- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,81 Кб
Служение митрополита Петра как Патриаршего Местоблюстителя
ВВЕДЕНИЕ
Приход к власти большевистского правительства в России в 1917 г. открыл для Православной Российской Церкви период небывалых гонений. Несмотря на декларируемую свободу совести, новая власть проводила политику ликвидации Церкви как института. При этом наряду с принятием антицерковного законодательства, массированной атеистической пропагандой и репрессиями, власть в борьбе с Патриаршей Церковью с начала 1920-х гг. активно использовала отделившиеся от нее неканонические группировки, которые быстро получали легальный статус. С помощью такой тактики власть решала двойную задачу: обеспечивала полное политическое подчинение себе части духовенства и одновременно вносила разложение в церковные ряды. В условиях невозможности проведения Поместного Собора и избрания нового Патриарха положение нелегализованного высшего церковного управления во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским) оказывалось особенно тяжелым. Вступление митрополита Петра в должность Местоблюстителя и первые месяцы его правления проходили в условиях пребывания под следствием по делу о мифической «Шпионской организации церковников». Власть продолжала использовать легализацию (точнее, ее отсутствие) как инструмент воздействия на Местоблюстителя, а затем на его заместителей. Оберегая церковное единство, руководители Патриаршей Церкви в 1925-1926 гг., насколько могли, противодействовали интригам власти, что приводило к частым репрессиям против них. Самому митрополиту Петру довелось непосредственно управлять Церковью лишь восемь месяцев. Отстраненный от церковной власти физически, но не осужденный никаким церковным судом, Патриарший Местоблюститель митрополит Петр оставался законным Первым епископом Русской Православной Церкви вплоть до своей кончины. В результате положение высшего церковного управления Русской Православной Церкви в 1925-1937 гг. было весьма неординарным. Большую часть этого периода Московскую Патриархию реально возглавлял один иерарх (митрополит Сергий), но общепризнанным Предстоятелем Русской Церкви был другой (митрополит Петр). Он, оказавшись после ареста в неведении о происходивших на свободе событиях, а затем и вовсе будучи злонамеренно дезинформирован григорианами и ОГПУ, всеми силами стремился не допустить нарастания нестроений в Церкви. Это и определяет проблематику данной работы.
Служение Местоблюстителя Петра совершению святых и созиданию Тела Христова продолжалось и в заключении. Оценить должным образом подвиг священномученика Петра как Предстоятеля Русской Православной Церкви можно только через понимание того, в какой мере его позиция способствовала осуществлению возглавляемой им Поместной Церковью своего высшего призвания.
За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог.
Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом.
В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории.
Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.
Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия.
Труды многих исследователей раскрывают новомучеников, восстанавливают их основываясь на эпохи (многие из были долгое под запретом). обстоятельство определяет избранной нами выпускной квалификационной
Имя священномученика (Полянского) – Крутицкого – в славном новомучеников и российских. Изучением его обстоятельств и его подвига в время проводится таких исследователей, как Губонин, З.П. протоиерей В. игумен Дамаскин Наибольшую значимость исследование Михаила Губонина, который биографию митрополита Крутицкого, опираясь на архивов КГБ по Челябинской, Брянской, областей, центрального КГБ СССР. становятся известны факты из владыки, которые его мученический Использование указанных материалов составляет трудов М.Е. публикующего протоколы фрагменты писем и фотографии мест священномученика Петра.
Второе значимое жизни и подвига митрополита Крутицкого называется первосвятительского служения Местоблюстителя священномученика митрополита Крутицкого» автора сосредоточивается на гонения во служения.
В настоящее помимо изданий владыки « Кифа – Местоблюститель священномученик митрополит Крутицкий », «Мученики, исповедники и благочестия Русской Церкви XX столетия», издаются его Указы, черновики и переписки .
Важное значение в подвига митрополита Крутицкого имеет воспоминаний современников зарубежных деятелей, назвать здесь, имена митрополитов (Георгиевского) и (Федченкова) . Воспоминания из них в силу его отношений с Петром.
Таким образом, к жизни Патриаршего Местоблюстителя Петра, митрополита подтверждает актуальность исследования.
Объект исследования – высшее управление Русской Православной Церкви в условиях гонений.
Предмет исследования – служение митрополита Петра как Патриаршего Местоблюстителя.
Цель выпускной работы – и систематизировать источники и о жизни и Патриаршего Местоблюстителя Петра, митрополита .
Основные задачи:
. Подобрать и круг источников и литературы по проблеме.
. Выяснить обстоятельства священномученика Петра, митрополита .
Структура работы. квалификационная работа из введения, разделов, заключения, использованных источников и литературы.
Практическая значимость. ВКР могут использованы в подготовки к по дисциплинам богословия, Истории Русской Церкви.
1. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПЕТРА (ПОЛЯНСКОГО) 1862-1925гг.
С первых в Церкви существуют повествования о и деяниях подвижников и Начало этому положено евангелистом В Деяниях Апостолов он подвиги и первоверховных учеников и других Его Святой апостол в одном из посланий дал заповедь: «Поминайте ваша, иже вам слово иже взирающе на жительства, подражайте их» (Евр.13,7). эту заповедь апостола, христиане тщательно сохраняли о жизни и святых.
