- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 32,48 Кб
Версальский дворец
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Тема: «ВЕРСАЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ»
Казань 2010г.
Содержание
Введение
. Художественная культура Западной Европы в XVII – XVIII веках
.1 Общая характеристика основных тенденций развития художественной культуры в период XVII-XVIII веков
.2 Барокко и классицизм
Выводы по 1 главе
. Дворцово-парковый ансамбль Версаль в культурном поле Франции
.1 История зарождения дворцово-паркового ансамбля Версаль
.2 Версаль в культурном поле современной Франции
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Дворцово-парковому комплексу Версаля принадлежит одно из самых видных мест в истории мировой культуры. Наибольший интерес к Версалю рождала возможность понимания его в качестве совокупности памятников искусства XVII-XVIII веков и разнообразных сведений о придворной жизни эпохи.
Версаль – это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Король-солнце полюбил Версаль сразу. Поначалу его вполне устраивал замок из камня и кирпича, построенный еще его отцом. Замок лишь немного расширили, чтобы разместить все дворцовые службы. В это время Версальский замок использовался как загородный дом, поэтому семья монарха пребывала там недолго, однако и для короля, и для королевы, и для принцессы были выстроены отдельные апартаменты.
Король все больше привязывался к Версалю и вскоре работы по строительству были возобновлены. Людовик XIV решает расширить дворец в сторону садов, построив колоннады, установив статуи и античные колонны. Одновременно появлялись и подсобные постройки.
В 1789 году по требованию парижан король Людовик XVI с семьей оставил резиденцию и возвратился в Париж. Покинутый замок пришел в запустение, и неоднократно подвергался грабежам. В 1837 году Луи-Филипп отреставрировал замок и сделал из него Музей истории Франции. В 1870 году в замке, занятом немцами, происходило коронование немецкого императора Вильгельма Прусского. В 1875 году здесь была провозглашена Республика, в 1919 году – подписано соглашение о мире с Германией.
Среди множества работ по исследованию дворцово-паркового комплекса Версаля можно выделить работу А. Мари «Рождение Версаля». Она изобилует данными архивных материалов, проектами воплощенных и рисунками не сохранившихся до нынешнего времени объектов парка и дворца.
В отечественной практике изучения Версаля особняком стоят труды таких авторов, как Алпатов и Д.С.Лихачев, работы которых послужили теоретической и методологической основой данного исследования.
Актуальность выбранной темы: Дворцово-парковый комплекс Версаля занимает выдающееся место в истории мировой культуры. Однако, ни в зарубежной, ни в отечественной исследовательской традиции не предпринималась попытка осмыслить его целостно, именно как феномен культуры, который объединяет в себе и наивысшие достижения человеческого духа и особым образом организованную повседневную жизнь. Также ее подтверждением служит неугасающий интерес к истории возникновения и грандиозности замысла Короля-солнца в среде ученых разных стран и среди обывателей.
Цель настоящей работы – комплексный – культурно-исторический анализ феномена Версаля как явления художественной культуры Франции на рубеже XVII – XVIII веков.
Объект исследования – процесс зарождения и становления художественной культуры в странах Западной Европы на рубеже XVII – XVIII столетий.
Предмет исследования – история создания и развития дворцово-паркового ансамбля Людовика XIV Шато де Версаль.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
·Определить роль Версаля в истории французской культуры Нового времени;
·Изучить художественно-стилистические и мировоззренческие характеристики Версаля во взаимосвязи с прагматикой придворной жизни дворцово-паркового ансамбля;
·Выявить значения дворцово-паркового ансамбля в культурном пространстве современной Франции.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая и вторая главы включают по два параграфа.
1. Художественная культура Западной Европы в XVII – XVIII веках
.1 Общая характеристика основных тенденций развития художественной культуры в период XVII-XVIII веков
К началу XVII века Ренессанс в художественной культуре Западной Европы исчерпал свои жизненные силы, и прогрессивное общество обратилось к искусству нового типа. Окончательно оформился переход от поэтически-целостного восприятия мира, который был характерен для ученых и мыслителей Возрождения, к научному методу познания действительности. «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование» – таков девиз этой эпохи, провозглашенный Джордано Бруно в преддверии новых свершений. «…характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден и …. противоречив».
