- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,70 kb
Способы ухаживания на примере западных и восточных стран
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Тульский государственный университет»
Кафедра социологии и политологии
Курсовая работа по дисциплине
«Социальная антропология»
Способы ухаживания на примере западных и восточных стран
Тула 2011
Введение
Тема курсовой работы – ритуалы ухаживания в культурах Запада и Востока. Тема актуальна, так как ухаживание является неотъемлимой частью любовных отношений, проявлением чувств влюбленных. Культура чувств определяется как культурой эпохи, так и культурой личности. Любовь, при всей своей исключительности и неповторимости, подчиняется существующим в культуре сценариям.Поэтому является важным изучить особенности ухаживаний в таких разных культурах и выявить их сходства и различия.Многие говорят, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока, это противоречие говорит о том, что данная тема нуждается в изучении и разработке.
Объектом курсовой работы являются ритуалы ухаживания в культурах запада и востока.
Предмет курсовой работы – сходства и различия ритуалов ухаживаия в культурах Запада и Востока.
Целью курсовой работы является изучение ритуалов ухаживания в культурах Запада и Востока для выявления их сходств и различий.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
изучить сущность ритуала ухаживания
рассмотреть ритуалыухаживания в культуре Восточных стран
рассмотреть ритуалы ухаживания в культуре Западных стран
Гипотезы:
ритуалы ухаживания в культурах Запада и Востока имеют как сходства так и различия.
на Востоке ритуалы ухаживания привязаны к древнейшим традициям, а на Западе ритуалы ухаживания меняются вместе с развитием общества;
разница ритуалов ухаживания в культурах Запада и Востока постепенно сглаживается и будет сглаживаться в дальнейшем, так как Восток становится более современным и многое перенимает с Запада.
1. Сущность ритуала ухаживания
Роль ритуала ухаживания претерпела существенные изменения в настоящем столетии. Теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С.В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода, которые соответственно отражают три основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни.
. На протяжении всего ухаживания происходит накопление совместных впечатлений и переживаний. Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского союза.
. Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характера избранника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчезнут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных семей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучшение соответствия характеров с течением совместной жизни.
По мнению С.В. Ковалева, следует обратить внимание на:
особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые кажутся ему естественными;
способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;
подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).
Главное на этапе узнавания – проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости. Для определения возможной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных представлений, идущих от прасемьи). Следует обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей жизни), на уровень понимания друг друга, на взаимную способность к преодолению конфликтов.
. Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного ухаживания – это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи.
В настоящее время обычно выделяют следующие семейные уклады: традиционная патрии матриархальная семья, эгалитарная семья, супружеская семья (без детей), материнская семья. В неопатриархальной семье стратегическим (внесемейным) и деловым лидером является муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным – жена. В неоматриархальной – наоборот. Эгалитарная семья предполагает равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни.
Особенностью современного предбрачного ухаживания является так называемый «предбрачный эксперимент» – своеобразное моделирование всей реальности семейных отношений до их официального юридического начала (включая сексуальный контакт). По мнению С.В. Ковалева, «предбрачный эксперимент» может помочь в определении функционально-ролевой совместимости, а вовсе не в сексуальной сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексуальной совместимости. Для достижения интимно-личностного соответствия часто требуются годы, во многом по той причине, что способность к полноценной интимной жизни возникает у женщин позже, чем у мужчин: часто к 26-28 годам. Начало сексуальных отношений до брака нередко приводит или к «добрачному разводу» или к «вынужденным бракам».
Возможно также, что сама попытка «проверить отношения» говорит о недостаточном принятии людьми друг друга, об их неготовности брать на себя серьезные обязательства. В то же время последствия обычно не заставляют себя ждать: большинство беременностей у нерожавших женщин происходит вне брака – 61,7% от всех зачатий, причем в 16-17 лет – 95,6%, в 25-29 лет – 54,9%.
