- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,67 Мб
Роден и его роль в скульптуре XIX века
Курсовая работа
Роден и его роль в скульптуре 19 века
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности творчества Родена
.1 Кратко об истории скульптуры Франции
.2 Роден и Микеланджело
.3 Главные работы Родена
.4 Пластика Родена
.5 Роден и импрессионисты
Глава 2 . Ученики и последователи Родена
.1 Анна Голубкина
.2 Камилла Клодель
.3 Эмиль Бурдель
.4 Аристид Майоль
.5 Шарль Деспио
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
«Художник подает великий пример.
Он страстно любит свою профессию: самая высокая награда для него – радость творчества. К сожалению, в наше время многие презирают, ненавидят свою работу. Но мир будет счастлив только тогда, когда душа у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.
Искусство- прекрасный урок искренности.»
Слова великого мастера точно определяют его творчество, он жил искусством , скульптура была единственной любовью в жизни Родена, ей одной он отдал себя, в этом он был искренен – он любил то что делал.
Он любил жизнь – что он и передал в своих произведениях, жизнь со всех сторон, жизнь страстную, сложную, разностороннюю.
Роден – значимая фигура в искусстве Франции, в мировом искусстве, его творчество перевернуло понятие о скульптуре, вывело ее на новый уровень. Так же как импрессионисты были реформаторами в живописи – Роден в скульптуре.
Цель: Выяснить какова роль Родена в искусстве Франции 19 века, его значение в истории искусства.
Задачи: Познакомиться с историей скульптуры Франции;
Проследить за жизнью и творчеством О. Родена;
Определить особенности творчества художника;
Узнать об учениках и последователях Родена, определить его вклад в истории французского искусства.
Глава 1. Особенности творчества Родена
Роден опираясь на опыт Рюда, Бари и Карпо, по сути дела, один совершил в сфере пластики тот переворот, который в живописи осуществило несколько поколений художников. Искусство мастера аккумулировало разнообразные художественные тенденции эпохи, и в сложных, часто неординарных по стилю, а порою и по качеству произведениях Родена, мы можем обнаружить их преломление, неизменно активное, оригинальное, яркое. Много связывает скульптора с романтизмом, импрессионизмом, символизмом, но он всегда был страстен в постижении жизни, в правдивом ее выражении. Он говорил, что искусство вне жизни немыслимо и призывал вернуться к реальности, жизни, природе.
При всей своей стилистической сложности в творчестве, Роден предстает как один из величайших реалистов в истории искусства.
Подобно всем подлинным новаторам, он глубоко знал и любил классическое искусство. Ориентирами в его творчестве были великие мастера греческой пластики и французского средневековья Пюже и Гудон, но более всего Микеланджело. Уроки, которые он извлек, изучая их произведения, были противоположны холодной подражательности академистов. Это были «любовь к природе и искренности».
.1 Кратко об истории скульптуры Франции
скульптура роден импрессионист франция
В конце 18 века определяющим в скульптурном искусстве Франции стали классицистические тенденции, которые можно было заметить в творчестве Фальконе, Гудона и Клодиана и которые по-разному проявлялись в зависимости от индивидуальных особенностей каждого художника. В то время не было такого крупного мастера как в живописи – Луи Давид- вождь революционного классицизма, однако все скульпторы конца 18 – начала 19 века отдали классицизму, создавая произведения, уводящие в идеализированный мир античности.
С началом 19 века, когда во Франции была установлена буржуазная монархия- империя Наполеона- классицизм стал официально признанным направлением. Хотя он и просуществовал в течении всего века, претерпевал некоторые изменения и частично присваивал достижения других течений, к 30-40-м годам он уже полностью утратил свое первоначальное прогрессивное значение, став мертвой формулой, прекрасной и совершенной оболочкой, лишенной значительного внутреннего содержания; классицистические произведения, бесстрастные и уравновешенные, не могли больше удовлетворять современников революционных событий 30-х годов – острой борьбы поднимающегося пролетариата и революционной мелкой буржуазии с реакционными моделями общества. Эта бурная эпоха, породившая в искусстве романтизм, дала французской пластике несколько крупных имен, и одно из них – имя известного портретиста Давида д` Анте (1788-1856) он прославился своими медальонами.
Другой скульптор, пользующийся до наших дней заслуженным уважением как большой мастер, вернувший скульптуру в русло реалистического развития- Антуан Бари (1796-1875). Он призывал к изучению природы, к непосредственному, идущему от нее вдохновению. Он создал анималистический жанр.
