- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,28 Кб
‘Серебряный век’ российской музыкальной культуры
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Курсовая работа
по теме: «"СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК" РОССИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Выполнила студентка Кубанцева Анастасия Сергеевна
Педагог доктор культурологии, профессор Кислюк Константин Владимирович
Харьков 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ
.1 Социально-экономический, социально-политический фон. Краткая характеристика эпохи
.2 Идейные ориентации "Серебряного века". Представители в разных жанрах
РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"
.1 Характеристика российского музыкального искусства конца ХІХ – начала ХХ веков
.2 Творчество Сергея Рахманинова
.3 Творчество Александра Скрябина
.4 Общие и отличительные черты творчества Скрябина и Рахманинова
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
"Серебряный век" российской культуры на протяжении уже многих десятилетий является предметом пристального внимания и усиленной рефлексии, в ходе которой открываются новые грани его уникальной природы и определяется его роль в социокультурном генезисе.
Актуальность темы исследования: на различных этапах существования человеческого общества музыкальное творчество играло важную роль в процессе антропогенеза. В примитивных обществах оно выполняло жизнеобеспечивающую функцию, которая в дальнейшем трансформировалась в функцию удовлетворения эстетических потребностей. Данный факт демонстрирует актуальность и значимость культурологического осмысления музыкального наследия различных эпох, в том числе и артефактов музыкального творчества "Серебряного века".
Интерес к культурному наследию периода российской истории конца XIX – начала XX вв., известного как "Серебряный век", вызван уникальностью музыкальной культуры, сформировавшейся на стыке различных областей творчества. Выбранный ракурс исследования представляется также важным в связи с тем, что многие тенденции, зародившиеся в эпоху "Серебряного века", в значительной степени определили облик мировой музыкальной и художественной культуры в целом в последующие периоды.
Источниками информации для написания курсовой работы по теме «"Серебряный век" российской музыкальной культуры» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «"Серебряный век" музыкальной культуры», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Объектом исследования в данной курсовой стала российская музыкальная культура "Серебряного века". Предметом изучения выступает музыкальная культура "Серебряного века" как отражение новых принципов художественного творчества на переломном этапе социокультурного развития.
В работе были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть социально-экономический и политический фон конца ХІХ – начала ХХ в.; узнать идейные ориентации "Серебряного века", рассмотреть представителей в различных жанрах культуры; дать характеристику музыкальной культуры того времени и обосновать ее место в художественной культуре в целом; рассмотреть идейно-художественную позицию композиторов "Серебряного века", на примере творчества Сергея Рахманинова и Александра Скрябина.
Структура курсовой: работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка использованной литературы.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ
1.1 Социально-экономический, социально-политический фон. Краткая характеристика эпохи
Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий – экономических, политических и социальных – между самодержавием и либеральной интеллигенцией, помещиками и крестьянами, фабрикантами и рабочими, центральной властью и национальными окраинами мог быть разрешен без социальных потрясений только при глобальной реформе. Необходима была демократизация страны и капитализация деревни [10].
К концу XIX в. Россия представляла собой огромную мировую державу, оказывавшую влияние на ход мировых дел. В то время как в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась последним оплотом абсолютизма, а власть государя не ограничивалась никакими выборными органами.
Незыблемость принципа царской власти делала невозможным существование конституционного режима. Вступление на престол Николая II (1894) пробудило надежды у тех, кто стремился к реформам. Николай II, выступая перед представительствами земств, назвал надежды «бессмысленными мечтаниями». На рубеже веков царская власть была обеспокоена только одним – во что бы то ни стало сохранить самодержавие.
К 1917 году русская политическая верхушка полностью деградировала и показала свою абсолютную неспособность держать под контролем внутриполитическую ситуацию в стране, а народ России потерял историческую почву под ногами, утратил веру в вековые нравственные устои и традиционный быт, разуверился в царе и Боге, стал поклоняться иным кумирам, обещавшим рай не на небесах, а на земле [7, с. 482-483].
Экономика страны также имела свою специфику и значительно отличалась от экономики других стран. Перед Россией остро стояли проблемы модернизации, т.е. коренного обновления важнейших сфер жизни общества. Надо также учесть, что острота назревавших проблем обусловливалась социально-политическим кризисом, соперничеством на международной арене, неравномерным характером экономического развития.
