- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,1 Кб
Визуальная семантическая орнаментика в истории культуры
Введение
Во многих областях научного знания существует большой интерес к семантике – системе знаков, которыми пользуется человек, и это характерно только для него. Адаптируя сложившиеся в культуре, искусстве и традиции символы в информационно и современной массовой культуре, для обогащения содержания полученной от предыдущих поколений и создаваемой нами сегодня цивилизации.
В ряду таких систем, символов и знаков нами рассматривается орнамент. Орнамент – как культурный ритуал символической мысли, имеющим распределение по культурно-историческим стилям.
Орнаментальная культура – это место действия символа в ритуале. В орнаменте «символы действуют», чему способствует ритм орнаментальной культуры (как социальная природа биологической функции жизнедеятельности человека) и семантика знаков, которые привносят свое значение, создают знаковое пространство культуры, где одни и те же символы отражают время их действия, а также индивидуальность их восприятия, оценки и понимания.
Роль татуировки в культуре повседневности играет большую роль. Обычай татуирования существовал в Китае, Риме, Иудее, Малой Азии и Древней Европе. В первый период христианства благочестивые люди выводили на теле изображения распятия. До наших дней дошли ритуалы посвящения в мужчину и вступления в брак у африканских племен.
В наше время татуировка превратилась в настоящее искусство. Это целая империя моды со своими законами жанра, бесчисленными журналами, конкурсами
В этой работе будет повествоваться о семантике тела и об орнаментике на теле; истории традиционного нанесения на тело орнамента, татуировок разных стран; о значении нанесения орнаментов и рисунков в современном мире.
Цель: теоретическое изучение роли орнаментальной культуры (татуировок) в культурных традициях
Для достижения цели курсовой работы я поставила перед собой задачи: рассмотреть историческое развитие татуировок; дать краткую характеристику их основных видов; описать выполняемые ими функции в обществе.
Глава 1. Семантика частей тела. Тело-дух-храм
Стоит ли удивляться, что для представителей традиционных культур, к которым, без сомнения, можно отнести и народы давно ушедшей древности, человеческое тело являло собой основу мироздания, ту матрицу, которая порождала организацию мирового порядка.
На определенном этапе общественного развития универсальным становится представление об антропоморфном строении вселенной. Весь мир предстает как огромное человеческое тело.
Стоит ли удивляться, что для представителей традиционных культур, к которым, без сомнения, можно отнести и народы давно ушедшей древности, человеческое тело являло собой основу мироздания, ту матрицу, которая порождала организацию мирового порядка.
На определенном этапе общественного развития универсальным становится представление об антропоморфном строении вселенной. Весь мир предстает как огромное человеческое тело.
Например, о главе олимпийского пантеона богов, Зевсе, древние греки, сторонники религиозного учения орфиков, говорили так: «Одна сила, один дух, могучая основа мира и одно божественное тело, в котором все круговращается: огонь и вода, земля и эфир, ночная тьма и дневной свет… Его голова и прекрасное лицо его – это блестящее небо, и кругом как бы золотые локоны… глаза это солнце и противостоящая луна. Истый царственный дух есть негибнущий эфир. Столь же блестяще у него туловище, неизмеримо, несокрушимое, крепкое, с сильными членами, гигантское; плечи бога и грудь его, широкая спина – это далеко простирающийся воздух… Подошвы его ног – корень земли, мрачный тартар и крайние пределы преисподней. В себе сокрыл он все, чтобы снова на свет многорадостный все извести из лона, являя чудо за чудом» [1, с. 135].
В индийской мифологии из расчлененного тела первочеловека Пуруши возникли не только элементы космоса, но и социальная структура. Так, из его пупа появился воздух, из головы – небо, из ушей – стороны света, а изо рта – жрецы-брахманы, из рук – воины-кшатрии, из бедер – земледельцы-вайшьи, из ног – шудры.
Очень похожие сюжеты можно видеть в скандинавской мифологии, где плоть великана Имира стала землей, «стали кости горами, небом стал череп холодного турса, а кровь его морем» [2, с. 75].
