- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,55 Кб
Ведущий и конферансье
ГОУ СПО
Амурский областной колледж культуры предметно-цикловая комиссия
социально – культурных дисциплин
Курсовая работа
По дисциплине: Социально-культурная деятельность
Название темы: Ведущий и конферансье
Студентки 3 курса специализации
Постановка театрализованных представлений
Кочетковой Галины Викторовны
Руководитель:
Зеленуха Валентина Анатольевна
г. Благовещенск – 2009 год
План
1.Введение
2.Основная часть
История возникновения профессий ведущий и конферансье
Сходства и различия профессий ведущий и конферансье
Ведущий и конферансье в различных видах концертных программ
3.Практическая часть
Ведущие г. Благовещенска
Режиссёр народного молодёжного театра им. Васильевых Городского Дома народного творчества Малков Сергей Александрович в роли ведущего (конферансье)
4.Заключение
5.Литература
Приложения
1. Введение
Тема: "Ведущий и конферансье" для своей курсовой работы выбрана автором не случайно, так как эта тема очень интересна ей и непосредственно связана с будущей профессией – режиссёра театрализованных представлений и праздников. Эта тема проникнута глубоким уважением к профессии ведущий (конферансье). Ведь не каждый знает, что это нелегкий труд и очень большая ответственность. Имеет ли эта профессия значение в наши дни? Вопрос конечно спорный. Безусловно, имеет. Ведь это, в первую очередь, наша история, которую нужно знать и уважать.
С незапамятных времен люди стремились к веселью. С тех пор, как концерт сформировался, как отдельный вид творчества, возникла необходимость в появлении ведущего (конферансье), как профессии. Эта профессия развивалась стремительными темпами на протяжении всего ХХ века. Но к началу ХХI века стала постепенно изживать себя, образ классического ведущего стал уходить в прошлое. Так как идёт время, изменяется общество, меняются его вкусы и потребности. Отсюда и происходит трансформация классического ведущего в ведущего ток-шоу и различных развлекательных программ.
Объектом курсовой работы является работа ведущих и конферансье.
Предмет курсовой работы – это работа Амурских ведущих (конферансье).
В курсовой работе определена цель: как можно больше узнать о профессии ведущий (конферансье) и донести до других все, что касается непосредственно её (ее виды, специфику, проблемы, суть и т.д.).
В процессе написания курсовой работы автор попыталась исследовать и рассказать хотя бы малую часть о профессии ведущий (конферансье), о значимости, о развитии и востребованности этой профессии в наши дни.
Вначале казалось, что тема эта легкая и до боли знакомая и не составит особого труда подобрать и переработать необходимый материал.
Но в процессе работы обнаружилось, что в библиотеках города (библиотеке училища культуры и центральной городской библиотеке и т. д.), нужных книг оказалось не так уж много, да и материал из них приходилось собирать и вычленять по крупицам.
Очень помогла в написании курсовой работы книга Галины Щербаковой "Концерт и его ведущий", В. Рубба "Когда закрыт занавес", а также беседы с ведущими города. С этим тоже возникали определённые проблемы. Очень сложно было договориться и встретиться с ведущими города из-за их занятости.
Несмотря на все возникшие трудности, автору доставило большое удовольствие работать над курсовой. А приобретенные в ходе исследования материала и написания курсовой работы знания наверняка пригодятся ей в будущей профессии.
2. Основная часть
История возникновения профессии конферансье (ведущий)
Искусство конферансье (ведущего) возникло в России в 1910 году. Именно в этом году на авансцене появилась новая, необычная для эстрады фигура – конферансье.
Прямыми предками современных конферансье (ведущих) или, как их называли в народе – "карусельные деды".
Костюм и грим "деда" был традиционный и пестрый. В пестром многолюдстве гуляний, "дедам" необходимо было останавливать на себе взгляды толпы. Костюм его состоял из следующих элементов: борода и усы из серой пакли, нарочито сделанные, серый, намеренно заплатанный кафтан и старая круглая ямщицкая шапка с бумажным цветком сбоку, на ногах онучи и лапти.
Появление на балконе качелях фигуры в этом наряде служило сигналом начала веселых, забавных речей, шуток и прибауток.
В обязанности "карусельного деда" входило и объявление номеров. Вот как это происходило: Побалагурив… "дед" внезапно хлопнув себя по лбу, как будто вспомнив что-то, торопливо исчезал и выводил трех танцорок. Представив их публике и чаще всего довольно откровенно побалагурив на их счет, "дед" принимался отплясывать вместе с ними.
Историки эстрады, не без основания усматривают в этих народных забавниках, далеких предков конферансье. Тесная связь с публикой и веселье от непосредственного разговора с ней, а так же "подача" исполнителей – вот те ниточки, которые тянутся от острословов в онучах к современным элегантным конферансье.
Первого конферансье, знаменитого Никиту Балиева, дал русской эстраде Художественный театр.
Актеры, молодого тогда Художественного театра, сами были молоды, обладали большим запасом творческих сил, их переполняла энергия, они, не жалея, расходовали себя на шутку, на озорство, блиставшее выдумкой и вкусом. В театре устраивались "семейные" вечера до краев, переполненные весельем самого высокого вкуса. Вечера эти стали называться капустниками.
По началу они были внутритеатральными, на них из вне допускались лишь самые близкие друзья. Но так как все большее количество людей стремилось попасть на них, семейный круг разорвался и они стали своего рода шуточным концертом уже не только для себя, но и для публики. 9 февраля 1910 года состоялся первый платный "капустник".
На капустниках художественного театра впервые появился совершенно новый персонаж эстрадного зрелища – конферансье.
Из капустников Художественного театра родился под руководством Никиты Балиева театр "Летучая мышь", а вслед за ним буквально посыпались театры этого типа (теперь бы мы их назвали театры миниатюр).Почти одновременно с " Летучей мышью" появились такие театры как "Кривое зеркало", "Свободный театр", "Вольная комедия", "Балаганчик", "Кривой Джимми". Можно назвать еще много названий, но какое бы имя не носили эти театры, какие бы программы не показывали. Главным в них был смех. Аккумулятором смеха и веселья на представлениях подобных театров был конферансье (ведущий).