В начале XX в. капиталистическая модернизация в России усилилась. Сравнительно высокие темпы индустриального роста, монополистическая перестройка крупной промышленности, транспорта и кредита поставили ее по уровню капиталистического обобществления этих отраслей в один ряд с передовыми странами Запада. Однако утвердившийся в экономике капитализм так и не смог до конца преобразовать докапиталистические структуры. В частности, не завершилась капиталистическая трансформация сельского хозяйства, окончательно не утвердилась в качестве господствующей формы землевладения частная собственность на землю, огромную роль продолжало играть общинное землевладение [7, с. 470].
Одна из особенностей российской буржуазии состояла в ее зависимости от самодержавно-бюрократического аппарата, которая не только сохранилась, но и усилилась. После революции 1905-1907 гг. консервативная часть буржуазии стала отстаивать позиции монархии, но революция способствовала и созданию в стране либерально-бюрократической оппозиции самодержавию. В целом же отсутствие у русской буржуазии массовой социальной базы и авторитета в народе обрекало ее на политическое бессилие, лишало возможности модернизировать общественный строй. Политически господствующим классом оставались помещики – опора самодержавия, которая прежде всего выражала их интересы.
Одна из особенностей социально-классовой структуры России в отличие от развитых капиталистических стран заключалась в том, что так называемый средний класс (обеспеченные собственники города и деревни, средние служащие, лица свободных профессий и т.п.) являлся относительно малочисленным: его составляла в основном интеллигенция, которая поставляла идеологов и функционеров во все борющиеся классы и партии.
Таким образом, общей причиной затянувшегося кризиса в конце XIX-начале XX в. была несостоятельность попыток самодержавия приспособиться к развивающимся капиталистическим отношениям, не меняя своей природы. И в этом же состояло одно из самых глубоких противоречий российской действительности того времени. Кризис российского общества поставил в качестве главного вопрос о путях дальнейшего развития страны. Так или иначе в его решение были втянуты все классы, социальные слои и социальные группы, политические партии и революционеры. Выбор пути дальнейшего общественного развития России стал предметом не только творческой мысли, но и основой практической политики [10].
.2 Идейные ориентации "Серебряного века". Представители в разных жанрах
Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.
Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс». Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектурой, декоративно-прикладным искусством.
Выражение и название "Серебряный век" является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века [12].
В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгалось в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: "поэт в России – больше, чем поэт". Напротив, искусство "Серебряного века" стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.
Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве [11].
В русской художественной культуре конца XIX – начала XX в. получило распространение «декадентство», обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.
Понятие «модернизм» (фр. modernus – современный) включало многие явления искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма [17].
Литература. Наиболее показательно образ "Серебряного века" проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого – невозможность устранить зло насилием.
А. П. Чехов в эти годы создал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.
Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. Иван Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). Куприн А. И. показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность «господ офицеров» («Поединок»). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал Максим Горький («Враги», «Мать»).
Лирика "Серебряного века" многообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик. "Серебряный век" – это целое созвездие поэтов. Поэтов – музыкантов. Стихи "Серебряного века" – это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально.
В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых «крестьянских» поэтов – С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков.
Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью, приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны поэзии К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова.
После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к «рационалистическому» Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни «второго рождения» страны – А. Белый («Серебряный голубь», «Петербург»). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие "Серебряный век".
Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. «акме»-высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам [6, с. 156-158].
Живопись. Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. Репин И. Е. закончил в 1906г. грандиозное полотно «Заседание Государственного совета». В раскрытии событий прошлого Сурикова В. И. в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у Нестерова М. В..
Однако законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как Коровин К. А., Серов В. А.. Сторонники этого направления объединились в обществе «Мир искусства». Они заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред живописи. Искусство, по их мнению, – это самостоятельна сфера деятельности, и оно не должно зависеть от социальных влияний. За длительный период (с 1898 по 1920 г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие художники – Бенуа А., Бакст Л., Кустодиев Б., Лансере Е., Малявин Ф., Рерих Н., Сомов К..
В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников (Кузнецов П. В., Сапунов Н. Н., Сарьян М. С. и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.
Ряд крупнейших мастеров – Кандинский В., Лентулов А., Шагал М., Филонов П. и другие – вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями [13].
