- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,05 Mb
Романский и готический стили в искусстве средневековой Европы, важнейшие памятники архитектуры
Тема
Романский и готический стили в искусстве средневековой Европы, важнейшие памятники архитектуры
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
романский стиль готика архитектура живопись
Зарождение и развитие романского стиля
Впервые термин « Романский, romanico » ввёл французский учёный Де Комон в 1824 году для характеристики искусства XI-XII вв. в центральной Европе.
Хронологические рамки романского искусства охватывают период 1000-1150 гг. для Франции, а для других европейских стран продлеваются до первых десятилетий XIII в.
Наиболее значимой особенностью романики является невероятное оживление строительной деятельности, охватившее всю Европу и ставшее возможным из-за демографического и экономического роста, начавшегося после 1000 г.
Соборы
Именно городская среда предложила главную форму романской архитектуры – церковь, или собор, выходящие фасадом, как правило, на площадь – центр экономической и социальной жизни города.
Собор имеет свои характерные элементы в составе полуциркульной арки, сводчатого перекрытия, крестового или полуцилиндрического по конструкции, чёткое распределение нагрузки по мощным столбам, подпружным аркам и стенам в качестве контрфорсов. Практически одновременно в начале XI в. в Ломбардии и континентальной зоне под норманским влиянием были выстроены первые большие церкви со сводчатыми перекрытиями. Далее романика распространяется, обогащаясь местными элементами, по всей Европе. Мастерство ломбардцев обеспечило им повсеместный приём, и на родину они принесли разнообразный опыт, полученный в Нормандии и Провансе.
Монастыри
В развитии романской архитектуры определяющую роль сыграло сильно выросшее могущество бенедиктинского и клюнийского монашеских орденов. Монастырь включал, кроме храма, целый комплекс построек, предназначенных для молитвы и повседневной жизни. Если настоятелем монастыря был аббат, он назывался аббатством. К югу от церкви обычно находился внутренний двор с общим колодцем и садиком, вокруг которого располагались зал капитула, где проходили важнейшие совещания; покои настоятеля; общая спальня монахов – дормиторий; трапезная – рефлекторий и кухня. Также имелись помещения для послушников, гостей, больных и хозяйственные службы. Многие монастыри помогали паломникам, идущим в Сантьяго де Компостелу и Рим, а вдоль паломнических маршрутов строились церкви сходного типа – с кольцевым обходом позади алтаря в абсиде и радиально расположенными капеллами.
Наиболее значимыми являются знаменитое аббатство Клюни в Бургундии, цистерцианское аббатство Фонтенэ (1130) и итальянские аббатства Сант-Анджело ин Формис близ Капуи и Кьяравалле делла Коломба (1135) в Эмилии.
Скульптура
Скульптура романского стиля возродила использование камня и оригинальную переработку в монументальном масштабе образцов, взятых из позднеантичного искусства (искусства римских провинций) и искусства малых форм, вроде предметов из металла и книжной миниатюры.
Скульптурный декор подчёркивал элементы конструкции (капители, архитравы, порталы, пилястры и т.д.). Фасад романского собора, акцентированный крупными порталами, предоставлял много места скульптуре, а иллюстрирование сюжетов из Нового и Ветхого Завета выполняло также дидактическую функцию, воспитывая сознание верующих. В декоративных частях свободное обыгрывание античных мотивов чередовались с тягой к небывалому и гротескному.
Большое распространение получили литургическая утварь, резные двери и кафедры, светильники и прочие предметы из бронзы.
Среди скульпторов выделяются такие мастера, как Николло, который работал в 1120-1150 гг, автор бронзовых дверей Сан-Дзено в Вероне; Вильельмо, трудившийся в Модене ( в соборе в 1100-1110 гг); Бенедетто Антелами ( ок. 1150 – ок. 1230), работавший в Парме.
Живопись
Менее целостной представляется картина романской живописи, так как она развивалась автономно и этот процесс проходил до конца XIII в, запаздывая по сравнению со скульптурой; сильнее в ней сказываются региональные различия. В Италии главное влияние оказывала Византийская культура, от которой сохранились наиболее значимые памятники (мозаики Южной Италии) и этот пласт не входит в сферу собственно романского искусства.
Главной характеристикой романской живописи является развитие фрески, о чём свидетельствуют циклы в Сант-Анджело ин Формис, Сан-Винченцо в Галлиано близ Канту (1106-1007), Цикл Книги Царств в Сан-Пьетро аль Монте (XI в ) в Чивате, фрески баптистерия в Новаре и др.
Истоки станковой живописи представлены распятиями (Христос Торжествующий мастера Гульельмо в соборе Сардзаны, Ла Специя), великолепными образцами миниатюры.
Главные мастерские романской Италии
Наиболее значительной романской архитектурной школой была ломбардская: кроме миланского исходного образца (Сант-Амброджо) необходимо упомянуть церкви Сан-Микеле и Сан-Пьетро ин Чьель д’Оро, в Павии, и церкви в районе Комо Сант-Аббондио и Сан-Феделе.
