- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,29 Кб
Пушкинские праздники в селе Михайловском
Министерство образования науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»
Исторический факультет
Кафедра культурологии и музееведения.
Курсовая работа
на тему: Пушкинские праздники в селе Михайловском.
Выполнила А.А. Шишкова.
Научный руководитель Е.А. Бурдин
Ульяновск,2014 .
Содержание
Введение
Глава 1. История возникновения родового имения А.С. Пушкина
.1 Усадьба в Михайловском, как историко-культурное достояние
.2 Прошлое и настоящее Пушкинского заповедника
Глава 2. Всероссийский Пушкинский праздник поэзии
.1 История Пушкинских праздников в Михайловском
.2 Пушкинский праздник в наше время
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В России много уголков связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина, но самым известным, по праву считается – Михайловское. Родовое имение матери А.С. Пушкина стало для стихотворца поэтической родиной, местом духовного становления.
Именно в Михайловском создано около ста произведений поэта, в числе которых – центральные главы романа «Евгений Онегин» и столь любимое каждым стихотворение «Я помню чудное мгновенье», посвященное А.П.Керн. Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в памяти каждого из нас.
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
«Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл А.С. Пушкин Михайловское. Сюда он приезжал в 1817 и 1819 годах юношей, полным надежд, здесь в расцвете славы «провел изгнанником два года незаметных» (1824-1826 гг.). Ссылка стала важным этапом в творческой биографии, она способствовали становлению Пушкина как русского национального поэта. Здесь же, в Михайловском, поэт обрёл свой последний приют.
Михайловское не случайно было выбрано местом проведения знаменитых Пушкинских праздников. «Уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья…» и сейчас по-прежнему привлекают в имение, не только поэтов, но и обычных людей, почитающих талант А.С.Пушкина. Как зародилась такая замечательная традиция? Кто стоял у её истоков? Кто помог людям, живущим в российской глубинке, осознать себя причастными к таким понятиям, как русская литература и русское слово? Эти вопросы и определили тему настоящего исследования. Степень разработанности проблемы. В настоящее время, когда так сильно возрос интерес к нашему литературному прошлому, специальных исследований в данной области не так много. Информации про Михайловское достаточно, но вот о самих праздниках написано крайне скупо, разрозненные сведения не позволяют увидеть цельную картину события и говорить о нём как о событии большой значимости в духовной жизни России. Этим и определяется актуальность и новизна данной работы.
Объект данного исследования – усадьба в селе Михайловском. Предметом же исследования является событие – Пушкинский праздник, ежегодно проходящий в родовом имении поэта. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования позволяют наметить цель данной работы – определить место и роль Пушкинского праздника в нашей духовной жизни. Указанная цель дает возможность обозначить основные задачи:
·обобщить и систематизировать все имеющиеся в нашем распоряжении факты, рассказать об основоположниках традиции, истории праздника, его участниках. объяснить, почему именно в Михайловском, проходят Пушкинские праздники. Основными методами исследования являются: анализ опубликованных и фондовых материалов: изучение имеющейся в библиотеке УлГПУ литературы, статей в средствах массовой информации, их систематизация;
·изучение фото и видео материалов, их сопоставление, анализ.
Структура работы, в соответствии с поставленными задачами состоит из введения, основной части (две главы) и заключения, а также списка использованной литературы. В первой рассказывается о возникновении усадьбы и ее истории, даётся описание старинного парка.
Вторая глава посвящена описанию самих Пушкинских праздников.
Работа в данном направлении поможет понять влияние Дня Пушкина на духовную жизнь не только определенной области, но и всей России.
Глава 1. История возникновения родового имения А.С. Пушкина
.1 Усадьба в Михайловском, как историко-культурное достояние России
А. С. Пушкин так писал о своих родных местах:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Михайловское – одно из самых интересных историко-культурных мест Псковской области. Родовое имение Пушкиных посещали многие известные деятели России. Например, Иван Иванович Пущин, деятельный член тайных (в будущем – декабристских) организаций и близкий друг А.С.Пушкина, в апреле 1825 года приезжает, в гости к поэту, Антон Антонович Дельвиг- русский поэт, литературный критик и журналист, а так же лицейский товарищ А.М.Горчаков и известная, благодаря стихам Пушкина, Анна Петровна Керн.
Ярчайшая история Михайловского начинается с того, что в 1742 году прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу- "арапу Петра Великого" было пожаловано имение в Псковской области, на месте деревни Зуево. На межевом плане 1782г. отмечены деревянные барские строения, хозяйственный двор и регулярный партер к югу от парадного двора. Парка в усадьбе еще не было.
В 1790г. в Михайловском поселяется сын А.П. Ганнибала, Петр Абрамович. Он перестраивает усадьбу по классическим образцам конца XVIII века, разбивает парк. Усадебный ансамбль, выстроенный А.П. Ганнибалом, существовал до начала 1860-х гг.
После смерти А.П. Ганнибала, Михайловское унаследовала его дочь, Надежда Осиповна. Семья Пушкиных проводила в усадьбе летние месяцы. А.С. Пушкин впервые приехал в Михайловское в 1817-м, затем – в 1819гг. Главным историческим событием для родового поместья и этапной вехой в жизни Пушкина – поэта стали годы его ссылки в Михайловское (1824-1826гг.).
С душой, переполненной впечатлениями юга, с сердцем, взволнованным и несчастной любовью, и тревогами последних дней, Пушкин приехал в тихую русскую деревню. Но она на первых же порах встретила его крупными неприятностями. Его отец, Сергей Львович, имел бестактность согласиться на предложение губернатора наблюдать за поведением сына.
