- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 328,50 kb
Деревянные ремесла и промыслы
Содержание
Введение
1. Особенности традиционных деревянных ремесел и промыслов
1.1 Историческое формирование традиционных деревянных ремесел и промыслов
1.2 Деревянные ремесла и промыслы в настоящее время
2. Исследование художественных образов в традиционных деревянных промыслах и ремеслах на примере современного предприятия "Богородский резчик" села Богородское
2.1 Особенности производства на предприятии "Богородский резчик"
2.2 Технология художественной проведения резьбы по дереву на предприятии "Богородский резчик"
Заключение
Список литературы
Приложение Введение
Резьба по дереву широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство. Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать этот материал и создавать из него высокохудожественные изделия. В художественных и краеведческих музеях хранятся коллекции мебели, утвари, орудий труда, предметов быта, украшений, которые создавались русскими мастерами на протяжении многих столетий вплоть до первой половины XIX в.
Но во второй половине XIX в., в связи с развитием капитализма в России, резьба по дереву постепенно приходит в упадок. Деревянная архитектура все в большей степени вытесняется каменной. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни заменяются готовыми фабричными изделиями. Выходят из моды деревянная резная мебель, резные ларцы и кубки из кости.
Мастера-резчики по дереву должны работать все напряженнее, чтобы успеть вырезать и выточить как можно больше изделий и, несмотря на низкие продажные цены, заработать себе на жизнь. Все больше и больше резчиков бросает любимое дело, уходит работать на фабрики и заводы.
Во время первой мировой войны, когда многие талантливые и искусные мастера погибли на полях сражений, а страна была разорена войной, спрос на художественные изделия из дерева резко снизился.
В декабре 1921 г. в залах московского Государственного исторического музея открылась выставка "Крестьянское искусство", на которой была широко представлена резьба по дереву. В 1923 г. мастера — резчики по дереву приняли участие в I Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Лучшие работы были отмечены наградами.
В 30-е годы складываются творческие коллективы мастеров резьбы по дереву, создается основной ассортимент изделий. На многих промыслах были построены новые производственные цехи, и мастера перешли из тесных, темных, неприспособленных домашних мастерских в благоустроенные, светлые общие мастерские.
Уже в предвоенные годы искусство резьбы по дереву достигло значительного развития. Советские художественные изделия из этих материалов были представлены на ряде международных выставок, например в Париже в 1925 и в 1938 гг., в Нью-Йорке в 1939 г. Изделия резчиков по дереву и кости экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. Производство резных художественных изделий из дерева в настоящее время существует в Архангельской, Вологодской, Калининской, Горьковской, Кировской, Московской областях, в Башкирской и Карельской АССР и в ряде других областей, краев и автономных республик Российской Федерации. Мастера-резчики изготовляют нестандартную мебель, преимущественно для детских учреждений, настенные декоративные панно, светильники, декоративные ковши, украшения и т. д. Во всех этих художественных изделиях так или иначе развиваются богатые художественные традиции национальной народной резьбы по дереву.
Искусство резьбы пользуется большой популярностью у русского народа. Именно поэтому данная тема становиться все более актуальной.
Цель работы рассмотреть символику и художественные образы в традиционных деревянных ремеслах и промыслах.
Задачи работы рассмотреть:
1. Особенности традиционных деревянных ремесел и промыслов;
2. Историю и развитие традиционных деревянных ремесел и промыслов;
3. Исследование художественных образов в традиционных деревянных промыслах и ремеслах на примере современного предприятия.
Гипотеза данной работы: сохранилась ли символика и художественные образы в традиционных деревянных промыслах и ремеслах.
Методы исследования: анализ научно-теоретической и исторической литературы, наблюдение. В данной работе мы проанализируем материалы из газет, журналов про предприятие "Богородский резчик", чтобы узнать, сохранилась ли символика и художественные образы в традиционных деревянных промыслах и ремеслах 1. Особенности традиционных деревянных ремесел и промыслов
1.1 Историческое формирование традиционных деревянных ремесел и промыслов
Традиционное декоративно-прикладное искусство – это целый, стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду, быту. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались мастерами-исполнителями и передавались из поколения в поколение.
Прежде всего, нужно дать определение понятиям символика, художественные образы, традиция, деревянные промыслы, ремесла.
Начнем с первого понятия – символика – это совокупность каких-либо символов. Ниже будет рассмотрены функции символики и ее сущность в традиционных деревянных промыслах и ремеслах.
Художественные образы – это образы, отвечающие требованиям искусства, эстетического вкуса.
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Деревянные промыслы, ремесла – это мелкое ремесленное производства и обработка деревянных изделий. Выделяют очень большое количество деревянных промыслов и ремесел, но мы остановимся подробнее на двух из них: резьба и макетирование.
