- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,9 Кб
Знаменитые архитектурные памятники Древнего Рима
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Знаменитые архитектурные памятники Древнего Рима»
Выполнила: Непомнящая Валерия Александровна
Проверила: Бавина Л.Г.
Москва 2012
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАННИЙ ИЛИ ЦАРСКИЙ РИМ (VIII−VI вв. до н.э.)
.1 Характеристика архитектуры периода VIII−VI вв. до н.э
.2 Храм Сатурна
.3 Римский форум
ГЛАВА 2. ЭПОХА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (V−I вв. до н.э.)
.1 Характеристика архитектуры периода V−I вв. до н.э
.2 Особенности строительства
.3 Знаменитые памятники республиканского периода
ГЛАВА 3. ЭПОХА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н.э.−V в. н.э.)
.1 Характеристика архитектуры периода I в. до н.э. −V в. н.э
.2 Колизей – архитектурный шедевр .70-80 гг. н. э
.3 Пантеон – храм всех богов 125 г. н э
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
История культуры Древнего Рима – это история становления, развития и упадка огромного государства, раскинувшегося по берегам Средиземного моря и включавшего в сферу своего влияния Европу, Северную Африку и Передний Восток.
Одним из важнейших видов искусства в Древнем Риме являлась архитектура. Витрувий, вероятно, является самым значительным древнеримским зодчим. Именно он сформулировал три основных принципа древнеримской архитектуры: польза, прочность, красота.
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства.
История архитектуры Древнего Рима делится на три этапа. Первый – ранняя или царская эпоха, которая началась VIII−VI вв. до н.э. Второй этап -эпоха республики, наступивший в конце VI в. до н.э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившийся до середины I в. до н.э. Третий этап- императорский – начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до V в. н.э.
Целью данной работы является исследование своеобразия архитектуры Древнего Рима
Задача исследования: рассмотреть особенности архитектуры Древнего Рима и ее характерные черты.
ГЛАВА 1. РАННИЙ ИЛИ ЦАРСКИЙ РИМ (VIII−VI вв. до н.э.)
.1 Характеристика Архитектуры периода VIII−VI вв. до н.э
Центр будущей великой державы − город Рим − возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Существует несколько версий его возникновения, но самая распространенная – легенда о Ромуле и Реме, они были сыновьями бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, дочери царя города Альба-Лонги. Коварный брат царя, желая завладеть троном, заключил его в тюрьму, а близнецов уложил в корзину и бросил в Тибр. Однако корзину с близнецами прибило к Капитолию – священному холму, где младенцев вскормила своим молоком волчица. Когда мальчики выросли, они вернули трон деду, а сами решили основать новый город. Его главный храм они возвели на Капитолийском холме. Очерчивая границы города, братья поссорились, и Ромул убил Рема, став единовластным правителем города и дав ему свое имя. Считается, что Рим был основан в 753 г. до н. э.
Развитие Рима происходило под этрусским влиянием. Были заимствованы многие этрусские достижения, например, в области строительства, различных ремесел. Рим позаимствовал письменность, римские цифры, способы толкований и гаданий и многое другое.
По преданию, в Риме в VIII−VI вв. правили 7 царей: Ромул, Нума Помп Тулл Гостилий, Анк Марций, Таркв Древний, Сервий Туллий, Тарквим Гордый. Особое значение в истории раннего Рима и его культуры занимает время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков, но в отличие от остальных царей, были реальными историческими лицами.
Искусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. конец VIII – I вв. до н. э. на территории Апеннинского полуострова, оставило значительный след в истории мировой культуры и сильно повлияло на древнеримскую художественную деятельность. Покорив этрусков, римляне восприняли их достижения и в своем зодчестве, пластике и живописи продолжили начатое этрусками.
При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом, в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит «вечному городу» и поныне.
Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные мастерские в этрусских городах на север от этих границ Марцаботто, Спина и на юг Пренесте, Веллетри, Сатрик.
Этруски известны современному человеку, пожалуй, больше своим искусством, чем какими-нибудь другими формами деятельности, так как многое в их истории, религии, культуре, включая и пока еще не вполне понятную письменность, остается загадочным.
