- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 443,69 Кб
Теоретическая и творческая разработка костюмов к спектаклю У. Шекспира ‘Двенадцатая ночь’
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
.1 Наука
.2 Литература
.3 Изобразительное искусство
.4 Архитектура
.5 Музыка
.6 Мировоззрение
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
.1 Женский костюм в Италии эпохи Возрождения
.2 Мужской костюм в Италии эпохи Возрождения
ГЛАВА 4. СОЗДАНИЕ АВТОРСКИХ ЭСКИЗОВ
.1 Авторская концепция костюмов
.2 Разработка художественной техники
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Цель курсовой работы: теоретическая и творческая разработка костюмов к спектаклю У.Шекспира «Двенадцатая ночь».
Для достижения указанной цели был поставлен ряд взаимосвязанных исследовательских задач:
. Исследовать историю эпохи Возрождения
. Изучить материальную культуру и быт данной эпохи
. Выявить характерные черты в костюме выбранной эпохи
. Создать авторскую концепцию костюмов
. Разработать художественную технику
Данная работа состоит из 4 глав, списка литературы и приложений
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин. Мировоззрение эпохи Возрождения было гуманистическим – человек центральное звено всей цепи. Сознание было поставлено в зависимость от человека, человек – от природы, природа – от науки. «Знание – сила». Знание-это ядро сознания. Человеческое сознание – это бесценная корона, которой увенчан человек. Бытие рассматривали преимущественно, как физическую реальность, считали, что бытие в своей действительности, прежде всего природа, как объект естествознания и практической деятельности человека. Считали, что будто бы в природе растворено божественное начало, которое сообщает природе жизнь, красоту и многообразие действительности. Вели борьбу с феодальным дворянством. На смену подчинению человеческой личности феодальным и церковным авторитетам приходит принцип свободного развития индивидуальности. Человек – центр всего мира. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Человек есть индивидуум, а так же есть микрокосм. Человек есть также личность. Личность есть свобода. Эпоха Возрождения (Ренессанс) в 15-16в.в., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма.
Свои истоки культура Ренессанса берёт в Италии, и совершенно не случайно, ведь именно на территории Италии когда-то располагалась Римская империя. А настоящей колыбелью культуры Возрождения станет Флоренция. В архитектуре, в живописи, в скульптуре, во всём творцы той эпохи искали пропорции, симметрию, гармонию. Именно в эпоху Возрождения картины становятся реалистичными, ведь средневековые миниатюры больше напоминали детские рисунки, они были плоскими, а изображения людей времён средневековья отличались достаточно большим объёмом головы по сравнению с телом. В средневековой Европе главной всегда оставалась духовность, но никак не тело. В период Возрождения всё меняется, теперь и телу придаётся определённое значение, тело должно быть также красиво, как и дух. Именно в эпоху Возрождения художники и скульпторы вновь учатся создавать произведения, в которых будут отражены реальные пропорции человеческого тела. Ренессанс диктует и свои каноны, идеалы женской красоты. Идеалом того времени были: высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, плюс белые зубы, красные губы, благородные движения и статная фигура. Но при тонкой талии ни в коем случае женщина того периода не должна была быть худой, нет, наоборот, она должна была обладать пышным телом с не менее пышной грудью. Именно в эпоху Возрождения, именно в Италии появляется мода на блондинок. Белокурые локоны считаются идеалом женской красоты, и все модницы той поры всячески пытаются достичь подобного цвета волос. Волосы приводили в нужный цвет либо при помощи окраски, либо при помощи париков, сделанных из накладных волос ярко-жёлтого цвета. Ещё одним критерием красоты в эпоху Ренессанса служил высокий, гладкий, не скрытый волосами, а только обрамлённый ими лоб. Наличие бровей не считалось красивым, и они выщипывались, причём как женщинами, так и мужчинами. На лицо наносилась косметика. Екатерина Сфорца даже создала целое пособие с правилами нанесения грима на лицо. Но при этом косметика была не столь обязательной, в эпоху Возрождения особое значение придавалось естественности, подчёркиванию природной красоты человека.