В конце XII и начале XIII в цистерцианские церкви (Кьяравалле Миланезе, Черрето Лодиджано) и дворцы городских коммун (Милан, Павия, Комо, Бреша) прокладывают путь к ломбардской готической архитектуре.
Базилика Сант-Амброджо в Милане
Раннехристианская базилика, заложенная Святым Амвросием как мартирий в 386 г, перестраивалась в течение VIII – IX вв, а в X – первой половине XI в. преобразилась в храм романского типа: восточная часть стала опытной площадкой, на которой отрабатывалась новая архитектурная система с крестовыми сводами, пучками пилястр и ритмичным чередованием небольших арок ( аркатурный пояс) и лизен. Этот опыт сыграл решающую роль в формировании ломбардского стиля и был развит в других миланских храмовых постройках того времени.
Собор в Парме
Собор был построен в романо-ломбардском стиле после землятресения 1117 года. Его интерьер образован тремя нефами, перекрытыми крестовыми сводами, с прямоугольными в плане травеями в среднем нефе и квадратными в боковых. Восточный фасад, с его тремя ярусами и выступающими абсидами, повторяет типичный для архитектуры Эмилии мотив открытых лоджий. Внутри находится мраморная скульптура Снятие с креста (1178) Бенедетто Антелами, являющегося автором проекта расположенного рядом с собором восьмиугольного баптистерия, включая его скульптурный декор. Начатый в 1196 году баптистерий выделяется снаружи своими обходными галереями по четырём уровням.
Собор в Модене
Новый собор был построен в 1099-1120 гг на месте предшествующей базилики Сан-Джеминьяно ломбардским архитектором Ланфранко, который наделил исходные ломбардские формы (двухскатный фасад при трёхнефном внутреннем пространстве, аркатурные лоджии) острым пластическим чувством и строгим критерием целостности в понимании архитектоники. Разделение фасада выступающими столбами, подчёркивающих разную высоту нефов, показывает внутреннее членение на три нефа; контрфорсы выявляют снаружи ритм травей, оформленных пучками пилястр.
Руководителем скульптурной мастерской собора был Вильельмо, работы которого датируются концом XI – началом XII в. Ему приписываются рельефы среднего портала, Porta Maggiore – четыре крупные композиции по сторонам, со сценами Бытия , и скульптурный декор внутри перспективного портала (с фигурами пророков) и тимпана.
Площадь чудес в Пизе
С XI в в Пизе шло строительство собора, компанилы, баптистерия и кладбища. Собор – это образец романо-пизанской архитектуры: в 1063 г. его начал строить архитектор Бускето, а закончил между 1150 и 1160 гг. зодчий Райнальдо, автор монументального и элегантного фасада с четырьмя рядами лоджий. Здание с латинским крестом в плане и пятью нефами выделяется овальным в плане куполом (XII в) и наружной облицовкой в виде чередующихся горизонтальных полос белого и чёрного мрамора, что станет отличительной чертой романской архитектуры в Тоскане. Величественное, круглое в плане здание баптистерия, начатое в 1153 году архитектором Диотисальви (законченное в течение XIV в), снаружи украшено аркатурным поясом и ажурной лоджией.
Компанила, или Падающая башня (накренившаяся ещё в процессе строительства из-за осадки грунта), была начата в 1174 году по проекту архитектора Бонанно Пизано и окончена в течение XIV в. Цилиндрическое тело колокольни состоит из восьми ярусов, и шесть из них имеют обходные галереи в виде ажурных аркад.
Пизанская романика в XII-XIII вв. получила широкое распространение в других городах Тосканы, таких как Пистойя (собор, церковь Сан-Бартоломео ин Пантано и Сант-Андреа), Лукка (церковь Сан-Фредиано, 1112 – 1147, и собор Сан-Мартино, XIII в), Ареццо ( приходская церковь Санта-Мария).
Сан-Миниато аль Монте и баптистерий Сан-Джованни во Флоренции
Одним из ярчайших примеров романской архитектуры во Флоренции являются церковь Сан-Миниато аль Монте и баптистерий Сан-Джованни. Они отличаются облицовкой с геометризованным орнаментом из чередующихся полос белого и зелёного мрамора и воздействием раннехристианской и классической традиций. Баптистерий, освящённый в 1059 году, представляет собой октагон с аркатурными поясами, а капители пилястров демонстрируют прямые цитаты из античного искусства; три двери из золочёной бронзы позже сделает Андреа Пизано и Лоренцо Гиберти.
Сан-Миниато аль Монте (XII в) выделяется великолепным фасадом с арочным членением, оконным проёмом в тимпане и классическим антаблементом; внутреннее пространство базиликального типа перекрыто деревянным потолком на стропилах.
