- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 33,2 Кб
Земская реформа в Коми крае 1864 года
ТЕМА: Земская реформа в Коми крае 1864 года
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ПРЕОБРАЗОВАНИИ И РАЗВИТИИ КОМИ КРАЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
.1 Исторические факторы, свидетельствующие о развитии Коми края в системе Российской Империи на период XIX в, а также характер и формы борьбы крестьянства с чиновничьим беспределом, налогами и повинностями
.2 Проведение в Коми буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX, а также краткое описание истории развития народности Коми края в публикации отечественных авторов
.3 Необходимость внедрения Земской реформы в основу практического применения, а также изучение сословного состава земских органов во время их функционирования
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ В КОМИ КРАЕ B., И ЕЁ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
.1 Анализ расходования земского бюджета на ту или иную отрасль хозяйства в период 1864 г
.2 Сравнительный анализ между земствами Коми и других губерний
.3 Исследование практической направленности деятельности земств, а также уровня развития хозяйства и культуры в регионе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
земский реформа коми хозяйство
Актуальность темы исследования.
Земские учреждения явились важнейшим институтом для капиталистической России второй половины XIX века. Земская реформа 1884 г. стала базисом для создания единообразных органов местного самоуправления на губернском и уездном уровне, причем задействовала в управлении политическими, экономическими и культурными делами представителей всех сословий.
Долго не уделялось внимания тому факту, что земства повсеместно разрешали остросоциальные вопросы и отвечали нуждам населения Российской Империи той поры. Более того, после Октябрьской революции Советы фактически унаследовали всю систему бесплатных образовательных и больничных учреждений. Некоторые методики функционирования систем школ и здравоохранения используются до сих пор. Это конечно, не лучшая черта современного устройства, но в тоже время говорит о долговечности и стабильности земского устройства.
Особое значение имеет изучение реформы в тех регионах, в которых социально-культурное и экономическое развитие отличалось от остальных. К подобным можно причислить и Коми край. Выявление особенностей развития земских учреждений может в дальнейшем оказать положительное влияние на функционирование современных органов власти. Это поможет избежать ошибок, которые были допущены советской властью. Советы Коми не отличались стабильным экономическим и социальным состоянием, а показатели их деятельности в первые десятилетия СССР были удручающими. Бедность региона в те годы можно объяснить тем, что огромные пространства лесов Коми были национализированы. В итоге развитие образования и здравоохранения осуществлялось за счет дотационных средств. В свою очередь во времена земств Коми край был более развитии за счет сборов с казенных земель. Также в высших политических кругах на протяжении последних лет имеются серьезные инициативы, связанные с принятием новой Конституции России, что в свою очередь затронет организацию местных органов самоуправления. А потому тема исследования, посвященная устройству земских учреждений на территории Коми, представляется нам актуальной.
Цель работы: проанализировать устройство, организацию и функционированию земских органов на территории Коми и их роль в развитии хозяйства, культуры систем образования и здравоохранения, а также других областей жизни населения.
Для достижения цели мы ставили перед собой следующие задачи:
) Изучение сословного состава земских органов во время их функционирования
) Проанализировать расходования земского бюджета на ту или иную отрасль хозяйства
) Провести сравнительный анализ между земствами Коми и других губерний
) Исследовать практическую направленность деятельности земств, уровень развития хозяйства и культуры в регионе
) Рассмотреть основные исторические факторы , свидетельствующие о развитии Коми края в системе Российской Империи на период XIX в, а также характер и формы борьбы крестьянства с чиновничьим беспределом, налогами и повинностями
) Выявить основные исторические факторы, связанные с Проведение в Коми буржуазных реформ 60-70-Х гг. XIX, а также провести краткое описание истории развития народности Коми края в публикации отечественных авторов
) Подвести итоговые выводы по рассматриваемой теме исследования.
Хронологические рамки исследования обусловлены периодом создания и функционирования земских учреждений на территории Коми, начиная с 1869 и заканчивая контрреформами конца 80-х годов XIX века.
В рамках поставленной перед данной курсовой работой, темы исследования, для достижения выявленных задач, были использованы следующие методики:
Анализ учебно-дидактической литературы.
Сравнительный анализ теоретических факторов, обусловленных исторической значимостью.
При написании работы мы опирались на четырехтомное исследование Б.Б. Веселовского «История земства», а также на множество иных научных работ, посвященных социально-политическому и социально-экономическому развитию Коми в рассматриваемый период
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ПРЕОБРАЗОВАНИИ И РАЗВИТИИ КОМИ КРАЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
.1 Исторические факторы, свидетельствующие о развитии Коми края в системе Российской Империи на период XIX в, а также характер и формы борьбы крестьянства с чиновничьим беспределом, налогами и повинностями
В XIX в. численность коми значительно возросла, за первую половину столетия население увеличилось почти в два раза и составляло к середине века около 125 тыс. человек. Увеличился отток населения за пределы основной этнической территории. н.XIX в. основная часть территории Коми края входила в состав Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии и Мезенского уезда Архангельской губернии. Коми селения на р. Летке относились к Орловскому уезду Вятской губернии, верховья р. Печоры – к Чердынскому уезду Пермской губернии. Уезды делились на волости. В 1837-1841 была проведена реформа, касавшаяся управления государственными крестьянами. В ходе этой реформы часть существовавших в Коми крае волостей была объединена друг с другом, и их общее количество уменьшилось. В Июне 1812 армия Наполеона вторглась в Россию. Для отпора врагу нужны были люди и деньги. В Коми крае летом 1812 проводился сбор пожертвований на нужды армии. Крестьяне, купцы, чиновники, духовенство, охваченные патриотическим порывом, вносили деньги, золотые и серебряные вещи "на пользу Отечеству, на внутреннее ополчение". Позднее, в 1812- 1814 гг., было проведено две кампании по сбору средств в фонд помощи беженцам и в фонд помощи "от войны пострадавшим и женам, и детям, у коих мужья и отцы находятся на войне". Жители Коми края вступали в армию и в ополчение. Так, устьсысолец М.В. Суханов подал прошение, в котором писал: "Желаю военную службу… Всеусердно желаю…" Первый набор ополченцев в Вологодской губернии был произведен сразу после начала войны. Кроме того, Вологодский губернатор провел набор охотников "с теми самыми ружьями, какие употребляют они на промыслах". В их числе были и коми охотники. Вместе с армией ополченцы прикрывали от врага Петербург, участвовали в разгроме французов при Березине, затем перешли границу, приняли участие в освободительном походе, прошли через Пруссию, Саксонию, Чехию, Южную Германию и закончили войну в Париже. Общее число коми ополченцев не установлено. Среди воинов были жители Шошки, Зеленца, Визинги, Объячева, Лоймы, Койгородка и др.селений.Большинству было по 18-24 года, но встречались и более молодые – 16-17 лет, и постарше – под 30. В феврале 1814 в Коми край прислали попавших в плен французских солдат и унтер-офицеров. В Яренске и Усть-Сысольске военнопленных разместили в специальных казармах, при которых имелись лазареты. Горожане отнеслись к пленным доброжелательно. Французы научились изъясняться по-русски, бывали в гостях у местных жителей, отмечали праздники, а некоторые даже освоили игру на балалайке. Через некоторое время военнопленные вернулись на родину. Несколько лет спустя в Усть-Сысольске побывала русская писательница Александра Осиповна Ишимова. Она родилась в Костроме. В рассказе "Зырянка" А.О.Ишимова с легкой иронией писала, основываясь на рассказах устьсысольцев: "Благородная часть народонаселения У. и особенно дамы и девицы восхищены были образованностью пленных; все они говорили на французском языке, о котором жительницы У. даже и мечтать не смели: так несбыточна была для них надежда когда-нибудь услышать его! И вдруг французский язык раздался посредь них!" В домах многих чиновников стали изучать французский язык у "военнопленных учителей". Да ещё за тогдашней окраиной Усть-Сысольска, где было временное пристанище французов, навсегда закрепилось манящее название "Париж"… Участвовали жители Коми края и в Крымской войне. В 1855 был произведен набор в государственное ополчение. В Усть-Сысольске в ополчение призвали 27 человек; на обмундирование и провиант для них каждая городская семья (кроме тех, из которых были ополченцы) внесла свой денежный взнос. Собирались солдаты и в др.населенных пунктах Коми края. По окончании войны участников ополчения наградили памятными бронзовыми медалями.
