- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,68 Кб
Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности на примере Российского Этнографического музея
Курсовая работа
на тему
Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности на примере Российского Этнографического музея
Содержание
Введение
Глава I. Анализ состояния социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее
1.1Роль этнографических музеев в современном мире
1.2История Российского Этнографического музея
.3Содержание деятельности Российского Этнографического музея
.4Проблемы осуществления деятельности Российского Этнографического музея
Глава II. Пути совершенствования социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы:
В настоящее время вступления в третье тысячелетие исследование социально – культурной деятельности приобретает особое значение, так как это познание даёт возможность понять культурные процессы, которые зарождаются в обществе, прогнозировать их и активно вмешиваться в практику. Новая обстановка требует систематического изучения постоянно изменяющихся духовных интересов и запросов населения, внедрения нетрадиционных культурных услуг, создания новых социокультурных учреждений.
Современная социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодёжи, взрослых.
Существующая ситуация в обществе влечёт за собой такие явления, как безработица, миграция значительных слоёв населения, возникновение новых экономических структур, возрастание напряжённости жизни, дифференциация доходов людей, появление новых социальных групп, относительное уменьшение свободного времени, реформирование системы образования и здравоохранения. Изучение жизнедеятельности людей обнаруживает неподготовленность населения к новой экономической социокультурной ситуации. Конфликты, столкновения, нетерпимость вызывают изменения в нравственной атмосфере общества: усиливают бездуховность, рост негативных социальных явлений.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов её осуществления и поиска новых социокультурных технологий.
Проблема состоит в том, что в новых условиях социально-экономического реформирования страны произошёл переход от управляемой, директивной работы к стратегии социальной культурной деятельности, которая обусловливает добровольность участия, разнообразие ценностных предпочтений, содействие их реализации.
Основная задача социального института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Но та группа населения, на которую в основном рассчитывается деятельность социально-культурных институтов, ради которой эта деятельность и совершенствуется, а именно молодёжь, к сожалению, не проявляет серьёзной активности по проведению своего свободного времени в стенах учреждений культуры, предпочитая внеинституциональные формы досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности любого человека; оно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психологические нагрузки.
Чтобы вовлечь людей в социально-культурную деятельность, надо не только знать и понимать их современные культурные запросы, но и уметь быстро реагировать на них, успеть предложить новые формы и виды занятий, способные вызвать интерес и творческую активность.
Поэтому совершенствование деятельности социально-культурных институтов сегодня является актуальной проблемой. Её решение должно идти по всем направлениям, включающим совершенствование хозяйственного механизма, разработку концепций учреждений культуры в новых условиях, новые подходы к роли и профессии работника культуры, содержание деятельности, планирование и управление учреждениями сферы культуры.
Таким образом, современный этап развития социально-культурного института характеризуется переходом от критики существующего положения к рациональным решениям.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет исследования – состояние социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее.
Цель курсовой работы – изучить особенности организации социально-культурной деятельности в условиях Российского Этнографического музея и выработать практические рекомендации по её усовершенствованию.
Гипотеза исследования – государственные законы, связанные с правильным осуществлением социально-культурной деятельности, практически ничего не решают, всё зависит от действий органов власти на местах.
Задачи исследования:
-рассмотреть состояние социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее;
-проанализировать деятельность музея;
определить пути совершенствования социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее.
Степень разработанности проблемы:
Существенный вклад в разработку проблемы, в научное осмысление сути и природы социально-культурной деятельности, в обоснование взаимосвязи культуры, образования и воспитания, в обеспечении культуросозидающей направленности различных сфер жизнедеятельности внесли исследования Д.Н. Аля, А.П. Беляевой, С.Г. Вершловского, Д.М. Генкина, Т.Г. Киселёвой, Ю.Н. Кротовой, В.Т. Лисовского, Г.А. Неценко, Б.Д. Парыгина, М.М. Поплавского, Ш.З. Сантулова, Е.И Смирновой, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, Г.И. Фроловой и др.
К изучаемой проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере культуры и досуга (А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский др.), по прикладной культурологии (М.А. Ариарский).
Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики социально-культурной деятельности, но ещё ряд вопросов по этой теме остаются на стадии изучения.
Методы исследования:
-теоретический анализ специальной литературы;
-изучение опыта деятельности социально-культурного института на примере Российского Этнографического музея.
Практическая значимость – полученные исследовательские материалы могут быть использованы специалистами социально-культурной деятельности в качестве методических рекомендаций, а также преподавателями образовательных учреждений по подготовке работников социально-культурной сферы.
Базой исследования курсовой работы является Российский Этнографический музей г. Санкт-Петербурга.
Структура и объём курсовой работы – обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
этнографический музей социальная культурная
ГЛАВА I. Анализ состояния социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее
1.1Роль этнографических музеев в современном мире
Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.