А вот пример совсем далекий от индоевропейской традиции.В китайском мифе вселенная возникает из тела гиганта Пань-гу. Его дыхание стало ветром и облаками, голос – громом, левый глаз – солнцем, правый глаз – луной, его конечности и костяк – четырьмя сторонами света и пятью великими горами, кровь – реками, жилы и вены – дорогами на земле, мясо – почвой на полях, волосы – звездами, растительность на теле – травами и деревьями, зубы и кости – золотом и каменьями, семя и костный мозг – жемчугом и яшмой, пот – дождем и росой.
Мы видим, как очень разные культуры, не все из которых связаны общностью происхождения, используют один образный язык. В этом универсальном для всего человечества тексте все, что относится к верхней части тела и к голове, связано с небом, солнцем, луной, звездами. «Свод черепа» (вполне анатомическое понятие) ассоциируется с небесным сводом. Туловище воплощает землю, ноги (по-видимому, не всегда) «уходят корнями» в нижний мир.
Соответственно, семантика частей тела в представлении архаического человека принципиально различается. И нас не должен удивлять спиралевидный солнечный знак на лице мужской мумии из пустыни Такламакан или «деревья», растительные орнаменты на теле русов.
В «Мифе о вечном возвращении», одной из центральных своих работ, Мирча Элиаде детально проследил цепочку связей между Космосом, домом и человеческим телом. Сделал он это на примере индийской культуры, но близкие представления можно встретить и далеко от Индии.
Религиозный человек живет в Космосе и открыт Миру. Он проживает свою жизнь как таинство. Он должен находиться в месте, где постоянна связь с богами. Его дом – такое место, это микрокосм и фактически храм. Тело человека – такой же микрокосм, оно ритуально воплощает Космос или ведический жертвенник и, соответственно, уподобляется дому. В тексте хатха-йоги говорится о человеческом теле как о здании с одной колонной и девятью дверьми. Кроме того, части туловища соотносятся с элементами вселенной: позвоночник с осью мира (Космический столб или гора Меру), дыхание – с ветром, пуп или сердце – с центром мироздания. Элиаде специально подчеркивает: эти образы равнозначны, и каждый из них открывает путь в иной мир, становясь Вратами высшего порядка. Здесь уже совсем рядом стоят манипуляции с телом. Индуисты верят, что душа улетает через верхнюю точку в черепной коробке. Чтобы облегчить страдания умирающего, разбирают крышу дома.
Назовем некоторые другие важные идеи, связывающие миф с человеческой телесностью.
В мифическом мышлении прежде чем стать индивидуальным, необходимо стать тотальным. Двуполость рассматривается как высшее состояние, она совершенна. Поэтому, в частности, во время обрядов перехода иногда происходит переодевание в одежду другого пола. [4 с. 75]
В общемировом культурном наследии существует категория мифов, герои которых стремятся овладеть секретом телесного бессмертия (в бессмертии души архаический человек не сомневался). Это так называемые мифы орфического цикла, где повествуется о путешествии главного персонажа в ад. Определенная часть таких сказаний явно связана с идеей возвращения в материнское чрево. В качестве характерного примера используется полинезийская легенда о Мауи. В конце жизни культурный герой островов Океании вернулся на родину и увидел спящей Великую Женщину (Ночь). Мауи проник в тело гигантши и уже пытался выйти через ее рот, но в этот момент птицы подняли шум, и великанша сжала зубы. Мауи погиб, поэтому человек смертен. Если бы он совершил путь через тело своего предка, люди обрели бы бессмертие.
Мотив спуска в лоно Матери-Земли (то есть в ад) связан в первобытном представлении с образами женской агрессивности, сексуальности и даже материнской прожорливости. Он возникает во многих частях света и, надо сказать, иногда такие путешествия заканчиваются благополучно для героев (особенно если образ женщины заменяет морское чудовище). Это можно сказать о действующих лицах финского эпоса Вайнямейнене и Ильмаринене, библейском Ионе.