Скульптор Проспер д`Эпине ( 1836-1912) мастерски передает в мраморе тонкую, прозрачную вуаль, закрывавшего с головой маленького Амура (илл.1); сквозь нее просвечивается его тело и хорошенькое кукольное личико. Но это великолепное мастерство служило только для забавной сценки.
Иным характером отличаются работы Жюля Далу (1838-1902), автора ярких по характеристически портретов и многозначительных монументальных произведений. В скульптуре «Купальщица» (илл.2) Далу сумел увидеть большие пластические возможности. Эта статуэтка привлекает не красотой модели, но живым, правдивым движением, богатством по-настоящему реалистической формы и умелым владением материалом- использование бликов и переливов бронзы.
В сложное и противоречивое время конца 19-го века, когда в искусстве процветали разнообразные течения, крупнейшим был Огюст Роден (12 ноября 1840 – 17 ноября 1917).
.2 Роден и Микеланджело
Внутренние связи между Роденом и Микеланджело несомненны. Сам скульптор их признавал. «Трудно назвать хотя бы одно произведение Родена, – пишет немецкий исследователь Ж. Гарнер, – в котором не отозвалось даже слабо, эхо огромного мира флорентийца. …От Микеланджело к Родену стремится столь полноводный поток художественных замыслов, и с такой потрясающей силой дух Микеланджело проникает в него, оплодотворяя и направляя его творчество, что невольно кажется, что какая-то часть существа Микеланджело воплотилась в самом Родене». Понятно, что речь идет не о заимствованиях и подражании, но о воспламенении воображения, о пробуждении к жизни дремлющих в создании Родена форм, о родственной природе двух дарований, «средства же выражения у гениев столь же различны, как и их души» (Роден). Оба изначально владели формами, совершенной техникой, а движение обнаженного человеческого тела стремились передать жизнь и движение всей вселенной. Оба считали, что техника важный, но отнюдь не главный компонент художественного творчества. Она должна быть невидимым фундаментом, на котором зиждется все здание. «Самое трудное и вместе самое высокое, словом, предельная черта искусства – выражаться просто и естественно. Если смотрите на картину и не замечаете ни рисунка, ни колорита, ни стиля, но вы потрясены до глубины души – не бойтесь ошибки: техника рисунка, колорита и стиля безупречна» (Роден).
.3 Главные работы Родена
Ярким примером ориентации на Микеланджело является работа Бронзовый век (1876)(илл. 7). Она утверждает понятие художником человеческой фигуры, статуя поражает своим реализмом. Родена даже пытались обвинить в том, что он выдает за художественное произведение муляж с натурщика. Но значение этой скульптуры отнюдь не ограничивается анатомической точностью передачи натуры. Внутреннее движение, еле уловимое в словно отяжелевших ногах юноши, крепнет в упругом торсе и наполняет трепетом руки, которые он пытается расправить, как бы стряхивая с себя долгое дремотное оцепенение. Вначале он опирался на копье левой рукой, и статуя называлась «Раненый» или «Побежденный». Затем Роден убрал копье, и движение руки, выразительное в своей неопределенности, приобрело другое значение, а вся фигура – более широкий смысл, став образом человечества, пробудившегося ото сна. Эта многозначность эмоциональной содержательности движения и сама его роль в выражении образного замысла- одна из характерных особенностей творчества Родена. « Я всегда стремился передать внутреннее чувство игрой мускулов», – говорил мастер. С этой работы человеческое тело становится для него послушным инструментам, из которого он извлекает бесконечное разнообразие эмоциональных звучаний.
В 1880 году Роден получает государственный заказ на создание крупномасштабного проекта, предназначенного для Музея декоративного искусства, – монументальных дверей «Врата Ада»(илл. 11), украшенных барельефами на темы «Божественной комедии» Данте, образы которой уже много лет занимают его воображение. Нескончаемая череда идей, неустанная работа мысли Родена, постоянно менявшего уже завершенную композицию на новую, сопровождают выполнение этого грандиозного ансамбля. Оставаясь формально незаконченной, эта работа дала толчок для новых самостоятельных произведений. Работая над вратами, скульптор создаст более 200 фигур и композиций. Всемирно известными станут статуи «Три тени», «Мыслитель»(илл.12), «Адам» и «Ева»(илл.13), «Уголино», «Прекрасная Омьер», «Поцелуй»… К любой из фигур он делает огромное количество рисунков и этюдов. Бесконечно сверяет с натурой каждый из «профилей», как он называет силуэты, и наполняет их такой неповторимой пластической жизнью, что почти любой из них мог бы принять на себя роль основной точки зрения.
