается зазорным спрашивать близких о том, что бы они хотели бы получить на Рождество.
Главной отличительной особенностью лютеранства является то, что человек оправдывается перед Богом своей верой. Именно вера характеризует человека перед Богом. И потому доверие является отличительной чертой менталитета финнов.
Итак, подводя итог вышесказанному, необходимо заметить, что менталитет формирует социальные нормы поведения в обществе, которые, в свою очередь, проистекают из религиозных представлений и верований.
Глава 3. Финская бытовая эстетика
Говоря о национальном характере жителей Суоми, нельзя недооценить и то, каким образом национальная специфика финнов отразилась в эстетике ведения быта. Ведение хозяйства, на первый взгляд безынтересная и бесполезная с научной точки зрения деятельность, при более глубоком рассмотрении помогает дополнить картину составления национального портрета той или иной народности. Ведь это одна из немногих сфер жизни современного человека, где он задействован и проявляет себя тем или иным образом день ото дня
3.1 Быт
Финская эстетика интерьер дизайна родилась не на пустом месте: финское северное жилище и его убранство уже отвечало тем линиям, цвету, формам, материалу, которые и положили основу той современной эстетики обустройства дома. Как уже упоминалось выше, для Финнов характерен аскетизм, который в быту проявляется в форме минимализма. Основой для всех мебельных композиций является культ функциональности и геометрии. Такой подход, в конечном счете, создает ощущение внутренней гармонии, что также немаловажно для жителя Суоми.
Вот что писали о финнах и их быте столетие назад: "Дома их деревянные, часто и каменные, содержатся в невероятном порядке… В кухне с неимоверной аккуратностью расставлены по полкам блюда, тарелки и прочие принадлежности, везде господствует чистота, порядок и признак неусыпного смотрения. Ни на стенах, ни на полу ни пятнышка…" Финн еще "с молоком матери впитывает в себя любовь к чистоте. Чистоплотность доходит у него до какой-то страсти". Таким же образом обстоят дела и в общественном быту: "Поражает благоустроенность дорожек, хотя бы они соединяли даже небольшие хуторки". То же и в городе: "Все улицы чрезвычайно опрятны. Тротуары и булыжные мостовые отлично выровненные. Чистота их поразительна… Торговые площади убираются, например, сейчас же после базара". Порядок идеален. Финны с детства привыкают к порядку. Эту свою черту они взлелеяли до сегодняшнего дня. Посмотрите на их дома, подъезды, дворы – всюду порядок, во дворах много цветов, все ухожено, здесь ощущаешь любовь хозяев к дому, в котором они живут, к улице, где расположен его дом.
Что касается финской кулинарной культуры, то она сочетает в себе европейские, скандинавские и восточные элементы. В финских кулинарных традициях прослеживаются черты карельской кухни. Финны едят много различных мясных блюд, рыбных – несколько меньше. Вегетарианство распространено в основном среди молодежи. Важное место на финском столе занимают также дары леса – грибы и ягоды.
Застольный этикет типично европейский. Обедают между 11 и 13 часами, на работе для него выделяется чуть меньше часа. Время для ужина в семьях примерно в 17-18 часов, в ресторанах оно может начаться в 19-20. Порядок рассадки за столом определяется хозяином, если он считает это необходимым. За столом финны редко выступают с тостами, если мероприятие неформальное. Зато хозяин может за столом приветствовать гостей, а гости друг друга, поднимая свои бокалы, и устремляя взгляды друг на друга. Вставая из-за стола или сразу при появлении другой удобной возможности, гости обычно кратко благодарят хозяина или хозяйку за угощение.
Подводя итог, необходимо заметить, что Финны любят свои вещи, которые отвечают их северному вкусу, менталитету и понятию стильного и совершенного, но и в других странах тоже любят финскую продукцию и хотят воспользоваться финскими услугами, значит, они отвечают общему стандарту красивого и качественного.
