- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 38,56 Кб
Вологодское и вятское кружево
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО, НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Курсовая работа на тему:
Вологодское и вятское кружево
Работу выполнил: Бушнев В. Ю. студент 2 курса
факультета искусств (заочное отделение)
Работу проверила:
Валькеви.С.И
кандидат педагогических наук,доцент
Шуя 2016 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Вятское кружево
.1 История вятского кружева
.2 Школа кружевниц
.3 Известная кружевница
.4 Техника плетения и отличительные особенности вятского кружева
Глава 2. Вологодское кружево
.1 Вологодское кружево как вид русского кружева
.2 История вологодского кружева
.3 Развитие кружевного промысла на Вологодской земле
.4 Кружево как неотъемлемая часть отделки к платьям и белью
.5 Стилистические особенности вологодского кружева
Заключение
Список лютературы
Введение
Кружево – текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё); изделие может быть целиком изготовлено из кружева – платье, блуза, шаль, пелерина, шарфик, перчатки, накидка. Кружева широко применяются в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок (тюлей), постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников. Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла (ремесла). Узорное ажурное изделие самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства.
Кружево, представляющее собой ажурный орнамент, созданный путем переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканной основы, появилось в странах Западной Европы на рубеже XV-XVI веков. Традиционно родиной кружева считается Италия. Именно там процветала ажурная вышивка – шитый узор по разреженному полотну. Собственно она и стала предтечей кружева, которое в свою очередь позаимствовало у нее орнаментальные мотивы в виде геометрических фигур, цветов, розеток.
В понятие «кружево» включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, и вязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых – шитое и плетеное. Третий представляет другой технический вид – вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства. Первое кружево имело довольно образное название – стежок в воздух. Тканной основы у него не было. Мастерицы накладывали толстую нить на контуры рисунка, изображенного на пергаменте, и прикрепляли его мелкими стежками, а затем пространство внутри контуров заполнялось петельным швом. Некоторые узоры вышивки соединялись между собой тонкими связками, также сделанными петельным швом. После завершения работы получившееся кружево отделяли от пергамента с нарисованным узором.
Кружево – искусство европейское. Когда оно появилось? Без применения металлических булавок сложные и тонкие изделия выполнить невозможно, а булавки стали известны с середины XVI века, вероятно, с этим временем и следует связывать его возникновение. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться родиной кружева.
Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен». Творческие находки русских мастериц настолько самобытны, что вошли в общую историю культуры под названием «русское кружево». Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.
Рукодельное кружево различают по технике исполнения и по месту производства.
По технике исполнения кружево бывает плетеным, шитым, узелковым или вязаным, а также с наложением одного кружевного рисунка на другой. Плетеное (на коклюшках), шитое (игольное, хардангер), узелковое (макраме, фриволите), вязаное (на спицах, крючком). Производство кружев развито в таких странах, как Бельгия, Мальта, Россия, Турция, Франция и Италия.
В данной курсовой работе я буду рассатривать два вида кружева, вологодское и вятское, оба этих вида производится в России и на коклюшках.
Глава 1. Вятское кружево
.1История вятского кружева
До сих пор нет точных сведений, о том, в какое время кружево появились на Вятской земле, как и откуда оно пришло. Бытует предание, что в начале ХVIII века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии и женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был направлен мастеровым по кораблестроению в Воронеж, однако за провинность попал в немилость и чтобы избежать казни бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотничьему делу, а жена занималась плетением кружев и обучала этому промыслу местных женщин.
В конце ХVIII – начале ХIХ века существовало на Вятской земле и кружево крестьянское, которое плелось из домашней пряжи без сколков простым рисунком. Украшали таким кружевом полотенца и дарили в качестве свадебного подарка.
В середине ХIХ века кружевом начали украшать свою одежду представители дворянства и состоятельные горожане. В Кукарке к 80-м годам ХIХ века кружевоплетением занимались уже более 500 женщин. Плели они кружево по готовым сколкам, самостоятельно составлять рисунки умели лишь немногие.
В 1890-е годы кружевоплетение на Вятке получает широкое распространение. Стремясь помочь кустарям, перспективами развития промысла заинтересовалось Вятское земство. В это время активно создаются школы кружевоплетения, издаются для мастериц альбомы с рисунками и сколками кружев.
Купцы активно торговали вятским кружевом на ярмарках, его везли и вниз по Волге, и вверх по Каме. Знали кукарское кружево в Самаре, Саратове, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Петербурге. Через Дальний Восток кукарское кружево шло в Японию, охотно покупали его также в Англии, Франции, Голландии, Швеции, США.
Плетут кружева коклюшками – маленькими деревянными палочками попарно. Про кружево говорят, что оно сплетено из 8, 12, 20, 40 и более пар. В настоящее время все кружева создаются преимущественно двумя способами – парной и сцепной техниками плетения.
Парной исполняются мерные кружева – прошва, край, различные оплеты, мелкие узоры, или, как говорят мастерицы, мотивы. Мерное кружево выплетается большим количеством пар коклюшек. Узор парного кружева состоит из простейших ритмично повторяющихся геометрических фигур разной плотности.
Покрывала, скатерти, занавески, дорожки, салфетки, накидки, воротнички, отделки к платью – так называемые штучные изделия – выплетаются сцепной техникой. Плетутся они тоже парами коклюшек, но все изделие еще при подготовке сколка делится на части, сообразуясь с рисунком.
Но самое известное изделие вологодских кружевниц бесспорно скатерть "Снежинка" (автор В.Н. Ельфина), ставшая визитной карточкой всего кружевного промысла. И не случайно именно ей обязано своим названием кружевное объединение "Снежинка", созданное в Вологде в 1964 году и остающееся центром кружевного производства до наших дней. Сейчас тут трудятся сотни кружевниц, продолжая создавать из тончайших нитей изысканные кружевные узоры. Ведь кружево даже в наш компьютерный век остается все также востребовано.
Слобода Кукарка издавна сложилась как один из главных торговых центров юга Вятской губернии изделиями народных промыслов. Более трети населения Кукарки было отнесено к категории кустарей. Да это и неудивительно: земли здесь малоплодородные, и крестьяне постоянно искали дополнительный заработок. Мужчины занимались скорняжным и валяльным делом. Многие добывали известняк – опоку, как его здесь называли. Женщины в Кукарке в основном плели кружева. Отсюда увозили изделия во многие уголки России и за границу, отсюда шла слава о вятском кружеве.
Примерно в 1840-е годы сюда попало сцепное кружево из Великого Устюга, то есть вологодское. Опытные мастерицы сумели его воспроизвести. В первый раз встретившись со сколками и сканью, освоившись понемногу, стали сами варьировать рисунки.
Такое кружево находило сбыт и за пределами губернии. К началу 1870-х годов кукарское кружевоплетение по объему обогнало вологодское, и заработки кукорянок были выше, чем у вологжанок.
