- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,47 Mb
Виды древнегреческого искусства
План
Введение
Архитектура
Скульптура
Театр
Ораторское искусство
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Люди во все времена тянулись к прекрасному. Это одно из самых естественных и древних свойств человеческой натуры.
Можно бесконечно познавать искусство и всегда открывать в нем ранее неизвестные мотивы. Великие творения всякий раз воспринимаются по новому. Они так же неисчерпаемы и непредсказуемы, как человеческие личности.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре, а в особенности древнегреческой с её спокойной и величественной красотой, гармонией и ясностью, которые служили образцом и источником вдохновения для позднейших эпох истории культуры.
Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.
Утвердить тождество красоты, ликующей красоты мира, обретающей в образе человека свое высшее воплощение, – вот, в конечном счете, главная задача греческого искусства. Нельзя не согласиться со словами Маркса, что творения греческих гениев « еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом», ибо их содержание неразрывно связывало идеал красоты с совершеннейшим методом его воплощения.
Ни один народ не обладал в художественном творчестве таким чувством меры, такой мудрой экономией средств, таким ясным сознанием своих этических намерений, как греки. К этим «логическим» качествам греческого художественного творчества следует прибавить постоянную потребность в соревнованиях, в борьбе противоположных направлений. Поэтому греческое искусство обладает гораздо более персональным характером. Ведь каждое произведение греческого художественного гения – каждый храм, каждая статуя, каждая ваза – есть личность, есть воплощение индивидуальной воли своего создателя. Наконец, третье свойство греческого искусства – это тенденция к наглядности, образности и к удивительной пластичности. Действительно, ни один народ не может сравниться с греками в склонности и умении всякую мысль, всякую отвлеченную идею и понятие выразить в наглядном, осязательном образе. Не удивительно, что и теперь еще греческие герои продолжают оставаться для нас образцами человеческой доблести.
Периодизация древнегреческого искусства:
. Искусство гомеровского периода (XI – IX вв. до н.э.)
. Искусство эпохи архаики (VIII-VI вв. до н.э.)
. Искусство классики (V – первые три четверти IV вв. до н.э.)
. Искусство эллинистического периода (конец IV-I в. до н.э.)
В данной работе рассмотрены наиболее интересные виды древнегреческого искусства и достижения того времени.
Архитектура
гомеровский эллинистический древнегреческий зодчество
Одним из достижений Древней Греции была ордерная система. Она представляла собой рациональное соотнесение между несомыми и несущими частями здания, между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ордерная система стала в дальнейшем основным типом архитектурной композиции в Древней Греции. Даже незначительные изменения пропорций и масштабов давали возможность видоизменять весь художественный строй здания.
К числу основных ордеров греческого зодчества относятся дорический, ионический и позднее появившийся коринфский, со сложной капителью украшенной растительным орнаментом.
Позднее, после завоевания Греции, римляне не только переняли большинство греческих строительных приемов, но заимствовали одно из основных достижений греков – ордерную систему. Ордер, однако, не был перенесен ими в свои сооружения буквально. Колонны стали использоваться только в декоративных целях. Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу.
Другим достижением греческого зодчества стали храмы.
Существовало несколько типов греческого храма, но наибольшее распространение получил периптер. Его название означает «со всех сторон окрыленный», то есть окруженный колоннадой. Этот тип здания сыграл выдающуюся роль не только в греческом зодчестве, но и в дальнейшем развитии мировой архитектуры.
Расцвет архитектуры древней Греции начался в V веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах – крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.
Афинский Акрополь является прекраснейшим примером достижения греческих зодчих в храмовом строительстве. Это знаменитый на весь мир ансамбль из нескольких сооружений. Он состоит из парадного входа Пропилей, храма Афины Нике, храма Эрехтейон, и главного храма Акрополя и Афин – Парфенона.
Входом в Акрополь служил Пропилейон, построенный в 437-432 годах до н.э архитектором Мнесиклом. Греческое слово "пропилэа" означает "монументальная парадная башня входа народа", и, конечно же, вход в такое место поклонения, каким был Акрополь, должен был быть монументальным.