Культура этрусков свидетельствует об их значительной художественной одаренности. Искусство их самобытно, хотя в нем можно выделить следы малоазийских, позднее греческих влияний. Ему свойственно стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц этрусской знати. Этрусские художники не заботятся о передаче деталей, но уделяют все внимание наиболее существенным чертам изображаемого. Если римский портрет достиг небывалого прежде художественного совершенства, то этим он был обязан усвоению римскими мастерами этрусского наследия. Так называемый ложный купол, постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей, применялся в архитектуре уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить своды из клиновидных балок, создав, таким образом, купол в собственном смысле слова. Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к VI – началу V в. до н. э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет.
Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к VI в. до н. э. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Веях мастер Вулка, ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей.
Одним из таких произведений VI в. до н. э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима.
Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро – черной земли: глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет.
После формовки и обжига изделие подвергалось лощению- полировке трением. Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.
Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.
Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий, где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив, замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.
В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Рим.
.2 Храм Сатурна
Самая древняя часть Римского Форума – храм Сатурна. Храму Сатурна предшествовал очень древний алтарь, который легенда относит к мифическому городу, основанному самим Сатурном на Капитолии. Возможность существования селения на холме еще с доисторических времен и древность самого религиозного культа подтверждают в некоторой мере эту легенду. Строительство храма Сатурна было данью богу Сатурну, которого римляне отождествляли с греческим богом Кроносом и почитали его способность избавлять город от бедствий.
Строительство храма, возможно, было начато уже в царский период. Открытие же его было осуществлено только в первые годы Республики возможно в 498 г. до н. э.
Здание было полностью перестроено, начиная с 42 г. до н. э., Мунацием Планком, и восстановлено после пожара, возникшего во время правления Карина 283 г. н. э. Вероятно, именно к этой реставрации относится сохранившаяся часть – восемь колонн шесть колонн из серого гранита по фасаду и две из красного по бокам и главный фронтон в значительной мере построенный из восстановленного материала. Надпись, которая до сих пор видна на фризе, напоминает о том, что эта реставрация была произведена по причине пожара Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit – Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили.
Это был единственный в Риме храм, куда верующие могли входить с открытой головой, и первый храм, в котором стали жечь восковые свечи. Здесь хранилась статуя бога Сатурна, которую носили во время процессий по случаю триумфальных торжеств.
.3 Римский форум
Одна из главных достопримечательностей Рима. С глубокой древности Римский форум был тем местом, куда люди приходили узнать политические новости, обменяться впечатлениями, заключить удачную торговую сделку.
Возник Римский Форум еще во времена первых римских царей, примерно в VII веке до н.э., когда на пространство между холмами Капитолия, Палатина и Квиринала стали собираться местные жители.
Форум, расположенный в долине между тремя холмами – Палатином, Капитолием и Эсквилином, в давние времена был пустынной болотистой местностью, которая была осушена во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая – для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.
В центре Форума стоит высокая мемориальная колонна- Колонна Фоки, которая представляет собой коринфскую колонну, воздвигнутую перед Рострой на Римском Форуме и в 608 году посвященную византийскому императору Фоке.
Колонна 13,6 м высотой, была установлена на четырёхугольном пьедестале из белого мрамора, первоначально использовавшемся в монументе в честь Диоклетиана. На вершине колонны раньше находилась статуя императора из позолоченной бронзы – до тех пор, пока в 610 г. Фока не был свергнут, После чего началось медленное запустение этого места.
ГЛАВА 2. ЭПОХА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (V−I вв. до н.э)
.1 Характеристика архитектуры периода V−I вв. до н.э
От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве Римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский, заимствованный у этрусков, дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческую архитектуру своей прямоугольной формой и использованием портиков, но, в отличие от греческих, были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах. В V−IV вв. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. Позднее в республиканский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.
Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, то есть круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов − храм Весты или Геркулеса, находившийся на Форуме.
Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры. Но римляне не отказывались и от колонн − ими украшались общественные здания, например, огромный театр Помпея, первый каменный театр в Риме I в. до н.э. Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.
Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады − ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.
Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках − многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.
В середине I в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум, достойный столицы великой державы. Там была сооружена базилика Цезаря − здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний ,по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви. На Форум также был возведен храм в честь Венеры, покровительницы рода Юлиев.