Незавидную роль старик исполнял очень неудачно, дойдя до распечатывания писем, получаемых сыном. Его обычный эгоизм сказался ярко в боязни за то, что ему придется отвечать за сына. На этой почве разыгралось крупное столкновение. Никогда между сыном и отцом не было никаких связей, но до этого времени они не переходили за пределы холодного равнодушия: теперь они столкнулись впервые.
Не смотря на это талант Пушкина только окреп в годы ссылки. Познакомившись с трагедией "Борис Годунов", П.А. Вяземский писал: "… ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал.". Жизнь в усадьбе стала творческой лабораторией, в которой раскрывались картины дворянской жизни, провинциального и крестьянского быта, древней истории России и судьба самого поэта.
А И.И. Пущин ,навестив ссыльного поэта в 1825 году, заметил, что его ветреному другу заметно «наскучила прежняя шумная жизнь, в которой он частенько терялся». Тем не менее, при всем своем презрении к «черни», он очень интересовался теми слухами, что ходили о нем в столице, и преувеличивал их значение. О деревенской жизни поэт сказал, что с нею несколько примирился в эти четыре месяца, что тут, хотя невольно, он отдыхает от прежнего шума и волнения, что с Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно.
Приятное разнообразие в уединенную жизнь Пушкина внесли обычные для него сердечные увлечения: сперва легкий флирт с Евпраксией Вульф, с которой, как говорят, он списал Татьяну Ларину; затем страстное увлечение дочерью П.А. Осиповой, Александрой Ивановной Осиповой (впоследствии Беклешовой); памятником этой вспышки чувства осталось стихотворение «Признание», не говорящее нам ни о силе, ни о возвышенности этого увлечения.
Гораздо глубже задето было творчество поэта образом А.П. Керн. Ей посвящены стихотворения 1825 г.: «Желание славы» и «К А.П. Керн» и 1829 г. «К А.П. Керн». Отрывки из ее альбома (1828 г.), письма к ней за 1825 г. (с 21-го июля по 8-ое декабря, всего 7 писем) рисуют нам эту своеобразную любовь, отливающую самыми прихотливыми переливами – от головокружительной земной страсти до благоговейного преклонения перед неземной красотой… Муки ревности, радости кратковременной, мимолетной ласки, остроты и двусмысленности – все сверкает разноцветными искрами в этих семи письмах.
Потом эти письма обрываются, чувство погасает – легкомысленная красавица попала навстречу другим ласкам, увлекающийся поэт тоже отошел в сторону, сохранив, впрочем, в сердце своем благодарную приязнь к своей красавице: в 1829 году он, в своем стихотворении «К А.П. Керн», ласковым приветом попытался утешить ее, видя, как она страдала от тех укоров, которыми осыпало ее «общественное мнение» за ее поведение. Поэтическая деятельность Пушкина в этот, «Михайловский» период его жизни, вступила в новый фазис развития.
Период его лирического творчества, когда каждое мимолетное настроение искало воплощения в стихах, кончился. Кончился и период его субъективных поэм: очевидно поэт – «человек» сложился…
Внимание его теперь ушло в ширь современной русской жизни, иностранной литературы и в глубь русского прошлого. Конечно, не мог поэт воздерживаться и от лирической исповеди своих минутных настроений – но теперь эта стихотворческая откровенность принимает случайный, отрывочный характер; так, автобиографическое значение имеют стихотворения 1824-1825 гг. «Коварность», «Сожженное письмо», «К А.П. Керн», «Желание славы», «19-е октября 1825 г.", «Зимний вечер» и другие, или рассуждения в стихах, вроде стихотворений «Аквилон», «Разговор книгопродавца с поэтом» и двух «Посланий к цензору»; или записи народных песен и попытки творить в их духе, или подражания творчеству других народов («Испанский романс», «Подражания Корану»), или подражания и переводы (из Шенье, Ариосто, Парни, Вольтера и др.), или, наконец, незначительные отрывки, наброски, эпиграммы, памфлеты.
Зато широко и свободно развернулся за это время гений Пушкина в творчестве эпическом и драматическом. Прежде всего следует отметить создание драмы «Борис Годунов». 13-го июля 1825 года он писал кн. Вяземскому: «Предо мною моя трагедия. Не могу вытерпеть, чтобы не выписать ее заглавия: «Комедия о настоящей беде Московскому Государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве. Писал раб Божий Александр сын Сергеев Пушкин, в лето 7333 на городище Ворониче». Такое фигурное название, отзывающее XVII-м веком, носила сначала пьеса Пушкина. Он сам был ею доволен и с чисто детской радостью сообщал об этом Вяземскому: «Я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал: ай да Пушкин!» Произведение свое он именует то «комедиею», то «трагедиею», то «драмою» – ясный признак того, что новое произведение не умещалось в рамках тех определений, которые поэт находил в псевдоклассических кодексах и на которых был воспитан. Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством. Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью. Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку. Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. « Я могу творить» – признается он. И в этом большое влияние на него оказало именно Михайловское и его совершенно особая атмосфера.
Архитектурный облик парадного двора пушкинского времени известен по рисунку псковского землемера И.С. Иванова, литографированному в 1838г художником А. Александровым.
Композиционным центром двора является скромный барский дом, одноэтажный, с двумя боковыми и одним центральным входами. Высокая тесовая крыша дополняет композицию.
По сторонам от дома были расположены однотипные служебные флигели:
– западный – барская банька, известный позднее как "домик няни", и
– восточный – кухня-людская.
