- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,06 Кб
Технология обжигов Раку
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий
Кафедра ДПИ и дизайна
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Технология обжигов Раку
Направление подготовки (специальность) Декоративно-прикладное искусство
Профиль (специализация) Художественная керамика
Форма обучения: очно-заочная курс 6 группа ДПИ-08
Студентки Меркуловой Таисьи Вячеславовны
Руководитель ст. преподаватель Абдуллина М. А.
Нижний Новгород – 2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению древнего вида японской керамики-керамики Раку. Необычайность и индивидуальность этого вида обжига заставляет проникнуться культурой Японии и красотой её керамики в целом. Вид этой керамики, очень своеобразен и интересен, Раку имеет свое сформировавшееся, оригинальное, изысканное, творческое лицо.
Актуальность темы обусловлена многообразием творческих решений в современном декоративно-прикладном искусстве, в котором техника раку занимает достойное место. В Европе известность технике раку принес британский керамист Бернард Лич, открывший после визита в Японию гончарную мастерскую совместно с японским другом.(см.прил.1) Однако, со временем, под техникой раку стали понимать скорее технологию обжига, при котором изделие помещается в печь, разогретую до 800-950 градусов, быстро нагревается, а затем резко охлаждается с той или иной степенью восстановления.[9;2]
Керамика современности давно уже не сталкивается с проблемой заготовки дров, поиска месторождения глины, перетирания глазурей вручную. Глина и глазури продаются в специальных магазинах, печи работают на электричестве, температуру и режим обжига можно с лёгкостью задать через компьютер.
Гончарные круги больше не раскручивают ногой, тратя на это массу сил, достаточно нажать на педаль, и станок будет вращаться с любой скоростью. У керамистов есть выбор, какую глину купить – шамотную или гончарную, красную или белую, низкожгущуюся или тугоплавкую. Но это только внешние изменения. В целом технология не изменилась, просто сократился путь от задумки к реализации. К тому же старинные технологии не забыты до конца.[22] Этот процесс в Европе возведёт в ранг шоу. Собираются зрители, и мастера показывает им свои керамические фокусы, демонстрируя старинные технологии, такие как Раку. Не смотря на то, что человечество придумало уже массу других, современных и прогрессивных материалов, керамика не перестаёт быть актуальной. Этот материал наполнен теплом и всегда вносит долю уюта в наше жильё.[22]
Для написания работы, нами были просмотрены и изучены статьи и книги о керамики Японии, керамики Раку в частности, методах обжигов керамических художественных изделий, способах лепки и декорирования керамики. Особое мое внимание привлекло творчество британского керамиста Бернарда Лича. Он много лет провел в Японии, изучая гончарное дело, всей душой проникся стилем Раку – и открыл керамическую мастерскую у себя на родине. Одним из результатов его трудов была «Книга керамиста»(1973г) .[9;1] Саму книгу мне к сожалению не удалось найти, так как она не переведена на русский язык, но я использовала статью Татьяны Зиненко (Август 1996-август 2001) Новый вкус давнего наслаждения
(О раку-керамике в Украине и не только), в которой она знакомит нас с творчеством Б.Лича и его поисками в техниках керамики Японии и в обжигах Раку. В изучении истории керамики Японии мне помогло учебное пособие История керамики Восточной Азии (Учеб. пособие). Автор: Жущиховская И.С., редактор: Александрова Л.И. 5. Керамика и фарфор японии в 16-19 веках. В этом разделе пособия речь идет о истории керамического производства Японии 16-19 веков богатого интересными страницами, отражающими общие тенденции в жизни страны в эти столетия (Ксенофонтова, 1980; Baker, 1995; Cort, 1979). Конечно же неотъемлемая часть информации черпается из интернет ресурсов, которые богаты и историческими очерками и статьями керамистов, которые в свою очередь рады поделится навыками приобретенными опытным путем. Таким источником для меня являлся сайт новосибирского керамиста Владимира Юделевича,( <#”justify”>Область практического применения – в итоге данной работы была выполнена керамическая посуда с применением обжига Раку, и дан анализ искусствоведческой литературы о керамике Раку. Работа может применятся в качестве методической разработки по теме.
ГЛАВА 1. Культурология и анализ развития японской керамики
.1 Японская керамика как вид декоративно-прикладного искусства
Открытие на Японских островах в начале 60-х годов археологических памятников с керамикой возраста около 13 тысяч лет явилось в то время настоящей мировой сенсацией, опровергавшей устоявшееся мнение, что центром самой ранней глиняной посуды был Ближний Восток.