В 1884 году Роден получает заказ на памятник в честь Эсташа де Сент-Пьера, героя города Кале. Вместо одной фигуры Роден за ту же плату выполняет композицию из шести фигур, идущих на смерть людей , тема каждой из них – героическое усилие воли, преодолевающих страх смерти ради чего-то большего чем жизнь. «Граждане города Кале»(илл. 10) – великое драматическое произведение, пожалуй, не имеющее в мировой скульптуре ничего равного по глубине психологического постижения внутреннего образа человека. Композиция впервые была выставлена на совместной выставке К.Моне и Родена в галерее Жоржа Пти в 1889 году, на ней было 32 скульптуры Родена и 70 картин Моне.
Своим апофеозом Роден считал памятник Бальзаку (илл.14). «Если Правда бессмертна, я предсказываю, что моя статуя получит признание. Это произведение, над которым глумились, есть итог моей жизни. Сама основа моей эстетики»- слова Родена надо понимать так, что «Бальзака» можно рассматривать как материальное воплощение и его собственной субстанции, явившейся в момент одновременного взлета всего запаса его творческой и человеческой энергии. Именно так он понимал задачу подлинного искусства.
Законченной композиции предшествовала огромная исследовательская работа. Со стола Родена не сходили произведения писателя, сохранившие его пометки. Он собрал весь возможный материал. Ездил на Родину Бальзака, сделав там серию этюдов с человека, внешне похожего на него. Отправился в Брюссель только ради того, чтобы увидеть слепок руки Бальзака и иметь хоть какую-то точку опоры на натуру, без которой он никогда не обходился. Он выполнил массу эскизов, портрет, обнаженную фигуру. Но в конечном итоге создал «Бальзака» таким, каким он представился его воображению, – возбужденным, застигнутым среди ночи внезапным порывом вдохновения, – как символ стихии творчества. «Бальзак» решен как единственный красноречивый объем, воздействующий на зрителя всей силой своей художественной массы. Огромная фигура писателя закутана в плащ, лишь голова его дана в повороте или, скорее, в движении мысли, которой захвачена и озарена вся статуя. Одно мгновение – и в нем сконцентрировано все: словно «Поиски абсолюта» Бальзака направили Родена к его «абсолюту». После того как «Бальзак» был отвергнут Комитетом Общества деятелей литературы и заказ был передан скульптору А.Фальгиеру, Роден вернул выданный ему аванс и увез статую в Медон, где жил последние двадцать лет своей жизни.
.4 Пластика в скульптурах Родена
Важным в представлении мастера были пластические приемы, то что он сам называл «наукой лепки». Уже в ранних работах Роден утверждал именно глубинное понимание формы, при котором поверхность соответствует ее внутренней структуре, становится завершением объема.
«Правда моих фигур…не была поверхностной, а как бы вырастала из глубины, как сама жизнь»,- говорил мастер. Но венцом искусства он считал цвет. Его ощущения создавалось игрой света и тени на неровной бугристой поверхности роденовских статуй. Такая поверхность, подвижная, рельефная, беспокойная, становилась выражением сложнейших психологических движений, зримым воплощением тайной жизни души. Роден утверждал, что моделировать тень – значит стремится выявить мысли.
Поиски новых пластических приемов привлекли за собой разрыв с традиционным пониманием объемно-пространственных закономерностей в скульптуре. Гладкая, однообразная, холодная форма ложноклассических статуй была замкнутой в себе и безразличной к окружающему пространству .
Пластика Родена – это искусство впадин и возвышений – активна по отношению к окружающей среде. Свои динамизмом, своими активными движениями она вступает с нею во взаимодействие, насыщая ее излучением своей экспрессии.
Творчество Родена знаменовало собой новый этап в развитии пластики. Содержанием его скульптуры стали мысли, чувства, страсти человека в их изменчивости, в процессе непрерывных превращений. Формы и объемы его произведений выплескиваются за рамки буквального воспроизведения натуры, тяготея к гиперболе, динамической экспрессии и метаморфозе.