Скульптура. Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма. Значительных успехов на пути обновления достиг Трубецкой П. П.. Широкую известность получили его скульптурные портреты Толстого, Витте, Шаляпина и др. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. Он был задуман как некий антипод другому великому монументу – «Медному всаднику» Э. Фальконе.
Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество Голубкиной А. С.. При этом основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа, а создание обобщенного явления: «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие».
В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.
Архитектура. Во второй половине XIX века новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных решений. Не только в столицах, но и в провинциальных городах строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название «модерн». Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов – так называемый неорусский стиль.
Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского модерна, был Ф. Шехтель. В начале своего творчества он опирался не на русские, а на средневековые готические образцы. В этом стиле был построен особняк фабриканта С. Рябушинского. В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве. В последующей дельности архитектор все больше приближается к направлению, получившему название «рационалистический модерн», которое характеризуется значительным упрощением архитектурных форм и конструкций. Самыми значительным зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских, типография газеты «Утро России».
Вместе с тем наряду с архитекторами «новой волны» значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (И. В. Жолтовский), а также мастера, использующие прием смешения различных скульптурных стилей (эклектику). Наиболее показательным в этом было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве [15].
балет, театр, кинематограф. К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в рациях К. Коровина, А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха.
Русская балетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров – А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.
Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.
В первое десятилетие XX века в России, вслед за Францией, появился новый вид искусства – кинематограф. В 1903г. возникли первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. уже было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В.Холодная, А. Коонен. Несомненной заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании «массовой культуры» – непременного атрибута буржуазного общества [6, с. 81-82].
. "Серебряный век" – период формирования русского авангарда. Никогда не было в русском искусстве столько направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. У каждого из них были свои творческие теоретические программы, почти все они отрицали достижения предыдущих поколений, враждовали друг с другом и пытались предсказать будущее, которое было для них самих неясным и туманным, поэтому почти всегда есть трагический оттенок в творчестве многих художников и поэтов.
Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма (Трубецкой П. П.). В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.
К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в. (М. Петип). В то же время полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер композитор, но и художник ( А. Горский, М. Фокин). Русская балетная школа "Серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров – Анну Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.
Появился новый вид искусства – кинематограф. Возникли первые «электротеатры» и «иллюзионы», строились кинотеатры. Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, появились деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В.Холодная, А. Коонен.
. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.
РАЗДЕЛ 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
.1 Характеристика музыкального искусства конца ХІХ – начала ХХ веков
"Серебряный век" производит впечатление «расколотости» и падения интенсивности мысли о музыке. Никто не ставит в большом масштабе острых музыкально-общественных проблем, большая часть композиторов замыкается в узкий круг ремесленных интересов и предпочитает высказывать ни к чему не обязывающие суждения о том, о сем, вместо отстаивания музыки как общественно-активной и культурной силы и как сферы познания. Композитор становится только лицом, пишущим музыку. Остальное – не его дело. Внедряется привычка к мелкой газетной перебранке и зарождается вредный тип рецензента, сводящего счеты.
В Москве наряду с Кашкиным с 1891 года начинается критическая деятельность С. Н. Кригликова. Как поборник интересов Новой русской школы, Кругликов отстаивает в московской среде творчество, вкусы и позиции своего учителя Н. А. Римского-Корсакова. В этом отношении деятельность его была исторически ценной и, конечно, содействовала победе корсаковского искусства в Москве в 90-х годах в частной русской опере Мамонтова [3, с. 129].
В плане музыкально-идеологической "Серебряный век" скорее был сумерками, чем возрождением, но все же в это время шло своим путем распространение музыкального просвещения по всей стране, и деятельность Русского музыкального общества на сороковом году существования стала давать заметные результаты как в области концертной, так и музыкально-педагогической. Контингент музыкально-образованных исполнителей и слушателей начинал повсюду расти. Основанная в Петербурге в 1894 году «Русская музыкальная газета» явилась тем первым культурным музыкальным органом, который, наряду со статьями историческими и эстетическими, стал обслуживать музыкально-просветительные и музыкально-общественные интересы всей страны, а не только столичных центров. В этом же органе печатались статьи, посвященные вопросам музыкальной этнографии и культуре культового пения [3, с. 146].