Главные улицы и площади города Рима позднее в республиканский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.
Благоустраивается центральная торговая и общественная площадь города – Римский форум, где проходили народные собрания, ярмарки, вершился суд. Он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Здесь был центр политической жизни столицы мира, украшавшийся на протяжении веков базиликами для собраний, храмами и мемориальными сооружениями.
К II в. до н. э. сложилась застройка на равнине, ограниченной тремя холмами (Капитолием, Палатином и Квириналом). Впоследствии к Римскому форуму примкнули еще пять форумов: Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Теперь – это поле руин огромного комплекса римских форумов времен республики и ранней империи.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд -мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы.
.2 Особенности строительства
Из общественных зданий важнейшим в Древнем Риме являлась базилика, где заседал суд и заключались торговые сделки. Прямоугольные объемы базилик республиканского периода на форуме в Помпеях и императорского на форуме Граяна в Риме состояли из пяти проходов, разделенных колоннами: очень широкого центрального и четырех более узких, несших галереи второго яруса. Трибунал, где вершился суд, имел форму огромного полукруга, диаметр которого занимал одну из узких сторон и был отделен от остального пространства базилики портиком. Вход находился прохода, вероятно, не имело перекрытия, оставаясь под открытым небом. В базиликах всегда было людно и оживленно: заседал суд, выступали ораторы, заключались торговые сделки. Об атмосфере, которая там царила, свидетельствует, например, такая надпись, сохранившаяся на стене помпейской базилики.
Цирки строились по образцу, который являл собой грандиозный римский цирк Массимо, сооруженный в эпоху республики. Каменные трибуны, расположенные ярусами, имели форму эллипса. Вход находился на его закруглении и отмечался массивными триумфальными арками. Центр поля по длине занимал высокий подиум, украшенный статуями, обелисками и колоннами. Стоящие на торцах каменные столбы – меты – служили ориентиром для возниц.
Амфитеатры представляли собой круглое в плане сооружение. Массивные полуциркульные арки из тесаного камня, так называемые римские ячейки, составленные в два-три яруса, окружали открытую арену.
От арены ярусами поднимались каменные сиденья. Исключительное место среди сооружений такого рода занимал четырехэтажный амфитеатр Флавиев в Риме (Колизей) строительство которого началось в 75 г. н. э. при императоре Веспасиане из династии Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей. Через открытую аркаду первого этажа они равномерно проникали внутрь и по 60 лестницам попадали на свои места. Сиденья в первом, нижнем ярусе предназначались для привилегированного сословия – сенаторов, жрецов, весталок и судей, здесь же находилась трибуна императора; во втором – для граждан; в третьем – для плебса; четвертый этаж отводился под стоячие места для рабов. В подземелье под ареной размещались камеры для гладиаторов, клетки для животных, помещения, куда сносили трупы убитых. Для боя гладиаторов арену засыпали песком, для морского сражения заполняли водой с помощью подходившего к зданию рукава акведука. Внутри здание было облицовано мрамором, снаружи – известковым туфом и украшено колоннами – по одной на плоскости стены между арочными проемами. На первом этаже это колонны тусского ордера, приземистые и массивные. Второй этаж опоясывают изящные, стройные колонны ионического ордера, третий – еще более высокие коринфские, четвертый – пилястры коринфского ордера. Такое расположение колонн обеспечивает визуальный эффект, при котором здание, массивное снизу, кажется менее тяжеловесным и более высоким. Просветы арок некогда заполняли величественные мраморные статуи римских богов и сенаторов. Помпезный вид довершал шелковый тент, натягиваемый над ареной в жаркие или дождливые дни.
.3 Знаменитые памятники республиканского периода
древнеримский архитектура памятник дорога
От большинства республиканских храмов, а было их в Риме несколько десятков, не сохранилось даже руин. Наиболее знаменитые – грандиозные сооружения , древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в VIII в. до н.э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенные из камня ранняя – VI в. до н.э. и так называемая Сервиева стена – 378-352 гг. до н.э.
Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога VI-III вв. до н.э. для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене 197 м длиной, 11 м высотой, расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.
Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э., акведук Марция, 144 г. до н.э., пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.