Наши предки поучались и немалое утешение в Житий христианских и подвижников. Они там образец для а также заступников, к обращались с о помощи и Кроме того, и почитание святых всегда естественной обязанностью христианина. Через к святым связь Церкви и Небесной.
Участие святых и в повседневной жизни переоценить. Они для нас не образец, а и действенные наши. Сегодня все мы без нуждаемся не в интеллектуальной но более – в и духовной. Подвиг наших предков, все драгоценные жизни отечественных должен быть Мы должны к тому, стали известными те благочестия и имена и которых доселе мраком неизвестности.
Особенным почитанием имена мучеников и за Христа. называются святые, за исповедание веры. К ним имя местоблюстителя Патриаршего митрополита Петра
Основными источниками священномученика Петра является книга – Патриарший священновомученик Петр, Крутицкий» под протоиерея Владимира и монография о и исповедниках «Мученики, исповедники и благочестия Русской Церкви XX столетия» Дамаскина (Орловского).
Местоблюститель Патриаршего митрополит Крутицкий (в миру Федорович Полянский) 28 июня года в Сторожевом Коротоякского Воронежской губернии в священника.
В 1879 поступает в Духовную семинарию, успешно заканчивает. выпуска служит в сельском Воронежской губернии.
В 1885-1887 – псаломщик при села Девицы в уезде Воронежской
В 1888 поступает в Духовную академию.
В 1892 году Петр Полянский назначен смотрителем духовного училища в Жировицах. Петр Федорович Полянский надлежащим образом поставил в Жировицах учебное дело как в воспитательном, так и в хозяйственном отношении. Училищный комитет при Священном Синоде считал Жировицкое духовное училище образцовым и неоднократно отмечал плодотворную деятельность смотрителя Петра Полянского.
Участвовал в первой всероссийской переписи населения, исполнял обязанности члена-соревнователя Попечительства о народной трезвости, почётного мирового судьи Слонимского округа. За время службы был награждён орденами св. Станислава 3-й и 2-й степеней.
В жировицкий период произошло знакомство архимандрита Яблочского монастыря, а позднее епископа Люблинского Тихона (Беллавина). На примере постановки дела в Жировицком духовном училище епископ Тихон оценил способности, возможности и настрой Петра Федоровича.
В 1895 году был церковным старостой у себя на родине, в селе Сторожевом Воронежской епархии. За особое усердие в благоукрашении приходского храма Богоявления он был удостоен архипастырской признательности.
В 1896 году в течение недолгого времени преподавал греческий язык в Звенигородском духовном училище.
В 1897 году ему присуждена степень магистра богословия за диссертацию на тему «Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею».
В 1900 г. он совместно с протоиереем Иоанном Корчинским по поручению Гроднеского Епархиального Училищного Совета занимался устройством летних курсов для повышения квалификации учителей духовных школ епархии. Одновременно Петр Федорович исполнял обязанности члена попечительского совета общества трезвости и почетного мирового судьи Слонимского уезда. За усердные труды по церковно-школьному делу в 1902г. П.Ф. Полянский получил архипастырское благословение, с выдачей похвального листа и со внесением в формулярный список в деле.
С 1906 Петр младший помощник дел Учебного при Святейшем в Санкт-Петербурге. стал членом Комитета (сверхштатным, постоянно присутствующим), главным образом ревизора духовных заведений. За служения в Комитете обследовал духовных семинарий, женских училищ в Новгородской, Вологодской, Минской и в других епархий, в Сибири, на в Закавказье. каждой такой им собственноручно подробный, обстоятельный в котором уместные меры по состояния обследованной С 1916 – действительный советник. Был орденом св.
В 1918 большевики закрывают все учебные заведения, и Учебный Петр Федорович в Москву и принял участие в Соборе 1917/18
Работал главным в кооперативной «Богатырь». Жил в в доме брата, священника Николы-на-Столпах Василия
Патриарх Тихон ему принять священство и и стать его в делах управления в репрессий большевиков церкви.
Петр Федорович принял предложение Патриарха. Ему было уже пятьдесят восемь лет. Оставаясь человеком светским, не связанным ни монашескими обетами, ни священным саном, имел он еще возможность умереть своей смертью, но если принимал предложение Патриарха, то такой возможности почти наверняка лишался. Петр Федорович жил в то время в Армянском переулке в Москве, в доме своего брата, священника Василия. Придя домой, Петр Федорович рассказал родственникам о предложении Патриарха и прибавил: – Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь – я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор».
После рукоположения во Подольского, викария епархии, он был и сослан в Устюг.
Вернувшись из в 1923 он был Патриархом Тихоном в сан а через год – и назначен Крутицким.
Возвратившись в он стал помощником Патриарха, был в сан (1923 год) митрополита (1924 Крутицкого и в состав Патриаршего Синода. На епископов, состоявшемся в монастыре в сентября 1923 высказывался против с обновленцами.
. МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬСТВА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО
В 1920 Патриарх Тихон Петру Феодоровичу принять монашество, епископство и его помощником по Православной Церковью. Патриарха было тогда, когда уже разливалось гонение на Церковь. Некоторые были убиты – мучеников входили в Поместного Собора. и тех, Собор посылал для обстоятельств убийств Были зверски митрополит Киевский архиепископ Пермский епископ Тобольский архиепископ Черниговский и с многие священнослужители и Не почет и сулило в то архиерейство, а страдания, а и мученическую
Петр Федорович принял предложение Патриарха. Ему было уже пятьдесят восемь лет. Оставаясь человеком светским, не связанным ни монашескими обетами, ни священным саном, имел он еще возможность умереть своей смертью, но если принимал предложение Патриарха, то такой возможности почти наверняка лишался. Петр Федорович жил в то время в Армянском переулке в Москве, в доме своего брата, священника Василия. Придя домой, Петр Федорович рассказал родственникам о предложении Патриарха и прибавил: – Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь – я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор».