Конферансье был цементирующим элементом, стержнем всего действия.
Своевременность возникновения этой профессий подтверждается почти мгновенным ее распространением. Сейчас даже трудно определить даты появления Никиты Балиева в Москве и Алексея Алексеева в Петербурге. Они открыли целую плеяду блистательных мастеров этого жанра.
Никита Балиев, по определению Алексея Алексеева, был конферансье-москвич. Не Моковский конферансье, а именно конферансье – москвич. На сцену он выходил круглолицый, розовощекий, широкоулыбчатый, упитанный, радостный жизнелюб, хозяин – хлебосол: москвич.
В отличие от москвича Никиты Балиева, Алексей Алексеев был истинным петербуржцем. На сцену выходил он худощавый, безулыбчатый или ехидно улыбающийся, тщательно одетый, очень любезный, гостепреимный, но сдержанный хозяин – собеседник: петербуржец. В глазу у него поблескивал монокль. За ними последовали К. Гибшман, А. Минделевич, П. Муравский, М. Гаркави,Б. Брунов.
Первые конферансье конструировали свой образ из собственного "материала", подчеркивая данные им характером и жизнью свойства. Чуть позднее появилась такая форма разговорного жанра, как парный конферанс. Истоки его лежали в сольном конферансе. В России этот жанр зародился в 1939 году. Его родоначальниками были Миронов и Дарский. Своей вершины парный конферанс достиг в 60-е годы ХХ вв., когда на эстраде появились Штепсель и Торопунька (Ю.Тимошенко и Е Березин).
Таким образом концерт, а вместе с ним и профессия конферансье (ведущий) имели огромную предысторию и уходили своими корнями глубоко в древность.
Сходства и отличия профессий конферансье и ведущий
Когда спрашивают, кем вы работаете, и получают в ответ – ведущим концерта, то обычно следует реплика: "Понятно, значит вы конферансье". И тут приходится объяснять, что это различные, хотя и родственные профессии. Многие не видят разницы между этими профессиями. А разница есть. Конферансье – старший (по времени) брат ведущего. Но дело не только в дате рождения. В самом происхождении этих профессий заложено то, что их, при всей близости, отличает друг от друга.
Конферанс возник из капустников и шутки и провел свою "юность" в театрах кабаре. Смех и конферанс были (и остались) синонимами. Кроме того, первые конферансье, так или иначе вышли из актерских рядов.
Первые же ведущие появились в концертах сугубо серьезных, филармонических. Единственной их обязанностью было верно и внятно произнести фамилию и имя исполнителя и название произведения, которое он исполняет. Тот тип концерта, который он представляет, требовал грамотности и корректности, не более.
С расширением концертной деятельности, филармонии и другие концертные организации, взяли на себя функции не только и не столько развлекательные (это отошло к эстраде, и само слово "эстрада" стало обозначать непременно веселое концертное представление), сколько образовательные. Концертная работа, особенно в плане филармоническом, сомкнулась с лекционной. В тематических концертах для детей и юношества, тесно переплетались цели искусства с целями познавательными. Далеко позади, остался короткий начальный период, когда ведущий был только "озвученной" печатной программой. Чем разнообразнее, разнохарактернее становились концерты, тем шире раздвигались рамки профессии ведущий.
Все это заставило ведущих все больше и больше разговаривать со зрителями и казалось бы сблизило их с конферансье, однако ведущих никто не обязывал (и не обязывает по сей день) веселить публику.
Если ведущий и разрешит себе шутку, вызовет смех слушателей, то как говорится, по доброй воле. Смех и шутка лишь редкий спутник его общения с публикой, которая не ждет от ведущего веселья. Конферансье же, не развлекший зал, не оправдал ожидания, не выполнил свою работу.
Казалось бы, небольшое различие – "веселить" и "информировать", объявляя номера, – на самом деле размежевало эти две профессии. В дальнейшем они пошли на некоторое сближение, но так и не сблизились.
Как правило, ведущий выступает в филармонических (симфонических), камерных, тематических, смешанных, детских концертах. Многие из этих концертов требуют не только одной лишь информации, но и расширенного общения со слушателями.
Пребывание современного конферансье на сцене имеет две разграничительные функции: Исполнение собственного номера (репризы, фельетоны, анекдоты и т.д.) и несвязанное с этим объявление следующего артиста. Объявление номеров будто вынесено за скобки и выявляется как попутная функция конферансье. Из конферанса почти совсем ушли обмен репликами с залом и импровизация.
Сегодня конферансье – принадлежность концертов эстрадных, развлекательных. Все остальное ведет, и во многих "разговаривает" ведущий.
Веселить и информировать-эти отправные пункты положили между этими профессиями гибкую, но не стёршуюся грань.
Если неосведомленный в профессиональных терминах человек путает названия "ведущий" и "конферансье", то на сцене он без труда отличит одного от другого. Так как различна их манера держать себя на сцене, произносить имена исполнителей, названия исполняемых произведений, "жить" в концерте.
Их главная цель-веселье и информация – определила единый стержневой признак, который до сих пор отличает конферансье от ведущего.
Но не смотря на множество различий, профессии ведущий и конферансье имеют много похожего в своей деятельности:
1.Они оба знакомят публику с выступающими артистами, с исполняемыми произведениями.
.Оба они "преподносят" номера".
.Современному ведущему, как и конферансье, приходится вести живой разговор со зрителями, а так же отвечать на реплики из зала.
.Ведущий, как и конферансье, должен быть сродни залу. Обладать острым чувством современности в образе мышления, склада речи, манеры поведения, костюма-то есть всего внутреннего и внешнего облика.