Первое здание базилики IX в. (828 г), повреждённое пожаром 976 года, реконструировано в XI в по образцу церкви Святых Апостолов в Константинополе, которая была разрушена. Отсюда – византийское решение с греческим крестом в плане, пятью куполами на парусах и широких подпружных арках. Каждый рукав креста делится на три нефа с колоннадами, поддерживающими галереи. Алтарная часть, приподнятая из-за наличия крипты, выделяется богатым киворием, поддерживаемым колоннами с сюжетными композициями (возможно XIII в). Поверхности куполов, верхних частей стен, подпружных арок нефов полностью покрыты мозаиками (большей частью XII – XIII вв, с позднейшими переделками), образуя масштабную программу византийской иконографии.
Перед основной частью базилики идёт нартекс, распространяющийся вдоль всего западного фасада, завершённого в период готики. В XV в Нартекс разделён стрельчатыми арками на травеи и увенчан небольшими куполами, декорированными великолепными мозаиками в венецианско-византийском вкусе (1220-1250) с Историей Ветхого Завета. Снаружи, в нижней части фасада, имеются пять глубоких арочных ниш с помещёнными внутри них порталами, украшенными скульптурными рельефами в византийском духе. По горизонтали фасад членится террасой с балконом; на террасе помещены четыре статуи коней из золочёной меди, привезённые из Константинополя, произведения эллинической эпохи (III в). Примечательные скульптурные работы имеются и на других фасадах базилики; так, с южной стороны находится группа из египетского порфира, изображающая тетрархов ( начало IV в).
Базилика Сан-Никола в Бари
Здание базилики Святого Николая, строившееся с 1087 года и освящённое в 1197 году, имеет три нефа и трансепт. В ней сочетаются влияние византийского искусства (то, что алтарную часть от нефов отделяет иконостас), опыт ломбардской романики (членение фасада плоскими пилястрами и объёмными аркатурным поясом) и собственные интерпретации романского стиля, с сохранением галерей и возведением двух башен, фланкирующих фасад, что придаёт церкви облик крепостного сооружения. Внутри сохранился резной беломраморный трон XI в. (1098), сделанный для епископа Илии.
Базилика Сан-Никола стала образцом для целого ряда романских церквей в Апулии, например собора Сан-Сабино (1170-1178) в том же Бари и собора в Битонто (1175-1200).
Собор в Монреале
Около Палермо расположен собор в Монреале. Его фасад выделяется орнаментом из пересекающихся арок, расположенном в верхней части, и двумя фланкирующими башнями, служащими колокольнями. Внутри собор представляет собой трёхнефную базилику, украшенную циклами мозаик (История Ветхого и Нового Завета), выполненных местными мастерами (XII-XIII вв) по византийским образцам. Напротив, печать арабского влияния проступает в пристроенном внутреннем дворе бенедиктинского монастыря (XII в).
Романика во Франции
В конце X в. начался этап художественного обновления, продлившийся два столетия, начался этап полной зрелости. Во Франции это вызвало большое разнообразие местных вариантов романского стиля. Наиболее важные из них сформировались в следующих областях: Нормандия, Пуату, Аквитания, Прованс, Овернь. Чем же каждая из них характеризуется? Нормандия (Жюмьеж, Кан) – характеризуется галереями, деревянными перекрытиями, системой чередующихся столбов, окружённых пучками пилястр, и колонн; Пуату (Сен-Савен в Пуатье) – «зальными » храмами без прямого света; Аквитания (Ангулем, Сен-Фрон в Перигё) – единственным нефом, перекрытым куполом; Прованс (Арль, Сен-Жиль) – очень высокими нефами, без галерей, перекрытыми цилиндрическими сводами; Овернь (Клермон-Ферран) и паломнические церкви, расположенные на путях в Сантьяго де Компостела (Сен-Марсиаль в Лиможе, Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Фуа а Конке), – галереями, цилиндрическими сводами и абсидами с венцом капелл.
В Бургундии выделяются три группы сооружений романского периода: производные от комплекса Клюни III, с цилиндрическими сводами на подпружных арках ланцетовидной формы (Отэн); имеющие прототипом Везле, с крестовыми сводами; цистерцианская группа (Фонтенэ), отличающаяся прямоугольной абсидой и отсутствием декора. Среди ведущих школ в скульптуре представлены лангедокская (Муассак, Суйяк, Каор, Конк) и бургундская (Клюни), отмеченная фантастическим и визионерским характером. Также отличные школы сложились в Пуату и Сентонже (Сент, Ольней, Ангулем, Пуатье). Во второй половине XII в становится известной школа Прованса, выделяющаяся ориентацией на классику (статуи в клуатре Сен-Трофим в Арле и на фасаде Сен-Жиль дю Гар).
Романика в Германии
Центром немецкой романики была долина Рейна, где процветала сильная архитектурная школа, выделяющаяся сложными пространственными решениями (двойные хоры, двойные трансепты, крипты, башни над средокрестием и лестничные башни, галереи), вертикальным соотношением объёмов и богатым архитектурным декором ломбардского типа (аркатурные пояса, карликовые лоджии, лизены). Наиболее известные сооружения немецкой романики это:
1. собор в Шпейере (самый большой романский собор в Европе, перекрытый сводом в 1080 г );
2. собор в Трире (1080 г);
3. собор в Констанце (1089 г);
. собор в Майнце (1081-1137 и 1209-1237 гг);
5. собор в Вормсе (1171-1220 г);
. церковь Святого Михаила в Хилььдесхайме в Нижней Саксонии (1010-1033г);
. церковь в аббатстве Мария Лаах близ Кобленца (1093-1230 г);
. позднероманские соборные церкви в Кёльне и Бонне.