Тяжесть различных налогов и повинностей и особенно введение новых, а также злоупотребление чиновников нередко вызывали протесты крестьянства. Как правило, дело ограничивалось посылкой жалоб и прошений на имя царя или губернатора. Большую популярность среди жителей Коми края приобрел Дмитрий Иванович Балин – коми крестьянин, родившийся в селе Шежам (частъ современного села Айкино). Он помогал многим крестьянам писать жалобы на действия чиновников. Ему запретили составлять для крестьян какие-либо документы.
В 1830-х происходили волнения ижемских крестьян. Они протестовали против привлечения их к строительству новой Пинего-Мезенской дороги. Дорога эта считалась очень важной для экономического развития региона, и ходом её строительства (начавшегося ещё в 1828) заинтересовался сам царь. В 1833 власти распорядились для ускорения работы привлечь к строительству крестьян отдаленных волостей Мезенского уезда. Однако крестьяне Ижемской волости отказались работать на выделенном им участке строительства из-за обременительности повинности: волость была удалена от дороги на 900 верст, и работа там оторвала бы их от хозяйства и промыслов на длительное время. Денег для того, чтобы нанять вместо себя работников из др.волостей, у подавляющего большинства крестьян не было. Решено было добиваться освобождения от повинности. Отправленные ижемцами в 1833-1836 правительству и царю прошения не были удовлетворены, а местные власти усиливали нажим на крестьян, требуя выполнения повинности.
С 1835 недовольство ижемцев действиями чиновников возросло из-за попыток ограничить их права на выпас оленей в тундре (предполагалось передать большую часть тундры в использование исключительно кочевникам-ненцам) и связанных с этим вымогательств. В 1836 ижемцы обратились за помощью к Д.И. Балину, который приехал на Ижму и уверил крестьян, что их борьба с губернскими и уездными властями справедлива и что царь их обязательно поддержит, надо только описать ему тяготы местной жизни. Слова Балина оказали значительное влияние на ижемцев, и они ещё решительнее стали отказываться выполнять приказы губернских и уездных властей. В 1837 на события в Ижемской волости обратил внимание император Николай I, потребовавший поскорее разобраться в сложившейся ситуации. Власти распорядились снять с должностей волостное руководство, заменив его на "более надежных и благоустроенных" людей, и выслать из Ижмы Д.И. Балина, который "внушениями своими как волостное правление, так и целое общество возбуждал к неповиновению и сопротивлению", и запретить ему проживать в Мезенском уезде. В Ижму были отправлены чиновники, но крестьяне выгнали их, а предписание об аресте Балина порвали. В 1838 ижемцы объявили, что "кроме ныне царствующего Государя императора и наследника Всероссийского престола, мы никого не признаём своим начальством и пока не будет указ от императора за собственным его величества подписанием, то мы никаким указам не поверим и ничьих предписаний исполнять не будем". Организацией прекращения беспорядков в Ижме занялся архангельский гражданский губернатор Александр Николаевич Муравьёв (1792-1863). Он был одним из основателей и руководитель первой декабристской организации "Союз спасения", созданной в 1816 Муравьев выступал против крепостного права, за наделение крестьян землёй, за замену самодержавия конституционной монархией. Его брат Николай (1794-1866) являлся одним из организаторов преддекабристских кружков "Юношеское собратство" (1811-1812) и "Священная артель" (1814-1818). В 1818 А.Н. Муравьёв был одним из учредителей "Союза благоденствия", возглавил его московскую управу, но осенью 1818 оставил этот пост, хотя остался членом союза. Тогда же отошел от движения декабристов его брат Николаи. А.Н. Муравьёв вошел в Северное общество декабристов, созданное е 1821, но активной роли в нём не играл и вскоре отошел от участия е его деятельности. В событиях 14 ДК 1825 Муравьев не участвовал. В 1826 он был сослан в Сибирь, но уже с 1828 занимал различные административные посты. В 1837 его назначили гражданским губернатором Архангельска. В н.1838 А.Н.Муравьёв разработал план "водворения порядка", предусматривавший направление в Ижемскую волость отряда солдат (200 чел.) с орудием и использование против ижемских коми вооруженных отрядов ненцев, которые были недовольны растущим проникновением ижемских оленеводов в тундру. Этот план в ИН 1838 был рассмотрен на заседании Кабинета министров России, где против него высказался министр государственных имуществ П.Д. Киселёв, предложивший разобраться в жалобах крестьян и не предпринимать сразу крайних мер. В АВ 1838 А.Н. Муравьёв отправил из Архангельска в Ижемскую волость солдат с двумя орудиями и команду жандармов. 200 вооруженных ненцев добились помешать возможному отступлению ижемцев в тундру. Сам Муравьёв лично также намеревался прибыть в Ижму, чтобы постараться убедить крестьян исполнять распоряжения губернских и уездных властей, и только в случае неудачи использовать солдат. Он рассчитывал, что достаточно будет угрозы применения военной силы. К счастью, до военных столкновений не дошло. Осенью 1838 император направил на Ижму своего флигель-адъютанта Крузенштерна. Тот провел следствие и убедился в обоснованности прошений ижемцев. Несколько чиновников лишились должностей, а крестьяне были освобождены от дорожной повинности. В Усть-Куломе в 1842 крестьяне выступили против злоупотреблений при раскладе податей и отказались платить их до тех пор, пока власти не рассмотрят и не удовлетворят их жалобы. Решено было, не подчиняться волостному и окружному начальству. Вологодский гражданский губернатор лично приезжал в Усть-Кулом, чтобы попытаться утихомирить крестьян, но безуспешно. Делом заинтересовались шеф жандармов А.Х. Бенкендорф и даже сам Николай I. Губернатор лично возглавил военный отряд из 200 солдат, прибывший в Усть-Кулом в МР 1843 для наведения порядка. Это охладило пыл усть-куломцев, так что до вооруженной расправы с бунтовщиками дело, к счастью, не дошло. Больше ста участников выступления были подвергнуты наказанию розгами. С крестьян взыскали все подати и расходы по подавлению беспорядков. Крестьянские выступления происходили также на Выми в 1836, 1844-1845 и 1857-1860, в Палевицах и Часово в 1843-1845, а также в др.