На Благовещение года скончался Тихон. 7 1925 года было составлено «В случае кончины, наши права и до законного нового Патриарха, временно Высокопреосвященнейшему Кириллу. В невозможности по обстоятельствам вступить в означенных прав и таковые переходят к Митрополиту Агафангелу. же и Митрополиту не возможности осуществить то наши права и переходят к Петру, Митрополиту
По завещанию Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925г., митрополит Петр -третий кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Собором 45 епископов избран Патриаршим Местоблюстителем в день похорон Святейшего Патриарха Тихона (12 апреля 1925г.). С этого дня митрополит Петр вступил в обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Восприяв этот пост, Владыка Петр принял на себя всю тяжесть креста Первосвятителя Русской Церкви. Он не был ни политиком, ни дипломатом, единственная ясная цель виделась им: быть со Христом и народом Божиим. И потому он уже тогда твердо решил: не обращаться ни по каким вопросам к представителям ГПУ, ни о чем их не просить и в переговоры с ними не вступать. Он, как мог, старался помочь находящемуся в заключении духовенству, сам собирал и передавал для них деньги и благословил причты храмов жертвовать в их пользу.
Одной из стоявших тогда Русской Православной было разрушительное Обновленцы готовились к второму собору, предлагая православным и принять в нем Некоторым предложение приемлемым, и они с обновленцами о примирении.
июля Патриарший Местоблюститель со своим посланием к пастырям и чадам Православной Церкви, укрепляя колеблющихся и и нанося удар разорителям Значение этого оказалось огромным и ни ни обновленцы не простить этого Петру. Его же начали в контрреволюционной а главарь Введенский на «соборе» зачитал фальшивый документ, в Местоблюститель обвинялся в с заграницей. В 1925г. в были арестованы все выдающиеся архиереи. Петр видел что и его близок и не Он составляет завещание о высшей церковной и пишет к пастве: «Меня труды, суд скорый, но не милостивый. Не труда – его я и люблю, не и суда – неблагосклонность его не в лучшие и меня личности. одного: ошибок, и невольных Если отличительным учеников Христовы, по Евангелия, является то ею проникать и вся служителя алтаря служителя Бога и любви. И да мне в Господь! Вас же исполнять с как послушных все правила, и распоряжения Буду молиться, Пастырь, чтобы мир обитал в наших во все жизни нашей».
Обновленцы о нем: митрополита Петра всю линию староцерковников… Тон, «Крутицами», уже определил позицию по всему и в возможны были варианты одной и той же При этом по легко было уже ссылаться на что мы и на самом Так, например, в епархии «среди появилась «левая тихоновцев, которая была идти примирительной политике Св. (обновленческого. – И.
После послания советские газеты печатать статьи, его в деятельности. На соборе священник Введенский прочел документ, в Местоблюститель обвинялся в с заграницей.
1925 года заседание комиссии по декрета об церкви от при ЦК Прослушали информацию о внутрицерковных как расколоть кому помогать, уничтожать. Личность Петра, его глубокая образованность, ум, и неизменная к представителям но без угодливости перед вызывали у и, в у Тучкова, и неприязнь. ОГПУ сообщили, что вероятно, откажется от с ОГПУ, в конечном на разрушение Вследствие «Ввиду проводимой им – И. Д.) враждебной Соввласти политики и о нем обвинительных материалов, намеченную ОГПУ по вопросу о группировках правильной». ( То митрополита Петра – архиепископа Григория – В тот же Местоблюститель был
1925 года Сергий (Страгородский) на имя управляющего Московской уведомление о что в с распоряжением Местоблюстителя он к исполнению Местоблюстителя.
группа из епископов во с архиепископом Григорием (Яцковским) в Москве. Они что поскольку Местоблюстителя Петра и с его Церковь управления, то они Высший Временный Совет.
1926 года в «Известия» было сообщение об ВВЦС. 14 митрополит Сергий архиепископу Григорию потребовав ответа о самочинии. Ответ Григория о основаниях ВВЦС был и митрополит 29 января его, что он его и с ним в священнослужении, так что все действия вышеназванных (рукоположения, назначения, и всякие по распоряжения), начиная с 22 1925 года и считать недействительными. С митрополита Сергия, как Местоблюстителя, действия по Высшего Временного Совета лишались основы.
мая Сергий испросил у разрешения обменяться с митрополитом и сообщил что митрополит получил свободу, на пост Местоблюстителя, и владыку, чтобы тот был и воздержался от местоблюстительства.
ноября года Патриарший был приговорен к годам ссылки. В митрополита этапом через пересыльные в Тобольск. теперь, освобожденный из он узнал о церковных дел в и 1 в Пермской составил воззвание, в окончательно упразднил подтвердил запрещение в архиепископа Григория и с ним и сообщил о митрополита Агафангела от принятия на обязанностей Местоблюстителя Престола.
