- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,33 Кб
Роль творчества в организации свободного времени молодежи на примере ‘стиляг’
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Курганский государственный университет» (КГУ)
Кафедра культурологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Теория и технология культурно-досуговой деятельности
На тему: «Роль творчества в организации свободного времени молодежи на примере "стиляг"»
Выполнил: студентка 1 курса
специальности Социально-культурная деятельность
группы И-10413
Назарова Мария Михайловна
Научный руководитель
Тишкина Елена Ивановна
Курган 2014
ВВЕДЕНИЕ
Темой моей курсовой работы является: Роль творчества в организации свободного времени молодежи на примере "стиляг". Цель работы: раскрыть Роль творчества в организации свободного времени на примере стиляг. Показать, как эти понятия связаны с частью дисциплины культурно-досуговая деятельность, и как повлияли на ее дальнейшее существование.
Творчество являлось и является необходимым видом деятельности еще со времен появления первых людей. Оно всецело влияет на личность и моральные установки человека, способствует саморазвитию и открытию в себе новых способностей. Основная задача творчества – создание чего-то нового. Это создание не обязательно должно быть новым для всего общества, а может таковым являться лишь для отдельных людей. Также творчество помогает выразить все свои внутренние размышления и переживания и перенести их в результат творческой деятельности.
Современная молодежь нередко забывает про творчество и переносит его на второй план. Что пагубно влияет на молодое поколение и не позволяет развиваться во многих направлениях. Молодежь все чаще предпочитает пассивный отдых или отдых, который никаким образом не несет какого-либо развития для молодых людей, что часто несет за собой деградацию поколения и обесценивание многих нравов и моральных принципов и устоев.
Одним из проявлений творчества является субкультура. В СССР первая появившаяся субкультура – стиляги. Она понесла за собой массу изменений в обществе, в моральных устоях и взглядах, причем в лучшую сторону.
Именно поэтому я выбрала именно эту тему для своей курсовой работы. Я считаю, что поставленные мной проблемы как никогда актуальны в наши дни. Каждый человек волнуется за будущее своего поколения и последующих, я не исключение. Я считаю важным и просто необходимым рассмотреть вопросы, поставленные мной в этой работе.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятие «Молодежь»
Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским:
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.
Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи:
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных этому обществу закономерностей социализации.
Молодежь- это особая социально-возрастная группа, которая отличается возрастными рамками и своим социальным статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторые ученные считают, что молодежь -совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможности социального становления, обеспечивая их льготами, но в то же время ограничивая в возможности их активного и непосредственного участия в конкретных сферах общества.
Возрастные рамки, которые позволяют относить людей к молодежи в каждой стране свои. Но можно установить нижнюю границу – между 14 и 16, и также верхнюю – между 25 и 30 и даже более годами.
Исходя из информации Всемирного доклада о положении молодежи за 2005 год, количество молодежи в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (по данным 1995 г.) до 1,15 (2005). В текущее время процент населения планеты молодыми людьми составляет около 18 процентов от общего числа населения мира. Около 85 процентов молодых людей живут в развивающихся странах и из них около 209 миллионов живут на средства, не превышающие 30 рублей в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 60 рублями в день. Около 10 миллионов молодежи живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя следует заметить, нынешнее поколение молодежи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, не стоит забывать, что 113 миллионов детей не посещают школу, это вполне объясняет существование 130-миллионной группы неграмотных молодых людей современного мира.
Молодежь в большей части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Но следует учитывать и тот факт, что перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации тех издержек и потерь, которые несет страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в одно экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Молодежь можно считать своего рода резервом, который выступает на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамично общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизируются и не интегрируется, а часто подавляются.
Молодежь, по мнению. Социолога Карла Мангейма, выполняет функцию, оживляющего посредника социальной жизни, Эта функции имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества.
Молодежь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию.
Но противоречивость и нестабильность молодежного сознания и мышления влияет на многие типы поведения и деятельности личности. Проще было бы рассматривать это качество молодежного сознания только отрицательно или как специфическое проявление возрастных особенностей. Такая характеристика молодежного сознания устанавливается и контролируется рядом факторов и объективных обстоятельств.
Во-первых, в условиях современного общества все больше усложняется и увеличивается по продолжительности процесс социализации личности, исходя из этого изменился и критерий ее социальной готовности и зрелости. Это определяется не только приобщением к самостоятельной трудовой жизни, но и окончание процесса образования, получением профессии, материальной независимостью от взрослых. Действие перечисленных факторов не одновременно и не однозначно в каждой социальной группе, и исходя из того, мы видим, что усвоение молодым человеком системы социальных статусов и ролей взрослого оказывается неоднозначным и противоречивым. Представитель молодежи может быть серьезным и ответственным в какой-то одной области, но и чувствовать и вести себя как подросток в другой.