Чрезвычайно интересна скульптура из камня, дерева и бронзы (порталы, капители, надалтарные кресты, кафедры, светильники) и фресковая живопись. В романскую эпоху продолжается расцвет художественной жизни в монастырях, оставивший замечательные памятники книжной живописи, церковного ювелирного искусства (для алтарей, порталов, золотых реликвариев и т.д.), станковой живописи и ковроткачества.
Софийский собор (Константинополь) <#”512983.files/image006.gif”>
Альгамбра <#”512983.files/image007.gif”> Экстерский собор: замковый камень в нервюрном своде
«Пучок колонн» завершается «пятой» свода, откуда поднимаются нервюры
Распалубка с люнетом над дверным проёмом
Основные типы сводов
В Древнем Риме применялись следующие типы – цилиндрические, сомкнутые и крестовые. В Византии применялись цилиндрические, парусные и крестовые. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые. Западноевропейская готика предпочитала крестовые своды максимально развив их в сторону стрельчатости.
Иллюстрация | Определение |
| Цилиндрический свод – образует в поперечном сечении полукруг ( или половину элипса, параболы, проч.) Это простейший и наиболее распространённный тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры – две стены, ряд столбов, или аркады. В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают: · полуциркульные · стрельчатые · коробовые · элиптические · параболические |
| Коробовый свод – разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трёхцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно пагашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия для более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод. |
| Цилиндрический свод с распалубками – свод, образованный путём пересечения под прямым углом одного свода с другим меньшего пролёта и меньшей высоты, то есть – с образованием распалубок. |
| Крестовый свод – образуется путём пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах. |
| Сомкнутый свод – образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен – лотками (щеками), которые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного (на илл.) в плане помещения (в последнем случае она также может называться «монастырским»). Является производным от свода цилиндрического. Передаёт на стены вертикальное давление и распор по всей длине. Был известен в архитектуре Средней Азии, Рима и готике, но применялся редко, более широко распространился в архитектуре эпохи Возрождения. · Свод сомкнутый с распалубками – наличие распалубок по осям лотков меняет конструктивную систему свода: усилия передаются на углы. |
| Зеркальный свод – отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть представляет собой плоскую горизонтальную плиту-плафон (так называемое «зеркало»). Обычно она отделяется от поддуг (боковых граней) чёткой рамой и часто используется для живописи. Подобный свод часто применяется в декоративных целях, в то время как само помещение на самом деле может быть перекрыто балочной или стропильной конструкцией, к которой подвешивается ложный свод. Получил наибольшее распространение в эпоху Возрождения. |
| Парусный свод – вспарушенный свод на четырёх опорах. Образуется отсечением пертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленён на две зоны: нижнюю – несущую, и верхнюю – несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму. |
Крещатый свод – сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест сводами иной формы, на пересечении которых стоит световой барабан. | |
| Купольный свод – представляет собой полушарие, обычно опирается на цилиндрический в плане барабан, или на полукруглые в плане стены абсид. В последнем случае называется полукупольным сводом или конхой. |
| Купол на парусах (свод на парусах, парусный свод) – образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола (без барабана). |
| Крестово-купольный свод – купол, водружённый на крестовое перекрытие (с барабаном). |
Ступеньчатый свод – тип свода, применявшийся для перекрытия небольших бесстолпных церквей при помощи системы поперечных арок, расположенных по ступеням, на которые опираются ступенчатые арочки, расположенные в продольном направлении, образуя в центре открытый квадрат, завершенный световым барабаном. |
Дополнительно.
· Ложный свод – древнейший вид свода. Образуется постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки. Не дает горизонтального распора.
· Бочарный свод, свод двоякой кривизны – поверхность свода образуется движением плоской кривой, образующей по кривой направляющей.
· Клинчатый свод – выкладывался из камней клинообразной формы или имел клинообразные швы между камнями.
· Полукупольный свод, конха – отсеченная горизонтальной и вертикальной плоскостью часть сферы.
· Сетчатый свод – похож на крестовый, но не имеет диагональных ребер. На их месте расположены 4 сферических паруса. Может иметь диагональное ребро, но оно не проходит через шелыгу, а упирается в кольцо.
· Складчатый свод, ячеистый – не имеет самостоятельного нервюрного каркаса, в данном своде прочный каркас образуется острыми ребрами складок.
· Сотовый свод– разновидность складчатого свода, с замкнутыми перегороженными складками в виде ромбических гранёных впадин (пирамидальные углубления). Характерен для арабской архитектуры.