Еще один внешний аспект агрессивности, привлекавший внимание древних – демонстрация внутреннего жара и магического исступления. Люди, способные демонстрировать такие изменения, воспринимались как сверхъестественные существа, например, ими были шаманы или берсерки. Если человек вел себя как бешеный зверь, неважно волк, медведь или леопард, в нем воплощалась высшая религиозная сила.
Человеческое (или антропоморфное) тело как исходный объект для созидания различных явлений – это мотив, неоднократно рассмотренный в работах М. Элиаде. В частности, логика, лежащая в основе жертвенных ритуалов, по М. Элиаде, соотносится с представлениями о неизбежной реализации насильственно прерванной жизни в другой форме.
Поэтому на полях кровопролитных сражений вырастают розы или шиповник; из крови Аттиса – фиалки; из крови Адониса – розы и анемоны; из тела Осириса – пшеница, растение маат и другие травы; поэтому кровавые культы мезоамериканских индейцев призваны обеспечить плодородие. Смерть бога (часто представленного в ритуале человеком) была связана с повторением космогонического акта, причем растение выступало как символ возрождения жизни. Исходя из этих представлений, кровь, как и любая другая субстанция человеческого организма, священна, а манипуляция с телом или его частями может иметь последствия в изменении структуры мира.
Кровь выступает как универсальный символ силы и оплодотворения. Не случайно в Австралии, как и во многих других местах, посвящаемых новичков окрашивали красной охрой или просто обмазывали кровью. У австралийцев Дийери неофитам вскрывали вены, чтобы одарить их смелостью. В племенах Караджери и Иштимунди давали попробовать вкус крови. По словам Л. Леви-Брюля, большинство народов мира отдает предпочтение красной краске.
Показательна история Осириса – бога производительных сил природы, царя загробного мира. В пантеоне египетских богов он стоял очень высоко, будучи старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Замысливший погубить Осириса его брат Сет разрубил его тело на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Но жена Осириса Исида собрала их воедино и погребла. Оживший Осирис не захотел остаться в мире людей.
1.1 Управляю телом – управляю мирозданием
Раз тело – матрица вселенной, меняя его, можно изменить порядок вещей. Или, скорее, сохранить, ведь, как мы убедились с помощью признанных авторитетов, человек дописьменной, архаической культуры весьма консервативен. Он готов на любые страдания, лишь бы поддержать изначальный закон бытия, каким он себе его представляет.
И вот крупнейший специалист в области обрядов перехода Арнольд Ван Геннеп пишет, что с человеческим туловищем обращаются как с куском дерева, надрезая и нещадно «исправляя» его: «выступающие части могут быть отрезаны, ровные поверхности изогнуты».
Этологи говорили о членовредительских манипуляциях с телом как о некоем смещенном продолжении инстинктивных эмоциональных действий. Но знаки от многих операций остаются навсегда, мало того, они превращаются в самодостаточную ценность, в неподвижный и неизменный мнемонический символ. Попробуем в самом общем виде понять, какую смысловую нагрузку они несут, поддерживая прочность мировой конструкции.
Мы некоторое внимание уделили природному языку тела. Теперь можем убедиться, что в момент испытаний те органы, которые играют особую роль в процессе социального общения, подвергаются особо интенсивному воздействию.
Зубы, элементарно нужные нам для поглощения пищи, часто подвергаются портящим их процедурам. В разных традициях их выбивали, подпиливали, чернили, инкрустировали. И если демонстрация здоровых зубов – проявление агрессии, то какую цель преследовали эти процедуры?
Мимика рта, положение верхней и нижней губы тоже прямо связаны с угрозой. Перфорации, инкрустация, татуировки в этой области способны либо усилить, либо смягчить выражение свирепости.
Последствия процедур в нижней центральной части лба концентрируют внимание окружающих, призывают к серьезности.