Сегодня керамические комплексы возраста 13-10 тысяч лет известны не только в Японии, но и на юге Российского Дальнего Востока, в восточном и юго-восточном Китае, в Корее.
Древнейшая керамика. Древнейшая в мире керамика впервые была обнаружена на Японском архипелаге. В 1960 г. во время раскопок первобытной стоянки в пещере Фукуи (префектура Нагасаки, остров Кюсю) были найдены обломки глиняных сосудов, возраст которых, по данным радиоуглеродного анализа, около 13 тысяч лет. Большинство памятников открыто в центральной и южной частях о. Хонсю, на севере о. Кюсю. Древнейшие керамические комплексы самого северного острова Хоккайдо датируются временем около 9 тысяч лет. Образцы древнейшей японской керамики представляют собой обломки сосудов, которые использовались, вероятно, для каких-то хозяйственно-бытовых нужд. Эти изделия первых гончаров были еще очень примитивны. Формовочной массой для них служила природная глина, часто плохо очищенная, содержащая грубые песчаные примеси.[7;1]
Ранние керамические сосуды имели простую форму – с прямыми или слегка расширенными к устью стенками, острым или плоским дном. По внешнему виду они напоминали перевернутый конус или цилиндр. Остродонные сосуды предназначались для вкапывания их в землю либо для подвешивания над огнем при помощи веревочки, продетой в отверстия, расположенные вдоль устья. Стенки глиняных емкостей лишь слегка заглаживались в процессе формовки и оставались после обжига шероховатыми. Обжигалась керамика в обычном открытом костре, при низких температурах в 500° – 700°С.[7;1]
Сосуды имели хрупкие стенки и блеклый желтый или светло-оранжевый цвет. Примечательной чертой древнейшей керамической посуды Японии является то, что при всей своей технологической примитивности она уже отмечена признаками декора. Сосуды украшались незатейливым орнаментом из оттисков веревки или шнура, тонких налепных глиняных жгутиков, ногтевых вдавлений. Интересным вариантом декора были отпечатки створок мелких морских моллюсков.[7;2]
Керамика Эпохи Неолита. Эпоха неолита Японии представлена культурой Дзёмон (от 10 до 2,5 тысяч лет назад). Культура Дзёмон подразделяется во времени на несколько периодов: начальный, ранний, средний, поздний и финальный. Каждый характеризуется определенными чертами материальной культуры, хозяйства, социальной структуры общества. На каждом археологическом памятнике культуры Дзёмон исследователи находят огромное количество целых и разбитых сосудов. Коллекции дземонской керамики являются обязательным украшением всех историко-культурных музеев Японии.[7;3]
По мере усложнения хозяйственной жизни, развития технологий и производств, в частности, технологии гончарства, начинается постепенный процесс выделения особо искусных мастеров, изготовлявших керамическую посуду не только для себя и своих семей, но и для соседей по поселку, а, возможно, и для жителей других деревень. Посуда начального и раннего Дзёмона была еще весьма примитивна по технологии изготовления и по форме – емкости с прямыми или чуть расширяющимися к устью стенками, с грубой шероховатой поверхностью, обожженные в костре при низких температурах.[7;4]
Однако каждое изделие украшалось орнаментом.
Наиболее распространенным видом декора были оттиски веревки, с помощью которых создавались различные узоры. Собственно, само название "Дзёмон" происходит от японского слова "дзе", что и означает "веревка", "шнур". Керамика, украшенная веревочными оттисками, стала своего рода визитной карточкой неолитической культуры Японии. Эта традиция, возникнув еще на самых ранних этапах истории японской керамики, сохранялась на протяжении многих тысячелетий. Формы посуды становятся особенно разнообразны в периоды позднего и финального Дзёмона. Наряду с емкостями простого контура изготовлялись сосуды в виде вазы, с округлым туловом и высокой узкой шейкой, популярны были чаши и миски, появились сосуды с резервуаром-чашей на поддоне-ножке. Исключительное внимание уделялось декору керамической посуды.