Такое кружево по объему обогнало вологодское, и заработки кукорянок были выше, чем у вологжанок.
Московская политехническая выставка 1872 года впервые обратила внимание посетителей на это новое явление – кукарское кружево.
На Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве в 1882 году появились уже разнообразные кружевные изделия из этого центра: воротнички, галстуки рукавнички, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и другое мерное кружево. Плели из льняной из черной шелковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок. Из хлопчатобумажной нити плели с отделкой красной и синей, но мало, по желанию заказчика.
Распространение кукарского кружева получило через скупщиц. Количество мастериц указывается в печати с такими колебаниями (то шестьсот восемьдесят две, то двести), поэтому доверять таким данным трудно. Собственных традиций в местном кружевоплетении не было: его художественному стилю не на чем было формироваться. Поневоле кружевницы шли по пути заимствования, не придерживаясь какой-либо одной традиции: то это ярославский узор, то ростовский, то торжковский, то даже елецкий. Именно в Кукарке привились, а частью именно здесь были созданы в начале XX века те новые сцепные узоры, где намечается тяга к менее условным растительным формам, с одной стороны, и облегченным фонам – с другой. Элементы в них соединяются не столько решетками, сколько изломанными стеблями или как повернутыми цветочными мотивами, что они сами образуют единую связь фигур. Именно за свою «проемность» наиболее принят был фон «ростовский крест». Кукарское кружево отличается обилием этих новых рисунков и новыми техническими приемами. В частности, в нем очень часто применяется пересечение полосы полотнянками. Она составляем настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.
Техника кружева везде одинакова, но плетут в каждой области по-своему. Поэтому и различается кружево кукарское, вологодское, рязанское. Отличается кружево друг от друга художественными приемами. Кукарское кружево разнообразно в плетении валюшки. Нигде, кроме кукарского кружева не разрабатываются так богато и решетки – они могут быть со звездочками, ромашками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решетки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность. Решетка помогает основному рисунку-орнаменту. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые придают изделию ажурность, легкость, красоту.
Используя разнообразные техники плетения, кружевницы создают интересные разработки растительного и цветочного орнаментов. Полет фантазии мастериц поистине неудержим. Вот где душа народа раскрывается полностью во всей ее красоте и многогранности.
Сегодня, как и раньше, для создания ручного кружева требуются всё те же нехитрые предметы. Деревянная подставка из двух перекрещивающихся рам необходима для поддержания подушки-бубна – небольшого по размеру, туго набитого опилками валика с ровной поверхностью. Наволочка бубна шьется из светлой ткани, чтобы не испачкать кружево. Назначение бубна – держать прикрепленный к нему рисунок будущего кружева – сколок. Основные инструменты мастерицы – маленькие деревянные палочки с круглой головкой на конце – коклюшки. Их точат из березы или вереса – у них «звон приятнее». Коклюшки используют парами, наматывая одну нить сначала на одну коклюшку, а потом на другую. Во время работы коклюшки ударяются друг о друга, издавая звонкую нежную «мелодию». Вязальный крючок, игла для накола и разные по составу нити также необходимы кружевнице.
Но самое основное – еще до начала плетения придумать и нарисовать будущее кружево. Сделать это может только художник. Любой рисунок кружева состоит всего из четырех элементов: тесьма-полотнянка (по-вятски называют «валюшка»), фоновая сетка-решетка, плетешок (шнурочек) и насновки (элементы овальной формы).
К сожалению, годы перестройки отрицательно повлияли на промысел. Закрылось предприятие, распался коллектив художников, не стало творческой лаборатории кружева. Остались кружевницы, которые работают на дому, не давая угаснуть кружевному промыслу. В г. Советске до сих пор сохранилось учебное заведение, где, как и прежде, учат старинному ремеслу молодежь.
Замечательный коллектив мастеров производственного обучения кружевоплетения и преподаватели отделения начального профессионального образования КОГОБУ СПО «Индустриально-педагогический колледж г. Советска» передают свои знания, сохраняя и развивая традиции Кукарского кружева.
В настоящее время наиболее крупными предприятиями-производителями кружевных изделий в Кировской области являются компания «Юг» (Вятские Поляны) и ООО «Фабрика строчевышитых и кружевных изделий «8 Марта» (Киров), поставляющее свою продукцию во многие регионы России. Продолжают создавать кружевные изделия и отдельные мастерицы, наиболее известные в их числе Любовь Анцыгина, Валентина Песикова, Ольга Крупина, Елена Куприна.
1.2 Школа кружевниц
вологодский кружево вятский стилистический
В 1893г. в слободе Кукарке (сейчас г.Советск Кировской области) была открыта первая в Вятской губернии школа кружевниц, которую возглавляла Анастасия Григорьевна Афанасьева, жена земского врача. Первые десять лет существования кружевной школы послужило основой дальнейшего ее процветания и успеха. Она была признана не только в пределах губернии, но и во всей России.
С конца 1890-х годов одно за другим начинают работу ее семь отделений. Кукарская школа давала блестящие навыки в технике плетения. Ученицы получали основы рисунка и композиции. Из этой школы вышло немало мастериц, ставших впоследствии прекрасными педегогами в других местностях. В их числе надо в первую очередь назвать Анну Александровну Гужавину, окончившую эту школу в 1906 году. Потом свыше пятидесяти лет она проработала с советских кружевных производственных объединениях как руководитель и художник, где, в свою очередь, обучала молодых. Ею создано много красивых предметов внутреннего убранства, которые часто появлялись на выставках, в том числе зарубежных, как в дореволюционные годы, так и в наше время.
Перед началом первой мировой войны кукарское кружево уже вывозилось в ряд стран – Англию, Голландию, Швейцарию, США. В 1880-х годах промысел охватил и Слободской уезд Вятской губернии.
Немало превосходных кружевных работ создано кировскими мастерицами и художницами. Необходимо отметить, что их творческий рост был затруднен из-за отсутствия стародавних художественных традиций. Возникший на базе Кукарской школы кружевниц и ее филиалов местный промысел, как уже говорилось, использовал либо узоры других известных русских центров плетения, либо вычурные рисунки в стиле модерн, сделанные специально для ее учениц. Тем не менее наличие большого числа исполнительниц и учебной базы, восстановленной после Великой Октябрьской революции, дали жизнь новому советскому промыслу. В 1920 году непосредственно в Кукарке, переименованной позднее в город Советск, организовалась первая артель мастериц. Она постоянно росла, так что в 1930-е годы из ее состава выделились две артели в селах Ильинском (1931) и Завертном (1933). В этих артелях работали в основном кружевницы-надомницы, они не вводили какие-либо новые орнаменты и сюжетные мотивы, но их произведения, показанные на ряде отечественных (1923, ВХП) и зарубежных выставок (1937, Париж; 1939, Нью-Йорк), пользовались успехом и были отмечены почетным дипломом (Нью-Йорк).
