- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,19 Мб
Триумф воли Лени Рифеншталь
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И
ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедра искусствознания
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История кино»
Тема: «Триумф воли Лени Рифеншталь»
Выполнил:
Проверил: Еременко Е.Д.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Оглавление
Введение
Глава 1. Юность и начало творческого пути
.1 Танцевальная карьера
.2 Актерская карьера
.3 Режиссерский дебют
Глава 2. Расцвет творчества
.1 Национал-социализм
.2 «Триумф воли
.3 «Олимпия»
.4. Закат карьеры
Глава 3. Поздний период творчества
.1 Поездка в Африку
.2 Подводный мир
3.3 Последние годы жизни
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Эту работу мы были хотели посвятить творчеству одного из величайших режиссеров за всю историю кино – Лени Рифеншталь (1902-2003), одному из самых известных кинематографистов, работавших в период нацистского господства в Германии. Её документальные фильмы «Триумф воли» и «Олимпия» сделали её активным пропагандистом Третьего рейха. Ее обвиняли в воспевании нацизма, но после войны на все упреки отвечала, что ничего не знала о преступлениях фашистского режима и просто снимала кино. Каждое публичное появление Лени Рифеншталь вызывало серьезнейшую дискуссию о взаимоотношениях художника и власти. В силу того, что фашизм общепринято считается злом, народ также негативно относится и к фильмам Рифеншталь, пропагандирующим нацистскую идеологию, не пытаясь даже оценить художественные особенности этих картин. Лени Рифеншталь работала на самую бесчеловечную идеологию, которую знал ХХ век, и во всю мощь своего таланта воспевала один из самых чудовищных режимов, и в нашей работе главное внимание мы хотели бы уделить именно нестандартным творческим решениям Рифеншталь, которые вписали ее имя в историю кинематографа.
Основная причина, по которой я выбрал именно творчество Лени Рифеншталь для данной курсовой работы, заключается в том, что я уже много лет нахожусь под впечатлением от фильма «Триумф воли» (1935). Пожалуй, «Триумф воли» – это самый популярный документальный фильм, фрагменты которого наиболее часто цитируются в других фильмах и других видеоработах, в том числе в юмористических. Кино абсолютно гениальное. Оно показывает всю мощь нацистской пропаганды и всю веру народа в неё. Сила этого произведения ещё и в том, что перед нами предстают не актёры и массовка, а реальные лидеры нации и реальные люди, которые спустя годы пойдут воевать за своего фюрера, истребляя невинных людей с полной уверенностью в том, что поступают правильно и даже свято. Как чётко удалось Рифеншталь передать ту атмосферу единения народа, веру в лучшее, веру в правильность совершаемых действий! Но к сожалению, всё оказалось не так, как казалось…
Глава 1. Юность Лени Рифеншталь и начало ее творческого пути
.1 Танцевальная карьера
Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине. Через два с половиной года родился её брат Хайнц. Отец Лени, Альфред Рифеншталь, был богатым купцом и владел фирмой по монтажу сантехники. Мать Берта Ида, урождённая Шербах, занимается развитием у её дочери художественных наклонностей. В 1907 году маленькая Лени становится членом плавательного клуба «Русалка». Тогда же вступает в ряды гимнастического общества, учится кататься на роликовых и ледовых коньках. Помимо этого, в течение пяти лет она берёт уроки игры на фортепьяно. В 1918 году Рифеншталь успешно заканчивает обучение в Кольморгенском лицее Берлина.
В том же году она без разрешения отца, но при поддержке матери, берёт уроки танцев.Характерный танец и балет также входят в её планы. После первого же публичного выступления, между отцом и дочерью разгорается ссора. Чтобы избежать отправки в закрытый интернат для девушек, Лени Рифеншталь подаёт заявление в государственное художественное училище в Берлине, поступает в него и недолго изучает в нём живопись.