· Стрельчатый свод – разновидность цилиндрического свода, в основе которого лежит не полуциркульная арка, а стрельчая (острая). Такой свод представляет собой две дуги окружности, пересекающиеся в щелыге – хребте свода.
Готические своды
Веерный свод, Англия
· Веерный свод – образуется нервюрами (ожива и тьерсерона), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Типичен для английской готики.
· Звездчатый свод – форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра – тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.
· Свод крестовый готический – крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического – четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
· Нервюрный свод – свод на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры
Развитие и распространение готики
Истоки архитектурного стиля готики относятся к первой половине XII в, к северной части Франции. Зодчие находят новые решения, используя элементы романики и исламской архитектуры.
С конца XII в готика распространяется по всей Европе, охватывая все виды искусства и придавая общее стилистическое лицо европейской художественной продукции.
Термин «готика» появляется в итальянском Возрождении в приложении к архитектуре для того, чтобы показать насколько сильно был утрачен дух классики после конца античного мира и прихода варваров. Такая негативная подоплёка была перенесена на изобразительное искусство для обозначения языка чуждого классическим нормам. Такая оценка сохранялась до конца XVIII в., до того как произошла переоценка средневекового искусства. В XIX в большой размах приобретают исторические исследования по готике.
Формы готической архитектуры
В готическом искусстве роль архитектуры особенно значима. Совершенно по-другому решаются пространственные задачи и это создаёт новый контекст с точки зрения городского пространства, а город являлся средоточием формирования нового общества, в котором тон задавали торговое и ремесленное сословия.
Символом нового духа готики стал собор, великолепно организованный как структура, максимально раскрывающая возможности соединённых в ней элементов. Изобретение стрельчатой арки позволило перейти от тяжёлого крестового свода к нервюрному своду, напоминающему каркас, в котором распор сосредоточен в рёбрах – нервюрах (оживах), – и передан на пилястры, что избавило от необходимости в массе стены; значительные участки стен теперь заняты большими окнами, представляющие огромные панно из цветного стекла.
Боковой распор уравновешен снаружи столбами, к которым поверх пониженных боковых нефов идут дугообразные арки, аркбутаны. Столбы усилены высокими навершиями, пинаклями; водостоки оформлены в виде фантастических существ. Наиболее предпочтителен базикальный план, с тремя, или пятью нефами, с трансептом или без него, с венцом капелл в обширной восточной части.
Значительными были достижения и гражданской архитектуры. С XII в вырабатывается обширная типология зданий (рынки, лоджии, госпитали), первое место среди которых занимает дворец комунны (бролетто, или ратуша). Большие изменения происходят и в облике замков, всё больше дополняющих свои изначальные оборонительные функции задачей служить местом проживания сеньора.
Скульптура
Готический собор представлял собой обширное поле деятельности для скульпторов. Функция иконографии была воспитательная. Сюжетный состав расширился: кроме тем, связанных с верой, теперь находят отражение все аспекты жизни. Наряду с ветхозаветными и новозаветными сценами появляются изображения людских занятий, астрологические знаки, аллегорические образы, знания человеческие и божественные. Гуманизация священных сюжетов привнесла новое отношение к человеческой фигуре: больший натурализм с пластическими акцентами, в которых чувствуется оглядка на классику. В XIV в скульптура сосредотачивается на создании отдельно стоящей статуи и оформлении надгробий ( королевские гробницы в Сен-Дени и герцогов Бургундских в монастыре Шанмоль).
Живопись и другие виды искусства
В готическом искусстве XII-XIII вв. живопись играла подчинённую роль по отношению к архитектуре и скульптуре. В сравнении с фресками романики теперь основное место занимает многоцветный витраж. Однако в XIV в фреска возвращает утраченные позиции, благодаря широкому распространению светской живописи (росписи в замках и муниципальных дворцах); в это же время происходит и утверждение станковой живописи.
Красота линий, изысканное чувство цвета и свежие веяния натуроподобия ещё более явственно заявляют о себе в книжной миниатюре, распространённой во всех европейских странах. Активно развиваются обработка металлов в мастерских ювелиров-скульпторов, резьба по дереву, а также ковроделие и шитьё с изображением рыцарских сцен, витраж и гравировка по стеклу, керамика. Резная слоновая кость стала важнейшим средством в распространении стилистических образцов готики. Чрезвычайное значение имело также производство ковровых тканей в мастерских Франции и Фландрии – настоящих «ковровых стен» с изображением преимущественно светских сюжетов, неотъемлемой части убранства феодального замка.
Эпоха готики во Франции
Колыбелью готического искусства примерно в середине XII в становится область Иль-де-Франс со столицей Франции – Парижем. С 1140 г в готических формах перестраивается хор церкви в аббатстве Сен-Дени, ставшего усыпальницей французских королей в XII в. Выстроенные затем
Шартрский собор
протоготические соборы с галереями и шестилотковыми сводами в Сансе, Нойоне, Санлисе, Нотр-Дам в Париже и Лане обозначают последовательные этапы в развитии стиля, который достигает зрелости к началу XIII в – период возведения соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Бурже, – а окончательной завершённости – к середине века, в парижской Сен-Шапель (1242-1248), соборе в Бове (с 1248) и церкви Сен-Урбен в Труа (1261-1277). Стилю Иль-де-Франс стали подражать во всей Франции. После Столетней войны возобладал стиль поздней готики (пламенеющей готики), реализованный в Аббевиле, Лувьере, церкви Сен-Маклу в Руане, Труа, Бру.