«…Волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же, как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги – это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…»
Женский костюм состоял из нескольких платьев, обязательным было наличие верхнего и нижнего платья с длинными рукавами. Верхнее платье имело широкие рукава и называлось оно «гамурра». Флоренция, колыбель итальянского Возрождения, славилась производством суконных тканей, которые ею широко продавались по всей Европе, но при этом сами жители Флоренции отдавали предпочтение совершенно другим тканям – парча, бархат, шёлк.
Платье эпохи Возрождения воплощает телесность и объёмность, его фалды – широкие и симметричные, и главное – лиф и юбка платья должны гармонировать между собой, они должны быть пропорциональны, в их сочетание должен соблюдаться идеал «равновесия отдельных частей человеческого тела». Лиф платья – зашнурованный с маленьким овальным вырезом.
.1 Наука
Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка. В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний.
.2 Литература
Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией». Этим названием потомки явили свое восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность.
1.3 Изобразительное искусство
Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям. Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
.5 Музыка
В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов – виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки – инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.
.6 Мировоззрение
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое и гуманистическое.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
культурологический возрождение костюм исторический
Новым эталоном в истории мировой культуры стала художественная культура Возрождения, основу которой составляет принцип гуманизма – утверждение достоинства и красоты реального человека, разума и воли, творческих сил. Этот термин означает теперь светскую власть, образованность, науку, в противоположность богословию. В новых исторических условиях гуманизм продолжает традицию античного гуманизма, но коренным образом отличается от него. Очевидность преемственной связи с античностью подчеркивали сами итальянские гуманисты – отсюда и термин "Возрождение", означавший возрождение античной культуры.
Еда была довольно однообразной. Главными злаками являлись пшеница и рожь. Хлеб бедняков отличался от хлеба богачей. Крестьяне почти не знали вкуса пшеничного хлеба. Их уделом были ржаной хлеб из муки плохого помола, просеянной, с добавлением рисовой муки, которой гнушались состоятельные. Важное дополнение к зерну составляли бобовые: бобы, горох, чечевица. Из гороха даже выпекали хлеб. С горохом и бобами обычно готовили тушеное мясо. Благодаря арабам европейцы познакомились с цитрусовыми: апельсинами, лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока – абрикосы. В Европе появились тыква, кабачки, мексиканский огурец, сладкий картофель, фасоль, томаты, перец, кукуруза, картофель. Пресную пищу в большом количестве приправляли чесноком и луком. В качестве приправы широко использовали сельдерей, укроп, порей, кориандр. Из жиров на юге Европы больше распространены растительные, на севере – животного происхождения. В Средиземноморской Европе употребляли мяса меньше, чем в Северной. В Центральной и Восточной ели больше говядины и свинины; в Англии, Испании, Южной Франции и Италии – баранины. Мясной рацион пополнялся за счет дичи, домашней птицы. Горожане ели мяса больше, чем крестьяне. Также ели рыбу. Долгое время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился лишь с арабами и стоил очень дорого, поэтому был доступен лишь состоятельным слоям общества. Из напитков первое место традиционно занимало виноградное вино. К его потреблению вынуждало плохое качество воды. Вино давали даже детям. На юге предпочитали натуральные вина, на севере Европы, в более прохладном климате – крепленые; а со временем пристрастились к водке и спирту, которые долгое время относились к лекарствам. Истинно народным напитком, особенно к северу от Альп, было пиво, хотя от хорошего пива не отказывались также богачи и знать. В Северной Франции конкуренцию пиву составил сидр. Сидр пользовался успехом преимущественно у простонародья. Кофе и чай проникают в Европу лишь в первой половине 17 века. Шоколад нашел своих приверженцев. Ему приписывались целебные свойства, как средству против дизентерии, холеры, бессонницы, ревматизма. Однако и побаивались. В праздник обязательно нужно было наесться так, чтобы потом в голодные дни было что вспомнить. Хотя состоятельным людям не приходилось опасаться голода, их стол не отличался изысканностью. Эпоха Ренессанса внесла заметные изменения в европейскую кухню. На смену необузданному обжорству приходит изысканно, тонко представленное изобилие. К мясным блюдам, как и прежде, приготовлялись самые разнообразные соусы со всевозможными