- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,14 Мб
Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломная работа
Развитие художественных навыков УЧАЩИХСЯ детских школ искусств средствами пейзажной живописи
Автор работы:
Граб Маргарита Викторовна
Тюмень, 2013
Содержание
Введение
. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи
.1 Проблема развития художественных навыков учащихся детских школ искусств
.2 История развития обучению пейзажной живописи
.3 Различные средства преподавания пейзажной живописи в развитии художественных навыков учащихся ДШИ
. Ход практической работы ВКР над созданием серии из трех работ по пейзажной живописи
.1 Выбор темы ВКР
.2 Выполнение эскизов
.3 Этапы выполнения работ по пейзажной живописи
. Организация и проведение педагогического эксперимента, направленного на развитие художественных навыков учащихся 3 классов детских школ искусств на занятиях по пейзажной живописи
.1 Условия проведения педагогического эксперимента
.2 Организация педагогического эксперимента по развитию художественных навыков
.3 Ход проведения эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблема художественных навыков была и остается одной из «ключевых» проблем массовой художественной педагогики. Такой ее статус продиктован очевидным фактом, тем, что передача знаний, умений и навыков есть ключевая для существования и развития общества. Они являются формой существования и передачи опыта, который человечество накапливает в процессе деятельности по переустройству мира и самого себя. Знания, умения и навыки, поскольку они одновременно выступают критерием качества самого опыта, становятся основополагающим фактором обеспечения динамики развития человечества в целом. В этом смысле уже то, что через художественные знания, умения и навыки происходит присвоение человечеством нравственно-эстетических ценностей, которые оно выдвигает в процессе исторического развития и которые находят выражение в продукте художественной деятельности – в искусстве, говорит об актуальности проблемы исследования. Однако, несмотря на обилие внимания к ней, ее разработанность не вполне удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к художественному образованию. На современном этапе развития общества, в общеобразовательной системе применяется компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся определенных знаний, умений и навыков, в том числе и художественно творческих. Но наиболее квалифицированно, продуктивно, продуманно развитие художественных навыков осуществляется в системе школ искусств, роль которых в художественном образовании учащихся без преувеличения огромна.
Большую роль в развитии художественных навыков играет пейзажная живопись. Основная цель занятий пейзажной живописью – развитие у учащихся художественных навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.
Живопись не есть только вдохновение, но и профессиональный подход. Для написания пейзажей, по мнению Б.В. Иогансона, необходимо знание технологических процессов выполнения этюда, определенной системы выполнения. Все это в конечном итоге способствует развитию и закреплению художественных навыков. Но мало сетовать на то, что у нас не все благополучно, нужно что-то предложить лучшее. Нельзя не согласиться с тем, что это лучшее нам может подсказать вековой опыт реалистических школ и методов. По мнению Б.В. Иогансона лучшая школа была в период, когда в ней обучались И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и другие, и лучшею системою была система П.П. Чистякова, основанная на точном рисунке и глубоком понимании форм. Эта система проверена практикой.
Это все необходимо взять за основу, учитывая условия современности. Современный педагог должен помимо классического образования быть восприимчивым к инновациям, отслеживать и применять новые формы работы, использовать обмен опытом для проведения учебных занятий по пейзажной живописи взамен однообразия и пустого времяпровождения учащихся. Однозначным является то, что в настоящее время мы имеем сильнейшее преимущество перед прошлым.
Изучение сущности и специфики педагогической технологии подводит к выявлению особых педагогических условий, которые развивают художественные навыки. Отсюда противоречие между потребностью в высоком качестве и прочности художественных навыков, полученных в процессе обучения в школе искусств и использование эффективных методов стимулирующих проявление природной потребности учащихся реализовать свои задатки и способности в пейзажной живописи.
Найденное противоречие дало возможность сформировать проблему исcледования: поиск эффективных методов для усвоения и овладения художественных навыков пейзажной живописи в системе уроков дополнительного образования.
Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по развитию художественных навыков учащихся школ дополнительного образования средствами пейзажной живописи.
Объектом исследования является образовательный процесс развития художественных навыков пейзажной живописи.
Предметом – методы обучения, направленные на развитие художественных навыков, упражнения, творческие задания.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективность развития художественных навыков ученика будет устойчиво развивающейся если:
1. Ввести изменения в содержание образовательного процесса.
. Использовать эффективные методы развития художественных навыков.
. Разработать упражнения по темам.
. Разработать наглядные пособия.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
. Изучить и проанализировать литературу по теме
исследования.
2. Выявить эффективные методы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств.
3. Разработать критерии развития художественных навыков учащихся 3 классов.
. Разработать методические рекомендации, конспекты по целенаправленному развитию художественных навыков учащихся средствами пейзажной живописи.
. Адаптировать систему уроков направленных на развитие художественных навыков.
. Выполнить творческую часть в виде трёх живописных этюдов на тему: «Зимний городской пейзаж. Горизонтали города Тюмени».
В соответствие с поставленными задачами, в работе обусловлены следующие основные принципы и методы исследования:
) Изучение и анализ литературы по педагогике, искусствознанию, психологии развития художественных навыков;
) Изучение и анализ литературы по теории и методике преподавания живописи, анализ действующих программ по живописи;
) Анализ детских работ по живописи;
) Педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового, обучающего и сравнительного этапов.
) Обобщение собственного опыта педагогической и творческой деятельности и обобщение результатов учебно-творческой деятельности учащихся по экспериментальной системе заданий и упражнений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения живописи в школе, а также при дальнейшей разработке и совершенствовании учебных программ, учебных пособий и т.д.