Одноэтажные небольшие строения вместе с главным домом составляют каре парадного двора с севера. С восточной стороны каре продолжено двумя флигелями. В центре двора устроен объездной дерновый круг в виде газона. Территория двора с запада обнесена простым забором, близ которого виден огород и пологий спуск в долину реки Сороти.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко
Такой вид усадьба имела в период Михайловской ссылки А.С.Пушкина (1824-1826гг.), не изменилась к году его гибели и лишь медленно разрушалась пока Михайловское находилось под опекой до совершеннолетия детей поэта. Когда, в начале 1860-х гг., в Михайловском поселился младший сын поэта, Григорий Александрович Пушкин, он заново выстроил дом и службы. Частично перепланировал парк. От прежней усадьбы сохранился флигель-банька и круглый газон, в центре которого Г. А. Пушкин, в память о предках Ганнибалах и отце, посадил вяз, привезенный из усадьбы Петровское. Сын поэта занимался сельским хозяйством и животноводством; при нем значительно увеличилась площадь хозяйственного двора, появились каменные строения ледника и льнохранилища, рига, скотные дворы.
В 1899г., в связи с подготовкой к празднованию столетия со дня рождения А.С. Пушкина, усадьба была приобретена государством по инициативе псковского дворянства. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.
Из усадебных построек в Михайловском уцелел только «домик няни», разрушенный позже в годы немецкой оккупации.
1.2 Прошлое и настоящее пушкинского заповедника
История «сельца» Михайловское по-своему трагична. Имение Пушкиных одинаково пострадало и во время революции, и во время фашисткой оккупации. После варварского сожжения усадьбы восставшими, постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 Михайловское вошло в состав Пушкинского заповедника. Несмотря на официальный статус, в 20-30-е годы ХХ века
Заповедник стал предметом купли-продажи различных организаций, которым он принадлежал. Достаточно напомнить, что на территории Михайловского был свиносовхоз, а в мемориальном, тогда ещё подлинном "домике няни" был устроен пчельник. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» Министерства культуры Российской Федерации – уникальный памятник русской культуры национального значения, единое духовное пространство, объединенное «гением места» – А.С.Пушкиным.
В истории отечественной культуры Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые Горы (в 1924 году переименованы в Пушкинские Горы) известны как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. С 30-х годов XIX века за Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина.
В 1933 году музей-заповедник перешёл в ведение Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР. В 1936 году значительно увеличилась территория Пушкинского Заповедника. В неё вошли городища Воронич, Савкино с деревней, Петровское и вся территория Святогорского монастыря. В 1937 году к столетию со дня гибели А.С. Пушкина был восстановлен дом-музей поэта в Михайловском. Началось комплектование музейных фондов. Впереди предстояла большая работа по восстановлению других музейных усадеб Пушкинского Заповедника.
Во время Великой Отечественной войны, 12 июля 1941 года, территория музея-заповедника была оккупирована немецко-фашистскими войсками. К июлю 1944 года все музейные строения, экспозиции, парки, сады, пруды, луга, рощи – всё, что составляло материальную, сущую основу музея-заповедника, было обезображено или уничтожено.
Огромен вклад Пушкинского Дома АН СССР в восстановление Пушкинского Заповедника из руин в первые послевоенные годы.
В 1947-1949 годы были восстановлены Михайловское и Святогорский монастырь, в 1962 – имение друзей Пушкина Осиповых-Вульф Тригорское, в 1977 – имение предков поэта, Ганнибалов, Петровское. Вновь дом поэта восстановлен на старом фундаменте к 1949 году. Тогда же был восстановлен «домик няни», несколько позднее были восстановлены «кухня-людская», «контора управляющего», «дом управляющего». В здании «колонии литераторов», построенном в 1911 году по проекту архитектора Щуко, до 1992 года размещалась администрация Пушкинского заповедника
В феврале 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации Пушкинскому Заповеднику был придан новый статус, что отражено в его новом названии – Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». Территория музея-заповедника увеличилась и составляет 9 800 гектаров.
В декабре 1995 года Указом Президента России Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» был включен в Свод особо ценных памятников культурного наследия народов Российской Федерации.
В 1995-2001 годах в связи с подготовкой к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина проведены реставрационно-восстановительные работы в усадьбах Тригорское, Михайловское и Петровское, на территории Святогорского монастыря укреплен могильный холм, на котором находятся некрополь Ганнибалов – Пушкиных и Успенский собор.
В это же время в Михайловском были проведены реставрационно-восстановительные работы, что позволило создать условия для дальнейшего сохранения музея-усадьбы, хранения экспонатов, представленных в музейных экспозициях, удобства для посетителей. Был воссоздан по воспоминаниям современников, переписке поэта, его произведениям кабинет А.С. Пушкина. Здесь находятся мемориальные вещи, связанные с памятью о поэте: стол письменный из Тригорского красного дерева конца XVIII – начала XIX в.в., кресло тверских друзей поэта, этажерка сына поэта Г.А. Пушкина, скамеечка подножная А.П. Керн и многое другое.
Слева от входа в дом-музей расположен домик няни. Он был восстановлен в 1947 году, реконструирован в 1999 г. в соответствии с "Описью сельца Михайловского" 1838 г.: "Деревянного строения, крыт и обшит тесом… Под одной связью баня с голландскою печью, и в ней посредственной величины котел".
В летнее время в светелке жила няня поэта Арина Родионовна. В баньке (мыльне) Пушкин, так же, как и герой его романа, Онегин, принимал ледяные ванны.
Среди предметов обихода XIX века деревянная шкатулка Арины Родионовны, подаренная ею поэту Н.М.Языкову, когда он гостил в с. Тригорском и посещал Михайловское летом 1826 года.
Кухня-людская расположена справа от входа в дом-музей. Флигель восстановлен в 1951 году, реконструирован в 1999 г. в соответствии с "Описью сельца Михайловского" 1838 г.: "В нем 2 комнаты с двумя русскими печьми, к ним железные заслонки и чугунные вьюшки, окон малых с рамами и стеклами. Крыт тесом." В первой комнате располагалась господская кухня, в которой готовились блюда для барского стола.