селениях Коми края. Происходили выступления и на промышленных предприятиях. В 1860 рабочие Серёговского завода отказались работать и выполнять какие-либо приказы заводской администрации; в адресованной министру внутренних дел жалобе они выражали недовольство сокращением расценок, неполной выдачей заработка и т.п.В 1864 рабочие Кажимского завода отправились в Нювчим, где находилось главное управление металлургических заводов, и потребовали повышения расценок, введения отпусков для уборки сена и др. Требования их не были, по большей части, удовлетворены, хотя расценки через некоторое время несколько повысились.В 1871 группа вымских крестьян перестала вывозить дрова на Серёговский завод и потребовала денег для покупки сена для своих лошадей. В 1875 отказались работать 150 возчиков на Кажимских заводах. Они выступили против продажи заводского железа с аукционов по низким ценам и против прекращения осуществлявшегося ранее администрацией заводов снабжения рабочих хлебом. Имели место отказы от работы на лесозаготовках. Например, в 1891 в Прилузье 54 крестьянина прекратили рубку леса для купца А. Забоева из-за низких расценок и плохого участка, отведённого им для работы. Их требования были удовлетворены. Крестьяне Коми края, задавленные малоземельем, подвергавшиеся тяжёлой феодальной эксплуатации, страдавшие от гнёта чиновной бюрократии, уездных и волостных властей, терпевшие постоянную нужду, боролись за освобождение от кабалы, расширение прав, достаточность земли. Характер борьбы крестьян носил антифеодальный характер. В основе их борьбы лежали экономические факторы. Но были и политические, и идеологические факторы. Формы борьбы были индивидуальными, массовыми, легальными, нелегальными, мирными, враждебными и т.д. Простейшей, широко распространённой формой протеста крестьян против гнёта и эксплуатации оставалась подача жалоб и прошений в различные местные и центральные административные и судебные учреждения, вплоть до Сената и царя (малоземелье и налоги). Всё более массовый характер приобретала борьба, выражавшаяся в уклонении от выполнения различных повинностей или в плохом их выполнении, в отказе платить подати и другие денежные сборы, накопившиеся недоимки по разным платежам, в захвате казённых земель и угодий, самовольной порубке леса и т.п. Распространённым явлением протеста оставались и побеги, самовольные переселения и отлучки, в результате которых крестьянин по крайней мере на какое-то время выпадал из объектов правительственной эксплуатации, уходил от угнетавших его условий, рекрутчины, недоимок, непосильных податей и повинностей. В крае происходили и массовые волнения, в ходе которых крестьяне выделяли талантливых вожаков, руководивших их борьбой. Одним из них был Д.И. Балин, крестьянин из села Шежам Айкинской волости Яренского уезда, помогавший крестьянам и защищавший их права. В первой половине XIX века на территории края происходили волнения крестьян, работавших на промыслах и на заводах. Весной 1814 года в Ношули собралось около 5,5 тысяч человек.
В 1853 году происходили волнения крестьян, работавших на брусяно-точильном промысле. Выступали рабочие Серёговского и Кажимских заводов. Важное место в жизни крестьян Коми края занимала борьба за землю с казной, купцами, мещанами, заводовладельцами. Свои права на землю отстаивали крестьяне вымских волостей. Наиболее часто поводом к волнениям служили увеличение и без того непосильного бремени платежей и повинностей, многочисленные злоупотребления и произвол местных властей. С 1833 по 1838 год проходила борьба крестьян Ижемской волости. Ижемцы обратились к Балину, который им очень помог.
В 1841-1843 гг. происходили волнения крестьян в Керосском обществе. В 1843-1845 гг. – крестьян Сотчемского общества. В 1858-1859 гг. – жителей Керчемского общества. Результаты борьбы в-основном заканчивались поражением крестьян, но иногда они добивались некоторых положительных результатов (например, смещались и иногда наказывались чиновники или промышленники).
В конце XIX в. численность коми достигла уже 153,6 тыс. человек, около 17 тыс. из них проживало вне Коми края (перепись, 1897 г.). На территории Сибири и Европейского Севера в районах компактного расселения образовалось несколько очагов формирования коми переселенческих групп. В настоящее время наиболее крупными из них, сохраняющими способность к демографическому и этнокультурному самовоспроизводству являются кольские и обские коми.
.2 Проведение в Коми буржуазных реформ 60-70-Х гг. XIX, а также краткое описание истории развития народности Коми края в публикации отечественных авторов
В 1838-1841 была проведена реформа П.Д. Киселёва, касавшаяся управления государственными крестьянами. Целью этой реформы было усиление надзора за крестьянами, создание сильного управленческого аппарата в волостях. Во главе этой пирамиды стояло созданное в ходе реформы министерство государственных имуществ. Государственные крестьяне получили права на участие в сельских и волостных сходах, где решались вопросы местного самоуправления, на перечисление в купеческое и мещанское сословия, на обучение детей в общих учебных заведениях, на занятие торговлей и ремеслами и т.д. Это д.б. сгладить конфликты, зревшие м.крестьянством и властями. Однако реформа П.Д. Киселёва не достигла своей цели. В 1861 в России начался период буржуазных реформ, которые, хотя зачастую с опозданием и не в полной мере, но все же осуществлялись и в Коми крае. 19 ФВ 1861 -. император Александр II подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права. В Коми крае крепостных было немного – чуть более полутора тысяч человек, приписанных к Серёговскому и сысольским заводам. Они получили юридическую свободу и все права, которыми пользовались государственные крестьяне. В пользовании бывших крепостных сысольских заводов в 1863 сохранялись небольшие земельные наделы, за которые нужно было отработать на заводах семь лет. В 1869 они получили дополнительные наделы (уже по высшей для губернии норме); за пользование ими нужно было платить оброк. Бывшие государственные крестьяне по закону от 24 НЯ 1866 д.б. получить земельные наделы в собственность, но этот закон не был проведен в жизнь, и крестьяне остались лишь пользователями принадлежавшей государству земли.