2.2 Творчество Сергея Рахманинова
-е годы вносят заметное оживление в общественную жизнь России. В стране начинается промышленный подъем, растет рабочее движение. Создание Лениным в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» кладет начало новому – пролетарскому этапу русского освободительного движения. В начале ХХ столетия, в период подъема революционной волны, создается Российская социал-демократическая рабочая партия. Эти годы – время интенсивного развития русского искусства [3, с. 147].
На свет выплыли символисты, имажинисты, декаденты всех мастей, отрекавшиеся от народа, провозглашавшие тезис «искусство ради искусства», прикрывавшие свое идейное и моральное растление погоней за красивой формой без содержания. Всех их объединял звериный страх перед грядущей пролетарской революцией.
С большой силой тлетворное влияние антиреалистических направлений сказалось в музыкальном искусстве. У многих композиторов черты модернизма становились преобладающими [16].
Одним из ярчайший выразителей передовых общественных устремлений в музыкальном искусстве того времени становится Сергей Рахманинов. В его творчестве нашли отражение многие важнейшие темы, которые волновали лучших представителей русской художественной культуры того времени. Рахманинов продолжал отстаивать реалистическое искусство.
Композитор отличался наибольшей творческой активностью. Он не только ежегодно создавал новые сочинения, но и вел интенсивную исполнительскую деятельность. Его имя как композитора и артиста приобрело громадную популярность у широких слоев публики. В годы, предшествующие первой империалистической войне, Рахманинов становится кумиром москвичей. Его выступления превращаются в подлинные триумфы, ему устраивают восторженные овации, его засыпают цветами. Особенно любила его молодежь. Она взирала на него с надеждой, как на опору русской музыки в годы мрачного «безвременья». Творческая активность Рахманинова в отстаивании реалистических традиций породила острую полемику в прессе. Одна часть критики – передовая – подымала его на щит, другая – из антиреалистического лагеря – относилась к его творчеству резко враждебно.
Рахманинов сделался в те годы средоточием ожесточенной борьбы двух лагерей – реалистического и модернистского. Борьба мнений вокруг него велась с особым ожесточением и упорством [2, с. 138-139].
Критика из модернистского лагеря часто обвиняла Рахманинова в «отсталости», «консерватизме»; в действительности же под этим скрывалась неприязнь к его прочной связи с классическими традициями. «Рахманинов, – писал, например, один из критиков, – композитор с вполне ясно и откровенно выраженным уклоном в сторону музыкальных идей прошлого. Он органически сросся со своим, ныне несколько старомодным стилем и в ряду современных композиторов стоит особняком, являясь последним из музыкальных могикан прошлого столетия, упорно не замечая новых течений в музыке». Модернистам была ненавистна музыка Рахманинова своей искренностью, подлинной человечностью, доступностью широким кругам слушателей, то есть как раз наиболее ценными, демократическими ее чертами [2, с. 154].
Как писала критик М. Шагинян: «У Рахманинова нет интереса к мистическим прозрениям, он весь на земле. Темы его или задушевны или трагичны, но всегда бесхитростны. «Я хочу быть человечной» – упорно говорит его музыка» [8, с. 98].
Постепенно на него начинает оказывать влияние атмосфера «самого позорного и самого бездарного» десятилетия в истории русской интеллигенции и в его искусстве получают значительное развитие сумеречные, мрачные образы, тема смерти, но он остается чуждым к антиреалистическим направлениям. Он сумел правдиво отобразить в своем искусстве ряд существенных и притом передовых явлений русской жизни кануна всемирно-исторических революционных событий .
Но Рахманинов оказался не в состоянии подняться до их правильного понимания. Это противоречие, в конце концов, привело его к роковому жизненному поступку. Рахманинов переезжает в Швецию. Горько сознавать, что такой большой художник, кровно связавший себя всей своей деятельностью с родиной, не понял Великой Октябрьской социалистической революции и не отдал свои силы строительству новой культуры. Нет сомнения, если бы он остался в Советском Союзе, его творчество было бы более плодотворным и достигло бы нового высокого расцвета.
Рахманинов не предполагал, что больше не вернется на родину и думал, что уезжает на время. Главной причиной отъезда была боязнь того, что в период, пока не наладится новая жизнь, ему будет трудно работать – сочинять и концертировать. Этого отъезда требует он него искусство, думал Рахманинов. Но именно в этом-то он и ошибался. Отрыв от родины не мог не сказаться на таком подлинно национальном композиторе. Словно Антей, оторвавшись от матери-земли, его вскормившей, он потерял свою творческую силу. В течение почти двадцати лет он не мог сочинять [2, с. 152-153].