Различные фрагменты резного дерева из Пенджикента, Уструшаны и Кофарнигана (Кофарниганский р-н Таджикистана) дают яркое представление о высокой культуре согдийских и тохаристанских скульпторов и орнаменталистов, передавших свою эстафету мастерам пластической резьбы 9-12 вв. Значительное место в искусстве резьбы по дереву этого периода занимает деревянный мавзолей Хазрати-Шо (Лангар Бобо) из кишлака Чорку Исфаринского района. Его архитектурные детали (колонны, консоли, фриз, потолок) – это образцы развитого орнаментального искусства. Великолепной художественной отделкой отличаются также резные колонны из кишлаков Рарз, Фатмев, Курут, Оббурдон, мехраб из Искодара (Зерафшан) и резное пано из Ашта. Все видимые участки колонн и ругих архитектурных деталей отделаны неповторимой художественной резьбой.
Лейтмотивом узора являются S-образные кривые, перлы, трилистник, куфические надписи. В гуще растительного узора иногда просматриваются маска Тао-Те, гранат, змеи с птичьей головой и хвостом рыбы, изображение воды, свастика, виноградные листья. И по технике и по стилю резное дерево Чорку и образцы резных деталей из Верхнего Зеравшана сходны с афросиабской резной доской: одинаковые переплетения ленты, побеги, кружки-перлы, волюты, трилистники, полупальметты, миндали и т.д.
В искусстве деревообработки изображения ветки с цветами из отдельных стандартных деталей (китъа) составлялась сложная система геометрического орнамента, когда сюда вводились и токарные работы. Этот стиль декора применялся вплоть до начала 20 в. (деревянный кенотаф медресе Мири Араб и резные ворота Кош-Медрессе в Бухаре). Памятников искусства резьбы по дереву, датируемых началом 19 в.,сохранилось незначительное количество.
Сюда можно причислить колонны из мечети Панджвакта в Ворухе, Симиганче, Кангурте и мавзолея Ходжа Абдуллои Ансори в Угуке (Истаравшан). Искусство изготовления резных надгробий и фризов с надписями полностью уступает свое место декору колонн, балок, подбалок, деревянных наборных решеток, пюпитров, фигурных столиков, а также штампов для нанесения узоров на текстильные изделия и глиносаманную штукатурку стен мечетей, или для изготовления деревянных решеток.
В таджикской части Ферганской долины карнизы, кессоны, наборные капители мечетей Хавзи Сангин и Дальёни Боло (Истаравшан), Джоми (Худжанд), Сурх (Исфара) и других культовых построек оформлены многорядной системой сталактитов, которая была неизвестна народным зодчим и резчикам по дереву Южного Таджикистана.
В архитектуре городов Бухары и Самарканда колонны обычно не имели подбалку. Шары колонн (кузаги) оформлялись тремя- или пятизубчатыми лопастями – лола мадохил. Балка вытачивалась в полукруг с чешуйчатым узором – пушти мохи. В таджикских населенных пунктах Кашкадарьинской области можно встретить деревянные колонны с наборной капителью и без них (мечеть Поён в кишлаке Джаус).
В областях Бухары и Самарканда в исключительных случаях можно обнаружить наборные сталактитовые пятиярусные капители. Искусством её составления со сложным геометрическим орнаментом обладали только отдельные профессиональные зодчие и резчики по дереву. Оригинальны также и архитектурные детали мечетей и жилых домов горного Таджикистана.
Шаровидное основание колонн гладко обтачивалось и оформлялось почти без лопастей, им придавалась форма керамических сосудов. Гладкие и круглые стволы завершались капителью кубической формы и стрельчатыми подбалками, нередко украшенными орнаментальной резьбой и росписью.
Умельцы Южного Таджикистана (Каратегин, Дарваз, Ховалинг, Бальджуан, Кангурт, Гиссар) были не только великолепными резчиками архитектурных деталей. Они с большим мастерством изготавливали бытовые изделия (сундуки, обувь, ложки, блюда, колыбели и т.д.), выявляя узорчатые фактурные качества дерева. При изготовлении различных столярных, токарных и резных поделок они обращались к следующим сортам древесины: урюк, груша, клен, орех, платан, фисташка, шелковица и т.д. Достоинство древесного материала заключалось не только в узорчатой фактуре, но и в прочности, тональности, плотности, физико-механических особенностях, долговечности и т.д. Для изготовления архитектурных деталей построек обычно пользовались ореховой, чинаровой и арчевой древесиной. Для поделочных работ бытового назначения были пригодны шелковица, ивовые, грушевые, урючные, фисташковые и другие сорта деревьев. Излюбленным орнаментом резьбы по дереву у мастеров этих районов были розетки, чешуйчатые и волнистые мотивы, растительные побеги, четырехлистники. Геометрическая сетка, состоящая в основном из пяти-, шести-, восьми-, десяти-, двенадцати лучевых звезд, чаще встречается в бухарской резьбе по дереву.