3.2 Дом
Финны предпочитают жить в своем доме, тщательно обустраивать его. В финском доме внешне все просто, но удобно, красиво, аккуратно, имеется все необходимое для комфортной жизни. Несмотря на наличие отличных строительных и декоративных материалов многие предпочитают использовать в отделке стен натуральное дерево. Участок около дома обычно хорошо ухожен. Для финнов очень важно не нарушать неприкосновенность жилища, например, разбивая палатку слишком близко от жилых домов, засорять окружающую среду, не использовать автотранспорт вне дорог. Как и отношение финнов к частной или вообще чужой собственности. Правда, и заборы – явление редкое, обычно жители Суоми ограничиваются живой оградой. Это же касается и оставленных в обеденный перерыв прямо у дороги дорогостоящие строительные инструменты, лёгкие на подъём и не прикованные цепью к ограде или пушечным ядрам, велосипеды и.т.д.
Также интересной особенностью быта Финнов является то ,что даже несмотря на тот факт, что их жилой дом находится среди деревьев ,как в лесу, но в черте города, они в большинстве своём, все равно имеют дачный дом в более глухом месте, куда уезжают на выходные. Это в свою очередь обуславливается потребностью финского человека в том, чтобы быть еще ближе к природе, созерцая окружающую и такую им близкую красоту.
Ещё одной неотъемлимой составляющей финского дома является сауна. Сауна важна для финнов наряду с природой и тишиной. Сауны есть везде: в частных домах, в квартирах, на дачах. По статистике в пятимиллионной Финляндии насчитывается полтора миллиона саун. Сауна посещается как с членами семьи, так и с друзьями или партнерами по бизнесу. Сауна является частью финского идентитета и национальным достоянием, процветающим и в 21 веке. Сравнение финской бани с подобными заведениями и обычаями других народов позволяет по-новому увидеть свои традиции и лучше понять обычаи и сущность других культур. Знакомясь с другими, мы глубже познаем и самих себя. Несмотря на различия, потовая палатка американских индейцев, или "инип", японское фуро и финская баня имеют много общего, прежде всего, на духовном уровне. Главная цель парилки в бане, потовой палатки, купания в горячей воде фуро не очищение тела, а расслабление и тела, и души человека. Ключевое слово здесь "возрождение" – именно это происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания.
3.3 Манера дарить подарки
Самые ранние сообщения о раздаче рождественских подарков в финских семьях относятся к первым годам XIX века. Подарки часто изготовлялись собственными руками: дарили, например, одежду или лакомства. В первые десятилетия ХХ века промышленные товары как подарки постепенно распространялись по всей стране. В последнее время опять стали ценить подарки "домашнего производства".
Рождественские подарки как правило недорогие: шоколад, свечи и подсвечники, рождественские ангелочки, козлики и украшения из соломки, свечи, гномики и деревянные безделушки. Очень часто финны на рождество дарят комнатные цветы, самый популярный из них рождественская звезда, или пуансеттия. Среди друзей популярны CD-диски, биле ты на выставки, концерты и летние рок-фестивали. Финны старшего поколения ценят открытки и подарки, сделанные своими руками. Бабушки и дедушки поощряют внуков к поделкам. К слову о производителе, финны предпочитают финские же товары. Можете считать такой своеобразный патриотизм такой же финской традицией, как и медленный говор. Если Вы преподнесете финну пусть и очень дорогой, но иностранный товар в качестве подарка – он не оценит его по достоинству.
Глава 4. Особенности финского характера
В настоящее время в теории межкультурной коммуникации в центре внимания оказывается вопрос о различии в поведении представителей разных культур. Реализуемые в коммуникации правила и традиции общения той или иной лингвокультурной общности определяются как коммуникативное поведение. Коммуникативное поведение той или общности в свою очередь проистекает из особенностей национального характера, которые в этой главе мы попробуем осветить.
4.1 Манера вести разговор
Особенности ведения разговора являются неотъемлемой частью национального характера, именно поэтому представляется особенно важным разобрать их во всей их полноте. Я.Лехтонен в своей статье "Молчаливый финн- миф или реальность", опубликованной в 1994 г. сформулировал набор коммуникативных признаков, характерных для финского человека Он утверждает, что для финнов характерны следующие основные черты коммуникативного поведения:
говорят только тогда, когда есть, что сказать,
молчание является нормой в общении,
пассивная стратегия при получении информации,
уважение к суверенности, к мнению другого человека,
длинные дискурсивные паузы,
настороженное отношение к незнакомым, в том числе к иностранцам,
выраженное стремление контролировать правильность речи на иностранном языке.