Исследование проходило в детской художественной школе им. В.В. Знаменского г. Тюмени в 3 классе. Экспериментальная работа позволила выявить условия способствующие развитию живописных навыков у учащихся художественной школы при создании пейзажной живописи.
Этапы исследования:
– на первом этапе проводились изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, была обоснована проблема исследования, сформулирована гипотеза, определены цели и методы исследования;
– на втором этапе проводилась диагностика учащихся, развития художественных навыков;
– на третьем этапе проводился анализ эффективности знаний по развитию художественных навыков.
Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
1. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи
.1 Проблема развития художественных навыков у учащихся детских школ искусств
Непосредственными целями любого учебного предмета являются восприятие учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. Между тем овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как надлежит осуществлять то, или иное умение или навык.
Кроме того чтобы ориентироваться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, нужно прежде уяснить, что собой предоставляют умения и навыки.
До сих пор не уточнены соотношения в ряде понятий «умения» и «навыки». Большая часть психологов и педагогов считают, что умение – более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики держатся обратной позиции: навыки предполагают наиболее высшую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми деяниями, нежели умения.
Одни авторы под умениями понимают вероятность исполнять на профессиональном уровне некоторую деятельность, при всем этом умения формируются на базе нескольких навыков, определяющих ступень овладения действиями <javascript:void(0);>. Вследствие этого навыки предшествуют умению. Иные авторы под умениями понимают вероятность исполнять некоторое деяние, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как наиболее абсолютная стадия овладения действиями. Умение и навык есть способность осуществлять какое-нибудь действие. Различаются они по ступени (уровню) овладения данным деянием. Умение- это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык- это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов [1].
Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка [33, c. 148 – 151].
Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью [30, с. 553-554].
Данное означает, как быстро мы формируем в ходе обучения <javascript:void(0);> у ученика способность осуществлять некое действие, то вначале он исполняет данное действие развернуто, фиксируя в сознании любой шаг совершаемого действия. То есть способность исполнять действие, складывается вначале как умение. По мере тренировки и исполнения данного действия умение совершенствуется, процесс исполнения действия свертывается, переходные шаги данного процесса прекращают осознаваться, действие производится всецело, автоматизировано – у учащегося образовывается навык в исполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык.
Хотя в ряде всевозможных случаев, как только действие трудоемкое, и его исполнение состоит почти из всех шагов, не имеет значения при каком либо совершенствовании действия оно остается умением, не преобразовываясь в навык. Вследствие этого умения и навыки различаются еще исходя из характера соответствующих действий. В случае если действие элементарное, несложное, используемое обширно при выполнении трудных действий, то его выполнение формируется обыкновенно как навык, к примеру, навык письма, чтения, устных арифметических действий над маленькими числами и так далее. А раз действие трудоёмкое, то выполнение данного действия, обычно, складывается как умение, в состав которого, входит один или же немного навыков. Следовательно, термин «умение» имеет два значения:
) Как начальный уровень овладения некоторым несложным действием. В такой ситуации навык рассматривается как высочайший уровень овладения данным действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.
2) Как способность сознательно исполнять трудоемкое действие при помощи ряда навыков. Тогда навык – это автоматизированное исполнение простых действий, из которых состоит трудное действие, исполняемое при помощи умения.
Художественные навыки являются одним из основных средств приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте [6]. Художественные навыки, как и умения, классифицируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Данные средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении учебы в школе искусств.
Теплов Б.М. отграничивает навыки от способности, считая, что навыки – это то, что можно усвоить, перенять, а способность предполагает и собственно внутренние индивидуальные предпосылки психологических условий выполнения деятельности. Это применимо и к художественным навыкам [18].
Высокое качество и прочность художественных навыков, полученных в процессе обучения в школе искусств, вырабатывают художественные способности, а это, в свою очередь, во многом зависит от того, как педагог организует и проведет урок.
Пейзажная живопись как базис, основа художественной культуры и творчества благотворно воздействует на развитие знаний, умений и навыков при ее исследовании.
На сегодня присутствует проблема выбора подходящих форм и способов по развитию художественных навыков. Мальцева Л.В. подходящими способами и формами организации учебного процесса, способствующего воспитанию и развитию художественно-творческих возможностей школьников и получению художественных навыков, считает три главных метода [22]:
– практический метод, имеет смысл его использовать на исходном шаге преподавания, где больше появляются трудности, такие как нерешительность в себе, в своих силах, возможностях.
– поисково-конструктивный метод, подключает исследование, обобщение модификации, стилизации естественных форм, приобретении знаний, умений и навыков, овладения мастерством в области изобразительного искусства.
– метод творческо-активной деятельности, на основе приобретенных знаний, умений и навыков на уроках изобразительного искусства у школьников появляется рвение к самостоятельности, появляется уверенность в себе и своих силах. Заметим, что ступень самостоятельности школьников при энергичности исполнения поручения свидетельствует о степени развития художественно-творческих способностей.
Любой из методов имеет:
– возрастные особенности школьников;
– персональный подход к ученикам на занятиях по изобразительному искусству;
– систему межпредметных связей по изучению художественной культуры.
Основной формой преподавания, практика показывает, считается организация учебной совместной работы по интеграции знания теории и практики в развитии художественно-творческих способностей и художественных навыков школьников средствами пейзажной живописи.
Следовательно, развитие художественных навыков на различных этапах обучения в школе искусств подразумевает конкретные знания и умения, которые преподаются и закрепляются различными формами и методами обучения.
