- Вид работы: Курсовая работа (п)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 34,35 kb
Рамсес II.
План.
I. Введение.. Место истории Древнего Египта в мировой истории.
II. Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.
1) Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.
2) Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II.
3) Военные походы Рамсеса II.
III. Заключение. Роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в мировой истории.
Введение.
Самобытная культура Древнего Египта (“Страны Большого Хапи”) с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества . Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк . Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности , над загадкой бились и античные философы , историки , писатели . ” Вырезанные на камне изображения – это магические знаки,” -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры . ” Египетское письмо имеет символический характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу ” , – предполагал историк Плутарх , живший на рубеже I и II веков . Писали о египетских иероглифах и Апулей , и Геродот , и многие многие другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма . Это знаменательное событие – одно из самых выдающихся в истории мировой науки – произошло лишь в XIX веке . Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий . Всей душой стремясь к заветной цели , многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и вступали на такой путь , который уводил их все дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов . Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация , процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей , созданных талантливым и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры , науки и искусства .
Как уже было сказано выше , интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор . Написано множество книг об истории , традициях “Страны Большого Хапи ” , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я использовала при написании этой курсовой работы .
Первая книга в моем списке – сборник ” Аравия. Материалы по истории открытия . ” Она содержит обширные сведения не только по истории самой Аравии , но и по всему Древнему Востоку . Египтяне издревле снаряжали торговые и военные экспедиции в Аравию , расположенную на стыке трех материков и служившей соединительным звеном в общении областей Средиземноморья ( в том числе и Египта ) с Восточной Африкой и Индией , а через нее с Китаем . С отрывками из сочинений путешественников мы можем ознакомиться , прочитав эту книгу .
Еще одно издание – работа Н. Петровского и А.. Белова ” Страна Большого Хапи ” . При всей своей научной строгости эта книга читается как увлекательная повесть . Повествование пронизано двумя основными темами . Во-первых , конкретно показаны центры культуры Древнего Египта , жизнь народа во всем ее многообразии и наиболее существенные исторические события . Во-вторых , нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как за рубежом , так и в России . При этом авторы делают нас соучастниками научных открытий, вводят в лабораторию творчества , показывают романтику научных исследований . Творческий подвиг ученых , положивших начало египтологии , и первого среди них француза Шампольона, представлен в книге во всем своем величии . В первой и заключительной главах книги показаны русские путешественники по Египту и неутомимые исследователи его древней культуры . На страницах книги воскресают светлые образы капитан-лейтенанта Бутенева и академика архитектуры Ефимова , связь которых с Египтом была несправедливо забыта . Должную оценку нашли и заслуги многих других русских ученых , таких как Норова , Сенковского , Рафаловича , Голенищева и Стасова .В конечном итоге работа египтолога Н.С. Петровского и литератора А.М. Белова в увлекательной и доступной форме раскрывает нам не только историю великого народа , но и этапы изучения этой истории .
Одним из основных источников информации для этой работы стала Библия . Рамсес II упоминается в Ветхом Завете применительно к двум историческим периодам – время поселения израильских племен в Египте ( время Иосифа ) и притеснение потомков Израиля в стране фараонов ( время Моисея ) . Существует мнение , что в основе этих библейских рассказов лежат , скорее всего , многочисленые предания ханаанского населения Палестины , неоднократно проникавшего в Египет . Но возможно и сочетание этих преданий с преданиями собственно израильских племен времен первых фараонов девятнадцатой династии .
Также при подготовке к курсовой работе я использовала книгу И.А.Стучевского ” Рамсес и Херихор ” . Она в достаточно полном объеме раскрывает особенности развития Египта эпохи XIX династии . В книге подробно описаны практически все аспекты жизни Древнего Египта. Уникальность этой книги в том , что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих высказываний . Кроме своего мнения Стучевский приводит мнения и других исследователей , занимавшихся данной проблемой , что создает наиболее полную картину , позволят нам придерживаться того или иного суждения или сформировать свое .