При общении для финнов характерен медленный темп речи, удлиненные паузы между высказываниями, четкость артикуляции и невысокая громкость речи. Финны проявляют немногословие, сдержанность в манере беседы, не перебивают собеседника, выслушивают его до конца, не задают вопросов. У них мало жестов, скупая мимика, сдержанное выражение лица. Они стремятся избегать публичного несогласия, неохотно вступают в общение с незнакомыми и особенно с иностранцами, и если говорят на иностранном языке, то тщательно контролируют грамматическую правильность своей речи. Действительно, финны немногословны, ибо компетентность человека у финнов оценивается по его делам, а не по разговорам. Эту установку хорошо иллюстрируют следующие финские пословицы:
Ei sanoista siltaa saada – Из слов не возвести моста понимания
Yksi sana on yhtä hyvä kuin yhdeksänkin – Одно слово порой и 9 лучше paljon, puhu vähän – Меньше разговаривай, слушай внимательней
Puhumaton hulluista viisain – Немногословный болтунов умнейpitkään puhuu, visaas kauan arvelee – Безумный долго болтает, мудрый долго оценивает
В Скандинавии тишина – это гармония, поэтому молчание одобряется, является элементом релаксации, а не вынужденной паузы. Финн наблюдает за ситуацией молча, не переспрашивает, таким образом, проявляя уважение к говорящему. Он уважает мнение своего собеседника. Право выслушать собеседника-одно из основных правил финского коммуникативного поведения. Промолчать-это также один из способов избежать коммуникативной неудачи.
Говоря о роли юмора в общении, необходимо подчеркнуть, что юмор разный в разных странах, считается, что у финнов "хитрый юмор", что они часто шутят, что юмор играет важную роль в общении. При этом нужно уточнить, что юмор присутствует в неофициальном общении, "в свободной обстановке, с друзьями, с коллегами, в семье. Оценивая улыбку как компонент общения, всё-таки необходимо помнить, что чаще она встречается при дружеском общении, у людей в деревне и маленьких городах, а также как форма вежливого общения с незнакомыми. Не принято также прямо смотреть в глаза незнакомым людям, но при общении близких людей и при деловом общении принято смотреть в глаза собеседнику.
По финским обычаям, громкая речь, смех без удержу разрешались только простолюдину. Финский аристократ – это молчаливый, степенный господин. Он никуда не торопится – поэтому и говорит медленно и взвешенно. До сих пор финны настороженно относятся к тем, кто говорит слишком громко, или слишком быстро. Более того, повышения голоса они считают проявлением грубости. Споры финны предпочитают решать за столом переговоров. Так же если во время разговора вы отводите глаза, смотрите по сторонам – то для финна это будет явным признаком вашего лукавства. Представляет так же не меньшую важность то, что финская традиция предусматривает довольно-таки щепетильное отношение к словам. "Быка берут за рога, а человека ловят на слове" – так гласит старинная финская пословица.
"Светский разговор ни о чем" – явление относительно новое для финской культуры, и абстрактное предложение финн может воспринять всерьез. Прерывать другого – проявление невежливости, и если в России такое поведение уже стало обыденным, то в Финляндии оно по-прежнему не приветствуется.
Другой интересной традицией Финляндии является особое отношение к походу в гости. Если у нас, в России, нет ничего предосудительного, заскочить к другу на чашку чая, только потому, что он живет по пути, то у финнов все иначе. Финская традиция включает долгий процесс подготовки к приему гостей. Иногда он может затянуться до двух неделей, в течение которых финны готовят стол, программу встречи и подарки.
Познакомившись с новым человеком, финны охотно общаются на любые темы, запретными не являются ни политика, ни религия. В качестве читателей книг и газет и посетителей библиотек финны в числе мировых лидеров и поэтому довольно хорошо осведомлены о происходящем как у себя на родине, так и в остальном мире.