.2 История развития обучению пейзажной живописи
Для развития художественных навыков у учащихся школ искусств на занятиях пейзажной живописью немаловажный смысл имеет внедрение приема сопоставления при рассматривании картин и побуждение их к оценке данных произведений, выражение личного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, нацеленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина гораздо лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
Природа безгранично многообразна и великолепна. Солнечный свет и окружающая среда творят неисчерпаемую гармонию красок. Влияние природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она пробуждает, породили тот жанр в изобразительном искусстве, который называется пейзажем.
Пейзаж – (фр. <#”813133.files/image001.jpg”>
Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей плохо сформированы навыки соблюдения пропорциональности при изображении различных предметов, самостоятельно продумывать композицию, правильно передавать цветовую гамму предметов, которую они имеют в реальности, а также добиваться того, чтобы изображение было цельным.
Проведение занятий направленных на развитие художественных навыков в процессе выполнения пейзажной живописи.
Содержание программы по изобразительному искусству с дополнениями и изменениями по теме дипломной работы:
Блок занятий на тему: «Пейзажная живопись». Программа работы с учащимися 3 класса детской художественной школы.
Содержание уроков [таблица №1] направлено на выявление уровня развития художественных навыков у детей, а также способствующая их развитию по различным критериям, которые были определены в процессе разработки блока занятий.
Основная идея: развитие художественных навыков в изображении пейзажей у детей средствами пейзажной живописи.
Предлагаемый блок занятий построен таким образом, чтобы выявить начальный уровень художественных навыков у детей и развивать их, с учетом возрастных особенностей, средствами пейзажной живописи. Кроме того в блоке занятий детям предлагаются упражнения по композиции, цветоведению, перспективе, постепенно переходя к заданиям по пейзажной живописи. В конце блока проводится итоговое занятие на тему: «Пейзаж с натуры». Ученикам предлагается следующее: изобразить пейзаж с натуры, предварительно выбрав определенное яркое индивидуальное впечатление от состояния природы и удачного определения композиции.
Подобный блок уроков рассчитан на учеников третьего класса. Выбран этот возраст был неспроста – именно 13-14- летние дети уже вполне могут правильно понять и воспроизвести построение пространства; изучить основы цветосочетания, а также свойств цвета; добиваться выразительности каждого мазка кистью; выражения через живопись эмоций и чувств.
Проведение диагностики сформированности художественных способностей в процессе выполнения пейзажной живописи.
Для получения итоговых результатов на последнем занятии были повторно проведены практические задания и тест.
Тест.
) Что такое пейзажная живопись?
А – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображённая человеком природа;
Б – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.
) Назовите художников пейзажистов?
А – К.С. Малевич, А.П. Антропов, И.Н. Крамской
Б – И.И. Левитан, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин
) Назовите виды пейзажной живописи?
А – ландшафтный, «марина», городской
Б – батальный, анималистический
) Ахроматическая гамма – это…?
А – черный, белый, серый
Б – красный, желтый, синий
) Хроматическая гамма – это…?
А – черный, белый, серый, оранжевый
Б – красный, желтый, синий, черный
В – желтый, оранжевый, красный, синий
6) При работе с цветом в материале гуашь, композиция выполняется последовательно от………?
А – светлых тонов к темным
Б – темных тонов к светлым
) Определите понятие по следующему значению: сочинение, соединение элементов в единое целое по законам гармонии – это…?
А – колорит
Б – композиция
) К какой перспективе относятся следующие законы:
. Рисуя, мы должны представить что перед нами не лист, а пространство имеющее глубину.
. Воображаемая линия горизонта находится на уровне глаз.
. Одинаковые по размеру предметы на плоскости изображаются разными по величине: те, что ближе к нам – крупнее, те, что дальше – мельче.
. Параллельные линии натуры сходятся в определенных точках на линии горизонта: в точке схода и в точках удаления параллельных линий.
А – воздушной
Б – линейной
) Как вы относитесь к пейзажной живописи?
А – нравится, возможно хотел (а) бы ей заниматься
Б – не нравится
После формирующего эксперимента детям снова было предложено выполнение практического задания, которое поможет определить уровень развития художественных навыков у ребенка. Это задание позволило сделать вывод о том, что показатель у большинства детей повысился на 1-2%, что можно объяснить тем, что дети заинтересованы в данном виде работы и имеют большое желание заниматься пейзажной живописью. Кроме того, повысился уровень сложности изображения детьми объектов. По данным проведенного теста было выявлено, что уровень знаний в области пейзажной живописи у детей повысился. Такая динамика была достигнута в результате проведения практических занятий с детьми.
Таблица 7
№ | Ф.И.О. | Тест (вопросы) | Итог | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1. | Быстрова Даша | + | + | + | + | + | + | + | – | + | 8 |
2. | Крафт Юля | + | + | + | + | + | – | + | + | + | 8 |
3. | Мирзоева Саша | + | + | – | – | – | + | + | + | + | 6 |
4. | Мусина Алиса | + | + | + | + | + | – | + | – | + | 7 |
5. | Попкова Лолита | + | + | + | – | – | + | + | – | – | 5 |
6. | Путиванова Диана | + | + | + | – | – | + | + | + | + | 7 |
7. | Хорошева Юля | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9 |
Низкий уровень знаний (1-5баллов) имеет 1 ребенок: Попкова Лолита. Знания по теме скудные, очень обобщенные.