.Ведущий, как и конферансье (иногда может быть и больше) должен
" подстраиваться" под данный концерт, улавливать состав и настроение сегодняшней аудитории.
7.И самое главное, ведущий должен заимствовать у своего старшего
Родственника-конферансье, умение создать собственный сценический образ.
Таким образом, несмотря на некоторое сходство двух профессий конферансье и ведущий не следует воспринимать их как единое целое. Так как порой из за некоторой неосведомленности в этой сфере, человек работающий на сцене, перескакивает от одной профессий к другой, и в результате становится непонятным, не только смысл, но и жанр концерта.
Ведущий и конферансье в различных видах концертных программ
Ведущий в разного вида программах знакомит публику с хорами и симфоническими оркестрами, с мастерами художественного слова, с артистами театров, с представителями эстрадного искусства, он произносит имена музыкантов-инструменталистов, и певцов, объявляет сцены из спектаклей, танцы из балетов, эстрадные танцы, представителей циркового искусства и т. д.
Каждый вид концерта требует от ведущего различного проявления его сценического образа. Овладев этим образом, он должен научиться трансформировать его, в зависимости от характера концерта, то есть нести его стиль и подчеркивать его.
Стиль – сложный комплекс, определяющийся характером концерта, его заданием, темой, подбором исполнителей, строем программы, даже количеством участвующих в нем артистов и прочими слагаемыми.
Чем больше в ведущем артистичности, то есть умения по разному действовать и вести себя в разных по стилю концертах, все время при этом оставаясь самим собой, не изменяя образу "хозяина", тем выше его профессиональный диапазон.
В зависимости от характера и стиля концерта ведущий то "укрупняет" свой сценический образ, позволяя откровенно проявлять "хозяйские" права, и открыто выполняя свои "хозяйские" обязанности, то "сжимает" его до размеров почти незаметной и скромной рамки. Чем шире обязанности хозяина, тем большим количеством текста оперирует ведущий, тем большее количество времени он проводит на сцене. И, наоборот: он пребывает на сцене ровно столько, сколько требует произнесение вслух того, что может быть напечатано в программке.
"Удельный вес" ведущего тем меньше, чем безболезненней его персона может быть заменена печатной программкой. Поэтому с симфонических и камерных концертах инструментальной или вокальной музыки его роль минимальна. В смешанных концертах без ведущего трудно обойтись, он не только объявляет номера, он вступает в активный контакт с публикой, не давая от номера к номеру падать праздничному настроению. В тематических концертах ведущий прочеркивает через все номера основную мысль, на которой построен концерт. Он его стержень.
Ведущий симфонического концерта
Его обстановка всегда торжественна. Ведущему необходимо ориентироваться в расположении оркестра, знать закон расстановки инструментов. Через строй пультов и стульев надо умело и ловко пройти, а это не так-то просто.
Ведущий начинает свой путь через заполненное пространство сцены. Останавливается справа или слева от дирижерской подставки – как позволяет пространство. Затем он дожидается полной тишины в зале и на сцене. Пока она не наступит объявлять нельзя. Тут может помочь взгляд, жест. В симфоническом концерте ведущий полностью подчиняется воле дирижера, так как не только само исполнение, но даже паузы между произведениями определяются замыслом дирижера, его пониманием общего строя и ритма концерта.
Ощущение момента, когда следует выступить вперед и объявить, движение по сцене, остановка возле дирижерского пульта – все это должно быть пронизано сознанием, что ведущий в таком концерте лишь небольшое, скромное обрамление.
Такое качество, как скромность, не помеха, а скорей помощник в профессии ведущего. Но особенно ценна она на фоне громады оркестра, множества музыкантов, исключительности дирижера, грандиозности музыки. Здесь скромность приобретает оттенок сознательной и достойной стушеванности: наполненность, заряженность ведущего событием – симфонической музыкой – не выплеснута, сконцентрирована внутри и имеет крайне сдержанные формы внешнего проявления.
Особенно важно ведущему заранее ознакомиться с программкой концерта.
Необходимо прочесть о композиторе и произведении в ней исполняемых. Это не только оградит от ошибок и оговорок, но и даст более глубокий эффект – внушит уверенность в себе и облегчит слияние со стилем концерта. Все, вместе взятое, подскажет нужную дозу серьезности и сдержанной торжественности, в которую облекутся слова объявления.
Ведущий камерного концерта
В них обычно бывает небольшое количество участников или небольшие ансамбли. По требованиям камерные концерты почти ничем не отличаются от симфонических. Но камерные концерты всегда "интимней" симфонических, даже если они устраиваются в тех же залах. Ведущий должен заботиться о том, чтобы "не выпирать", не отвлечь на себя ни грамма лишнего внимания, так как из за небольшого количества людей на сцене в камерном концерте ведущий выступает особенно рельефно. Если он вызывающе одет, развязно двигается по сцене, ненужно громогласен, он моментально "выпадает" из концерта, помешает ему.
Камерный концерт, особенно сольный, единственный, в котором "хозяйские" проявления и функции ведущего сведены до минимума. Он отодвигает себя на дальний план. Слияние с исполнителем, "растворение" в нем и в его искусстве, подскажет ведущему все его поведение.
Ведущий тематического концерта
В этих концертах ведущий уже не "рамка", а стержень, он прочеркивает основную мысль через все номера, "нанизывает" на нее каждое исполняемое произведение.
Открывая тематический концерт, ведущий обязательно дает заглавие – название темы.
В каждом тематическом концерте бывают произведения, напрямую отвечающие теме, а бывают такие, которые требуют уточнения ассоциаций, иногда совсем близких, а иногда и далеких. В этом случае имя исполнителя будет стоять на втором месте (так как в этом концерте главное – тема, а следовательно и произведения ей отвечающие)
Исполнителя нужно "преподнести". Поэтому ведущий, закончив объявление, не стоит безучастно, а тем более не удаляется равнодушно за кулисы.