В общем, нужно признать: создание неизгладимых знаков помогало регулировать отношения между людьми, облегчало процесс общения. В каких-то случаях эти освященные мифом символы помогали умерить агрессию, в других – наоборот, демонстрировали силу. Скорее всего, последний мотив был более характерным для мужчин, с их обязательной системой распознавания «свой-чужой». Но, самое главное, ритуалы посвящения, во время которых наносились несмываемые метки, создавали четкую иерархию и сплачивали членов группы. Так, управляя своим телом, люди действительно управляли мирозданием – точнее, миром родовой общины.
татуировка культурный символический традиция
Глава 2. Татуировки в культурных традициях
2.1 Значение и история
Предположительно слово «татуировка» произошло от полинезийского «татуа» – «рисовать». По мнению ряда исследователей, оно соответствует явайскому корню «тау», переводящемуся как «рана», «раненый». По другой версии, слово «татуировка» происходит от таитянского «та» – картинка, «ату» – дух. Говоря об определении татуировки как таковой, следует признать наиболее удачной формулировку Л. Мильяменкова: «…татуировка – это искусственное нарушение целостности кожного покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью получания стойких, не исчезающих рисунков или иных изображений…». [5, c. 21]
Первоначально тело просто размалевывали красками. Художники каменного века, расписывая кожу, оперировали красками семнадцати различных цветов и оттенков. Тела размалевывали для отпугивания злых духов и врагов, для украшения, для подчеркивания общественного положения и ранга, а также в культовых целях.
Однако эта живопись была очень непрочна. Поэтому возникла потребность в способе, позволяющем создавать узоры, сохраняющиеся на коже длительное время.
Вначале появилась татуировка рубцами, которая и поныне применяется у отдельных темнокожих племен на островах Океании. Ведь синие татуировочные знаки на темной коже незаметны.
По мнению Л. Штернберга, самый первобытный инструмент для татуирования – природное острие колючки. Для создания сложных рисунков уже нужны другие приспособления, состоящие из соединенных в ряды остроконечников.
Краску втирают рукой по свеженаколотому месту или работают уже окрашенным инструментом, предварительно погружая его в соответствующий раствор. Материалом для красителя могли служить угольный порошок, разведенный в воде, сажа от домашнего очага; позже – порох. [8, c. 98]
Полинезийцы татуировались, наносив сперва на кожу образец. Затем художник обмакивал прикрепленный к палочке акулий зуб в краску и вгонял ее под кожу своему пациенту по контуру нанесенного рисунка при помощи маленького, деревянного молоточка.
Манипулирование с телом в древности – неотъемлемый атрибут человеческой культуры.
Источниками знаний о древних татуировках являются:
·мумии – некоторые татуировки наносились очень глубоко, например, выжигались. Тогда они могли задеть даже кости.
·письменность – некоторые авторы прошлого обращали внимание на обычаи своих современников из других племен.
·предметы изобразительного искусства, дошедшие до нас из глубины веков, тоже могут многое сказать о распространенности татуировок.
По религиозным представлениям древних египтян сословная лестница сохраняется и после смерти, так что татуировки могли являться неким "документом", подтверждавшим прижизненный статус их владельца.
В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний была татуировка на лице. В качестве кары преступникам за первое преступление наносили горизонтальную линию через лоб, за второе – дугообразную, а за третье – еще одну – в результате получался иероглиф ИНУ – "собака". В Японии в древние времена татуировка имела исключительно ритуальный характер, позже стала знаком принадлежности к определенному сословию. Европейцы, впервые ступившие на японскую землю, были немало удивлены тем, что тела аристократов обоего пола были буквально усеяны изображениями фигур богов и полубогов.
В древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян. Древние греки "метили" татуировками вражеских шпионов, в то время как римляне использовали специальные татуировки для "клеймения" бандитов и рабов.
Человек прежних времен выставлял все свои титулы пред лицом всех на своем собственном теле. Мотивом для нанесения татуировки могло служить: достижение привлекательности в глазах представителей другого пола; придание себе угрожающего вида или, напротив, слияние с окружающей средой в целях самозащиты; для общения с представителями своего и других сообществ.