Во второй половине флигеля, вероятно, жила кухарка Пушкиных Неонила Онуфриевна (упоминаемая в переписке А.С. Пушкина), ее муж Иван Максимов, дочь Ольга и сын Александр. В кухне представлены предметы деревенского усадебного быта и кухонного обихода XVIII – нач. XIX в. В жилой комнате на столе медный самовар священника Опоцкого. По преданию, А.С.Пушкин пил из него чай, будучи однажды в Опочке в гостях у священника. Далее расположены усадебные флигеля – дом управляющего и контора управляющего, в которых размещаются служебные помещения.
Большой каменный амбар построен сыном поэта Г.А. Пушкиным для хранения льна. После реконструкции 1999 года используется как выставочный павильон. Михайловский парк.
С околицы Михайловского открывается вид на озера Кучане (Петровское) и Маленец, пойму реки Сороть, «холм лесистый» и Савкину горку – классический русский пейзаж, нашедший отражение в поэзии А.С. Пушкина.
Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Липы и вяз в центре круга посажены в 1899 году сыном поэта Г.А. Пушкиным.
Ворота напротив дома-музея ведут в парк Михайловского, образец садово-парковой архитектуры конца XVIII – начала XIX вв.. Мемориальная еловая аллея посажена в 1780-х годах дедом А.С. Пушкина О.А. Ганнибалом. Еловая аллея заканчивается восстановленной часовней Михаила Архангела.
Слева от еловой аллеи расположена мемориальная липовая аллея Керн, по которой, по воспоминаниям А.П. Керн, поэт совершил прогулку с ней летом 1825 года. От аллеи Керн дорожка ведет через михайловский сад к «Острову уединения».
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.
Дорожка направо от еловой аллеи ведет к «черному Ганнибалову пруду». В парке Михайловского находятся древние славянские захоронения – курганы V-X веков. Сегодня собрание музейного фонда Пушкинского Заповедника составляет свыше 45000 единиц хранения, среди которых семейные реликвии рода Пушкиных, мемориальные вещи, принадлежавшие Пушкину, его близкому окружению. Коллекция содержит собрания живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографий и фотонегативов, редкой книги, икон, нумизматики, оружия.
На территории музея-заповедника общей площадью 9800 га находятся:
могила А.С. Пушкина и некрополь Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском монастыре;
усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» и принадлежащие им мемориальные парки;
городища Велье, Воронич, Врев, Савкино;
озера Белогуль, Велье, Кучане, Маленец, Чёрное;
пойменные луга реки Сороти;
музей «Мельница в деревне Бугрово»;
ансамбль-памятник Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь, XVI-XIX вв.;
Научно-культурный центр Пушкинского Заповедника в пос. Пушкинские Горы, (НКЦ);
имения родственников, друзей и соседей поэта – Воскресенское, Голубово, Дериглазово, Лысая Гора;
историческая часть купеческого села Велье, XIV-XX вв;
Комплектовать коллекции музея на научной основе стали при подготовке к 100-летнему юбилею со дня смерти А.С.Пушкина и открытию музея в 1937 году. Создалась значительная коллекция предметов прикладного искусства, живописи, графики, книг, документов. Основу довоенного собрания составляли вещи из Михайловского, Тригорского, Петровского, Малинников, в том числе и мемориальные, принадлежащие Пушкину и его друзьям. К сожалению, почти все погибло в годы оккупации. В 1943 году немцы эвакуировали музейное имущество из Михайловского. Сохранилась инвентарная опись, сделанная в феврале 1943 года управляющим музеем, с перечислением того, что было отправлено в Германию.
-1946 годы. В Пушкинском Заповеднике ведутся работы по восстановлению разрушенных во время фашистской оккупации домика няни и дома-музея А.С.Пушкина в Михайловском, Успенского собора в Святогорском монастыре. И в это же время начинается активная работа по комплектованию музейных фондов.
Работы по комплектованию велись по разным направлениям. Основой музейных фондов стали предметы, переданные Институтом русской литературы Академии Наук СССР. Среди них были вещи из музея в Михайловском, вывезенные фашистами. Они были обнаружены в Латвии в 14 ящиках и из Москвы переданы в Ленинград в Институт Литературы Академии наук СССР. Актом от 1 февраля 1946 года Институт Литературы передает вещи Пушкинскому Заповеднику.
Среди возвращенных в музей вещей бювар П.А.Осиповой с надписью «Вот что осталось от щастливого времени моей жизни», самовар медный и живописная работа неизвестного художника голландской школы 18 века из Тригорского, секретер из Малинников, два парных канделябра стиля ампир, два парных подсвечника, часы стиля ампир, подставка для чернильного прибора, канделябр золоченой бронзы, глиняная фляго 17 века, портрет Пушкина-лицеиста работы Гейтмана, «Пушкин в гробу» автолитография Ф.Бруни, портреты Алекскандра I, Ганнибалов и Пушкиных, Жуковского, Вяземского, Языкова, Одоевского, Веневитинова, Арендта, Булгарина, Бестужева, гравюры С.Галактионова, литографии из альбома «Виды Пскова и его окрестностей» художника Александрова и книги со штампом «Государственный Пушкинский уголок», живописные работы Б.Щербакова.
В те годы плодотворной была работа с местными жителями. Осуществлялись заказы со стороны заповедника художникам по зарисовкам состояния музейных объектов после освобождения, на изготовление специальных планов военно-оборонительных сооружений немцев в период оккупации, копии графических и живописных работ, имеющих экспозиционную ценность, фотографам – на изготовление фотоснимков с изображением восстановительных работ в заповеднике. Закупаются предметы в антикварных магазинах, у коллекционеров. Участие в комплектовании фонда принимают и государственные структуры.