В.А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагающее такие слагаемые:
способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро;
способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение;
способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;
высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.
Все эти способности, считает В.А. Сысенко, являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.
2. Ритуал ухаживания в странах Востока
Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. – по 17 век н.э. – 3000 лет.
Индийские семьи, несмотря на то, что Индия тоже не отстает от мира и в настоящее время становится современной, сохранили свои древние традиции и обычаи. Девушки скромны и воспитываются в любви и уважении к родителям и к национальным традициям, что, прежде всего, оценивается ее будущим супругом.
В некоторых семьях все еще существует обычай, по которому невесту сыну или жениха дочери определяют еще в младенческом возрасте. Можно конечно подумать, что индийские традиции схожи с мусульманскими традициями.
Правда это грубая ошибка, потому что в индийской семье считается, что оба супруга одинаковы, и оба важны для создания полноценной и крепкой семьи. Конечно же, мужчина считается сильным и он является главным добытчиком для семьи, а значит и ответственности на нем лежит больше, потому что ему нужно содержать в достатке жену и своих детей.
Считается, что все, что происходит в семье – это своего рода испытание для супругов, и если они преодолеют все трудности, которые им преподносит жизнь, значит, настоящие любящие сердца нашли, друг друга и будут идти вместе по жизни. Трудности закаляют и их нужно пережить вместе, потому что в первую очередь создается сама семья, основанная на отношениях двух людей, а все остальное – это лишь внешние факторы.
Еще не стоит забывать, что индийцы создали знаменитую Камасутру, книгу, по которой учатся искусству любви весь мир. Когда – то ведь считалось, что интимные отношения супругов должны происходить только исключительно для рождения детей. Индийцы так никогда не считали и остаются, верны своему мнению. Для них интимные отношения – это еще одно высшее проявление любви и духовного единства между мужчиной и женщиной, которые должны дарить наслаждение и дополнительные эмоции.
Индийские фильмы в некоторой степени передают ту семейную духовную связь, которая существует между супругами, мы видим сильную любовь и уважение в семье, любовь к детям. Видим, как ревностно супруги отстаивают свои отношения и как два любящих сердца тянутся друг к другу.
Ведь фильмы снимаются непросто так, все истории берутся из настоящей жизни, на основе реальных событий, и настоящей горячей любви, которая соединяет двух людей на всю жизнь.
Китай тесно соприкасается с вопросом о любви, прежде всего о супружеской любви. Отмечается, что романтической любви не было места в китайской системе семьи и брака, что китаец никогда не преклонялся перед женской красотой, не считал женских капризов и желаний чем-то существенным, что рыцарское отношение к женщине незнакомо в Китае. В этих замечаниях немало от истины.
За исключением очень редких случаев, любовь и супружество в Китае были совершенно разными вещами, как правило, не имевшими между собой общего.
При заключении браков, не могло быть и речи о каких-либо иных чувствах, кроме чувства долга и обязанности повиноваться воле родителей и блюсти интересы семьи. Браки заключались между чужими друг другу людьми, и о любви в таких случаях даже не упоминалось. Более того, считалось просто неприличным связывать столь важное дело, как женитьбу сына, с таким легкомысленным чувством, как любовь к женщине, влечение к красоте. Как правило, жених и невеста не говорили о любви и не претендовали на нее. Брак считался тем полезнее и надежнее, чем прочнее были связывающие супругов узы. Однако эти узы должны были держаться не на любви или тяготению к красоте, а на все том же чувстве долга, обязательств перед семьей, предками, обществом.
Так, брак в знатных семьях никогда не был результатом свободного любовного выбора, он был, во-первых, делом старших и заключался в интересах семьи, после тщательного рассмотрения возможных вариантов и серьезного их обсуждения, а во-вторых, элементом политики, особенно в высших сферах. Вся процедура выбора невесты и заключения брака, как правило, не была связана ни с влечением молодых друг к другу, ни даже со знакомством их. Женитьба на женщинах с таким же самым именем, независимо от того, будет ли она главной женой, дополнительной женой или наложницей, была строго запрещена. Считалось, что подобный «инцест через имя» обрекает мужа, саму женщину и их потомство на страшные несчастья.