приправами, не жалели дорогих восточных специй: мускатного ореха, корицы, имбиря, гвоздики, перца, европейского шафрана и др. Употребление специй считалось престижным. Появляются новые рецепты. Вместе с рецептами растет число перемен блюд. В 15 веке в Италии кондитерские изделия приготовляли ещё аптекари. Это были торты, пирожные, лепешки, карамель и др. Важным стало, не только чем накормит гостей, но и как подать приготовленное блюда. Большое распространение получили так называемые «показные блюда». Из различных, зачастую несъедобных материалов, изготовлялись фигуры реальных и фантастических животных и птиц, замки, башни, пирамиды, которые служили вместилищем различных кушаний, особенно паштетов. Нюрнбергский кондитер Ганс Шнейдер в конце 16 века изобрел огромный паштет, вовнутрь которого прятали кроликов, зайцев, белок, мелких птиц. В торжественный момент паштет открывался, и вся живность к потехе гостей разбегалась и разлеталась из него в разные стороны. Однако в целом в 16 веке скорее прослеживается тенденция к замене «показных» блюд настоящими.
В эпоху Возрождения активно велось жилищное строительство – и в первую очередь, в городе и его округе. Спрос на жилье превышал предложение. Поэтому городские власти поощряли строительство. Оживление строительства объяснялось не только потребностями в жилье, но и тем, что старые дома не удовлетворяли вкусам и запросам эпохи. Именитые горожане воздвигали новые великолепные дворцы, ради которых сносились целые кварталы, иногда под снос попадали не только ветхие дома. Городская застройка в Европе носила хаотический характер. Из-за этого в городе были узкие улочки, часто заканчивающиеся тупиками, дома соприкасались друг с другом крышами. Однако при сносе старых кварталов городским властям предоставлялась возможность вносить элемент регулярности в планировку города. Тогда расширялись и выпрямлялись улицы, появлялись новые площади. В городском строительстве эстетические представления переплетались с практическими соображениями. Наиболее грязные рынки и, как сейчас сказали мы, «экологически вредные производства» переносились на окраину города. Города повсеместно в Европе оставались грязными. Мощеные улицы попадались редко. Водопроводами могли похвастаться жители лишь немногих городов. Фонтаны не только услаждали взор, но и являлись источником питьевой воды. Воду набирали также в реках, колодцах, цистернах, в которых часто обнаруживали умерших кошек, собак, крыс. Канализация отсутствовала. Сточные канавы на улицах издавали зловоние и служили источником заразы. Помои и нечистоты выливались хозяйками прямо на головы зазевавшихся прохожих. Освещением в ночную и вечернюю пору служила обычно луна.
Преобладание каменного или деревянного строительства в доиндустриальную эпоху зависело, прежде всего, от природно-географических условий и местных традиций. В районах, где преобладало деревянное строительство, начинают строить дома из кирпича. Из кровельных материалов наиболее употребительными были черепица и гонт, хотя дома покрывали и соломой, особенно в деревнях. В городе соломенные крыши свидетельствовали о бедности и представляли большую опасность из-за легкой воспламеняемости. Дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух-трех окон. Земля в городской черте стоила дорого, поэтому дома разрастались вверх (за счет этажей, антресолей, чердаков), вниз (полуподвалы и подвалы), вглубь (задние помещения и пристройки). Комнаты одного этажа могут находиться на разном уровне и соединятся узкими лесенками, коридорчиками. Дом рядового горожанина ремесленника или купца помимо жилых помещений включал в себя мастерскую и лавку. Тут же жили ученики и подмастерья. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни обычно располагались на первом или полуподвальном этаже, во многих семьях они служили и столовой. Нередко дома имели внутренний домик. Городские дома богатых граждан отличались просторными и многочисленными помещениями. Дом делился на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для постороннего взора часть, и более интимную для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. На втором этаже находились залы для друзей и гостей. Этажом выше спальни детей, женщин, гардеробные, лоджии для хозяйственных нужд и отдыха, кладовые. Комнаты соединялись друг с другом. Уединиться было весьма сложно. В палаццо появляется новый тип помещения, предназначенный для уединения: небольшие кабинеты, но в 15 веке он ещё не получил широкого распространения. В домах недоставало расчлененности пространство, что отражало не только состояние строительного искусства, но и определенную жизненную концепцию. Семейные праздники приобретали здесь общественную значимость и выходили за пределы дома, семьи. Для торжеств, например, свадеб, предназначались лоджии на первом этаже. Деревенские дома были грубее, проще, архаичнее и консервативнее городских. Обычно состояли из одного жилого помещения, служившего горницей, кухней и спальней.