Ещё одной очень важной особенностью коммуникативного поведения финнов является преимущественное обращение на "ты" в Финляндии общепринято, причем не только среди друзей и знакомых, но и с незнакомцами, а также на работе. К сослуживцам люди обычно обращаются на "ты", вплоть до высшего руководства. В сфере обслуживания работники довольно часто обращаются к клиентам на "ты", и наоборот, хотя старшему поколению такая фамильярность не всегда нравится. Обращения на вы заслуживает лишь глава государство и "священства".
Также обращение к собеседнику "господин" или "госпожа" является исключительно редким явлением. Русская практика употребления отчества в Финляндии вообще незнакома.
4.2 Финская деловая культура
Финской деловой культуре присущи многие черты западного индивидуализма, но этот индивидуализм имеет в финском обществе свои особенности: финны стараются рационально использовать свое время, они пунктуально придерживаются сроков и других планов и того же требуют от других. Финну свойственна тщательность, аккуратность: перед тем, как принять решение, он собирает необходимую информацию, зато принятие решения происходит быстро. Права и обязанности в систему деловых отношений гибко взаимодействуют.
Для финнов характерен весьма однородный образ мышления и отношения к работе, а последовательность – одна из главных характеристик образа их мышления и работы. Поэтому они иногда сторонятся таких методов работы, которые контрастируют с привычными для них.
Чинопочитание в Финляндии не культивируется, мужчины и женщины обладают равными правами. Противоречия стремятся разрешать путем переговоров, чтобы прийти к оптимальному компромиссу.
Особыми преимуществами предпринимателей-иммигрантов являются знание иностранных языков и понимание межкультурных различий. Следует помнить, что и вы, и ваш финский коллега или клиент являетесь носителями своей культуры, которая обуславливает ваше и его отношение к различным вещам. Открытость общения предотвращает недоразумения. Необходимо себя на место другого, чтобы легче понять культурную подоплеку решаемого вопроса.
4.3 Финский патриотизм
Под действием процессов глобализации интеграции, в настоящее время мы часто встречаемся с тем, что люди свои собственные национальные обычаи, свою национальную идентичность считают чем-то изжившим, неактуальным, и более того, предпочитают чужую культуру. Финны же, напротив, относятся к своим национальным обычаям куда бережнее. Вы никогда не увидите, чтобы финн демонстрировал неприязнь к финской культуре, или старался обособиться от традиций и обычаев своих предков.
Одной из интереснейших особенностей финского сознания является убеждение в том, что себя, свою нацию, свою страну финны создали сами. Точнее, они осознанно создавали свою страну, хорошо рефлексируя процесс. "В Финляндии нет ни богатых памятников искусства, ни знаменитых средневековых замков – не имеет эта страна и полной всеобщего интереса политической истории". Этот народ "никогда не играл в истории ведущей роли; рано утративший свою политическую самостоятельность и присоединенный к Швеции, он в течение шестисот лет связи своей с этой страной никогда не делал ни одной попытки к достижению самостоятельного существования, к отделению от Швеции".
Широкое национальное движение возникло у финнов в 40-ые годы ХIХ века. Это был период национальных движений и в Европе, и в Азии. Финское движение по своим внешним формам было вполне обычным: акцент, как везде, делался на язык и школу. Не было только упора на давние исторические традиции и воспоминания о славном прошлом. Напротив, финны осознавали у себя отсутствие такого прошлого. Но это не смущало, напротив, пожалуй, даже мобилизовало их силы. Снельман – виднейший идеолог национального движения финнов, партии финноманов – утверждал, что финской культуры еще нет, что ее еще только предстоит создать.
В Финляндии шли дискуссии о том, как создавать национальную культуру, создавать нацию. Снельман считал, что "национальный дух не есть некая застывшая субстанция, неподверженная изменениям. Он представляет собой результат непрерывной работы, начиная с момента зарождения самого духа. И на определенной ступени развития национального духа рождается патриотизм, воплощающий в себе бытие нации. Следовательно, практическая задача первостепенной важности заключается в формировании в народе чувства патриотизма". Согласно Снельману, "в судьбах нации активная созидательная роль принадлежит самому индивиду. Нация призвана и обладает неотъемлемым правом формировать самое себя, активно определять, что в мире истинно, а что ложно".