В 1958г. артель стала фабрикой кружев, где была создана первая опытная лаборатория, которую возглавила мастерица Анна Александровна Гужавина. Она работала инструктором по плетению и рисованию кружев в Советской артели, а с 1946г. заведовала художественной лабораторией.
А.А.Гужавина двадцать лет была единственным художником кружевного промысла. В период с 1930 по1950 год по ее сколкам плели кружева во всех артелях области Для ее рисунков характерны сочетания изящества и строгости использования вятских способов переплетения.
1.3 Известные кружевницы
Зоя Александровна Вараксина (1960-1970-е годы) – художник, чье творчество определило характер развития Вятского кружева и сделало его более современным.
Вера Ильинична Смирнова с 1964 года работала на Кировской фабрике строчевышитых изделий им.8 Марта. Она первой начала делать большие тематические панно и занавесы, ввела в кружево накладные детали, сочетая кружево с вышивкой и тканью, возродила скань, придав кружеву большую выразительность.
Анфиса Федоровна Блинова, член Союза художников России. В 1983 году удостоена звания Лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина. С 1961г. работала в Советском филиале № 1 фабрики строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта, с 1969 по 1994 год – художником по кружеву.
А.Ф.Блинова создавала орнаментальные и сюжетные композиции, связанные с темами природы и родной Вятской земли, разрабатывала новые формы изделий, и технологические приемы, а также применяла новые виды сырья. Автор целого ряда уникальных произведений, которые были отмечены высокими наградами на выставках в России и за ее пределами.
.4 Техника плетения и отличительные особенности Вятского кружева
Сегодня мы можем увидеть кружева на выставках и в музеях. Их часто покупают в магазинах, кружевные воротнички носят многие кировчанки. Кружево увозят из города как прекрасный подарок, его любят и ценят, но редко кто может представить себя, сколько труда, терпения и любви вкладывает мастерица в каждое изделие. Казалось бы, нехитрые предметы в руках кружевницы, но у каждой своё назначение. Простая деревянная подставка из двух перекрещивающих рам нужна для поддержания подушки-бубна. Небольшой по размеру бубен – это тугой, плотно набитый валик. Он должен быть гладким, без бугров и углублений, иначе плетение будет неровным. Верхняя наволочка бубна шьётся из белой ткани, чтобы кружево не пачкалось при работе. К бубну прикрепляется рисунок, или, как его ещё называют, «сколок».…
Во время плетения готовое кружево прикрывается от пыли белым лоскутом материи. Плетут кружева коклюшками – маленькими, до 17 – 18 сантиметров в длину, деревянными палочками. Они похожи на барабанные, с такой же круглой головкой на конце. К коклюшкам у кружевниц отношение особое – уважительное и любовное. Они не часто пользуются готовыми, фабричными, а стараются заказать коклюшки у « своего мастера » из берёзы или вереса, из тех пород деревьев, у которых « звон приятнее ». Коклюшки при работе действительно словно звенят. В работе они употребляются только парами, число их обязательно чётное, и про кружево говорят: «сплетено из 8, 12, 20 или 40 пар». Попарно наматываются на коклюшки и нитки, сначала на одну, а затем, не отрывая нить, на другую.
Очень важен для кружева сколок – его рабочий рисунок. К мастерицам, которые могут составлять сколки сами, у подруг особое уважение. Ведь за этим кроется способность придумывать новые рисунки, а это даётся не каждому, здесь нужен талант художника. Сколок делается из плотной бумаги или картона, это тоже не случайно. Обычно по одному сколку кружево плетётся несколько раз. Узор будущего кружева нанесён на картоне точками, которые определяют места вкалывания булавок. Булавками прикрепляют сколок к бубну, они поддерживают и соединяют нити при плетении. Для кружева булавки нужны нержавеющие, чаще всего они делаются из меди или латуни, с маленькими круглыми головками.
Нити при плетении используются самые разные – хлопчатобумажные, льняные, мулине, шёлковые, металлические. Сейчас пробуют плести и из синтетических волокон. Эти атрибуты – общие для всех центров кружевоплетения, как, кстати, общие и приёмы работы. Они тоже очень простые, если них рассказывать, но, сколько ученицам приходится приложить усилий, какое проявить терпение, чтобы овладеть ими! Разнообразнейшие узоры образуются благодаря различным сочетаниям основных элементов кружева. Их всего четыре. Самый главный из них, пожалуй, тесьма – полотнянка, которую вятские мастерицы называют вилюшкой. Она ведёт главный рисунок кружева. Не менее важный элемент – сетка – решётка, являющаяся своего рода фоном. Плетешок напоминает шнурочек. Он часто украшается отвивными петельками с одной или с двух сторон. Есть ещё в кружеве и насновки. Это небольшие фигуры очень плотного плетения, овальной, вытянутой или четырехугольной формы. Различные насновки вплетаются обычно в решётку и придают её ажурности особую красоту.
Создаются все кружева сейчас в основном двумя способами – парной и цепной техниками плетения. Парной исполняются мерные кружева – прошва, край, различные оплеты, мелкие узоры, или, как говорят мастерицы, мотивы. Своё название эта техника получила оттого, что кружева выплетаются на ней многими парами коклюшек. Узор парного кружева состоит из простейших геометрических фигур разной плотности, которые ритмически повторяются. Покрывала, скатерти, занавески, накидки, салфеточки, дорожки, подстаканники, воротнички, отделки к платью – так называемые штучные изделия – выплетаются сцепной техникой. Плетутся они тоже парами коклюшек, но все изделия ещё при подготовке сколка делится на части, сообразуясь с рисунком. Так и плетётся оно по частям и соединяется потом в целое при помощи сцепления вязальным крючком. Кстати, крючком пользуются и в процессе плетения отдельных частей.
Узоры сцепного кружева состоят из плотно сплетённой тесьмы – вилюшки, которая, изгибаясь, ведёт основной рисунок, выявляя формы орнамента, а также из прозрачной решётки, служащей для этих узоров фоном. Начинает свою работу кружевница с подготовки скола, который плотно прикалывают к бубну. Затем она навивает нити на коклюшки и навешивает их парами на булавки, вколотые в рисунок. Приёмы плетения основаны на переборе – перекладывании в определённом порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Плетут одновременно двумя парами коклюшек, которые кружевница держит в правой и в левой руках. Остальные, не работающие в данный момент коклюшки, раскладывают на бубне также парами. Они могут спускаться вниз, за бубен, повисать по его сторонам, часть из них накидывается на вколотые булавки по ту и другую сторону рисунка. То, о чем было сказано ранее – техническая сторона плетения кружева. Одинаковые орудие труда у мастериц, общие приёмы плетения, а вот плетут в каждой области по-своему. И поэтому различается кружево вологодское, киришское, рязанское и наше – кукарское, или советское, вятское.