Древние греки с восторгом говорили о Пропилейоне и называли его Блестящим Лицом Акрополя.
Строительство Пропилейона так и не было доведено до конца.
Справа от Пропилейона находится храм Ники Аптерос (Бескрылой победы). Это необыкновенно изящное мраморное сооружение было построено архитектором Калликратом. Здание со всех сторон опоясано скульптурной лентой фриза, на котором изображено эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма раньше находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники. Согласно легенде, первоначально она имела крылья, которые затем отрезали афиняне, чтобы Победа всегда оставалась в их городе.
На северной стороне Акрополя возвышается мраморный красавец Эрехтейон, прекраснейшее творение классического искусства, древнейшее место поклонения афинян, построенное в 421-407 годах до н.э.. Именно здесь, как гласит легенда, разрешился спор двух божеств за право покровительства городу. Афиняне в целях их примирения построили два храма – посвященных Афине и Посейдону – под одной крышей.
Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Он представляет собой шесть скульптур прелестнейших девушек, которые поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. Здание состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Её восточная часть, располагающаяся выше, чем западная и посвящена Афине Полиаде. На 12 ступеней ниже находился храм Посейдона. На полу этой части здания, там, где отсутствует плиточное покрытие пола, видны в скале три отверстия – следы трезубца Посейдона.
На самой высокой точке скалистого холма находится венец Акрополя – Парфенон. Великолепное сооружение (имеющее 69,5 метров в длину и 30,9 метров в ширину) окружают 46 десятиметровых колонн. Храм посвящен богине Афины Парфенос (Деве). Он является величайшим памятником древнегреческого искусства. Его создателями были Иктин и Калликрат.
Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей и точный расчет масштабов здания делают его шедевром греческого зодчества.
Впечатление безупречной красоты Парфенона возникает благодаря ясному чувству меры и гармонии, которые проявляются во всем облике храма. Все линии представляются глазу идеально правильными, но это не так. На самом деле Парфенон построен с учетом человеческого зрения. Все это придает архитектурному облику Парфенона удивительную жизненность и неповторимую красоту.
Храм не имеет внутренней декорации, как и большинство храмов древних времен, так как главное внимание древние греки уделяли красоте именно внешнего облика. Поэтому великолепие и величие храмов отражалось в основном на их внешнем облике, а внутри храма находилась лишь статуя божества. В Парфеноне это, конечно же, была Афина – великолепная 12-метровая статуя, выполненная Фидием из золота и слоновой кости.
Внешнее убранство Парфенона богато украшено скульптурой. На его фронтонах, месопах, фризах изображены боги-олимпийцы и герои, сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами, эпизоды Троянской войны и торжественные процессии и многое другое. В скульптуре Парфенона заключен глубокий смысл. В наглядно зримых образах раскрывается величие человека – идея, которая выражена и в архитектуре храма.
В единстве архитектурных форм и скульптурных украшений Парфенона воплощены идеи великой эпохи так цельно и ярко, что и спустя тысячелетия, со следами варварских разрушений, это произведение способно излучать импульсы благородных чувств, пережитых его создателями. Созерцание Парфенона доставляет человеку огромную радость, возвышает и облагораживает его.
Культовые сооружения не были единственным типом построек. В греческих городах строились также каменные здания, укрепления, стадионы, порты и театры.
Среди памятников выдающее место занимает театр в Эпидавре, построенный архитектором Поликлетом Младшим в 360-330 годах до н.э. Писатели древности считали, что ни один зодчий не мог состязаться с автором этого театра. С удивительным мастерством расположены на склоне холма места для зрителей – каменные скамьи, которые вмещали не менее десяти тысяч человек. Сохранившийся до наших дней, театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23м выше ее, отчетливо слышали каждый звук.
Архитектура Древней Греции поражает своей простотой, ясностью форм и композиций, а также глубокой продуманностью. Она несет в себе высокие гуманистические принципы.