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
Изменения в одежде в 14- 16 вв. прослеживаются сильнее, чем за многие столетия до этого. Индивидуализируется костюм. Более чувствительным к веяниям и запросам эпохи был городской костюм. В середине 14 века в одежде произошло серьезнейшее изменение, повлиявшее на всю последующую историю костюма: она стала уже и короче, что на первых порах вызывало резкое неприятие со стороны моралистов. Основные предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Мужчины носили также штаны или те предметы одежды, которые постепенно превратились в штаны. Нижнее белье еще не было известно. Его до некоторой степени заменяли рубашки, но и их даже в гардеробе знати было весьма мало. Спали нагишом. Дамские панталоны появились ближе к концу 16 века и первыми их начали носить куртизанки из гигиенических соображений и для красоты. Мужское нижнее белье появилось позже женского. Отсутствие нижнего белья способствовало кожным заболеваниям, которые отступили лишь в 18 веке. Верхняя одежда укорачивалась, удлинялась, обуживалась то сверху, то снизу; на ней делались разрезы и вырезы, позволявшие увидеть богато украшенное нижнее платье. Однако основной тенденцией было облуживание платья сверху до талии, что давало тогдашним «законодателям моды» широчайшие возможности для комбинирования и придания покрою, в частности, женского платья, немалой пикантности и даже соблазнительности. Декольте становилось временами очень глубоким и его приверженцы часто не находили нужным прикрывать его даже тонкой и богато украшенной орнаментом и кружевом отделкой нижнего платья. Со временем верхняя одежда обогатилась кофтами и жакетами, куртками, жилетами и длинными безрукавками, кафтанами, различными накидками. Дамское платье дополнилось шлейфом. Для большего тепла на верхнее платье надевали плащ. Цельные штаны появились уже в 14 веке. Они напоминали собою скорее современные колготы. Для прочности к ним подшивали кожаные подошвы, заменявшие одновременно обувь. Мужские штаны обогатились новой деталью – гульфиком.
Пуговицы, известные еще в древности, но забытые в эпоху варварства, приблизительно с 12 – 14 вв. снова появляются на одежде. Они изготовлялись из дерева, камня, металла, ткани. Пуговицы не только делали ношение одежды более удобным, но и украшали ее. Носили тесьмы, шнурки, ленты, пряжки, пояса. Осваивалось производство шелковых тканей. Появились ткани в «полоску», «клеточку», «горошек». В моде Возрождения отразились эстетические идеалы эпохи. В 15 веке в Италии одежда подчеркивала стройность и хрупкость, удлиненность пропорций тела. В период Высокого Возрождения одежда стала более тяжелой, широкой и короткой. Ее отличали пышные рукава, складки, декольте, формы, тяготевшие к квадрату. Этим акцентировалась мужественность, зрелость, красота здорового тела, которое не стеснялись показать и зрительно усилить одеждой. Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые цепи, которые носили одинаково мужчины и женщины. Важными аксессуарами стали веер, перчатки и носовой платок. Последнему еще долго не было суждено превратиться в предмет гигиены. Из головных уборов явное предпочтение отдавалось беретам. Однако у женщин очень широко распространился обычай ходить с непокрытой головой. Поэтому большое внимание уделялось прическам, различным головным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сеткам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладные волосы. Идеалом считались блондинки с высоким чистым челом. Женщины не жалели здоровья, проводя целые дни под палящим южным солнцем, чтобы осветлить волосы.