Во-вторых, процесс становления социальной зрелости молодежи идет под все целым влиянием многих независимых факторов – семьи, коллектива, организаций, средств массовой информации. Эта полигамность институтов и механизмов социализации не состоит из строго иерархичной системы, каждый из них следует специфическим целям и задачам. Социальная зрелость несет за собой целостность сознания в активности личности ее потенциальных социальных и психологических качеств и процессов. Не стоит забывать про отношение личности к своим возможностям. На этом этапе исследования можно обозначить когда у человека создаются собственные отношения и взгляды, для него характерны требования, оценки и самооценки.
Молодежь, как особая возрастная и социальная культура всегда воспринимала по-своему ценности культуры, во все времена создавала молодежный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, Стиляги в СССР, Эмо, Готы, Панки, Ванильки – в Новой истории.
Субкультура – совокупность норм и ценностей, присущая группе и отличающая ее от большинства обществ, отличная от культуры взрослых и отражающая жизнь подростков примерно от 10 до 20 лет. Субкультура получила большее развитии в 20 в, это можно объяснить многими причинами: незанятость трудом, увеличение сроков обучения, акселерация. Субкультура молодежи является одним из институтов, факторов процесса приобщения школьников к обществу, оказывает неоднозначное влияние на молодежь. С одной плоскости, она выделяет молодежь от целостной культуры общества, с другой – помогает освоению ценностей, норм. Молодежная субкультура носит не познавательный или творческий, а скорее развлекательно-реактивный и потребительский характер. Как в России, так и во всем мире ориентируются на американский образ жизни, а не на ценности своей родной культуры. Одним из характерных явлений субкультуры является сленг, который значительно затрудняет общение между молодежью и взрослыми, создавая барьер между ними.
В настоящее время молодежь Российской федерации – 39,6 миллиона молодых граждан, что составляет 27% от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в РФ, к категории молодежи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Но в последнее время в большинстве субъектов Российской федерации наблюдается тенденция смещения возрастного ценза до 35 лет.
По результатам исследований, можно сказать, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, и лишь 33% молодых граждан интересуются политикой. Хотя сама политика интересуется молодежью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний. Впервые активное вовлечение молодежи в избирательные процесс было в 1996 г. во время президентских выборов. На тот момент было важно привлечь на избирательные участки именно молодежь, готовую поддержать реформаторский курс Б. Ельцина. В результате возник своеобразный конфликт между представлениями молодых людей об участии в выборах и их реальным политическим поведением. Так, если 66% считают своим долгом участвовать в выборах, то только 28% из них приняли участие в голосовании на выборах депутатах Государственной думы РФ в 2003 г. В периоды между выборами, как правило, политическая активность молодежи снижается. Только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Следует учитывать, что за последние годы возросло число молодежных политических организация «Мы», «Молодежное движение», «Наши», которые наряду с возрожденными в начале 90-х годов молодежными коммунистическими организациями и молодежным крылом «Яблока» и ЛДПР составляют яркую и пеструю палитру шумных политических молодежных структур. Их деятельность зачастую сопровождается акциями, которые ориентированы в первую очередь на привлечение СМИ.
В условиях вынужденного притока мигрантов, молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития и укрепления российской культуры и межнациональных отношений. Но теория не всегда оправдывается практикой. Около 35% молодых людей испытывают неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрили бы решение о выселении за пределы регионы некоторых национальных групп. Эти цифры весьма печальны, но такова правда. Учитывая поведение некоторых отдельных иностранных личностей на территории России, не смею не согласиться с 35%.
У каждого человека есть свой кумир или идеал. У молодежи это особенно ярко выделяется и пропагандируется. По данным исследования от июля 2012 г. молодые люди в возрасте 18-24 лет считают своими кумирами поп и рок-звезд также в этот список входят успешные бизнесмены 52%, олигархи 42%, спортсмены 37%.
К факторам, которые пагубно влияют на состояние молодежи относят распространение курения, наркомании, алкоголизма и токсикомании. Повышается цифра самоубийств молодых людей. Они стремятся уйти от окружающих проблем в свой мир, но этот мир ко всеобщему разочарованию способствует лишь распространению алкоголизма, курения и наркомании среди молодежи. Наркомания сегодня становится одной из острой проблемой, способствующую социальной разрухи, представляя огромную угрозу стабильному функционированию общества в целом. По заявлениям многих ученых и специалистов, причиной роста наркомании можно считать исход конфликта личности и социума в целом, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.
Правительство ежегодно ужесточает законы, которые относятся к алкогольной и табачной продукции, но большая часть молодежи никак не реагирует на данные запреты. Возможно, чем больше ограничений ставить, тем больше их пытаются нарушить и преступить. Ежегодно проводится большое количество мероприятий, посвященных пропаганде здорового образа жизни и попытки привлечения детей и взрослых к спорту и здоровому питанию. Огромное количество опросов по результатам одного из них, абсолютное большинство опрашиваемых считает, что здоровый образ жизни зависит от собственных усилий самого человека.