[12;5] В период среднего Дзёмона родился оригинальный и не имеющий аналогов в других районах мира стиль украшения сосудов рельефными налепными деталями. Для керамики этого времени характерно сочетание простых форм и сложного, даже вычурного декора. Верхняя, устьевая часть емкостей украшалась причудливыми узорами из глиняных жгутов, спиралей, лент, колец. Иногда в эту композицию вплетались детали в виде стилизованных изображений животных или человеческих лиц. Очень часто налепные элементы размещались и на стенках сосудов, предварительно покрытых сплошными веревочными оттисками.[7;6] Исследователи керамики Дзёмон выделяют типы сосудов "кацудзака", "атамадай", "умэтака", отличающиеся особой пышностью декора. Существует мнение, что эти сосуды использовались в каких-то ритуальных церемониях – например, в обрядах поклонения первобытным божествам. В период позднего Дзёмона декор керамики становится более строгим, изысканным. На смены затейливым "скульптурным" деталям приходят прочерченные геометрические узоры, сочетающиеся с изящными оттисками тонкого шнура. В оформлении внешнего облика сосудов большую роль начинает играть качество обработки поверхности. Керамика позднего и особенно финального Дзёмона нередко имеет отполированные до зеркального блеска стенки. В ряде случаев для отделки сосудов использовали красную краску на основе охры – минерального железистого пигмента. Древние обитатели Японских островов с большим искусством выделывали из глины украшения и мелкую скульптуру. В период среднего Дзёмона были популярны керамические серьги в виде кольца с ажурным "плетеным" узором внутри. Такие серьги археологи находят при раскопках погребений – они лежат у височных костей черепа. [7;6]
Керамические фигурки "догу" – одно из самых ярких явлений неолитической культуры Японских островов в периоды среднего и позднего Дзёмона. Эти фигурки высотой от 12 см до 30 см изображают в стилизованной манере людей. Иногда изображения напоминают фантастических существ или инопланетян – например, "догу" с неестественно огромными глазами, в головном уборе-"шлеме". в одежде, очень похожей на космический скафандр. Как полагают исследователи, керамические "догу" имели особое, возможно, магическое значение для людей культуры Дзёмон. Такие фигурки археологи находят обычно в погребениях или жилищах.[16]
Керамика конца 1тысячелетия до нашей эры первой половины нашей эры.В третьем тысячелетии до нашей эры в древней истории Японских островов неолитическая культура Дзёмон сменяется культурой Яёй. Если керамика Дзёмон изготовлялась вручную, то мастера Яёй уже использовали простейшее вращающееся устройство для формовки сосудов. Керамика Яёй отличается довольно тонкими стенками, а также разнообразием и сложностью форм. Изготовлялись сосуды в виде ваз, кувшинов с очень узким высоким горлом и ручками, бутылей, кубков, плоских тарелок, чаш на поддоне. [7;5]
В культуре Яёй четко выделяется посуда разного назначения – столовая, кухонная, тарная, ритуальная. Каждой категории соответствовали определенные формы и размеры сосудов. Декор керамики отличался простотой и изяществом. Особое внимание уделялось обработке поверхности: стенки сосудов часто окрашивались охрой в красный цвет, лощились до зеркального блеска. В большинстве случаев сосуды не орнаментировались, лишь иногда скромный узор из прочерченных прямых или зигзагообразных линий, отпечатков штампа-гребенки украшал стенки изделия.[16]
Техника обжига керамики Яёй была более совершенна, чем в гончарстве культуры Дзёмон. Керамика окружала людей культуры Яёй в повседневной жизни и сопровождала их в загробный мир. Умерших хоронили в огромных керамических контейнерах-гробах яйцевидной формы, состоящих из двух половин, плотно пригнанных друг к другу. Покойника помещали внутрь в позе спящего, с согнутыми ногами и руками.
В конце 3 века нашей эры начался следующий этап истории древней Японии, получивший название Кофун. Этот период продолжался до середины 6 века. Неотъемлемым элементом погребального ритуала являлись своеобразные керамические скульптуры – "ханива".[12;9] Ранние ханива имели форму цилиндров, полых внутри, высотой около 1 метра, часто с треугольными отверстиями в стенках. Такие цилиндры устанавливались по кругу в центре кургана. Возможно, внутрь цилиндров помещали какие-то осветительные приспособления, которые горели в темное время суток.