января года на к Местоблюстителю в тюрьму явился Григорий, и Петр подтвердил, что стоит вне общения с и предупредил, что им и его смута не быть терпима в Церкви. Тогда же удалось передать обращение на и оно широко известно.
Именно на гг истории Православной Церкви, становятся самым в истории С одной это время яростных гонений на нее по своей ничуть не гонениям первых христианства. С – это величайших нестроений Русской Церкви. множества расколов и как в те она не никогда. Количество рода автокефалий, церковных управлений, церковных групп, кому-либо подчиняться, десятками. Причина явления коренилась в государства, намеренно церковные расколы. руководство не что ставит целью формирование общества, в не будет религии. Поэтому с Церковью одной из задач советской с первых ее существования. По гражданской войны РКП(б) смогло что уничтожить Церковь сразу и всю не удастся. В с начала и до 1930-х годов на была взята ее уничтожения по
В смуты, голода, был Поместный собор Церкви. На стоял вопрос о Патриаршества. По составу участники распределились следующим 80 архиереев, 129 11 диаконов, 26 20 монашествующих игуменов и и 299 Всего 564 Интересно, что о Патриаршестве в Высшего Церковного впервые был мирянами. Даже не все поначалу сочувствовали
Большинством голосов 28 было принято постановление:
«1. В Российской Церкви власть – административная, судебная и – принадлежит Собору, периодически, в сроки созываемому, в епископов, клириков и
. Восстанавливается и управление возглавляется Патриархом.
. является первым равными ему
. Патриарх с органами управления подотчетен
Немедленно приступили к Патриарха: было что большевики разогнать Собор. По Собора избрание из трех должно было по апостольскому (Деян. 1:23-26) – жребия, чтобы Божия указала, из них великое служение
В архивных предельно ясно действия большевиков в направлении.
Во-первых, поручить по развалу ВЧК-ОГПУ.
Во-вторых, для этой все возможные В «Проекте об церковных ценностей» «Внести в духовенство, в этом решительную инициативу», священников, выступающих в мероприятий советской «под защиту власти» (пункт 6); «наша агитация и лояльных священников ни в случае не сливаться», но должны ссылаться на часть духовенства», выступает против и жадности церкви» (п.7) и
В-третьих, активизировать по подбору
« лояльного духовенства» и своеобразного «переворота» в руководстве с внедрения туда лиц.
«Лояльное духовенство» не на месте. Ещё в году возникает церковного обновления» против концепции Антония (Храповицкого), за строго Церковь во с Патриархом, полномочными правами, участия белого и мирян в соборах, или, во случае, против им права голоса.
Идеи неформального «Союза обновления» сводились к Церкви от созыву предельно всеобщего поместного отказу от Патриаршества, децентрализации ее активному в общественной и жизни, замене языка на русский язык. самым ключевым был протест мона шеской в Церкви, монашеского епископата. В году мысли «Союза церковного обновления» не шокировали, от остальных настроений лишь отвержением монашеского Отсюда возникает
В этих для Церкви когда нажим с одной и властей – с породил колебания и в ряде России и отдельные иерархи смело возвысить голос в чистоты Православия – народ ожидал своего Первоиерарха, развеять сомнения.
июля года Патриарший митрополит Петр в к Русской заявил о отношении к «… К прискорбию, попущением произошло разделение и самой Православной
Мы разумеем так живоцерковников, обновленцев, самосвятов и т. п. Все они самочинной иерархией и устроением церковной как в России, так и на и в местах, отделяются от Тела Христова, от Святой Его Церкви и тем православный народ.… В время так обновленцы все и более о соединении с По городам и они собирают приглашают на них клириков и для совместного вопроса о с нами и для к созываемому ими текущего года новому лжесобору. Но твердо помнить, что по правилам Вселенской все такие устраиваемые собрания, как и в 1923 живоцерковное собрание, правила воспрещают.… Не о с Православной должны говорить так обновленцы, а принести искреннее в своих
Во главе Православной Церкви большую часть времени во ее стоял общепризнанный Первоиерарх – Местоблюститель митрополит (Полянский), а управлял ею – его митрополит Сергий Ненормальность ситуации репрессивной политикой первый оказался для власти менее чем второй. В митрополит Петр из с половиной лет местоблюстительства почти провел в и окончил мученически на земле.
Уже спустя после смерти Тихона ГПУ создавать новый в Церкви. ГПУ Полянский с Московским епископом Борисом и предложил ему инициативную группу православия» и от ее соответствующее ходатайство во Представитель ГПУ что Православная после этого немедленно легализована, Церковь решительно от всех включая обновленчество. Борис согласился, но что один он сделать не и отправил ГПУ к рекомендуя тому предложение ГПУ. решительно отверг все его как провокационные. несомненно не никакого свободного православных архиереев, не уже о соборе», – он.
Условия легализации, Местоблюстителю представителями были:
) издание призывающей верующих к относительно советской
) неугодных власти
) осуждение епископов и
) контакт в с правительством в представителя ГПУ. 1925 года все же составить и декларацию советскому показать, какими он отношения между Православной Церковью и государством. Митрополит набросал черновой и отдельные проекта декларации и его епископу (Удалову), прося текст. Владыка составил черновой прочел его архиереям, жившим в Даниловом – епископам (Кедрову), Парфению и Амвросию – и их замечаний в текст и передал
В конце 1925 года арестованы почти все выдающиеся архиереи, в то в Москве. видел, что и близок И надо позаботиться о власти, о церковного управления.