ЯН 1866 – принят закон "О преобразовании общественного управления государственных крестьян…". Согласно новому закону, управление крестьянами переходило в руки Министерства внутренних дел. По закону, мировые посредники д.б. выбираться из дворян. Но в Коми крае их было крайне мало, поэтому губернатор назначал посредников из числа чиновников-разночинцев. 1882 – мировых посредников заменили чиновники по крестьянским делам (по одному на уезд). Закон о земских начальниках способствовал "усилению в деревне административно-полицейской власти". Крестьянское самоуправление "закрепляло сословную неполноправность и замкнутость пореформенного крестьянства. Являясь низшим звеном аппарата управления, оно целиком зависело от вышестоящих его звеньев, от царской администрации и полиции" ("История Коми АССР". – Сыктывкар, 1981). Важной реформой стало введение земств. 1 ЯН 1864 вышло положение о создании новых органов местного самоуправления. Это были губернские н уездные земские собрания и управы, в выборах которых участвовали представители всех сословий. Земских гласных (т.е. депутатов собраний) избирали на три года, членов управ избирали из числа гласных на тот же срок. Земские собрания созывались на несколько дней один-два раза в год, управы работали постоянно. В к.1866 – н.1867 состоялись первые выборы в земские собрания в Усть-Сысольском и Яренском уездах. Открылись они в 1869 (в Печорском уезде земства были введены только в 1917). В состав земских органов Коми края вошли купцы, зажиточные мещане и крестьяне. Этим местные земства отличались от земств др.губерний России, в составе которых было много дворян. Земства были образованы для руководства местным хозяйством, просвещением и здравоохранением. Их деятельность контролировалась губернатором, который мог отменять решения земских собраний. Земские органы, несмотря на ограниченные финансовые возможности, многое сделали для открытия в Коми крае школ, библиотек-читален, больниц и фельдшерских пунктов, строительства и ремонта дорог, организации почтовой связи и содержания почтовых станций, улучшения организации сельскохозяйственных работ, развития местных промыслов и др. 16 ИН 1870 – опубликован закон о городском управлении в России. В с.1870-х – проведена реформа городского управления в Яренске и Усть-Сысольске. Все, кто платил в городскую казну определённые налоги (купцы, зажиточные мещане и крестьяне), получили право выбирать и избираться в городские думы. Дума создавала свой исполнительный орган – городскую управу, которую возглавлял городской голова. В 1864 была проведена судебная реформа, провозгласившая бессословность суда, независимость его от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса и т.п. Мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались в уездах и городах мировыми судьями, которые избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и д.б. иметь юридическое образование. Более сложные дела передавались в окружные суды с участием присяжных заседателей. Осенью 1882 судебная реформа была осуществлена в Яренском и Усть-Сысольском уездах. В 1888 судебная реформа была проведена в Мезенском уезде. Но и после реформы сохранились некоторые пережитки прошлой системы – в частности, особые волостные суды для крестьян. К середине XIX века феодально-крепостническая система хозяйства России оказалась в состоянии острого кризиса. 19 февраля 1861 годы Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В коми крае основную массу крестьян (98,6 % от общей массы) составляли государственные, на которых главные положения реформы 1861 года распространялись законами от 18 января и от 24 ноября 1866 года. Они из ведения Министерства государственных имуществ передавались в ведение Министерства внутренних дел. Крестьянские сословные учреждения (сельские и волостные сходы и должностные лица, волостные правления и волостные суды) были подчинены органам правительственно-дворянского надзора в лице мировых посредников, управлявших мировыми участками. Над мировыми посредниками стоял уездный съезд мировых посредников, а над ним – губернское по крестьянским делам присутствие. На территории Коми края было образовано 5 мировых участков – по два в Усть-Сысольском и Яренском уездах и один – в Печорском. Ввиду малочисленности дворянства мировые посредники здесь назначались губернатором преимущественно из числа чиновников-разночинцев, а не выбирались из дворян, как требовал закон. Пользуясь известной самостоятельностью и бесконтрольностью со стороны губернских властей и являясь, таким образом, полными хозяевами судеб крестьянского населения, мировые посредники чинили произвол и насилие, занимались вымогательством. В 1882 году мировые посредники в Коми крае были заменены особыми чиновниками по крестьянским делам. Вопрос о поземельном устройстве государственных крестьян определялся законом от 24 ноября 1866 года, но на территории Коми края остался практически нерешённым. Выдача крестьянам документов на право владения землёй были отложены на неопределённое время. К моменту проведения крестьянской реформы в крае, кроме государственных крестьян, имелось небольшое количество крепостных крестьян, заводских крепостных людей. На основе реформы произошло определённое уравнение правового положения всех категорий крестьян. Заводские крепостные получили такое же общественное управление, как и бывшие государственные крестьяне.
На основе введённых в январе 1863 года уставных грамот в пользовании заводских мастеровых были сохранены усадьбы и покосы. За эти маленькие наделы они обязаны были отработать на заводе 7 лет. Крестьянская реформа в Коми крае, как и по всей стране, была проведена с сохранением многочисленных остатков крепостничества. Провозглашение юридической свободы и создание единой системы управления для всех категорий крестьян не принесло им действительного освобождения. Было закреплено сословное неполноправие и замкнутость пореформенного крестьянства. 1 января 1864 года в России проведена земская реформа согласно которой создавались выборные от всех сословий органы местного самоуправления – губернские и уездные земские собрания и управы. Их избирательная система строилась на буржуазном принципе имущественного ценза. Функции земских учреждений ограничивались местными хозяйственными вопросами.
ноября 1864 года были утверждены новые судебные уставы, провозгласившие основные принципы буржуазного права: бессословность суда, независимость суда от администрации, гласность и состязательность судопроизводства и т.д. Была упрощена структура судов. Но остались некоторые старые порядки: сохранены ведомственные суды для духовенства и военных, волостные суды для крестьян, образовательный, имущественный и другие цензы. В Коми крае эта реформа не была проведена на общих основаниях. 16 июня 1870 года был издан закон о новом городском общественном управлении, по которому городские думы, состоявшие ранее из депутатов от сословных групп, стали избираться на основе имущественного ценза. В Коми крае новые органы были созданы в Яренске и Усть-Сысольске. Деятельность городских дум, как и земских учреждений, ограничивалась вопросами местного хозяйства и находилась под контролем нуберноской администрации и МВД.