В быту у таджиков Памира и Припамирья дерево являлось одним из важных строительных материалов, пригодным для строительства жилищ и различных поделок. В этих районах художественной резьбой отделаны главным образом перекладины для подвески туш овец или коз (бузовез, бучкигич), колонны (ситан, стан), рогообразные подбалки (кучкорак, овахк), планки дверей, перегородки на суфах, колыбели, круглые сундуки (чохдон). Мелкой ногтевидной резьбой в виде четырехлистника по черно-красной росписи украшены предметы домашней утвари. На некоторых колоннах жилых домов Бадахшана сохранились изображения лотоса, мимозы, тюльпана, на перекладинах – солнце (офтоб) и луна (мохтоб). В лаконичном орнаменте горных таджиков можно обнаружить архаичные узоры и символические знаки, не потерявшие до сих пор свою семантику и название. Художественная резьба по дереву и ганчу часто сопровождалась полихромной орнаментальной росписью. Незаурядный талант мастеров в этой области архитектурного декора проявился в убранстве потолка как жилых, так и культовых построек 19-20 вв. Начиная от капителей колонн потолок расписывали красочной орнаментацией растительно-цветочного характера (мечеть Далёни Боло в Истаравшане, мечеть в кишлаке Дарх Айнинского района). Авторами архитектурно-декоративного оформления построек как правило были трое: резчик по дереву, резчик по ганчу и наккош (мастер росписи).
Еще с самых древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Резьба по дереву требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение, кропотливость. Очень важно сделать нужный срез, чтобы в полной мере выявились свойства, которыми природа, как творец дерева одарила его. Но всего этого мало. Действительно гармоничное изделие появляется только когда в душе автора царит покой. Именно работа, выполненная с теплотой поможет увидеть красоту дерева.
Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом. При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался, окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо – ось мира – стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было "древо жизни", служившее "символом добрых пожеланий и охранительным знаком". Русские мастера вырезали из дерева все необходимое для жизни: мебель, утварь, т. о. резьба по дереву сопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим, живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству его энергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой, как можно меньше при этом добавляя от себя. Дерево вдохновляет, а резное изделие наполняет живительной силой наш дом.
Тема "резьба по дереву" встречается в большом количестве литературы. Традиция резьбы очень древняя. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений – перечень применения резьбы по дереву очень большой. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба – иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много, огромно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной же традиции известно мало. В статье "резьба" (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): "Резь, или резьба – узорочная отделка от руки дерева, кости", "резчик" (у Даля через "еръ") – "вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева", "резчик иконописный"- режущий иконы.
В некоторых музеях России хранятся уникальные произведения – резьба по дереву. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. В Эрмитаже хранятся образцы византийской резьбы: иконы, кресты. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре).
По началу, малое количество, русских иконописцев, обилие резьбового материала, традиция славянской резьбы способствовали распространению резной иконы на Руси. Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. В церкви Ризоположения в Москве хранятся иконы святых и деревянные резные надгробия московских митрополитов. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый вид резьбы – резная миниатюра. Миниатюрная резьба по дереву и сейчас не часто встречается у резчиков. Резьба изделий размером 3-6 см редка в настоящее время.
Изображения небесных покровителей новорожденного будут располагаться на том пространстве, которое соответствовало телу новорожденного, как бы в его границах. Родители тем самым устанавливают особую, личную, нерушимую связь между иконой и новорожденным. Связь, возможно, более сильную, чем та, которая возникает при покупке именной иконы или получении ее в подарок. Иконы с изображением тезоименитых святых могут приходить к человеку в течение всей его жизни разными путями и в разное время, сколько таких икон будет у человека зависит только от воли Божьей. Мерная икона – одна. Мерная икона принадлежит только одному человеку от рождения до смерти, и связана только с одним человеком, даже если по каким-то причинам владелец лишится ее. Она может принадлежать другому человеку юридически, но никогда не станет ЕГО иконой, поскольку духовная, высшая связь между мерной иконой и ребенком устанавливается навсегда. Как правило, мерная икона тесно связана с таинством крещения, с теми людьми, которые дарят икону новорожденному, с их любовью и добрыми чувствами. Мерную икону можно получить в любом возрасте, в зависимости от того, когда совершалось таинство крещения, вскоре после рождения или позжe. Заказывая мерную икону для ребенка, близкие ему люди фактически сами создают ее, поскольку могут принимать непосредственное участие в определении сюжета мерной иконы. Какова же традиционная иконография мерных икон? Сюжет иконы, выбор изображаемых святых покровителей новорожденного определяется датами рождения и крещения ребенка. Самый лаконичный сюжет мерной иконы – изображение святого, имя которого дается ребенку при крещении. Возможно наряду со святым, имя которого дано новорожденному при крещении, одновременное изображение святых, в день празднования которых родился ребенок. Если день рождения или крещения ребенка совпадает с днем празднования какой-либо чтимой иконы (допустим, чтимого образа Богородицы), то в центре иконы может быть изображен образ Богородицы, а на полях мерной иконы располагали образы святых, имена которых связаны с днями рождения и крещения. В любом из рассмотренных вариантов иконографии могло также присутствовать изображение ангела-хранителя.