Отличаются кружева друг от друга художественными приемами. Следовательно, всем становятся интересны особенности этих художественных приемов, которые позволяют различать кружево из одной области, из одного центра плетения от других. Рассматривая вятские кружева, можно наблюдать за вилюшкой, той, которая ведет основной рисунок в сцепной технике. Она меняется даже в одном изделии. По краю, например, идет она плотной, волнистой полоской, но если в рисунке есть цветок, то вилюшка в его обрисовке будет уже совсем другой. Тут она может быть более широкой и разреженной настолько, что почти сольется с фоном. Обрисовав лепестки цветка, она продолжает свой путь дальше и может снова стать плотной и так до следующего элемента, например, до розетки или стилизованной веточки. Подойдя к ним, вилюшка может раздвоиться, снова перейти в разреженную решетку, а в конце , повторив весь путь как бы в обратном направлении, опять стать плотной.…
Иногда в одном кружевном изделии можно насчитать 5-7, а то и более переходов вилюшки. Одна из кружевниц назвала как-то в разговоре вилюшку реченькой. Действительно, очень похоже. Течёт такая реченька по вятскому кружеву и становится то широкой и полноводной рекой, то, как в половодье, разливается на несколько потоков. А то вдруг соберётся в небольшую, весёлую речушку -ручеёк и весело, игриво продолжает свой путь. Нередко вилюшка украшается сканью – утолщённой, рельефно выделяющейся нитью, идущей по её средине и по краям. В некоторых кружевах, накладываясь одна на другую, вилюшка плетётся внахлест. Такого разнообразия в плетении вилюшки нет ни в одном другом кружеве. Нигде, кроме, как в вятском, не разрабатываются так богато и решетки. Они могут быть со звёздочками, ромашки, самыми разнообразными насновками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решётки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность.
Решетка во многом помогает основному рисунку – орнаменту. Он идёт то плавно и спокойно, то может строиться на динамичных, острых поворотов. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые к платьям, шарфы и пелеринки. Есть в коллекции и готовые вещи. Это, например, детское платье, привлекающее своей простотой и изяществом. Оно выплетено из простых, неотбеленных ниток. В основном выполнено в некрупную, с круглыми ячейками сетку, и только низ подола, рукавов, а также вырез горловины отделены крупным и красивым узором. Вилюшка плавно ведёт рисунок, постепенно перетекая из низенького цветка в крупный пятилистник и снова переходя в цветок. Весь узор рисунка построен на строго выдержанном ритме. Узор не меняется на рукавах и вороте, только ширина обделочной полосы становится чуть уже. Вилюшка этой работе почти не разрежена, лишь на поворотах она как бы не много раздваивается, и это ещё больше подчёркивает ажурность рисунка. Тот же почерк, та же рука чувствуются и ещё в одной работе – женском кружевном шарфе (может быть, оба изделия были сплетены в одной мастерской).
Здесь на такой же решетке с круглыми ячейками по всему полю шарфа разбросаны крупные, круглые розетки. Они чётко выделяются на этом воздушном фоне и в то же время очень органично вписываются в него. Внешние края розеток, представляющие собой лепестки цветка, то собираются в плотную тесьму – вилюшку с круглыми прорывами по центру каждого лепестка, то переходят в мелкую сеточку, и весь цветок с прозрачной сердцевиной выглядит лёгким и ажурным. Концы шарфа отделены мерной прошвой и лёгким краем, украшенным фестонами Чаще всего в сцепной технике плетения кружевницы использовали тонкую хлопчатобумажную или льняную нить, но нередко и шёлк. Рисунки разнообразнейших по форме и размерам дорожек, косынок, шарфов, покрывал построены на геометрических формах, и это придаёт всему изделию особую строгость.
Подчас эти геометрические узоры сочетаются с богатейшей орнаментикой, состоящей из растительных и цветочных мотивов, в которых, как мне думается, полнее всего раскрывалось своеобразие вятского кружева. Как часто та или иная вещь живо напоминает расцветший луг, а другую можно сравнить с садом, где есть сказочные цветы, которые сплетаются в красивые гирлянды. Не менее интересны кружева парной техники плетения – мерные. Здесь основной узор располагается в центральной части кружева, ограничиваясь с одной стороны кромкой, с другой – волнистым краем -«фестоном». наибольшей разработке подвергается центральная часть. Она состоит из различных геометрических фигур – квадрат, кружков, овалов, треугольников, зигзагообразной ленты. Если плетётся комплект – прошва, край, уголки, то рисунок центральной части повторяется во всём комплекте. По виду рисунки орнамента напоминают предметы реальной жизни, только очень условно трактуемые.
Не случайно некоторые из них называют «цыпочка», «денежка», «мушка». Сохранились в вятском мерном кружке название, в которых слышится своеобразный мастер говор: «околенки», «меленки», «трактовые дорожки», «рюмочки», «червончики», «кудрявые круги», «косые лепёшки», «мелкорыбчатые», «часовенки» и т. д. Вслушиваешься в эти определения, и невольно приходят на память слова писателя В. Осетрова: « в орнаменте душа народа, его меткий наблюдательный глаз, неистощимая фантазия, его характерная символика». Богатейшая коллекция мерного вятского кружева конца 19-начала 20 века- отдельные прошвы и такого же рисунка края к ним, целые комплекты отделки постельного белья, включающие в себя уголки к подушкам, кружево на подзоры – находится в собрании Кировского художественного музея. Немало также образцов кружева, выработанного для отделки платьев, блузок, тонкого белья, различных по форме салфеток и носовых платочков.
Но особый интерес представляют в этой коллекции большие альбомы из разных кружевных школ губернии – Кукарской, Белохолуницкой, Чепецкой и других. В них бережно хранятся образцы мерного кружева, которые выплетались ученицами этих школ. Полоски кружева показаны здесь на отдельных листах картона. Эти своеобразные планшеты можно перебирать часами и рассматривать кружево – так его много и такое разнообразное оно по рисунку и орнаменту. Иные – как тончайшая и нежная паутинка, порой даже трудно разглядеть, из каких ниточек шёлка они сплетены. Другое, напротив, удивляет своей рельефностью. Оно выплетено из хлопчатобумажных ниток, а подчас из сурового неотбеленного льна. Орнамент этих кружев то расцветает диковинными сказочными цветами, то в нём можно разглядеть наши полевые ромашки и колокольчики, лапочки елей или листочки берёзы. Рисунок отдельных кружев строится на строгой симметрии геометрических форм – четырёхугольников, ромбов, овалов и кругов. Немало на листах альбомов показано также отдельных плетёных сюжетов, которыми можно было бы украсить платье или блузу или вшить в ткань какой-либо салфетки. Это различные по размерам и цвету бабочки, стрекозы, корзинки, букеты цветов и т. д. Смело используются разнообразные техники плетения, мастерицы создают интереснейшие разработки растительного и цветочного орнаментов. Полет их фантазии поистине неудержим. Вот где душа народа раскрывается полностью во всей ее красоте и многогранности.…
Интересны примеры вятского сюжетного кружева. Уже в образцах 19 века, наряду со стилизованным изображением трав, диковинных цветов, насекомых, полуфантастических птиц и зверей можно встретить самые различные сцены, иногда сказочного или бытового характера – «Красная шапочка», «Золушка», «Пустынник и медведь» и т.д. Очевидно, некоторые рисунки для кружева заимствовались мастерицами из вышивки, иные из них выглядят прямыми репликами модных в те годы сюжетов в вышивке, например, сцены объяснения в любви. Обращение к тематическому кружеву было свойственно не только кружевницам прошлого века. В советское время, в 30-е годы, в период индустриализации во многих изделиях появлялись изображения автомашин, тракторов, самолётов.
