МИФ (греч. – предание, сказание):
- Рассказы, повествования о богах, героях, демонах и т.д.
- Способ понимания природы и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.
На ранних стадиях первобытного общества человек не выделял себя из природы, он оставался ее частью, но одновременно жил в обществе, подчинялся его законам. Миф был направлен на создание гармонии между природой, обществом и человеком. Миф – это характерное для первобытного сознания синкретическое отражение действительности. Миф являлся основой общественного и человеческого сознания, религии, искусства, литературы, правопорядка.
Мифотворчество народов мира имеет общие основы и характерные черты. Во всех культурах встречаются мифы космогонические, теогонические, тотемические и т.д. Космогонические мифы повествуют о создании и структурировании космического пространства и времени, разделении богами земли и неба, дня и ночи; творение завершается, как правило, созданием человека. Теогонические мифы рассказывают о происхождении богов, астральные – о звездах и планетах, тотемические – о родстве людей с объектами живой и неживой природы.
Греческие мифы оказали большое влияние на искусство Возрождения и эпохи классицизма. Современные художники обращаются к мифам, подвергая их своей интерпретации в целях выражения вечных философских проблем, раскрытия смысла человеческого существования.
СИМВОЛ (греч. – знак, опознавательная примета; соединять, сливаться, связывать).
- В науке (логике, математике и др.) – то же, что и знак.
- В искусстве – универсальная категория, соотносимая с категориями художественного образа, с одной стороны, и знака – с другой.
Н. Рубцов считает, что символ – это наиболее емкая и значительная, продуктивная и концентрированная форма выражения культурных ценностей и смыслов.
Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на внутреннюю работу воспринимающего. Символ нельзя разъяснить, сведя к однозначной формулировке, поэтому его истолкование лишено формальной четкости точных наук. Смысл символа реально существует только в определенном контексте внутри ситуации общения, диалога: вникая в символ, мы не просто разбираем и рассматриваем его как объект, но одновременно позволяем его создателю обращаться к нам и становиться партнером нашей духовной работы. Суть символа будет утрачена, если закрыть его бесконечную смысловую перспективу тем или иным окончательным истолкованием.
Символ представляет собой наиболее законченную и вместе с тем универсальную форму выражения человеческого бытия (см. крест, мировое древо, круг).
01.12.2010 | Aдмин