К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал клоака Максима в Риме, сохранившийся до наших дней. Общественная жизнь протекала на рыночной площади. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов.
В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей и были окружены колоннами, портиками.
Древнейший форум в Риме – республиканский форум Романум VI век до н.э. к которому сходились все дороги. Сейчас от Форума Романум остались лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представляет реконструкция.
В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный облик. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива – Табуларий, который стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории.
Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.
На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры – носы побеждённых вражеских кораблей отсюда и название – ростральная колонна, и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны – лавки ювелиров и золотых дел мастеров. В эпоху республики, особенно в V-II вв. до н.э., храм – основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм – моноптер состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны.
Круглый храм Сивиллы или Весты в Тиволи I в. до н.э., под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива – бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность.
Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сибиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.
Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме(I в. до н.э.) – уникальный образец раннего завершенного римского храма типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуколоннами, сливающимися со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и парадной лестницей входа, архитектор объединил его с замкнутой целлой ионическим ордером. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно «негреческий», без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями.
Великолепны римские мосты I вв. до н.э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мосту особую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывно идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.
Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников. Римские особняки – это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность семейного быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни.
Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпеи – италийского города, который погиб в 79 г. н.э. в результате извержения вулкана Везувий.
Погребённый под пеплом город случайно обнаружили при строительстве водопровода в XVII в. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесён прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих . В городе было два театра.
Замечательны помпейские дома – «домусы». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум от лат. atrium – «закопчённый», «чёрный», т.е. помещение, почерневшее от копоти, который выполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовую яму – «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Открывалась она лишь один раз в году – в день Подземной богини или не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме часто было отверстие в центре крыши – комплювий. Под ним находился бассейн для сбора воды, родственный мундусу, – имплювий.
В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. Не случайно в атриуме стояли все самые важные вещи: тяжелый сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей – ларов и пенатов.
ГЛАВА 3. ЭПОХА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н.э.−V в. н.э.)
.1 Характеристика архитектуры периода I в. до н.э. −V в. н.э
Имперский период наступил в конце I в. до н. э., когда Римское государство из аристократической республики превратилось в Римскую империю. Развитие архитектуры в императорский период можно разделить на три этапа.
Архитектура первого этапа императорского периода (I в. до н. э. – I в. н. э.), для которого характерно укрепление императорской власти, отличалась простотой композиционных решений. Образцом для нее служили произведения греческой классической архитектуры. В числе главных памятников – форум Августа с храмом Марса Ультора (Мстителя). Коринфские колонны храма поставлены тесно, с интерколумнием (расстоянием между колоннами) в 1,5 диаметра колонны. Получает широкое распространение конструктивная система, основанная на сочетании в стенах и перекрытиях обожженного кирпича с так называемым римским известковым бетоном. Кирпич вводился в виде арок или пластов, чередовавшихся с бетонными слоями, что позволило возводить своды и купола большого пролета. Снаружи здания облицовывали травертином или мрамором, внутри стены штукатурили и расписывали.
Второй этап императорского периода (II в. н. э.) называют золотым веком Римской империи. В этот период архитектором Аполлодором Дамасским был построен самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Рима – Форум римского императора Траяна, который отличался не только своими размерами и разнообразием композиционного решения, но и богатством отделки. Пятинефная базилика Ульпия вытянута параллельно поперечной оси Форума. Громадная 38-метровая колонна обвита непрерывной лентой рельефов, изображающих победоносные походы Траяна.
Появился новый тип общественного здания для суда, торговых сделок – базилика греч. basilike – царский дом. Здание прямоугольной формы в плане разделялось на три – пять нефов рядами колонн, причем средний неф был выше боковых Другое выдающееся произведение Аполлодора Дамасского – Пантеон (125 г. н. э.) – «Храм всех богов», перестроенный из круглого бассейна: гигантский цилиндрический объем, перекрытый сферическим куполом диаметром 43,2 м со световым отверстием в центре. Интерьер отделан полихромным мрамором
На третьем этапе императорского периода (III в. н. э.) для архитектуры характерен повышенный интерес к декоративному началу, грандиозному масштабу. Так, были построены термы Каракаллы – сложный комплекс общественных бань на 1800 человек, включающий бассейны, ванны, библиотеки, магазины и пр., грандиозные термы Диоклетиана – огромное прямоугольное здание с помещениями, перекрытыми куполами.