Мною использована и работа Иммануэля Великовского ” Рамсес II и его время ” . Книга написана очень просто и доступно . Единственной трудностью, возникшей при работе с этим произведением , было отсутствие его издания на русском языке , и пришлось переводить книгу с английского языка . Ценность этого издания в том , что оно включает в себя главы , посвященные обзору библейских стихов , повествующих о жизни египетского народа времен правления Рамсеса II . Также в книге приведены цитаты из подлинных египетских документов .
Завершают мой список литературы Малая Советская энциклопедия и Энциклопедия для детей . В них я нашла краткие сведения по интересовавшему меня вопросу . В детской энциклопедии я также встретилась с довольно любопытной легендой о фараоне Рамсесе II , которую тоже включила в мою курсовую работу .
Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.
Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.
Итак , теперь я приступаю непосредственно к описанию и анализу исторических процессов Египта периода правления фараона Рамсеса Второго, на мой взгляд , одного из интереснейших этапов египетской истории. Это время в основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными походами . Для времени Рамсеса II характерно стабильное социально-экономическое положение , хотя до нас дошли некоторые свидетельства о бунтах ремесленников в Фивах .Но в целом , в экономическом плане Египет процветал , без этого были бы невозможны длительные военные походы Рамсеса II . На всех этих вопросах я остановлюсь ниже.
Долгое, шестидесятисемилетнее царствование (1317 – 1251 гг. до н.э.) Рамсеса II оказалось последним более или менее длительным взлетом былого могущества Египта . В дальнейшем фараонам уже не удавалось на сколько-нибудь продолжительный срок закрепить свое влияние и власть в соседствующих на севере и на юге странах и навязывать им свою волю .
Наглядным свидетельством могущества Рамсеса II служат развалины многочисленных воздвигнутых по его повелению великолепных , богато украшенных храмов и святилищ . Они сооружались повсеместно в Египте и в Северной Нубии .
В соответствиии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы , ” детьми великих богов мироздания” и поэтому являлись объектами религиозного почитания . Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II , прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами . Особого развития обожествление Рамсеса II достигло в Нубии . В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II , совершающего поклонения самому себе как богу . Ученый Б.А.Тураев писал : ” Рамсес II выступает богом с такими притязаниями , как никто из его предшественников . Его не стесняет несравнимость божества . ”
Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в Абу-Симбеле , в Нубии . Храмы Абу-Симбел , высеченные в хрупком песчаннике , были сооружены три тысячи двести лет тому назад . Высота одного из них – тридцать три метра, ширина – тридцать восемь метров , глубина – шестьдесят пять метров . У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса, каждый из которых изображает Рамсеса II . Гигантские статуи как бы охраняют древнее святилище . Неизвестный ваятель увековечил также всех детей фараона , расположив их у ног Рамсеса II .
Четыре статуи буквально подавляют своей монументальностью . Можно себе представить размеры этих гигантов, если ширина лица каждой скульптуры четыре метра семнадцать сантиметров, длина носа – сто два сантиметра , длина уха – сто шесть сантиметров , ширина глаз – восемьдесят четыре сантиметра , ширина рта – один метр десять сантиметров .Поразительно сохранение портретных черт на колоссах такого масштаба .
Все оформление храма было обусловлено одной идеей – всеми возможными способами превознести могущество великого фараона . Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки , все было пронизано этой идеей .
В выборе места для храма сказалось столь свойственное египетским зодчим умение поставить памятник с учетом окружающей местности : когда храм , расположенный на западном берегу Нила , освещается первыми лучами солнца , гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно- красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня – черных теней . Колоссы производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона . Образ Рамсеса II вообще господствует в храме : над входом высечено его скульптурное изображение , в первом помещении потолок поддерживают пилястры со стоящими перед ними гигантскими статуями царя ; в культовой молельне наряду со скульптурами Амона , Птаха , и Ра- Гора- Ахути есть статуя самого Рамсеса Великого .
|