Никаких подобных табу для простолюдинов не существовало. Хотя классические источники гласят, что «ритуалы и церемонии не опускаются до нижних людей», у простолюдинов существовали свои обычаи. Поскольку антропологи считают, что в целом архаичные общины имеют еще более жесткую систему табу, чем высокоразвитые общества, можно с уверенностью говорить, что и среди древнекитайских крестьян браки были связаны всевозможными табуирующими ограничениями, хотя письменно они не зафиксированы. В более поздние времена табу на брак людей с одной и той же фамилией применялось в равной степени ко всем сословиям и сохраняется и по сей день.
С наступлением весны, когда семьи покидали свои зимние жилища и перемещались в поля, в деревенских общинах устраивали праздники. Молодые парни и девушки вместе танцевали и пели призывные песни и песни-считалки, которые почти всегда были как-то связаны с культами плодородия и нередко носили откровенно эротический характер. Во время этих праздников каждый юноша выбирал себе девушку, за которой ухаживал, а потом вступал с ней в половые отношения. Заключенный таким образом союз продолжался все лето и осень и признавался – чаще всего деревенскими старейшинами – еще до того, как семьи возвращались в свои зимние жилища. Вероятно, главным основанием для признания была беременность девушки.
Девушка могла принять или отвергнуть ухажера или принять его, а потом передумать, причем молодой человек имел такую же свободу выбора, – все это говорит о том, что девушки из простых семей, как правило, вели сексуальную жизнь более открыто, чем их сверстницы из высшего общества. Сохранившиеся в «Шицзине» песни об ухаживании, любви и браке дают прекрасную картину сельской любовной жизни.
По форме и содержанию удивительно напоминающие песни других Народов и других времен, песни из «Шицзина» великолепно передают эмоциональное многообразие радостей и печалей во время ухаживания и любви.
Существует много песен, в которых описывается деревенский праздник на речном берегу, где молодые юноши и девушки забавлялись друг с другом и предавались любовным играм, за которыми следовало совокупление:
Той порой Чжэнь и Вэй
Разольются волнами,
И на сбор орхидей
Выйдут девы с дружками.
Молвит дева дружку:
«Мы увидимся ль, милый?»
Он в ответ: «Я с тобой,
Разве ты позабыла?»
«Нет, опять у реки
Мы увидимся ль, милый?
На другом берегу
Знаю место за Вэй я –
На широком лугу
С ней он бродит над Вэй,
С ней резвится по склонам,
И подруге своей
В дар приносит пионы.
Глубоки Чжэнь и Вэй,
Мчат прозрачные волны!
Берег в день орхидей
Дев и юношей полный.
Дева молвит дружку:
«Мы увидимся ль, милый?»
Он в ответ: «Я с тобой,
Разве ты позабыла?»
«Нет, опять у реки
Мы увидимся ль, милый?
Знаю место за Вэй я –
На широком лугу
Будет нам веселее!»
С ней он бродит над Вэй,
С ней резвится по склонам,
И подруге своей
В дар приносит пионы.
Еще в одной песне, называемой «Чу ци дун мэнь», описывается встреча юношей и девушек за городскими воротами:
Вот из восточных ворот выхожу я, и в ярких шелках
Девушки толпами ходят, как в небе плывут облака.
Пусть они толпами ходят, как в небе плывут облака,
Та, о которой тоскую, не с ними она – далека.
Белое платье ты носишь и ткань голубую платка –
Бедный наряд, но с тобою лишь радость моя велика.
Я выхожу из ворот через башню в наружной стене,
Девушек много кругом, как тростинки они по весне.