В сфере фортификационного строительства в эпоху готики получили продолжение процессы, начатые в период романики: замки и городские укрепления возводят с высокими стенами, регулярно перемежаемыми башнями (Каркассон, Авиньон, Анжер, Эг-Морт, Жизор, Шатоден). В XIV в замки начинают превращаться в настоящие резиденции (Папский дворец в Авиньоне). Города обзаводятся эффектными общественными зданиями, мостами; появляются и частные особняки нового облика (особняк Жака Кёра в Бурже).
Полихромному витражу в готической архитектуре уделялась основная роль в объединении декоративных элементов, и в XIII в это искусство демонстрирует поразительно высокие образцы совершенства в Шартрском соборе, в парижской Сен-Шапель и других соборах, оказав сильное воздействие на книжную миниатюру.
Вклад Италии
В панораме европейской готики Италия занимает особое место в силу прочности традиций романики, разнообразия региональных связей и наличия внутренней приверженности духу классики, так что развивался новый язык искусства, полностью включённый в духовные устремления готики.
В архитектуре не встречается ничего сопоставимого с французской готикой. С утверждением коммун все итальянские города обзаводятся дворцом городского совета, или комунны, – блокообразным зданием с башней или портиком на нижнем этаже, но прежде всего облик самого города задаёт тон в характере архитектуры, и место получает типические черты, сохраняя их на протяжении столетий (Сан-Джиминьяно). В скульптуре осознанно и целенаправлено ориентировались на классику. Начиная с мастеров «римского» и императорского двора Фридриха II Гогенштауфена до тосканской школы, Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, и в этом кругу скульпторов самым выдающимся был Джованни Пизано. В живописи абсолютный триумф празднует фреска: с конца XIII и по конец XIV в вырабатывается национальный язык, получающий разные акценты в различных региональных школах.
Базилика Сан-Франческо в Ассизи
Храмовый комплекс – первый крупный ансамбль отличительно итальянской готической архитектуры. Проект реализован в двух храмах, один над другим: Нижняя церковь имеет один неф, перекрытый крестовыми сводами, два трансепта и полукруглую абсиду; Верхняя церковь имеет один неф с сильно выступающим трансептом и многоугольные абсиды.
Сан-Франческо включает в себя важнейший фресковый цикл итальянской живописи, датируемый серединой XIII – третьим десятилетием XIV в. На стенах Верхней церкви сохранились фрески мастеров римской школы в верхнем ярусе и джоттовский цикл Легенда Святого Франциска – в нижнем. Трансепт и хор включают сильно повреждённые фрески Чимабуэ, в том числе Распятие.
Церкви Флоренции
Городской собор, посвящённый Богоматери, был начат в 1296 году Арнольфо ди Камбио и строился весь XIV в. в соответствии с этим проектом; завершён же был в 1420-1434 гг. Филиппо Брунеллески, разработавшим конструкцию купола. Трёхнефная базилика с трансептом имеет кольцевой обход с венцом капелл. Именно капеллы являются наиболее характерными проявлениями готики в Санта-Мария дель Фьоре.
Францисканская церковь Санта-Кроче (Святого Креста), вероятно, была реконструирована Арнольфо ди Камбио. Она имеет три нефа с восьмиугольными столбами. Капеллы в плечах трансепта расписаны фресками в XIV в. Это важнейшие примеры ранней итальянской живописи и творчества таких мастеров, как Джотто, Мазо ди Банко, Бернардо Дадди, Таддео Гадди, Джованни да Милано.
Главные итальянские скульпторы и живописцы
С XIII в в живописи и скульптуре Италии получил развитие специфически национальный язык изображения, и это стало возможным благодаря появлению целого ряда выдающихся мастеров.
Никколо Пизано
Никколо Пизано (ок. 1215 – 1278/1284) предположительно был апулийцем. Скорее всего, как скульптор и архитектор он сформировался в проникнутой классическими идеалами среде, сложившейся вокруг кампано-апулийской придворной «академии» Фридриха II Гогенштауфена. Никколо сумел, сохранив классические формы, выработать свой язык – пластически мощный, исполненный величавости и драматизма, наполненный энергией жизни и гуманистическим духом. В 1260 году он выполнил шестиугольную кафедру баптистерия в Пизе. Колонны, опирающиеся на фигуры львов, несут трёхлопастные арки и балюстраду, на плитах которой представлены пять рельефных композиций на сюжеты Детство Христа, Распятие, Страшный суд. Ломбардские приёмы, заметные в весомой объёмности форм, введены в
Кафедра баптистерия в Пизе композиционные схемы классицизирующего толка.