В настоящее время публика выдвигает к этнографическим музеям самые разные требования. Как и другим учреждениям культуры, музеям предстоит действовать в меняющихся обстоятельствах и заново определять свою миссию, находить рынки, корректировать менеджмент. Необходимость этих изменений вытекает из их происхождения – этнографические музеи в Европе часто воспринимаются как колониальные. В России, где первый Этнографический музей выделился из петербургской Кунсткамеры и имел задачей показывать культуру «народов преимущественно России», он был, тем не менее, долгое время единственным в стране источником оригинальной информации о традиционной этнографии народов мира. Показ народной культуры с упором на этнографическую экзотику не соответствует современным нормам музейной жизни.
Одной из задач этнографических музеев должно стать преодоление этноцентризма. В этом часто обвиняют многие музеи (не только этнографические), базирующие на европейские концепции. Именно музеи, по Уставу, являются хранителями материальных памятников деятельности человека, но ведь достижения человечества не ограничиваются одними только материальными памятниками культуры.
В странах азаиатско-тихоокеанского региона, в частности, высказывается несколько иное мнение о миссии музеев. Она не исчерпывается только хранением и изучением коллекций. Местное население видит в музеях, прежде всего, культурные центры, механизмы для передачи традиций (в том числе письменных), а также нейтральную территорию, на которой могли бы встречаться и вести диалог представители разных общин. В Музее Филда (Чикаго) эти функции выполняет общинный дом, вывезенный из Новой Зеландии в конце 19 века, реставрированный и восстановленный на экспозиции несколько лет назад совместно музейными работниками и морийской общиной (по её требованию).
Окружающая музеи среда – и природа, и люди – сегодня значительно изменилась. Во многом по-новому предстоит решать вопрос, кто будет определять характер экспонирования тех или иных предметов. Делать это силами только одного хранителя или группы музейных специалистов уже невозможно. Аборигены Австралии, американские индейцы и др. запрещают выставлять предметы своих религиозных культов в музейных витринах. Ряд музеев уже планирует новые экспозиции и публикует этнографические коллекции совместно с представителями общин. Хранители могут выступать тут скорее как координаторы, зная контекст, в котором выступают предметы.
Музеи являются одним из самых мощных инструментов для преодоления отчуждения между людьми. Наиболее активные мировые движения в наше время можно объединить в гражданские (национализм, патриотизм, натурализация, ассимиляция и пр.) движения за сохранение самобытности и за социальную справедливость. Очень часто понятие этнической принадлежности сводят только к языку и культуре, причём под культурой в этом случае подразумевают только народное искусство (высокое искусство и прочее культурное наследие таким образом исключается). Вопрос самобытности, однако, это, скорее, вопрос духа, чувства, ощущения принадлежности к группе; он связан уже не только с географией.
Каждая нация передаёт свою культуру путём воспитания и обучения, как дар, который сохраняется и развивается, поскольку делает жизнь каждой отдельной личности и жизнь других народов богаче. Культуры развиваются благодаря взаимодействию с другими. Особую актуальность приобрели проблемы культурной самобытности в рамках Европейского союза. Унификация и стандартизация промышленной культуры, осуществляемая в рамках этой экономической зоны, затрагивают и общую сферу культуры. Неоднократно подчёркивалось, что единая Европа состоит из множества культур, но единство не предполагает одинаковость. Эта тема становится крайне политизированной.
Кроме того, в современном мире происходит быстрое перемещение значительных людских масс (эмигранты, беженцы, сезонные рабочие, студенты и пр.). Практически во всех странах проживают крупные группы выходцев из других государств и континентов. Эти новые общины (чаще всего отличающиеся и по расовым признакам) на новом месте жительства хотят добиться уважительного отношения к себе соседей. Этнографические музеи призваны показать достоинства, достижения и жизненность их культур (прежде всего исламских). Так, в Берлинском музее народоведения в 1994 году была подготовлена выставка «Чужой: кто это?». Она была открыта в Детском музее и рассказывала о бытовой культуре (обстановке квартиры, домашней одежде, пище, утвари, развлечениях и пр.) некоторых крупных этнических групп, живущих в Берлине, – турок, курдов, поляков.
Музеи существуют в совершенно ином информационном пространстве, в котором особая культура формируется телевидение, видео, радио и т.п. В больших городах, где в основном сосредоточены крупные музеи, дети зачастую затрудняются в определении своей этнокультурной принадлежности и очень мало знают о своих корнях. Парадоксально, что массовая культура строится часто на основе самых разных этнических культур. В Европе растёт число разнообразных эскапитских клубов, имитирующих этнические культуры («индейцев», «викингов», псевдовосточные группы).
Одна из основных миссий музеев – обучать, но они должны и доставлять удовольствие, сочетая обучение с развлечением. Музеи выступают противовесом средствам массовой информации, которые всё больше специализируются на показе катастроф, насилия, войны, голода, таким образом, создавая искажённое впечатление о современном мире. Музеи же демонстрируют творческий потенциал человечества, его способность создавать и сохранять, так как их коллекции свидетельствуют о многообразии культуры, о свободе мысли, веры, сосуществовании разных стандартов и ценностей.