В последующие десятилетия комплектование фонда осуществлялось по тематическому принципу и подчинялось главной задаче – экспозиционной. Главной в формировании фонда была тема «Михайловское в судьбе А.С.Пушкина». Такой подход был вполне оправдан, так как на протяжении начиная с 40-х годов по 90-е в Пушкинском Заповеднике велись восстановительные работы, а в конце 90-х начале 2000-х г.г. работы по реконструкции музейных комплексов Михайловского, Тригорского, Петровского, Бугровской мельницы и наполнении их экспозиционным материалом.
На восстановительном этапе и этапе реконструкции этот принцип свою задачу выполнил: музейные экспозиции обеспечены первоклассными вещами, имеющими экспозиционное и коллекционное значение.
В последние десятилетия наряду с экспозиционными решаются и собирательско-коллекционные задачи комплектования.
В настоящее время музейный фонд Пушкинского Заповедника насчитывает около 45 тысяч предметов. Из них предметов основного фонда около 33 тысяч, научно-вспомогательного фонда – 12 тысяч.
Пушкинский Заповедник предлагает вниманию посетителей разнообразные экскурсионные маршруты по музеям, паркам, выставкам и историко-культурным окрестностям Пушкинского Заповедника. Обзорная экскурсия по заповеднику «Пушкин в Михайловском» включает экскурсии по музеям и паркам Михайловского, Тригорского, Петровского, по Святогорскому монастырю, музеям «Пушкинская деревня» и «Водяная мельница» в д.Бугрово. «Поэта дом опальный». Экскурсия по дому-музею А.С. Пушкина в с. Михайловском
«Люблю сей темный сад…». Экскурсия по парку с. Михайловского
«Приют сияньем муз одетый…». Экскурсия по дому-музею Осиповых и Вульфов в Тригорском
«По следам Пушкина и Онегина…». Экскурсия по Тригорскому парку
«Почтенный замок» Ганнибалов». Экскурсия по усадьбе Ганнибалов в сельце Петровском
«Под сенью липовых аллей». Экскурсия по парку в с. Петровском
Музейный комплекс «Бугрово». Экскурсия по музею «Пушкинская деревня» и «Музею-мельнице в д. Бугрово»
«Святогорский монастырь в творчестве и судьбе А.С. Пушкина. «Кладбище родовое» . Экскурсия по Святогорскому Свято-Успенскому монастырю.
Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в благодарной памяти людей.
Места, которым знакомо пушкинское вдохновенье, с 1922 г. являются заповедником "Михайловское", овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.
Глава 2. Всероссийский Пушкинский праздник
.1 История Пушкинских праздников в Михайловском
В истории отечественной культуры Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые Горы (в 1924 году переименованы в Пушкинские Горы) известны как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. С 30-х годов XIX века за Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Годы ссылки (1824-1826) стали важным этапом в творческой биографии поэта, они способствовали становлению Пушкина как русского национального поэта.
Впервые попытка устроить пушкинский праздник была предпринята в июне 1899 года – в 100-летнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина.
Однако до Великой Октябрьской социалистической революции юбилейные торжества, проводившиеся в пушкинских местах, не могли стать подлинно народным праздником, так как не было главного действующею лица такою праздника -грамотного, культурного, образованного народа.
Подавляющее большинство крестьян – основного населения тогдашней Псковской губернии – оставалось неграмотным, а произведения Пушкина даже в окрестностях Михайловского были недостаточно известны. Два года спустя после организации Пушкинского заповедника, в 1924 голу, по инициативе виднейших советских ученых и представителей советской общественности было создано Общество друзей Пушкинского заповедника, оно провозгласило своей задачей пропаганду творческого наследия великого поэта среди широких масс трудящихся.
В 1924 году, когда отмечалось 100-летие со дня приезда Пушкина в Михайловскую ссылку, и была выдвинута идея проведения в заповеднике народных праздников, посвященных Пушкину. Эта идея получила воплощение в жизнь в 1937 году, в 100-летие со дня смерти поэта. В послевоенные годы такие праздники стали особенно массовыми.
С 1967 года ежегодно в первое воскресенье июня в Михайловском проводится Всесоюзный пушкинский праздник поэзии. Его участниками становятся писатели и поэты всех союзных республик, представители литератур многих национальностей страны. Послушать их поэтическое слово о Пушкине, их новые произведения собираются на огромную поляну в Михайловском десятки тысяч человек. Это земляки великого пола -псковичи, гости из разных республик.
На праздник приезжают литераторы из братских социалистических стран, прогрессивные писатели и деятели мировой культуры. Всесоюзный пушкинский праздник поэзии открывается торжественным собранием в Псковском драматическом театре имени А. С. Пушкина. На следующий день его участники, поэты и прозаики, выступают перед читателями на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, в Домах культуры и библиотеках. Затем проводилась памятная церемония в честь великого поэта на его могиле в Святогорском монастыре-музее. После этого все направляются в Михайловское, где грандиозный праздник продолжается.
Всесоюзный пушкинский праздник поэзии, который с полным правом можно назвать праздником социалистической культуры, свидетельствует о немеркнущей любви народа к бессмертной поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
Первый пушкинский праздник едва не был отменен и оказался перенесен почти на две недели из-за внезапной смерти императрицы. Ровно через три месяца в России впервые было отпраздновано 500-летие Куликовской битвы. В середине зимы, накануне даты пушкинской смерти, умирает Достоевский. Месяц спустя народовольцы убивают, в конце концов, царя и наступает новое царствование. Все это менее чем за год.
Спустя десятилетия Пушкинский праздник поэзии не прекратил существования, и, как это доказал праздник 2013 года, продолжает привлекать в Псковскую область тысячи людей, неравнодушных к своей истории, культуре, литературному наследию.
Этот праздник возник «сам по себе», органично, как данность. Из года в год на день рождения поэта, чаще в первые выходные июня, в Михайловское приезжали тысячи людей. В форму народного праздника и гуляний это литературное паломничество впервые обратилось еще в царской России, в 1899 году, в дни празднования 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина.