В конце 4 века появилась традиция делать ханива в виде людей – мастера придавали им различные позы, выражения лиц, прорабатывали детали костюма. Керамические скульптуры изображали воинов, всадников, крестьян, музыкантов и танцоров, знатных дам в парадной одежде, служителей религиозного культа. Внутри такие ханива, как и более ранние цилиндры, были полыми. Высота фигур достигала полутора метров. В 6 веке ханива стали изготовлять в виде животных – собак, кошек, лошадей, птиц, рыб. Также ханива могли иметь форму лодок, колесных повозок, домов. Именно эти ханива устанавливались в самой верхней, центральной части курганной насыпи, символизируя перемещение покойною и мира живых в царство мертвых. На более нижних уровнях кургана размещались в определенном порядке фигуры животных и людей – вся эта керамическая "процессия" сопровождала душу покойного в загробный мир.[7;8] Одной из самых характерных форм керамики Кофун являлась небольшая тарелочка или уплощенная чашка с высокими краями и крышкой. Тарелки и чаши с крышками как разновидность столовой посуды были характерны для японской бытовой культуры в последующие столетия и сохранили свое значение по сей день. Очень популярны в гончарстве Кофун, как и в предшествующий период Яёй, были сосуды в виде резервуара-чаши на поддоне, назначение которых связано, вероятно, с культовыми церемониями. Категория серой посуды периода Кофун называлась "суэ", или "суэки". Археологами установлено, что керамика "суэ" встречается в погребениях знатных членов общества, тогда как керамика другого типа, "хадзи", более характерна для захоронений простых людей.[7;8] Керамика Японии 7-15 век.Ко второй половине 6 – началу 7 века относится образование в Японии раннего феодального государства с централизованной императорской властью. В гончарстве Японии этого периода изделия, выполненные вручную ("тэ-дзукури"), ценились выше, чем те, что были сформованы на круге.[12;4] В 8 – 9 веках в гончарных мастерских Киото была освоена технология получения трехцветной бело-желто-зеленой и одноцветной зеленой легкоплавкой глазури. Однако керамика, украшенная нарядной трехцветной глазурью, не получила широкого признания и распространения в Японии. Гораздо более популярна была посуда, покрытая так называемой пепловой глазурью, образующейся в результате попадания пепла на поверхность керамических сосудов в процессе их обжига. Глазурь покрывала стенки полупрозрачным зеленоватым, неровно лежащим слоем. [7;9] Такая посуда, впервые появившаяся в 9 веке, получила распространение в 10-12 веках, в период Хэйан. В 13 веке была освоена технология получения прозрачной высокотемпературной полевошпатовой глазури на основе опыта производства изделий с пепловой глазурью. Этому способствовали усовершенствования обжигательных печей, позволившие достигать температур 1200°С и выше. Керамика, покрытая полевошпатовой глазурью, носит название "токи". Также в 13 веке в гончарных мастерских провинции Бидзэн начинается производство керамики типа "якисимэ". Для керамики якисимэ была характерна естественная пепловая глазурь, с помощью которой достигался оригинальный художественный эффект. В это время сложились те каноны простоты и естественности, которые были присущи искусству керамики Японии во все последующие периоды. Одна из сфер, где использовались сосуды из керамики в 13-14 веках, а, возможно, и несколько ранее, связана с буддийским культом церемонии чаепития (керамические чашки "ван" и "тяван").[14]
Керамика и фарфор Японии 16-19вв. Принудительно переселенные во владения японских феодалов корейские ремесленники, среди которых были искусные мастера по изготовлению черепицы, керамической и фарфоровой посуды, обогатили гончарство Японии новыми технологическими и художественными идеями. Ведущей формой организации гончарства (начиная с 16 века) было так называемое клановое производство ("ханъэй-гама").[7;9] Это были селения гончаров-ремесленников, расположенные вблизи залежей керамических глин. Наряду с изготовлением керамической посуды на круге использовались способы формовки в специальных формах-шаблонах и упоминавшийся выше ручной способ лепки ("тэ-дзукури"). [7;9] В 16 веке происходят изменения в техническом оснащении операции обжига керамики. Сегодня японские гончары, работающие в области художественной керамики, предпочитают традиционные обжигательные устройства. Ярким событием, определившим одно из основных направлений в последующем развитии японской керамики 16 и 17 века, стало возникновение технологии изделий "раку", связанного с историей знаменитой церемонии чаепития в широких кругах японского общества. Возникла потребность в особой сервировке чайного стола, которая смогла бы подчеркнуть внутренний смысл ритуала чаепития.