Пусть же толпятся кругом, как тростинки они по весне,
Думой не к девушкам этим я в сердца стремлюсь глубине.
Белое платье простое и алый платочек на ней –
Бедный наряд, но с тобою лишь счастье приходит ко мне!
Отмечается роль куртизанок в брачных церемониях позднего Древнего Китая. Через посредника осуществлялся обмен информацией между двумя семьями, которые одновременно прибегали к услугам гадателя по вопросу о желательности предполагаемого союза. Если результат гадания оказывался благоприятным, происходил обмен документами по надлежащей форме.
В этих документах содержались подробные сведения об обоих брачующихся: с указанием имен, рангов и должностей, занимаемых главами семей на протяжении трех последних поколений; даты рождения сына и дочери; перечисление родственников, проживавших вместе с ними, и список всего семейного имущества. Со стороны невесты прилагался еще список ее приданого и заявление об имущественном состоянии, причитавшемся ей после замужества.
Если обе стороны были удовлетворены приведенными данными, то устраивали встречу между будущими супругами во время пиршества, когда они могли увидеть друг друга; такая церемония называлась сянцинъ. Они выпивали за здоровье друг друга, и если невеста устраивала жениха, он втыкал ей в прическу золотую шпильку. Если же она оказывалась ему не по нраву, он преподносил ей две штуки шелка. При условии, что обе стороны всем удовлетворены, происходил обмен подарками, и выбирали благоприятную дату для бракосочетания.
После еще нескольких обменов подарками, большинство из которых имело чисто символическое значение (например, пара золотых рыбок, отождествляемых с плодородием), жених в сопровождении большой свиты, куда входили куртизанки и наемные музыканты, отправлялся за невестой.
По прибытии в дом невесты юноша должен был облагодетельствовать ее родных, преподнеся им яства и напитки, которые захватил с собой. Тогда невеста занимала положенное место в церемониальном паланкине, в котором ее торжественно доставляли в дом жениха, причем ее сопровождали множество куртизанок, которые несли цветы и красные свечи. Именно куртизанки вводили невесту в брачные покои, а будущего супруга сопровождал туда церемониймейстер. Новобрачные обменивались чарками с вином и завязывали узлом пряди волос. На этом брачная церемония завершалась, после чего молодых выводили в центральные покои, где новобрачная официально представала перед родными мужа и табличками с посмертными именами предков.
Впоследствии эта церемония претерпела некоторые существенные видоизменения. По-видимому, при династии Мин предварительная церемония встречи брачующихся была предана забвению; вместо этого они впервые встречались лицом к лицу, когда супруг в зале предков приподнимал вуаль, закрывавшую лицо невесты.
Современные любовные ритуалы:
-для привлечения второй половинки мужчины в Китае делают следующее: для этого в спальне необходимо поставить «женские» предметы, те, которые заставят циркулировать по дому женскую энергию Инь, мягкую и теплую. Если в спальне много «мужских» предметов, то и в дом будут приходить исключительно мужчины. То есть нужно заменить корабли, машинки, постеры с военной тематикой, темные цвета обивки, кожу на мягкую мебель <#”justify”>В современной Японии с большим вниманием относятся к традициям, к далекому прошлому, к памятникам старины. Японцы усиленно стремятся сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений и норм поведения, формы культуры. Для них характерно бережное отношение к сложившемуся укладу жизни как к культурному наследию, внимание не только к содержанию поведения, но и к внешним проявлениям, к стилю, благодаря чему форма поведения остается особенно устойчивой. Нынешняя обстановка в Японии свидетельствует о живучести традиций в политическом мышлении и социальном поведении японцев. Японский традиционализм оказывает многоаспектное влияние на общественно-политическую жизнь страны.