3.1 Женский костюм в Италии эпохи Возрождения
Итальянки носили одновременно два верхних платья из богатых узорных тканей – парчи, бархата. Нижнее же белье еще не вошло в употребление. Платье обычно было отрезным по талии, с длинной, до полу, юбкой, имеющей сзади шлейф. Лиф имел декольте характерной формы: спереди квадратное, а сзади треугольное. Этот треугольный вырез зрительно удлинял линию шеи. Спереди лиф часто разрезали и шнуровали.
Рукава были прямыми, лишь немного расширенными к плечу. Обычно рукава пристегивали к лифу или вметывали в пройму, так что к одному и тому же платью можно было надевать различные рукава. Узкие рукава обычно разрезались вдоль и скреплялись пуговичками либо шнуровкой. Иногда же рукав разрезали поперек и у локтя обе половины соединяли шнурами и лентами, Рукава доходили до кистей рук, оставляя их открытыми. Это являлось чрезвычайным новшеством, ибо согласно правилам приличия прошлой эпохи кисти рук предписывалось скрывать.
Молодые девушки могли носить платья из более легких тканей, иногда подпоясанные па античный манер под грудью. На парадные платья часто набрасывали легкие дорогие накидки иди к плечам прикрепляли полотнище ткани, собранное в мелкую складку и слегка волочившееся по полу. Верхней одеждой по-прежнему служили длинные плащи на подкладке, иногда с прорезями для рук. Плащи носили ярких цветов – красные, голубые. Головные уборы – шляпы мягкой подушкообразной формы, шляпы в виде тюрбана с длинными концами и др. – надевали главным образом замужние женщины. Молодые же предпочитали вуали и сетки, плетенные из шнурков, часто золотых. Особенно красивыми считались золотистые волосы, поэтому модницы обычно их высветляли. Для этого они ежедневно в течение нескольких месяцев сидели под палящими лучами солнца на крыше дома, распустив волосы и смачивая их водой с уксусом. Так как красивым считался высокий лоб, волосы над лбом сбривались на ширину двух пальцев. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинации кос и локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями и лентами. Дополнением к костюму служили перчатки, богато вышитые носовые платки (впервые появившиеся в это время) и подвесные кошельки. С 16 века женские платья становятся: еще пышнее. Лиф стал отрезным. Тяжелую ткань юбки закладывали в мягкие складки, в связи с чем юбку пришлось укоротить. Верхнее платье имело в это время короткие широкие рукава в виде буфа, а нижнее длинные, сравнительно узкие. Вырез платья был глубоким; он иногда прикрывался вышитой вставкой. Верхней одеждой служил длинный плащ. Обувь была мягкой, но многие модницы из желания казаться выше носили туфли на высокой подошве, иногда такой толстой, что не могли передвигаться без поддержки (толщина подошвы могла доходить до 30 см). В этот же период в обиход впервые вошли нижнее белье и чулки. Самыми модными считались сшитые из белоснежной ткани флорентийские чулки. Головные уборы носили редко, предпочитая закрывать голову вуалью. Из головных уборов в моде были испанские береты, которые надевали сверх покрывала, и соломенные шляпы. Прически в разных областях Италии были различными. Иногда молодые девушки носили распущенные по плечам волосы, а любимой прической венецианок была прическа с двумя валиками над лбом, напоминавшими по форме полумесяц – эмблему богини Дианы. В моду вошли черные полумаски, которые надевали при выходе па улицу. Появление масок было отчасти обусловлено этическими соображениями – желанием быть не узнанной на улице. Маски были привилегией дворянства. Перчатки тоже считались необходимым условием приличия. Шили их из ткани, украшали вышивками и драгоценными камнями. Носовые платки тоже украшали вышивками и изобретенными в это время кружевами. Первые кружева появились в конце 16 века. Их шили иглой и из-за трудоемкости работы стоили они баснословно дорого. Ключи, деньги итальянские дамы хранили в небольших сумках из дорогой ткани, подвешенных к поясу. Веера имели вид прямоугольного флажка и представляли собой проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью. Уже со второй половины 16 века появляются складные веера. Иногда веер имел вид опахала, а иногда вместо веера дамы держали в руках пучок страусовых перьев. Зимой итальянки прятали руки в муфты, сшитые из шелковой ткани и отороченные мехом. Сравнительно естественные и удобные формы модного костюма позволяли и женщинам из парода в какой-то мере следовать за модами.