1.2История Российского Этнографического музея
Российский Этнографический музей в Петербурге – это один из самых больших этнографических музеев Европы. В его коллекциях представлены предметы быта, искусства, обрядов и ремёсел более ста пятидесяти народов, населявших бывшую Российскую империю.
Музей был основан в 1902 году императором Николаем II во исполнение воли и в память его отца, императора Александра III, который являлся большим поклонником отечественной культуры и имел прекрасно подобранную коллекцию художественного народного творчества. Здание музея, построенное в 1902-1913 гг. по проекту архитектора В. Свиньина, гармонично смотрится рядом с величественным Михайловским дворцом, где помещается Русский музей.
Этого не случилось бы, если бы не старания Дмитрия Александровича Клеменца, организовавшего этот отдел и возглавлявшего его в течение почти 9 лет.
Дмитрий Александрович Клеменц (1848 – 1914)
Родился в Саратовской губернии. Учился в Казанском, затем в Петербургском университете на математическом факультете, но не закончил обучения, полностью посвятив себя революционной деятельности.
– 1874 г. – активная революционная пропаганда среди молодёжи, рабочих и крестьян, участие в «хождении в народ».
г. – эмиграция в Берлин, затем во Францию (где преподавал в Сорбонне) и в Лондон.
г. – арест, 1881 г. – ссылка в Сибирь.
На этом заканчивается период жизни Д.А. Клеменца как революционного народника. Начинается этап его деятельности как учёного, просветителя, общественного деятеля в области науки, культуры, музейного дела.
г. – публикация фундаментального труда «Древности Минусинского музея».
– 1896 г. – участие в «Сибиряковской экспедиции» по изучению Якутского края.
Д.А. Клеменц в сибирский период его жизни стал видным учёным-этнографом, «музейщиком из школы Мартынова» – основателя и создателя «чуда Сибири» – Минусинского музея.
г. – занятие должности старшего этнографа Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии Академии Наук).
г. – участие в подготовительной работе по созданию Национального Этнографического музея.
г., январь – занятие должности заведующего Этнографическим отделом Русского музея император Александра III. Командировка в Европу в целях изучения зарубежного опыта музейного строительства. Организационная и научная деятельность в Этнографическом отделе.
г., ноябрь – отставка с должности заведующего Этнографическим отделом в чине действительного статского советника и с пенсией в 2000 рублей.
г. – кончина.
Крупнейший русский учёный-этнограф Д.Н. Анучин писал: «Из этнографического музея Академии Наук Дмитрий Александрович перешёл на такую же должность в начавшем устраиваться при Русском музее императора Александра III этнографическом отделе. Новое дело, многие большие средства, большая, казалось, свобода в развитии и осуществлении целей нового этнографического музея увлекла Дмитрия Александровича, который отдался с рвением выработке его плана и делу его устройства». Еще до официального решения об открытии Этнографического отдела Д.А. Клеменц принимал самое активное участие в специальных совещаниях, посвященных выработке программы устройства вновь создаваемого музея, определений его целей, задач и структуры. Однако он испытывал некоторые сомнения в том, сможет ли справиться с обязанностями главного руководителя этого учреждения. В одном из писем своему близкому другу Э.К. Пекарскому он объяснял сложившуюся ситуацию следующим образом: «Вы спросите, как я попал в это дело? Собрана была комиссия из разных лиц для обсуждения вопроса о программе и устройстве центрального этнографического русского музея. Мне удалось убедить руководящих деятелей Русского музея в своих мыслях насчёт состава музея и мне поручено устройство самого музея».
Ещё до своего прихода в создаваемый музей Д.А. Клеменц определил основные принципы, на которых должна была строиться вся его деятельность. Они заключались в следующем: во-первых, «чтобы сделать музей национальным, в нём должна принять участие вся наука», во-вторых, «музеи нужны не только для одних научных изысканий, а и для практической жизни». Этими принципами Д.А. Клеменц и руководствовался, не отступая, все восемь лет его директорства в музее.
Программа создания музея включала такие положения:
1.Этнографический музей должен стать всероссийским центральным научным учреждением.
2.В музее должны быть представлены, безусловно, все народности Российской империи, а также все славянские «племена», независимо от их политических границ.
.Сборы этнографических коллекций необходимо производить планомерно, исчерпывающе, применительно к принципу «природа» и «образ жизни» и в соответствии, в отношении России, с предложенной Дмитрием Александровичем системой деления империи на культурно-географические области и отделы.
4.Перевес русского будет достигнут лучше всего, говоря словами Дмитрия Александровича, «если сам музей и его администрация займется им по преимуществу».
5.В область ведения этнографического музея непременно следует ввести и страны, прилегающие к России, «куда проникло наше торговое, политическое и просветительное влияние».
.Этнографические элементы этих стран должны составить второстепенные отделы, занимая в музее особые помещения или будучи приглашенными к соответствующим областям России. Эти отделы должны быть расширяемы по мере роста наших сношений с зарубежными странами.