Отличительные приемы вятского кружева.
Главное отличие вятского кружева – края узоров могут быть как круглыми, как например в Вологде, так и острыми – трилистник.
При плетении остроконечного трилистника острый угол получается в результате подтягивания долевых пар коклюшек к внешнему краю. По ширине полотнянки на углу лепестка пары кокюшек фиксируются булавками, чтобы долевые пары не уходили к внутреннему краю и не оголяли внешний мысик лепеска.
Оригинальную вятскую петлю выплетают наложением одной полотнянки на другую. В местах наложения должны быть сделаны общие наколы, в которых делают сцепки.
Для плетения фестонов вятского цветка используют четыре долевые пары коклюшек с нитями одного цвета. Пятая пара коклюшек является ходовой. На ней могут быть намотаны нити того же цвета, что и на долевых парах, но можно подобрать и другие. Параллельно с полотнянкой выплетается и сам фестон цветка. В зависимости от расстояния между долевыми парами коклюшек перевивы ходовой парой могут колебаться от 1 до 4. В местах соединения ходовой пары фестона и ходовой пары полотняники(*) пары сплетаются в полный заплет, ставится булавка, еще раз в полный заплет, после чего ходовые пары коклюшек расходятся каждая в свою сторону. А можно сразу обе ходовые пары коклюшек сплести в закидку, после чего они также расходятся каждая в свою сторону. В верхней точке (1), разделяющей фестоны, зеленая ходовая пара сплетается с наружной крайней долевой парой, и временно обе пары откладываются. Ходовая пара коклюшек из полотнянки проплетается со всеми долевыми парами фестона, подходит к точке 1 и с крайней долевой парой сплетается в полный заплет. Пары меняются местами. Долевая пара фестона становится ходовой парой для внутреннего треугольника и полотнянки. А ходовая пара коклюшек полотнянки становится долевой для фестона. Отложенная зеленая ходовая пара коклюшек сплетается с новой долевой парой фестона, и начинают выплетение нового фестона.
Вятское оформление углов.
Для оформления углов в вятском кружеве используется принцип укороченных углов. Во время плетения поочередно откладывают долевые пары по мере подхода к углу.
Если долевых пар больше, чем наколов у углу, что с нитями оставшихся долевых пар при повороте делают закидки. Таким образом оформляется угол. При плетении второй половины угла после поворота в обратном направлении сначала проплетают всю ширину угла. С внутренней стороны угла делают закидку, затем возвращаются к наружному краю и выплетают вторую половину угла методом укороченных рядов, только теперь поочередно подхватывают долевые пары
Особую узорность вятскому кружеву придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и ее ширина. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.
Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. В развитие местных черт кировского кружева большой творческий труд вложила художница А. А. Гужавина. В 1906 г. она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. Преподавала в школе, проявила себя талантливым художником, возглавляла художественную лабораторию в г. Советске. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3. А. Вараксиной – уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», к принципам построения которых (клетчатая узорная композиция с фигурой в каждой клетке) потом неоднократно обращаются многие авторы.70-х гг. ряд сложных многофигурных произведений создала А. Ф. Блинова. Ее праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В. И. Смирнова интересно работает над выявлением новых декоративных возможностей кружева, например, над созданием «объемных», двухслойных кружевных композиций. Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева.
В крупных предметах нередко применяют скань для придания основному рисунку особой рельефности. Отчасти в этом проявляется влияние Вологды. Но кировские кружевницы настойчиво ищут своеобразных декоративных решений.
Глава 2. Вологодское кужево
.1 Вологодское кружево как вид русского кружева
Вологодское кружево – вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках). Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки, особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах. Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм. В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами и т. д.
Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону. Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века – из хлопчатобумажных нитей.
Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда – Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.
Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, – все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.
Многообразно творчество В.Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой – скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.
Свое название вологодское объединение получило в 1964 году по скатерти «Снежинка» еще одной выдающейся кружевницы – В.Н. Ельфиной. Ее творчество тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.
Вологодское кружево сегодня – это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства. Вологодская кружевная фирма «Снежинка» – постоянный участник международных и российских выставок. Фирма сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами. Важнейшей стороной творчества художников промысла является создание произведений для музеев и выставок. Это, главным образом, панно, занавеси, скатерти. Сегодня с полным правом можно утверждать, что вологодское кружево достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.
2.2 История вологодского кружева
Начиналось вологодское кружевное производство в конце XVIII в., когда в различных регионах России сформировались и стали развиваться центры русского кружевоплетения: Галич, Ростов, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань. И – Вологда!
Первая кружевная фабрика здесь была создана в 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой, откуда во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось по всем центральным уездам Вологодской губернии. А поспособствовала этому … отмена крепостного права: крестьянки стали более свободны в выборе рода занятий, больше занимались рукоделием и плетением кружев на продажу. Это производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Тем более, что кружевоплетение не требует каких-то особых вложений: и нити для кружев, и оборудование были недороги и их мог приобрести или смастерить каждый. Не требовалось и специального помещения – летом кружева плели прямо на улице. Да и заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.
Постепенно кружевоплетение стало очень популярно: в 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике тех лет значительную часть из них составляли девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5-7-летнего возраста и к 12-14 годам становились очень опытными мастерицами. Но нередко кружева плели и мужчины.
Зато как высоко ценились вологодские кружева в столичных магазинах! Хитрые торговцы поначалу выдавали их за иностранные, чтобы увеличить прибыль. Но это было излишним – по своим характеристикам изделия вологодских мастериц совсем не уступали европейским. В 1876 г. вологодские кружева заслуженно получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго.
Октябрьская революция подорвала кружевной промысел. Но совсем скоро, в 1920 г. в Вологде была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, целью которого было развитие ремесел народов Севера в новых социалистических условиях. Всех кружевниц, а их к этому времени насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели, была основана профтехшкола, которая готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Именно в те годы были разработаны многие новые узоры и приемы плетения, созданы сюжеты для кружевных изделий, воплотившие в себя мечты о новой стране.
На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) вологодские кружева были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.