В альпийских и придунайских провинциях с I в. н. э. выросло много городов по римскому типу – с арками, храмами, амфитеатрами. Во II в. н. э. приобретает большое значение сирийский город Пальмира. Его архитектурные сооружения отличались древневосточной пышностью декоративных элементов. Недалеко от Пальмиры располагался культурный центр Баальбек – святилище римских местных богов (I-III вв. н. э.) – колоссальное по своим размерам. Так, высота коринфских колонн храма Юпитера – около 20 м.
Следует отметить, что в принципах построения плана Парфенона, которые выявлены историками архитектуры, существуют не только черты древних традиций, но и некоторые новации, которые можно посчитать зарождением новых традиций. Греки использовали древние приемы пропорционирования, но придали им свою соразмерность. Квадрат, заложенный в основу плана Парфенона, имел абсолютные размеры, исчисляемые уже в греческих мерах длины. Это сто греческих футов, что в переводе на современные меры составляет 30,86 м. Данный факт имеет особое, поистине эпохальное значение. С этого времени и до конца периода Античности, все главные сооружения своего времени и своей государственной системы строились на основе квадрата со стороной в сто аттических футов. Эту соразмерность можно выявить в построении композиции планов Пантеона в Риме и храма Святой Софии Константинопольской.
Римский Пантеон (118-128 гг.) – сооружение периода, когда Римская империи двигалась к апогею своего развития. Он задумывался и строился как уникальное, единственное в своем роде здание. К идее возведения Пантеона имел непосредственное отношение сам император Адриан (эта информация носит легендарный характер и, конечно, не доказательна, но и в таком виде она весьма красноречива). Пантеон стал архитектурным воплощением стержневой религиозной идеи имперского Рима о соединении воедино верований и божеств разных народов. Объемно-пространственная композиция здания Пантеона очень проста. Объем предельно близок к простой геометрической форме, или, можно сказать, состоит из простых геометрических элементов.
Основной объем храма можно представить себе как толстостенный цилиндр с внутренним диаметром 43,2 м при толщине стен около шести метров.
Цилиндрический объем перекрыт полусферическим куполом полусферическое очертание купол имеет только в интерьере, снаружи он выглядит совершенно иначе. Высота цилиндрической части рассчитана так, что если продлить образующую полусферы купола вниз, то она должна будет коснуться земли. Образно полусфера купола Пантеона символизирует небо, а весь интерьер – мироздание ,ведь языческие божества существуют не только на небе, но и на земле. Впечатление, производимое этим сооружением на зрителя, поистине ошеломительное. Разумеется, и геометрическое построение, и эффект воздействия на человека, все это получилось не случайно, а изначально закладывалось в идейную и художественную «программу» храма архитектором Аполлодором Дамасским. Идейная подоплека читается и в применении некоторых архитектурных приемов. Как известно, верховный бог сонма латинских богов – Юпитер, аналог греческого Зевса. Но в представлениях о верховном божестве у греков и римлян существовали серьезные различия. На воззрения римлян оказало свое влияние наследие этрусков, у которых божества не имели антропоморфного образа. Юпитер отождествлялся со светом неба. Поэтому главным элементом купола стал опайон – круглое отверстие в зените купола. Когда в солнечный день в полумрак храма врывался столб ослепительного света, верующим представлялось, что это и есть Юпитер, вошедший внутрь храма. Созданный римскими архитекторами образ внутреннего пространства Пантеона – один из сильнейших в мировой архитектуре за все время ее существования.
Строго говоря, круглые в плане храмы (фолосы) строились и ранее, уже в классической Греции. Посвященные всем богам круглые храмы создавались в эллинистическую эпоху, и в Риме первый цилиндрический Пантеон был построен еще в конце I в. по приказу Агрипы.