Большая часть считает, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далеком будущем.
1.2 Значение досуга в жизни молодежи
В данный момент все больше внимание ученые и специалисты обращают на проблемы молодежного досуга. Во многом это обусловлено охватом изменений, с помощью которых характеризуется этот раздел жизни и деятельности.
Появляется возможность говорить об увеличивающейся роли свободного времени для молодежи, и как результат об увеличении его воздействия на приобщение к обществу молодых людей. При анализе молодежного досуга, предварительно следует уточнить определенный ряд понятий, которые связаны с его предметом.
В связи с тем, что понятие "досуг" является фундаментальным для характеристики досуговой области, то возникает необходимость в его точном определении.
Первоначально слово «досуг» обозначает разрешение, допуск.
Существует несколько значений, вот некоторые из них.
. Свободная возможность совершать что-то специфическое;
. Возможности, раскрывающиеся вне области профессиональной активности;
. Способность управлять свободным временем по своему усмотрению;
Под досугом современного человека и в том числе представителя молодежи подразумевается время, которое освобождено от труда в области производства, воспроизведение человеком жизненных возможностей в границах общественных отношений.
Чтобы определить свободное время человека, нужно и суток вычесть время, которое у него занято, в том числе это время, затрачиваемое на:
Работу и сопутствующие процессы, дорога домой и обратно;
Физиологические потребности (отдых);
Покупка и действия жизненно необходимого характера (покупка продуктов, готовка пищи);
Необходимые действия, направленные на близких людей (уход за больным);
Оставшееся время определяется как свободное время или досуг.
Понятие досуга, которое существует в каждой культуре индивидуально фактически основано на его положительной оценке. Социум основывается на том, что каждый человек должен тратить это время в первую очередь на рекреацию и на внутреннее развитие.
Необходимость человека в отдыхе объясняется утомлением в первую очередь на биологической основе. Отдых обуславливает осуществление человеком одной из основных потребностей в релаксации, переключении внимания с одного объекта на другой. Она всецело неотделима от другой потребности – активности. В процессе жизнедеятельности людей эти две потребности реализуются в непрерывном чередовании активности и релаксации.
Значение отдыха намного шире его физиологической основы, это связанно также и с пассивной релаксацией. Отдых может реализовываться через активные досуговые типы, это связано с процессом актуализации социальных и культурных возможностей человека. Всецело эффективен активный отдых – занятия физическими упражнениями, делом, приносящим удовольствие, особенно когда оно основано на творческих элементах. Такой тип отдыха предоставляет человеку возможность выбрать занятий в свободное время. Несомненно, активный отдых проходит в иных формах, нежели в состоянии безделья, сна, он несет за собой быстрое восстановление сил, а его последствия приобретают фундаментальный характер.
Феномен отдыха в широком смысле связан с действием рекреационного характера (восстановление здоровья)
Под словом "рекреация" ученые понимают биологическую активность человека, направленную на восстановление физиологического потенциала, но помощь в оздоровлении душевнобольных. Исходя из этого рекреация обозначается как целостное физическое и социально-культурное оздоровление. Рекреационная активность человека зависит от его потребностей и интересов, от традиций его национальной культуры, от поведения его ближайшего социального окружения.
На всех жизненных этапах человека создается сложная сеть, которая состоит из вариативных предпосылок и мотиваций, которые и определяют характер, эффективность рекреационной активности. Активность считается результативной, если в ее конце создаются восстановительные или, другими словами, рекреационные эффекты.
Проявление рекреационного эффекта состоит в том, что человек испытывает чувство удовлетворения и облегчение, от проведенного отдыха, так как его организм достиг необходимого уровня энергообмена. Человек, получающий рекреационный эффект находится в состоянии психологического и физического комфорта, возникает ощущение баланса эмоциональной и культурной самооценки, готовность к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и повышенная самооценка базируются не только на внутренних ощущениях, но и на осознании человеком важности социальных стандартов труда и отдыха.
Можно выделить основные характеристики досуга молодежи:
досуг основывается на ярко выраженных физиологических, психологических и социальных аспектах;
досуг предполагает свободную творческую деятельность;
досуг способствует формированию и развитию личности;
досуг есть область удовлетворения потребностей личности;
досуг способствует удовлетворению, веселому настроению и личному удовольствию;
досуг способствует саморазвитию и самовоспитанию личности
Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что основой молодежного досуга является творческое поведение людей в свободной для выбора области занятий и уровня активности основываются на потребностях человека.
У каждого типа молодежи свои досуговые предпочтения. Это основывается на разных типах молодых людей. Можно выделить несколько типов молодых людей.