Местоблюститель понимал, что неминуем и позаботиться о церковного управления. 5 и 6 1925 года он два распоряжения – на случай смерти, другой – на ареста: «В Нашей кончины, права и как Патриаршего до законного нового Патриарха временно согласно в почившего Святейшего Тихона, Высокопреосвященнейшим Казанскому Кириллу и Ярославскому (Преображенскому). В невозможности по обстоятельствам тому и митрополиту вступить в означенных прав и таковые передать митрополиту Новгородскому (Стадницкому). Если же и митрополиту не возможным осуществить то права и Патриаршего Местоблюстителя к Высокопреосвященнейшему Нижегородскому Сергию». завещанием митрополит назвал своими тех двух Церкви, которых в своем еще Патриарх Третьим значился из кандидатов на Престол по Поместного Собора. И, четвертым – пользовавшийся высоким в Церкви – Сергий. На день Патриарший издал распоряжение о заместителях Местоблюстителя на своего ареста: «В невозможности по обстоятельствам отправлять Мне Патриаршего Местоблюстителя поручаю исполнение обязанностей Высокопреосвященнейшему (Страгородскому), митрополиту Если же и митрополиту не возможным осуществить то во исполнение обязанностей Местоблюстителя вступит Михаил (Ермаков), Украины или Иосиф (Петровых), Ростовский, если Михаил лишен возможности выполнить это мое Возношение за Моего имени, как Местоблюстителя, остается Временное управление епархией поручаю Совету Преосвященных викариев, а под председательством Дмитровского Серафима епископу Серпуховскому (Готовцеву), епископу Гавриилу (Красновскому) и Бронницкому Иоанну Как и в с завещанием Тихона, назначение Петром преемников на своей смерти или не было церковными канонами. в тех жестоких условиях, при невозможности созвать Собор, преемство по завещанию единственным средством церковного управления.
Шаг этот был оградить Российскую Церковь от и расколов в того, что два кандидата в назначенные Патриархом митрополит Казанский и митрополит Агафангел, как в ссылке, не возможности принять управление. Кроме после подтверждения Местоблюстителем митрополита собором архиереев двух названных на местоблюстительство быть безусловными и не рассматриваться механически в лишь завещания Тихона, но при востребовании самими кандидатами и при архиерейским собором. Местоблюститель знал, что будет только передача церковной при благословении что безвластие Церковь к и захвату управления группами, корыстные цели, что в свою к разрыву с и традициями Церкви.
В ГПУ архиепископу Григори, действиями митрополита устроить свидание с Местоблюстителем митрополитом и от добиться согласия на ВВЦС. Проговорив для благословения ВВЦС(митрополит Сергий не в а в Новгороде, и для управления делами не митрополит Михаил от себя по исполнению Патриаршего Местоблюстителя; Иосиф не принять его, так как он не известен), Григорий предложил кандидатов на обязанностей высшей власти – и трех с ним Местоблюститель, стремясь единство Церкви, исполнение обязанностей Местоблюстителя коллегии, в включил архиепископа Николая (Добронравова) и Томского Димитрия известных ему твердостью и Церкви. Однако на тот архиепископ Николай был в тюрьму, а в архиепископа Димитрия «уведомили» телеграммой. О митрополита Арсения пообещали похлопотать, но телеграмму Владыки не
Тем временем Агафангелу, кандидату на Патриаршего Местоблюстителя, разрешили выехать из и вернуться в Но в тюрьме он был для встречи с Тучков обрисовал ему положение Православной которое все ухудшается борьбой за между архиепископом возглавляющим ВВЦС, и Сергием Нижегородским, на главенство. Ему предложено вступить в Патриаршего Местоблюстителя. Агафангел поверил и, не дальнейшего, не в переговоры по важному вопросу с Петром, 18 1926 года в Перми о своем в права Местоблюстителя, которое 26 вместе с письмом послал Сергию, и не ему, но и епархиальным архиереям, как уже восприявший Местоблюстителя. Еще Агафангел был в а его потекло по раскалывая Церковь.
Через шесть после подписания Агафангелом послания и его по состоялось заседание по проведению об отделении от государства. ОГПУ доложил об на поприще расколов. Постановили: ОГПУ линию по тихоновской части признать правильной и Вести линию на между митрополитом (назначенным Петром Местоблюстителем) и Агафангелом, претендующим на Местоблюстительство, укрепляя третью тихоновскую – Временный Церковный Совет во с архиепископом как самостоятельную Выступление Агафангела с к верующим о на себя Местоблюстителя признать и целесообразным». о митрополите «выделить и дальнейшее следствие в 1-2-х месяцев. ОГПУ этим окончательно выяснить о взаимоотношении Сергия и после чего и вопрос о содержании Петра».
Владыка не как нужно в случае ГПУ о Он в из своих писем писал: «Мы по нашей более или отступаем от идеала, той которая заповедана Но важно то, не быть только этим и ради не убивать истину и не с ее Тогда лучше отречься от А между если говорить по то дело, послужило причиной репрессии. нравственно не только для Церкви, но и для всякого в котором идея греха и В этом пришлось бы с двумя противоположными принципами: христианским и революционным. Основой принципа служит к ближнему, братство, смирение; а второго принципа оправдывает средства – борьба, разгром и Становясь на зрения этого принципа, становишься на путь, напрашиваешься на и таким отрекаешься не от истинного христианской веры и ее основы – любви и но и исповедания веры. Нет говорить, как быть разрешена эта – любовь к и классовая – серьезно человеком, и, в не наемником, а пастырем Церкви. ли бы знал покой во всю жизнь, если бы искушению со указанных противоречий».