.5 Роден и импрессионисты
Имя Родена часто привычно отождествляют с искусством импрессионизма. Роден действительно является одним из его столпов, если понимать импрессионизм как огромное духовное явление, а не только как творческий метод. Импрессионизм в чистом виде можно встретить в творчестве итальянского скульптора М.Россо, работы которого Роден видел в Париже. Роден увлекался этими работами, но никогда не использовал метод Россо в построении своей художественной формы, она никогда не была основана у него на чисто зрительных впечатлениях, мимолетных эффектах или подчинена условиям определенного освещения. Скульптура Родена способна выдерживать разное освещение, потому что ее объемность всецело утверждена, а построение выполнено по строгой «науке планов», когда решающее значение остается за движением основных скульптурных масс. Скульптура Родена будет жить даже если лишить ее конкретных деталей. Но форма его усилена «особыми средствами»: их суть заключается в открытии и использовании им «перемежающихся раздражений», которые действуют на воображение зрителя гораздо сильнее, чем раздражения, «протекающие равномерно». Открытие Роденом способов усиления формы и акцентирования ее характеристик делают его искусство гораздо шире рамок импрессионизма. Это открытие таило в себе неограниченные возможности дальнейшего роста и развития скульптуры постимпрессионизма вплоть до крайне левых течений 20-го века.
Определим же расхождения и сходства Родена с импрессионистами.
Расхождение с импрессионистами:
. Обособлено родом занятия, он был скульптором, а не живописцем.
. Образ человека всегда сохранял для него первенствующее значение. Роден не только всегда изображал человека, но и заботился о широком, многоплановом понимании человеческого содержания. В портретных скульптурах Роден не ставил перед собой сиюминутное сходств как задачу, его портрет – не сумма характерных черт, а скорее «выжимка» всей человеческой сути и равносилен целой биографии.
. Исторические и литературные сюжеты наряду с психологическим подходом находили законное место.
. Преклонение перед античностью.
. Роден не боялся никакого материала, как не боялся он ни классических пленительных тел, и прекрасных и рискованных поз. Он был человеком чувственности, очень заметной в его искусстве. Это позволяет заключить, что Роден не отворачивался от широкой публики, в отличии от импрессионистов, а тем более от последующих поколений авангардистов., хотя и мог горько сетовать на то, что «толпа ничего не понимает в скульптуре».
. Пластика у Родена многообразна; в ряде работ она импрессионистична: формы «растворяются» в пространстве, живут в воздушной среде, как бы взаимодействуя с ней по принципу «взаимопроникновения». Поверхность этих скульптур трепетна- свет и тень образуют ее определяющее компоненты.
Общее с импрессионистами:
. Манера Родена замечательна большой пластичностью и подвижностью.
. Близость к жизни, понятие «живописный реализм» подходит не только к импрессионистическим полотнам, но и к ранней скульптуре Родена.
Глава 2. Ученики и последователи Родена
Влияние Родена, раскрепостившего искусство скульптуры от пути отвлеченных идеалов и мертвых штампов, утверждающего новое понимание пластической формы, было огромным. Майоль был прав, назвав его «гением, который дал движением целой эпохе».
Но только те, кто воспользовался уроками Родена для создания своего собственного стиля, выросли в больших мастеров. Среди них в первую очередь следует назвать Бурделя, Деспио, Голубкину. Наряду с ними искусство Родена породило и множество подражателей, неспособных постигнуть суть его творческих концепций и еще при жизни мастера превративших приемы в штампы.
.1 Анна Голубкина
Анна Семеновна Голубкина, замечательный русский скульптор Серебряного века и ученица Родена. Многое объединяло ее с мэтром. Голубкина нашла у Родена подтверждение своему представлению о художнике-творце, «настоящем артисте» – свободном и гордом. Ей были близки широта и масштабность замыслов Родена. Общаясь с великим мастером, Голубкина действительно становилась свободной. Их много роднило и сближало.
У Родена и у Голубкиной было схожее, благоговейное отношение к красоте человеческого тела. Роден называл его храмом. Близкие мысли высказывала Голубкина, говоря о совершенстве анатомического строения человека.
В мастерской Родена Голубкина увидела совершенное владение материалом, поняла, что значит «чувство материала», здесь она все более ощущала красоту верно найденных пропорций. В скульптурной группе «Граждане Кале» Голубкина видела «великую музыку» «гениальной свободы пропорций», к которой стремилась сама, с тем чтобы пропорции формы обрели способность передать пропорции духа».