Лыткин Георгий Степанович – коми учёный, этнограф, писатель. писал стихи на коми языке, делал переводы с коми, калмыцкого и др.языков на русский. Из литературных материалов в книгу "Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык" включено "Жизнеописание святого Стефана, просветителя зырян", составленное в упрощенном виде из "Слова о жизни и учении святого Стефана, бывшего в Перми епископа" Епифания Премудрого с привлечением материалов из "Истории государства Российского" Карамзина Н.М., "Истории России" Соловьева С.М., "Четьи-миней" митрополита Макария и др.произведений. В таком виде жизнеописание затем было переведено на коми язык. один из первых собирателей, публикаторов и исследователей ценнейших памятников письменности, фольклора, истории и литературы коми и калмыков, как один из первых переводчиков с коми и калмыцкого языков на русский, как исследователь коми, удмуртского, мордовского, калмыцкого и др.языков Лыткин Г.С. доказал, что и представитель "малого" народа России в состоянии сыграть заметную роль в развитии культуры своего и др.народов. Лыткин Г.С. – автор первых стихотворений на коми языке, переводов на коми язык "Жития Стефана Пермского" Епифания Премудрого, произведений Пушкина А.С., сказок и песен для детей из книги "Родное слово" Ушинского К.Д. (2 МР 1824-3 ЯН 1871), многих церковных сочинений. Чисталёв Вениамин Тимофеевич [8(20).10.1890, с. Помоздино- 13.10.1939, Сыктывкар], коми советский писатель. Родился в крестьянской семье. Учительствовал. Первые литературные опыты относятся к дореволюционному времени. В пейзажной лирике Ч. воспел коми край. Автор поэмы «В дни преображения земли» (1927) о героике социалистического строительства на Севере, первых очерков и рассказов на коми языке; переводил произведения русских писателей. Куратов Иван Алексеевич [6(18).7.1839, с. Кибра, ныне с. Куратово- 17(29).11.1875, г. Верный, ныне Алма-Ата], коми поэт, лингвист, основоположник коми литературы. Его заветной мечтой было служить народу в борьбе против социального и национального угнетения. К. вывел галерею народных типов, с острым сарказмом нарисовал угнетателей народа – мироеда-кулака, чиновника, попа, монаха; с сочувствием воспроизвёл беспросветную долю задавленного ими труженика. Поэту дороги борцы за народное дело. К. переводил на родной язык стихи русских поэтов и классиков мировой литературы. В 1856 г. практически весь Европейский Север России объездил известный автор второй половины XIX в. С.В.Максимов. В том числе он посетил и ижемских коми. Путевые впечатления от этой поездки, содержащие ценные этнографические наблюдения, были изложены им в книге "Год на севере". Посетил Коми край и известный писатель-народник, уроженец Великого Устюга П.В.Засодимский, В своем путевом очерке "Лесное царство", впервые опубликованном в 1878 г., он описал свое путешествие и при этом дал довольно подробные описания основных хозяйственных занятий и многих явлений традиционной культуры и быта народа коми. В частности П.В.Засодимский кратко охарактеризовал народные верования, описал некоторые церковные календарные праздники, обратил внимание на представления о колдовстве. Очень импонировало П.В.Засодимскому отмеченное им у коми народа особое отношение к лесу. Из других русских авторов можно отметить А.В.Круглова, который в 70-80-е гг. XIX в. опубликовал около десяти очерков, посвященных традиционной культуре народа коми, широко используя при этом материалы своих предшественников. Наиболее крупными и содержательными из них были вышедшие отдельными изданиями "Лесные люди" и "Лесное царство". В названных работах имеется ряд ценных наблюдений автора, показывающих достаточно хорошее знание им коми быта. К сожалению, ценность фактического материала значительно снижается попыткой автора изложить его сугубо литературным языком и при этом попутно дать свою интерпретацию. Василий Петрович Налимов стал первым профессиональным коми этнографом. Наблюдения В.П.Налимова над верованиями, бытом и фольклором коми. Основные научные интересы В.П.Налимова сосредоточились на этнографическом изучении финно-угорских народов. Уже в 1903 г., когда он еще был студентом, в "Этнографическом обозрении" появилась первая серьезная научная статья Налимова о верованиях народа коми. Он пересказал народную легенду о могучем колдуне Шыпиче, в другой – под названием "Мор" и "Икота" у зырян" рассмотрел некоторые народные представления о причинах рождения неполноценных детей и способах их магического исцеления.
.3 Необходимость внедрения Земской реформы в основу практического применения, а также изучение сословного состава земских органов во время их функционирования
Земская реформа Александра II заложила основы парламентаризма в России, а опыт ее проведения может послужить для изменений в системе местного самоуправления. Такое мнение высказал в четверг, 10 апреля, во время выступления на конференции, посвященной 150-летию земской реформы, председатель Госдумы Сергей Нарышкин.
«Земское самоуправление, разрушенное революцией, отнюдь не исчерпало себя, опыт формирования и развития отечественной системы местного самоуправления мы должны оценивать с точки зрения потребностей сегодняшнего дня», – отметил парламентарий.
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства.
По его словам, современной России жизненно важно иметь дееспособную, «близкую к людям и имеющую все необходимые ресурсы местную власть». «Это необходимо для того, чтобы каждая российская местность стала привлекательной как для жизни, так и для работы наших граждан», – цитирует Нарышкина ИТАР-ТАСС.
Спикер Госдумы напомнил, что «именно в земствах начала впервые формироваться отечественная парламентская культура». По его мнению, «учреждение земств в 1864 году стало одним из важнейших элементов великих реформ Александра II наряду с судебной реформой и отменой крепостного права». «По сути, впервые была открыта дорога общественной активности и самоуправлению территорией, у людей разной сословной принадлежности появилась возможность непосредственно участвовать в решении вопросов местной жизни – вопросов благоустройства, территориального и социального развития», – подчеркнул Нарышкин.
Городская реформа 1870, Городовое положение 16 июня 1870, одна из буржуазных реформ в России. Имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка Городская реформа 1870 началась в 1862, но только в 1870 проект был утвержден царём Александром II и опубликован. Городская реформа 1870 заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными – избранные думами городской управы. Члены городских дум выбирались на 4 года и назывались «гласными» . Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в Петербурге – 250. Управы состояли из 2-3 человек под председательством городского головы, который являлся одновременно и председателем городской думы. Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Таким образом, рабочие, мелкие служащие и лица умственного труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избирательного права. Выборы в городские думы производились по так называемой трёхклассной избирательной системе, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов. Тысячи мелких налогоплательщиков избирали в думу такое же количество гласных, как несколько десятков крупных промышленников и купцов. Система имущественного ценза обеспечивала преобладание в думе крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.