Следующие наиболее крупные народные гуляния, память о которых хранит заповедник, прошли здесь в 1924 году, в дни 100-летней годовщины со дня приезда Пушкина в михайловскую ссылку. И уже после Великой Отечественной войны в 1949 году, когда Пушкинский Праздник поэзии приобрел международную славу, собрав в Михайловском представителей многих зарубежных стран: Чехословакии, Китая, Польши, Италии, Чили и Англии.
В памятные пушкинские дни – день рождения и памяти поэта, 9 (21) августа приезд в ссылку – открывались новые музеи. Так в августе 1962 года состоялось открытие дома-музея друзей поэта Осиповых-Вульф в Тригорском. В 1977 году – дом-музей предков поэта Ганнибалов в Петровском. 2 июня 1979 года в день рождения Пушкина встретила первых посетителей банька в тригорском парке, экспозиция которой рассказывала о совместных поэтических вечерах Пушкина и Языкова, в один из которых было написано стихотворение "Вакхическая песнь". В июне 1986 года состоялось открытие усадьбы мельника и водяной мельницы в д.Бугрово. Каждый из этих музейных объектов имел свою индивидуальную экспозицию, но все вместе они были объединены одной большой темой "Пушкин в Михайловском". Многоплановость пушкинского творчества 1824-1826 годов требовала всей полноты и широты воссоздания пространства, в котором жил и творил поэт.
Официальный статус Всесоюзного Пушкинского Праздника поэзии ежегодные народные гуляния получили в 1967 году. Тогда при Союзе писателей СССР даже был создан постоянный оргкомитет по проведению праздника, и возглавил его писатель И.Л.Андронников.
В разные годы на Пушкинском празднике поэзии выступали Иван Козловский, Борис Полевой, Вениамин Каверин, Юрий Нагибин, Владимир Солоухин, Ярослав Смеляков, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Петр Алейников, Белла Ахмадулина, Василий Лановой, Олег Митяев, Валерий Золотухин и многие другие.
Уникальная аура родового имения Ганнибалов-Пушкиных создает ощущение святой первозданности пушкинской поэзии и позволяет приобщиться к уникальному поэтическому духу, которым наполнен каждый уголок этих мест, каждая излучина реки, каждый изгиб холмов.
Всероссийский Пушкинский Праздник Поэзии – не имеющее аналогов в российской культуре событие, на которое ежегодно собираются как профессиональные литераторы, актеры и музыканты, так и все, кому интересна живая русская культура. Пушкинский праздник поэзии проходит и в настоящее время и имеет статус Всероссийского. Государственный статус день рождения поэта получил в 1997 году согласно Указу президента РФ «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».
В сам праздник, как и в прежние времена, в Пушкинских Горах и Михайловском собираются тысячи людей, чтобы послушать поэтические произведения в исполнении молодых или уже состоявшихся поэтов. В празднике, как правило, принимают участие известные музыканты и актеры. Пушкинский день в России отмечается ежегодно во всех городах страны. В этот день проходит множество культурных мероприятий, посвященных творчеству этого великого поэта, литературе и русскому языку.
Надо также сказать, что в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».
Продолжая славные поэтические традиции, сложившиеся более чем за 40-летнюю историю, и обретая новые черты, более свойственные духу времени, Всероссийский Пушкинский Праздник Поэзии остается главным литературным событием в культурной жизни страны.
В последние годы большие работы проведены по реставрации и благоустройству интереснейшего памятника Пушкинского заповедника – Петровского, бывшего имения предков и родственников Пушкина – Ганнибалов. Здесь можно увидеть грот-беседку, парковые аллеи, дом Ганнибалов, а на территории, что прилегает к его фасаду, выходящему в сторону деревни Петровское, – декоративные беседки, газоны, дорожки, аллейки. Теперь последняя из трех усадеб, входящих в состав Пушкинского заповедника, – Петровское – приобрела тот вид, какой она имела при Пушкине. Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина стал крупнейшим научно-музейным учреждением по пропаганде творческого наследия великого русского поэта.
– 80 годы ХХ века характеризовались для Пушкинского заповедника необычайно высокой посещаемостью – до 600-700 тысяч человек ежегодно. Популярность Пушкинского Заповедника была очень высока. И здесь большая заслуга С.С.Гейченко. Он был неутомимым пропагандистом духовного содержания музея-заповедника.
Судьба всех его книг и альбомов одинакова. Не успев выйти из печати, они вскоре становились библиографической редкостью. Пять изданий выдержала его книга новелл "У Лукоморья". В серии "Отечество" был издан альбом "Пушкиногорье", издательством "Молодая гвардия" – другой альбом "Приют, сияньем муз одетый". Для детей была написана книга "Завет внуку", выпущена грампластинка с рассказами о Пушкине в чтении самого автора.
Радио, телевидение, газеты, журналы часто передавали и печатали интервью с Гейченко. Казалось, что не было среди посещавших Пушкинский Заповедник человека, который не знал бы имени Семена Степановича, ставшего живой легендой для многих поколений.
В Книгах впечатлений, хранящихся в музее, существуют десятки тысяч добрых, благодарных признаний и пожеланий в адрес михайловского Домового, признаний его личного таланта. Сам он получал тысячи писем от разных людей – знакомых и незнакомых. Они открывали перед ним свои больные души, просили советов, признавались в любви, задавали вопросы о творчестве и биографии А.С.Пушкина.
С.С.Гейченко предложил обществу идею проведения у Пушкина в Михайловском Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в день рождения поэта. Сама идея выросла из истории святогорских ярмарок-гуляний, в которых принимал участие Пушкин. Традиционно на этой земле день его рождения отмечался при большом стечении народа.