На первый план в это время выдвинулась художественная культура пяти стран: Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Искусству каждой из пяти национальных школ были присущи характерные только ей отличительные черты. Однако их многое объединяло и делало близкими, что позволяет говорить о XVII столетии как о целостном этапе в истории искусства стран Западной Европы. Мастера разных по уровню экономического и социального развития стран решали в своих произведениях подчас общие для этого времени задачи.
Искусство Ренессанса воплощало гуманистические идеалы и утверждало культ красоты и превосходства человека. Это касалось как содержания, так и формы произведений эпохи. Перед художниками XVII века стояли совсем иные задачи. Действительность предстала перед ними во всем своем многообразии с множеством острых и порой неразрешимых общественных конфликтов. Картина развития западноевропейского искусства в этот период отличается особой сложностью. Произведения искусства обозначенной эпохи изобилуют всевозможными проявлениями современной авторам реальности. Сюжеты картин на библейские и мифологические темы приобрели черты жизненной конкретики, также получили широкое распространение непопулярные доселе изображения повседневной жизни частного человека и мира окружающих его вещей, реальных мотивов природы. Соответственно общей тенденции сформировалась новая система художественных жанров. Ведущее положение в ней по-прежнему принадлежало библейско-мифологическому жанру, однако в некоторых национальных художественных школах интенсивно стали развиваться жанры, связанные непосредственно с реальной действительностью. Среди них были портреты людей самых различных сословий, эпизоды из быта бюргеров и крестьян, скромные, без прикрас пейзажи, разнообразные типы натюрмортов.
В произведениях мастеров XVII века новое звучание получила передача окружающей человека среды. Фон отныне был не просто заполнением картинной плоскости, а приобрел статус дополнительной характеристики героя или героев картины. Помимо этого возникла новая традиция передачи образов и явлений – в движении и изменении.
Такое масштабное расширение художественного отражения действительности, а также многообразие послужило толчком к возникновению новых направлений в художественной культуре Западной Европы, рождению двух соседствовавших стилей – барокко и классицизма. Стиль барокко господствовал в европейском искусстве между маньеризмом <#”justify”>Формирование новой культуры было неравномерным в разных странах. Так, в Италии продолжали развиваться традиции предшествовавшего столетия. Во Франции его началу соответствовало появление изящного искусства Ватто, а к концу XVIII века характерным стал революционный пафос картин Давида. Испанец Гойя сообщил своему творчеству интерес к ярким и выразительным сторонам жизни. В некоторых областях Германии и Австрии это явление отразилось в области дворцовой и садово-парковой архитектуры. Резко увеличился объем гражданского строительства. Для архитектуры характерным был стиль барокко.
Архитектурный образ отдельно взятого особняка решался теперь в более комфортабельном и элегантном звучании. Так сложились принципы нового стиля в искусстве – рококо, – менее пафосного и более камерного, чем барокко. Новый стиль проявил себя в архитектуре главным образом в бласти декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного. Рококо не был ведущим стилем эпохи, но он стал наиболее характерным стилевым направлением художественной культуры ведущих стран Западной и Центральной Европы в первой половине XVIII века.
Вновь сложившиеся живопись и скульптура несли чисто декоративную функцию и служили оформлением интерьера. Это искусство было рассчитано на чуткого и проницательного зрителя, оно избегало излишней драматизации сюжета и носило исключительно гедонистический характер.
Живопись и скульптура второй половины XVIII столетия характеризуются неподдельной жизненностью образов. Классицизм XVIII века качественно отличался от классицизма века XVII . Он, зародившись вместе с барокко, не просто существовал параллельно с ним, но развивался в противоборстве с этим стилем, преодолевал его.
.2 Барокко и классицизм
дворец версаль культура художественный
В XVII веке в условиях активного развития экономики и искусств Франция приобрела статус образцовой страны абсолютистских форм правления и практичной экономической политики. Благодаря движению Контрреформации Рим в культурном пространстве территориально раздробленной Италии обрел новое значение. В результате этого получило сильный импульс строительство культовых зданий. Начавшийся в этих условиях в конце XVII века новый этап строительства способствовал тому, что немецкие князья ориентировались в своих потребностях на иностранные образцы. В большой степени они испытали влияние французского абсолютизма Людовика XIV. Каждый феодал – как ни мала была принадлежавшая ему территория – копировал свою резиденцию с Версаля, этой жемчужины монарших владений.