Первый тип можно условно назвать «Семьянин». Для молодежи этого типа характерен достаточно ограниченный традиционный круг общения, ориентирован в основном на устойчивые контакты с семьей, соседями и знакомыми, в частных случаях – с коллегами. Характерны простые формы досуга такие как, просмотр телепередач, чтение книг, работа в доме или просто отдых. В настоящее время к этому типу молодежи относится около 12% респондентов.
Следующий тип, по сравнению с предыдущим, насчитывает порядка 30% молодежи – «Общительный», в отличие от «Семьянина», он ориентирован в первую очередь на контакты с обширным кругом людей. Представители этого типа используют более современные типы досуга, такие как компьютер, хобби, музыка. Обязательность и регулярность встреч с друзьями являются практически доминирующей формой социальной жизни.
Третий тип включает в себя около 25% от общей численности молодежи, основан на регулярных общественных контактах вне устоявшихся семейно-дружеских отношений, этот тип молодых людей можно условно назвать – «Развлекающиеся» Представители этого типа лишь пассивно общаются с друзьями, они совместно посещают кино, театры, клубы, бары. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них весьма значимым. Среди представителей этого типа наиболее высока доля людей, которые являются поклонниками современной музыки.
Четвертый тип молодежи можно определить как «Социально-Активный». Он включает в себя порядка 25 % молодежи, который сконцентрирован скорее на развивающихся формах общения, таких как посещение выставок, музеев объединений по интересам и так далее. Такой образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат, что придает ему активность и организованность, тем самым улучшая дисциплину его последователей. «Социально-активный» тип – один из наиболее богатых с точки зрения общественного участия, именно это и сближает его со стилем жизни молодых людей Запада.
Пятый тип – «Одухотворенный» – существует как бы в стороне от социума, останавливаясь на устоявшихся семейно-родственных отношениях. Конкретно здесь проявляется тенденция изоляции от молодежной культуры и среды и заменяется кругом мировоззренческих единомышленников.
Представители этого типа религиозны и регулярно посещают церковь или другие собрания подобного рода, принимают активнейшее участие в каких-то политических объединениях. Не стоит забывать, что религиозное и политическое участие молодежи крайне невелико. Представители этого насчитывают всего лишь около 5%.
Таким образом, можно проследить и понять, что молодежь в первую очередь ориентирована на друзей, чем на семью. В этом ее основное отличие от поколений, старше его.
Значение молодежной культуры можно наблюдать в различных материалах и результатах исследования досуга. Досуг все больше становится главенствующей сферой жизнедеятельности молодежи. Настоящая жизнь начинается за порогом школы, вуза, института. Молодежь погружается в досуг как в, своего рода, защитный панцирь, где она по-настоящему независима. Главными элементами досуга можно считать: отдых, размышление, праздник, мероприятия, творчества, развлечения. Для молодых людей основным из них стали общение, развлечение и самообразование. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная и познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.
Важным отличием молодежной субкультуры является главенствующая позиция потребления над творчеством. Роль потребления в развитии культурной личности многозначительна, но, по сути, приобщении к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной деятельности.
Одной из характерных особенностей, отличающей молодежную культуру на современном этапе от других культур, является ее возрастающая отстраненность от официальной культуры и традиционных культурных ценностей.
Неформальные молодежные объединения дают молодежи то, чего часто не могут дать им учреждения культуры и досуга- возможность реализации своего "я", творческого самовыражения, саморазвития. Неформальная молодежная культура, черпает свои направления и формы, жанры снизу, является более приближенной к интересам и запросам молодежи, специфичности различных социальных групп, чем официальная культура для молодежи, ее устаревшими методиками, отсутствием идеологии и развития национальной культуры. Отсюда исходит взаимная авторитарность и неприятие, и снижение возможностей для государственного регулирования процессов, протекающих в сфере молодежной культуры.
1.3 Проблемы организации свободного времени молодежи
Многие сейчас утверждают, что современные подростки совершенно забросили книги. Такое высказывание можно услышать не из одних уст. В чем же дело? Если провести параллель с прошлым, то сразу легко заметим, что книг стало действительно больше.
Многие ученые считают, что причина кроется в сокращении доступности культурных ценностей. Стали тормозиться такие процессы как процесс разработки и воплощения в жизнь программ использования культурных учреждений по назначению. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств, привело к их резкому ухудшению и сокращению.
С другой стороны, существование такого объемного количества свободного времени заставляет молодежь самим его себе организовывать. Общественная незадействованность несет за собой развитие антисоциального поведения. «Со скуки» в настоящее время совершается большинство хулиганских поступков и посягательств, употребление алкогольных табачных, наркотических и токсических веществ. Получается, что молодые люди «принадлежащие самим себе» склонны к девиантому поведению, не следующему нормам и ценностям общества. Не необходимость и потребность в предметах первой необходимости заставляют молодых людей вставать на путь криминала.