Все эти сооружения были не столь внушительны по размерам, и, видимо, не столь впечатляющи по своему архитектурному решению. Однако о том, что сама идея уже витала в воздухе, следует помнить. Тот факт, что в основе плана Пантеона лежит стофутовый квадрат, внутренняя окружность плана Пантеона описана вокруг этого квадрата, также не случаен
Это продолжение традиции, декларация неразрывных связей с культурой предшествовавшей эпохи. Не следует забывать, что вплоть до раннего периода Империи Рим вообще не являлся лидером в сфере культуры и искусства, следуя путями, которые проложили этруски, эллинизированные народы италийского полуострова (например, самниты, чьи города римляне со временем перестроили и превратили в свои). На самом деле, пропорции Пантеона не ограничиваются одним только квадратом в сто футов. Весь Пантеон строго пропорционируется, практически все его элементы можно вычислить и построить геометрическим способом. Однако эти пропорциональные закономерности для нас менее важны, так как они носят второстепенный, вспомогательный характер.
Римский Пантеон задумывался и строился как уникальный храм. В Риме были и другие уникальные сооружения: Колизей, Табуларий, гигантские термы Диоклетиана, Каракаллы. Но все эти сооружения уникальны совсем по-другому. Функциональная схема Колизея мало отличается от тех, что применялась в других больших цирках. В основе объемно-пространственной структуры всех амфитеатров лежал типовой элемент – арочно-ордерная ячейка. Из таких ячеек, как из конструктора, «собирались» многие римские общественные сооружения цирки, театры, некоторые административные здания, как Табуларий. Иными словами, уникальность Колизея, только в его необыкновенных размерах.
Колизей – самый большой среди многих больших амфитеатров, первый среди равных, сравнимых с ним.
Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и нач. II в. н. э. период правления Флавиев и Траяна-время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.
До сих пор поражают своим суровым величием развалины гигантских дворцов цезарей на Палатине (I в. н. э.).
Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активными проводниками римской культуры, идеологии.
Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне была воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э.), подавлявшего восстание в Иудее. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79-81 гг.). Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка 15,4 м высоты, 5,33 м ширины служила основанием скульптурной группы императора на колеснице.
.2 Колизей – архитектурный шедевр .70-80 гг. н. э
Колизей – самый большой из древнеримских амфитеатров, знаменитый памятник древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии). Находится в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев.
Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, длина арены – 85,75 м., её ширина 53,62 м., высота его стен – от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей.
Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн, для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.
Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria от лат. vomere «извергать», применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания.
Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей в Риме имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати . Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой. Нижний ряд, или подий, был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище.
Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места для публики, образующие три яруса, соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей, сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников, второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности, это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям.
На крыше Колизей, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Все арочные пролеты второго и третьего этажей были украшены статуями, недошедшими до наших дней. На площадке перед амфитеатром стояла тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, под названием Колосс. Предполагают, что название Колизей – колоссальный – произошло как раз от этого колосса. Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Строительство было завершено в 80 императором Титом.
Колизей издревле считался символом величия Рима. Колизей являлся театром пышных зрелищ, где, было убито много животных. Но уже в 405 году император Гонорий запретил гладиаторские бои, а позже были запрещены и звериные травли. Колизей перестал быть главной ареной Рима. В конце XIII века Колизей в Риме был превращен в каменоломню. Из него были построены дома, церкви, в 1495 году из материала Колизея построили канцелярию римского папы, а в XVI веке из квадров «великана» строили мосты.
Впоследствии арену легендарного римского амфитеатра довольно долго связывали с мучениями ранних христиан. Так, в 1744 году Колизей был освящен в память христианских мучеников, погибавших здесь в бою с дикими животными на глазах у неистовствующих римских толп. В центре Колизея до сих пор возвышается крест. В XXI веке Колизей в Риме оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.
.3 Пантеон – храм всех богов 125 г. н э
Выдающимся сооружением, имевшим центричный круглый план, является римский, «храм всех богов» Римской империи Пантеон (125 г.н.э.) – самый прекрасный и лучше всего сохранившийся памятник античного Рима. Этот наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды при императоре Адриане был перестроен из круглого бассейна Аполлодором Дамасским, автором самого крупного архитектурного ансамбля Древнего Рима – форума Траяна. Пантеон вмещает более двух тысяч человек.
Его пространство перекрыто куполом смелой конструкции диаметром 43 м, который оставался непревзойденным до 2-й половины XIX в. и послужил образцом купольной постройки для всех последующих веков.