Несмотря на то, что для европейской архитектуры XVII – XVIII веков не характерно единообразие и целостность, её принято объединять общим понятием «барокко». Княжеские замки и культовые здания стали первоочередными объектами при строительстве и олицетворяли собой сопротивление Реформации. В 1730-х годах стало заметно ощущаться влияние Просвещения, что незамедлительно нашло отражение в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали небольшие элегантные замки в окружении парков. Это является одной из самых ярких отличительных черт барокко.
Новый стиль призвал на помощь при ведении градостроительных мероприятий красоту окружающей среды, или проще говоря – пейзаж. Пейзаж стал одним из главных компонентов городского ансамбля. Площадь, утратив свое функциональное и демократическое содержание, стала парадной частью города, его украшением. Архитектуру барокко отличает грандиозность, пышность и динамика, зрелищность и сильный контраст масштабов и ритмов.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобрели некоторую живописность и динамичность. Они словно врастали в окружающее их пространство. Интерьеры барокко были украшены многоцветной скульптурой, лепниной, резьбой; зеркала и росписи были необходимы для иллюзорного расширения пространства, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся над зрителем сводов.
В живописи и скульптуре барокко главенствующее положение принадлежало декоративным многоплановым композициям религиозного, мифологического или аллегорического характера, а также парадным портретам. При изображении человека предпочтительными были состояния напряжения, экзальтации и повышенного драматизма. В живописи большое значение приобрело эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре – живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.
Характерные черты барокко – это усложненность планов, богатое оформление интерьеров с неожиданными и эффектными пространственно-световыми решениями, множество кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей, контрастность, напряжённость и динамичность образов, аффектация, стремление к роскоши и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Простоте классических форм барочный стиль противопоставил изощренность в формообразовании. В архитектуре широко применялись элементы живописи и скульптуры, окрашенные поверхности стен.
Мировоззренческие основы барокко сформировались в условиях Реформаци <#”justify”>Архитектурные формы барокко имели своей основой итальянский Ренессанс, но превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь такого строения не была самостоятельной, в отличие от периода Ренессанса. Все части ансамбля подчинены общему архитектурному замыслу, который дополняют оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.
Во Франции стиль барокко выражен несколько скромнее, нежели в других странах. Раньше принято было считать, что здесь барочный стиль вовсе не развился, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда уместно употребить термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец <#”justify”>Изобразительное искусство классицизма стремилось воплотить идею гармонического устройства общества. О сложности изобразительного искусства классицизма отчетливо свидетельствуют конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума. Для художественных форм классицизма характерны черты строгой организованности, уравновешенности, простоты и гармоничности образов.
Желание воплотить благородную простоту и спокойное величие античного искусства в строительстве привели мастеров эпохи к стремлению полностью скопировать античную постройку. Таким образом, то, что у немецкого архитектора Жилли оставалось на стадии проекта памятника Фридриху II, по приказу Людвига I Баварского было осуществлено на склонах Дуная в Регенсбурге и получило название Вальхалла – «Чертог мертвых».
В Германии центрами строительства в классическом стиле стали княжеские дворцы – резиденции, среди них особую известность приобрели Марктплатц (торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт и Людвигштрассе в Мюнхене, а также строительство в Дармштадте. Прусские короли в Берлине и Потсдаме при строительстве также отдавали предпочтение классицизму. Однако к этому времени дворцы уже утратили статус главных объектов строительства, виллы и загородные дома выглядели не менее внушительно и впечатляюще. В сферу государственного строительства вошли здания социального назначения – больницы, дома для слепых и глухонемых, а также тюрьмы и казармы. Вскоре к ним добавились и общественные сооружения, такие как театры, музеи, университеты и библиотеки. Картину дополнили загородные поместья аристократии и буржуазии, ратуши и жилые дома в городах и деревнях.Строительство церквей не являлось отныне первостепенной задачей, но в Карлсруэ, Дармштадте и Потсдаме появились замечательные сооружения, хотя при этом и велась дискуссия, подходят ли языческие архитектурные формы для христианской обители.
В живописи главенствующая роль принадлежала логическому развертыванию сюжета, ясной уравновешенности композиции, четкой передаче объема и светотеневой моделировке формы, использованию локальных цветов.
Четкая разграниченность планов в пейзажной живописи выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть прописан коричневым, второй – зеленым, а третий – голубым.