Когда знакомство произошло и артист готов делать свое дело, ведущий, если аплодисменты были длительными, может повторить название произведения – между первым объявлением и началом исполнения дистанция увеличилась, и "прицел сдвинулся".
У ведущего должна быть всесторонняя подготовка к концерту, с углубленной проработкой каждого исполняемого номера. В тематическом концерте роль ведущего расширяется, и повышается его ответственность, а так же отпущенное ему сценическое время. Но не нужно забывать, что акцент все таки падает не на него, а на исполняемые произведения. Каждая аннотация должна быть, как можно более короткой и ёмкой, по известной формуле – чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, и точно выстреливать в цель на нужное восприятие произведения.
Ведущий детских концертов
Утверждение, что в детских концертах все держится на ведущем и зависит от него, не будет преувеличением. Детская аудитория, в отличии от взрослой, не может быть просто вежливо – холодна, если происходящее на сцене ее не интересует. Нет интереса, нет и внимания. Малейшее отключение от сцены, и в зале поднимется шум, возня. Каждая возрастная категория требует своего подхода. Наиболее доверчивы малыши (с 1 по 4 класс).
Выйдя на сцену, ведущий ждет момента, когда он может взять бразды правления в свои руки. И тут нельзя упустить того единственного мгновения, когда это можно сделать. Нужно использовать такой прием, как игра. Жажда первенства сидит в каждом ребенке, а в массе она увеличивается. Руководить игрой нельзя ни с высока, ни снисходительно. Ей нужно уметь увлечься вместе с ребятами, весело отдаваться ей, но не терять при этом своей руководящей роли. Азарт соревнования стоит поддерживать до финала концерта, он весьма помогает в руководстве и владении ребячьим залом.
Ведущий детского концерта должен учитывать еще и то, что никаких теоретических разговоров эта возрастная категория (младшие школьники) не признает. Зато любой сюжетный и зримый рассказ им всегда понятен и всегда их захватывает. Ведущий является для детей подобием сказочника. Любое объяснение лучше облечь в форму рассказа с пружиной сюжета. Даже самые трудные для детей произведения можно преподнести, вложив в них сюжет. Детям нельзя просто сказать: Римский-Корсаков "Полет шмеля". Но если они вспомнят сказку, если музыка свяжется у них с реальными представлениями, то исполняемое произведение приобретает для них живой интерес.
Как это не покажется странным, но даже вокальные произведения, смысл которых ясен из текста, зачастую тоже требуют рассказа. Дети, в отличие от взрослых, любят повторения. Поэтому, ведущему не надо бояться рассказать им произведение перед тем, как оно будет исполнено. Чем знакомее, тем лучше. Ведущему не нужно забывать хвалить детей за правильные ответы.
Между ведущим и детьми общение должно быть необыкновенно тесным и крайне активным. Оно строится на вопросах – отнюдь не риторических – ответы на них надо требовать и получать. Сведения, которые необходимо преподнести ребятам, лучше всего облекать в игру или ответы на вопросы. Ведущему в детских концертах приходится быть крайне чутким к малейшему спаду внимания. Дети быстро устают, и внимание их требует переключения, а моторная энергия разрядки. Ведущий должен учесть и это. Чем увлечённее сам ведущий во всех своих выдумках и проделках, тем послушней и покорней идет за ним зал. Но, отдаваясь вместе с ребятами игре, ведущий не должен допускать панибратства.
С детьми более старшего возраста (5 – 8 класс), ведущему очень поможет позиция "старшего друга". Чувства противоречия и настороженности быстро гасится тем, что они видят перед собой именно несомненного друга. Заинтересованность появляется тогда, когда этот друг говорит им, не поучая, интересные вещи понятным языком. И как бы по началу не вел себя зал, изменять роль "старшего друга" нельзя. Так как это единственная возможность овладеть вниманием и доверием ребят. "Образ друга" должен быть естественным и органичным до конца. Игра здесь отходит на второй план, а метод разъяснения выдвигается на первый. Бывает так, что нет возможности привлечь внимание ребят. Окрики, карательные меры в таких случаях противопоказаны и бессмысленны. Ведущему необходимо постараться интереснее, не умозрительно, а на конкретных примерах, рассказать ребятам о том, как трудно искусство и как оно необходимо людям. Так закладывается в сознании ребят уважение к тому огромному труду, который в искусстве, чем больше, тем менее он заметен.
Поясняя, какое либо произведение, опасно спуститься ниже знаний детской аудитории. Или, наоборот, толковать о том, до чего она еще не доросла. Тут ведущему целиком и полностью приходится полагаться на свой опыт и "ощупывать" зал, перестраиваясь на ходу. Дети не терпят никакого специального детского тона, а подростки реагируют на него болезненно.
Со старшими классами разговор строится на равных, с подчеркнутым уважением. Ведущий выходит для серьезного дела, он не собирается их развлекать. Он помогает им приобщиться к искусству. Можно при случае и повеселиться, но лишь для отдыха между серьезными номерами. Занимательность речей ведущего не лишнее свойство, но и не самое главное. Первостепенное знание имеет количество и качество информации, которое он несет.
В детских концертах, во всех трех возрастных группах, ведущий безусловно представляет собой воспитателя. К этой ответственной роли он должен быть готов.
Ведущий – комментатор
Термин "комментатор" широко распространен на телевидении. Комментаторы – это, как правило, люди известные, тележурналисты, которые специализируются на передачах новостей о текущих событиях и политике. Они хорошо знакомы миллионам телезрителей и, появляясь на экране, фактически выступают в качестве телевизионных репортеров или обозревателей, которые иногда высказывают свою точку зрения. Они пользуются огромным авторитетом, их работа высоко оценивается телекомпаниями.
Специализируясь на определенных проблемах, комментаторы всегда или почти всегда – люди высококвалифицированные. Они имеют доступ почти ко всем источникам информации и поддерживают связь со многими влиятельными лицами. Свои идеи, умения они сообщают зрителям, варьируя по-своему те же приемы, которые применяют при передаче новостей и дикторы – журналисты выступающие в кадре.