С 1967 года и по сей день, в первое воскресенье июня месяца, в Михайловском проходят пушкинские праздники поэзии. Ежегодно здесь бывает свыше 600 тысяч туристов и экскурсантов из самых разных мест страны. Не только всесоюзную, но и международную известность получил Всесоюзный пушкинский праздник поэзии, проводимый в Михайловском каждый год в первое воскресенье июня.
пушкинский поэтический праздник духовный
2.2 Пушкинский праздник в наши дни
В этом году перед организаторами Пушкинского праздника поэзии стояла сложная задача – сохранив более чем сорокалетние традиции, привнести в программу новое, чтобы сделать торжества соответствующими времени, интересными в том числе для молодого поколения. И, надо сказать, это удалось. Насыщенная развлекательная программа удовлетворяла вкусам всех гостей.
июня по традиции Пушкинский праздник поэзии начался с возложения цветов к памятнику А.С. Пушкину в Пушкинских Горах. Затем торжественная церемония двинулась к Святогорскому монастырю, где на могиле поэта отслужили литию за упокой души «убиенного боярина Александра». Впервые в торжествах принимал участие Губернатор Псковской области Андрей Анатольевич Турчак. Приехала Советник министра культуры России Тамара Михайловна Гудима.
Могила поэта буквально утонула в цветах. И важно, что это были не только богатые букеты из роз или лилий, подножие памятника на могиле устлали гвоздики, по одной-две принесенные сюда простыми жителями и гостями Пушкиногорья.
Средоточием празднеств стала огромная поляна в Михайловском. Оказываясь на ней прямо чувствовалось, как попадаешь в эпицентр событий, как праздник тебя объемлет, увлекает, завораживает.
Все пространство было разделено на 7 праздничных площадок. На главной – Поэтической – сцене проходил Фестиваль современной поэзии. Прочитать свои стихи приехали известные поэты из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля и др. Выступали студенты Российской театральной академии (ГИТИС) с постановками по произведениям А.С. Пушкина. Стихи, романсы, отрывки из пушкинских поэм в блистательном исполнении самых талантливых студентов ГИТИСа задевали каждую струнку души.
Недалеко от сцены, у огромных букв из белого ситца с нанесенной вязью легко узнаваемого, почему-то родного почерка, составляющих слово «ПУШКИН», петербургские художники из творческого объединения-«Митьки» устроили настоящую художественную мастерскую. Создавали портреты почетных гостей праздника. Первым натурщиком стал Губернатор Псковской области Андрей Турчак. После появились картины с изображениями директора Пушкинского Заповедника Георгия Василевича, литературного критика Валентина Курбатова, заслуженной артистки России Натальи Сурковой и др.
В это время на Острове Уединения, закрытом деревьями от основного праздничного пространства, шел процесс звукозаписи. Прочитать главы из романа «Евгений Онегин» сюда приехали Игорь Скляр, Наталья Суркова, Вениамин Смехов, Олег Погудин. Перед Островом установили несколько рядов скамеек, которые моментально оказались занятыми людьми. Даже легкий дождь не помешал собравшимся слушать, как любимые артисты читают «Онегина». В прошлом году часть глав уже записали Василий Лановой, Лариса Голубкина, Валерий Кухарешин и Ирина Задорожная. Теперь книга полностью составлена, и в ближайшее время в свет выйдет диск с уникальными записями.
Очень важно, что в этом году Пушкинский праздник поэзии стал более открытым и начал совместную работу с крупнейшим в России сервером современной поэзии Стихи.ру. На отдельной площадке был организован свободный микрофон, у которого каждый мог прочитать свои стихи. В следующем году также обязательно будет организована подобная акция, возможно, она приобретет более долговременный характер.
Большой популярностью у зрителей пользовалась Концертная площадка. На ней на протяжении нескольких часов шел Фестиваль музыкальной поэзии (авторской песни). Как рассказали участники фестиваля, барды собирались в «Михайловском» в дни проведения Пушкинского праздника поэзии и в 70-е, и в 80-е годы прошлого века, несколько фестивалей прошло даже в начале 90-х годов.
Но официальной частью праздника этот фестиваль в советское время все же не стал, так как в программу вносились только самые торжественные мероприятия. В этом же году было решено вернуть празднику эту важную составляющую. Публика такое нововведение одобрила. Послушать авторские песни, песни на стихи Пушкина или на стихи, посвященные патриарху российской поэзии, собралось очень много желающих. Вечером праздничную программу завершил специальный проект "Да здравствуют музы". Песни Давида Тухманова на стихи Пушкина исполнили Олег Митяев, Вениамин Смехов и Марина Есипенко. Вот так и завершился XLVII Пушкинский праздник. Оставив о себе самые радостные впечатления у всех гостей.
июня отмечаются Пушкинский день России и День русского языка. Их объединил светлый и радостный праздник – День рождения великого русского поэта. В этом году ему исполняется 215 лет. Рождение российского гения сегодня воспринимается как свидетельство торжества русского слова и русской литературы в мировой культуре.
По давней традиции в Михайловском собираются те, кому посчастливилось стать участниками Всероссийского (прежде Всесоюзного) Пушкинского праздника поэзии. Нынче он пройдет в 48-й раз и впервые не в канун, а именно 6 июня. Начнется он с литии и возложения цветов к могиле Поэта. Затем откроются две пушкинских выставки.
Выставка из музейных фондов откроется в усадьбе «Петровское». Она станет приглашением в мир Пушкина, отраженный в живописи, графике, скульптуре, книжной иллюстрации.
Вторая (в Научно-культурном центре) представит коллекцию произведений известных русских художников Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной, принадлежащую их потомку. О них писали, что третьим в семье был Пушкин и к нему относились «не как к бронзовому классику, а как к живому человеку».
На выставке будут иллюстрации к пушкинским произведениям, русским народным сказкам, пейзажи, натюрморты.