Компетенция городского общественного управления была ограничена местными хозяйственными вопросами: внешнее благоустройство города, торговля и промышленность, здравоохранение и народное образование и т. п. Городские доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с промышленных, торговых и др. предприятий. Думы и управы подчинялись губернатору (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и министерству внутренних дел. При всей своей ограниченности Городская реформа 1870 всё же была шагом вперёд по сравнению с дореформенной организацией городского управления.
Закон о земских начальниках способствовал "усилению в деревне административно-полицейской власти". Крестьянское самоуправление "закрепляло сословную неполноправность и замкнутость пореформенного крестьянства. Являясь низшим звеном аппарата управления, оно целиком зависело от вышестоящих его звеньев, от царской администрации и полиции" ("История Коми АССР". – Сыктывкар, 1981). Особо важной реформой стало введение земств. 1 ЯН 1864 вышло положение о создании новых органов местного самоуправления. Это были губернские уездные земские собрания и управы, в выборах которых участвовали представители всех сословий. Земских гласных (т.е. депутатов собраний) избирали на три года, членов управ избирали из числа гласных на тот же срок. Земские собрания созывались на несколько дней один-два раза в год, управы работали постоянно. В к.1866 – н.1867 состоялись первые выборы в земские собрания в Усть-Сысольском и Яренском уездах. Открылись они в 1869 (в Печорском уезде земства были введены только в 1917). В состав земских органов Коми края вошли купцы, зажиточные мещане и крестьяне. Этим местные земства отличались от земств др.губерний России, в составе которых было много дворян. Земства были образованы для руководства местным хозяйством, просвещением и здравоохранением. Их деятельность контролировалась губернатором, который мог отменять решения земских собраний. Земские органы, несмотря на ограниченные финансовые возможности, многое сделали для открытия в Коми крае школ, библиотек-читален, больниц и фельдшерских пунктов, строительства и ремонта дорог, организации почтовой связи и содержания почтовых станций, улучшения организации сельскохозяйственных работ, развития местных промыслов и др. 16 ИН 1870 – опубликован закон о городском управлении в России. В с.1870-х – проведена реформа городского управления в Яренске и Усть-Сысольске. Все, кто платил в городскую казну определённые налоги (купцы, зажиточные мещане и крестьяне), получили право выбирать и избираться в городские думы. Дума создавала свой исполнительный орган – городскую управу, которую возглавлял городской голова. В 1864 была проведена судебная реформа, провозгласившая бессословность суда, независимость его от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса и т.п. Мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались в уездах и городах мировыми судьями, которые избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и д.б. иметь юридическое образование. Более сложные дела передавались в окружные суды с участием присяжных заседателей. Осенью 1882 судебная реформа была осуществлена в Яренском и Усть-Сысольском уездах. В 1888 судебная реформа была проведена в Мезенском уезде. Но и после реформы сохранились некоторые пережитки прошлой системы – в частности, особые волостные суды для крестьян. К середине XIX века феодально-крепостническая система хозяйства России оказалась в состоянии острого кризиса. 19 февраля 1861 годы Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В коми крае основную массу крестьян (98,6 % от общей массы) составляли государственные, на которых главные положения реформы 1861 года распространялись законами от 18 января и от 24 ноября 1866 года. Они из ведения Министерства государственных имуществ передавались в ведение Министерства внутренних дел. Крестьянские сословные учреждения (сельские и волостные сходы и должностные лица, волостные правления и волостные суды) были подчинены органам правительственно-дворянского надзора в лице мировых посредников, управлявших мировыми участками. Над мировыми посредниками стоял уездный съезд мировых посредников, а над ним – губернское по крестьянским делам присутствие. На территории Коми края было образовано 5 мировых участков – по два в Усть-Сысольском и Яренском уездах и один – в Печорском. Ввиду малочисленности дворянства мировые посредники здесь назначались губернатором преимущественно из числа чиновников-разночинцев, а не выбирались из дворян, как требовал закон. Пользуясь известной самостоятельностью и бесконтрольностью со стороны губернских властей и являясь, таким образом, полными хозяевами судеб крестьянского населения, мировые посредники чинили произвол и насилие, занимались вымогательством. В 1882 году мировые посредники в Коми крае были заменены особыми чиновниками по крестьянским делам. Вопрос о поземельном устройстве государственных крестьян определялся законом от 24 ноября 1866 года, но на территории Коми края остался практически нерешённым. Выдача крестьянам документов на право владения землёй были отложены на неопределённое время. К моменту проведения крестьянской реформы в крае, кроме государственных крестьян, имелось небольшое количество крепостных крестьян, заводских крепостных людей. На основе реформы произошло определённое уравнение правового положения всех категорий крестьян. Заводские крепостные получили такое же общественное управление, как и бывшие государственные крестьяне. На основе введённых в январе 1863 года уставных грамот в пользовании заводских мастеровых были сохранены усадьбы и покосы. За эти маленькие наделы они обязаны были отработать на заводе 7 лет.
Крестьянская реформа в Коми крае, как и по всей стране, была проведена с сохранением многочисленных остатков крепостничества. Провозглашение юридической свободы и создание единой системы управления для всех категорий крестьян не принесло им действительного освобождения. Было закреплено сословное неполноправие и замкнутость пореформенного крестьянства. 1 января 1864 года в России проведена земская реформа согласно которой создавались выборные от всех сословий органы местного самоуправления – губернские и уездные земские собрания и управы. Их избирательная система строилась на буржуазном принципе имущественного ценза. Функции земских учреждений ограничивались местными хозяйственными вопросами.
ноября 1864 года были утверждены новые судебные уставы, провозгласившие основные принципы буржуазного права: бессословность суда, независимость суда от администрации, гласность и состязательность судопроизводства и т.д. Была упрощена структура судов. Но остались некоторые старые порядки: сохранены ведомственные суды для духовенства и военных, волостные суды для крестьян, образовательный, имущественный и другие цензы.
В Коми крае эта реформа не была проведена на общих основаниях. 16 июня 1870 года был издан закон о новом городском общественном управлении, по которому городские думы, состоявшие ранее из депутатов от сословных групп, стали избираться на основе имущественного ценза. В Коми крае новые органы были созданы в Яренске и Усть-Сысольске. Деятельность городских дум, как и земских учреждений, ограничивалась вопросами местного хозяйства и находилась под контролем нуберноской администрации и МВД.
В основу Положения 1864 г. был положен принцип имущественного ценза, причем на первый план выдвигались интересы дворян-землевладельцев, с интересами же промышленников и крестьян считались мало. Преобладающее влияние на местные дела было предоставлено дворянству.