Основные обязанности ведущего – комментатора:
·Комментирование видеоматериала.
·Комментирование внестудийных передач.
Текст ведущему – комментатору лучше написать заранее, чтобы им можно было синхронизировать с изображением. Хороший автор комментариев никогда не должен оставлять ничего случайного, когда пишет текст. Ведущему – комментатору нужно учитывать еще и то, что каким бы ни был тон ведения передачи – важно, чтобы он способствовал раскрытию темы. Ведущий дополняет изображение, а не конкурирует с ним.
Подбирая комментатора, учитывают его голос: необходимы ясность дикции, достаточная сила голоса при правильном дыхании, широкий диапазон тональности голоса.
При комментировании всегда говорите своим естественным голосом. Никогда не подражайте другому профессионалу. Развивайте свой естественный и индивидуальный тон.
В наше время профессия ведущего (конферансье) уходит в прошлое. Появляются новые разновидности этой профессии, такие как: ведущий ток-шоу (шоумен), ведущий молодежных развлекательных программ (ди-джей).
Ведущий ток-шоу
Ток-шоу – публичный спор по какой то важной, актуальной теме, причем спор не стихийный, а организованный, специально подготовленный и управляемый. В переводе с английского ток-шоу означает-" разговорное шоу".
Первым кто придумал такую форму как ток-шоу был шоумен Фил Донахью.
Ток-шоу – это активный поиск истины под руководством опытных шоуменов, способных всегда найти ответ на вопрос и стремящихся подвести аудиторию к активному поиску решений каких-либо проблем.
Одна из задач ведущего ток-шоу, подтолкнуть людей к спору, отразить дискуссионность проблемы. Он должен хорошо продумать план, это позволит ему заранее нацелиться на выступление по конкретному поводу, по такому вопросу, который ему наиболее близок, интересен и как-то связан с его личным, жизненным опытом.
С самого начала подготовки ток-шоу ведущий действует вместе с инициативной группой, ответственной за проведение. Готовя ток-шоу, ведущему необходимо брать на заметку как можно больше людей, желающих интересно выступить. Когда спор будет затухать, ведущий будет точно знать к кому следует обратиться.
Нужно обратить внимание на одно существенное обстоятельство. Цель ток-шоу не просто поспорить, для нас важен его результат. Собравшиеся в итоге должны прийти к правильному выводу, найти и четко сформулировать истину. Лучшими помощниками в этом деле для ведущего окажутся знающие, авторитетные, уважаемые люди, которых нужно персонально пригласить, и заручиться их согласием, выступить.
Ведущий – главная фигура любого ток-шоу, и требования к нему неоднозначны и многообразны. Это: четкая позиция, глубокая убежденность и принципиальность, доскональное знание обсуждаемых проблем и широкая эрудиция, умение выступать и управлять аудиторией.
Ведущий должен быть определен с самого начала. Он участвует в уточнении и формулировании темы, в составлении плана и во всей последующей подготовительной работе. Как бы хорошо не ориентировался ведущий в дискуссионной проблеме, все равно понадобится определенная предварительная подготовка именно к этой дискуссии. Всегда полезно внимательно просмотреть свежие газетные и журнальные материалы по данному вопросу. Опытные ведущие полагаются не только на память. Они заранее тщательно формулируют основные положения своих выступлений на ток-шоу, подбирают и оттачивают убедительные доводы, запасаются выразительными примерами, фактами, цифрами и т.д. Наиболее удобно оформлять вспомогательные материалы (цитаты, статистика) а так же план вступительного слова, на карточках небольшого размера, которые удобно брать с собой.
Иногда целесообразно поручить ведение ток-шоу двум или нескольким ведущим. Это позволяет заметно облегчить руководство дискуссией по большой и многогранной проблеме, дает нам некоторые организационно-методические преимущества. Но в этом случае ведущие должны "сработаться" друг с другом с еще до начала мероприятия.
Ток-шоу включает в себя следующие обязательные части: вступительное слово ведущего, выступления участников по спорной проблеме и заключение ведущего. (Приложение № 1). В отдельных случаях до ток-шоу и в ходе ее, устраиваются различные демонстрации (кинофрагменты, видеоматериалы, тематические выставки и т. д.)
Ведущий молодежных развлекательных программ
С ростом коммерческих каналов, радио и телевидения, в последние годы рождается новый тип ведущего музыкальных программ – ди-джей. Огромное желание коммерческих радио и телеканалов быть непохожими друг на друга стремительными темпами набирает ход. Специфика коммерческого радио и телевидения, производство которых связано с временными рамками эфирного времени, где каждая минута ведет счет в долларах, породила своеобразную манеру и стиль ведения программ, где ведущему необходимо "выдать" быстро за короткий промежуток времени программу, используя все имеющиеся художественные средства по привлечению аудитории.
Лучшие ди-джеи молодежных программ создают свой образ – имидж общительного, неунывающего, "своего" парня, с которым интересно общаться.
В отличии от дикторов, которые "вещают" начитывают текст, работа ди-джея в большей степени импровизационная, за которой стоят большой опыт, знание музыкального материала. Демократизм и молодежный сленг создают впечатление у молодого человека, что за пультом свой человек. Динамичность, легкость, полет слов, не задерживаясь и не сосредотачиваясь на чем-то одном, каскад фраз и предложений, словно игра в пинг-понг, отсутствие запятых в предложении, создают льющийся поток, заполняя все пространство, весь эфир. Речь, в которой всегда присутствует бодрость, оптимизм, притягивает любителей музыки к тому, чтобы слушать до полуночи, не отрываясь от программы, получая энергетический заряд, которого нам так не хватает сейчас. При всей, кажущейся на первый взгляд легкости ведения программы, возникает ощущение, что ведение подобных программ не представляет особых усилий. И тот кто так предполагает глубоко заблуждается, так как во первых несомненно у ди-джея должно быть природное дарование, подкрепленное систематической работой над собой. Во вторых ди-джей должен обладать специальными знаниями.