В 1919 году отец посылает её в пансион в Тале. Там она тайно занимается танцами, играет в театральных постановках и посещает представления местного театра на сцене под открытым небом. По прошествии года ей разрешают покинуть пансион. В 1920 году Рифеншталь становится секретарём на предприятии своего отца. Она учится машинописи, стенографии и бухгалтерскому учёту. Кроме того, Лени теперь может открыто брать уроки танцев и даже выступать на публике. Помимо всего этого, она играет в теннис. После очередной ссоры с отцом, приведшей к уходу Лени из родительского дома, отец наконец-то перестает сопротивляться желаниям дочери, мечтающей о сцене.1921 по 1923 год Рифеншталь обучается классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин и дополнительно изучает хара́ктерный танец в школе Ютты Кламт. В 1923 году на полгода она уезжает в Дрезден, чтобы брать уроки танца в школе Мэри Вигман. Её первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Затем последовали выступления в камерных постановках Немецкого театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Киле, Штеттине (ныне – Щецин в Польше), Цюрихе, Инсбруке и Праге.
Решающую роль в дальнейшей судьбе Рифеншталь сыграла ее встреча с преуспевающим банкиром Харри Сокалом. Страстный поклонник начинающей танцовщицы, он материально поддерживал ее стремление к славе – снимал залы для выступлений, оплачивал костюмы, музыкантов, хвалебные статьи в прессе. Лени Рифеншталь имела все шансы стать европейской знаменитостью, но на концерте в Праге сломала ногу, и эта травма закрыла ей путь на сцену. Однако Рифеншталь недолго пребывала в бездействии.
.2 Актерская карьера
В 1924 году Лени Рифеншталь переезжает в свою первую собственную квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она обручается с Отто Фройцхаймом, известным теннисистом. В июне в кинотеатре на Ноллендорфплац она смотрит фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы» (1919), который её настолько впечатляет, что она совершает поездку в горы. Лени встречается также с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и режиссёром, мастером «горных фильмов» Арнольдом Фанком, который проявляет к ней большой интерес: он был рад заполучить красивую, великолепно тренированную актрису, тем более что за ней стояли деньги Харри Сокала. В то время как после разрыва мениска Рифеншталь ложится в клинику на операцию, Арнольд Фанк пишет для неё сценарий фильма «Священная гора». После её выздоровления в Доломитовых Альпах начинаются съёмки фильма, премьера которого проходит 17 декабря 1926 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине. Танцовщица становится знаменитой актрисой. Она учится скалолазанию и катанию на лыжах, чтобы соответствовать требованиям Фанка к актёрам в «горных фильмах». Рифеншталь исполняет главные роли в фильмах «Большой прыжок» (Der große Sprung, 1927), «Белый ад Пиц Палю» (Die weiße Hölle vom Piz Palü, 1929), «Бури над Монбланом» (Stürme über dem Montblanc, 1930) и «Белое безумие» (Der weisse Rausch, 1931).
В 1927 году на съёмках фильма «Большой прыжок» Рифеншталь работает с Гансом Шнеебергером, кинооператором и исполнителем главной роли, с которым она в течение трёх лет прожила в любовном союзе. В Берлине она знакомится с режиссёрами Георгом Вильгельмом Пабстом («Безрадостный переулок»), Абелем Гансом («Наполеон»), Вальтером Руттманом («Берлин, симфония большого города») и писателем Эрихом Марией Ремарком. В 1928 году она посещает зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В этом же году появляется её первая статья в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». Теперь Рифеншталь регулярно публикует репортажи о съёмках своих фильмов. В 1928 году играет также в фильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов» (Das Schicksal derer von Habsburg).