Все строения гармонично вписываются в картину окружающей местности. До сих пор многие архитектурные произведения считаются образцами для подражания и поводом для восхищения. Неповторимый отпечаток в душе людей оставил храм Артемиды в Эфесе, именно поэтому он является одним из «семи чудес света».
Скульптура
Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и в другой ведущей отрасли греческого искусства – монументальной скульптуре.
Первыми шагами в ее становлении стал период архаики. Скульптуры того времени достаточно примитивны и представлены двумя основными типами: изображением обнаженного юноши – куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки – коры.
Более поздний классический период, ознаменован великими творениями мастеров, восхищающими нас и по сей день. Это время напряженных поисков, время, когда скульпторы овладевают приемами реалистического изображения человеческого тела, познают выразительные возможности движущейся фигуры.
Одним из величайших мастеров той эпохи является Мирон. Его новаторство заключается в том, что он одним из первых сумел передать в скульптуре ощущение движения. Самая знамения работа Мирона «Дискобол», представляет собой прекрасного юношу-атлета. Сжав в правой руке диск, он наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, что через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Правдивое впечатление движения в искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов: размах, мгновенная остановка перед броском и намек на сам бросок, которые передают различные моменты реально движущейся фигуры. В ней выражено огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры и упругими замкнутыми линиями, очерчивающими силуэт.
Еще одним ваятелем того времени был Поликлет. Его достижение заключалось в том, что с помощью математических вычислений он стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре, и в конечном счете создал образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания.
Свой идеал атлета – гражданина Поликлет воплотил в бронзовой статуе юноши с копьем – Дорифор. В этом образе выражается гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет наиболее ярко выразил в скульптуре идеал своей эпохи – разносторонне развитую, здоровую и цельную личность.
До наших дней «Дорифор» остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.
Третий великий скульптор – Фидий. Множество художественных достижений связано с его именем. По богатству и разносторонности дарования Фидия можно смело сопоставить с величайшими мастерами итальянского Возрождения.
Подлинную славу и широчайшую известность принесла скульптуру колоссальная статуя бога-громовержца Зевса, исполненная для храма в Олимпии около 448 года до н.э. Она достигала тринадцати метров в высоту. «Отец богов и людей» восседал на величественном троне из кедрового дерева. Его лицо, руки и полуобнаженное атлетическое тело мастер сделал из слоновой кости, глаза – из драгоценных камней, плащ и сандалии – из золота. Ниспадающий с левого плеча на колени плащ покрывал чеканные изображения цветов и зверей. Голову статуи украшал золотой венок в виде оливковых ветвей. Золотые волосы и борода волнистыми прядями обрамляли правильное лицо Зевса. В правой руке он держал крылатую богиню победы, в левой – скипетр, на котором сидел орел. Яркая индивидуальность Фидия сказалась в том, что он сумел придать облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании этого великолепного творения. Молва объявила статую Зевса одним из "семи чудес света".
Фидий руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. К его «перу» также принадлежат бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая.
Фидий – один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.
Этот великий художник завершил искания своих предшественников, сделал новый большой шаг в развитии реалистического искусства, заняв первенствующее положение среди мастеров своего времени.
Прекраснейшим представителем поздней классики является Лисипп. Новаторский характер его искусства заключался прежде всего в том, что он стремился приблизить свои образы к реальной действительности, дать их в более конкретной жизненной ситуации. С этим связана и новая система пропорций человеческой фигуры, которую ввел скульптор. В отличие от Поликлета в статуях Лисиппа тело человека стало более легким и стройным.
Поиски Лисиппа наиболее ярко выразились в статуе «Апоксиомена» – юноши, счищающего с себя пыль после гимнастических упражнений. Атлет опирается на левую ногу, правая отставлена назад и в сторону, корпус слегка наклонен вперед и в то же время дан в сильном повороте.
Лисипп заставляет зрителя обойти скульптуру вокруг, чтобы воспринять ее с разных точек зрения. Меняющиеся при этом впечатление помогают получить полное представление о характере сложного движения. Фигура атлета как бы находиться в неустойчивом равновесии. Это «рассмотрение со всех сторон» стало еще одним достижением греческой скульптуры.