Митрополит Петр, в приполярной не сразу получить достаточную чтобы определить отношение к политике своего Лишь в благодаря самоотверженности Дамаскина (Цедрика) и его доставивших в Хэ документы, Местоблюститель возможность вполне свою позицию. он это в митрополиту Сергию в 1929 г. «Мне перечислять, – Местоблюститель заместителю, – все отрицательного отношения к управлению, о чем протесты и со стороны от иерархов до Картина церк[овного] изображается потрясающая. и совесть не мне оставаться к такому явлению. Побуждаюсь к Вашему с убедительнейшей исправить допущенную поставившую Ц[ерко]вь в положение, вызвавшую в ней и разделения, и репутацию ее равным образом устранить и мероприятия, превысившие полномочия». Митрополит не указывал на конкретное действие Сергия, которое Церковь в положение и в ней и разделения. имелся в весь комплекс заместителя, проводимых им с на которые он не был Сосланный Местоблюститель политику заместителя как и убедительнейше ее исправить. свое обращение он не в директивную пытаясь воздействовать на не административно, а
Правомерно сделать вывод о том, что в качестве находясь в заключении Митрополит Петр Крутицкий помогал многим и сосланным. Решительно выступил любых договорённостей с Отказался пойти на карательных органов на которых те нормализовать юридическое Церкви. Условия в себя декларации, призывающей к лояльности советской власти, неугодных власти осуждение заграничных и контакт в с правительством в представителя ГПУ.
3. МУЧЕНИЧЕСКИЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА МИТРОПОЛИТА ПЕТРА
В феврале года митрополит прибыл в Абалак. Власти ему поселиться на упраздненного Абалакского Пока ремонтировали ему комнату в рядом с владыка жил в Прожил он недолго. Пермское сильно напугало напугал сам обращения Местоблюстителя к пастве. В апреля 1927 митрополит Петр был и доставлен в тюрьму. 9 ВЦИК принял о судьбе Местоблюстителя: он был за полярный на берег губы в Хэ.
В конце года кончалась ссылка Местоблюстителя, но 11 мая года постановлением Совещания ОГПУ был продлен еще на два Здоровье владыки все хуже, он с переносил климат, в зимние 15 июля года он заявление в ОСО и во «…оставление меня в Хэ Обдорского далеко за кругом, среди обстановки слишком отражается на здоровье, которое моего годичного здесь пришло в упадок… Дальнейшее меня в трудно переносимом при моих развивающихся болезнях миокардит, хронический и др.) и при средств для их, равносильно на смерть». было оставлено без последствий.
марта года ГПУ у владыки Искали переписку, но не нашли. зная мелочную ГПУ, митрополит из ничего не
/29 июля года митрополит опубликовал декларацию о Летом 1929 епископ Дамаскин организовал посылку к митрополиту
Патриарший видел, что мир нарушается, что архиереи уходят из подчинения митрополиту а это расколом. В 1929 года отослал митрополиту
Не получив Местоблюститель в 1930 года второе письмо. Но и на это он ответа не и тогда передал копию письма с одновременно предав его Это письмо, как и обращения Патриаршего к своему переполошила власти.
августа года ГПУ владыку. При ему не сказано, что его а между тем ссылки заканчивался четыре месяца, и почти все вещи роздал После трехмесячного в Тобольской он был в тюрьму где его уполномоченный ОГПУ и снять с сан Местоблюстителя. угрожал он, ждет новое Митрополит отказался.
С отказом от митрополита Петра упали бы и митрополита Сергия, и Церковь осталась бы без законного возглавия, что только усилить и все начинающиеся В ноябре года ГПУ против Местоблюстителя дело, обвинив его в что, находясь в вел он окружающего населения агитацию, говоря о войне и сов-власти и борьбы с а также использовать церковь для борьбы с
ноября был вызван на он отвечал: в ссылке на севере, в управления Церковью я не был только случай, я митрополиту Сергию в котором о дошедших до слухах о что в происходят раздоры и в связи с им границ ему церковной и просил его все это Далее, находясь в ссыльный священник ко мне. с очевидно, идущим из о награждении духовных лиц. Я ему чтобы местный написал мне по поводу. Со стороны я в виду это митрополиту со своим
декабря Петр был к следователю который прочитал ему заключение и ответить на вопросы. Понимая всю ответов и что будет придираться к слову, владыка показания собственноручно: «В обвинении виновным не признаю. агитацией в не занимался… я противником власти никогда не Советскую власть я ее распоряжениям Повторяю, что советской власти бы то ни ни с кем не вел, и это бы безумием с стороны».
января объявил владыке об следствия и желает ли он свои показания. написал: «Я решительно о своей к тем в которых меня обвинить… нелепым и наивным… Я что совесть моя и это меня просить о ко мне справедливости, учитывая при мою старость, болезнями, и ссылку… Нельзя не во внимание и что контрреволюционной отводится время года тому никто из ни одним до последнего не упрекнул в том».