Голубкина не раз создавала вариации на темы и мотивы Родена: «Прекрасная Омьер»(илл.16) Родена и «Старость» (илл. 15) Голубкиной, «Идущий человек» Родена и Голубкиной, «Бронзовый век» Родена и пластическая группа «Огонь» Голубкиной, «Ветер» Родена и портрет Андрея Белого Голубкиной – вот далеко не все примеры творческого созвучия двух мастеров.
Голубкину ожидали успех и признание. Роден и Голубкина были единомышленниками в искусстве, их мысли о сущности и целях искусства тождественны, их высказывания об этом звучат как диалог двух больших художников.
Анна Семеновна Голубкина: «Вы правы будете только в том случае, если вы искренно так думаете и чувствуете, только тогда это будит настоящая правда, которая дороже всего и которая скажется в работе и новым, и живым словом».
Огюст Роден: «Будьте глубоко и непримиримо правдивы. Никогда не бойтесь выразить то, что вы чувствуете, даже если ваши мысли противоречат общепринятым. Быть может, вы не сразу будете поняты. Но ваше одиночество не будет очень непродолжительным. Скоро появятся у вас друзья, ибо то, что глубоко истинно для одного человека, истинно и для всех».
.2 Камилла Клодель
Так же у Родена была ученица, ассистентка и возлюбленная Камилла Клодель.
Камилла Клодель и Огюст Роден – вероятно, вечной тайной останутся подлинные отношения этих людей. Можно лишь высказать предположение, что это было редкое сочетание высшей степени творческого и интимного. Безусловным является то, что Клодель многое привнесла в жизнь скульптора. Ее сильная, незаурядная личность позволила с определенного момента говорить с учителем на равных, стать его советчиком, оказывать влияние на Родена-человека. Мастер был очарован этой женщиной.
Годы, проведенные подле Родена, определили судьбу Клодель. Методы Родена становятся уникальной школой для ее творчества и ремесла. Она быстро учиться, успешно работает в глине, мраморе. Она выполняет множество прекрасных работ – бюст Родена, портреты брата Поля, «Зрелый возраст» (илл.17) , а так же ряд декоративных работ «Флейтистка», «Волна», «Вальс», «Сплетницы», «Пена», «Глубокая мысль», но все равно ее имя крепко привязано с именем Родена и тем, что она была его «возлюбленной и ассистенткой».
«Что касается мадемуазель Клодель, обладающей талантом с Марсово поле, она еще не оценена по достоинству…все, по-видимому, считают, что мадемуазель Клодель моя протеже, а она – не признанная художница, она может гордиться тем, что против нее выступили мои друзья скульпторы и другие, так как в этом ничего не понимают, дорогой друг, я уверен в успехе…» (Из письма Родена своему другу, французскому писателю Октаву Мирбо).
.3 Эмиль Антуан Бурдель
Роден был наставником и для Эмиля Бурделя.
«…Мне хотелось бы указать в назидание всем вступающим, что мой путь стал широким благодаря той жатве тайн, которую я собрал на поле Родена. Но я всегда хранил не тронутым внутренний закон своего искусства». Слова самого Бурделя о своем искусстве очень точно передают его отношения со своим наставником, к отношению к своему творчеству.
Бурдель, увлеченный Роденом, в 90-х годах будет учиться у него его энергии, патетическому «кипению бронзы» и, полемизируя с Роденом учился у него же несравненному чувству верности «конкретности форм».
Бурдель будет называть себя антиучеником Родена и всюду подчеркивать свою индивидуальность. Пойти по другому пути вызвало другое понимание героического образа в скульптуре. Если мир Родена формировался в условиях разочарования в действительности, в противостоянии с современным ему обществом, что сказывается в работах «Иоанн Креститель», в скорбной героике «Граждан Кале», мощи мысли «Гюго»- зов разбушевавшихся страстей, волнение стихий. Сама плоть у Родена кажется чем-то тяжким, сковывающим дух, тянущимся к земле, в землю, небытие. Искусство Родена – неразрешимая трагедия души и тела, духовного порыва и инертной материи. Бурдель конце 90-х испытал желание разрешить это противоречие. Отсюда – утрирование физической мощи в монтобанском памятнике. В то время Бурделю казалось, что простое, так сказать, арифметическое, преумножение силы , грандиозности человека может вырвать его из атмосферы рефлексии и сомнений.