Когда в Государственном Совете был выдвинут вопрос о земстве, министр внутренних дел и одновременно председатель земской комиссии П.А .Валуев, как бы извиняясь за половинчатость реформы, заявил, что «первый шаг не должен считаться последним, что учреждение земства – есть лишь создание формы, которая, засим, по указанию опыта, будет наполняться соответствующим содержанием».
Результатом работы комиссии стало законодательное определение функций земств. Земские собрания получали в свое ведение по преимуществу дела местного хозяйства, являясь, по определению Валуевской комиссии, местными хозяйственными общественными союзами.
Положением о земских учреждениях устанавливалось, что ведению земских учреждений подлежит распоряжение местными сборами губернии и уезда. При этом по Земскому Положению все местные повинности и некоторые государственные должны были относиться к ведению земства. Но и без того небольшие финансовые средства земства были еще более урезаны при составлении Временных правил о разверстании земского сбора между казною и земством. На основании временных правил все государственные повинности были изъяты из компетенции земства. Из общих губернских повинностей в ведении земских учреждений находились: а) устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и верстовых столбов; б) наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей; в) содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах; г) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий; д) содержание местных по крестьянским делам учреждений; е) содержание статистических комитетов.
Земство располагало очень скудными средствами. Главным источником новых доходов являлось право облагать земских налогоплательщиков новыми налогами. При всяком улучшении, которое предпринималось земством, за неимением других источников, приходилось прибегать к повышению налогов. Но и в этой сфере компетенция земства была ограничена: право земства на обложение торгово-промышленных предприятий было значительно урезано Временными Правилами; для новых налогов оставались одни земли, хотя земли и без того несли высокие платежи, которые на крестьянских участках нередко превосходили доходность.
Участие земских учреждений в народном образовании, в создании условий народного здравоохранения было допущено только в хозяйственном отношении, т.е. земство могло ассигновать известные суммы на дело народного образования и на врачебную часть, но распоряжаться этими суммами оно не имело права. К хозяйственным делам, на которые распространялась компетенция земства, относились также дела по взаимному страхованию и по развитию торговли и промыслов.
Но даже в таких узких пределах земства не пользовались свободой и самостоятельностью: многие постановления земств, заключения займов, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел. Каждое постановление могло быть опротестовано губернатором. Дела по таким протестам в последней инстанции решались Сенатом. Наконец, оставляя местную полицейскую власть в ведении правительственных учреждений и тем лишая земство исполнительной власти, закон 1864 г. еще более обессилил их. Для взыскания принадлежавших земству сборов оставался лишь один путь – обращение «к содействию» местной полиции, что не всегда обеспечивало проведение в жизнь земских распоряжений.
В начале 60-х годов правительство относилось еще довольно благосклонно к деятельности земских собраний, не смотря на столкновения и шероховатости, которые установились между отдельными земствами, с одной стороны, и местной администрацией – с другой. Но уже в начале 1866 г. появились угрожающие симптомы. В январе 1866 г. министр внутренних дел издал циркуляр, ограничивающий право обложения земствами сплавных лесов. Подготавливалось также ограничение в обложении казенных земель. Все это проводилось правительством достаточно поспешно, причем совершенно игнорировалось мнение земств. Циркуляром от 17 мая 1866г. разъяснялось, что земства не имеют права «облагать сборами самые изделия и продукты, выделываемые или продаваемые на фабриках и заводах, а равно и других промышленных и торговых заведениях, оплачиваемых акцизом в пользу казны»1. Циркуляры подготовили почву для появления закона 21 ноября 1866 г., окончательно парализовавшего, по мнению А.А.Головачева, какую-либо полезную деятельность земских собраний. Выработка закона 21 ноября совершалась в полной тайне и в печати не было об этом никаких известий; издание закона совпало с проведением очередных губернских заседаний, и управам пришлось спешно переделывать доходные сметы для согласования с новым законом, лишившим земства притока значительных средств.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ В КОМИ КРАЕ B., И ЕЁ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
2.1 Анализ расходования земского бюджета на ту или иную отрасль хозяйства в период 1864 г.
Губернские собрания проводились 1 раз в год, но могли созываться и чрезвычайные собрания. На заседаниях председательствовал губернский предводитель дворянства. Для текущей работы и уездные, и губернские собрания избирали Управы в составе 3-х человек: председателя и двух членов (число членов земских управ могло быть увеличено до 4-х – в уездах, до 6-8 – в губерниях).
«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России – Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти.Согласно «Положению» создавались земские учреждения в уезде и губернии, состоявшие из земских собраний (см. ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ) и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним гласных – депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население. Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне (помещики), однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий – купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность. Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее чем 500 руб. – в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах. Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов 1865-66 дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно – 38,5% и 10,6%, купцы – 10,4% и 11%. Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских – в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть – губернские и уездные земские управы (три, пять человек).
2.2 Сравнительный анализ между земствами Коми и других губерний
г. – 25 сентября открылось организационное уездное земское собрание в Усть-Сысольске. В состав земских органов Коми края вошли купцы, зажиточные мещане и крестьяне. Этим местные земства отличались от земств других губерний России, в составе которых было много дворян. Земства были образованы для руководства местным хозяйством, просвещением и здравоохранением. Их деятельность контролировалась губернатором, который мог отменять решения земских собраний. Земские органы, несмотря на ограниченные финансовые возможности, многое сделали для открытия в Коми крае школ, библиотек-читален, больниц и фельдшерских пунктов, строительства и ремонта дорог, организации почтовой связи и содержания почтовых станций, улучшения организации сельскохозяйственных работ, развития местных промыслов и другого. Кроме избранных гласных, членами земского собрания являлись назначенные от ведомства государственных имуществ трое лесничих. Состоявшиеся на собрании выборы уездной земской управы были признаны недействительными из-за допущенных нарушений закона. Повторные выборы состоялись в 1870 г. Первыми губернскими земскими гласными от Усть-Сысольского уезда стали Ф.А.Павлинов и А.А.Жеребцов.
2.3 Исследование практической направленности деятельности земств, а также уровня развития хозяйства и культуры в регионе
Права земств
Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего – на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Губернатор мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.
В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III. В 1890 принята земская контрреформа (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ), существенно ограничившая права земств.
Значение земской реформы
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Поскольку московское городское управление, которое при всем своем не высоком уровне организации в тот период, все-таки являлась образцом для других городов России. Распорядительную думу заменила Городская дума, которая была наделена более широкими правами общественного управлении. Результатом внедрения городской реформы было: практически неконтролируемое и неуправляемое разрастание города под давлением интересов фабрикантов, землевладельцев, купечества. В застройке города стали появляться и множиться новые типы зданий – доходные жилые многоквартирные дома для наиболее обеспеченных слоев населения, казармы для рабочих, крупные магазины, здания банков, железнодорожные вокзалы. Проявлением зачатков капитализма было появление доходных домов – построенных не для обслуживания владельцев, а с целью получения дохода от сдачи его в аренду. Потребность как в жилых, так и в торговых площадях была очень высокой, стоимость строительных участков в центре все время возрастала. Следствием было увеличение высоты зданий. Уже в 1874 году был построен пятиэтажный дом на Ильинке.