.Идя таким путем, музей не устареет впоследствии и будет отвечать запросам «русской жизни и ее поступательному развитию».
Такая программа вполне соответствовала тогдашней социально-политической ситуации в России, уровню развития этнографической науки, музейного дела. Однако уже тогда некоторые ее положения вызывали дискуссии и сомнения. Могут оспариваться они и сегодня. Новый музей должен был не дублировать Кунсткамеру – музей мировой этнографии, а ориентироваться в основном на собирание, хранение, изучение и экспонирование предметов быта и культуры народов, населявших Российскую империю. Однако для славянских племен делалось необоснованное исключение и не учитывались существовавшие политические границы.
К этому необходимому исключению Д.А. Клеменца вынуждали славистские настроения, имевшие место в России того времени. Это был явный компромисс с политиками, определявшими судьбу национального музея России. Д.А. Клеменц, с одной стороны, был убежден, что нельзя специально выделять русских, как бы ставя их в исключительное положение по отношению к другим народностям Российской империи, а с другой – призывал администрацию заняться по преимуществу русской этнографией. Ясно, что данные противоречия могут быть объяснены только политической ситуацией.
Наиболее напряженные дискуссии вызвала предложенная Д.А. Клеменцем система деления России на культурно-географические зоны.
Коренным вопросом было определение порядка расположения коллекций – по племенному или по географическому принципу. Споры по этому вопросу являлись отражением теоретических дискуссий и противоречий, имевших тогда место в определении предмета и задач этнографии в системе гуманитарных и общественных знаний русской и мировой науки о человеке, его этническом и культурном развитии.
В настоящее время тогдашние споры при организации музея уже утратили свою актуальность и могут представлять лишь историографический интерес.
Итоги деятельности Д.А. Клеменца и его сотрудников по созданию Этнографического отпела за первые девять лет его существования, восемь из которых он был заведующим, были подведены Н.М. Могилянским. Они касаются всех сфер музейной работы – комплектования, учета и хранения, научных исследований, подготовки к созданию постоянных экспозиций. За эти годы, по мнению Н.М. Могилянского, накоплен значительный материал, который характеризует почти все народы Российской империи и в первую очередь основную часть ее населения – русских. Коллекции приведены в порядок, систематизированы, атрибутированы и подготовлены к экспонированию. Именно тогда была заложена и поныне действующая, конечно, модернизированная, система учета и регистрации экспонатов. Тогда же в основе своей была выработана схема расположения коллекции в новом здании музея, во многом сохранившаяся и сейчас.
Были разработаны проекты музейной экспозиционной мебели, частично использующейся в современной экспозиции. Положено было начало издательской деятельности музея. Стали выходить серийные сборники «Материалы по этнографии России», первый выпуск которых увидел свет в 1910 г. Была создана научная библиотека музея, которая сегодня является одной из лучших специализированных библиотек России.
Исходя из этих реалий, Д.А. Клеменц полагал, что в течение трёх лет, то есть в 1913 г. удастся открыть музей для посетителей. Несмотря на то, что здание музея по проекту архитектора В.Ф. Свиньина было построено в 1911 г., первые зрители увидели музейные сокровища лишь 10 лет спустя после намеченного срока, то есть в 1923 г. Свои коррективы внесли политические потрясения, происшедшие в России в начале ХХ столетия – первая мировая война, революции, гражданская война, разруха.
Одна из петроградских газет писала об открытии этнографического музея: «В воскресенье, 3-го июня, в главном зале Русского музея, при большом стечении представителей ученых учреждений Петрограда и гостей, торжественно открылся единственный в России этнографический музей. 20 лет потребовалось на его подготовку. В невероятно тяжелых условиях, при отсутствии средств, производилась работа. В этнографическом музее собрано более 240 тысяч предметов, отражающих условия жизни и быт народностей, населяющих нашу республику. Каждый рабочий имеет возможность, придя в музей, в наглядных картинах знакомиться с многочисленныминародностями и племенами, населяющими нашу республику, с условиями их жизни, обычаями, обрядами. Этнографический музей – богатая книга в лицах и картинах, интересная и поучительная».
Так, спустя 20 лет после создания музея и более 10 лет после ухода оттуда его первого директора Д.А. Клеменца музей начал выполнять свою важнейшую миссию культурно-просветительского центра.
В первые годы существования Этнографического отдела кроме Д.А. Клеменца в нём работало всего три штатных сотрудника – К.А. Иноземцев, Е.А. Ляцкий, Н.М. Могилянский. Самым старшим по возрасту был Клеменц, остальным не исполнилось и 40 лет. По тогдашним временам в области гуманитарной науки и тем более среди музейных работников это был «юношеский» возраст.