музыкальный художественный культура рахманинов
2.3 Творчество Александра Скрябина
Творческая деятельность Скрябина захватывает конец ХІХ века, но в значительно большей степени она связана с началом ХХ, когда композитор создавал свои самые крупные и важнейшие произведения (Поэма экстаза, «Прометей»).
Напряженный пульс предреволюционной эпохи Скрябин передавал как полет времени к неизбежной, радостно ожидаемой и спасительной «катастрофе». Его искусство выразило все это с проникновенной искренностью, вдохновенностью и поэтичностью. В этом заключается неповторимая «наэлектризованность» скрябинской музыки. То были годы, когда революционное и художественное начало переплетались между собой [9].
В творчестве Скрябина воплотились в символистски зашифрованном виде прогрессивно-гуманистические, житейские идеалы. В центре образного мира – целеустремленный и властный человек, человек-титан, жаждущий счастья и свободы [4, с. 55].
Скрябина интересовали и конкретные проблемы социального бытия. Однако душа его постоянно и остро терзалась прежде всего проблемами внутреннего мира человека, состоянием этого мира в окружающей «неустроенной» действительности, проблемами нравственными, философскими. Не стремясь к отражению реальных жизненных конфликтов, он, однако выражал действительную тоску своей страждущей души, отвечающей широкой общественной мечте о свободе духа, о раскованной личности и властном ее бунтарстве. Голос Скрябина был подобен бунтарски призывному кличу горьковского «Буревестника». Отсюда столь мучительная напряженность творчества Скрябина, напряженность, исполненная духа отрицания и неприятия, духа непокорности и нередко мужественно-одинокой гордыни [5, с. 6].
Скрябин нес на себе печать не только предчувствия великих очистительных гроз, но и радостные прозрения «новой весны», предвидения неодолимости наступления новой эры. Музыка Скрябина – это неудержимое, глубокое человеческое стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. В ней взаимно сопутствуют друг другу постоянная неудовлетворенность и напряжение всех сил – и она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры. Он олицетворял в своем творчестве богатую символику и страстный пафос титанической борьбы, к которой испытывал непреодолимую жажду; стремился выразить в неповторимо своеобразных, изысканно тонких формах поэзию героического начала, в котором верно ощущал наиболее яркое проявление возвышенного в жизни и в искусстве своей эпохи.
Властное начало и мятежность протестующей души, драматическая острота коллизий и внутренняя правда исповеднического тона – вот особый подтекст скрябинского творчества. Композитор сумел услышать главное – «музыку революции», с волнением и надеждой вникая в отдаленный гул надвигающегося восстания.
Искусство его – это творимая им легенд, реально воплощаемая в сфере художественной образности жизненная мечта. И борьба за осуществление такой мечты была жестокой схваткой с действительностью в условиях духовной скованности предреволюционных лет [3, с. 51].
Подъем общественной жизни России в годы, непосредственно предшествовавшие первой (1905) и Февральской (1917) революциям, вызвал к жизни романтику борьбы, светлой мечты о грядущем. Однако в умах значительного круга художественной интеллигенции тех лет эти романтические настроения переплетались с символистски утонченной ассоциативностью, сложно зашифровавшей их прогрессивную направленность.
В той крайне сложный период развития русского искусства многих самых различных художников сближала сила гуманизма, этического порыва, без которых невозможно было рождение горячей и перспективной мысли, действенно впечатляющего образа.
Нравственные и социально-исторические проблемы постоянно волновали Скрябина, и это сказывалось в его творчестве. Стремление к художественному никогда не заслоняло в нем стремление к человеческому. И не случайно какой бы лирической, личной темы ни касался Скрябин, это личное всегда расширяется в его творчестве до общечеловеческого, мирового, философски-обобщенного. Человек, а не собственная биография в творчестве Скрябина в конечном счете – прежде всего [16].
Было время, когда Скрябин внимательно изучал труды Т. Карлейля и даже увлекался ими. Эти труды несомненно являлись, наряду с книгами А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, литературными источниками его взглядов на «музыкальную стихию» жизни.