.3 Режиссерский дебют
Снявшись в пяти фильмах Фанка, Рифеншталь стала страстной поклонницей гор, лыж и искрящегося снега. Когда у нее появилось желание самой снять фильм о горах, Сокал с удовольствием профинансировал ее кинодебют. В качестве литературной первоосновы для фильма «Голубой свет» была выбрана старинная легенда, родившаяся в итальянских доломитовых горах. В полнолуние вершина горы излучает таинственный голубой свет, который притягивает людей со всей округи. Однако добраться до вершины горы удается только цыганке Юнте. Когда она в следующий раз совершает восхождение, то не обнаруживает таинственного свечения, потому что жила драгоценного хрусталя, излучающего свет, была разграблена местными крестьянами. Сбившись с пути, Юнта падает в пропасть и погибает.
Объясняя, почему она решила заняться режиссурой, Лени Рифеншталь сказала, что давно хотела сыграть роль, совсем не похожую на те, которые она играла у Фанка, когда женщина всегда находилась на заднем плане, а горы являлись главным компонентом. Однако у Фанка она заимствует не только формальные элементы, но и сюжет его «горных фильмов». На фильме «Голубой свет» Рифеншталь работает также с исполнителями и операторами Фанка. Вместе с венгерским писателем и теоретиком кино Белой Балашем она написала для себя главную роль девушки, к которой в силу её загадочности с недоверием относятся жители горной деревни. В фильме «Голубой свет» горы являются одновременно декором и элементом действия, но не столь определяющим, как у Фанка. Спорт, приключения и комедийность фильмов Фанка вытеснены у Рифеншталь мистикой и миром волшебства.
Премьера фильма состоялась 24 марта 1932 года в Берлине, снискав его создательнице громкую славу как в Германии, так и за границей. На кинофестивале в Венеции «Голубой свет» получает серебряную медаль. Рифеншталь совершает поездку в Лондон, где фильм восторженно встречают английские зрители. Публику завораживали великолепные натурные съемки и красавица-героиня в страстном исполнении самой Рифеншталь. Как раз в это время она познакомилась с Гитлером и стала горячей поклонницей его идей.
Глава 2. Расцвет творчества
.1 Национал-социализм
В феврале 1932 года Рифеншталь впервые присутствует на выступлении Гитлера в берлинском Дворце спорта и в мае пишет ему письмо. Вскоре между ними происходит встреча. Рифеншталь уезжает в Гренландию на съёмки фильма Арнольда Фанка «SOS – айсберг» (S.O.S. Iceberg, 1933), премьера которого состоялась 30 августа 1933 года в «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине. Из серии статей о поездке в Гренландию для журнала «Tempo», а также из лекций перед показом фильма в кинотеатрах возникает книга, вышедшая в свет в 1933 году. Рифеншталь снова встречается с Гитлером. Она также знакомится с Йозефом Геббельсом и его супругой. На протяжении всей своей жизни Рифеншталь будет утверждать, что между ней и министром пропаганды возникла и сохранялась глубокая взаимная антипатия. Ходили слухи, что Геббельс валялся в ее ногах и умолял стать его любовницей. Высокая красавица подняла его, крохотного, скрюченного, и вытолкала на лестничную площадку с возгласом: «Ступайте, доктор, вы сумасшедший!»
В мае 1933 года Рифеншталь принимает предложение Гитлера снять фильм о пятом съезде национал-социалистической партии в Нюрнберге, «партсъезде победы». Она работает с известными операторами Зеппом Альгайером, Францем Ваймайром и Вальтером Френцем и сама занимается монтажом. Продюсером выступает министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера «Победы веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Однако после уничтожения верхушки СА в «ночь длинных ножей» фильм исчез с экранов, так как в нём наряду с Гитлером большое место было отведено начальнику штаба штурмовых отрядов Эрнсту Рёму.
Фильм «Победа веры» стал для Рифеншталь своеобразной «пробой пера». Отснятый материал всё ещё отчётливо носит характер репортажа, содержит достаточно много случайного и несистематизированного материала и является, таким образом, недостаточно зрелой презентацией НСДАП как политической партии, демонстрируя в то же время неопытность Рифеншталь в качестве режиссёра документального кино. И Рифеншталь, и НСДАП ещё предстояло поработать над собой.