Для архитектур <#”justify”>Выводы по 1 главе
Стили барокко и классицизм сложились в художественной культуре Западной Европы в период XVII-XVIII веков. Эти два направления в искусстве успешно сосуществовали на протяжении двух веков, развиваясь параллельно и попеременно занимая лидирующее положение или отходя на второй план.
Классицистический стиль в художественной культуре взывал к использованию искусства античного мира в качестве эталона. Зарождение классицизма происходило на этапе буржуазных революций – английской и французской,- что сказалось на характере его формирования и отразилось в особенностях характеристик в рамках национального стиля.
В изобразительном искусстве классицизм преследовал цель воплотить замысел гармонического устройства общественной стороны бытия. Художественные формы классицизма отмечены чертами строгой организованности, уравновешенности, простоты и гармоничности образов.
Характерными чертами барочного стиля стали усложненность планов, пышное убранство интерьеров с эффектными пространственно-световыми решениями, множество кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей, контрастность и яркая динамика образов, стремление к роскоши, совмещению иллюзии и реальности, к слиянию искусств. В пику классическим формам барочный стиль пропагандировал изощренность в формообразовании. В архитектуре было распространено использование элементов живописи и скульптуры, окрашенных поверхностей стен.
Человек в идеологии барокко предстал «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля <#”justify”>2.1 История зарождения дворцово-паркового ансамбля Версаль
Первым отечественным научным трудом, посвященным отчасти изучению Версаля, принято считать изданную в 1916 году «Товариществом М.О. Вольфа» большую монографию В.Я. Курбатова «Сады и парки. История и теория Садового искусства». В ней автор проследил историю развития садового искусства как самостоятельной отрасли творчества. В этом труде представлено устройство всех значительных садов мира и исследование их художественного значения. В книге, изданной в начале XX века, было более 700 страниц.
М.В. Алпатов, С.В. Шервинский и Д.С. Лихачев в своих исследованиях проводили параллель между стилистическими особенностями Версаля и мировоззрением эпохи. В книге А.К. Якимович «Искусство и культура XVII-XVIII веков» ярко и многогранно освещена художественная жизнь Европы <#”justify”>Исследования французских авторов более обширны и познавательны для изучения данной темы. Среди них можно отметить Р. Шнейдера В. Жанеля, монографии которых посвящены творчеству А. Ленотра, и рассматривает его в рамках искусствознания.
Версаль или Дворец короля-солнце до XVII века был деревенькой, затерявшейся среди густых лесов. Именно поэтому местечко это полюбилось Генриху IV (1553-1610), который любил приезжать туда поохотиться. Позже оно было выбрано королем Людовиком XIII для постройки небольшого охотничьего замка. Его сын, Людовик XIV, тоже был любителем охоты, но возлагал на это место более честолюбивые надежды.
В XVII веке Франция стремительно становится сверхдержавой, но ее столица, Париж, выглядит городом до странности провинциальным. Он совершенно не соответствует новому положению Франции в мировом табели о рангах. Не отягощенный сентиментальной привязанностью к Парижу создатель (заказчик) блистательного Версаля король Людовик XIV без особых колебаний принимает решение об устройстве новой королевской резиденции. Строительство дворца было начато в 1661 году и согласно записям тех лет, обошлось стране в «15228287 ливров, 10 су и 3 денье». Вся страна работала на Версаль: более 36 тысяч человек трудились долгие годы, и строительство было завершено при Людовике XVI. В наши дни Версаль по праву считается самым значительным и великолепным дворцово-парковым ансамблем Европы. Грандиозный проект, задуманный и осуществленный волею короля Людовика XIV, должен был утверждать право монарха на абсолютную власть и стать лицом Франции.
Благодаря уникальному сочетанию пространственного размаха барокко и характерной для классицизма рациональности построения ансамбль Версаля сыграл решающую роль в развитии градостроительства и паркового искусства многих европейских стран. В начале 30-х годов XIX века ансамбли Версаля были превращены в национальный музей.
Наследие крупного исторического масштаба в области дворцового и паркового строительства оставил после себя «Век Людовика XIV». Прототипы грандиозных французских парков вернее всего следует искать в роскошных садах при загородных резиденциях римских магнатов XVII века. Еще в первой половине XVII века первый королевский архитектор <#”justify”>Когда с 1661 года молодой Людовик XIV стал регулярно приезжать в Версаль, он, прежде всего, занялся устройством садов. Для этого король обратился к Андре Ленотру, известному в то время парковому архитектору. В 1664 году сады были закончены, и король дает в них свой первый праздник под названием «Наслаждение волшебного острова».