Вседозволенность и наплевательское отношение, желание развлечься и «позабавиться», зачастую проявляющиеся сами по себе, без видимой причины, подкреплены иждивенческой установкой к жизни, именно они являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людей молодого возраста.
В последнее время молодые люди употребляют различные спиртные напитки и не видят в этом ничего особенного или плохого. Существует несколько причин, по которым молодежь начинает употреблять спиртные напитки. Эти причины весьма разнообразны, начиная от семейных, заканчивая личными психическими изменениями. Многие молодые люди начинают употреблять спиртные напитки в компаниях, когда на какое-то время смыслообразующим отношением становится отношения « я и группа». Сильным, а со временем и основным системообразующим моментов в этих взаимоотношениях становится групповая выпивка, регулярное злоупотребление алкоголем, которое становится не только особой асоциальной по своей направленности деятельностью, но и ведет к оторванному от реальности иллюзорно-компенсаторскому удовлетворению потребностей, подавляет и перестраивает иерархию мотивов, также помимо этого является опаснейшим ядом для организма и нервной системы, головного мозга.
Еще одна проблема досуга молодежи – насилие в компьютерных играх. Как известно, наиболее кровожадными, особенно в последнее время, являются игры, такого жанра как Action. Виртуальное насилие действует на людей негативно и его следует запретить.
Но существует и другое мнение, что кровавые компьютерные игры являются безопасной альтернативой насилию реальному.
Другая часть людей не рассуждает ни о чем – они просто играют.
Мы все привыкли считать насилие злом, что вполне соответствует действительности. Но магия игры имеет глубокие корни. Так или иначе, все нормальные живые существа любят играть, у всех есть такой инстинкт как «инстинкт интереса», которые требует отыскивать для индивида интересные занятия для времяпровождения. И в этом плане и молодежь и взрослые люди одинаковы, так как им одинаково неинтересно то, что неинтересно и интересно то, что интересно. Различие существует лишь в том, что взрослым необходимо заниматься делами, чтобы зарабатывать на проживание, а молодежь часто живет за счет родителей, что позволяет ей развлекаться с утра до позднего вечера, забыв об ответственности. Но не следует забывать, что ответственность является неотъемлемой частью реальной жизни любого человека. И чему же научится ребенок, который не сталкивался с ответственностью. Ведь в игре все просто – не получилось что-то, начал заново, исправил какие-то ошибки. Как он сможет научиться тому, что в реальной жизни нет второго шанса, и чаще всего не будет, ошибки не всегда можно будет исправить.
Актуальной остается проблема отдыха для российской молодежи. Сейчас, к сожалению, актуален такой тип отдыха, как «уличный». Это значит, что больше половины российских подростков проводят свой досуг на улице, в кругу друзей. В связи с этим неуклонно растет уровень преступности, наркомании, проституции. Становится все более актуальным среди молодых людей общение с использованием не нормативной лексики. У молодежи в связи с этим сужается кругозор и уровень образования и потребностей.
В последние годы резко сократились посещения библиотек. Даже студенты сел и провинциальных городов ходят в библиотеку лишь за готовым рефератом или курсовой работой. Молодежь мало интересуется литературой и театром. По их мнению, в столице лучше жить лишь из-за того, что у москвичей гораздо больше возможностей для интересного и разнообразного проведения досуга: клубы дискотеки, цирки, зоопарки.
Сфера интеллектуального досуга все более сокращается. Чтение книг и журналов занимает все меньше места в жизни молодых людей. Даже у студентов преобладают пассивные типы проведения свободного времени. Утрачивают свою актуальность выставки, музеи. А все больше популярности приобретает компьютер, интернет.
Таким образом, становится очевидным, что проблемы организации досуга касаются всего поколения молодежи. И что занятость части молодежи в каких либо секциях, кружках, студиях мало влияет на то, как они проводят свое свободное время. Но, исходя из всех перечисленных проблем, нетрудно заметить одну простую истину: народ имеет дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают – любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. Поэтому пути решения проблемы досуга молодежи в России, как и все остальные необходимо решать, про них нельзя забывать, иначе потом, их решение станет еще более сложным.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ТВОРЧЕСТВО КАК ВАРИАНТ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ
.1 Понятие «Творчество»
Творчество – процесс деятельности в результате, которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности, или итогом является создание объективно нового. Главный критерий, который отличает творчество от производства – неповторимость его результата. Итог творчества невозможно точно вывести из начальных условий. Ни один человек, кроме самого автора не сможет получить такой же результат, если даль для него ту же исходную ситуацию. Исходя из этого, следует сказать, что в процессе творчества автор вкладывает в исходный материал некоторые несводимые к трудовым процессам или логическому выводу возможности, выражает в итоге какие-то грани своей личности. Именно этот факт всецело придает результатам творчества дополнительную ценность, по сравнению с другими продуктами производства.
