- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,68 Mb
Сюрреализм в творчестве Рене Магритта
Управление культурой Белгородской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Белгородский государственный институт культуры и искусств
Кафедра теории и истории культуры
Курсовая работа по истории культуры и искусств на тему:
«Сюрреализм в творчестве Рене Магритта»
Выполнил: Ст гр 52 ДС
Научный руководитель:
Кандидат филологических наук
Доцент кафедры гуманит. наук
Белгород 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика искусства сюрреализма
.1 Сюрреализм, как направление в искусстве
Глава 2. Анализ жизни и творчества Рене Магритта
.1 Биография
.2 Философия сюрреализма
.3 Период «Яркого солнца»
.4 Фанфары славы
.5 Последняя выставка
.6 Анализ картин
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла»
Рене Магритт
Эти слова очень точно отражают понятие сюрреализма. И не случайно темой моей курсовой работы является анализ творчество именно Рене Магритта. Так как именно он один из ярчайших представителей сюрреалистического движения.
Картины знаменитых сюрреалистов по прежнему актуальны и интересны современному обществу. Так как необычный и иногда даже мистический смысл скрытый в них притягивает и захватывает.
Объектом изучения является Творчество Рене Магритта.
Цель работы : рассмотреть сюрреализм в живописи на примере творчества Рене Магритта.
Для достижения цели был намечен и раскрыт план:
проанализировать понятие сюрреализм;
Проанализировать сюрреализм на примере творчества Рене Магритта.
Глава 1. Общая характеристика искусства сюрреализма
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность – совмещение сна <#”526844.files/image001.gif”>
«Заблудившийся жокей»1
А уже через год в брюссельской галерее "Кентавр" была проведена первая выставка его работ. Работы художника были негативно встречены критикой. Разочарованный и подавленный, Рене в том же году перебрался во Францию, обосновавшись в парижском предместье. В Париже он подружился с Андре Бретоном и оказался активным участником руководимой им группы сюрреалистов. За три года Магритт тесно сблизился с Максом Эрнстом, Дали, Луи Бунюэлем и особенно с Полем Элюаром. В Париже система живописи Магритта окончательно сформировалась и осталась почти неизменной до конца его жизни4.
В 1930 году произошел разрыв с Бретоном. Магритт возвращается в Брюссель и вместе с Полем Дельво становится здесь одним из руководителей сюрреалистического движения. В этот плодотворный период деятельности Магритт создал ряд картин с таинственными и поэтическими сюжетами, в том числе и свою наиболее часто копируемую картину – "Состояние человека" <#”526844.files/image002.gif”>
«Состояние человека»1
.2 Философия сюрреализма
Творчество художника раскроется полнее, если обратиться к теме "Сюрреализм и фрейдизм". Предложенные Зигмундом Фрейдом "метод свободных ассоциаций" и "толкование сновидений" были направлены, прежде всего, на выявление расстройств психики с целью исцеления. На это же было направлено и предложенное Фрейдом толкование произведений искусства6.
Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, придавал психоанализу Фрейда решающее значение. Фрейдистские взгляды были не просто усвоены многими сюрреалистами – это стало их способом мышления.
Магритт же, наоборот, писал: "Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна. …Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика". Вот почему мастер упорно отказывался именовать себя "сюрреалистом". Он охотно принимал характеристику – "магический реалист". Считается, что "магический реализм" как разновидность бельгийского романтизма восходит к искусству великого И. Босха. На Магритта творчество старого мастера тоже имело плодотворное влияние. Его увлекала непостижимая способность Босха переводить на язык художественных образов сложнейшие библейские, алхимические, астрологические и фольклорные символы7.