Но Роден всегда рядом с Бурделем, всегда имеет влияние на него.
Спустя двенадцать лет после смерти Родена, Бурдель пишет: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти, более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден…
Если мир форм внезапно угаснет для меня, пусть принесут мне скульптуру Родена, и моя рука, пробегая по ее преувеличенным планам, прикасаясь к ним, озарится духом этих живых контуров. Их формы помогут мне вновь обрести утраченное зрение, и в душе моей зазвучит безмолвный гимн волн.
Такого искусство Родена.
Его наивысшее создание – это воплощение жизни в ее становлении, увековечение мгновений, когда время приобретает бесконечную глубину».
.4 Аристид Майоль
Хоть Майоль и был учеником Родена, он почти не испытал прямого влияния Родена, однако объективно унаследовал такие завоевания великого реформатора европейской скульптуры, как антиакадемизм, преклонение перед живой натурой и стремление к философской глубине образов. Вместе с тем искусство Майоля несло в себе новые идеи, близкие живописному постимпрессионизму.
Антитеза «Роден – Майоль» заключает в себе не только извечное противопоставление драматического и гармонического видение мира, но таких этапов исторического развития скульптуры. Если Роден завершал искусство 19-го века, то Майоль уже принадлежал к новому веку.
Как и для Родена, главным средством выражения для него остается обнаженное женское тело, но оно выражает теперь «красоту высшего порядка», его формы, сохраняя жизнеподобие, уподобились формам прикладного искусства и природным образованиям.
.5 Шарль Деспио
Родена следовало бы назвать первым среди учителей Деспио, хотя фактически он и не обучался в молодости у великого скульптора. Под впечатлением знакомства с пластикой Родена исполнены Деспио небольшие по размеру статуэтки – женские фигуры.
«В творчестве Родена, – говорил мастер, – я черпал смелость смотреть на мир собственными глазами, забывая все формулы и правила».
Появление портрета «Полетты» в парижском Салоне привлекло к себе внимание зрителей и критиков. С большой похвалой отозвался о работе молодого скульптора Роден. Уже на другой день после окончания вернисажа именитый скульптор отослал Деспио письмо, где предложил ему работать в своей мастерской. Приехав в Медон, молодой скульптор получает вскоре заказ на бюст госпожи Елисеевой.
С этого времени начинается сотрудничество двух скульпторов. Деспио занимается переводом в мрамор многих работ Родена. Отношения двух художников были вполне дружескими, но не близкими. Деспио держался почтительно, но умел сохранить независимость. Благодаря высокому мнению и поддержке Родена Деспио получил орден Почётного легиона.
Это не все ученики Родена, но те, которые вошли в историю как полноценные, талантливые мастера своего дела, оставившие свой след в искусстве.
Заключение
Творческий путь Родена был сложным и ярким, художнику пришлось многое пережить, отстоять своё искусство. На протяжении долгого времени он боролся за свое видение, свой творческий метод.
Триумф и подлинная слава пришли к нему в 60 лет. В 1900 году, во время Всемирной выставки в Париже, на которой Большом дворце искусств Родену дали всего одно место ( для композиции «Поцелуй» 1886), он открывает собственный павильон на площади Альма, где выставлял 168 работ. Это была первая персональная выставка Родена, положившая начало всемирной известности и материальному благополучию. Все крупнейшие музеи мира приобрели с этой выставки работы Родена. По сути, почти с этого момента новое поколение скульпторов начинает свергать его с пьедестала абсолютного гения. Родена начинают упрекать в приблизительности формы (Майоль), в возне с грязью (Бранкуси), в низведении скульптуры на самый низкий уровень (Ромен), в схожести с пеплами Геркуланума и Помпеи (Архиепнко), от него отречется Бурдель. Но все это необъективность и пристрастность «детей». На протяжении столетий ни один из скульпторов не оказал такого сильного влияния на развитие скульптуры, как Роден. Ни один не встретил за свою жизнь столько ожесточенной критики от собратьев по цеху. Ни одному не досталось столько восторгов.
Целью работы было определить роль и значение Родена в искусстве своего времени и последующего.