К участию в празднике приглашены поэты из Пскова, Москвы, Петербурга, Омска, Махачкалы, Харькова, Ханты-Мансийска. Нас ожидает встреча с лауреатом Новой Пушкинской премии 2014 года Светланой Кековой.
Сценическими площадками праздника станут Научно-культурный центр и поэтическая поляна в Михайловском, где 6 и 7 июня представят свое творчество более десяти профессиональных и народных коллективов. Экскурсии, выступления поэтов и бардов, спектакли, возможность неспешно пройтись по аллеям парка, получить приз за чтение пушкинского произведения, принять участие в играх пушкинского времени, научиться составлять цветочные композиции – вот далеко не полный перечень того, что входит в программу праздника.
В этом году расширяются границы Пушкинского праздника. В его орбиту попадает Российский центр науки и культуры в Копенгагене (Дания), где 6 июня состоится открытие музейной выставки. В нее вошли офорты, литографии, фото- и видеоматериалы, книги, представляющие пушкинский уголок на Псковщине.
На открытии прозвучит музыка отечественной и зарубежной классики в исполнении известного пианиста Вадима Пальмова. В эти же дни в далеком Нарьяр-Маре завершается конкурс «На двоих нам – триста лет», организаторами которого стали Пушкинский Заповедник и редакция газеты «Нарьяна вындер» («Красный тундровик»).
Конкурс посвящен 215-летию А. С. Пушкина и 85-летию образования автономного ненецкого округа. Победителей ожидает поездка в Михайловское.
Сегодня в музее-заповеднике делается все необходимое, чтобы наши гости не только услышали мелодию пушкинской строки или прониклись очарованием окрестного пейзажа, но и ощутили потребность читать и перечитывать пушкинские произведения, желание возвращаться в Михайловское. Сюда надо приезжать. С любимыми, взрослыми и детьми, с теми, в кого верите, как в самого себя. Это место просто не может быть не разделенным с близким человеком. Оно достаточно велико для того, чтобы вам хватило двух выходных дней для первой встречи. А потом вы вспомните о Михайловском, и, не узнавая себя, вдруг отложите срочные дела ради томика «Евгения Онегина», зачитаетесь и забудете обо всем, и удивитесь тому, как разительно меняется Пушкин с течением времени. Когда это однажды произойдет, наступит время для возвращения. И с каждым новым приездом пушкинская земля будет сильнее звать вас, прорастая в вашем сердце своей красотой, отзываясь добрыми мыслями, делами, упованьями. Вы будете принадлежать Михайловскому так же, как и оно вам, незримо, но нерасторжимо.
Заключение
Пушкинские праздники в Михайловском – это событие в духовной жизни всей России. Их описание, представленное в данной работе, – одна из страниц нашей истории, а само мероприятие это пример живой и развивающейся традиции.
Его участниками становятся писатели и поэты всех союзных республик, представители литератур многих национальностей страны. Послушать их поэтическое слово о Пушкине, их новые произведения собираются на огромную поляну в Михайловском десятки тысяч человек. Это земляки великого пола -псковичи, гости из разных стран.
Итак, каковы же результаты данного исследования? Прежде всего, мы доказали, что Михайловское не случайно выбрано местом проведения Пушкинских праздников. Традиция, зародившись, жива и не только не умерла, но и продолжает развиваться, привлекая с каждым годом все новых и новых участников.
Кроме того эта работа имеет как теоретическую, так и практическую составляющие. Материалы исследования могут использоваться в просветительской работе, могут помочь исследователям, став источником информации, а отдельные части – это фрагменты сценариев праздников.
Наконец, данное исследование – это начало новой будущей работы: используя метод аналогов , побывав на поэтических праздниках в Болдино и Языково, создать развернутое описание традиции, которая когда то зародившись, живёт – живёт благодаря Александру Сергеевичу Пушкину.
Список использованной литературы
1.Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С. Пушкина . М.: Просвещение, 2011. 210 с.
.Версаев В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. М.: Московский рабочий, 1984. 703с.
.Колосова И. В. Болдинская осень. М.: Молодая гвардия, 1974. 448 с.
.Новиков И. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. М.: Гос. издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР,1974. 360 с.
.Маранцман В. Г. Литература за 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999 . 444с.
.Алексеев М.П. Пушкин и наука его времени. М.: Просвещение, 1984.148с.
.Благой Д. Пушкин и русская литература. М.: Наука, 1941. 306 с.
.Лихачёв Д.С. Слово о Пушкине. М.: Просвещение,1997. 250 с.
.Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина. М.: Наука, 2004. 230 с.
.Петров С.М. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 2003.340 с.
.Степанов Н.Л. Тропа к Пушкину. М.: Просвещение, 1974. 115 с.
.Вересаев В.В. Спутники Пушкина . М.: Наука , 1993.589 с.
.Пушин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М.:Просвещение,1999. 321 с.
.Дугин Л. Лицей. М.: Академия, 2011. 214 с .
.Цветаева. М. Мой Пушкин. М.: Наука, 2013. 89 с.
.Терц А. А. Прогулки с Пушкиным, СПб.: Наука, 1993. 150 с.
.Агеева Л.И. Хранитель. СПб.: Наука, 1990. 333 с.
.Васильев В. Моё Пушкиногорье. М.: Просвещение, 1999 г., 36 с
.Гейченко С.С. Пушкинский заповедник. Л.: Худож. лит., 1967. 159 с.
.Гейченко С.С. У лукоморья. Л.: Лениздат, 1986. 350 с.
.Гейченко С.С. Пушкиногорье. М.: Молодая гвардия, 1981.400 с.
.Гейченко С.С. Сердце оставлю вам. М.: Правда, 1983. 90 с.
.Курбатов В. Домовой. Псков: Стерх, 1996.100 с.