.2 Мужской костюм в Италии эпохи Возрождения
Итальянская мужская одежда этого времени достаточно разнообразна. Юноши, следовавшие «бургундским модам», носили узкую куртку поверх рубашки. На узких рукавах куртки на местах сгиба делались разрезы, из-под которых виднелась рубашка. Иногда рукава отрезали и прикрепляли у плеча к куртке при помощи шнурков. Это нововведение давало возможность к одной и той же куртке надевать различные рукава. Одежда была яркая, одноцветная, хотя под влиянием Франции в моду вошли также двухцветные одежды мипарти, Модные узкие куртки часто на боках имели разрезы, а на груди шнуровались. Иногда такая куртка не имела рукавов и не сшивалась на боках, превращаясь таким образом в род накидки. Ворот имел либо глубокий вырез, из-под которого виднелась рубашка, либо стоячий воротник, застегивающийся сзади. Отделывали костюм вышивкой или меховой опушкой. Верхней одеждой служил плащ, который обычно пристегивался к плечам куртки. Нижняя часть фигуры была обтянута чулками-трико, сшитыми но форме ног. Во время верховой езды надевали кожаные поколенные штаны и высокие сапоги из светлой кожи. Длинные и свободные кафтаны носили только пожилые люди. Такие кафтаны имели длинные, широкие висячие рукава в виде колокола и обычно опоясывались. Длина их была различна: одни доходили до колен, другие – до лодыжек. Так как кафтаны часто имели глубокий квадратный вырез – каре, то в моду вошли нагрудники из тончайшей дорогой белой ткани. С 15 века итальянское искусство и моды распространяют свое влияние на Европу. На картинах этого времени мы часто встречаем франтоватых и женоподобных юношей в коротких узких курточках, обтяжных пестрых штанах, с длинными волосами и небольшими шапочками на голове. Обувью служили мягкие туфли, сандалии и мягкие высокие ботинки, застегивающиеся на пуговички. Итальянская обувь имела округлые носы, а не длинные и острые, как французская. Модная прическа была двух основных типов: волосы или гладко, зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили. Головных уборов было множество: и маленькие круглые шапочки типа фески, и обручи, и шляпы с полями, и повязки типа тюрбана, и капюшоны, и чепцы, которые пожилые люди надевали под головной убор. Щеголи, как и в средневековье, иногда носили одновременно две шляпы – одну на голове, вторую за плечами, привязанную лентами под подбородком. Дополнением к туалету служили поясные карманы, кошельки, тоже поясные, и перчатки, которые или надевали на руки, или закладывали за пояс. Украшениями служили цепи и перстни. К середине 15 века раздробленная Италия, раздираемая внутренними противоречиями, уже но могла противостоять сильным европейским государствам и стала ареной борьбы между ними. По итальянской земле проходят французские и испанские солдаты. Утратив свое политическое и экономическое могущество, Италия теряет положение гегемона и в модах. Правда, в северных областях Италии, особенно в Венеции, моды сохранили еще некоторое время свою самостоятельность. Однако к 16 веку и Венеция попадает под влияние чужеземных мод, причем главенствующую роль играют в это время испанские моды. Испания в начале 15 века становится одной из сильнейших европейских держав, диктующей свои вкусы и моды. Модные костюмы испанских солдат служили образцами для подражания. Перемены в итальянских модах этого времени происходят прежде всего в мужском костюме. Одежда становится более строгой по форме и более сдержанной но цвету, хотя остается чрезвычайно нарядной. Основой мужского костюма был либо распашной кафтан со стоячим воротником (типа испанского колета), либо глухой кафтан с квадратным вырезом, который назывался «королевским зеркалом». Из-под выреза была видна белая рубашка, украшенная великолепной вышивкой. Модной в то время была рубашка «на вздержке», т. е. рубашка, у которой в подшивку высокого