Парк стал жемчужиной Версаля. Необыкновенную красоту и изысканность ему придает широкая обозримость и всеобъемлющий простор. король любил рассматривать, его с балкона дворца, потому что именно оттуда он предстает взору во всей красоте и правильности своего замысла. Непосредственно перед дворцом, словно два блистающих, зеркальных полотна, лежали два бассейна. Планировка парка зачаровывает безупречной чистотой и ясностью форм, и этим разительно отличается от дворца и перегруженного украшениями интерьера.
От центральной террасы парк по наклонной шел вниз в трех направлениях: слева от дворца шла лестница в сто ступеней со стороны Оранжереи; вид замыкала вдали огромная масса воды Швейцарского озера. С этого места особенно красиво смотрелся дворец с его выступами и Оранжерея, замышленная, по всей вероятности, самим Ленотром, с присущими ей величественно простыми формами арок и рустом. Такая величавая ясность и простор был неведом итальянской парковой архитектуре XVII века.
Вправо от центральной террасы уходила тенистая аллея, которая вела к бессейну Дракона и к фонтану Нептуна. По прямой оси от дворца, служившей продолжением улицы от Версаля к Парижу открывалось главное зрелище: от главной террасы лестница спускалась к фонтану Латоны; оттуда начиналась окаймленная деревьями Королевская аллея, шедшая к фонтану Аполлона. Довершением всего служил большой канал, почти сливавшийся с горизонтом. Всей своей протяженностью Версальский парк достигал в длину около трех километров. В летние вечера солнце садилось в Большой канал, совсем как на картинах Лоррена.
Во всем этом нашел материальное воплощение тот математический строй мышления, который в начале XVII века отстаивал Декарт и который впоследствии постепенно охватил все области французской культуры. В дворцово-парковом ансамбле Версаля не было ничего фальшивого, отвлеченного или рассудочного. Характерные для той эпохи формы мышления были воплощены в художественных образах ансамбля. В сущности, в основе Версаля лежала идея уподобления огромного, словно весь мир, дворца и парка сказочному царству логики и порядка, наподобие тех идеальных утопических городов, о которых только на бумаге мечтали зодчие эпохи Ренессанса. Возвышенное значение Версаля было осмыслено его современники и более поздними поколениями, впоследствии сравнявшим Версаль сравнивали с великим гомеровским эпосом.
Версальский дворец и парк были не только пристанищем огромного количества придворных дам и кавалеров, а также просителей и посланников других государств и центром политической жизни Франции. В Версале особое положение занимало скульптурное убранств ансамбля.
Пространство дворцово-паркового ансамбля изобилует статуями, гермами, вазами, богато украшенными рельефами. Все скульптурные композиции Версаля, практически как в готических соборах, проникнута единой идеей. Прославление короля, принявшего титул «Король-солнце», возведено здесь в статус прославления молодости и красоты бога Аполлона, то появляющегося на колеснице из воды, то дремлющего среди нимф в прохладном гроте. Иносказание приобрело размах огромной аллегорической системы. Каждый образ и каждое понятие нашел свое воплощение в лице персонажа древней мифологии или в мраморной статуе в чащи королевского парка. Рекам Франции суждено было быть запечатленными в образе прекрасных нимф или бородатых мужей. Устройство Версаля стало последней попыткой в Западной Европе выражения современных понятий в образах прекрасных античных богов.
Многие дворцы Европы были построены позже по примеру Версаля. Среди них замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, замок в Петергофе, Большой Дворец в Гатчине, и некоторые крупные строения на территории Германии, Австрии и Италии. Император Петр I, восхищенный красотой и величием Версаля, распорядился построить его копию под Петербургом.