В своих произведениях Рене Магритт воссоздавал фантазии и сновидения. Предметы реального окружающего мира воспроизводятся в его картинах в мельчайших деталях, но в абсурдной обстановке и комбинациях: огромное ярко-зеленое яблоко вырастает из стены комнаты, люди каплями дождя падают на крыши; гигантский тяжелый камень парит в облачном небе. Картины создают ощущение таинственной напряженности и страха, которое достигается путем изображения обстановки, не имеющей ничего общего с нормальной, привычной для человека. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещей от их привычного смысла. Сюрреалистическая манера Магритта сближает несоответствующие элементы, приглушая тем самым странность привычного мира и переселяя нас в другой мир8.
Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. Изображаются на них обычные предметы, которые у него, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. И невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.9
Цель, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.10
Вообще названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и почти всегда никак на первый взгляд не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины опять же способствуют тому магическому удивлению, которое он видел предназначением искусства. «Я взял себе ориентир – магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком» (лекция 1938 года).11
Именно борьба за это магическое, борьба против обманчивой самоочевидности обыденного создала, например, такой характерный образ творчества художника, как мужчину в котелке. Помещая эту, казалось бы, квинтэссенцию обезличенной обыденности в разные странные ситуации художник ставит под вопрос простоту этого образа и простоту самой видимой.12
Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.
Его искусство часто называли "снами наяву". Художник уточнял: "Мои картины – не сны усыпляющие, а сны пробуждающие". Недаром видный сюрреалист Макс Эрнст, увидев его выставку в Нью-Йорке в начале 1950-х, сказал: "Магритт не спит и не бодрствует. Он освещает. Завоёвывает мир мечтаний".13
Магритт писал: "Мы вопрошаем картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней. И нас удивляет, когда ответ, который мы получаем, не откровенный".10
Он будто бы решал теорему с тремя исходными данными: «сам объект, вещь, связанная с ним в полумраке… сознания, и свет, который в конце концов должен эту вещь высветить». Художник особенно подчеркивал, что не просто дает волю своей фантазии, а представляет на суд зрителей логические построения, в которых нет ни одной случайной детали, какими бы безумными они ни казались. Поэтому поздние свои картины Магритт считал более совершенными, чем ранние, – так как в них не осталось места порождениям воображения, но зато во всех причудливых сочетаниях предметов проявляется «неизбежность».13
Большое значение Магритт придавал названиям своих картин. Многие из них рождались в кругу друзей во время еженедельных встреч, центром которых был Магритт. Многие названия картин нарочито наукообразны, и в них проглядывает ирония: "Философская лампа" (1937), "Похвала диалектике" (1937), "Естественное познание" (1938), "Трактат об ощущениях" (1944). Другие названия создают атмосферу поэтичной тайны: "Диалог, прерванный ветром" (1928), "Ключ к грезам" (1930), "Мучительная длительность" (1939), "Империя света" (1950), "Гостиная Бога" (1958). Темой многих картин Магритта стала так называемая "скрытая реальность". Часть изображения, например, лицо главного персонажа, чем-либо закрывается (яблоком, букетом цветов, птицей). Магритт так объясняет смысл этих работ: "Интересное в этих картинах – внезапно ворвавшееся в наше сознание присутствие открытого и скрытого, которые в природе никогда друг от друга не отделяются".14
.3 Период «яркого солнца»
Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Сразу после войны, Магритт решил писать картины размашистыми мазками, в стиле Ренуара и Матисса, объясняя это необходимостью поиска радости в противовес общему пессимизму тех лет. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом "яркого солнца" ("plein soleil"). Но мотивы импрессионизма и фовизма в творчестве мастера картин-загадок не убедили публику и критику, и к 1948 году художник вернулся в собственный стиль.9
.4 «Фанфары славы»
В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. В их числе картина "Голконда" <#”526844.files/image003.gif”>
"Голконда"1
Еще одна из знаменитых картин Магритта, "Готовый букет" <#”526844.files/image004.gif”>
"Готовый букет" <#”526844.files/image005.gif”>
"Сын человеческий"1
.5 Последняя выставка
В 1967 году в роттердамском Музее Бойманса-ван Бёнингена состоялась последняя прижизненная выставка работ Магритта. 15 августа 1967 года Рене Магритт скончался от ракового заболевания. Ушел из жизни один из художников-магов XX столетия, в жизни так похожий на добропорядочного аптекаря. Он вел тихую и спокойную жизнь бельгийского обывателя, далекого от богемной суеты – человек, которого трудно выделить из толпы. Мечты, парадоксы, страхи, таинственные опасности переполняли лишь его картины, а не жизнь. Художник боролся со скукой только в творчестве. Размеренность каждого дня его вполне устраивала, он даже большинство из своих картин написал в столовой и до конца жизни предпочитал трамвай остальным видам транспорта.4
В 2009 году в Брюсселе был открыт самый большой в мире музей Магритта.