Таким образом, творчество – это
Деятельность, несущая за собой создание чего-то качественно нового, никогда до этого не существовавшего;
Создание чего-то нового, несущего ценность не только для автора, но и для других людей.
Творчество с учетом социальной принадлежности следует рассматривать в связи с деятельностью человека, который преобразует мир в соответствии со своими целями и потребностями на основе законов действительности.
Творчество как особый тип человеческой деятельности следует отличать от других видов. Таким образом, творчество следует понимать как созидательную деятельность, противостоящую разрушительной деятельности. Выявляя необычные качества и свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает некоторый прирост, достижение новых целей и результатов. Вместе со всем вышеперечисленным такое противодействие не является абсолютным: творчество может включать в себя и момент деструкции, тогда, когда необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового.
Толкование творчества как продуктивной деятельности выводит его на такие характерные качества как полезность, ценность, актуальность. Не следует забывать, что полезность не является специфическим признаком конкретно творческой деятельности, но недооценка полезности может свести на нет творческие усилия.
Творчество – принятие нестандартных решений в ситуациях, которые не имеют в своем роде аналогов в прошлом. В процессе творчества не только происходит создание чего-то оригинального, но и развивается сущностная сила человека, его способности и уровень мастерства. Творчество – процесс самореализации, объективизация свободы. Несмотря на то, что в творчестве присутствует элемент бессознательности, оно не противопоставляется рациональности, а является ее естественным дополнением.
Рациональное – фундамент, условие для реализации и проявления творчества.
Существуют разные виды творчества. Новое для корректного человека не всегда новое для социума в целом. Высшее творчество в науке, производстве, культуре определяется новизной достигнутых результатов в масштабах ее исторической значимости. Хотя и для конкретного человека поначалу творчески-уникальное и необычное, со временем теряет новизну и превращается в привычный элемент жизни, и уже не вызывает восхищения или особого внимания.
Если творчество выражается в приспособлении человека к изменчивости обстоятельств жизни, то антиподом творчества можно считать догматизм. Догматизм ориентирован на сохранение стабильности и равновесия, что в итоге ведет к такому процессу, как деградация. Творчество нацелено на оригинальность и неповторимость, а догматизм на размышления и действия по неизменным, готовым образцам.
Важнейшим механизмом творчества принято считать интуицию. Она достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике и тому подобное.
Общими чертами интуиции является: непосредственность, неосознанность путей достижения результатов, внезапность. Интуиция близка к таким состояниям как, вдохновение, духовное видение, откровение. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. Не следует забывать, что интуиция не исключает возможность ошибок, поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения, обращаясь к логике.
Таким образом, творчество – это процесс человеческой деятельности, в результате которой порождаются новые материальные и духовные ценности.
2.2 Виды творчества, используемые для организации свободного времени молодежи
Каждый человек способен к творчеству. Творческой является любая деятельность, если она увлекает и вбирает в себя лучшие душевные силы и возможности человека. К творчеству относят рукоделие, выжигание, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, участие в художественной самодеятельности. Техническое творчество предполагает изобретение каких-то новых вещей конструирование, рационализаторство.
Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Оно приносит душевное удовлетворение и одновременно является средством совершенствования и развития личности. Многие формы досуга включают в себя элементы творчества, причем возможность творить открывается не всем, так как некоторые молодые люди не хотят или не могут полностью раскрыть или реализовать себя, тем не менее на генетическом уровне, каждый человек способен к творчеству.
Ученые провели опрос о досуге молодежи, который содержал вопрос:«Что вам больше всего нравится делать в свободное время?» мнение респондентов разделилось. Большинство опрошенных предпочитают встречаться с друзьями (67%), а также смотреть телевизор и сидеть за компьютером (49%), слушать музыку (44%), ходить в кино (36%). Занятие в кружках и секциях выбрали 22% респондентов. Посещение театров и выставок выбрали 20%, чтение книг – 15%
Также молодые люди указали, что досуг помогает развиваться творчески (56%) .По мнению респондентов, для этого необходимо: проведение массовых акций, бесплатные занятия спортом, туристические слёты, бесплатные кружки и секции, возможность играть своей музыкальной группой на публике, ознакомительные экскурсии в музеи, а также программы по стимулированию и развитию творчества, проведение творческих концертов.
В целом у молодых людей имеется большой творческий потенциал, который необходимо развивать. Тем не менее существует проблема организации досуга, так как приоритетными видами досуга у молодёжи являются: общение с друзьями, посещение дискотек и ночных клубов, общение в социальных сетях и пользование компьютерами с целью игры. Большинство молодежи мало увлекается спортом, что оказывает негативное влияние на их здоровье. На выбор досуга у большей части молодых людей оказывает влияние компания, меньше – старшие друзья. Поэтому молодежи необходимо помогать в организации досуга, направлять её активность в этой сфере, использовать ее творческий потенциал.