Позже мастер создаёт восьмиугольную кафедру в соборе Сиены (1265-1268) – в сотрудничестве со своим сыном Джованни и Арнольфо ди Камбио. Здесь проявилось возрастающее влияние готики. Никколо выполнял рельефы Большого фонтана на главной площади в Перудже (1275-1278) также выполнял со своим сыном Джованни.
Кафедра баптистерия в Пизе
Арнольфо ди Камбио
Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио родился в деревне Колле ди Валь д’Эльса (ок.1245) и умер во Флоренции до 1310 года. Первая его работа связана с Сиеной (1266), где он был в качестве ученика Никколо Пизано и работал над кафедрой собора; возможно он также участвовал в изготовлении саркофага Святого Доминика в Болонье (1265-1267). На примере гробницы кардинила Аннибальди (1276) в Сан-Джованни ин Латерано, ставшей образцом для римских гробниц периода готики, видно, что Арнольфо знал искусство Рима и южных областей. В 1278 и в 1281 гг Арнольфо посещает Перуджу, где для фонтана на Piazza Maggiore выполняет три оставшиеся фигуры: его Жаждующие отмечены суровым и убедительным реализмом. Широкую известность ему принесли следующие работы:
1. надгробный памятник кардиналу Де Брею (1282) в церкви Сан-Доменико в Орвието;
2. кивории в Сан-Паоло фуори ле Мура (1285);
. Санта-Чечилия ин Трастевере (1293) в Риме, в часовне папы Бонифация IV (1296), в старом соборе Сан-Пьетро в Ватикане.
Среди сохранившихся скульптур с фасада Санта-Мария дель Фьоре выделяются большая статуя Мадонны с младенцем и Богоматерь Рождества (1296-1302): они отличаются классической торжественностью, синтезом всех формальных аспектов изображения. Арнольфо-архитектору во Флоренции приписывают проект всё того же собора, датируемый 1296 г, и перестройку Санта-Кроче, с меньшей уверенностью – Палаццо Веккьо (1299) и реконструкцию аббатства. Однако достаточно и известных его работ, чтобы почувствовать его монументальную концепцию пространства.
Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое
Джованни Пизано
Ученик и помощник Никколо Пизано, он так же, как и отец, был скульптором и архитектором, оригинальным представителем итальянской готики. Родился он ок.1245 года. Творческий путь начал в Сиене, где принимал участие в работе над заказанной Никколо кафедре для собора (1265-1268).
Позже он помогал ему в создании рельефов фонтана в Перудже (1278), где уже в стиле Джованни намечается отход от отцовского классицизма к более напряжённым и сложным формам ради драматической передачи человеческих чувств. Принято считать, что эмоциональностью образов Джованни обязан влиянию французской готической скульптуры. Рельеф кафедры Сант-Андреа в Пистое. С 1284 по 1296 годы он трудился над оформлением фасада Сиенского собора, начиная с перспективных порталов до многочисленных статуй, – первой самостоятельной работой. В 1297 г. документы фиксируют его пребывание в Пизе в качестве главного мастера собора. С 1298 по 1301 гг. Джованни работал над заказом из Пистойи – кафедрой для церкви Сант-Андреа. Немного позднее появилась Мадонна Капеллы дельи Скровеньи в Падуе, где обращённые друг к другу взгляды Богоматери и Христа исполнены глубокой эмоциональности. С 1302 по 1310 гг. Джованни занимался новой кафедрой собора в Пизе. Последней его работой была статуя Мадонны с младенцем в капелле Святого Пояса собора в Прато (Madonna dalla cintola, 1317), где снова звучит тема безмолвного диалога между Девой Марией и Христом. Вскоре после завершения этой работы Джованни Пизано скончался.
Фреска в церкви Сан-Доменико Чимабуэ в Ареццо. Флорентийская школа в живописи начинается с творчества художника Ченни ди Пепо, прозванного Чимабуэ. Он родился ок. 1240 г. во Флоренции и умер в Пизе ок. 1302 г. Формировался он в русле византийской традиции и принципов, воплощённых в мозаиках флорентийского баптистерия Сан-Джованни.
Самое первое из его известных произведений – Распятие церкви Сан-Доменико в Ареццо (ок.1268-1271), где уже чувствуется напряжённая экспрессия нового драматического толка. Через несколько лет он выполнил алтарный образ Богоматери (Madonna in maesta, Уффици, Флоренция). В 1280-1283 гг. Чимабуэ принимает участие в росписях Верхней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи: это Евангелисты на своде средокрестия, История Богоматери в хоре, сцены Апокалипсиса, Страшный суд и Распятие в левом рукаве трансепта, История Святого Петра – в правом. Данные фрески показывают мощное чувство пространства и драматургического видения. Эту тенденцию продолжает Распятие ( ок.1278-1288, Музей Санта-Кроче, Флоренция): использование более нюансированной светотени привносит оттенок усиления эмоциональной характеристики. Скорее всего, в этот же период создана Маэста в Нижней церкви базилики в Ассизи, где перед Богоматерью изображён Святой Франциск. Последние произведения мастера – Мадонна (Лувр, Париж), мозаика Святой Иоанн Евангелист (1302, собор в Пизе) – ощутимо влияние новых форм пизанской скульптуры.