В чем же секрет успеха вологодского кружева? Издавна кружевницы плели его вручную, используя деревянные коклюшки, сколок с рисунком и особую подушку на подставке. Сколок (схема, по которой выплетается рисунок) – воплощение мастерства кружевницы.
По технике исполнения своременное вологодское кружево относится к "сцепным" кружевам. В этом виде кружева основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными "сцепками" и "решетками", выполняемыми отдельно, при помощи вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно.
Но были и мастерицы – "мерницы", которые плели т.н. "парное" или "мерное" кружево, в котором узор выплетался одновременно с фоном, что позволяло получать сколь угодно длинные полосы кружев, от которых отмеряли (отсюда и название) отрезы необходимой длины.
Понятно, что узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и достижения техники (башенные краны, самолеты, космические аппараты). Да, да, на изделиях вологодских кружевниц 1930-х годов были даже трактора и самолеты – ведь им точно также, как их прабабушкам, хотелось воплотить в кружеве тот мир, что их окружал.
Долгое время в Вологде преобладало парное кружево, оно составляло примерно 2/3 всего объёма выпускаемой продукции. Большой вклад в развитие сцепного кружева внесли мастера открывшейся в Вологде в 1928 году кружевной школы (ВКШ). Так в 1930-е годы художником Анной Александровной Перовой-Никитиной и инструктором производственного обучения Капитолиной Васильевной Исаковой было разработано более 100 решёток для сцепного кружева. Это изобретение изменило внешний облик сцепного кружева: оно стало ажурным, так как решётка теперь могла выполнять лидирующую роль в рисунке. Кроме того, именно этим способом можно было создавать изделия, комбинированные с тканью, большие крупные предметы, сшитые из многих частей.
В 1936 г. при "Волкружевосоюзе" (была такая организация!) создается художественная лаборатория, где многочисленные кружевницы и художники над ассортиментом, качеством, технологией плетения кружевных изделий. Общие для всего вологодского кружева приемы, в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы самой К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно "Олени", созданное в 1968 году.
Большой вклад в развитие промысла внесла А.А.Кораблёвой, сотрудница Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Ею были созданы крупные сшивные произведения, ставшие этапными в развитии отрасли: панно "Домик в Гори" (1949 г., к юбилею И.В. Сталина), занавес "Юбилейный" (1954 г., к 300-летию воссоединения Украины и России), занавес "Русские мотивы" (1958 г., на Всемирной выставке в Брюсселе он по праву получил высшую награду "Гран-При"), панно "Спутник" (1959 г.), панно "Аврора" (1970 г.), панно "Стройки Москвы" (1970 г.) и др.
Еще одно известное в Вологде имя – В.Д. Веселова, родившаяся в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора. А самая известная работа внучки – скатерть "Ладья", в ней мастерица воплотила и поэтичность образа, и завершенность рисунка и свое мастерство кружевницы.
Но самое известное изделие вологодских кружевниц бесспорно скатерть "Снежинка" (автор В.Н. Ельфина), ставшая визитной карточкой всего кружевного промысла. И не случайно именно ей обязано своим названием кружевное объединение "Снежинка", созданное в Вологде в 1964 году и остающееся центром кружевного производства до наших дней. Сейчас тут трудятся сотни кружевниц, продолжая создавать из тончайших нитей изысканные кружевные узоры. Ведь кружево даже в наш компьютерный век остается все также востребовано.
2.3 Развитие кружевного промысла на Вологодской земле
На Севере кружево появилось, вероятно, не ранее второй половины ХVI века, со времени открытия «северного морского пути», когда Вологда становится крупным торговым центром, и в город приплывают иностранные корабли из Европы с товарами, в том числе и кружевными. В ХVII веке заграничное кружево в страну поступает в большом количестве. Оно становится любимым украшением одежды и предметов быта, символом богатства, знатности и состоятельности. В музейном собрании Вологодского музея самые ранние сохранившиеся кружева относятся также к ХVII веку, выполнены они из золотых и серебряных нитей.
В ХVII же веке на Руси было организовано производство металлических кружев, сначала в Оружейной палате, а позднее плести золотные кружева стали в женских монастырях, особенно в тех, где было развито искусство лицевого шитья. Есть сведения, что кружево изготовляли также и в крупных ремесленных ювелирных центрах, таких как Сольвычегодск.
Металлические кружева выплетали из пряденых, а также кручёных золотых и серебряных нитей. Прочность и упругость такому кружеву придавали шёлковые или льняные нити, на которые плотно наматывались металлические. Цена кружева определялась по весу (золотники), а не по сложности и качеству работы. Металлическое кружево (золотное) нашивали на одежду из плотных дорогих тканей, ими украшали церковные предметы и одежды священнослужителей. Распространенными узорами металлического кружева были геометризированные розетки – «репья», «гребешки» – мотивы в виде вееров, волнистые линии – «речки», квадраты, поставленные на угол, («денежки»), прямоугольные углы, вписанные друг в друга (в народе этот узор получил название «кораблик») и тюльпанообразные цветочные мотивы. В ХVIII веке в металлическое кружево стали вводить цветную бить, что было исключительно русским приёмом.
В конце ХVIII века спросом в стране пользуются нитяные кружева, которые поступают из западноевропейских стран. Популярны были фламандские, брюссельские, голландские кружева, французские «малин», «шанталь», «брабант», названные так по названиям провинций, где сформировались центры кружевоплетения. Мода на кружева способствовала появлению в стране кружевных мастерских при дворянских и помещичьих усадьбах. В начале ХIХ века в Вологде были также организованы первые кружевные фабрики. Известность получила кружевная фабрика В.А. Засецкой, образованная в 1820 году в селе Ковырино под Вологдой. За образец принимались модные в то время узоры иностранного происхождения, чаще всего немецкие.
Долгое время плетение кружев была домашним занятием. С первой четверти ХIХ века искусство кружевоплетения на вологодской земле складывается в промысел. В 1840-х годах вологодская кружевница Анфия Фёдоровна Брянцева изобрела своеобразную технику плетения штучных изделий, которая получила название «вологодский манер». Дочь её Софья Петровна считалась «первой кружевницей Вологды», в 1840-60-х годах она обучала новому способу изготовления кружевных изделий жительниц Вологды и окрестных деревень. После отмены крепостного права (1861 г.) плетением кружев начинают активно заниматься крестьянки в Кадниковском, Вологодском, Грязовецком уездах. Вологодским земством была предпринята попытка ввести плетение кружев в Тотемском, Велико-Устюжском, Вельском и Усть-Сысольском уездах. В Усть-Сысольском уезде кружева плели только в Нювчимском заводе местные крестьянки, но рисунки и нитки им высылали из Вологды. Однако кружевное ремесло в этих центрах не заняло ведущего места и просуществовало недолго. Основные центры сформировались около Вологды и в западных районах области. Кружево вологодских мастериц отличалось богатым разнообразием узоров, получивших в народе поэтические названия: меленка, ключики, черепашка, веерок, фарфорики, гусиные лапки, морозы, звёздочки, паучок, устьянская тёрка, банты, роза и т. д. Орнаменты большей частью строились из простых или сложных геометрических форм: «городчатых» ромбов, крестов, квадратов, «гуськов», овалов, зигзагов, перекрещенных крючьев, звёздочек из насновок. В кадниковском кружеве часто встречаются геометризированные изображения птиц, стоящих по сторонам древа, «птиц-пав», двуглавых орлов. Все эти узоры характерны для мерного парного кружева, а растительные формы из ветвей и цветочных мотивов были развиты в сцепном кружеве.