Рождение керамики "раку", предназначенной специально для чайной церемонии, связано с именем выдающегося гончара Танака Тодзиро, корейского мастера-черепичника (1516-1592 гг.). [7;9]
Основным видом керамики раку были чайные чашки "тяван" с высокими стенками. (см.прил.1) Также для чайного стола изготовлялись цветочные вазы, чайники и чайницы. Все изделия формовались только вручную, без помощи гончарного круга. Легкая асимметрия контура, неравномерная толщина стенок были отнюдь не оплошностью гончара, а результатом воплощения определенной художественной идеи.[18] В создании подлинного стиля раку еще большее значение, чем формовка, играли операции обжига и обработки поверхности. Мастер Тодзиро, опираясь на многолетний опыт в производстве черепицы, использовал технологические дефекты операций глазурования и обжига изделий для создания необычных декоративных эффектов.[16] Сетка трещин на поверхности керамического сосуда, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь только кажутся досадной случайностью, браком. В действительности же именно эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики раку. С технологической и художественной точек зрения изготовление керамических изделий раку является делом весьма сложным, так как требует от гончара безукоризненного владения материалом (глиной), умения балансировать на грани изысканной простоты и явного брака. Собственно, идеал естественности, непреднамеренности был свойствен японскому гончарному искусству еще задолго до появления стиля раку – достаточно вспомнить популярную с 10 века керамику с пепловой глазурью. Технологические новшества Тодзиро гармонично вплелись в каноны эстетического чувства японцев, покорив их души сразу и навсегда.[16]
Стиль раку, родившись в 16 веке, успешно развивался на протяжении последующих столетий. Самые искусные мастера раку пользовались в Японии исключительным почетом наравне со знаменитыми художниками и поэтами. Лучшие образцы керамики раку получили имена собственные и вошли в национальную сокровищницу произведений искусства. Глазури, которыми пользовался мастер Тодзиро, содержали в своем составе соединения железа, марганца, меди и давали после обжига черный и красный цвета. Эта цветовая гамма считается "классической" для стиля раку, хотя впоследствии она была дополнена другими вариантами окраски.[14](см.прил.1)
Японские мастера 16-18 веков успешно экспериментировали с различными технологическими вариантами глазурей, эффектами обжига, изобразительными приемами – результатом этого стали их замечательные изделия, образцы высокого художественного вкуса. В 17 веке в Японии были освоены новые виды гончарной продукции – фаянс и фарфор.[7;10]
К середине – второй половине 19 века фарфорово-керамическое производство стало одной из основных отраслей формирующейся капиталистической промышленности Японии. В первой половине 20 века фарфорово-керамическое производство Японии продолжало сохранять свои традиционные черты. Ведущим гончарные мастерские функционировали в привычных технологических режимах, использовали технические средства, известные многим поколениям мастеров, соблюдали выработанные в течение столетий художественные стандарты. [7;11]
1.2Особенности керамики Раку
Керамика Раку (яп. <#”justify”>Среди всего многообразия керамики, изделия, выполненные в технике раку, выделяются своей простотой и, вместе с тем, неповторимостью. Вы не найдете двух одинаковых чашек, даже если их сделал один мастер в одно время. Именно это является основной отличительной чертой техники раку – непредсказуемость результата.[14]
Вслед за растущим значением чашки чая, которая стала олицетворять естественную красоту и значимость текущего момента, потребовалась посуда, отвечающая этим запросам. И тогда на помощь гончарам пришли технологии изготовления облицовочной плитки, которые привнесли в японскую культуру корейские мастера. Подобная посуда изготавливалась без гончарного круга, поэтому пиалы имели толстые, слегка неровные стенки, приятные на ощупь. Эта неровность, а также асимметричность глазури, которая в процессе изготовления нередко покрывалась сетью тонких трещин, очень ценились японцами, издавна восхваляющими незавершенность образов. Мастеру, впервые применившему эту технику для изготовления чайной посуды, была дарована фамилия Танака (а, как известно, представители простонародья не имели фамилий, так что это было действительно почетная награда) и возможность ставить клеймо «raku» на всех своих изделиях.[9;2]
В Европе известность технике раку принес британский керамист Бернард Лич, открывший после визита в Японию гончарную мастерскую совместно с японским другом. Однако, со временем, под техникой раку стали понимать скорее технологию обжига, при котором изделие помещается в печь, разогретую до 800-950 градусов, быстро нагревается, а затем резко охлаждается с той или иной степенью восстановления.[18]
В Японии для техники раку до сих пор используется только ручная формовка и своеобразная глина. В Европе способ изготовления изделия не так важен. Глину же используют огнеупорную, шамотную или целлюлозную, то есть ту, которая может выдержать тепловой удар. После предварительного обжига изделие покрывается глазурью. Классический вариант раку предполагает красные и черные цвета глазури, которые достигались путем добавления соединений железа, меди и марганца. Впоследствии спектр добавок расширился, и теперь цветовая гамма содержит синий, зеленый, фиолетовый и их комбинации.[17]
Далее глазурованные изделия быстро нагревают до 800 – 950 градусов, для чего используются газовые или дровяные печи, которые не боятся резких перепадов температур. Потому что следующим этапом печь необходимо открыть и аккуратно вытащить раскаленные изделия, поместив их в максимально герметичные металлические емкости с опилками, сеном или сухой листвой. Резкий перепад температур дает эффект кракле, покрывая глазурь сетью трещин, а дым обеспечивает бескислородную среду, позволяя соединениям металлов восстановиться и придать глазури неповторимый цвет.