Несомненно, досуговое творчество всецело является любительским, и не всегда достигает высшего профессионального уровня, тем не менее, оно выступает в качестве надежного средства раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
Актуальность изучения досуга молодёжи как средства развития ее творческой активности обусловлена тем, что организация досуга для современной молодежи является одной из первостепенных проблем, так как в этой области реализуются многие потребности молодых людей. В настоящее время, досуг является важным фактором, который влияет на процесс творческого развития личности, в том числе молодого человека. Поскольку в этой сфере молодые люди могут реализовать свою индивидуальность, в ней они становятся свободными от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в её рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человек, что может привести к смене ценностей и не умению правильно организовать своё свободное время. Поэтому в современном обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи и развитие ее творческой активности приобретает особую остроту и требует изучения.
Кроме того, досуг является одной из сфер, определяющих благополучие любого человека.
молодежь неформальный творческий досуг
ГЛАВА ТРЕТЬЯ СТИЛЯГИ
3.1 Принципы организации свободного времени молодежи в СССР
О развлечениях советской молодежи в довоенные период мы знаем лишь из книжек, фильмов, историй старших, но давайте узнаем, что же происходило на самом деле. Большое внимание всегда уделялось спорту и физической культуре молодежи. В 1931 вводится обязательный для всех комплекс ГТО – Готов к труду и обороне, он стал основой для организации физического воспитания молодых людей в СССР, способствовал укреплению здоровья, силы и выносливости.
Молодежь получала многие физические и необходимые военные навыки. Свободное время направлялось на походы, на каток, площадки, стадионы, походы в кино, театры, танцы под патефон. В деревнях же танцы под гармошку. Популярны были традиционные посиделки, или как их называли в то время – вечерницы.
После войны произошли значительные изменения к вопросу досуга.
Были организованы духовые оркестры, они играли в выходные дни на площадях, парках, аллеях. Под их музыку организовывались танцы.
Но находились те группы молодежи, которые хотели выделиться из массы правильных одетых людей. В связи с этим в начале 50-х годов появляются представители молодежной субкультуры, для которой идеалом была жизнь американского населения. Они себя называли стилягами. В первую очередь они выделялись своим внешним видом. Их главной целью был стихийный протест против принятых в советском обществе правил поведения.
Не удивительно, что советская пресса их всячески критиковала. Карикатурами и фотографиями стиляг пестрел «Комсомольский прожектор» Вопрос о поведении представителей этой субкультуры рассматривался на собраниях комсомольского актива. Они становились главными объектами для дружинников и патрулей.
60-е годы принесли не только политическую оттепель, но и изменения в досуге советской молодежи. Появилось такое явление, как «политический бум». Становятся популярны вечера поэзии.
Появились и новые праздники. С 1958 года в последнее воскресенье июня отмечается День советской молодежи. Организаторами праздника становились комитеты комсомола совместно с отделами культуры. Концерты, конкурсы, спортивные соревнования.
3.2 Движение стиляг как вариант неформальной творческой организации свободного времени молодежи
Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР, как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы, например, буги-вуги.
Творческое начало лежало в основе моды стиляг: создаваемые ими образы были яркими, живописным и нестандартными. Одежда стиляг не была слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях».
Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук – «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик – тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».
Так образ стиляги эволюционировал от эпатажа элегантности.
Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). «Особым шиком» считались узкие юбки, обтягивающие бедра.
Особый интерес представляют музыкальные предпочтения стиляг.
В конце 1940-х – в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг. С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку.
В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. В конце 50-х в среде стиляг появляются свои джазовые музыканты. И прежде всего это Алексей Козлов. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс. С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли. Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» – запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» – «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность
Стилягам было важно не только выделить себя из толпы, из «серой массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее – жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы: Телесный язык стиляг тоже контрастировал с окружающей действительностью: «Стиляги телесно оформляли себя как люди изысканные, намеренно манерные. Их новые жесты: запрокинутая назад голова, высокомерный взгляд сверху вниз на окружающих, особая развинченная походка свидетельствовали о принадлежности к богеме».
Другим важным проявлением социальной деятельности «модных людей» стало «фланирование». Под фланированием принято понимать простую прогулку либо прогулку с целью показать себя. Само по себе фланирование контрастировало с устоявшимся образом честного и работящего советского человека. Стиляги всё же преследовали в подобных выходах определённую цель, это была ещё одна культурная площадка для обмена информацией. Помимо танцевальных площадок молодёжь встречалась друг с другом. Важным аспектом подобных встреч был контроль над другими стилягами: наблюдалось, кто и во что одет; также появлялась возможность продемонстрировать свой внешний вид. Общение на таких вечеринках носило в своём большинстве невербальный характер, так как за скоплениями стиляг строго следили дружинники. Важным здесь является название места для фланирования «брод». Здесь зашифрована игра слов вокруг двух понятий «бродить» и «Бродвей». В своём стремлении подражать западной культуре стиляги даже использовали название знаменитой американской улицы. Но, естественно, что «брод» было не просто сокращением от улицы Бродвей, здесь весьма явно фигурирует смысловой оттенок слова «бродить», то есть идти медленно, не придерживаясь определённого направления.