Со строительством железной дороги Ярославль – Вологда (1872 .), а позднее и Вологда – Санкт-Петербург (1906 г.) кружевной промысел распространяется особенно быстро. Кружева плели в самых разных слоях населения: крестьяне, мещане, монахини, а также женское население из семей священнослужителей. По статистическим данным в 1912 году на Вологодскую губернию приходится 39,5% всех кружевниц России. Однако заработки кружевниц были низкие – 20 коп. в день. Заработок в 25 – 30 коп. считался уже большим. Кружевницы, которые могли делать сколки и продавать их, зарабатывали чуть больше. Интенсивное освоение кружевоплетения населением Вологодской губернии привело к активному использованию детского труда. Труд девочек составлял 20% от всего количества мастеров, занятых в производстве (10), мальчиков в возрасте от 7 – 15 лет (11) было 0,9 % от общего числа.
2.4 Кружево как неотъемлемая часть отделки к платьям и белью
Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году – 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году – художественная лаборатория при Вологодском кружево союзе. В 30-е годы прошлого века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия – дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды – воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки и перчатки. Также кружевами украшали и до сих пор украшают платья, скатерти, салфетки и мебель.
Стилистические особенности вологодского кружева, судя по сохранившимся образцам мерного кружева, сформировались к началу ХVШ века, а в первой половине Х1Х века парное и сцепное кружево вологодских мастеров стало изготавливаться на широкую продажу.
Самый старый предмет вологодской работы сохранился в виде куска от подзора с прошвой парной техники и сцепным краем. Они соединены узкой проставкой из полотна. Узор прошвы – парные завитки и кружочки – маловыразителен, но отчетливо выделяется на решетки «пять дырочек». И сам узор, и решетка заимствованы. Почти тождественно им кружево, которое происходит из Германии и относится к XVII веку. Но немецкий образец чрезвычайно тонкий, и рисунок плохо различим. В вологодской прошве нить намного толще. Узор получился четким и в целом гораздо сочнее своего прототипа. Край составляют весьма схематичные растительные мотивы: цветок типа тюльпана и лапчатый шестидольный. Они чередуются между собой и свисают вниз. Изгибающаяся полоса полотнянки обильно украшена дырочками-закидками, которые расположены неравномерно, создавая фактурное разнообразие: более крупные – в ряд по одной, мелкие – в два ряда, дробя полотнянку, облегчая ее. На вершине каждого тюльпана она переходит в решетку. Фона нет. Его заменяют сквозные пустоты на поворотах полосы. Заканчивает край узкая, прямая полоска с петельками снизу. Этот прием был в употреблении в XVIII и первой половине XIX века. Все особенности построения узора и самого плетения указывают на XVIII век.
Почти столь же ранним является кружевной край, в котором зубцы имеют вид свисающего цветка и обведены снизу вилюшкой. В некоторых промежутках намечается появление решетки. Прошва подзора также не имеет решетки. Ее заменяют плетешковые звездочки. Растительные фигуры узора извиваются мягко, образуя закругленные петли. Для вологодского сцепного кружева конца XVIII и начала XIX века типична такая густота рисунка.
Подлинным отличием вологодских сцепных зубцов является обводка снизу. Она может быть не только плоской, а имеет разные формы, но обязательность обводки отличает вологодское сцепное кружево во все времена, пока устойчиво сохраняются местные особенности.
Когда в вологодском кружеве стали употребляться фоновые решетки. Подзор из деревни Борок Кадниковского уезда, сделанный не позднее 1840-го года. В его прошве уже есть решетка и на фоне, и в заполнении фигур, выплетенная одними насновками, которые помещены то рядами, то в клетку, то в виде звездочек. В крае фон плетешковый. Насновочная решетка тяжеловата, и поэтому полотнянка узора не разбивается разделками, что могло привести к дробности силуэтов изображенных здесь павы и деревьев. Вертикаль стволов подчеркнута расположением звездочек одна над другой. Пава сохраняет все свои основные признаки, сохранившиеся в двустороннем вышивании: у нее хохолок, поднятое крыло, развернутый хвост, массивные лапы, плоскостная трактовка силуэта. Перья хвоста, как и в вышивке, украшены звездочками. Двустороннее шитье было широко распространено в сельских местностях Вологодской губернии, и оказало влияние при создании мотива павы в сцепном кружеве.
Кружево с павой такого же типа, но не в прошве, а в крае, вписанном в его зубцы, интересно расположением лап. Они не стоят прямо, упираясь в кромку прошвы, а подобно форме зубца повернуты углом и более короткие.
Края двух подзоров схожи наличием обводок зубцов, хотя и разными приемами, плетешковой решеткой фона, растительным мотивом внутри зубцов. В первом варианте он свисает, пара округленных листьев словно обнимает цветок. Такой зубец часто встречается в местном кружеве первой половины XIX века. Во втором – ствол направлен кверху, вверх подняты листья-ветки, обозначена вершина: это не цветок, а дерево. Оба зубца просты по рисунку. В вологодских мотивах деревьев различий больше, чем в мотивах птиц, но и в них наблюдаются одинаковые формы.
Скань, проложенная по самой полосе полотнянки, образующей узор, является особенностью сцепного кружева XIX века. В Вологде позднее других, ближе к середине столетия, обратились к этому приему. Рельеф возник, но фоны не стали прозрачными, плетешок и насновки все еще тяжелы по фактуре, решетки густые. Скань «елочкой», введенная в полотнянку второго подзора, помогает отнести его к середине XIX столетия.
Невозможно установить, каким образом reticella под местным названием «вологодское окно», а позднее «вологодское стекло» возникла на вологодской земле.
Если основная часть русского кружева указанного времени была цветной или имела цветную обводку сканью, то вологодское почти всегда белое. В виде исключения исполнялось целиком цветное, с металлической сканью. В нем нет разнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа – домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Этим в значительной степени объясняются изменения, вносимые мастерицами в кружевные узоры-образцы, многие из которых, особенно иностранные, выполнялись из чрезвычайно тонкой нити. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью. В самом городе Вологде плели более сложное кружево: или целые предметы, или широкое мерное (около 40 см шириной), которое требовало до 300 пар коклюшек и соответственно отличного мастерства.