Основные функции ди-джея – создание непринужденной праздничной атмосферы, выполнения роли знатока и комментатора музыки, используемой в программе. А в зависимости от формы программы – это управление механизмом общения с аудиторией. Здесь ведущему, нужно обратить внимание на особую форму общения с воображаемой аудиторией. Чтобы эффективно выполнить эти функции ди-джей должен обладать определенными профессиональными и личными качествами: приятный тембр голоса, воображение и знание психологии общения с молодежной аудиторией, обаяние, такт, находчивость, чувство юмора, дар импровизации, эрудиция, знание иностранного языка, анализ-оценка, постоянная готовность к действию, быстрота реакции, умение выйти из одних предлагаемых обстоятельств, переключить свое внимание и органично погрузиться в новый пласт предлагаемых обстоятельств, знание дискотечной техники и работа с микрофоном, осведомленность и сопричастность, владение основами журналистики, комментированием и ведением диалога и т.д.
В соответствии с этим можно выделить следующие качества, которыми должен обладать ведущий, как личность: контактность, умение реагировать на изменение настроения публики и влиять на нее, эрудиция, остроумие, способность к импровизации.
Специальность ди-джея не поддается стандартизации. Более чем индивидуальна сама манера ведения музыкальной программы. Чем больший отпечаток самой личности ведущего несет созданный им образ, тем успешнее могут быть выполнены стоящие перед ним задачи.
Ведущие г. Благовещенска
В своей практической части, хотелось бы затронуть региональный аспект и написать о ведущих города Благовещенска. Как известно в наши дни профессия ведущий (конферансье), трансформируется в ведущих различных шоу программ, ток-шоу и т.д. Но в нашей области, в нашем городе еще остались люди, которые, не смотря, ни на что верны профессии ведущий.
Для того чтобы доказать это на практике пришлось посетить основные культурно – досуговые учреждения города Благовещенска. В результате выяснилось, что во многих из них на протяжении немалых лет работают известные большинству благовещенцев ведущие:
·В Областном Доме народного творчества на протяжении нескольких лет этим видом творческой деятельности занимаются: режиссёры Ласточкина Надежда и Юдин Сергей Владимирович.
Надежда занимается проведением концертных программ в ОДНТ уже более 5 лет, а Сергей Владимирович около 20. Сергей Владимирович склонен к народному стилю, но в силу различных обстоятельств, ему приходится вести концерты разных типов. То же самое можно сказать о Надежде. Она добрая, улыбчивая девушка и в жизни и на сцене. Почти ко всем мероприятиям пишет сценарии сама. Очень часто Надежда и Сергей работают в паре.
·Во Дворце культуры профсоюзов культурно-массовые мероприятия проводит Быков Денис Сергеевич. Этот молодой человек работает в данном учреждении не так уж давно (около 6 лет), но уже успел из режиссёра массовых праздников перейти на должность начальника творческого отдела.
За время своей творческой деятельности Денис Сергеевич уже много раз побывал в роли ведущего. Он ведет мероприятия в основном развлекательного плана – это эстрадные концерты и шоу программы.
Денис сам является режиссером многих из них. Очень любит работать в образе, какого либо персонажа, считая, что за образом можно спрятать своё лицо или наоборот раскрыться в совершенно новом для себя амплуа. Иногда работает в паре с Кичимакиной Софьей (режиссёр ДК Профсоюзов).
·В филармонии в роли ведущего чаще всего выступает её директор – Кабалкин Виталий Семёнович.
Являясь так же режиссером концертных программ, он проводит эстрадные, детские, филармонические концерты, а также различные приёмы губернатора и мероприятия в рамках кинофорума "Амурская Осень" (открытие, банкет и т.д.). Самому Виталию Семёновичу по душе те мероприятия, где его работа, как ведущего не скована текстом, где можно свободно импровизировать. Иногда ему приходится работать в паре, но постоянной напарницы (напарника) нет. Любит вести программы один. В филармонии занимается этим уже 5 лет. А общий стаж работы ведущим – более 20-ти лет.
·Следующее учреждение которое удалось посетить – это Центр эстетического воспитания им. Белоглазова. постоянного ведущего концертных программ здесь нет. Т.к. основной вид их деятельности не организация культурного досуга жителей г. Благовещенска, а обучающий процесс, поэтому основные мероприятия ЦЭВа – это отчетные концерты их коллективов. В роли ведущих этих концертов чаще всего выступают воспитанники коллективов, с хорошей дикцией и приятным голосом.
·Весьма профессиональные ведущие работают в городском Доме народного творчества. Ведения большинства городских мероприятий ложится на плечи 3 -х человек: режиссера театра им. Васильевых – Малкова Сергея Александровича, методиста по работе с детьми – Семёновой Олеси Николаевны и методиста – Сеитовой Анастасии Витальевны. (Приложение № 4)
Олеся Николаевна ведёт в основном, конкурсные и развлекательные программы, акции (экологическая акция "Нам очень дорог чистый город", конкурс "Творческая семья-2008", конкурсная программа "Аты-баты" и т.д.), но иногда приходится вести более серьёзные мероприятия (городской фестиваль "Люди в погонах", отчётный концерт эстрадного оркестра).
Анастасия Витальевна проводит в основном торжественные мероприятия (церемония открытия памятника Святителю Иннокентию, концертная программа, посвящённая Дню Победы и т.д.)
Девушки часто работают в паре с Малковым Сергеем Александровичем.
О котором рассказано более подробно.
Режиссёр народного молодёжного театра имени Васильевых – Сергей Малков, в роли ведущего (конферансье)
Более подробно хотелось бы остановиться на творческой деятельности режиссёра народного молодёжного театра имени Васильевых ГДНТ – Сергея Малкова, как на хорошем примере ведущего (конферансье) в нашем городе. Это высокий, темноволосый мужчина, очень общительный и обаятельный. В ГДНТ работает уже 8 лет.