Скрябин стремился насытить свое творчество идеями, понятиями и ассоциациями философско-психологического, а порой даже абстрактно-логического порядка: понятиям пространства, времени, энергии, бесконечности, смерти. Скрябин хотел выразить в своей музыке не те или другие настроения, а целое миросозерцание, которое он и старался разработать со всех сторон [9].
Такое художественное явление, как Скрябин, если его рассматривать в совокупности, скажем, со столь же центральными фигурами своего времени, как Врубель в живописи и Блок в поэзии, относится к определенному течению в русском искусстве начала ХХ века; течению имеющему специфические общественные корни и особую социальную направленность. Оно целиком не вписывается в иные течения того же исторического периода (например, поздний романтизм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм), хотя и насыщенна отдельными признаками каждого из них [4, с. 428].
2.4 Общие и отличительные черты творчества Скрябина и Рахманинова
Скрябин и Рахманинов – два крупнейших музыканта рубежа веков. Они были почти погодки. По рождению принадлежали к одному и тому же военно-интеллигентно-дворянскому кругу, жили в Москве, вращались в одном и том же музыкальном мире, учились у одних и тех же профессоров – Зверев и Танеев, в той же Московской консерватории; творчески работали в одной и той же области – оба композиторы и пианисты. И, несмотря на это, трудно представить себе две натуры, столь противоположные, как Рахманинов и Скрябин. Всю жизнь они имели очень мало общего друг с другом, редко встречались и никогда не дружили [1, с. 71].
Рахманинов высоко ценивший скрябинский гений, прекрасно знавший творчество Скрябина и во многом, хотя и совершенно по-иному, отразивший те же предчувствия и те же подъемные настроения России в канун ее великих исторических перемен, ни в одной своей строке не отразил воздействия скрябинского языка [4, с. 418].
Б. Л. Яворский писал: «Скрябина мало играют в Париже. Зрители говорят, что он хорош, производит впечатление, но он их беспокоит, волнует, а им покой дороже всего; они боятся его нарушить, потерять его, боятся, что эта музыка заставит их «жить» по-иному. В отличии от музыки Рахманинова, которая распевно-лирическая и в тоже время моторно-энергическая, но она «традиционна». В ней есть воплощение русского начала без «преднамеренности», без фольклорных цитат. Это еще раз доказывает, что Скрябин и революция неразделимы, что Скрябин есть преддверие новой культуры, он немыслим без нее и она без него. Скрябин есть самое современное в эволюции человечества, а музыка Рахманинова, как бы «традиционна» и лирична она ни была, оставляет людей спокойными, инертными, застывшими, даже окостеневшими в своей культурной эпохе».
Первый отзыв Рахманинова о музыке Скрябина был в 1901 году. После прослушивания Первой симфонии Скрябина, Рахманинов сказал : «Вот я думал, что Скрябин – просто свинья, а оказалось – композитор» [8, с. 49].
С тех пор он вдумчиво и внимательно следил за творчеством своего товарища и соперника в популярности, которая у обоих росла, хотя захватывала разные категории публики. Публика Скрябина и публика Рахманинова не была та же, это были две публики разных эстетических установок.
Многое в творчестве Скрябина очень нравилось Рахманинову. Но очень многое его отталкивало и удручало – вкусы музыкальные у них были разные. Рахманинов никогда не понимал скрябинских мистических заблуждений. Скрябин же никогда не обнаруживал ни малейшего интереса к сочинениям Рахманинова – за ними не следил и большею частью их и не знал. Когда ему приходилось выслушивать его произведения, случайно или из дипломатических соображений, он физически страдал – так они ему были чужды [1, с. 72].
Скрябин так отзывался о музыке Рахманинова: «Все это одно и то же нытье, унылая лирика, «чайковщина». Нет ни порыва, ни мощи, ни света – музыка для самоубийц». Скрябин не выносил музыки Чайковского – Рахманинов из нее весь вырос. Их родословие музыкальное было тоже отлично: Рахманинов образовался преимущественно из Чайковского и отчасти Шумана, Скрябин – из Шопена и Листа [8, с. 51].
Рахманинов был в общем молчалив, о своей музыке совсем не говорил, проявлял скромность, которая как-то совсем не вязалась с его мировым именем.