Семья в понимании японца прочно покоится на родовых устоях. Члены семьи, подобно струям воды, поддерживают поток рода в его нескончаемом движении. Обычно японская семья в недалеком прошлом имела свиток-список своей семьи, рода, клана, и эта реликвия передавалась от поколения к поколению. Концепция семьи в Японии подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается как страшное бедствие. Предки для японца являются неотъемлемой частью настоящего.
В Японии считают, что благополучие семьи зависит от того, насколько преданно каждое поколение выполняет ритуал благопочитания предков. Сыновняя почтительность выступает здесь как цементирующее средство. Согласно учению Конфуция, существуют три тысячи проступков, степень тяжести которых подпадает под пять категорий, но нет более тяжкого проступка или даже преступления, чем непочтительность детей по отношению к родителям.
В патриархальной семье брак заключается вне зависимости от эмоционального влечения. Хотя в современной Японии положение изменилось, пережитки прошлого дают о себе знать. Естественное стремление молодых людей друг к другу в принципе не оценивается как нечто серьезное. В японской литературе часто описывались случаи самоубийства влюбленных, не имевших возможности соединиться. И хоть сегодня подобный финал встречается не столь часто, угроза разлучения влюбленных вполне реальна.
Преграды на пути осуществления желаний молодых сердец порождают меланхолию и смирение. «Сиката – га най» («Ничего не поделаешь») – фраза, которую можно услышать от японцев очень часто.
Когда японцы хотят покритиковать европейцев, они обычно подсмеиваются над «культом женщин». Запад, утверждают японцы, управляется слабым полом. В Японии же до сих пор в ходу три вида повиновений: дочь повинуется родителям, жена – мужу, вдова – старшему сыну.
Уважительное «западное» отношение к женщине не понимается в Японии; в японском языке есть ходовое выражение: «дансон, дзёхи» («уважать мужчину и презирать женщину»). Сама сущность японской семьи проникнута этим духом, который подсознательно воспринимается еще в детстве. Достаточно сказать, что для мужчин привычно при обращении к жене местоимение омаэ (ты), которое всегда относится к нижестоящему. В то же время жена при обращении к мужу употребляет вежливое аната (вы), которое принято по отношению к вышестоящему. В современных семьях, особенно в городах, многие мужья, как и их жены, употребляют вежливое местоимение при обращении друг к другу, что является показателем влияния западной культуры. Эта тенденция стала заметной после второй мировой войны, а в современных условиях еще усилилась.
Можно сделать вывод, что Восток является воплощением некой иррациональности, трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляя существование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию и гармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него.
3. Ритуалы ухаживания в странах Запада
ухаживание ритуал традиция добрачный
В Англии препятствие для влюбленных долгое время был вопрос о вероисповедании брачующихся. Существовали жесткие границы между католиками и протестантами, вследствие чего лица с различным вероисповеданием редко вступали в отношения, так как в этом случае от них отворачивались родные, друзья, знакомые. К тому же в английском обществе существовало сильно развитое предубеждение против выхода девушек замуж за лиц не своей национальности.
В Англии более или менее чистом виде и почти повсеместно сохранились любовные ритуалы и обычаи, которые проявлялись в различного рода гаданьях, приуроченных к определенным дням. Так, например, в канун дня Святой Агнессы (20 – 21 января), во многих английских графствах девушки гадали на родниковую воду, чулки и подвязки, ботинки, на булавки и ветви различных растений, на "песни под яблоней и сеяние злаков в полночь" и т. п.
Особой популярностью пользовалось гадание на "немой пирог". Приготовив из муки, соли и воды так называемый пирог, девушка брала половину его и, идя спиной вперед к постели, ела, надеясь во сне увидеть своего будущего мужа.
Еще в ХV веке в Англии зародилось поверье, что в день Святого Валентина (13 – 14 февраля), покровителя всех влюбленных, люди, как и птицы, выбирают себе брачных партнеров. В этот день девушка, повстречав первого мужчину, верила, что он будет ее супругом. Накануне праздника парни посылали девушкам так называемые Валентины, подарки в виде изящных безделушек. При этом часто прикладывались стихи.