Особенности Петербургской Городской думы заключались в том, что любой городской обыватель при желании мог узнать, чем занимаются его представители и о чем они говорят, что обсуждают, какие группы и партии они образуют. В думе появилась оппозиция – так называемая интеллигентная партия. Она не была достаточно организованной, но ее представляли незаурядные личности, оставившие значимый след в истории. Результатами работы городской думы было строительство водопровода, появление конных маршрутов коих стало 26 общей продолжительностью 84 версты. Благодаря думе за 3 года в городе открылось 72 новые школы. Стало развиваться здравоохранение особенно после эпидемии тифа в 1877 году. В 1881 году была открыта Военно-Медицинская академия.
Внедрение и развитие самоуправления в различных регионах породило целый ряд муниципальных ориентаций. Московская ориентация была знаменита системой местных налогов и городской статистикой, петербургская обращала огромное внимание на представительности города, киевская была ориентирована на создание новых сложных технических систем городской инфраструктуры, харьковская выделяла гуманитарные приоритеты, а одесская занималась проблемами дорожных покрытий.
Все крупные города Российской империи получили после реализации «городового положения» 1870 года значительный толчок к развитию. Совсем иначе обстояли дела в отдаленных регионах.
На территории Коми из-за малочисленности дворян, отсутствия крупного землевладения, экономической отсталости и якобы «умственной бедности основной массы коренного населения, городская реформа затянулась на несколько лет. Предшествующая ей земская реформа с большим трудом воспринималась местным населением и была реализована только в 869 году. После городской реформы регион так и остался отсталым и малоразвитым. Слабо процветала торговля, дорожное управление и транспортное хозяйство не было организовано совсем. Образование и здравоохранение доставляло желать лучшего.
В Западной Сибири наиболее прогрессивный и современный характер хозяйственное планирование, после принятия Городового положения, носило в Омске, где были наибольшие расходы из бюджета на развитие города. В Тобольске и Томске роль местного общественного самоуправления первоначально была выражена слабо. На этих территориях большую роль в формировании городской политики по-прежнему играли губернаторы и губернские правления.
Основной проблемой развития провинциальных городов было то, что значительная часть доходов являлась обязательной по закону и уходила вовсе не городские нужды, а на содержание правительственных учреждений, полиции, военной квартирной повинности и прочая. Благодаря этому русские города не являлись полновластными хозяевами и распорядителями своих собственных средств и испытывали существенные трудности в решении городских проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенной мною работы, можно сказать, что все поставленные цели и задачи, были полностью рассмотрены и детально проанализированы. При рассмотрении специализированной и учебно-дидактической литературы в публикациях отечественных и зарубежных авторов, были выявлены определенные закономерности, свидетельствующие о фактической актуальности темы исследования.
На основании выше рассмотренного материала по теме исследования, можно выявить следующие наиболее важные аспекты данной курсовой работы:
Особо важной реформой стало введение земств. 1 ЯН 1864 вышло положение о создании новых органов местного самоуправления. Это были губернские уездные земские собрания и управы, в выборах которых участвовали представители всех сословий. Земских гласных (т.е. депутатов собраний) избирали на три года, членов управ избирали из числа гласных на тот же срок. Земские собрания созывались на несколько дней один-два раза в год, управы работали постоянно. В к.1866 – н.1867 состоялись первые выборы в земские собрания в Усть-Сысольском и Яренском уездах. Открылись они в 1869 (в Печорском уезде земства были введены только в 1917). В состав земских органов Коми края вошли купцы, зажиточные мещане и крестьяне. Этим местные земства отличались от земств др.губерний России, в составе которых было много дворян. Земства были образованы для руководства местным хозяйством, просвещением и здравоохранением. Их деятельность контролировалась губернатором, который мог отменять решения земских собраний. Земские органы, несмотря на ограниченные финансовые возможности, многое сделали для открытия в Коми крае школ, библиотек-читален, больниц и фельдшерских пунктов, строительства и ремонта дорог, организации почтовой связи и содержания почтовых станций, улучшения организации сельскохозяйственных работ, развития местных промыслов и др. 16 ИН 1870 – опубликован закон о городском управлении в России.
г. – 25 сентября открылось организационное уездное земское собрание в Усть-Сысольске. В состав земских органов Коми края вошли купцы, зажиточные мещане и крестьяне. Этим местные земства отличались от земств других губерний России, в составе которых было много дворян. Земства были образованы для руководства местным хозяйством, просвещением и здравоохранением. Их деятельность контролировалась губернатором, который мог отменять решения земских собраний. Земские органы, несмотря на ограниченные финансовые возможности, многое сделали для открытия в Коми крае школ, библиотек-читален, больниц и фельдшерских пунктов, строительства и ремонта дорог, организации почтовой связи и содержания почтовых станций, улучшения организации сельскохозяйственных работ, развития местных промыслов и другого. Кроме избранных гласных, членами земского собрания являлись назначенные от ведомства государственных имуществ трое лесничих. Состоявшиеся на собрании выборы уездной земской управы были признаны недействительными из-за допущенных нарушений закона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Великие реформы в России. 1856-1874: Сборник/Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М., Изд-во МГУ, 1992. – 336 с.
. Вернадский В.Г. Русская история. М., 2003. – 49 с.
. Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа.- М.: Педагогика 1998.
.Головачев А.А. Десять лет реформ. -СПб.: Нева, 1992. – 124 стр.
. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права. – М., 2009. – 336 с.
. Зуев М.Н. История России. М., 2011. – 86 стр.
. История России с начала XVIII до конца ХIХ в. / Отв. Ред. А.Н. Сахаров. М., 2003.- 79 стр.
. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. – М., Юристъ, 2004. – 797 с.
. История государства и права России / Под. ред. Ю.П. Титова. – М., 2003. -544 с.
. Коваленко А.И. Конституционное право РФ. – М.: ИНФРА – М., 2009.- 85 стр.
. Кудинов О.А. История отечественного государства и права. – М., МЭСИ, 2001. – 279 с.
. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М, 1993. – 27 стр.
. Лященко Л.М. История России. ХIХ век. М., 2006. – 49 стр.
. Орлов А.С. и др. История России. М., 2009. – 73 стр.
. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России. – М., Проспект, 2006. -528 с.
. Шмурло Е.Ф. История России 862 – 1917 г.г. М., 2000. – 85 стр.
. Цефалин А. А. Земское самоуправление в России. Спб., 2000.- 21 стр.