Незаконченных сочинений никогда не показывал. О своем творческом процессе никогда не говорил. Внутренний свой мир либо, никому не раскрывал, либо, некоторым, очень близким людям. У Рахманинова чувствовалась какая-то странная неуверенность, чуть ли не робость, непонятная в таком большом музыканте, вдобавок при жизни блистательно прославленном. В этом он напоминал Чайковского – тоже великого скромника.
Скрябин, напротив, был всегда настолько уверен в своей неоспоримой гениальности, что об этом не полагалось в его присутствии никаких ни намеков, ни разговоров. Это считалось аксиомой. Со времени написания им Третьей симфонии (1904 г.)- «Божественной поэмы» – он совершенно искренне считал себя уже величайшим композитором из всех бывших, настоящих и всех будущих. Ведь, по его философии, он должен был быть последним из композиторов, ибо его последнее (не осуществленное) произведение «Мистерия» – должно было вызвать мировой катаклизм и вся вселенная должна была сгореть в огне преображения.
Скрябин был единственным музыкантом-символистом. Рахманинов ни к каким символизмам не был прикосновенен – он был только музыкантом. Он является в плеяде русских композиторов, вместе с Чайковским, одним из «человечнейших» композиторов, музыкантом своего внутреннего мира.
Скрябин в течение своего творческого пути сильно эволюционировал. Его первые сочинения почти ничего общего с последними не имеют. Другие краски, иные приемы. Рахманинов все время оставался ровен – не эволюционировал и не менял стиля, только мастерство его крепло. Последние его сочинения, написанные не в России, представляются несколько более сухими и формальными [5, с. 254-255].
Сейчас творчество Рахманинова кажется как бы отодвинутым в девятнадцатый век, но и музыка Скрябина сейчас тоже понемногу уходит в прошлое: его новаторства уже давно не представляют собой непонятного нового слова в музыке [1, с. 11].
. В музыке менялись не только идеи и вкусы, видоизменялся язык, менялись интонации, ибо менялся характер, строй и темп жизни идеологически руководящей среды. Музыка как чуткий барометр интонационных перемен не могла остаться бесчувственной критики всему совершающемуся. Русская музыка конца ХІХ – начала ХХ века выросла среди борьбы культуры буржуазного города и созревающего российского капитализма.
. Получившая всемирное признание творческая деятельность Рахманинова была наиболее полно и глубоко оценена в Советском Союзе. Лишь в новых социальных условиях, когда стала возможной подлинно массовая пропаганда классического искусства, музыка великого композитора впервые сделалась доступной широким кругам народа. После революции вокруг Рахманинова происходила ожесточенная идейная борьба. Она велась на протяжении многих лет и являлась отражением борьбы двух направлений в советском музыкальном искусстве – реализм и модернизм.
. Этот ярчайший русский художник впитал и отразил с необычайной силой искренности и эмоционального накала тревоги и нарождающиеся чувства противления своего народа в канун назревающих социальных битв, и в значительной степени именно поэтому его имя, имя смелого новатора, столь органично вписывается в художественную культуру наших дней.
. Переходной характер произведений Скрябина – конфликт в нем противоборствующих тенденций различных миросозерцаний – порой приобретает взрывчатый характер в такой же степени, как и само время, породившее его; время, в котором явление отмирания и упадка незримо соседствуют с явлениями нарождающегося нового.
. Творчество Скрябина не только отразило беспокойное, исполненное предчувствий и тревожного ожидания настоящее, но и предвосхитило образы грядущего. Отразило не только героико-трагедийную борьбу за это будущее, но и романтическую мечту о его торжестве.
. Скрябин и Рахманинов – две противоположные натуры. Всю жизнь они имели очень мало общего друг с другом, редко встречались и никогда не дружили. Скрябин был единственным музыкантом-символистом. Рахманинов ни к каким символизмам не был прикосновенен – он был только музыкантом.
. Рахманинов с особым интересом за творчеством своего товарища и соперника, но Рахманинов не принимал скрябинских мистических заблуждений, а Скрябин не имел ни малейшего интереса к сочинениям Рахманинова. Когда Скрябину приходилось слушать его произведения, он физически страдал – так они ему были чужды.
ВЫВОДЫ
. Музыкальная культура "Серебряного века" сложилась в общем художественном контексте конца XIX – начала XX века, сформировавшемся под влиянием целого рядом факторов. Решающую роль в ее появлении имели события, определившие социальную и политическую жизнь в России этого периода, достижения западноевропейской и отечественной культуры.