.2 «Триумф воли»
В апреле 1934 Гитлер поручает Лени Рифеншталь съёмки «Триумфа воли», ещё одного фильма о съезде НСДАП, «съезде единства и силы». В то время когда снимался фильм, Рифеншталь, как и большинство немцев, верила Гитлеру, хотя и не вступала в его партию. Когда закончилась самая страшная в мировой истории война, Лени говорила: «В 1934 году никто не мог знать, что из этого выйдет».
Для съемок фильма она основывает производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», фильм финансируется самой НСДАП. Рифеншталь осталась недовольна прологом, снятым Вальтером Руттманом, и взяла в свои руки руководство съёмками, которые проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. В её распоряжении находилась команда из 170 человек (из них 36 операторов) и 30 камер, они закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях, Гитлера снимали сразу с нескольких точек. Лени Рифеншталь понадобилось семь месяцев для монтажа и завершения работы над фильмом. Из отснятого материала длительностью в несколько сотен часов она смонтировала фильм, хронометраж которого составил 114 минут. Музыку к фильму написал известный композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь.
Свой пропагандистской опус Рифеншталь начинала так, как если бы снимала «горный фильм». Поднимающееся солнце освещает гряды облаков, плывущих над землей. Его лучи золотят купола соборов. В небе появляется самолет. Тысячи людей наблюдают за ним. Тень от самолета увеличивается. Напряжение толпы возрастает. Это не простой самолет. На нем прилетел вождь немецкого народа Адольф Гитлер! Лица людей озаряют сияющие улыбки. И когда машина с фюрером проезжает по улицам Нюрнберга, на него обрушивается шквал любви, обожания, восторга.
На открытии съезда перед Гитлером прошли 52 тысячи человек. 36 операторов, занятых на съемках, сделали все, чтобы передать торжественное величие церемонии. Особое впечатление производили общие планы, запечатлевшие строгую архитектонику марширующих колонн. Для их съемок были сооружены леса, по которым двигалась кабина с оператором.
Страстная поклонница Гитлера, Рифеншталь подошла предельно творчески к освещению такого, казалось бы, скучного мероприятия, как съезд партии. Яркий изобразительный ряд и эффектный монтаж целеустремленно работали на раскрытие главной идеи – единения фюрера и народа. Вот почему «Триумф воли» до сих пор остается непревзойденным образцом пропагандистского жанра.
Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в Уфа-Паласт ам Цоо в Берлине. О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать не хронику, не репортаж, а «художественный фильм»: «Это не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Его должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение. Ещё нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нём самого себя». (Der Deutsche, 17.01.1935) Эти слова были для Рифеншталь также программой монтажа фильма. Она создала кинематографическую симфонию движения, в которой Гитлер является главным исполнителем даже в том случае, когда его нет на месте событий. Ритм и движение используются при этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и впечатление личного непосредственного участия в партийном съезде. В то же время Рифеншталь подчеркивает документальный характер фильма, имея в виду объективное описание реального события. Однако её работа с документальным материалом ведет к драматизации партийного съезда, который изначально был отрепетирован и инсценирован для киносъёмок.
Именно потому, что этот фильм наилучшим образом соответствует представлениям национал-социалистов о самих себе, их руководство чествует «Триумф воли» как образец удачной нацистской пропаганды и официально придаёт ему пропагандистский статус. За «Триумф воли» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию за 1934/1935 год, премию за лучший иностранный документальный фильм на венецианском биеннале 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вслед за фильмом в свет выходит книга Лени Рифеншталь «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии».