Одиночное заключение. Петру было девять лет. надеясь на его смерть, митрополита в невыносимые так прошел год одиночного заключения – без без свиданий с кем бы то ни кроме уполномоченных ГПУ и надзирателей, почти без В тюрьме зубные коронки, он к властям, те вызвали техника, но оставили просьбу без Отсутствие коронок и хорошенько пережевывать привели к что после приема еды у случались сильные в желудке и в концов развился Ночами все стали случаться астмы. Он с ложился ночью на койку, с – встанет ли Приступы астмы чаще всего полуночи, сопровождаясь страданиями. Во обмороков он и подолгу на тюремном Иногда это так долго, что надзиратель и старца-митрополита на
Весной 1931 в тюрьму Тучков и Местоблюстителю стать ОГПУ, угрожая в отказа новым заключения. Владыка нечто неопределенное и тут же Он почувствовал, что его угрожает большая И потеряв свою выдержку и которую он сохранял к мучителям, ответил резко. Все тяжелого одиночного он отгонял от худые мысли и Благодатию Божией он не то что а и не проявил ни к неприязни или И потому в повышенном был ему
1931 года Совещание ОГПУ «дело» митрополита. рассматривали в постановления президиума СССР от года. Постановили: Петра Федоровича в концлагерь на пять Считая срок с вынесения настоящего То есть без года, проведенного в
уполномоченные ОГПУ и Тучков администрации Екатеринбургской служебную записку с как следует митрополита: «…Полянского Петра Федоровича, к заключению в просьба содержать под во внутреннем
В Верхнеуральской митрополит Петр до окончания 23 июля года. День но его не Еще 9 1936 года заседание Особого при НКВД (за секретаря – на котором решено продлить заключения митрополита еще на три было послано об утверждении во ВЦИК Состоявшееся 25 заседание президиума постановило ходатайство Совещания НКВД о срока тюремного еще на три удовлетворить. 1 1936 года Местоблюстителю объявили о срока. Митрополиту было уже четыре года, и этот можно считать пожизненным.
Во всяком власти решили святителя умершим, о чем и митрополиту Сергию. В 1936 года Сергию был титул Патриаршего А Местоблюститель был еще И так еще год
В июле года по Сталина был оперативный приказ о в течение месяцев всех в тюрьмах и исповедников. В с этим администрация Верхнеуральской составила против Петра обвинение: заключение в тюрьме, проявляет непримиримым врагом государства, клевещет на государственный строй… в «гонении на «ее деятелей». обвиняет органы в пристрастном к отношении, в чего якобы его заключение, так как он не к исполнению НКВД отказаться от Местоблюстителя Патриаршего
октября года Тройка по Челябинской приговорила Патриаршего митрополита Крутицкого к расстрелу. Он был через несколько 10 октября в часа дня, увенчав исповеднический подвиг мученической крови за и Церковь. погребения священномученика остается неизвестным.
православие церковь священномученик петр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своим твердым за единство Церкви митрополит заплатил жизнью. многочисленные страдания – в приполярном одиночная камера, болезни – не по повлиять на его о сохранении за чина Местоблюстителя. видели, чт о митрополит – человек и вряд ли на губительные для компромиссы. Так и он держался с ГПУ свободно и «не оставляя ни возможности для и запугивания»
После кончины Патриарха Тихона на митрополита Петра по Божией легла ответственность за Церковь. Менее он оставался у церковной власти, а более десяти лет звание Местоблюстителя, в изгнании, в подвергаясь изощренным – и все это для чтобы заставить его от местоблюстительства.
Он знал, пагубные для последствия может его отречение от Местоблюстителя. Объясняя позицию в властям, митрополит писал: «В местоблюстительство лично для не представляет наоборот, оно все держит меня в гнета… Но я считаться с тем что решение вопроса не от моей и не быть актом единоличной воли. званием я связан с интересами и всей Поместной Таким образом, о распоряжении как не личным вопросом, не и личному в противном я оказался бы святой Церкви. прочим, и в о моем имеется напоминание, что я не уклоняться от воли Патриарха а следовательно, и подписавших акт равно как и клира и девятый год со мной в общении». Сохраняя за звание Местоблюстителя блага Церкви, тяжких мучительных митрополит Петр подвиг исповедничества, которого стало крови за Спасителя.
Руководству Патриаршей Церкви власть, начиная со второй половины 1923 г., также предлагала легализацию при условии установления над ним негласного, но весьма ощутимого контроля советских органов госбезопасности, что вело бы к отделению от священноначалия значительных церковных масс (от иерархов до рядовых верующих), не приемлющих такую легализацию. Отказ же от принятия условий власти грозил обернуться новыми репрессиями и дезорганизацией церковного управления. Ситуация для Православной Церкви дополнительно осложнилась в 1925 г. после кончины Патриарха Тихона. Наряду с практически несовместимыми задачами – нормализовать взаимоотношения с властью и при этом соблюсти внутрицерковное единство – необходимо было еще и сохранить каноническое преемство, то есть не допустить самочиния в организации высшего управления Церкви.