. В ходе работы выявлены социальные предпосылки формирования культуры "Серебряного века". К ним относятся:
) кризис политической власти в стране, вызвавший негативные настроения в различных социальных слоях;
) усиление политической активности и развитие революционных движений и умонастроений;
) рост социальной значимости и активности новых слоев общества;
) прогресс в области естественных наук и технократические изменения в обществе;
) всплеск философской мысли и философского плюрализма;
) активизация культурной жизни и ее многоликость.
. Художественная культура этого периода неоднородна. В ней сосуществуют и взаимопересекаются различные творческие течения – импрессионизм, неоромантизм, декадентство, символизм, акмеизм, кубизм, футуризм и др.
. Выделены два композитора, творчество которых определило неповторимое своеобразие "Серебряного века". Идейное содержание музыкальной культуры этого периода явилось отражением сложного мироощущения, сложности в политической сфере, Первой мировой войны и революций, широко распространенных среди деятелей искусства конца XIX – начала XX века. Наряду с извечными проблемами добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, актуальной становится тематика, объединяемая под названием русский космизм, с ее устремленностью к вершинам творческого отражения, к трансцендентальным мирам (А. Н. Скрябин), религиозномистическими мотивами (С. В. Рахманинов). В творчестве композиторов этого периода «встречаются» фольклор и современность (С.В. Рахманинов), лиричность и героический пафос, реалистичность и сказочность (А. Н. Скрябин).
Список литературы
1. Аверьянова, О. Отечественная музыкальная литература ХХ века [Текст]/
. Алексеев, А. Д. Рахманинов [Текст]/ А. Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1954. – 239 с.
3. Асафьев, Б. Русская музыка. ХІХ и начало ХХ. – 2-е изд. [Текст]/ Б.Асафьев. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.
4. Дельсон, В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества [Текст]/ В. Ю. Дельсон. – М.: Музыка, 1971, 430 с.
5. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. ІІ. Книга 2. [Текст]/ под общ. ред. Е. Сорокиной и Ю. Рязановой. – М.: Музыка, 2009. – 440 с., нот.
6. Лихачев, Д. Великое наследие [Текст]/ Д. Лихачев. – М.: Искусство, 1975. – 350 с.
7. Новый справочник: История России. – 4-е изд., измен. и доп. [Текст]/ под. ред. Т. Крупчан. – М. Литкон, 2008. – 736 с.
8. Ястребцев, В. В. Сергей Васильевич Рахманинов. Воспоминания [Текст]/ В.В. Ястребцев. – М.: Искусства, 1968. – 203 с.
9. Александр Николаевич Скрябин (1871/72-1915). [Электронный ресурс] – Режим доступа: <http://www.silverage.ru/music/skryabin_bio.html>. – Загл. с экрана.
10. Всемирная история. Общая характеристика периода [Электронный ресурс] – Режим доступа: <http://maxbooks.ru/kultur/isku98.htm>. – Загл. с экрана.
11. Особенности культуры на рубеже веков. [Электронный ресурс] – Режим доступа: <http://vekkultury.ru/>. – Загл. с экрана.
12. Русская культура рубежа XIX-XX веков. Серебряный век русской культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: <http://kulturoznanie.ru/?div=dop_rus_serebr_vek>. – Загл. с экрана.
13. Семигин, В. Л. Серебряный век русской культуры. [Электронный ресурс]/ В.Л. Семигин. – Режим доступа: <http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/Lomonos98/semigin.htm>. – Загл. с экрана.
14. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943). [Электронный ресурс] – Режим доступа: <http://www.silverage.ru/music/rahman_bio.html>. – Загл. с экрана.
15. "Серебряный век" русской культуры. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shkola.lv/index.php?ode=lsntheme&themeid=166&subid=50 <http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=166&subid=50>. – Загл. с экрана.
16. Синтетический характер музыкальной культуры "Серебряного века". [Электронный ресурс] – Режим доступа: <http://www.dissercat.com/content/sinteticheskii-kharakter-muzykalnoi-kultury-> serebryanogo-veka. – Загл. с экрана.
17. Сумерки Серебряного века. [Электронный ресурс] – Режим доступа: <http://realedu.ru/index.php?type_page&katalog&id=585&met23>. – Загл. с экрана.