Первый опыт проведения мероприятий у Сергея был ещё в школе. Вначале принимал участие в конкурсах чтецов, затем агитбригады, где по его словам он был "Нечто среднее между ведущим и простым участником", далее следовали мелкие концерты школьного уровня (День учителя, 8 марта и т.д.)
Первым серьёзным мероприятием общегородского масштаба для Сергея стала концертная программа, посвящённая творчеству А.С. Пушкина в г. Тынде. (1997 год). Где он играл самого Пушкина, который читал свои стихи-подводки к номерам. Мероприятие ему запомнилось тем, что нужно было надеть цилиндр, который был очень мал, но и без него образ был бы незаконченным. Сергей нашёл выход из этой ситуации – выходя с цилиндром, но в руке. Все это было на фоне любительства, увлечения. Всерьез заниматься профессией ведущего никогда не стремился, не стремится к этому и сейчас!
На вопрос: "Какой возраст зрительской аудитории ему нравится больше всего?", Сергей ответил: "От… и до…, без границ". По его мнению, лучшей для ведущего является та аудитория, возраст и уровень образованности которой, совпадает с уровнем образованности и возрастом ведущего.
Когда ему был задан вопрос: "Что для него профессия ведущего – работа или удовольствие?" Сергей сказал, что для него это работа, к которой нужно относиться серьёзно и ответственно. Раз ты берешь у людей деньги за свой труд, то ты должен отдать им всего себя, выкладываться на полную катушку. Хотя в большинстве случаев работает бесплатно, но это, ни в коей мере не отражается на качестве работы. Удовольствие для него – это клуб ролевого движения, руководителем которого он также является.
Несмотря на высокий профессиональный уровень, Сергей очень много работает над собой, очень помогают знания, полученные в Институте культуры (г. Хабаровск).
Благодаря приятной внешности, хорошей дикции и поставленному голосу Сергей является постоянным ведущим почти всех общегородских мероприятий: церемоний возложения, церемоний награждения, торжественных концертов, посвящённых памятным датам, городских фестивалей и конкурсов. Его часто приглашают вести всевозможные вечера отдыха и праздничные концерты, посвящённые юбилеям предприятий и профессиональным праздникам. (Приложение № 5)
Сергей настолько разноплановый человек, что может вести мероприятия разного жанра от торжественных концертов до современных акций, детских утренников и корпоративов.
Очень любит работать в образе, потому, что не любит "сухое" чтение текста, любит импровизировать.
К появлению множества различных шоу-программ относится довольно таки спокойно. Их ведущих он считает только нарядной, яркой ширмой, которой помогают режиссеры. ем не менее признает их труд, считая его так же тяжелым, Ему хорошо известно, что работать непосредственно с публикой гораздо тяжелее,. По его мнению Главное – сделать публику не просто созерцательницей действия, а его соучастницей..
В прошлом году Сергей Малков одержал победу в городском конкурсе дедов Морозов и получил звание "Супер Дед – 2009". А в ноябре этого года стал стипендиатом мэра города Благовещенска, за большой вклад в развитие культурной жизни города.
Напоследок Сергей дал несколько практических советов начинающим ведущим. Например, как режиссёр театра советует, в первую очередь тщательно работать над дикцией и не бояться зрительного зала. А если возникают проблемы с проведением программы и падает интерес к тебе, как к ведущему, то не нужно впадать в панику. Необходимо искать ошибки в себе, в своей работе, и стараться исправлять их. Не стоит стремиться быть похожими на популярных ведущих, копировать их, нужно просто наблюдать за ними, чтобы понять принцип и схему работы современного ведущего, то есть учиться у них. Из современных ведущих симпатизирует только Валдису Пельшу.
В повседневной жизни, Сергей Александрович – это очень домашний человек и счастливым чувствует себя дома рядом с любимой женой, но это ему удаётся редко. Он очень лёгкий на подъем если возникает по его словам "производственная необходимость".
Сергей Малков – это очень интересный, веселый и интеллектуально развитый человек. Беседа с ним доставила огромное удовольствие, в процессе нее мне открылось очень много интересного и важного о профессии ведущий (конферансье).
4. Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что при написании курсовой работы возникали определённые трудности. В основном это касалось практической части.
Так как культурная жизнь города процветает, постоянно проходят какие-либо мероприятия, на которых нужны ведущие. Востребованные ведущие – люди очень занятые и найти свободную минутку в своём плотном графике для них большая проблема. Поэтому и материал приходилось записывать урывками и встречаться с ними по нескольку раз. По этой же причине сложно было собирать их фотографии, поэтому удалось их взять лишь у некоторых из них.
Но несмотря на это в процессе работы автор узнала для себя очень много нового, полезного, важного об этой профессии, а также познакомилась со многими интересными людьми, связанными с этой сферой деятельности, которые радуют нас интересным конферансом и приобщают к прекрасному. Удивляет энергия и энтузиазм этих людей, которые успевают качественно проводить до нескольких мероприятий в день. Радует, что большинство из них считает работу ведущего не просто зарабатыванием денег, а удовольствием. ведущий конферансье комментатор концерт
В нашем современном мире востребованность профессии ведущий (конферансье) диктует рынок. С появлением спроса – рождается предложение. Человеку приходится подстраиваться под жизнь и законы того общества в котором он живет. Временем движет прогресс, и концертные программы постепенно сменяются рекламными акциями и шоу-программами с использованием большого количества современных выразительных средств (свет, лазер, файер-шоу). Отсюда и происходит трансформация профессии из обычного ведущего в ведущих различных шоу-программ, развлекательных программ, тамаду и т.д.
Тамада, как профессия появилась не так давно (лет 5-10 назад) и очень скоро вошло в моду приглашать её почти на все семейные торжества, корпоративы.
А также заказывать экспресс – поздравления на дом, на которых также нужен тамада.