Средний уровень знаний (6-7баллов) имеет 3 детей: Мирзоева Саша, Мусина Алиса, Путиванова Диана. Знания детей не полные, но более менее точные.
Высокий уровень знаний (8-9баллов) имеет 3 ребенка: Быстрова Даша, Крафт Юля, Хорошева Юля. Хорошие знания и умения по данной теме.
В следующей диаграмме показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творческих способностей.
Рис. 2. Результаты формирующего эксперимента.
Рис. 3. Результаты эксперимента в динамике
Таким образом, исходя из представленных результатов наблюдается улучшение показателей оп таким критериям, как когнитивный и операционально-технический.
В заключение можно сделать вывод о том, что занятия пейзажной живописью развивают у детей художественные навыки. Идеи детей стали более самостоятельными, они стремятся полно раскрыть свой замысел, прибегая при этом к различным приемам и способам, известным в живописи. Цветовое сочетание в работах детей стало наиболее гармоничным и богатым, учащиеся научились пользоваться вспомогательными материалами, что еще раз подчеркивает развитие творчества у детей.
Таким образом, творческую работу следует делить на две стадии: первая – выражение идейного содержания и живописно – художественного образа построением и выявлением сюжетно – композиционного центра; вторая – психологическая работа, углубляющая идейную сущность произведения через обобщение и типизацию. Изучая живопись, учащиеся должны не только научиться рисовать, но и придумывать композиции. Во время работы учащихся необходимо отслеживать ход выполнения рисунков, вовремя делать замечания, подсказывать, помогать им, направлять их деятельность в нужное русло, активизировать творческий процесс. В работах над пейзажем у учащихся обнаруживают часто досадную поверхностность. Например, первые планы картин рисуются крайне небрежно. В картинах не чувствуется всего того, что волнует нас в произведениях. До сих пор многие наши молодые пейзажисты ограничиваются почти исключительно этюдами. Нет картин природы, проникнутых единой мыслью, единым мотивом. Им должны предшествовать многочисленные поиски, наброски, зарисовки, эскизы.
На занятиях преподаватель может применять различные формы занятий, будь то беседа, живой рассказ, лекция. Огромное значение в учебном процессе имеет показ репродукций и работ других учащихся (удачных и не очень), а также другого наглядного материала. Но поскольку занятия по живописи носят чаще всего характер практической работы, то и наглядностью нужно пользоваться осторожно и продуманно. При планировании занятия необходимо продумывать, на каком этапе и в каком количестве должны быть показаны методические таблицы, репродукции или учебные работы. Перегрузка наглядностью может отвлечь от заданной цели, равно как и несвоевременная ее демонстрация вполне может увести учащегося от удачного замысла.
Заключение
Развитие художественных навыков у детей, это сложный и длительный процесс, в результате которого дети получают новые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает живопись. Большое внимание в этом процессе уделяется пейзажной живописи, так как пейзажная живопись дает детям широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Сама природа является средствами такого воспитания, а картины окружающей действительности, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображению, – еще более сильный фактор развития художественных навыков и нравственного воспитания.
Нами был изучен ряд психолого-педагогической литературы, и на основании теоретических и практических результатов исследования сделаны следующие выводы, подтверждена гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что образовательный процесс, направленный на развитие художественных навыков у учащихся средствами пейзажной живописи будет успешным, если создать для этого благоприятные условия: занятия проводятся систематически, и осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство деятельностью детей; процесс художественного творчества непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью; содержание занятий по живописи соответствует возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям детей и др.
В процессе работы нами было сделано:
. выявлена сущность основных понятий «художественный навык», «развитие художественных навыков», «пейзажная живопись» и т.д.
. определены критерии сформированности художественных навыков у учащихся на занятиях по пейзажной живописи;
. разработано содержание занятий, направленных на развитие художественных навыков у учащихся;
. выполнена серия из трех работ по пейзажной живописи на тему: «Лирический осенний пейзаж. Горизонтали города Тюмени».
Были рассмотрены следующие методы исследования: на разных этапах опытно-экспериментальной работы для решения задач и подтверждения исходной гипотезы исследования был использован ряд методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, литературы по изобразительному искусству, изучение и анализ действующих учебных планов и программ для дополнительного образования, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, опрос, анкетирование, формирующий эксперимент, методы обработки количественных данных.
Таким образом, развитие художественных навыков детей возможно средствами пейзажной живописи. Апробация разработанного нами блока занятий показала, что наиболее успешное развитие художественных навыков у детей происходит в процессе выполнения ими заданий по пейзажной живописи, под непосредственным руководством педагога, что в полной мере было обеспечено нами в ходе исследования.
Пейзажная живопись может служить источником развития художественных способностей, материалы исследования, учебно-методический комплекс могут быть использованы, как дополнительная часть в образовательной программе обучения изобразительному искусству.
пейзажный живопись искусство эскиз
Список литературы
1. Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986.- с. 233
. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.
. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961.
. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика, 1992.
. Василова Г.Г. Рабочая программа по изобразительному искусству. – М. Просвещение, 2006
. Все о технике: живопись маслом, справочник для художников. – М.: Арт-родник, 1998.
. Дейнега Е.П. Взаимосвязь цвета и настроения как дидактическая задача курса живописи ДХШ
. Демин Г.С. Основы масляной живописи. Учебное пособие. Изд-во ТюмГУ, 2008
. Дятлева Г.В. Мастера пейзажа: История развития пейзажного жанра Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. – М., 1959.
. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2012
. Кардовский Д.Н., Делла-Вос-Кардовская О.Л. Сборник статей / Н.В. Гиляровская, И.Э. Грабарь, В.М. Лобанов, Н.Г. Машковцев, Н.Э. Радлов, М.П. Сокольников, П.А. Шиллинговский. – М.: MelanarЁ, 2010. – 22 с.
. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись – М: Норма, 2000
. Кирцер Ю.М. рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992.
14. Кузина Е.Н. Примерная программа и методическое пособие для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – Тула, 2001.
15. улебякин И. Рисунок и основы композиции. – М.: Высшая школа, 1983
. Литвинова Э.С. Авторская программа для детских художественных школ и художественных отделений ДШИ «Живопись»
. Литрис Айсмен. Дао цвета. – М.: Эксмо, 2008.
. Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX в. – М.: Норма, 2009.
. Мальцева Л.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М.: Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна художественно-графического факультета ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», 2009
. Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение. 1984
21. Матвиенко А.В. Модифицированная программа по ИЗО на основе Неменского Б.Н., – М.: Просвещение,2006
22. Популярная художественная энциклопедия / Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания, М.: Советский художник, 1981-1986, Т 1,2.
. Раманенка Л.Я. Программа курса. Методыка выкладання выяўленчага мастацтва. Мн., 1999.
. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 2000. – с.712
. Стукалова О.В. Детская школа искусств и полихудожественный подходк творческому образованию молодежи / Сборник трудов Восьмой общероссийской конференции "Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения (г. Москва, 6-8 июня 2008 г.). 28. Харламов И.Ф. Педагогика / 2-е издание, перераб и доп. – М.: «Высшая школа», 1990. – 576 с. . Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение 1936.
30. Шохов К.О. Композиция. Цвет в композиции. – Изд-во ТюмГУ,2008
Приложения
№1. Работы учащихся.
Путиванова Диана 13 лет
Быстрова Дарья 13 лет
Хорошева Юля 13 лет Крафт Юля 13 лет
Мусина Алиса 13 лет
Попкова Лолита 14 лет
Мирзоева Саша 13 лет
№2 Работы художников
Дашевский А. «Дудинка»
Белле А. «С-Петербург»
№2 Эскизы.
№3 Наглядное пособие.
этап. 2 этап.
этап.
№ 4 Работа с детьми.
№ 5 Конспекты уроков
Урок №1
Тема урока: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».
Цели и задачи урока:
расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве;
учить выбирать формат бумаги для картины, высоту линии горизонта, уметь пользоваться схемами организации пространства пейзажа, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства, совершенствовать технику работы с красками для достижения «плановости» рисунка;
развивать творческое воображение.
Оборудование: репродукции картин с пейзажами по схемам; образец педагогического рисунка, наглядное пособие «Схемы организации пространства пейзажа» и динамическая таблица «Воздушная перспектива и «плановость» пейзажа".
Ход урока.. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.. Сообщение темы урока. «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства». . Постановка задач урока и повторение правил, изученных ранее
Учитель. Обращаю ваше внимание на тему урока: «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства».. Изучение нового материала.
Учитель. Пейзаж- от французского, слова обозначает «природа». А в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Так же пейзаж называют отдельное художественное произведение (живописи или графики) изображающее природу. В пейзаже важным моментом являются изобразительный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы «героем» произведения. Отдельные же фигуры людей или животных, а так же небольшие сюжетные сцены в пейзажной композиции существенной роли не играют, и являются лишь средством дополнения и оживления пейзажа, придания ему большей жизненной правды. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае в 6 веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны.
Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены. И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы. Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, чету прилетевших грачей! Смотришь на картину, и, кажется, что она наполнена их криком. Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.
Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».
Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает? С французского языка оно переводится как «местность, страна».
Обычно так называют реальный вид какой – либо местности. Но и этим словом обозначают, как вы уже знаете, изображение природы в искусстве.
Широкое распространение получил пейзаж в российском изобразительном искусстве. Русский пейзаж в лучших его воплощениях всюду был, прежде всего, сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.. Практическая работа. Вашему вниманию представлена картина Васнецова, посмотрите внимательно, определить этапы работы. Изобразите пейзаж.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
Урок №2
Тема урока: «Архитектурный пейзаж. Правила линейной перспективы»
Цель урока:
познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве.
учить учащихся применять законы перспективы в своих рисунках, использовать линейную перспективу.
развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки.
воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.
Оборудование: Таблица с разновидностями перспективы, фотографии.
Ход урока
. Орг. момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка отсутствующих.
Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней античности перспектива как изобразительное средство применялось мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения.
Перспектива-это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особенности человеческого зрения..
Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.
Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы.
И. Шишкин
Линейная перспектива дает возможность, верно, построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении. Существует фронтальная, угловая перспективы.
Фронтальная перспектива – означает Угловая перспектива – означает прямое расположение предметов к расположение предмета к рисующему. сующему под углом.
Основные закономерности линейной перспективы
Предметы равные по величине, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше, и на линии горизонта сходятся в одной точке (т.с.).
Удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы) зрительно воспринимаются сближающимися.
На сегодняшнем уроке вы попробуете использовать законы перспективы, и изобразите уголок природы с ярко выраженными законами линейной перспективы (сельская улица, аллея в парке, железная дорога и т.д.). В своих работах вы должны продумать окружающую обстановку
После линейного построения уголка в природе и окружающей обстановкой, вам надо переходить к выполнению работ в цвете. Здесь вам надо использовать воздушную перспективу.