Представители племен старались отметить чем-либо свою индивидуальность, указать свое происхождение, похвалиться своими славными деяниями, удовлетворить своему тщеславию и утвердить свою славу на веки в памяти людей.
Причины для расписывания кожи могли быть и иными, например, носящие траур жертвовали добровольно частью своего тела в честь друга или родственника, отошедшего в вечность, либо с той целью, чтобы последовать за ним хотя бы одною частью своего я, либо для того, чтобы сделать себе благосклонным дух усопшего, витающий над его очагом.
Многообразие традиций татуировки затрудняют ее интерпретацию. В некоторых племенах татуировки наносили только представителям одного пола, в других – были приняты разные знаки для мужчин и женщин, в-третьих – общий племенной знак. Иногда татуировка была знаком профессии или конфессиональной принадлежности.
Татуировка остается навсегда. Она говорит окружающим о принадлежности какому-то сообществу. Знаки на теле могут отражать высокий социальный статус своего владельца, являясь элементом престижа. Но они же могут свидетельствовать о наказании и унижении.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.
Чаще всего процедуры внешнего воздействия применялись при прохождении так называемых ритуалов перехода, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины, принятии в мужской союз, вступление в брак или переселение из этой жизни в загробный мир.
Татуирование женщины в традиционном обществе играло особую роль, символизируя ее выносливость и плодовитость. Имея большое социальное значение, татуировка указывала на принадлежность женщины к определенной общественной группе. На это указывало и место нанесения татуировки. Знатные женщины наносили ее на руки – от плеча до запястья, рисунок же на лице был признаком низкого происхождения.
2.2 Традиции маори. Татуировка тела и лица
Та-моко – татуировка тела и лица, является одной из древнейших культурных традиций маори, пришедшая в их историю на первых шагах развития народа. Основное отличие от обычной татуировки заклучается в том, что та-моко наносится на кожу с помощью специального зубила, «ухи» (маори uhi), а не посредством игл. В результате кожа теряет свою гладкость, и на ней появляются углубления.
Эта техника была заимствована маори в Восточной Полинезии, где находилась их прародина, поэтому использовавшиеся инструменты и методы татуирования были схожи с теми, что встречались в других частях Полинезии.
Некоторые полинезийцы покрывали татуировками все тело, казавшись одетыми, хотя на самом деле были совершенно голы. Умение добиться такого эффекта считалось признаком высшего мастерства художника. Такой сноровки достигали отнюдь не все татуировщики. [10, C. 267]
Лицо – всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Маори носят на лицах маскообразные татуировки – Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат постоянной боевой раскраской, а также показателем доблести и общественного положения их обладателей. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. [6, c. 10]
2.3 Морские татуировки
Европейские моряки стали татуироваться лишь со времен открытия Южных морей и Полинезии. Этот обычай они переняли у островитян.
Поначалу не каждому матросу хотелось оставлять у себя на теле татуировки. Одни считали это слишком болезненным, другие опасались, что татуировка сможет оказаться ордером на арест, начни их разыскивать блюстители закона. Вскоре, однако, рисунки на коже вошли у моряков в моду. Дело зашло так далеко, что на матроса без татуировки смотрели как на неполноценного.[7, c. 227]
Такую популярность татуировки получили во многом из-за суеверия моряков. Они считали этот знак гарантией того, что в море с ними ничего не случится. Некоторые рисунки, по их мнению, могли ускорять бег корабля, возвращающегося на родину. Символами морского счастья были также якорь, спасательный круг и дельфин.
Смысл других рисунков на теле, например черепа с костями, земного шара, птиц, насекомых, драконов и так далее, не поддается однозначному толкованию. Из рисунков кораблей особым спросом пользовались трехмачтовики, так как тройку считали счастливым числом. Если, случалось, заказывали четырехмачтовик, то требовали, чтобы на заднем плане, по крайней мере, был виден маяк. Он гарантировал счастливое возвращение на родину. Нередко над ним размещалось выражение: «Прочь от скал!»