На Королевской площади выбрали красивейшее здание, возведенное ещё в ХІХ веке. Здесь на пяти этажах располагается самая крупная в мире коллекция творений выдающегося бельгийца: 250 картин, скульптур, афиш, фотографий, фильмов и документальных материалов.
И даже само здание музея воспринимается как произведение искусства, на фасад проецируется изображение неба и движущихся облаков – фрагмент знаменитой картины Магритта.15
.6 Анализ картин
«Империя света».
«Империя света»
Это полотно представляет собой странный ночной пейзаж под небесами, освещёнными дневным светом .
На берегу небольшого озера, в тени раскидистых деревьев, прячется дом, в котором уютным розовым светом горят окошки. Одинокий фонарь дарит свой дружелюбный свет путнику, который может оказаться здесь глухой, тёмной ночью…
Сам художник объяснял своё произведение так: " Я соединил в "Империи света" ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. По-моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией".19
"Империя света" была написана Магриттом в последнее десятилетие его жизни, (в 1954 году), Она стала самой популярной и востребованной его работой. В связи с этим, художник создал шестнадцать вариантов этой картины и написал неисчислимое количество копий.20
Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”
“Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом – не видишь, но знаешь, что они там. В картине “Карт-бланш” наездница заслоняет собою деревья, а они заслоняют ее. Однако наша сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми” ©Рене Магритт16
Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”
Картина “Фальшивое зеркало”
Рене Магритт как бы показывает в этой картине, что у каждого из нас – фальшивые зеркала в глазах, потому что отражают окружающий мир не в реальном контексте, а через личное восприятие.17
«Фальшивое зеркало»
Картина “Каникулы Гегеля”
“Моя последняя картина началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, что бы он не был нам безразличен? Но при этом и так, чтобы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Одним словом так, чтобы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим, всякий раз со штрихом поперек. После сотого или стопятидесятого рисунка штрих стал несколько шире. Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Так я нашел решение первоначального вопроса : каким образом стакан воды может быть изображен гениально. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например во время каникул). Поэтому я назвал картину "Каникулы Гегеля".©Рене Магритт18
«Каникулы Гегеля».
«Беспокойство».
«Беспокойство».