Д.А. Клеменц писал о них: «Знаменитых у нас нет. Весь состав из молодых сил. Подбирая его, я гонялся не за именами, даже не за эрудицией, а за любовью к делу и энергией». Он видел в них будущее: «Прямо скажу, мне не угнаться за моими сотрудниками». Его не пугало то, что они могут стать его конкурентами в науке и музейном строительстве. Д.А. Клеменц достаточно трезво оценивал уровень подготовленности своих подчиненных: «Вообще без хвастовства и без самоуничижения и могу, и должен сказать, что мои сотрудники знают больше меня, ближе знакомы с современным состоянием науки». Между сотрудниками изначально достаточно четко были распределены обязанности.
Е.А. Ляцкий (1868-1942) перешел в музей из публичной библиотеки. В его обязанности входила работа по собиранию и приведению в порядок и впоследствии размещению в залах музея коллекций по следующим районам: «Север России до Урала, финские племена, Новгородская, Псковская, Тверская губернии и губернии, населенные белорусами»9. Комплектование коллекций по данным районам являлось результатом неутомимой экспедиционной деятельности Е.А. Ляцкого и его работы с корреспондентами-собирателями. Главное его детище – научная библиотека музея.
К.А. Иностранцев был приглашен на работу в музей по рекомендации ученых и профессоров восточного факультета Петербургского университета как специалист по сасанидскому Ирану и мусульманскому Востоку. К этому времени он уже достаточно хорошо был известен в научном мире как человек, обладавший независимостью взглядов и суждений, которые отстаивал в своих трудах и продолжал затем делать то же самое на заседаниях Этнографического отдела. К.А. Иностранцев принимал самое живое участие в подготовке программы сбора этнографических материалов, эффективно проводил работу по описанию коллекций, являлся членом финансовой комиссии музея. Уже в 1903 г. он фактически сформировал в музее Отдел Кавказа, Средней Азии, Крыма и сопредельных стран Востока. Вместе с А.А. Миллером Иностранцев занимался вопросами оборудования.
По его инициативе в музее была создана фототека, которая сейчас является уникальным собранием негативов и фотографий по разным народам России.
Среди первых штатных сотрудников музея заметный след в этнографической науке, музейном строительстве и организации работы Этнографического отдела оставил Н.М. Могилянский. В 1910 г. он возглавил этот Отдел.
Н.М. Могилянский курировал в Этнографическом отделе обширные территории Средней и Восточной России, Малороссии и Бесарабии. Его стараниями пополнялись коллекции музея. Будучи «прекрасным собирателем», он, в частности, положил начало созданию богатой молдавской (бессарабской) этнографической коллекции. Н.М. Могилянский оставил обширное научное наследие.
Став преемником Д.А. Клеменца на посту заведующего Этнографическим отделом, Могилянский в 1911 г. подвёл итоги десятилетия существования в России первого национального музейного этнографического центра.
В 1907 – 1908 г. ушли в отставку К.А. Иностранцев и Е.А. Ляцкий. Их сменили Ф.К. Волков (проработал в музее с 1907 по 1918 г. и возглавлял Отдел Юго-Западной России и зарубежных славян) и А.А. Миллер.
В музее главным достижением Ф.К. Волкова было создание богатейшей украинской этнографической коллекции.
Существенный вклад в формирование кавказского собрания внес видный этнограф и археолог кавказовед Александр Александрович Миллер (1875-1933), являвшийся приверженцем эволюционной теории развития человечества. В результате его экспедиционной деятельности была сформирована примерно треть всей кавказской коллекции музея. Еще одним конкретным вкладом в деятельность музея была разработка им всего экспозиционного и фондового оборудования, которое отчасти служит и сейчас. В науке навсегда остались его труды по археологии и этнографии Кавказа. А.А. Миллером была разработана концепция охраны памятников археологии в России.
Под руководством Д.А. Клеменца в Отделе работали не только эти сотрудники. По Востоку, в частности Китаю, специализировался Д.Э. Ухтомский. Постоянно сотрудничали с музеем такие выдающиеся ученые, как А.А. Макаренко (1904-1913), СИ. Руденко (с 1906 г.) и многие другие.
Широко был развит и эффективно работал все годы директорства Д.А. Клеменца институт «местных работников». Их подбору, обучению, направлению деятельности по сбору на местах информации и коллекций Д.А. Клеменц и его постоянные сотрудники уделяли серьезное внимание. Вклад «местных работников» в формирование собрания музея неоценим. Среди сотрудничавших с музеем были крупные ученые, краеведы, представители местной интеллигенции, чиновники, купцы, духовные лица, политические ссыльные. Список упоминавшихся А.А. Макаренко «местных корреспондентов» включал 24 человека.
Штатные и внештатные сотрудники Этнографического отдела под руководством Д.А. Клеменца создали национальный этнографический музей в России. Можно с уверенностью сказать, что полностью подтвердились слова его первого директора: «Музей настолько обширен, что будет одним из величайших в Европе».
Ныне это Российский этнографический музей – единственный в России национальный музейный этнографический центр, где хранятся, изучаются, экспонируются в Петербурге и многих странах мира коллекции, представляющие быт и культуру более чем 150 народов России и сопредельных стран. Российский этнографический музей – особо ценный объект национального культурного достояния России.