Перед тем как выполнить практическую работу выполним упражнения:
Упражнение 1. Добиваемся равновесия.
Начнем с работы над равновесием. Для этого нам понадобятся вырезанные из белого картона прямоугольник или квадрат, размер которых по меньшей стороне не должен быть менее 15 см. Затем из черной или серой бумаги вырежем круги, диаметром 5-6 см. При помощи диагоналей ищем центр плоскости и ложем на него круг. Именно в этом положении круг имеет самое устойчивое положение, т.е. равновесие.
Затем попробуем сдвинуть круг вправо до тех пор, пока глазам не начнет казаться, будто он хочет «выпрыгнуть» за пределы нашей плоскости.
Теперь мы видим, что образованное при передвижении круга расстояние между ним и краем плоскости нуждается в дополнительном пространстве.
Зафиксируем такое положение круга и добавим справа такой лист бумаги, чтобы чувство необходимого пространства исчезло, и очертим этот формат четкой линией. Таким образом, мы добились того, что уравновесили предметы в пространстве.
Упражнение 2. Динамика в картине.
Понятие динамики или движения в изображении можно рассмотреть на примере движения линии в пространстве.
Возьмем карандаш и положим его на какую-либо поверхность. То, что мы видим перед собой – трехмерное пространство.
Если мы изобразим карандаш на двухмерном пространстве листа бумаги, то он будет выглядеть просто как линия имеющая наклон. При таком изображении важно соблюсти соотношение размеров по вертикали и горизонтали, в этом может помочь нарисованные две оси.
Таким образом, чтобы нарисовать какой-либо предмет, необходимо будет нарисовать систему линий в пространстве.
Теперь посмотрим на куб, изображенный в пространстве, он также является системой нарисованных линий.
Обратите внимание, что вертикальные линии так и остались вертикальными, а горизонтальные – превратились в наклонные, стоило чуть-чуть повернуть предмет.
Если вы научитесь правильно рисовать наклонную линию, то сможете рисовать множество предметов в движении, и даже очень сложные объекты, как систему наклонных линий.
Упражнение 3. Что такое композиционная доминанта
Принцип доминанты – главный принцип, помогающий найти правильное соотношение контрастов, акцентов и противоположных сил в композиции, правильно разместить их на картинной плоскости и создать композиционный центр. Доминантными можно сделать любые объекты или части композиции, усиливать или ослаблять их доминантность – все зависит от желаемого визуального эффекта. Доминантные объекты или элементы композиции принято называть доминантной композицией. Такой доминантой может стать один из акцентов, если его визуальная сила будет наивысшей.
В качестве элементов композиции выберем снежинки – большие и маленькие, а также вырежем треугольник и квадрат.
Треугольник и квадрат – это «дом» в нашей композиции, разместим его в центре, а вокруг наклеим снежинки. Обратите внимание, что, не смотря на разный размер снежинок, дом все равно остается главным, а снежинки – второстепенными, дополняющими композицию.
Практическая часть: Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места, 2) контроль правильности выполнения приемов работы, 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4) контроль объема и качества выполненной работы.
Урок №3
Тема «Пейзаж – настроение. Природа и художник».
Цели: формирование у учащихся эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и умения передавать настроение через художественные образы.
Задачи:
расширить представления детей о выдающихся направлениях в живописи, поздний романтизм (художники передвижники), импрессионизм (Россия и Франция конца 19 века);
показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение;
повторить ранее изученный материал, правила перспективы и композиции;
формировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира;
овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;
развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира;
совершенствовать технику работы с красками;
развивать пространственное мышление, образное представление и воображение; воспитательные:
формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;
воспитывать художественный вкус;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-3, палитра, банка для воды, интерактивная доска, проектор, компьютер, репродукции картин,.
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока
На прошлых уроках мы познакомились с новым жанром живописи -пейзажем.
Перед вами репродукции картин различных жанров, укажите среди них пейзажи.
Что означает слово пейзаж?
Всегда ли существовал пейзаж как самостоятельный жанр?
В каком веке европейский пейзаж стал самостоятельным жанром?
Художники какой страны первыми обратились к пейзажу, стремясь передать красоту природы?
Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?
Сегодня мы с вами узнаем, что такое пейзаж – настроение, научимся сами создавать его.
Изучение нового материала.
. Введение понятия пейзаж – настроение.
Развиваясь, ландшафтная живопись из «видописи» – скучного протокола, перечисляющего на картине конкретные признаки того или иного пейзажного «вида», – превратилась в интереснейший жанр изобразительного искусства. Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нём особое волнение, будит тонкие струны души. Художник не только изображает «портрет природы, а стремится запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной пейзаж. Такой пейзаж называется пейзажем настроения. Пейзаж – настроения – стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям, передать пейзажу лирическую окраску, чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости.
Более 100 лет назад на художественной выставке в Париже появилась картина художника Клода Моне, изображающая восход солнца. Она привлекла всеобщее внимание, прежде всего, названием: “Впечатление. Восход солнца”. Но и сама живопись была необычна, она передавала ту, почти неуловимую, переменчивую игру красок и света, которая ускользает от взора обычного наблюдателя. Название картины было точным: “Впечатление” и оно положило название целому направлению в живописи, названному импрессионизмом, от французского impression.
Импрессионизм освободил художников от академических ограничений, сочиненной композиции, замкнутости холста. Их картины пленяют голубизной влажного неба, золотистой тональностью солнечного воздуха, необыкновенными красками.