Поскольку вермахт, который в 1934 году после смерти Пауля фон Гинденбурга впервые принимал участие в съезде НСДАП, в «Триумфе воли» был представлен недостаточно, что вызвало недовольство военных, Лени Рифеншталь вынуждена была сделать 26-минутный короткометражный фильм «День свободы! – Наш вермахт!». Его премьера состоялась 30 декабря в том же году. Фильм создаёт настроение чрезвычайно лирическим началом с изображением ночной стражи и рассвета в палаточном городке, игрой теней и съёмками против солнечного света. Затем следуют командно-штабные учения вермахта под командованием Гитлера. Изобразительные средства этой кинокартины стереотипны, композиция неубедительна. Сама Рифеншталь называет свои пропагандистские постановки чисто документальными работами, причём она понимает под документальным фильмом такой фильм, который отражает дух и/или атмосферу мероприятия.
2.3 «Олимпия»
Фильм «Триумф воли» выдвинул Рифеншталь в лидеры нацистского кино. Именно ей было поручено освещение такого важного мероприятия в жизни Третьего рейха, каким стали XI Олимпийские игры. В 1935 году Лени Рифеншталь встречается с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета берлинских Олимпийских игр, которые должны пройти в 1936 году. Она заключает соглашение с кинокомпанией «Тобис» о съёмках «Олимпии» и занимается подготовительными работами. Вскоре после этого она основывает фирму «Olympiade-Film GmbH», акционерами которой являются она и её брат Хайнц. Вновь деньги министерства пропаганды и другие средства текут в кинокомпанию, чтобы профинансировать затратные съёмки.
В 1936 году Лени Рифеншталь в качестве подготовительных работ к фильму посещает зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а также встречается с Бенито Муссолини в Риме. С мая 1936 года начинаются кинопробы для «Олимпии». Рифеншталь работает над фильмом совместно с известными операторами (Вальтером Френцем, Вилли Цильке (Willy Zielke), Гуцци Ланчнером (Guzzi Lantschner), Хансом Эртлем (Hans Ertl) и многими другими). Вместе они создают и применяют много новых кинотехнических приёмов и инноваций (например – камеру для подводной съёмки, рельсовый операторский кран). Число членов съёмочной группы составляет 170 человек. После съёмок в июле и августе 1936 года Рифеншталь вновь возвращается в монтажный цех. Между 1936 и 1938 годами она сортирует, архивирует и монтирует отснятый материал к олимпийским фильмам в своём доме в Груневальде.
Производственный фильм о работе над «Олимпией» в 1937 году на Всемирной выставке в Париже получает золотую медаль. Премьера «Праздника народов» и «Праздника красоты» состоялась, как и прежде, в Уфа-дворце берлинского зоопарка 20 апреля 1938 года. Со своим фильмом Лени совершает поездку по Европе – сначала Вена, затем Грац, Париж, Брюссель, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки, Осло и, наконец – Рим. За «Олимпию» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию 1937/1938 годов, шведскую Полярную премию, золотую медаль за лучший фильм на международном кинофестивале в Венеции, Греческую спортивную премию, а на кинофестивале в швейцарской Лозанне в 1948 году дополнительно к золотой олимпийской медали, которой её наградил в 1938 году Международный олимпийский комитет, Олимпийский диплом.
Задача восхваления гитлеровского режима уже не была здесь главной. Всю свою неукротимую энергию Рифеншталь направила на воплощение своей любимой темы – красоты, здоровья, физического совершенства. Как и в Триумфе воли, большое место отводилось массовым шествиям атлетов, приехавших в Германию со всего света. Не двух камер обслуживали каждое соревнование. Два года режиссер занималась отбором и организацией материала. Кстати, монтаж для нее являлся приоритетным элементом создания образа, куда более важным, чем, например, актерское исполнение.