Среди интерьеров Этнографического музея особенно интересен грандиозный Мраморный (или Розовый) зал площадью 935 кв.м. Этот зал был задуман как пантеон в память трагически погибшего императора Александра III. Здесь Вы окажетесь как бы внутри огромного греко-римского двора-перистиля, каждая колонна выточена из монолитного мраморного блока, стены, пол и ступени зала искусно выложены плитами розового Олонецкого мрамора, а потолок и плафон облицованы хрустальными плитами с геральдическим орнаментом.
.3 Содержание деятельности Российского Этнографического музея
Российский Этнографический музей – один из крупнейших этнографических музеев Европы.
В его хранилищах сосредоточены памятники культуры 157 народов Евразии (территории бывшей Российской империи). Вещевое собрание музея позволяет комплексно представить культуру и быт, как больших народов, так и малых, численность которых не превышает ста – двухсот человек.
Географическая территория, представленная в коллекциях, простирается от арктической тундры до субтропиков Закавказья и пустынь Средней Азии. В период существования Советского Союза значительно пополнились собрания национального быта и культуры каждой из республик бывшего СССР.
Здесь Вы сможете представить, как проводили свои обряды шаманы Сибири и Дальнего Востока, или как проходили свадьбы финно-угорских народов с гостями, женихом и невестой, одетыми в причудливые фольклорные костюмы. Вы ознакомитесь с уникальными, редкими коллекциями, каждая из которых отражает сложившиеся стилистические формы, найденные народными умельцами и простыми жителями: это редчайшее собрание святочных масок из Архангельской и Семипалатинской губерний, коллекции национальных костюмов, коллекции ковров и предметов из кованого железа народов Кавказа и Средней Азии, коллекция литовской деревянной скульптуры религиозного содержания, коллекция культурных объектов немцев-колонистов Поволжья, коллекция русских прялок из разных областей России и многие другие.
Основная часть экспонатов датируется XIX – началом XX века. Памятники дают возможность показать хозяйственную деятельность народа, народную архитектуру и домашний быт, обрядовую практику, религиозные представления, традиционный опыт воспитания детей, образцы художественного творчества. Музей располагает также богатой коллекцией фотографий и негативов включающей в себя фотографии середины – второй половины XIX века, и интересным фондом этнографических рисунков, графики, живописи.
В рукописном отделе музея хранятся материалы «Этнографического бюро» В.Н. Тенишева, главное его сокровище, которые дают возможность изучить быт русских крестьян на рубеже XIX-XX (девятнадцатого-двадцатого) века. В музее открыты экспозиции, рассказывающие о традиционной культуре народов России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, а также экспозиция «Славяне Восточной Европы. Человек в этнокультурном пространстве».
Большой популярностью у посетителей пользуется выставка изделий из драгоценных металлов – «Особая кладовая», Вы увидите изысканные ювелирные изделия из драгоценных металлов, шейные, нагрудные украшения, перстни разных народностей, многие из которых являются раритетами и не имеют аналогов в других музеях. Побывав в Этнографическом музее, Вы прикоснётесь к глубочайшей народной культуре во всём её многообразии.
В музее действует «Детский этнографический центр», где через увлекательную игру, эксперимент, каждый ребенок получает импульс к самореализации.
В музее насчитывается 471890 единиц хранения, из них 459298 предметов основного фонда.
Экспозиционно – выставочная площадь составляет 7182 м2, площадь временных выставок – 1650 м2, а фондохранилищ – 5000 м2. В музее трудятся 208 сотрудников, из них 81 – научный сотрудник. В среднем в год музей посещает 105350 человек, немалую часть этого числа составляют иностранцы. В структуре организации имеются: – театральные коллективы;
-фольклорные коллективы;
-архив;
научная библиотека;
экспертная группа;
реставрационные мастерские.
Партнёрами Этнографического музея являются 20 организаций:
-Государственный Эрмитаж;
-Государственный мемориальный музей А.В. Суворова;
Государственный музей истории религии;
Государственный музей политической истории России;
Государственный Русский музей;
Российский государственный музей Арктики и Антарктики;
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера);
Научно-исследовательский музей Российской академии художеств;
Государственный краеведческий музей «Нарвская застава»;
Выборгский краеведческий музей;
Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей;
Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»;
Омский государственный историко-краеведческий;
Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я. Словцова;
Карельский государственный краеведческий музей;
Национальный музей Республики Коми;
Центр этнологических исследований Уфимского научного центра РАН;
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»;
Санкт-Петербургский Государственный Университет.