Интересен старинный обычай, называемый "Связанные в узел", который практиковался в Уэльсе. Одетых юношу и девушку связывали веревкой, оставляя узел, и укладывали в постель. Если они не желали вступать в брак, то ночью развязывали этот узел. Если в утру узел оказался не развязанным, то юношу и девушку признавали женихом и невестой.
Символом счастья, дошедшим до наших дней, являются также ботинки. В 1860 роду на одной из свадеб в Лестершире брат невесты во время следования домой из церкви швырнул на дорогу из свадебного экипажа огромный старый башмак. А подружки невесты, не жалея нарядных платьев, бросились за ним на пыльную дорогу. Та из них, которая первой схватит башмак, первой и выйдет замуж.
В Германии интересный ритуал предложения руки. Жених дарит своей избраннице колечко с камнем – символ помолвки. Но перед этим обязателен сюрприз. Жених, сначала, без предварительных согласований с невестой, покупает колечко, а затем дарит его и в этот момент делает предложение о помолвке. При этом многие стараются, как бы подбросить кольцо, спрятать в пирог или бросить в бокал с вином. Главное, чтобы был сюрприз, чтобы она случайно обнаружила кольцо и при этом растерялась.
Кольцо помолвки должно быть толстое золотое с большим бриллиантом. Его носят на безымянном пальце левой руки. В дальнейшем, если она передумала выходить замуж, кольцо необходимо вернуть бывшему жениху. Перед свадьбой жених дарит обручальное кольцо, но уже менее ценное – без драгоценных камней, в крайнем случае – с небольшим камушком. Таким образом, замужние женщины в Германии носят два кольца. Обручальное кольцо носят на безымянном пальце правой руки.
Очень интересным является период ухаживания в культуре Франции. У крестьянского слоя , 19 веке, примерно с 16-летнего возраста начиналось посещение посиделок, где происходили знакомства, различного рода «ассамблей», танцев. Как в городе, так и в деревнях широкое распространение получили публичные балы, устраивавшиеся в помещениях, парках, на улице. Также молодежь ходила для знакомства в церкви, что не скрывалось и имело давние традиции.
Юноши дарили девушкам «залоги» любви: крестики, носовые платки из шелка, ленты, золотые монеты, предметы одежды. Если девушка принимала такие знаки внимания, то считалось, что она дает согласие на развитие отношений с возможным в дальнейшем вступлением в брак.
В ночь с 30 апреля на 1 мая перед домом девушки сажали «майское дерево» (Майю). Это был способ выражения чувств во многих французских деревнях. Тем самым она предавала гласность тому, что за ней ухаживает юноша. Причем, те или иные породы майского дерева «символизировали» разное. Граб, терновник, смоковница, липа обозначали симпатию, уважение, любовь, вишневое свидетельствовало о том, что девушке пора замуж, ива – что она красива. Преподнесенные же на первое мая ежевика и птичье гнездо с яйцами показывали, что в деревне известно о беременности девушки.
В мае происходили и другие любовные ритуалы, такие как « валентин» обручение целой группой молодых людей, когда происходили выходы больших компаний молодежи в поля и леса, многодневные путешествия к святым местам, допускавшие определенную свободу половых отношений. Майские любовные связи во время паломничеств соединили в себе отголоски языческих обычаев и обрядов весеннего плодородия и возникшую в период средневековья традицию определенной сексуальной свободы во время длительных походов к святыням – один из образцов своеобразного отношения к религии и народной среде.
В среде дворянской молодежи встречи были строго регламентированы, подчинены светскому этикету. Выбор супруга за девушек делали родители, родственники. Жених мог лишь несколько раз видеть свою невесту, тем более, что девушки воспитывались в монастырях. Девушка могла встречаться с женихом только в присутствии родителей, так как вопрос девичьей чести в дворянских семьях стоял не так, как в крестьянских. Девушка же должна была себя вести предельно скромно.