Огюст Роден личность масштабная, великая. Как явление он не остался незамеченным, его работы в силу своей исключительности навсегда утверждены в первом ряду всего великого, что создано в мировой скульптуре. Наследие Родена можно рассматривать как энциклопедию истории скульптуры 19 века и начала 20-го, он объединяет себе идеи романтизма и реализма, импрессионизма и символизма, содержит черты модерна, патетического гротеска, экспрессии, является отправной точкой многообразных скульптурных исканий эпохи постимпрессионизма. Утверждая реализм не только как мировоззрение, но и как последовательный творческий метод, Роден совершает подлинную революцию в мировой скульптуре.
Роден явился создателем новой системы пластического мышления. Он освободил скульптуру от условного этикета поз и постановок, от сюжетного «канона» аллегорий и иносказаний. Он дал ей новые приемы выразительности и художественные образы, способные вместить мировосприятие и мирочувствование новой эпохи. Руководящим принципом для Родена была глубокая и непримиримая правдивость, отнюдь не эквивалентная банальность точности воспроизведения «видимостей» . Его правда требовала от него проникновения и раскрытия сокровенной сути, души явлений, концентрированной сосредоточенности на главном, сознательности в отборе ценностей из огромного потока случайного и преходящего.
Принципиальной новацией Родена явилась психологическая выразительность обнаженной натуры. Психологизм Родена относился не только к выражению лица. Но и в движении тела, в каждом человеческом мускуле, меняющемся в радости и в горе. Пластически совершенный и правильно построенный фрагмент, насыщенный энергией жизни, обретет у него право на эстетическую самостоятельность. Он откроет для скульптуры новые жанры – торс и фрагмент.
Работы Родена – сокровища, наполненные жизнью и пленяющие своей правдивостью во все времена. Если вспоминать скульпторов Франции, то невольно приходит первым имя Родена, ведь он посвятил себя искусству целиком и полностью, нет другого такого художника, который так трепетно и так страстно любил бы своё дело, так преклонялся перед ним.
Оценка Родена менялась с течением времени. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим представителей консервативного искусства своим подходом к скульптуре. Но в последние годы жизни к нему пришёл оглушительный успех, Роден был повсеместно признан величайшим мастером со времён Микеланджело. Роден был учителем и эталоном многим поколениям скульпторов, в мастерскую он брал не учеников, а помощников, мастеров, там же они помогали Родену и учились у него.
Его огромное воздействие на всю последующую скульптуру общепризнанно.
Список литературы
1. Апчинская, Н. Аристид Майоль / Н. Апчинская. М., 1981.-62 с
. Вейс Д. Нагим пришел я…Пер. с англ.- М.: Правда. 2009.- 688 с.
. Встреча через столетие. Роден, Голубкина, Клодель, каталог выставки, изд. Сканрус, М., 2009. -111с
. Зарецкая З.В., Косарева Н.К .Французская скульптура 17-20 веков, изд. Государственного Эрмитажа,- Л.:1963.
. Нере Ж. Огюст Роден : скульптура и рисунок / Ж. Нере ; пер. с англ. … ред . Т. И. Хлебнова. – М. : АРТ-РОДНИК, 2011. – 191 с.
. Прокофьева , пер. Лимпан Э.А. Бурдель. Искусство скульптуры. – М.: изд. Искусство, 2008
. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины Х1Х в.-М.: Искусство, 2011.- 319 с.
. Роден О. Беседы об искусстве. Пер. с фр. Л. Ефимова, Г. Соловьевой. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 320 с.
. Фрер Анри. Беседы с Майолем. Вступительная статья и примечания Н.В.Апчинской. – Л.: Искусство, 2011. – 192 с
Приложение
1.Проспер Д’Эпине «Амур, просящий подаяние», 1887 2. Жуль Далу «Купальщица», 1880
. Далу, Крестьянка с ребенком, 1873 4.Карпо, Танец, камень. копия Бельмондо, 1863-69
. Огюст Роден в мастерской 6. Огюст Роден
. Огюст Роден. Бронзовый век, 1877. Музей Родена, Париж, Франция.
. О.Роден, Человек со сломанным носом, 1869 9.О.Роден, Иоанн Креститель, 1878
. О.Роден, Граждане Кале, 1884-1886
. Мыслитель, 1880
13. О.Роден, Ева( 1881) 14. О.Роден памятник Бальзаку (1890-1898)
. Голубкина, Старость , 1898 16. Роден , Та, что была пекрасной Омьер, 1885
. Клодель, Зрелый возраст, 1898
Эмиль Антуан Бурдель. Геракл. 1909.
Деспио, Вакханка, бронза, 1909
Майоль «Гора» (1935-1938)