Выездные и обменные выставки: 1) Выставка «Сокровища последнего императора», пользовавшаяся большим успехом при показе в Московском Кремле; во Франции и Испании; на борту легендарного корабля «Quenn Mary» (Лонг Бич, Калифорния, США) представляет подарки императора Николая II и членов Императорской фамилии Этнографическому музею. 2) Выставка «Вся картина Карелии», на которой представлены одежда, головные уборы, вышивки, полотенца, утварь и т.д. характеризующие культуру народов данного региона. В настоящее время демонстрируется в Северно-Карельском музее г. Йоенсуу, Финляндия. 3) Выставка «Евреи Средней Азии и Кавказа». Проходила с мая по октябрь 1999 года в Еврейском музее Нью-Йорка, США. Представлены одежда, украшения, амулеты, предметы культа и т.д., относящиеся к концу 19 – началу 20 вв. и иллюстрирующие быт и занятие евреев, в данном регионе. Выставка является продолжением проекта «…И прошел над ними ветер…»(Жизнь еврейского местечка в царской России).
Крупные выставочные проекты музея :
) Выставка «Старая Казань» в Национальном культурном центре г. Казань.
) Выставка «Северная цивилизация на пороге XXI в…», г. Москва, Государственный музей современной истории России.
) Выставка «Мебель русских и их соседей XVIII-XX вв.» в рамках международного мебельного фестиваля.
) Выставка «Реставрация музейных ценностей в России», г. Москва, Всероссийский музей народного и декоративно-прикладного искусства.
Наиболее ценные (уникальные) коллекции Этнографического музея:
) Коллекция святочных масок, приобретенных в Архангельской и Семипалатинских губерниях в начале XX века и в 20е годы XX век (из 15 предметов).
) Коллекция русских костюмов XVIII-первой четверти XX в. (около 20000 предметов).
) Коллекция русских прялок из разных губерний России XIX- первой четверти XX в. (800 предметов).
) Коллекция молдавских масок ряженых из народной драмы «Маланка», «Нунта» и др. в комплексе с традиционными костюмами и свадебными атрибутами, используемыми в канун Нового года для разыгрывания сельских представлений.
) Коллекция костюмов народов юга и юго – запада Восточной Европы, а также зарубежных славян XVIII – первой четверти XXв.
) Коллекция украинской керамики, состоящая из предметов декора народного жилища, разнообразной посуды, декоративных сосудов и игрушек.
) Коллекция ювелирных изделий, в которой представлено все разнообразие традиционных техник, материалов, видов украшений (женских, мужских, в конском убранстве), бытовавших у различных народов Средней Азии и Кавказа.
) Коллекция предметов из кованого железа народов Кавказа и Средней Азии в которой присутствуют оружие с клеймами мастеров, земледельческие орудия с космогоническими символами, предметы, связанные с очагом.
) Коллекция ковров народов Кавказа и Средней Азии XVII-первой четверти XX в. (около 1200 предметов).
) Коллекция памятников культуры прибалтийско-финских народов Северо-запада России – вепсов, води, ижоры, петербургских финнов, эстонцев, сету, карел, саамов. Ее значительную, а порой уникальную часть составляют комплексы праздничной и свадебной одежды конца XVIII-XIX в.в. (вепсы, ижора, карелы, сету и др.), ритуальные предметы, связанные с семейной обрядностью саамов, карел, вепсов и др., а также музыкальные инструменты.
) Коллекция предметов финской культуры, приобретенных для музея у профессора У.Т.Сирелиуса, основоположника финляндской этнографии – одно из самых крупных (около 1 тысячи экспонатов) и значительных в России. Его отличает тщательный отбор памятников – орудий труда, утвари, предметов убранства жилища и одежды. Многие из них служили памятными дарами и входили в состав приданого. Они богато и тщательно орнаментированы, имеют надписи, даты, знаки собственности. Особо отметим уникальные ворсовые ковры, датируемы концом XVIII – первой четверти ХIХ в. и собрание предметов женской, девичьей и мужской одежды финнов Выборгской губернии.
) Коллекция ювелирных украшений из серебра и металла сету, большая часть которых собрана известным коллекционером Ф.М. Плюшкиным. В его собрании имеются фибулы, шейно-нагрудные ожерелья и цепочки. Среди них преобладают изделия ХVIII – ХХ в.в., имеется ряд украшений ХVI – ХVII в.в. Многие из них – раритеты, не имеющие аналогов в коллекциях других музеев.
) Единственная в России коллекция из 40 уникальных памятников литовской деревянной религиозной скульптуры ХVIII – ХХ вв.
) Единственная в России, коллекция работ латышского народного мастера- гончара-экспериментатора начала ХХ в. Е.Дранды (18 декоративных глиняных тарелок).
) Коллекция костюмов народов Поволжья и Приуралья датируемая концом XVIII в. – первой половиной ХIХ в.
) Коллекция памятников башкирской культуры поступивших в музей из экспедиции археолога и этнографа С.И. Руденко по башкирской культуре (более 1 тысячи экспонатов) – самая значительная в России. Оно позволяет дать монографическую картину культуры, поскольку отражает различные стороны хозяйства и быта, духовной жизни и народного творчества башкир на рубеже ХIХ – ХХ в.в. Содержит значительную группу уникальных памятников – вышитые части старинных головных уборов, кожаные сосуды для приготовления и перевозки кумыса, деревянные резные ковши для питья и др.