Пролог первой части «Олимпии» известен: на экране видны руины Акрополя, затем камера показывает отдельные головы античных атлетов и богинь, плавно переходя на скульптуру дискобола работы Мирона, а с неё осуществляется переход к «живому изображению» обнажённых атлетов, которые на море в замедленной съёмке представляют такие античные соревнования как метание диска, копья и ядра. Далее зритель видит обнажённых гимнасток, движениями которых, через зажжение олимпийского огня и эстафету факелоносцев, несущих огонь через Грецию, переносится в современность – на Олимпийский стадион Берлина 1936 года. Но и во второй части «Олимпии» имеется пролог: утренний лес, в котором бегуны по пересечённой местности, словно тени, возникают перед зрителем и обнажёнными прыгают в воду, сауна, блестящие тела атлетов, берёзовые веники, смеющиеся лица под душем. Но ещё более известным является конец фильма: прыжки в воду у мужчин, которые переходят в невесомый полёт в небо. Затем на экране возникает олимпийский стадион весь в огнях, слышен колокольный звон, видны олимпийский огонь и украшенные лавровыми ветвями флагштоки, которые склоняются друг к другу. Олимпийские знамёна и «Храм света», созданные молодым архитектором Альбертом Шпеером, являются финалом фильма.
В обеих частях «Олимпии» друг друга сменяют такие операторские приёмы, как репортажные панорамы, замедленное воспроизведение, панорамирование, пассажи с видом снизу, с субъективной камеры, параллельная съемка с нескольких камер. Основная смысловая нагрузка при монтаже была возложена на символическое возвышение, что было сделано с помощью оптических переходов, а также на эмоциональную музыку и на напряжение, возникающее в момент спортивного состязания, как у спортсменов, так и у болельщиков. Монтаж создаёт прямые зрительные связи между волей к победе немецких олимпийцев и аплодисментами Гитлера (или Геббельса и Геринга). Другими приёмами монтажа являются: импрессионистский монтаж тела в полёте (прыжки с шестом и в воду); монтаж беспрецедентной по накалу борьбы сцены в марафонском беге между покидающими тело силами (движения ног в замедленном воспроизведении) и огромной волей (сцены улиц в ускоренном воспроизведении и с динамичной музыкой); силуэты на земле (фехтование); а также переходы между музыкально иллюстрированными пассажами и частями, в которых присутствуют комментарии диктора и зрительская реакция на то, что происходит на арене. Комментарий к немецкой версии фильма риторически подчёркивает аналогию между спортивной борьбой и военными действиями.
Лени Рифеншталь, которая в «Олимпии» не обошла стороной выдающийся успех американских, причём даже чернокожих атлетов (кстати, когда началось расследование участия Рифеншталь в нацистской пропаганде, именно это обстоятельство сыграло позитивную роль в ее дальнейшей судьбе), надеялась на кассовый успех фильма в Штатах. И действительно, кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила её в 1938 году посетить США. В ноябре 38-го года Рифеншталь приезжает с «Олимпией» в Америку. Однако в день её приезда в США, из Европы приходит известие о еврейских погромах в течение так называемой «Хрустальной ночи», которая имела место в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии. Реакция американской общественности последовала незамедлительно – «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гвардия и Комитет киноактёров (Motion Picture Artists Committee) призывают к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь. В Голливуде появляются антирифеншталевские плакаты. Но, несмотря на это, Рифеншталь встречается с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, а также с отцом американского автомобилестроения Генри Фордом, известного также по своей книге антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Однако позже – в 1956 году – голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти самых лучших фильмов мира. «Олимпия» явилась образцом для многих спортивных фильмов и репортажей и предвосхитила многочисленные технические новшества в киноиндустрии.
В 1958 году Лени создаёт новую редакцию фильма, и он выходит в ограниченный прокат в Берлине, Бремене и Гамбурге. Вторая часть «Олимпии» (первоначально – «Праздник красоты») переименовывается в «Богов стадиона». Однако проект ожидало кассовое фиаско. В 1967 году Рифеншталь в Мюнхене создаёт ещё одну версию, теперь уже англоязычную, фильма, которая должна быть показана по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.
.4 Закат карьеры
Сама Рифеншталь всегда видела себя как аполитичного деятеля искусства, который в то время не осознавал всей чудовищности фашистского режима. Цитата: «Я никогда не опровергала того факта, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно является виной или ослеплением».