В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начинается прилежное копирование статуи прежних времён. Благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники – либо безвозвратно утраченные, либо ещё не найденные.
Появляются такие замечательные произведения искусства, как статуя богини Афродиты, найденная в XIX веке на небольшом островке Мелос. Ее создал мастер Александр около 120 года до н.э. Эта знаменитая ныне статуя вошла в историю под названием Венеры Милосской. Полуобнаженная фигура богини высечена из мрамора, руки ее были утрачены в древности. Ученые предполагают, что в одной руке Афродита держала яблоко, символ острова Мелос, а другой придерживала ниспадающую одежду. Фигура богини с разных точек зрения кажется то гибкой и подвижной, то полной сдержанного покоя. Лицо Афродиты с идеально правильными чертами пленяет ясным спокойствием и поэтической одухотворенностью. В этой статуе слились воедино лучшие достижения греческого искусства. Она рождает чувство светлой гармонии, показывает, какой чистоты и нравственного совершенства может достичь человек.
Скульпторы древней Греции дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений.
Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту – нигде более так не ценился человек, как в древнегреческой цивилизации. Творения скульпторов Древней Греции являются идеалом, каноном для искусства множества более поздних цивилизаций. Не теряет оно своей актуальности и в наши дни, когда формируются новые виды искусства, а общие взгляды на искусство неоднократно пересматриваются и меняются.
Театр
Театр привлекает умы людей. Кому-то хочется сходить на представление после прочитанной книги, кто-то отдает дань культурным традициям, кого-то тянет посмотреть на новые роли любимых актеров. Одно остается неизменным – люди ходят в театр за переживаниями.
Эмоциональный накал сценических постановок тянет людей гораздо больше, чем кино и музыкальные концерты. Оказавшись на спектакле, вы словно погружаетесь в иную атмосферу, становитесь случайным зрителем чьей-то жизни и тихо, затаив дыхание, следите за событиями на сцене.
Первые театральные постановки известны еще с первобытных времен. Наши предки разукрашивали себя природными красками и устраивали настоящие представления.
Первые театральные представления возникли из религиозного празднества в честь Диониса – бога плодородия и вина. В его славу хор исполнял особые гимны – дифирамбы, которые рассказывали о суровых испытаниях, выпавших на долю Диониса, о победах бога над врагами. В этих песнях было много трогательного и смешного, веселого и печального. Постепенно в хоровое пение и пляску вводятся элементы драматизации. Дальнейшее развитие дифирамба связывается с именем поэта Феспида, которому приписывается введение первого актера.
Так из хоровых выступлений родились трагедия и комедия – величайшие достижения не только древнегреческого театра, но и всего мира.
История сохранила пьесы трех великих трагиков древности: Эсхила, Софокла, Еврипида.
В их творчестве оформляется классическая трагедия. Её составными элементами становятся пролог (начало трагедии до первого выступления хора), парод (первое выступление хора), чередование эписодий (диалоги актеров и хора) и стасим (песни хора), эксод (заключительная песнь хора).
Эсхил является основоположником античной трагедии в ее установившихся формах, подлинным “отцом трагедии”. Он вводит второго актера, открыв этим возможность более глубокой разработки трагедийного конфликта и усиления действенной стороны театрального представления. При Эсхиле определилась классическая форма строения трагедии и порядок представления в ней.
Второй великий трагический поэт Афин V века – Софокл.
В трагедиях Софокла выражены гражданские и нравственные идеалы античной демократии эпохи расцвета. Высокое гуманистическое содержание его трагедий, интерес к высвобождению человеческой личности из полисных связей определили драматизацию театральных представлений – появление третьего актера, уменьшение роли хора, увеличение диалогических частей трагедий. С Софоклом связывается также введение декорационного оформления.