Главным лозунгом Снельмана, который "пронизывал собою всю практическую деятельность финноманов последующих десятилетий, был: "нация должна надеяться лишь на собственные силы". По тем временам это был не очень обычный лозунг. Большинство народов, ведя борьбу за свое существование, надеялось на чью-либо помощь: на Бога, на единоверцев, на соплеменников. Но у финнов нет образа друга, защитника помощника. Развивая свой лозунг, Снельман позднее сформулировал, что "нации не следует стремиться к тому, чего она не в состоянии достичь и не способна сохранить". И как раз сегодняшняя финская действительность является олицетворением этих 2 лозунгов Снельмана.
Феномен финского патриотизма так же тесно связан с ещё несколькими историческими деятелями, а именно с именем финского историка, филолога и этнографа, Генриха Габриеля Портана, а также с именем Финского политика, писателя, поэта, историка и публициста, Адольфа Ивара Арвидсона.
Портан занимался собранием пословиц и других памятников народного творчества. Показав, как богаты поэзией финские песни, он пробудил глубокий интерес к финскому фольклору и народной литературе и справедливо считается основателем финской этнографии, он также основал просветительское общество "Аура" в Або, издававшее календарь и журнал "Мехиляйнен" , в которых выставлялось требование сделать финский язык государственным языком. К его заслугам можно также отнести основание первой в Финляндии газеты "Абосские известия", а также литературного журнала "Allmän litteraturtidning" (1803). Портан внёс значительный вклад в развитие национального самосознания финского народа. Он же первым применил научные методы изучения финского народного творчества. Своими сочинениями он подготовил почву для появления доромантических течений в финской литературе и всей своей деятельностью способствовал пробуждению финского патриотизма.
Что касается Адольфа Арвидсона, то он несомненно так же является превносителем идей национального самосознания в Финское общество. В Упсале (шведском университетском городе) в 1817-1818 годы Адольф Арвидссон заинтересовался национальным романтизмом настолько серьезно, что вернулся в Финляндию и основал газету "Morgonblad", с помощью которой призывал отстаивать национальные идеалы, взывая к пробуждению национальных чувств финляндцев. Журнал был закрыт по величайшему повелению императора Александра, так как во время жесточайшей цензуры даже в самой России выступление с критикой правительства считалось, "происками" масонов и бунтовщиков.
Между тем, Арвидссон выразил самую главную проблему всей финской историографии: кто такие финны, откуда пошла финская земля? Территориальное положение Финляндии, ее буферный статус между Швецией и Россией, Западом и Востоком, Европой и Азией наложили отпечаток на развитие страны. Не случайно по истории одной лишь восточной границы можно судить о всех перипетиях многострадальной Суоми.
"Так будем же финнами!" – эти слова принадлежащие Арвидсону, которые в том числе выгравированы на кладбище в Лаукаа на памятнике, установленном церковной общиной. Они являются обрывком фразы, смысл которой состоит в том, что, по мнению Арвидссона, "шведами мы не станем, русскими не хотим, так будем же финнами", мол, некуда нам деваться, как стать самими собой.
Финны действительно тщательно берегут свою культуру, что очень ярко проявляется в особенностях языка: в финском языке очень мало заимствованных слов, исключая вынужденные заимствования из шведского (эти заимствования появились с приходом католической веры в Данию, Швецию, на территорию современной Финляндии) и из русского (благодаря близости территорий). Таким образом, можно встретиться с абсолютно неожиданными наименованиями привычно звучащих на многих языках понятий или же названий различных стран (Россия – Venäjä, Эстония – Viro, Швеция – Ruotsi, Германия – Saksa, Австрия – Itävalta, Белоруссия – Valko-Venäjä.)
Помимо этого, патриотичность жителей Суоми так же находит отражение в том, что они предпочитают продукцию отечественных марок преимущественно, так же бытует мнение, что в подарок финнам лучше покупать опять же таки товары финского производства: они будут в разы более рады недорогому подарку отечественного производителя, нежели дорогостоящей иностранной вещице. И в принципе товарам иностранных марок очень сложно пробиться на местные рынки.