глазурь японский керамика обжиг
ГЛАВА 2. Технология изготовления керамики Раку
.1 Технология обжигов Раку
Работать в технике раку – это значит экспериментировать. Когда нельзя заранее предсказать результат, любая мелочь может иметь значение, недаром японские мастера раку окружались почетом наравне с художниками. Необычный потек глазури, асимметричный рисунок или вязь трещин способны превратить изделие в предмет искусства, а могут испортить изделие. Именно это свойство привлекает множество мастеров к технике раку. Рождение уникальных вещей из огня и глины, когда мастер является лишь посредником, позволяя раскрыться материалам во всей красе и направляя процесс, никого не может оставить равнодушным.[18]Семья Раку прославилась в основном двумя типами изделий: куро-раку (чёрные) и ака-раку (красные), хотя в этих мастерских делали также и керамику с белыми и зелёными, и даже полихромными (трёхцветными) глазурями. Естественно, особенности глазурования и обжига этих типов керамики были разными (для обжига красных и чёрных глазурей и сейчас используются печи разной конструкции).[21]
В соответствии с практикой семьи мастерской Раку, обжиг изделий производился в маленькой муфельной печи на угле (температура около 800°С) в течение 24-х часов. Чёрные покрывались свинцовой глазурью, основой которой, вероятно, уже в XVII веке была местная порода, так называемый «камень Камогава».[23] Эта порода состоит в основном из
оксида железа и оксида кремния, и имеет небольшие доли оксидов кальция, марганца, калия, натрия, титана, алюминия (глинозём) и кремния (кремнезём),и других примесей.[11;6] Особая фактура этой глазури достигалась длительным обжигом и охлаждением при температуре окружающего воздуха. Именно этот процесс и создавал знаменитую «лимонную корку» на поверхности куро-раку. Повторимся изделия семьи Раку были исключительно высоко чтимыми предметами для чайной церемонии тя-но ю с самого начала существования этой мастерской, и стиль раку стал постепенно распространяться. Сперва в самом Киото, затем – за его пределами, и, в основном, – благодаря миграции членов семейства. Некоторые сыновья из младших уходили работать самостоятельно (часто они оставляли иероглиф «раку» в названии новых мастерских типа Энраку, Синраку и т.д.).[22] Некоторых «младших» мастеров приглашали в другие провинции для налаживания керамического производства в новых местах. Там, работая как наставники, они не пользовались иероглифом "раку» для маркировки своих изделий, и, как правило, проработав положенное по контракту время, возвращались в Киото. Значительные мастера декоративно-прикладного искусства Японии, такие как Хонами Коэцу (1558-1637) и Огата Кэндзан (1643-1743) с восторгом повторяли раку. Хонами Коэцу при этом стремился к «подлинности», и был близок к семье Раку, беря уроки и консультации у современных ему мастеров.[20] Некоторые мастерские по всей Японии, «на глазок» копировавшие изделия семьи Раку, вообще не имели никаких связей с её представителями.
Разумеется, их методы достижения визуального сходства с оригиналами были крайне разнообразны, и, очень может быть, идея остужать изделия в опилках и соломе пришла именно из таких мастерских, реконструировавших неизвестные им приёмы работы мастерской Раку в Киото. При этом современные керамисты ориентируются на стиль мастеров XVII-XIX века, хотя последние работы Раку очень современны и интересны.[22]
.2 Этапы выполнения посуды Раку
Изготовление керамических изделий включает несколько этапов: составление эскизов, продумываение образов приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение глазури, сушка, обжиг в печи. [13;1]
Одним из важнейших этапов выполнения керамического изделия является продумывание изготовления самого изделия в технике раку. Нами Было решено сделать серию чашек для чая по образам чашек Раку, и чайник в соответствии с темой и образом всех изделий. Начало любой творческой работы требует эскизов будущего изделия. Керамика раку не требует четкого эскиза так как философия ваби-саби не предполагает этого.