В итоге стиляги оказались сугубо западной моделью молодёжной альтернативной культуры, став одним из первых субкультурных проявлений в СССР. Творческий подход к себе и окружающему миру позволил им, несмотря на строгости режима и идеологии и некоторый игровой, несерьезный характер этой субкультуры, оставить след в истории страны, дав ей многих талантливых режиссеров, писателей, музыкантов.
Таким образом, стиляги значительно повлияли на дальнейшую жизнь СССР и, несмотря на то, что эта субкультура угасла, она открыла дорогу новым образованию новых субкультур в стране. Именно стиляги показали советской молодежи, как можно жить, они бросили вызов всему обществу, и они выиграли. Анализируя всю их деятельность можно заметить большие радикальные попытки к переменам и к проявлению индивидуальности. Никто не берется говорить плохо о молодежи СССР или о том, что они неправильно жили. Просто стиляги показали еще один путь и способ того, как можно жить и наслаждаться жизнью. Что всецело повлияло на дальнейшее мировоззрение и умонастроения последующих неформальных объединений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в своей курсовой работе я рассмотрела такие понятие как «творчество», «Досуг», «Субкультура»
Выделила основные проблемы отношения современной молодежи к творчеству и рассмотрела влияние субкультуры на жизнь молодежи и дальнейшую жизнь общества на примере «стиляг». Исходя из этого, пришла к следующим выводам:
Становится очевидным, что проблемы организации досуга касаются всего поколения молодежи. Если оставить эту проблему без внимания и просто перестать как-либо обращать на нее внимание, мы рискуем получить поколение, неспособное мыслить нестандартно. И в дальнейшем это поспособствует развитию того, что все наши потомки будут мыслить лишь шаблонами. Не будет происходить никаких новых открытий . Люди будут довольствоваться тем, что когда-то до них открыли предки и развитие мира просто прекратится. Будет информационный застой, люди не смогут бороться с болезнями и проблемами, которые будут поступать в их жизнь.
Поэтому пути решения проблемы досуга молодежи в России, как и все остальные необходимо решать, про них нельзя забывать, иначе потом, их решение станет еще более сложным. Следует помогать развиваться молодежи во всех сферах, особенно в досуговой сфере. Прививать любовь к творчеству. Таким образом, мы вырастим поколение, способное к самостоятельному принятию решений и эти решения могут стать нестандартными и гениальными, могут повлиять на дальнейшую жизнь как страны, так и человечества в целом.
В настоящее время, досуг является важным фактором, который влияет на процесс творческого развития личности, в том числе молодого человека. В современном обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи и развитие ее творческой активности приобретает особую остроту и требует изучения. Именно поэтому так важна поддержка со стороны государства. Смею заметить, что поддержка, а не тотальный контроль. Который так же губительно влияет на развитие творчества в досуговой деятельности молодежи. При тотальном контроле мы рискуем вырастить либо полностью лишенное своей воли поколение, либо поколение революционно созревающее. Ни то, ни другое не уместно в мире.
Досуг является одной из сфер, определяющих благополучие любого человека. Благополучный человек способен многое изменить на своем пути.
Творчество стиляг, субкультуру который я рассмотрела в моей курсовой работе, понесло колоссальные изменения в представлениях молодежи того времени о мире, о жизни, о самих себе. Именно эта субкультура дала начало другим молодежным объединениям на территории СССР, России.
Стиляги значительно повлияли на дальнейшую жизнь СССР и, несмотря на то, что эта субкультура угасла, она открыла дорогу новым образованию новых субкультур в стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Воробьева И.В. «Социально-культурная деятельность»: Учебно-методический комплекс/ И.В. Воробьева. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009 106 с.
.Грушевицкая Т.Г. «Основы межкультурной коммуникации»: Учебник для вузов/ Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 325 с.
3.Жарков А.Д. «Культурно-досуговая деятельность» : Учебник для вузов культуры и искусств/ Т.Г. Васильева, Ю.Г. Волков, В.А. Волобуев и др.; Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В, М. Чижикова. – М. : Моск.гос. ун-т культуры, 1998. – 461 с.
4.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. : Учебник. М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
.Солонин Ю.Н. «Культурология»Учебник для вузов/ Солонин Ю.Н., Каган М.С. М. : Высшее образование, 2007. – 566 с.