Глава 3. Поздний период творчества
.1 Поездка в Африку
В 1956 году Рифеншталь в возрасте 52 лет она впервые совершает поездку в Африку. Её путевые впечатления, выраженные в снимках, были опубликованы в ведущих мировых СМИ – «Штерн» (Stern), «Санди Таймс» (The Sunday Times Magazine), «Paris Match» (Paris Match), «Европеец» (L’Europeo), «Ньюсвик» (Newsweek), «Сан» (The Sun). Позже, в период между 1962 и 1977 годами она с фотоаппаратом не один раз пересекает нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь нубийских племён. В 1973 году в свет вышел фотоальбом «Нубийцы – люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году следующий фотоальбом «Нубийцы из племени Кау». рифеншталь режиссер фильм
Нужно отметить, что именно Лени Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики во всем мире – после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки.
Вместе с успехом вздымается новый вал критики. В фотоальбоме «Нубийцы – люди, будто пришедшие с другой звезды» критики видят в неграх, которых она снимала, затянутых во все черное нацистов. В здоровых атлетичных телах – фашистский культ здоровья. А в том, что Рифеншталь снимала ритуальные кровавые бои нубийцев – доказательства того, что она пропагандирует жестокость.
.2 Съемки подводного мира
В возрасте 71 года в 1974 году Рифеншталь впервые совершает погружение с аквалангом, естественно, с камерой для подводной съёмки. За последние три десятилетия своей жизни она совершает более двух тысяч погружений. Так начался новый этап в творчестве Рифеншталь-фотографа – съёмки подводного мира. Результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Подводные впечатления», который она сняла к своему 100-летию. Подводный мир в фильме, снятом Лени Рифеншталь, – мир совершенных форм, естественных норм, мир, где нет политики и нет морали, мир чистой эстетики и бездонной глубины. Ей было немногим за 70, когда она овладела навыками подводного плавания.
.3 Последние годы жизни
В 1986 году Рифеншталь издала мемуары, в которых попыталась в более выигрышном свете представить свою роль и место в нацистском кино. Однако оправдания не помогли, и имя Рифеншталь по-прежнему вызывает аллергию у борцов с фашистской идеологией. Опасная близость к нацистскому режиму, в свое время способствовавшая расцвету карьеры Рифеншталь, в конечном итоге привела к ее гибели как художника. Она ощущала двусмысленность своего положения и даже пыталась дистанцироваться от режима, но его мрачная тень накрыла ее.
лет, прошедшие со дня победы над фашизмом, она была вынуждена сохранять анонимность, хотя это и претило ее энергичной, талантливой натуре.
сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 22:50 в своём собственном доме в городке Пёкинг, что на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мига не отходил от неё. 12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10
октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище «Вальдфридхоф» (Waldfriedhof).
Заключение
Подводя итоги, хочется заметить, Рифеншталь была тем художником, о котором мечтает любой правитель. У нас, во всяком случае, такого не было. Сама Лени уподобляла себя Эйзенштейну, который тоже якобы творил при Сталине. Но она или лукавила, или заблуждалась. Эйзенштейн показал такого царя в «Иване Грозном», что Сталин предпочел закрыть фильм. А Лени, как маг с философским камнем, превращала в золото все, к чему прикасалась. Скучные партийные речи и толстых партбонз она явила миру как воинов Валгаллы. Это сейчас мы знаем о Гитлере почти все. Поэтому смотрим кадры из «Триумфа воли» со смесью отвращения и восхищения. В тридцатые годы фильм был откровением. Самое интересное, что он не призывал ни к войне, ни к насилию. Он был призван показать могущество партии, созданной фюрером. В титрах так и говорилось: «Создан по распоряжению фюрера в честь двадцатилетия начала мировой войны, 16-летия начала германских страданий и 19 месяцев после начала германского возрождения. 1934 год. Партийный съезд». Лени Рифеншталь называли певцом нацизма. Она против этого активно сопротивлялась всю жизнь, говоря, что решала только творческие задачи. Несмотря на всю художественную мощь фильмов Рифеншталь, скорее всего, ее искусство никогда не будут рассматривать вне пропагандистского контекста.