Ваби-саби (яп. <#”justify”>В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Ре2О3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 °С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.[8;21]
Глину, имеющую оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее камушки. Глину содержащую много песка и посторонних примесей, перед проминкой обязательно очищают просеиванием и отмучиванием. Нам не пришлось отмучивать ее так как у нас была глина практически без примесей.[6;3]
При просеивании глины ее необходимо разложить небольшими комками на деревянном настиле и высушите на солнце. Небольшое количество глины можно высушить в помещении, на теплой печи или на батарее центрального отопления. Разумеется, чем меньше будут комки, тем быстрее высохнет глина. Высохшую глину ссыпаем в толстостенный деревянный ящик и разбиваем трамбовкой – массивным отрезком древесного ствола с укрепленными сверху ручками. Образовавшуюся глиняную пыль просеваем через мелкое сито и удаляем из нее всевозможные примеси в виде камушков, щепок, былинок и крупных песчинок.[2;5]
Перед лепкой глиняный порошок замешивают так же, как тесто для хлеба, доливая время от времени воду и тщательно перемешивая руками глиняную массу. Часть глиняного порошка желательно хранить на тот случай, если глиняное тесто необходимо быстро сделать более густым, а времени на подсушивание и выпаривание нет. В жидкое глиняное тесто подсыпают необходимое количество порошка, а затем хорошо вымешивают. [13;5] Глина должна немного «постоять» чтобы лучше впитать воду, тем самым ее качество улучшается. (см.прил.1)
Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру.[11;3]
Формование керамических изделий осуществляют различными способами: пластическим формованием, литьем (с использованием гипсовых форм), прессованием, горячим литьем под давлением. Изделия в стиле раку изготавливаются способом ручной лепки. [17]
При ручном формовании изделия самым главным и важным инструментом автора являются его руки. Из небольшого кусочка глины делается шарик, затем легкими надавливаниями в центре пальцами выделывается внутри полусфера, тем самым создавая форму чаши или пиалы, каким и должна быть форма чашек в стиле Раку.[16] Формирование стенок происходит постепенно делается сначала все одной толщины затем все тоньше и тоньше со всех сторон. Затем делается ободок даже если он получается не ровным, это не страшно так как именно чаши для чая раку предполагают неровности, передающие мимолетное настроение и незаконченный образ такого вида керамики. Затем перевернув чашу деревянным шпателем, инструментом похожим на лопаточку, производятся легкие постукивания по дну изделия чтобы сделать площадку для будущего дна. Чаши Раку имеют небольшое донышко. Для этого выкатывается колбаска и делается она плоской, далее с помощью жгутиков и шликера (жидкая глина используется в данной работе как склеивающая масса), скрепляется кольцо из плоской колбаски и дно. Применяются инструменты такие как стеки. Их изготавливают из плотной, однородной древесины (самшита, бука, груши, березы, яблони, клена, граба и других пород) или оргстекла, винипласта, эбонита. Длина стека – от 100 до 250, толщина – от 10 до 30 мм. Рабочие поверхности его должны быть отполированы. Деревянные стеки для влагоустойчивости обрабатывают горячей олифой или любым растительным маслом.[13;25] При выполнении нашей работы нам не понадобится такое приспособления как гончарный круг, вот круглая доска или танкетка под керамику может пригодится для выполнения более массивного чем чаши для чая – чайника. После того как формование изделий законченно, нужно его просушить перед первым утильным обжигом. При сушке лучше накрыть изделия сверху влажной тканью или бумагой ,так как изделие должно сохнуть снизу вверх, чтобы избежать трещин сверху изделия. [12;9](см.прил.1)
Обжиг желательно производить в специальных печах-раку. Эти печи могут быть выложены из огнеупорного кирпича или теплоизолирующего кирпича,для более быстрого обжига печь может быть сделана из металлической бочки ил сетчатого каркаса с керамическими вставками для теплоизоляции. Газовые горелки продаются повсюду и делают обжиг быстрым, чистым и легким. Изделие предварительно должны быть обожжены при температуре 1000°C <#”justify”>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы были изучены история керамики Японии в целом, истории керами Раку, изучена литература по заданной теме. Сегодня Япония придерживается экологически чистых технологий в производстве керамики. Известные мастера керамики на продаже своих изделий способны заработать целые состояния, но помимо дорогих эксклюзивных вещей, на рынке керамики широко представлены работы молодых независимых мастеров, наполненные современным видением японского традиционализма в области керамики.[15] Японская керамика удивляет разнообразием стилей и форм, широтой диапазона декора и орнаментации. В целом они создают уникальную и самобытную картину, отражающую как веяние классических образцов Китая и талант мастеров Кореи, так и специфическую образную систему национальной эстетики Японии.