Отсюда и появление множества различных праздничных агентств, которые предлагают нам услуги, как они выражаются: "профессиональных ведущих корпоративных праздников". Работают зачастую в них обычные студенты, за чисто символическую плату, у которых нет ни специального образования, ни достаточного опыта ведения программ. От этого страдает не только репутация конкретного агентства, но и складывается отрицательное мнение у жителей города обо всех ведущих. Хотя есть и такие агентства, где работают люди на высоком профессиональном уровне уже много лет.
Проблема в том, что в Амурской области нет специальной школы (курсов) для подготовки профессиональных ведущих. Необходимо открывать такие школы, и занятия в них должны вести те люди, которые имеют огромный багаж знаний и практических навыков в этом деле.
5. Литература
1. Г.А. Щербакова "Концерт и его ведущий"
. В.В. Гагин "Выразительные средства клубной драматургии"
. Н.В. Шароев "Режиссура эстрадных и концертных программ"
. В. Рубб "Когда закрыт занавес"
. О. Герасимова "Мастерство ведущего"
Приложение № 1
Вступительное слово ведущего ток-шоу
Удачное начало во многом определяет ход и результаты всего ток- шоу. Поэтому здесь ведущий тщательно готовится к этой вводной речи. Здесь он должен четко и доходчиво сформулировать основную проблему, еще раз определить рамки предстоящего обсуждения, обрисовать главные точки на дискуссионную проблему. Важно заметить, что на этом этапе ведущий не должен отдавать явного предпочтения ни одному из высказываемых мнений. Зато полезно подчеркнуть перед началом ток-шоу значение обсуждаемой проблемы, ее практическую ценность. Необходимость и своевременность предстоящего разговора. Это позволит настроить зал на серьезный рабочий лад, привлечь людей к активному размышлению и коллективному поиску истины.
Дальнейший ход обсуждения
Дальнейший ход обсуждения во многом зависит от опыта и верно тактики ведущего. Поддерживать должную остроту спора проще тому ведущему, который заранее знает хотя бы нескольких людей, стоящих на равных позициях. Но иногда отчетливое мнение по тому или иному вопросу у многих формируется только в ходе самого ток-шоу. Здесь ведущего выручит умение быстро ориентироваться, определять мысли и намерения человека по внешним признакам, по реакции на ход спора. Вот почему ведущему необходимо регулировать содержание высказываний, управлять "страстями", причем речь идет не только о поддержании внешнего порядка. Для этого важно в каждый момент стремиться дать слово именно тому участнику ток-шоу, чье выступление будет сейчас наиболее желательно и в смысловом, и в стилевом, и в эмоциональном плане. Когда спор начинает идти излишне спокойно, нас выручит яркая, "задиристая", взрывная речь. Если же страсти через чур разгорелись, предоставим слово уравновешенному, рассудительному человеку. Ведущему ток-шоу необходимо постоянно поддерживать высокий дискуссионный тонус у всех собравшихся. Этому служат разнообразные формы активизации аудитории. Нередко оживить разговор и даже вызвать у кого то желание подняться на сцену, способен вовремя заданный вопрос. Такую же задачу решает и напоминание ведущего о тех сторонах проблемы, которые пока не были затронуты выступающими. Способны обострить дискуссию и разнообразные художественные и наглядные демонстрации, органически вплетаемые в ткань коллективного разговора. Своеобразный и эффективный способ активизации участников спора – диалог ведущих, коллективно руководящих спором. Они могут дополнять друг друга, задавать партнеру уточняющие или иные вопросы, обращаться к нему за подтверждением тех или иных высказываний и т. п. Ведущим не возбраняется поспорить: ведь их мнения об отдельных частях спора не обязательно должны совпадать. Ведущий не только руководит спором, но неоднократно с различными целями непосредственно включается в нее.
Ведущий ток-шоу берет слово и тогда, когда следует напомнить о правилах публичной полемики. Иногда нечеткое оформление мысли заводит спор в тупик: люди говорят в сущности одно и то же, но сами этого не понимают. В подобных случаях ведущий обязан мягко, тактично, но в то же время решительно наводить порядок.
Завершающее слово ведущего
Для ведущего важно не только удачно провести ток-шоу, но и умело его завершить. Массовые обсуждения очень увлекают людей. Время часто течет незаметно. Но все же нельзя спорить до бесконечности. Здесь регламент своеобразен: Ведущий сверяется не столько с часовой стрелкой, сколько с общим ходом спора и настроением собравшихся. Как правило ток-шоу заканчивают, когда тема достаточно раскрыта и участники спора четко выразили и определили свои позиции. Опытный ведущий распознает этот момент по ряду характерных признаков: страсти заметно утихают, все чаще в выступлениях излагаются одни и те же мысли, разделяемые уже большинством, на поведении аудитории проглядывается явная усталость.
Завершать ток-шоу надо как раз в тот момент, когда подобные признаки стали проявляться достаточно отчетливо. Но если "свернуть" обсуждение преждевременно, проблема не найдет полного раскрытия и разрешения. Поэтому обязательным и чрезвычайно важным элементом любого ток-шоу является заключительное слово ведущего. Здесь он логически завершает коллективный разговор, общее размышление и подводит итоги, а так же кратко оценивать прозвучавшие речи, излагает суть выявившихся разногласий. В оценке выступлений ведущий ток-шоу должен непременно соблюдать осторожность и деликатность. Критиковать надо так, чтобы не нанести ущерб личному достоинству выступающих, не отбить у них желание впредь участвовать в подобных дискуссиях. Формирование на этой основе суммарного вывода, призванного стать общим и окончательным суждением по проблеме. Важно, чтобы такой вывод вытекал из всего хода обсуждения отражал истину, найденную общими усилиями. При необходимости ведущий обязан от своего имени привести дополнительные веские аргументы, подкрепляющие правильную точку зрения.
Ведущий должен быть знающим и эрудированным.