выреза вставлялся шнур, стягивающийся и завязывающийся спереди; вокруг шеи ткань рубашки собиралась таким образом в мелкие декоративные складки, а вышивка располагалась по краю ворота. Рукава кафтана обычно имели в верхней части буф, но иногда были прямыми, с «крылышками» у плеч. Часто кафтаны украшались золотой вышивкой, красиво выделявшейся на темном фоне ткани. Нижняя часть фигуры закрывалась поколенными штанами и чулками. Вместо плащей в это время входит в употребление верхний распашной кафтан с пышными рукавами и огромным шалевидным воротником. Воротник мог быть меховым. Обувь была мягкой, без каблука, с расширенным носком. В 16 веке появилась шпага, заменившая тяжелый средневековый меч. Шпага была принадлежностью дворянского костюма, и носили ее на поясной портупее у левого бедра. Справа к поясу на цепочке прикрепляли кинжал, а иногда плоский кинжал – стилет – носили за пазухой. Дополнением к костюму служили также перчатки, подвесной кошелек и золотые украшения в виде цепи. Прическа была различной: носили и прежнюю прическу – длинные волосы, закрывающие уши, и испанскую – короткую стрижку, при которой обязательно отпускали бороду и усы. Головные уборы также были разные – и испанские шляпы, и береты. Дома надевали шляпу типа невысокой фески.
.1 Авторская концепция костюмов
Все костюмы выполнены в стиле Возрождения, характерного спектаклю. Что бы зритель мог окунуться эмоционально в ту эпоху, прочувствовать ту жизнь, понять эмоции героев была выбрана линия соответствия историческому прототипу.
Содержание и характер творческой концепции связаны не только с индивидуальным мировоззрением его автора, но и основными тенденциями развития проектной культуры и общества в целом. Концепции в костюме, как правило, отражают важные проблемы, которые волнуют человека и общество в ту или иную эпоху. Костюм призван ориентироваться на потребности людей и вносить свой вклад в решение их проблем. В противном случае он лишается гуманистического смысла своего существования в культуре.
.2 Разработка художественной техники
Все костюмы выполнены в стиле Возрождения, характерного спектаклю. Что бы зритель мог окунуться эмоционально в ту эпоху, прочувствовать ту жизнь, понять эмоции героев была выбрана линия соответствия историческому прототипу. Все костюмы выполнены в нежных тепло – холодных тонах, хорошо прорисованы детали, узоры на костюмах. Виола, леди, потерпевшая кораблекрушение и переодевшаяся в Цезарио – главная героиня, представлена в мужском костюме. Но даже в нем она выглядит женственно и элегантно. Дополнительным аксессуаром к костюму служит шпага в руках у девушки. Блестящий металл, острая шпага подчеркивает её главные черты: мужественность, отважность и бесстрашность. Оливия, богатая графиня в роскошном и пышном платье, которое показывает и подчеркивает её характер. Её платье пышное и легкое, украшено к низу цветами. Платье выполнено в теплых и холодных тонах фиолетового. Цвет подчеркивает её хладнокровность к герцогу. Цветы же подчеркивают её красоту и высокий статус. Она стоит, облокотившись на балюстраду. Изгиб её тела передает её грациозность и высокомерность. Орсино, герцог Иллирийский – изящно стоит на балюстраде между Оливией и Виолой. Его костюм выполнен в бело – голубых тонах. Этот цвет подчёркивает его благородность. На голове у герцога изящная шляпа с перьями. В руках шпага, говорящая о том, что он воинственный человек, который всегда добивается своих целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на представленные материалы можно сделать следующие выводы. Была достигнута цель курсовой работы. Были разработаны эскизы на основе выполненных поставленных задач для достижения цели. В данном случае была изучена эпоха Возрождения, костюмы, быт, нравы и философия. Всё это помогло разработать и предоставить достоверные той эпохи эскизы костюмов.