2.2 Версаль в культурном поле современной Франции
На сегодняшний день Версаль является самым большим дворцом в Европе, который способен разместить одновременно 20000 человек. На площади Министров в Шато де Версаль бронзовый Людовик XIV величественно взирает на пришедших посмотреть его дворец со своего высокого пьедестала. Четыре миллиона туристов ежегодно посещают резиденцию «короля-солнца». Дворец и парк королей Франции взяты под эгиду ЮНЕСКО в 1979 году как непревзойденный шедевр архитектурного, декоративного, скульптурного и пейзажно-садоводнического искусства
Множество туристических компаний предлагают экскурсии по Версалю. Он собрал под своей крышей различных 150 галерей, салонов, королевскую часовню, театр, королевские покои и королевскую спальню, в которой в восемь утра и около полуночи совершались соответственно церемонии пробуждения Короля-солнце и отхода ко сну. Отсюда можно быстро попасть в Зеркальную галерею с 17 огромными окнами и панно из четырех сотен прекрасных зеркал. Вечером в них отражался свет 3000 свечей, которые горели во время королевских балов и приемов. В 1870 году после проигранной Францией войны с Пруссией в этой галерее был коронован первый германский император Вильгельм I. В 1919 году здесь же был подписан Версальский мир, положивший конец Первой мировой войне.
В Шато де Версаль все грандиозно: огромный парк с необъятным морем цветов, бесконечное множество статуи и бассейны, похожие на большие, лежащие на земле зеркала. Широкие лестницы колоссальны. Парковые аллеи необъятны. И даже летнее солнце, садясь в воды Большого канала, становится декорацией грандиозного версальского ансамбля.
По обширному парку Людовика XIV теперь можно проехать в конном экипаже или на экскурсионном мини-паровозике, который, стартуя от бассейна Аполлона, возит посетителей ансамбля в глубь парка к Большому Трианону. Этот дворец Людовик XIV создавал для своей фаворитки и будущей супруги мадам де Ментенон.
Жемчужиной дворца по праву считают Большие апартаменты, Зеркальную галерею, Большой и Малый Трианон.
Но самое поразительное – фонтаны, удивляющие разнообразием скульптур, которые функционируют по выходным и праздничным дням с мая по конец сентября. Фонтаны, бассейны, каскады синхронизированы с музыкой. А в теплые летние дни по субботам организуются «большие ночные праздники» в бассейне Нептуна, которые поражают гостей дворца иллюминацией, балетом, фейерверком. Регулярный парк бывшей резиденции Короля-солнце-один из самых крупных и значимых в Европе. Он включает большое количество террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры демонстрируют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворце образных сооружений.
С 2003 года Версальский дворец стал объектом одного из проектов под патронажем Жака Ширака – широкомасштабного плана реставрации дворца, сравнимого разве что с проектом Миттерана по обновлению Лувра. Проект с общим бюджетом в 400 млн евро рассчитан на период в 20 лет, во время которого будут обновлены фасад и внутренняя часть Оперы, восстановлена первоначальная планировка садов, а трехметровая позолоченная Решетка короля возвращена во внутренний Мраморный двор. Кроме того, после реставрации туристы смогут бесплатно посетить те части замка, в которые сегодня можно попасть только с организованной экскурсией. Однако в течение ближайших нескольких лет работы будут ограничены только самыми неотложными задачами: чтобы крыша не текла, чтобы не было короткого замыкания в электропроводке и чтобы перебои в системе центрального отопления не позволили дворцу взлететь на воздух, ведь такого в свое время не осмелились себе позволить даже революционеры.
Выводы по 2 главе
В наши дни Версаль – респектабельный пригород французской столицы – является одной из самых значительных достопримечательностей Франции благодаря роскошным садам, где пейзажные композиции известнейшего садового архитектора Андре Ленотра расцвечены многочисленными бассейнами и фонтанами. Этот шедевр садово-парковой архитектуры, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, и по сей день остается неподражаемым и очень популярным.
Имя Версаль связано для людей во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворцово-парковый ансамбль, признанный шедевр мирового наследия – один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества.
То, что совсем недавно версальский ансамбль был взят под патронаж Жака Ширака – яркое свидетельство того, что в наши дни он является не только напоминанием о силе монаршей власти. Шато де Версаль – неотъемлемая часть истории Французского государства, выдающийся памятник не одному виду искусства, но одновременно нескольким, потому что Версаль стал воплощением синтеза разных стилей и художественных методов. Архитектура, скульптура, живопись…резиденция Короля-солнце стала настоящей сокровищницей, вобравшей в себя всю противоречивость и прелесть современной ему эпохи. Труд мастеров всех мастей, огромное вложение капитала, непрекращающиеся круглосуточные работы – все это стоило того, чтобы в XXI веке человечество смогло насладиться безграничной красотой и прелестью Версаля.