Всего же за два года со времени кончины Патриарха Тихона высшая церковная власть не менее пяти раз переходила от одного иерарха к другому. В 1927 г., после принятия Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) условий легализации, выдвигаемых властью, ситуация изменилась: положение Московской Патриархии на некоторое время стабилизировалось, но в Русской Церкви в целом начались серьезные нестроения, вызванные различным отношением к новому курсу церковной политики. Возникла весьма сильная «правая» церковная оппозиция Заместителю. В результате, сохранив в какой-то степени каноническое преемство и получив подобие легальности, Московская Патриархия, возглавляемая митрополитом Сергием, не смогла уберечь Патриаршую Церковь от внутренних разделений. Важным обстоятельством при этом, однако, было то, что полноправным Первоиерархом митрополит Сергий не являлся, будучи в течение одиннадцати лет лишь Заместителем Местоблюстителя.
Главной причиной такой многолетней раздвоенности была антицерковная политика государственной власти. Наличное церковное управление во главе с митрополитом Сергием пыталось приспособиться к условиям гонений, чтобы сохранить хотя бы часть церковной организации.
Можно задаться кто из Предстоятелей внес вклад в Русской Церкви в гонений: митрополит своей политикой или митрополит производивший на «впечатление непримиримого существующего строя». На взгляд ответ очевидным. Митрополит пусть и немалых репутационных смог найти рода modus во взаимоотношениях с властью и тем обеспечил выживаемость а сам увенчался саном Однако, как из событий безоговорочная лояльность на угодничества не «церковников» от (особенно показательна в плане судьба обновленцев, которые в своей также подвергнуты тогда репрессиям). Механизм Церкви через к власти не
Зато проявил другой механизм. на все богоборцев, как Всесоюзная перепись проведенная в 1937 г., Россия не стала страной. По Сталина в переписи был вопрос об к религии. на слухи о что «всех, кто верующим, должны неверующими себя лишь 42% от числа опрошенных. столько же себя православными. 16% пришлись на конфессии и уклониться от Реальный же верующих, несомненно, был выше, чем перепись, поскольку не все открыто исповедовать веру. В ситуации полная легально действовавших структур толкнула бы верующих советских в церковное контролировать которое было куда чем остававшиеся Московской Патриархии. как организация, образом, выживала не какому-то расположению к ее в лице Сергия: в коммунистов он был врагом. Но должна была с массовой населения и в этого была идти на сохранение Патриархии.
Но почему же в России к концу в большинстве верующим? Неправильно бы объяснять это инерцией прежних традиций. Перед простых верующих тогда стоял сонм духовно мучеников и который вдохновлял и других на верности Православию. И во этого сонма со своим предшественником святым Тихоном стоял Местоблюститель священномученик Петр, значение в сохранении Церкви от таким образом, переоценить.
Высокопреосвященный митрополит воистину оказался тем и незыблемым на котором Церковь Русская в период, последовавший за Святейшего Патриарха последующие времена со очевидностью показали, свят и был прямой нашего «Кифы» и как оказался для иной, новый малодушно избранный его «мудрыми» (как нам внушить церковная преемниками, вполне слова пророка: мудрецы и в сеть» 8, 9)…
Невозможно переоценить значение подвига Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра. Делу, ради которого, по Апостолу Павлу, существует Церковь, – совершению святых, созиданию Тела Христова (Еф. 4, 12) – священномученик Петр послужил всецело и без остатка, послужил так, как мало кто другой. Множество раз – и в период его недолгого фактического управления Церковью, и во время следствия по его делу, когда власть придумывала все новые способы разделить Церковь изнутри и подчинить ее себе, и тогда, когда власть добилась своего от его заместителя, но это не было ее полной победой, поскольку Заместитель – еще не глава Церкви, и это все понимали, – множество раз Патриаршему Местоблюстителю предоставлялась возможность сойти с исповеднического пути, устроиться благополучнее самому, уступить давлению и не думать о том, что будет с Церковью дальше. Но священномученик Петр предпочитал не думать о том, что будет дальше с ним самим. И хотя он неоднократно просил власть о смягчении своей участи, всякий раз, когда ему предлагали конкретные условия, он их отвергал, не считая возможным поставить собственные интересы выше интересов Церкви. И так – до последнего, пока власть окончательно не убедилась, что не добьется от него ничего, что могло бы Церкви повредить. Все что могла в такой ситуации делать богоборческая власть – это умножать изливаемые ею потоки зла, пока они не переполнили всякую меру в годы «Большого террора». Но в итоге святость мучеников победила злобу гонителей. Безбожная большевистская власть пала, а Православная Церковь Русская, украсившись небывалым сонмом новых святых, выстояла и утвердилась. И во главе этого сонма святых победителей вместе со своим великим предшественником Патриархом Тихоном стоит священномученик митрополит Петр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ И ЛИТЕРАТУРЫ
Книги и учебные пособия
1. Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2. – Тверь: "Булат" , 1996 год, стр. 528 <http://www.fond.ru/book/book2/2-26.htm>
. Кифа – Местоблюститель Петр, митрополит (1862-1937). – М. : 2012. – 952 с. – по новейшей РПЦ).
. Церковь. Богословие. Материалы III Международной научно-богословской (Екатеринбург, 6-7 февраля 2015 г.). Екатеринбургская духовная 2015. С. 342-361.
4. Мазырин А., диак. Митрополит Ярославский Агафангел и спор о местоблюстительстве в 1926 году // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 1. С. 62-104. (2,7 а. л.)
Авторефераты и диссертации
. Св. Александр Мазырин Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и высшее церковное управление в условиях гонений со стороны власти и борьбы за единство Церкви: автореф. дис. на соискание ученой степени доктора церковной истории / свящ. А. Мазырин. Москва. 2012. 34 с.