В ходе разработки художественных эскизов выявились следующие проблемы: экономическая составляющая. Костюмы выглядят очень богато и сшить их очень затратное дело. Но ткани можно заменить на менее дешёвые, камни на платьях можно заменить паетками и стразами. Всё рассчитано на достижение зрелищности и реализации замысла.
Актуальность выбранной темы заключается в достоверном воссоздание эскизов костюмов. Для передачи зрителю эмоционального и материального духа той эпохи. Зритель должен прочувствовать эмоции героев, восхититься прошедшим временем, окунуться в загадочный и вызывающий восхищение мир эпохи Ренессанса. Произведение У. Шекспира «Двенадцатая ночь» актуально потому что, это произведение – классика. Двенадцатая ночь комедия, тема которой – борьба за право на счастье, на радость жизни, на любовь. Ее запутанная интрига построена на множестве обманов, совпадений, переодеваний и т. п. Основа сюжета – судьба Виолы, девушки смелой, темпераментной и непосредственной.
Переодетая юношей, она служит пажом у герцога Орсино, в которого страстно влюблена. Благодаря необычайному сходству с братом-близнецом ей удается добиться благополучного разрешения сложных любовных конфликтов. Влюбившаяся в юного «пажа» (Виолу) гордая Оливия становится женой ее брата, а питавший неразделенную страсть к Оливии герцог Орсино, узнав, что его паж – переодетая девушка, и оценив ее чувство, женится на Виоле. Дух Возрождения, воплощенный в таких характерах, как сэр Тоби Белч, служанка Мария, шут, резко оттеняет лицемерие и пуританское ханжество придворного Мальволио.
Виола – героиня комедии У.Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно». Образ, максимально полно выражающий представление о человеке эпохи Ренессанса. Деятельная, смелая, предприимчивая, щедрая В. к тому же красива, хорошо образованна и воспитанна. Она хозяйка своей жизни и, даже оказавшись в непривычной обстановке, в неизвестном окружении, может быстро осмыслить, что к чему, и расположить всех к себе. Действуя и очаровывая, В. не кривит душой, чем еще более подкупает. Первое появление героини происходит после кораблекрушения, как раз в тот момент, когда она выбирается на берег, спасенная капитаном и матросами, лишившись брата Себастьяна. Так по воле судьбы В. оказывается в Иллирии. Выведывая подробности об этом государстве, она тут же составляет план действий на ближайшее будущее. По-видимому, отдавая себе отчет в том, что мужчина гораздо свободнее в своих поступках, чем женщина, В. просит раздобыть ей мужское платье и представить ее местному правителю, герцогу Орсино, как кастрата. Она заверяет, что «умеет петь, умеет веселить игрой на лютне и способна к службе». Все задуманное В. с удивительной легкостью воплощает в жизнь. Не прошло и трех дней, а она уже доверенное лицо герцога. Он в восторге от Цезарио (такое имя присвоила себе В., переодевшись в мужской костюм) и уверен, что именно он должен отправиться к графине Оливии. Герцог влюблен в графиню и считает, что только нежный и красноречивый Цезарио сможет должным образом рассказать гордой даме о его чувствах.
Были выявлены источники информации, изучены основные сведения и изобразительные мотивы, история появления и развития исторического костюма, исследованы его особенности.
ЛИТЕРАТУРА
Киреева Е. В. История костюма 1976 г. Стр. 28
Фиренцуола А.. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М.: Республика, 1992 Стр. 135
Браун В., Тильке М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. – М., 1996. стр. 36
Горина Г. С. Моделирование формы одежды. – М., 1981. стр. 45
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1989. стр. 12
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага, 1985. стр. 22
Маккаи Л. Мир Ренессанса (иллюстрированная история). – Будапешт, 1980. стр. 88
Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. – М., 1971. стр.84
Тарабукин Н. М. Очерки по истории костюма. – М., 1994. стр. 8
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Эскиз костюма Оливии, богатой графини.
Приложение 2
Эскиз костюма Виолы.