В картине "беспокойство" вызывает в первую очередь, не название, а "голова" масла с деревянной лопаткой, помещенная между двух голов – Христа и Данте. Початая голова масла настолько реальна и так просится в руки лопаточка, что не сразу обращаешь внимание на некоторое перспективное смещение. Исторической реалией является и число "575" ( инвентарный номер на постаменте), отсылающее, по мнению историков, к цене, которую давали когда-то за масло во Фландрии. Голова масла настолько реальна, что искусствоведы, помещая эту репродукцию в альбом работ Магритта, вынуждены ссылаться на мнение знатока творчества Магритта – М.Фуко, который заверяет, что в этой работе нет ничего "дьявольского". Есть только то, что мы можем и хотим увидеть между головами Христа и Данте.19
"Это не трубка"
В первой версии (вслед за Фуко будем ее датировать 1926 г.) – старательно нарисованная трубка, а под нею прилежным почерком выведено: "Это не трубка". Другая версия – в Заре для антипода. Та же трубка, то же высказывание, тот же почерк. Но теперь они помещены внутрь рамы, стоящей на мольберте. Над всем этим – трубка, но гораздо больших размеров. Первый рисунок столь же прост, как страница из учебника ботаники: фигура и текст, ее называющий. В высказывании Магритта нет противоречия: представляющий трубку рисунок сам трубкой не является. И, тем не менее, существует привычка речи: что на этой картинке? – это теленок, это квадрат, это цветок. Калиграмма – тавтология, она захватывает вещи в ловушку двойного начертания. Калиграмма никогда не говорит и не представляет одновременно; одна и та же вещь, пытаясь быть одновременно видимой и читаемой, умирает для взгляда, оказывается непроницаемой для чтения. Магритт выстраивает калиграмму, а затем ее демонтирует. Он вносит смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом. Отрицания множатся: Это не трубка, но рисунок трубки; это не трубка, но фраза, говорящая, что это не трубка. Старинное тождество между сходством и утверждением Кандинский устраняет одним полновластным жестом, избавляя живопись от того и другого. Магритт же действует через разъединение: разорвать между ними связь, установить их неравенство, заставить каждое из них вести свою собственную игру, поддержать то, что проявляет природу живописи, в ущерб тому, что ближе к дискурсу.16
В ритуале курения табака у индейцев сиу трубка <#”526844.files/image013.gif”>
"Влюбленные I"
"Влюбленные II"
Заключение
сюрреализм магритт искусство
Мир его образов – это мир фантазий, иногда довольно сложных для конкретного понимания. Его картины – это своеобразные философские формулы, динамику образной сути которых задают взаимодействующие друг с другом предметы – неожиданно совмещенные, но несовместимые в обычной жизни.
Достаточно просто всмотреться в его работы, чтобы почувствовать, что опрятный и уравновешенный, чуждый эксцентричности и скандальности бельгийский буржуа, действительно, был одним из художников-магов этого столетия.
Цель Магритта, по его собственному признанию, – заставить зрителя задуматься над обманчивостью всего видимого бренного мира, над его скрытой таинственностью, которую мы обычно не замечаем.
Картины художника часто напоминают ребусы, которые до конца разгадать невозможно.
Как-то незадолго до своей смерти Магритт, этот изощренный мастер, произнес: "Я так и не понял причины, по которой мы живем и умираем". Может быть, разгадки причин и тайн бытия художник как раз и зашифровал в своих картинах-ребусах? Все может быть. Тогда стоит к ним приглядеться!
Список литературы:
1. Ноэль Б. Магритт [[Альбом]]. М., 1995
2. Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.; М., 2005. С. 193.
. Фуко М. Это не трубка. М., 1999.
. Антология французского сюрреализма 20-х годов. (сост., комм. и пер. С.Исаева и Е.Гальцовой) М.: ГИТИС, 2004.
. Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007
Ссылки
1. Ноэль Б. Магритт [[Альбом]]. М., 1995
2. <http://ru.wikipedia.org>
. <http://smallbay.ru>
. <http://starat.narod.ru>
. <http://artnud.com>
. <http://www.tereks.com>
. <http://www.ozon.ru>
. <http://www.lookatme.ru>
. <http://www.artexplorer.ru>
. <http://www.art-oboi.ru>
. <http://gallerix.ru>
. <http://jgorbunova.narod.ru>
. <http://www.yourdreams.ru>
. <http://bruma.ru>
. Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.; М., 2005. С. 193.
. Фуко М. Это не трубка. М., 1999
. http://smallbay.ru/magritte. <http://g.i.ua?_url=http%3A%2F%2Fsmallbay.ru%2Fmagritte.html>
. http://allday.ru <http://g.i.ua?_url=http%3A%2F%2Fallday.ru%2Fengine%2Fprint.php%3Fnewsid%3D61876>
. www.wikipedia.org <http://www.wikipedia.org>
20. ec-dejavu.ru/m/Magritte.html