К середине XIX века относится прекрасное сцепное кружево с решетками из шелка нежных тонов и металлической пряденой нити. Его происхождение не совсем ясно, но безусловно связано с городской культурой. Скорее всего оно плелось в Вологде, ибо зачастую сопровождает вологодские строчевые подзоры. Особенно хороши крупные вещи этого типа, и все же наличие цветных решеток делает его для Вологодской губернии исключительным.
Парное кружево больше подвергалось износу, поскольку оно связано с носильными вещами. Может быть, и поэтому старинных узоров этого рода, происходящих из города, не сохранилось.
Начиная с 1820-х годов плетение распространяется все шире, оно охватывает Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский уезды. Многие узоры в деревнях бывшего Кадниковского уезда сильно напоминают характер тонкого кружева со сканью, образующий силуэт мотива.
Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент. Зато в нем проявилась бесконечная изобретательность мастериц. Выбрав один из известных мотивов (фигуру в виде угла, наклонную полоску с загнутыми концами, прямоугольник), плетеи создали бесчисленные вариации его расположения в сочетании с немногими другими элементами.
Территории уездов Вологодской губернии весьма обширны, в них образовались своего рода микрорайоны с излюбленными узорами и привычными изделиями. В Вологодском уезде на севере имелось парное и сцепное кружево, несложное, с использованием не более 30 пар коклюшек. Главным образом здесь плели косынки. В Пустораменской области предпочитали узкое парное кружево. В изделиях села Янгосори Пропадинской области узоры более сложные: «двойные колеса» требовали уже около 40 пар коклюшек. В устье реки Кубены предпочитали плести вставки. На Кубенском озере, в селе Кубенском и Новленском и в окрестных деревнях преобладала сцепная техника. Изготовляли целые вещи: предметы одежды, покрывала, накидки, дорожки.
В работах из Кадниковского уезда сильно сказывалось влияние помещичьих мастерских. Здесь встречается цветная скань, в которой виден отголосок сканых узоров первой половины XIX века. И орнамент восходит к условно растительным мотивам того же времени. Сложные многопарные узоры широкого мерного кружева 15-20 см шириной здесь делали еще в начале ХХ века. Для их исполнения требовалось 70-90 пар коклюшек. Это много для деревенского кружева. Оно отличалось от того, которое шло на продажу, прежде всего рисунками, наиболее изобразительными из вологодских. Орнамент состоит из традиционных мотивов – птиц, деревьев, двуглавых орлов. Фигуры выплетены полотнянкой, обведены толстой сканью, внутри украшены сквозными розетками. Ячейки простой решетки крупны, благодаря чему фон прозрачен и узор виден отчетливо.
Такое прекрасное чисто русское кружево, сделанное «про себя», как говорят вологжанки, предназначалось для отделки женских нижних юбок. Кружевная прошва помещалась между двумя широкими разного типа ткаными проставками, с мелким рисунком в несколько цветов. Кружево, оказываясь в таком окаймлении, еще больше играло своей белизной и ажурностью. Подол заканчивался подобным же кружевным краем, реже оборкой. Юбками дорожили, ими гордились и не упускали случая похвалиться.
В геометрическом вологодском орнаменте XIX века преобладало плетение сеткой, облегчавшее плотный рисунок. Непосредственное воздействие на большинство рисунков многопарного кружева скорее всего оказало крестьянское ткачество. В нем были разработаны и комбинации различных элементов узора, и композиции в целом задолго до того, как плетение кружев широко проникло в сельские местности. В деревне Чирково, напротив Усть-Кубенского занимались строчевыми работами. В них видно воздействие кружевных геометрических узоров. Редкое явление, но оно объяснимо: вышивальщица жила среди кружевниц.
В самом конце XIX века многие рисунки русского кружева стали перемещаться из одной области в другую, в зависимости от спроса. К такому занесенному рисунку относится красивое кружево, состоящее из колец с накладными венками из насновок и розетками внутри колец. Его плели в Орловской губернии. В это же время традиционное белое вологодское кружево все чаще оживляется цветной сканью, а в отдельных случаях исполняется целиком. Воздействие вологодских художественных традиций несомненно. Оно явно сказалось в искусстве кирилловских, захожских и костромских мастериц русского кружевоплетения.
Заключение
Искусство моды заразно и быстротечно. Но есть вещи, которые существуют вне времени и моды. Изящество плетеной нити не подвержено их капризам. Соединяясь с талантом и умением, оно дарит нам шедевры, которые называют кружевом.
Кружевоплетение – вид декоративно-прикладного искусства, ставший русским народным промыслом, который основан на создании изделий из нитей, путем их переплетения между собой. Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII века. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева.
Русское кружево – замечательное и интереснейшее явление народного художественного творчества. Кружевоплетение в России насчитывает немногим более трёх столетий. В сравнении с вышивкой, и особенно ткачеством, кружево называют молодым видом искусства. Но несмотря на это, как ни водной другой стране мира, России оно отличалось большим разнообразием. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что его плели из волоченного золота и серебра, вплетали серебряную нить (расплющенную тонкую проволоку, окрашенную малиновый, зелёный, синий цвета). Его украшали разными так называемыми «блестками», звёздочками. Было известно кружево «сажённое и низанное жемчугом», кружево с пухом и горностаем, с различными шелками и мишурой. А как изящны и нежны были кружева, сплетённые из шёлка или простой льняной нити!
Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружева поистине народным. Пришедшее из Европы коклюшечное «немецкое» кружево, было расцвечено такой богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево».
Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству.
Список литературы
1.Давыдова, С. А. Русское кружево и русские кружевницы [Электронный ресурс] / С. А. Давыдова СПб.,1892.
.Ефимова Л. В., Белогорская Р. , Русская вышивка и кружево. Москва 1982
.Козлова, И. И. Развитие кружевного промысла в Вологодской губернии в XIX – начале XX вв. Дипломная работа [Текст] И.И. Козлова – Вологда, Вологодский государственный педагогический институт, 1988.
.Климова Н. Т., Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево. 1991
.Лукашева, Р.А. Русское кружево. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1988. – 144 с.: ил. («Основы художественного ремесла»).
.Митрофанова А., Кружевоплетение на коклюшках. 2000
.Наумова Ю. В., Плетение на коклюшках.
.Пономаренко Л., Старинные секреты плетения кружев. 2001
.Попова, О. С. Русские художественные промыслы / О.С.Попова, Н.И.Каплан : М.: , «Знание», 1984, с. 66-68.
.Работнова И. П., Вологодское кружево., 1962
.Рехачев М. В., Вологодские кружева. ., 1955
.Сорокина М. А., Кружева России. Вологодское кружево. 2001
.Третьякова Е. И., Техника кружевоплетения.
.Урываева И., Кружевоплетение на коклюшках. 2001
.Фалеева, В. А. Русское плетеное кружево [Текст] В. А. Фалеева. – Л., Художник РСФСР, 1983. – 328 с.
.http://www.kruzhevo.ru