Конструкция Пантеона свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика.
Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен – 6,3 м. Стена ротонды состоит из восьми опор – пилонов, соединенных арками. Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма – пронаос. Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы – из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма.
В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет. Диаметр ротонды равен общей высоте внутреннего пространства храма 43 м так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол.
В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия. Внутреннее убранство храма – мраморные облицовки и стуковые украшения – необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены.
Купол Пантеона достигает в диаметре 43 м, а толщина его около 1 м, его не превзошли купола храмов Средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Верхняя зона купола создана из пемзобетона, чтобы уменьшить вес купола. Для освещения в центре купола оставлено круглое отверстие диаметром 9 м. Здание снаружи необычайно массивно. Сплошное пятидесяти шестиметровое в диаметре кольцо глухих стен замыкает его. Купол кажется вдавленным в эти стены, переходя к ним рядами плоских уступов. Сооружение образует монолитную глыбу, под тяжестью которой, кажется, прогнулась земля. Глубокий портик нисколько не смягчает этого мощного эффекта тяжести. Его колонны возносятся почти на пятнадцатиметровую высоту. Их цельные стволы вытесаны из темно-красного египетского гранита. Их коринфские мраморные капители почернели от времени, придав сооружению черты несколько мрачной пышности.
Внутреннее пространство древнего храма – огромное, торжественное, но наполненное мягким, умиротворяющим светом. Диаметр круглого зала чуть больше сорока трех метров. Облицованные мрамором стены прорезаны глубокими нишами, то прямоугольными, то полукруглыми. Отгораживающие их от основной части зала колоннады образуют ажурные завесы, позволяющие этому пространству сохранить идеально круглящиеся границы, но в то же время не быть геометрически замкнутым.
Кольцеобразный накладной антаблемент и расчлененный филенками аттиковый ярус над ним плавно описывают окружность зала, прерываемую, однако, входной аркой и конхой главной экседры в глубине.
Вертикали колонн, пилястр, филенок привлекают взор к увенчивающему зал полусферическому куполу, в котором все пространство храма приводится к невиданно гармоническому единству.
Купол Пантеона – подлинное чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Это правильная полусфера диаметром в 43,2 метра ,размеры его пролета были превзойдены лишь в XX столетии. Его высота равна высоте стен, на которые он опирается. Тяжелый и массивный снаружи, он внутри покоится на опорных стенах с необычайным спокойствием и легкостью. Зрительно облегчающие его пять рядов убегающих вверх кессонов собирают в своих углублениях мягкий сумрак, и можно представить себе, что некогда украшавшие их позолоченные розетки поблескивали как звезды
Пантеон долгое время оставался образцом для многих архитекторов, он подкупал простотой и цельностью замысла. Неоднократно известные зодчие пытались спроектировать и построить здание, превосходящее Пантеон в размерах и совершенстве воплощения. Однако он как истинный шедевр остался неповторим. Пантеон и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник древнеримского зодчества, не разрушенный и не перестроенный в Средневековье. В подражание Пантеону возводились многие христианские храмы. Самый знаменитый из них – парижский Пантеон.
Архитектура Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.
Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее помещение римского пантеона – храма всех богов – имело 40 метров в поперечнике. Оно было перекрыто гигантским куполом, который потом на протяжении столетий был образцом для архитекторов и строителей.
Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль, как самый пышный. В римских постройках колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой – либо части постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе пилястры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алферова М.А. История и легенды Древнего Рима М.,2006.
.Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима М.,1938.
.Головашин В.А. Культурология М.,2004
.Дождев Д. В. Римское частное право. Уч. для вузов. -М., 1996
.Кириллин В.А. Древний Рим М.,1986
.Колпинский Ю.Д Памятники мирового искусства М., 1970
.Кузищин В.И., Гвоздева И. А. История Древнего Рима М.,2008
.Миронов В.Б. Древний Рим М.,2007
.Николаев Д.В. Культура Древнего мира. – СПб, 2010
.Ярхо В.Н. Античная культура – М., 1995.
<http://www.wikipedia.ru>
<http://www.worldsculture.ru/drevniie-rim/drevniie-rim.html>
<http://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/archstyle/drevn_rim.htm>