Заключение
Версальский комплекс – грандиозный ансамбль, венец архитектурного творения. В архитектуре его запечатлены идеи прогрессивной для того времени централизованной монархии, которая объединила Францию и сделала короля безраздельным владыкой страны. Переоценить значение Версальского дворцового комплекса и его садов для истории мирового зодчества и паркового искусства невозможно. Версаль стал первой официальной резиденцией короля в Европе Нового времени, по образцу которой в дальнейшем было выстроено множество дворцовых комплексов по всей Европе – в Англии, Пруссии, Австрии, Венгрии. В России развитием версальской темы стали дворцовые комплексы и парки в Петродворце, Екатерининский и Александровский в Пушкине, дворец в Павловске и главная резиденция русских императоров – Зимний дворец. История Версаля – это прикосновение к истокам многих выдающихся шедевров, созданных величайшими архитекторами, скульпторами, художниками и мастерами ландшафтного искусства своего времени.
Сегодня Версаль – это застывшая в камне и красующаяся шедеврами паркового искусства захватывающая история Франции и Европы времен четырех Людовиков из династии Бурбонов.
Главная часть Версаля- Большой дворец, с фасадом длиною 576,2 м. В основе композиции Версальского ансамбля лежат три дороги, которые веером расходятся от дворца и ведут к Парижу и королевским дворцам Сен-Клу и Со. Они легли и в основу плана города Версаля, где когда-то селилась знать. Точку соединения этих дорог в почетном дворе отмечает конная статуя Короля-солнце, основателя сегодняшнего грандиозного ансамбля Людовика XIV. Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает эффектная Королевская аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом длиной в 1520 метров. По обе стороны от центральной аллеи расположился громадный регулярный парк, который является четкой сетью прямых дорог с геометрически правильно подстриженными деревьями, нарядными павильонами, фонтанами и декоративной скульптурой. Архитектор отказался от искусственных водопадов и каскадов в стиле барокко, символизировавших стихийное начало в природе. Бассейны Ленотра – чёткой геометрической формы, с зеркальной гладью поверхности. Парк ориентирован по оси «запад – восток», поэтому, когда восходит солнце и его лучи отражаются в воде, возникает удивительно красивая и живописная игра света. Планировка парка тесно связана с архитектурой – аллеи воспринимаются как продолжение залов дворца. Главная идея парка – создание особого мира, где всё подчинено строгим законам. Не случайно многие считают Версаль блестящим выражением французского национального характера, в котором за внешней лёгкостью и безукоризненным вкусом скрываются холодный рассудок, воля и целеустремлённость.
Список использованной литературы
1)Абеляшева Г.В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль.- Л.: Искусство, 1994. – 256 с.
2)Алпатов М., Архитектура ансамбля Версаля, М.: Издательство Академии Архитектуры, 1940 – 106 с.
)А.С. Гривнина. Искусство XVIII Века в Западной Европе. Москва.: Издательство Академии Художеств СССР. 1963. – 74 с.
4)Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество <#”justify”>6)Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI – первой половины XIX века). – М.: Художественная литература, 1990. – 318 с.
7)Волкова Д.В., Новиков А.Ю. Культурология.. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 320 с.
)Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков. – М.: Искусство. 1963. – 479с.
9)Д.С. Лихачев. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 3-е изд., испр. и доп. М.: Согласие, 1998. – 470c.
10)Е.А. Конькова. Версаль. М.: Вече. 2008. – 238с.
11)Елисеева О.Музеи мира. М.: Мир энциклопедий Аванта+. 2006. – 184с.
12)Ионина. Н.А. Сто великих городов мира. М.: Вече, 2002. – 280 с.
)Лосев А.Ф., Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. – 626с.
)Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М.: Логос, 2002. – 320 с.
)Перуз де Монкло Ж.-М. Версаль. М.: Слово, 2001. – 424 с.
16)Сингаевский Вадим Николаевич <#”justify”>19)Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. М.: АСТ. 2004. – 556с.
20)История Искусства Зарубежных стран. Под. ред. Ц.Г. Нессельштраус. М.: Изобразительное искусство. 1982. – 664 с.
. #”justify”>22. www.arthistory.ru