Многие сюжеты косвенным образом способствовали удаче. Им приписывали власть над судьбой. Матросы, татуировавшие распятие на всех частях тела, были убеждены, что в случае кораблекрушения ни одна акула не осмелится не то что съесть татуированного, но даже попробовать мизинец на его ноге. Устрашающее действие должны были оказывать также и змеи. [6, c. 232]
Роза считалась знаком любви. Популярны были сочетание креста, якоря и двух объятых пламенем сердец, а также изображение матроса, целующего развевающееся знамя и нежно обнимающего девушку. Эти сцены олицетворяли расставание и встречу.
Женщины, изображенные на бедре, руке или груди, почти всегда были обнаженными. Исключением являлся рисунок маленькой морячки, изображенной вместе с трехмачтовиком на заднем плане и изречением «Счастливого пути!»
С тех пор как человечество начало подвергать себя опасностям в море и в чужих странах, изображение женщины стало также и символом богини удачи – Фортуны.
Глава 3. Традиции и современность
Сегодня татуировка претендует на гордое звание искусства. Видимо, её следует поместить в разряд изобразительных искусств, ведь она создаёт изображения. Однако тут возникают некоторые сложности.
Искусство по своей природе публично. Оно взыскует аудитории. Если мы говорим об изображениях, то они предполагают существование зрителей.
При этом общение зрителя с предметом искусства должно быть вырвано из контекста обыденности. Необходима специальная атмосфера, в которой зритель и произведение вступают контакт, – для того, чтобы возникло понимание. Произведение искусства несёт особую семантику, именно в этом его ценность, и наличие этой семантики обычно подчёркивают. Даже современное искусство, оперируя обыденными предметами, пытается вложить в них дополнительные смыслы. Зритель должен либо о чём-то задуматься, либо что-то почувствовать. Если этого «специального сообщения» нет, то нет и искусства. Когда картинка просто мелькает перед глазами – вряд ли это что-то большее, нежели дизайн.
Предназначена ли татуировка для публичной демонстрации? И да, и нет. Она может быть выставлена на всеобщее обозрение, а может быть спрятана под одеждой. Но если она и выставляется напоказ, это оказывается односторонним действием.
Высказывание индивидуально. Массив высказываний поддается статистическому обобщению, но не логике внутренней жизни. Поэтому в мире тату существует мода, но весьма проблематично со стилями.
Конечно, апологетам тезиса о том, что тату это искусство, хотелось бы оперировать понятием стиля. Даже делаются попытки выделить такие стили:
·традиционный (custom tattoo) – это простенькие рисунки, выполняющиеся немногими цветами, контуром, без теней – как это издавна делали, например, моряки. Сегодня такие наколки делаются в китчевом ключе – с усмешкой, «по приколу». Иначе, зачем делать примитив, когда можно выколоть себе целую картину.
·Трайбл (tribal – букв. «племенной», «родовой») – угловатый орнамент чёрного цвета, характерный для племенных татуировок многих примитивных народов. Картинка получается очень броской, а угловатость делает её агрессивной. В трайбле сегодня выкалываются и различные фигуры (например, драконы), которые складываются из чёрных угловатых элементов.
·Celtic (кельтский) – сложное переплетение линий, в узор которого часто включаются изображения животных или птиц (традиционные – волк, пантера, орёл, черепаха – тотемные животные).
·Японский – цвета, цветы и обязательные драконы.
·Биомеханика – изображение всякого рода механизмов в сочетании с биологическим материалом (классика – рука Терминатора), различных мутантов, инопланетян или частей человеческого скелета (череп, кисти) с непропорционально увеличенными костями, зубами и т.д.
·Black gray – художественная татуировка с помощью объёмов и полутонов.
В принципе, можно поименовать множество стилей, но на практике стили не выдерживаются. Реальная татуировка сочетает различные элементы. Носитель татуировки в первую очередь заботится не о выдержанности стиля изображения, а о содержании своего визуального «послания».