) Коллекция памятников культуры островных шведов Эстонии, собранная Н. Арепьевым и А.Фоменко в 1908-1911 гг. на островах Рухну и Вормси (комплексы мужской, женской, детской одежды будничного и праздничного назначения ХIХ в.; музыкальные инструменты);
) Коллекция памятников культуры немцев-колонистов Поволжья. Содержит единственные в мире комплексы мужской и женской одежды первой трети ХIХ в. 19) Коллекция предметов по шаманизму народов Сибири и Дальнего Востока.
Организацией выпущено 52 издания – и на русском языке, и на английском, немецком и испанском языках.
1.4 Проблемы осуществления деятельности Российского Этнографического музея
Нельзя сказать, что ситуация в музее отличается от ситуации в других социально – культурных учреждениях.
Осуществление социально – культурной деятельности практически напрямую зависит от нескольких факторов, приведённых ниже и представляющих ситуацию в музее:
Материальные ресурсы:
-нехватка фондовых помещений и их плохое устройство;
-недостаток площадей под экспозиции;
мебель и другие принадлежности находятся в хорошем состоянии, но их недостаточно для того количества визитёров, что посещает музей;
технических средств, имеющихся в наличии в музее, недостаточно;
Финансовые ресурсы:
-финансирование проводится и на бюджетном уровне, и на внебюджетном; бюджетных ассигнований не хватает, и эта проблема решается с помощью организаций – партнёров и других инвесторов; также финансирование осуществляется и на коммерческом уровне, но даже при такой всесторонней поддержке денежных средств не хватает.
Кадровые ресурсы:
-существует нехватка молодых специалистов, так как абитуриенты и студенты не заинтересованы в специальности, связанной с музейным делом. Это происходит оттого, что оплата труда музейных работников низка и неэквивалентна тем усилиям, которые затрачиваются сотрудниками, поэтому возраст большей их части составляет 50 лет и старше;
-специальность, связанная с научной и культурной деятельностью, к сожалению, не так актуальна и престижна, как хотелось бы и как должно быть.
Менеджмент в сфере культуры:
-существуют определённые проблемы в управлении сферой культуры, в частности связанные с тем, что профессия «менеджер» появилась в нашей стране сравнительно недавно, поэтому некоторые нюансы малоизученны и возникают трудности; также этот аспект зависит от экономической ситуации в стране, но в России она в последнее время стабилизируется и вскоре появится возможность улучшить культурную обстановку в стране.
ГЛАВА II. Пути совершенствования социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее
этнографический музей социальная культурная
Вышеперечисленные проблемы, присутствующие в деятельности музея, можно решить:
-проблема с кадрами – государство должно стимулировать интерес потенциальных работников к данной сфере занятости, в первую очередь, путём увеличения заработной платы; необходимо гарантировать стабильность этой работы, то есть люди должны быть уверены, что их не сократят, а учреждение не закроют; надо повысить престиж этой специальности;
-финансовые проблемы – государственные ассигнования на развитие культуры малы, и это зависит от экономического положения страны: чем оно благополучнее, тем больше средств тратится на культурные проекты, поэтому надо поднимать экономику и развивать эту сферу;
проблемы, связанные с менеджментом – надо научиться понимать желания потребителей и предоставлять те услуги, которыми они хотят воспользоваться (например, для привлечения большего числа посетителей можно сделать скидки на входные билеты для семей, организовать вечера для одиноких и коллекционеров, но дополнительные мероприятия должны попадать в ту «нишу», которую занимает конкретное учреждение (в нашем случае – музей); надо анализировать чужой опыт, и успешный, и ошибочный, пробовать применять его у себя; чтобы уберечься от неверных выводов из чужого опыта и от повторения чужих ошибок , такие исследования должны проводиться штатными сотрудниками или внешними консультантами, имеющими значительный опыт в маркетинге и управлении организационными элементами.
Заключение
В соответствии с целями и задачами работы, была исследована деятельность Российского Этнографического музея.
Были выявлены проблемы, существующие в музее, и выработаны практические рекомендации по усовершенствованию деятельности музея.
Была проанализирована специальная литература по теме.
Список литературы
1.Ариарский М.А. Прикладная культурология. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.; Издательство «ЭГО», 2001. – 288 с.
2.Дубов И.В. У истоков Российского Этнографического музея // Этнографическое обозрение. – 1998 – №6.
.Калиновская К.П. Юбилей Российского Этнографического музея // Этнографическое обозрение. – 1995 – №3.
.Б. Лорд, Г.Д. Лорд Менеджмент в музейном деле. – М.: Логос, 2002. – 256 с.
.Соболева Е.С. К вопросу о роли этнографических музеев в современном мире // Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы: Тезисы Международного научного конгресса. СПб, 15 – 17 мая 1996 г. Том IV. – СПб, 1996 – С. – 195.
.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 528 с.
7.официальный сайт Этнографического музея www.ethnomuseum.ru <http://www.ethnomuseum.ru> и сайт www.museum.ru-M147