Клод Моне подлинный зачинатель импрессионизма – любил приходить с этюдником на одно и то же место и писать один пейзаж в разное время дня, при различной погоде и при разном освещении.
Художники-импрессионисты, также как и наши русские классики пейзажной живописи, стремились навсегда запечатлеть всю прелесть ускользающего мгновения В тот же самый период, это конец 19 века, в России появилось товарищество художников-передвижников. Среди них были такие выдающиеся русские художники как Саврасов А.К., Перов В.Т, Шишкин И.И., А.И. Куинджи и многие другие. Был членом “Товарищества передвижников” и Исаак Ильич Левитан. Художник был непревзойдённым мастером создания именно пейзажа – настроения. Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, он в своих картинах и акварельных рисунках, передавал поэтическое настроение, возбуждаемое видом ее разнообразных явлений, не пускаясь при этом в отделку подробностей, он верно и смело схватывал в ней то, от чего возникает такое настроение. Чутко восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, одухотворенных человеческими чувствами и размышлениями.
Давайте посмотрим пейзажи И.И. Шишкина и определим, какое настроение хотел передать художник на этих полотнах.
После просмотра дети отвечают на вопросы:
Какая картина И.И. Шишкина вам наиболее запомнилась?
Что тронуло или поразило вас в ней?
Какие чувства вызывает эта картина?
Как удалось художнику передать настроение?
Сидя в мастерской и не чувствуя природу, художник не смог бы передать свои переживания на холсте. Художник учится у природы.
. Объяснение изменчивости состояния природы в зависимости от освещения.
Иногда бывает, что художник пишет один и тот же пейзаж по несколько раз. Почему?
Обсуждение по вопросам:
Что вы можете сказать о колорите каждого из девяти представленных пейзажей?
Что даёт начинающим художникам обращение к этой таблице?
Как меняется цвет, тон в каждом из девяти рисунков?
Цвет – мощное и активное средство отношения авторов к сюжету, это главный инструмент передачи настроения.
Актуализация знаний учащихся (подготовка к самостоятельной работе)
Выполнение упражнений
Упражнение 4. Симметрия, что это такое и как её добиться.
Способ гармонии, при котором изображение слева подобно правому, верх аналогичен низу по диагонали, горизонтали, вертикали или по другой ломаной оси, называется симметрией, а сама композиция симметричной. Равновесие композиции часто связывают с симметричностью. Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.
Симметрия является самым простым способом достижения равновесия в композиции. Симметрия в ИЗО достигается определенным расположением предметов, при котором одна часть нашей композиции будет, словно зеркальным отражением другой.
Для того, чтобы добиться симметричности композиции, необходимо определить геометрический центр плоскости и провести через него ось симметрии. Только после этого можно располагать предметы на плоскости. Таким образом будет достигнуто ощущение покоя, надежности и величества в изображении.
Упражнение 5. Асимметрия. Противовес симметрии.
Для того, чтобы добиться равновесия в композиции можно также использовать и асимметрию. Представьте весы. На обе чаши мы положим одинаковые круги по размеру и весу. Это будет изображен закон симметрии.
Асимметрия нарушит такое равновесие весов. Если мы положим на одну чашу круг больший по размеру, то он перевесит первый кружок. Однако, мы можем и здесь добиться равновесия. На чашу весов с меньшим кругом положим квадрат. Теперь стороны весов уравновесятся, однако, асимметрия сохранится.
Также мы добьёмся равновесия, если ничего не будем добавлять, а просто передвинем чашу с большим кругом ближе к центру.
Так, если вы заметили, что какая-то деталь созданной вами композиции сильно перевешивает все остальные, то можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.
Сегодня на уроке вам предлагается выполнить рисунок пейзажа (по картине Шишкина И.И. «Полдень. В окрестностях Москвы»).
Попробуйте передать не только содержание описываемого произведения, но и подчеркните свое видение выразительных средств пейзажа, выскажите свое отношение к изображаемому.
Прежде чем приступить к выполнению задания, мы должны поговорить о правилах композиции и перспективы.
Составляя композицию, надо определить лучшее расположение предметов на листе. Набросок должен вписываться в формат листа, помочь нам в этом может точка, которая ставится в центре и называется центром композиции. Далее определяем линию горизонта, которая дает нам два больших отношения: небо и землю. Следующий этап – размещение предметов в композиции. Не забываем про то, что какой-то предмет должен стать главным. Этот предмет в первую очередь обращает на себя внимание. Например, дерево. Когда композиция продумана и намечены её размеры, определяем общие очертания дерева, конфигурацию с учетом пропорций и особенностей, намечаем более мелкие детали и прорисовываем фактуру. Крону изображаем обобщенно. Очень важно определить пропорции (высоту, ширину) в соотношении предметов.
Практическая работа
Учитель показывает приемы работы на листе бумаги, а так же делает целевые обходы: – оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; – контроль объема и качества выполняемой работы.
Подведение итогов урока.
Экспресс – выставка работ учащихся и учителя
Кто желает показать свой пейзаж на выставке?
Чьи рисунки особенно выразительно передают художественный образ?
Урок №4
Тема: Городской пейзаж
Цели урока: познакомить учащихся с изображением образа города в живописи и графике, особенностями городского пейзажа в истории искусств, учить выполнять городской пейзаж, создавая образное решение города, развивать творческое воображение, воспитывать творческое отношение и интерес к формам совместной деятельности, эстетический вкус, любовь к родным местам.