Что касается праздников и фестивалей, проводимых в Финляндии, то в этом плане Финны вне конкуренции. Большой любовью у них пользуются сугубо национальные ценности. Они свято соблюдают традиции и хранят верность культуре. У этой страны свое богатство, прославившее ее на весь мир. Это восхитительные фестивали, ставшие такой же неотъемлемой частью Суоми, как реки и озера, леса и снежные равнины. В такой небольшой стране их проводится около 70 – самых различных жанров и направлений. Праздники оперы и балета, театра, танцев, литераторов, музыки и т.д. В каждом, даже самом небольшом, городке есть свой ежегодный, традиционный фестиваль или праздник, отличающий его от других городов. Особняком стоят знаменитые фестивали рыболовов. Финны любят народные праздники и приходят на них в национальной одежде. И в этом также проявляется высокая финская патриотичность.
Заключение
финский характер эстетика нация
Итак, проделав обширное, развёрнутое исследование финского национального характера, можно сделать вывод, что для культурологии финны как нация представляют большой интерес: самобытный и отчужденный, этот народ стоит особняком, даже по отношению к ближайшим соседям. Суровый северный климат, долгие периоды политической несамостоятельности, и протестантская мораль предопределили во многом становление финского национального характера и его эволюцию во времени.
Необходимо резюмировать, что выделенные нами особенности национального характера финнов, касаемые продуктов материальной и бытовой культуры опираются на так называемую "финскость". Суть понятия "финскость" расшифровывается как внутреннее чувство природы. А установки, относящиеся к области "человек-природа" – центральные в сознании финна.
По манере общения, по языку и особенно по психологическому складу финны значительно отличаются даже от скандинавов. Финны не столь экспансивны, более сдержанны, методичны, чем их соседи. Немногословные и малоэмоциональные в общении частном, финны проявляют основательность честность и прилежность в деловой жизни.
Финн представляет собой тип свободного человека, который высоко ценит себя свою жизнь и свою страну. Представитель финской нации, таким образом, притягивает внимание исследователей ввиду своей уникальности, в своём роде исключительности, которая наблюдается во всех его проявлениях, начиная от искусства обустройства жилища и манеры дарить подарки и заканчивая непосредственно манерой делового и приватного общения.
Для того, чтобы правильно научиться взаимодействовать с представителем другой нации, другой культуры, необходимо ориентироваться во всём многообразии особенностей, характерных этой именно культуре, безусловно, тонкостей в общении между представителями разных национальностей множество. Но все они будут менее ощутимыми при максимально чутком отношении друг к другу.
Список используемой литературы
1.Финны // Народы России. Атлас культур и религий. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.
2.Стернин И.А. Коммуникативное поведение и межнациональная коммуникация // Этнолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996.
3.Lethonen J. Vaikeneva suomalainen – myytti ja todellissuus. Tempus 5, 1994.
4.Salo-Lee L., Malberg R., Halonoja R. ME ja MUUT. Kulttuurienvalinen viestinta. Jyvaskyla: Gummerus, 1996
5.Арвидсон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб.: 1890-1907.
6.K. Nieminen. Lahjoittaminen Suomessa. // STOP in Finland. 2007. №3.
7.Аксенова С. Финский менталитет и лютеранство.// Личное дело. 2008. №9.
8.Швейцер А. Культура и этика (пер. с нег.). – Г.: Прогресс. – 1973. – С.82
9.М.Ю. Дьякова Финны через призму Этнопсихологии. .[ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2001/Dyakova.htm
10.Лурье С.В. Историческая этнология. [ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lyrie/28.php
11.Овчаров А.А. Влияние биосферы на формирование ментальности социума и механизма социализации. [Электронный ресурс] / Овчаров А.А – Режим доступа: http://ru.laser.ru/authors/meged_ovcharov/1303.htm
12.Особенности быта финнов.[ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://da.fi/76.html
13.Особенности национального характера финнов.[ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.virtual.finland.fi
14.Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. [ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-47966.html
.РОССИЙСКИЕ ФИННЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. Материалы межрегиональной научной конференции, посвященной 20-летию Ингерманландского союза финнов Карелии. [ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://illhportal.krc.karelia.ru/publ.php?plang=e&id=P22&search_year=2010