Драматургическое творчество Еврипида протекало почти одновременно с деятельностью Софокла, хотя в совершенно ином направлении. К его заслугам относиться то, что он коренным образом трансформировал сущностный аспект трагедии – проблематику и характеры ее персонажей. Еврипид ставит в фокус трагедии столкновение противоречивых человеческих страстей, внутренний психологический конфликт деидеализированных героев. Принципиальная новизна его творчества позволила трагедии сделать огромный скачок в своем развитии – по сути, в его пьесах уже содержатся принципы сегодняшней драматургии, современного театра. В пользу этого свидетельствуют многие обстоятельства.
Древняя аттичная комедия достигла художественного расцвета в творчестве Аристафана. Заимствованную у трагедии структуру она дополняет агоном (состязание персонажей) и парабасой (обращение хора к публике); число актеров в ней не менее трех, расширен (по сравнению с трагедией) и состав хора. В своих сатирических комедиях он подвергал резкой критике зачинщиков войны, хитрых и алчных демагогов, использующих в низменных целях доверие народа, лицемерных вождей из богатой рабовладельческой верхушки.
Герои комедий Аристофана – не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы, ремесленники, рабы. Комедии Аристофана отличались смелостью обличения, что было одной из самых сильных их сторон. Сюжетами комедий Аристофана пользовались Расин, Гёте, Фейхтвангер.
В Греции также существовали представления, во время которых разыгрывались небольшие сценки (чаще всего – импровизация) бытового и пародийно-сатирического характера – мимы. Развитие мима во всех его видах способствовало усилению реалистичных тенденций в античном театре. Широкое распространение в эллинистическую эпоху получил также пантомим – мимический танец, обычно на мифологический сюжет. Он вошел и в жизнь современного общества. На улицах городов часто можно увидеть импровизационное представление мимов.
В эпоху эллинизма возникла новая аттическая комедия, основанная на семейно-бытовых отношениях и личных переживаниях человека. А также в это время впервые появляются актеры-профессионалы.
Театральная культура Древней Греции с ее демократическими традициями оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Широко использовали греческое театральное наследие римляне (особенно на ранних этапах развития), деятели эпохи Возрождения и Просвещения.
Постановка значительных общественно-политических, философских и этических вопросов, насыщенность драматургических произведений идеями патриотизма, внимание к человеку, глубина героических характеров, пробуждающая гражданское сознание зрителей, составляют жизнеутверждающую силу древнегреческого театра.
Ораторское искусство
В наши дни многие стремятся развить свои ораторские способности, и часто люди, используют «мастерство» своей речи для достижения поставленных целей, будь то: политики, журналисты, специалисты – гуманитарии. Но не все задумываются о том, что родиной красноречия считается Древняя Греция.
Именно в античной Греции ораторика достигла тех высот, когда впервые появляются систематические работы по этой теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству.
Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы: в «Илиаде» и «Одиссее».
Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства.
Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает «живое» слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонаций и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь – это всегда искусство.
В Древней Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде – рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, – по крайней мере номинально – было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи.
Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования.
Одно из достижений риторики древней Греции – это умение внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из великих ораторов (Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхин, Филократ) немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы.
Они внесли большой вклад как в теоретический, так и в практический аспект ораторского искусства.
Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия был Горгий. Он впервые использовал симметричное построение фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения.
Очень интересны достижения греческого оратора Лисия. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации, так что последующие поколения ораторов во многом следовали его примеру. Значимы его достижения и в создании литературного языка аттической прозы. Живым и наглядным делает рассказ оратора обрисовка характеров – причем не только изображаемых лиц, но и говорящего лица (например, сурового и простодушного Евфилета, в уста которого вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).
Еще один выдающий оратор, Исократ, создал особый письменный жанр красноречия и открывший эпоху эллинизма в риторике. В своих речах он давал политические наставления, используя их в качестве воспитательного орудия.
Все достижения в ораторском искусстве Исократа перечислить очень сложно, но об одном, самом важном, просто нельзя не упомянуть. Именно Исократом были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей; 2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью; 3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному. Мастер красноречия, Исократ, считался в древности высшим авторитетом: о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах. Его литературное наследие ближе всего стоит к тому, что мы сейчас называем публицистикой.