[7;13] Ассортимент керамической посуды, разнообразие ее форм всегда зависели, прежде всего, от уровня развития общества и его потребностей. Чем сложнее и многограннее хозяйственно-бытовая жизнь, социальная структура, область духовных интересов, тем более разносторонни запросы к производствам, обеспечивающим общество необходимым ему миром вещей. Для нужд земледельческого хозяйства мастера начали изготовлять сосуды с объемным туловом и узким горлом, выполнявшие функцию хранения сыпучих продуктов (зерна) и воды. Для приготовления блюд из зерна методом варки очень удобны были горшки с округлым туловом и невысоким, достаточно широким горлышком. В древних культурах, знакомых с земледелием, обязательно появляется порционная индивидуальная посуда – миски, чаши, стаканы. Также расцвет земледелия обычно сопровождался распространением различных культов, ритуальных церемоний, призванных обеспечить получение высоких урожаев и благополучие людей. Ритуально-культовые действия требовали соответствующего антуража, в частности особой неутилитарной посуды.[4;55] Наконец, развитие земледельческого хозяйства, способного давать излишки пищи сверх необходимого минимума, вызывало усложнение и дифференциацию социальной структуры, разграничение привилегированных и рядовых членов общества. Первые имели право и возможность пользоваться инструментами, оружием и посудой лучшего качества, изготовленными наиболее искусными мастерами. Вторые же довольствовались обычными предметами быта, хозяйства и вооружения. Форма, отделка, декор керамических сосудов отражали эти различия.[7;13]
Эстетика японского понимания красоты заключается в понятии ваби-саби. Приблизительно это переводится как «скромная простота». В Японии привлекательной считается сдержанная красота неярких вещей, мимолетных настроений – того, что мы скорее чувствуем сердцем, чем воспринимаем глазами.[14]
Создание керамических шедевров в стиле Раку требует особого мастерства. Ведь Раку – это не просто «неаккуратно» вылепленная из глины чашка, покрытая потрескавшейся глазурью. Это особый стиль. Это загадочная душа Японии в материальном воплощении.[18] Лучшие образцы керамики Раку получают собственные имена и ценятся наряду с выдающимися произведениями искусства (например, чаша «Фудзи-сан»). Кстати, не только в Японии.
Семье Раку принадлежит музей Раку, в котором каждый день (кроме понедельников) выставляются лучшие керамические шедевры, а также принадлежности для чайной церемонии. В музее проводятся специальные выставки, во время которых посетителей знакомят с историей семьи Раку, с самим стилем Раку и его особенностями. В музее можно приобрести некоторые изделия в стиле Раку. Можно купить чай для истинных ценителей.[20]
Несмотря на свой древний возраст производство и торговля керамическим изделиями актуальна и прибыльна в настоящее время.
Изготовление керамических изделий требует высокой подготовленности. При произведение даже обычного казалось бы чайного сервиза в технике ручной лепки нужно знать специфику подготовки глины и множество других факторов таких как температура плавления глазурей, способы её нанесения, учитывать особенности ,как например, в данной работе, обжига Раку. Требуется высокая внимательность, так как работа идет с высокими температурами.[13;27] Знать особенности стиля техники Раку, и соблюдать последовательность всех этапов работы. При выполнении работы возникли некоторые сложности. В поиске научных трудов и специальной литературы было непросто, пришлось переводить некоторые источники с английского, например официальный сайт семьи Раку. В практической части тоже возникали некоторые проблемы при обжиге, работа с высокими температурами требует сосредоточенности и четкости, соблюдение мер безопасности. В целом очень интересно было заниматься данной темой, соприкоснуться с древним видом обжига керамики – Раку, и посмотреть что же в итоге получится, так как вид этого обжига неповторим и всегда дает индивидуальный вид изделию. Изделия раку уникальны, поскольку невозможно предсказать какими они получатся, причем ни одно из них не похоже на другое.[22]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З." Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий"./ -М.: Феникс. , 2011г.; 104 с.
. Акунова, Л.Ф., Крапивин ,В.А. ; "Технология производства и декорирование художественных керамических изделий"./.- М.: Дом , 2009г..-
с.
. Бугамбаев М. "Гончарное ремесло". – Ростов-на-Дону: "ФЕНИКС", 2010. – 320с.
. Графика. Декоративное искусство. Краткая художественная энциклопедия. М: Советская энциклопедия. Т.5. Финикия – Япония., пеизд. 2000. – 720 с., илл.,карт.,56л.илл.
. Иманов Г. М., Косов В. С., Смирнов Г. В.; " Производство художественной керамики: Учеб. для сред. ПТУ". – М.: Высш. шк., 2009.; – 223 с.
.История керамики Восточной Азии под ред.:Александрова Л.И, Учеб. Пособие, Москва 1999-2014гг.
. Захаров А.И. Основы технологии керамики. М., 2002.- 165стр.
.Зиненко Татьяна. Статья., Август 1996-август 2001 Украина. Новый вкус давнего наслаждения (О раку-керамике в Украине и не только).
. Третьяков, Ю.Д., "Керамика – материал будущего"./.- М.: Знание, 2011., 48 с.
.Скотт Мэрилин; "Керамика. Энциклопедия",; Издательство: Арт-Родник, 2012 г.; 192 с
.Эткин Джеки «Керамика для начинающих»,Изд.Арт-Родник.Москва.,2006г.128стр.