Библиография
Надеждин Н. Лени Рифеншталь. Отлученная от судьбы. – М.: Майор, 2009.
Рифеншталь Л. Мемуары. – М.: Ладомир, 2006.
Салкелд О. Триумф и воля. – М.: Эксмо, 2005.
Черненко М. Режиссерская энциклопедия: кино Европы. – М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, 2002.
Приложение
Фотографии
Лени Рифеншталь и Генрих Гиммлер в Нюрнберге во время съёмки «Триумфа воли» (1934)
Кадр из фильма «Триумф воли». Гитлер во главе высокопоставленных нацистов входит в зал собраний.
Съёмки «Олимпии», август 1936
Лени Рифеншталь посещает войска в Польше (1939)
Адольф Гитлер и Лени Рифеншталь
Кадр из фильма «Триумф воли»
Кадр из фильма «Олимпия»
Фильмография
Режиссёрские работы
* 1932: «Das blaue Licht» – «Голубой свет»
* 1933: «Der Sieg des Glaubens» – «Победа веры»
* 1935: «Triumph des Willens» – «Триумф воли»
* 1935: «Tag der Freiheit! – Unsere Wehrmacht!» – «День свободы! – Наш вермахт!»
* 1938: «Olympia» – «Олимпия»
o Teil 1: «Fest der Völker» – часть первая «Праздник народов»
o Teil 2: «Fest der Schönheit» – часть вторая «Праздник красоты»
* 1954: «Tiefland» – «Долина»
* 2002: «Impressionen unter Wasser» – «Подводные впечатления»
* 2003: «Ein Traum von Afrika» – «Мечта об Африке» сделан по материалам архивов Лени Рифеншталь, режиссёр Рей Мюллер
Актёрские работы
* 1925: «Wege zu Kraft und Schönheit – Ein Film über moderne Körperkultur» – «Пути к силе и красоте – фильм о современной физической культуре»
* 1926: «Der heilige Berg» – «Священная гора», режиссёр Арнольд Фанк
* 1927: «Der große Sprung» – «Большой прыжок», режиссёр Арнольд Фанк
* 1928: «Das Schicksal derer von Habsburg» – «Судьба Габсбургов», режиссёр Рудольф Раффе
* 1929: «Die weiße Hölle vom Piz Palü» – «Белый ад Пиц Палю», режиссёры Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст
* 1930: «Stürme über dem Montblanc» – «Бури над Монбланом», режиссёр Арнольд Фанк
* 1931: «Der weiße Rausch – neue Wunder des Schneeschuhs» – «Белое безумие – новое лыжное чудо», режиссёр Арнольд Фанк
* 1932: «Das blaue Licht» – «Голубой свет»
* 1933: «SOS Eisberg» – «SOS – айсберг», режиссёр Арнольд Фанк
* 1954: «Tiefland» – «Долина»
* 1993: «Die Macht der Bilder» – «Власть образов», режиссёр Рей Мюллер
* 2003: «Leni Riefenstahl – Ein Traum von Afrika» – «Лени Рифеншталь – мечта об Африке», режиссёр Рей Мюллер
Продюсерские работы
* 1932: «Das blaue Licht» – «Голубой свет»
* 1933: «Der Sieg des Glaubens» – «Победа веры»
* 1934: «Triumph des Willens» – «Триумф воли»
* 1938: «Olympia» – «Олимпия»
o Teil 1: «Fest der Völker» – часть первая «Праздник народов»
o Teil 2: «Fest der Schönheit» – часть вторая «Праздник красоты»
* 1954: «Tiefland» – «Долина»
* 2002: « Impressionen unter Wasser» – «Подводные впечатления»