Величайшим мастером устной, но преимущественно политической речи, стал великий Демосфен. Одной из выдающихся особенностей красноречия этого афинского оратора следует признать ясность и отчетливость мыслей и фразы. Он никогда не произносил пустых, ничего не значащих слов. При этом основная тема никогда не упускалась из виду: каждое замечание имело отношение к вопросу, каждая иллюстрация – к делу. В своих речах Демосфен широко применял тропы, в частности, метафору. Применявшийся им прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие или опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: «смотри и наблюдай», «знайте и понимайте» – способствовало ритмичности и приподнятости слога. Демосфен первый ввел в обычай сопровождать речи жестикуляцией, и первый превратил ораторскую трибуну в драматическую эстраду. Однажды Демосфена спросили, что необходимо для хорошего оратора, он ответил: «жесты, жесты и жесты».
По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, но оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля.
Жанр публичной речи был одним из тех великих достижений древней эллинской культуры, которые не погибли вместе с античной цивилизацией, а продолжали жить, правда, в новых формах, в последующее время. Живое слово было важнейшим орудием христианской проповеди и в средние века. Риторическое искусство Древней Греции легло в основу всей программы гуманитарного образования в Европе во времена Ренессанса и вплоть до XVIII века.
Заключение
Древнегреческая эпоха своими достижениями оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации.
Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно знамениты их величественные храмы, трудно назвать человека, который бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах. Но особенно было присуще эллинам пластическое воплощение чувств. Даже в сложных архитектурных сооружениях греков прежде всего выступает их пластическая основа.
Памятники древнегреческих мастеров – великое человеческое достояние, к которому обращались художники всех эпох и народов. По образному выражению, их искусство подобно ярчайшей звезде, которая давно погасла, но все еще продолжает посылать на Землю свои животворные лучи.
Сюжеты своих произведений греческие художники черпали из необозримой сокровищницы древних мифов. Народная память хранила эти древние сказания, многочисленные варианты которых открывали простор для осуществления самых сложных художественных замыслов.
Бессмертие эллинского искусства определяется прежде всего утверждением величия человеческого духа, органично слитого с красотой телесной.
Так же греческими мастерами успешно была решена одна из величайших задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами и скульпторами, – проблема органической взаимосвязи, синтеза архитектуры и скульптуры. Фронтоны храмов представляли удобное место для больших многофигурных композиций. Статуи естественно заполняли поле фронтона и вместе с тем гармонично согласовывались с его очертаниями. Архитектура и скульптура выступали равноценно, дополняя и обогащая друг друга. В этом проявляется глубокое отличие искусства Греции от древневосточного искусства, где законы монументального зодчества определяли развитие скульптуры, полностью подчиняя ее требованиям архитектуры.
Исключительно сильное воздействие оказало античное, и прежде всего древнегреческое, искусство на древнерусское. Бесспорно его влияние на архитектуру, монументальную живопись и иконы, а также на прикладное искусство Древней Руси через более поздние византийские образцы.
Культура и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, для которых они были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством стараясь постичь сущность эллинских памятников.
Можно утверждать, что среди изученных сейчас культур нет другой, оказавшей более сильное воздействие на человечество в процессе совершенствования им гуманистических основ мира.
Список использованной литературы
1. Аверинцев С.С. Риторика и история европейской литературной традиции. – М.: Школа, 1996.
. Алпатов В.М. Искусство. – М.: Просвещение,1987.
. Ботвинник М.Н., Стратановский Г.А. Знаменитые греки. – М.: Просвещение,1968.
. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции.- М.: Наука, 1972.
. Гнедич П.П. История искусств. – М.: ЭКСМО, 2002.
. Колпинский Ю. Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции.- М.: Искусство, 1970.
. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2 т. 12
. Ривкин Б.И. Малая история искусств. – М: Искусство,1972.
. Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. – М.: Просвещение, 1968
. Томас Кахилл Греческое наследство. – СПб: Амфора,2006.
Приложение