Случаи, когда девушка допускала «проступок» (теряла невинность до замужества) всеми силами старались скрыть, поскорее выдав ее замуж. Ежели о ее проступке узнавали за пределами семьи, ее ожидал постриг. В меру этого, частыми были случаи сбегания из дома девушек.
Молодых людей учили манерам поведения, этикету, как правильно выглядеть, чтобы быть достойным представителем дворянства.
Со временем, в этом социальном слое расширились возможности выбора спутника жизни, удлинялись встречи, но добрачные связи были все так же четко регламентированы.
Вот как описывает автор середины 18 в. Процесс ухаживания в мещанской среде: Молодой человек является в дом родителей избранницы и салится играть с ними в мушку. Он проигрывает, но не ворчит, а просит разрешения прийти опять. Это разрешение ему дается в присутствии дочери, которая жеманится и поджимает губки. Нанося визиты, юноша общается главным образом с родителями девушки, старается сделать что-то приятное для семьи. Когда же его принимают как человека « с намерениями» он получает право беседовать со своей второй половиной, идя на 50 шагов впереди родителей.
В наше время в большинстве стран Запада, выбор спутника жизни является самостоятельным, а ухаживания достаточно привычные для российского общества – подарки (в их число должны входить цветы, сладости, украшения), совместный отдых (походы в театры, музеи) и т.д.
Западная культура ориентирована на динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, убеждений, традиций.
Особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Так же ритуалы ухаживания непрестанно повторяются, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринимается как сущий кошмар. Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. В ритуалах ухаживания с древних времен до нашего времени можно четко проследить определенные тенденции, однако с течением времени восток перенимает обычаи Запада, немного размываются традиционные рамки видения мира и уклада жизни людей. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации, которое на Востоке весьма отличается от Западного, что так же отражается на ритуалах ухаживания и видении семейно-брачных отношений.
На Западе в меру быстрого и зачастую скачкообразного прогресса общественная жизнь зачастую отступает на второй план, также как и духовная жизнь, требующая от человека умственной и «сердечной» работы. Любовь видится не столь одухотворенной, разнообразной, как на Востоке. Люди Запада более серьезны, конкретны в проявлении своих чувств. В странах Запада ритуалы ухаживания меняются, развиваются, подстраиваются под «новое время», практически разрывая при этом сложившиеся традиции и устои, в то время как Восток, меняясь, развиваясь сохраняет и совершенствует старые, имеющие для людей Востока огромную ценность, ритуалы и традиции.
Список литературы
1. Арутюнов С.А. Япония: народ и культура/ Арутюнов С.А. М.: «Знание», 1991. 234с.
. Бонгард – Левин Т.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: «Знание», 1993. 345 с.
. Воронин Е. Д. « Культура Великобритании». М.: «Гардарики», 2000. 178с.
. Гуревич П. С. «Человек и культура». М.: «Дрофа», 1998. 456с.
. Бадан А. Н. История Древнего мира. Древний восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадан, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. Мн.: Харвест 1999 . 848 с.
.Конрад Н.И. Запад и Восток/ Конрад Н. И. М.: «Знание», 1972. 342c.
7. Культурология. Учебник для ВУЗов Солонин Ю.Н., Каган М.С., -М.: «Дрофа», 2007, 566 с.
. Матюнин Г.Д. Культурология. История мировой культуры. М.: «Гардарики», 1998. 601с.
. Яшин Л.Д. Семья и быт Франции. М.: «Знание», 2000. 434 с.
. Сайт познания человека через его историю (официальные документы, библиотечный фонд) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://historic.ru/index.shtml
11. Сайт всемирного форума духовной культуры [ Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.astanaforum.kz/index.php>
. Сайт, посвященный культуре искусства, культуре общества и особенностям культур [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://know.su/link_919_2.html>