Дуччо ди Буонинсенья
Дуччо родился и умер в Сиене (ок.1255-ок.1318гг). Он был видным представителем сиенской живописи на рубеже дученто и треченто. Достигнутое им изощрённое, музыкальное чувство цвета, находящееся в гармоничном ансамбле с линейными ритмами обозначает становление рафинированной сиенской живописи XIV в. Лишь в отношении двух произведений имеются точные даты: в 1285 г. выполнил картину, идентифицируемая с Мадонной Ручеллаи и уже давно приписывающаяся именно Дуччо; в 1308 г для собора Сиены заказали большой двусторонний алтарный образ Маэста, законченный в 1311 г. На одной стороне представлена Мадонна на троне в окружении ангелов и святых; на обороте, в 26 сценах, История Страстей. Кроме того, художнику приписывают Мадонну ди Креволе (ок. 1283-1284, Музей собора, Сиена) и крошечная Мадонна францисканцев (ок.1300 г., Национальная пинакотека, Сиена).
Интернациональная готика
В широком смысле этот термин обозначает процессы в поздней готике 1370-1450 гг., характеризуемой «всеобщностью» стилевых норм, хотя не исключались местные особенности в отдельных странах. Акцент ставится поэтому не столько на историко-хронологическом значении, сколько на стилевом аспекте – с реестром своеобразных черт, вроде тяги к фантастическому или к отражению сказочного мира легенд, любимых в конце XIV в при всех европейских дворах. Это искусство изысканное и эстетское, светское даже в трактовке священных сюжетов, красочное и неспешно-повествовательное, наиболее полно раскрывшееся в книжной живописи, коврах, фреске.
Интернациональная готика в Италии
Италия приняла самое непосредственное участие в обновлении, представшем в обличье интернациональной готики, и живопись стала тем видом искусства, который лучше всего выразил это изменение. Интернациональная готика отражает и воспевает мир куртуазной рыцарской культуры. Художественная продукция демонстрирует исключительную оригинальность, проявляющуюся как в выборе техник – фреска, миниатюра на пергамене или ковроткачество, – так и в ирреальном очаровании образов. Важным центром интернационального стиля был Милан. В 1389-1398 гг. архитектором и руководителем всех работ был Джованни деи Грасси (умер в 1398), известный и как миниатюрист, стиль которого обнаруживает склонность к элегантности и красочному рассказу, работавший в Милане и Павии, сменил Джованнино на посту главы соборной мастерской; его картина Обучение Святой Екатерины (Национальная пинакотека, Сиена) отражает влияние заальпийского искусства.
Другим видным центром интернациональной готики была Верона. Стефано да Верона (ок.1370-после 1438), автор такой картины, как Мадонна роз (1420, Музей Кастельвеккьо, Верона), хорошо передаёт атмосферу мистической грёзы. Антонио Пизано, прозванный Пизанелло (1395-1459) довёл до совершенства рафинированный живописный язык, воплощающий мир поэтических легенд. Из его работ наиболее известны Мадонна с перепёлкой (1420, Музей Кастельвеккьо, Верона), Святой Георгий и принцесса (1450, церковь Санта-Анастасия, Верона) и Портрет Лионелло д’Эсте (1441, Академия Каррара, Бергамо).
В искусстве Центральной Италии выделяется фигура Джентиле да Фабриано (1360-1428), установившего связь с ломбардской художественной средой, откуда он черпал вдохновение для написания своего знаменитого Поклонения волхвов (1423, Флоренция), заказанного одним из богатейших флорентийских купцов Паллой Строцци для семейной капеллы в церкви Санта-Тринита.
Подводя итоги, хочется напомнить, что период готического искусства длился с середины XII в по XV в. От мастерских французских соборов до поздних проявлений интернациональной готики этот стиль охватывает всю Западную Европу, став последним великим этапом в целостном художественном развитии средневековой Европы. В Италии благодаря деятельности монашеских орденов (цистерцианского) он тоже укореняется, но приобретает особые черты из-за сильной романской традиции, большого разнообразия местных связей и сохранившейся приверженности классическому духу. В сфере живописи большое место занимают циклы фресок, демонстрирующие высокий художественный уровень; не менее значим и вклад книжной живописи.
Список использованной литературы
1. Вся история искусства Под редакцией Т.М. Котельниковой – М., – АСТ Астрель – 2007.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Выпуск I. – М., – издательство «Искусство» – 1968 – 348с.
. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: учебное пособие для вузов по специальности «Журналистика» – М., – Высшая школа – 1989 – 400с.
. Любимов Л. Искусство Западной Европы Книга для чтения – М., – Просвещение – 1982.
. Эрнст Гомбрих. История искусства (16-е издание). – М., – издательство «АСТ» – 1998 – 688с.