Оборудование: репродукции картин художников с изображением городских пейзажей (П. Гонзага, Ф. Алексеев, А. Васнецов, В. Поленов, И. Машков, А. Куприн, А. Лентулов, В. Фаворский, Ф. Мазерель).
Ход урока.
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с пейзажем. А чем привлекает художника этот жанр? Что необходимо знать и уметь, чтобы нарисовать пейзаж? (ответы учащихся). Давайте посмотрим на представленные картины. Вы видите традиционное изображение природы? (ответы учащихся). Это разновидность пейзажного жанра – городской пейзаж, с особенностями которого мы сегодня познакомимся и научимся сами его выполнять.
История жанра городского пейзажа развивалась вместе с развитием городов. Художники эпохи Возрождения увлекались пространственными, перспективными построениями придуманных, «идеальных» городов. Потом появились мастера, которые, наоборот создавали очень точные, реальные городские пейзажи. Совершенно по- новому создавали образ города художники объединения «Мир искусства» (начало XX века). Город в их картинах обрел одушевленность, изменчивость настроений.
В русском искусстве XX века изображение города очень многолико и в живописи, и в графике. Художников привлекает разнообразие форм и конструкций, непрерывное движение, быт наших улиц.
Работа учащихся в творческой мастерской.
Сегодня в нашей творческой мастерской будет создаваться городской пейзаж.
. Дети работают по 2-3 человека на больших форматах.
Цели: реализовывать художественно- творческие способности, возможности и интересы учащихся, развивать умение искать оригинальное решение воплощения замысла, развивать коммуникативные навыки и умение работать в группе.
А теперь вы поработаете в группах.
На доске вы видите названия будущих картин. Выбирайте для себя тему, которая вас заинтересовала, объединяйтесь в группы.
. Праздничный город 3. Городская зимняя сказка
. Дождь в городе 4. Солнечный город
Учащиеся выполняют задание. Обсуждение.
Какие необычные пейзажи у нас получились! У каждого свое настроение, свой колорит.
. индивидуальная работа.
Цели: развивать способности, видеть новое в привычном, представлять целостные образы, развивать умение творческого решения учебных и практических задач, использовать особенности графического языка в самостоятельной творческой деятельности.
Задание для каждого из вас: «Мой дом, моя улица, мой город. Главная ваша задача – образное решение городского пейзажа, учитывая правила перспективы, не надо слишком на этом сосредотачиваться. Очень важно выбрать интересную точку зрения и увидеть все в целом.
Учащиеся выполняют задание. Выставка работ. Обсуждение
Итоги урока: Сегодня мы познакомились с разновидностью пейзажного жанра – городским пейзажем, с его особенностями, попробовали сами работать в этом жанре и у нас получился настоящий вернисаж!
Урок №5
Тема «Пейзаж настроения, светотень»
Цель: Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.
Задачи:
познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в разных ее состояниях: утром, вечером и т.д.
передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение;
совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение, технику работы кистью;
воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Оборудование: репродукции картин с изображением пейзажей: С.В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом» и т. д.
Ход занятия
. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
. Сообщение темы и целей.
. Теоретическая подготовка.
Сегодня трудно представить, что во второй половине восемнадцатого века пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем – то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет.
Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Цвет оказывает воздействие на настроение человека; большинство людей эмоционально реагируют на цвет. Наиболее трудным в пейзаже является передача настроения, которое он пробуждает. Хотя настроение и атмосфера – слишком неясные качества для выражения их средствами живописи, лучше всего их показывать через цвет, однако не обязательно множество оттенков. Монохромная картина – один из способов передачи различных тонов (светлых, темных и средних) одного цвета. Монохроматическая цветовая схема идеальна для создания настроений; картина с преобладанием низких (темных) оттенков кажется умиротворенной и таинственной, а если на полотне преобладают высокие (светлые) тона, настроение будет приподнятым и солнечным. Простая органическая палитра может давать почти те же результаты.
«Высокая тональность»
Картина, написанная в очень светлых тонах с максимальным использованием белого, называется картиной в «высокой тональности». Подобное использование цвета создает ощущение света и воздушности. В таких работах изменение тона едва уловимо.
«Средняя тональность»
«Средняя тональность» картины создается добавлением цвету серого (полученного смешиванием белого и черного). Работая над такой цветовой гаммой, надо очень продуманно смешивать краски, чтобы не переборщить с цветом. Излишек серого заглушает другие цвета, и картина становится тусклой. Идея этого метода состоит лишь в легком приглушении оттенков.
«Нижняя тональность»
Использование красок с добавлением к ним черного цвета создает в картине настроение, называемое «нижней тональностью». Лунный свет играет на водной поверхности, темные тона синего и черный подчеркивают его яркость. Тем не менее, черный необходимо использовать только для легкого приглушения цветов, иначе вся картина может стать мрачной. Старайтесь, чтобы ваши краски в смеси выглядели живо.
. Актуализация знаний.
Сегодня на занятии вам предлагается выполнить рисунок пейзажа из окна в одном из состояний природы.
Можно приступать к рисованию.
Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка, только после этого приступайте к детальной проработке рисунка.
. Практическая работа
выполните рисунок пейзажа в одном из состояний природы (морозный день, яркое солнце и т.д.). В рисунке должны четко просматриваться времена года (работа карандашом).
Во время практической работы проводятся целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи воспитанникам, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
. Итог занятия.
что вы можете сказать о колорите своей работы? В какой тональности она выполнена?
как изменяется цвет в зависимости от освещения?
какие выводы вы сделали?