Можно выделить следующие семантические группы татуировок:
·татуировки-символы. Фанаты накалывают себе предмет своего фанатизма – названия и знаки любимых команд, портреты вождей, флаги, религиозные символы, – разнообразие тут поистине безгранично. Сюда же можно отнести татуировки на память.
·Магические татуировки. Функции такой татуировки могут быть различны – это и охранение от несчастий (тема оберега всё более популярна в мире, стремительно забывающем своё христианское прошлое), и призывание всяческих благ, для чего используются как традиционные символы, так и восточные (как правило, китайские) иероглифы соответствующего значения – «любовь», «деньги», «счастье».
·Эротические татуировки. В принципе, они тоже магические – соответствующие изображения, по мысли тату обладателей, должны повысить их сексуальную привлекательность.
·Декоративные татуировки – узоры «для красоты» или «для прикола».
·Слоганы. – Человек, который что-то очень хочет сказать и при этом считает, что его обычно не слышат, может использовать своё тело в качестве СМИ. Это не очень распространённый случай, так как обычно такие татуировки вызывают улыбку.
·Устрашающие татуировки. Это скрытый вариант публичного высказывания. Человек не рискует написать открытым текстом «я крут» или «я опасен, не подходи ко мне» – он понимает, что это будет смешно. А вот если выколоть на открытом участке тела какую-нибудь гадость, это действительно будет отпугивать.
Заключение
Татуировки – важная часть общемировой культуры. То появляясь, то исчезая, то возрождаясь вновь, искусство татуировки проходит через всю историю человечества от древнейших египетских захоронений, до наших дней.
Точно так же, как в мире нет двух совершенно идентичных живых существ, так же нет совершенно одинаковых изображений в рисунках, украшавших тала наших предков. И если тенденции развития различных человеческих рас сходны, то разные народы в обрядах раскрашивания тела вносили свои собственные особенности. Они касаются как мотивов, так и характера изображения орнаментов, фигур и символов. [9, c. 5]
Каждый народ вносил что-то неповторимое, что обогащало и сформировывало современную культуру украшения тела. Эта культура в наши дни стала интернациональной благодаря стремительному развитию средств коммуникаций и взаимопроникновению культур разных народов.
Тем не менее, знания национальных особенностей того или иного народа применительно к татуировке позволит теперь уже на новом уровне в эту же интернациональную культуру внести колорит и очарование художественных традиций своего народа.
Татуировка является сходным способом изменения тела, средством идентификации с социальной группой.
Данная форма искусства выполняет множество различных функций. Она может защищать своего владельца, показать его социальное положение, дать определенные привилегии и престиж, приносить удачу. Или же напротив – быть клеймом преступнику или приверженцу другой веры. Татуировка является непременным атрибутом обрядов перехода, посвящения, вступления в брак и других.
Археологические раскопки доказывают, что татуировки были распространены практически по всему миру.
Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Именно племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату – от рождения до смерти
Библиографический список
1.Художественная культура: учебное пособие. – Москва: «Академия», 1997.
2.Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. / пер. с англ. Тихомиров В.Г. – Москва: художественная литература, 1975.
.Элиаде, Мирча. Миф о вечном возвращении: / М. Элиаде; пер с фр. Е.А. Морозова. – Москва: Книжный дом, 2002.
.Геннеа, Арнольд ван. Обряды перехода. Системное изучение обрядов: / Арнольд ван Геннеа; пер. с англ. И.С. Анофриева. – Москва: Восточная литература, 1999.
.Мильяненков, Л. Антология преступного мира / Л. Мильяненков. – Москва: Москва, 1991.
.Медникова, М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник./ М.Б. Медникова. – Москва: Языки славянской культуры, 2007.
.Ханке, Х. На семи морях. Моряк, смерть и дьявол. Хроника старины./ Х. Ханке. – Москва: Мысль, 1989.
8.Штернберга, Л.Я. Первобытная религия <#”justify”>10.Леви-Стросс, Клод. Структурная антропология: Клод Леви-Стросс; пер. с фр. В.В. Иванов. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001.