Для древнерусского человека незримое, духовное единство между младенцем и иконой, для него предназначенной обретает своё воплощение в размере образа. Мерная икона как бы закрепляла тождество человека с миром сакрального, с его небесным покровителем.
Крещению младенца предшествует обряд наречения имени. Именно с этого момента, по Православным воззрениям, жизнь человека превращается в шествование к земному храму, где должно совершаться спасение. Имя человека несёт в себе глубокий духовный смысл, выделяет его из множества других людей, утверждает неповторимость его личности, ибо и за него Господь наш Иисус Христос распялся. Во все времена имя Православного человека считалось святым, поэтому с самого детства христианина учили уважать своё имя, поэтому родилась и традиция называть крещаемого так же, как одного из святых, который становился небесным покровителем и заступником. Таким образом, идея слияния (даже "во плоти") новорожденного с данным ему святым именем, может обретать своё зримое воплощение в создании иконы в меру роста младенца.
Впоследствии мерная икона воспринималась именно как особая реликвия и была тесно связана со всей судьбой своего владельца, постоянно сопровождая его в жизни. Дальнейший путь её по смерти хозяина не совсем ясен. Однако известно, что "родимые" образа представителей царского рода, как правило, обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Об этом говорит наличие нескольких мерных икон в царской усыпальнице – Архангельском Соборе Кремля, а также в церквах Новодевичьего монастыря, в котором жили и умирали московские царевны. Здесь сохранились мерные образа многочисленных сестёр Петра I, в том числе "Св. мученица София".
Предназначение домашней иконы – являть нам мир незримого и настраивать на восприятие невидимых, духовных вещей. В иконе запечатлена связь между маленьким человеком и святыми, чьи имена уже написаны на небесах. Это поддерживает человека на его жизненном пути Православного христианина. Тождество со святым покровителем и Церковью Небесной, запечатлённое в мерной иконе, возвращает нас к духовным истокам. Икона сама по себе – не самодостаточное явление, а образ, подобие и напоминание о высшей и не вполне постижимой для нас реальности, не забывать и стремиться к которой – задача каждого человека, живущего на земле.
В XVв. в Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик и ювелир Амвросий. Его резьба по дереву: резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными очень тщательно из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита. Он ваял из дерева и кости и был организатором школы резчиков. К XIX-му веку в России работало значительное число иконных резчиков. В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского искусства – царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями. В XVI в. резьба по дереву ее характер немного меняется. Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный. Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России. Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича дворец, который очевидцы называли восьмым чудом света. Этот дворец, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.
Художественная резьба по дереву в период строительства Петербурга и его окрестностей, когда мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с помощниками. Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Мартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I. Работы русских резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны и по сей день. На протяжении столетий из поколения в поколение передавалось мастерство художественной резьбы по дереву. Передавая художественные навыки резьбы по дереву, русские умельцы на протяжении веков хранили национальные традиции самобытной деревянной пластики.
Древняя церковная резьба по дереву восхищает и по сей день. Резные деревянные Царские врата церкви Вознесения города Ростова Ярославского, носящей также местное название церкви Исидора Блаженного,—выдающееся произведение русской пластики XVI века. Оригинальная форма врат и тонкое мастерство резчиков, создавших их, дают основание считать врата одним из важнейших памятников мирового искусства. В специальной литературе им всегда уделялось большое внимание, однако только после их реставрации, произведенной в 1962—1964 годах реставраторами Государственной центральной реставрационной мастерской имени академика И. Э. Грабаря, удалось увидеть подлинный характер необычайно тонкой работы. Открылась резьба по дереву, которая до этого находилась под слоями левкаса и неоднократной грубой позолоты. Из умелых рук ростовских резчиков, появилась тонкая, удивительно изящная резьба по дереву.
Время не пощадило древнюю резьбу, однако резьба по дереву, даже плохо сохранившаяся, позволяет увидеть то, что заложено в них создателем. Скульптурная резьба по дереву до недавнего времени была почти не известна. И если живопись Древней Руси стала достоянием науки уже в начале XX века, то скульптура – только в настоящее время. Исследователями было открыто большое количество не известных до того произведений скульптуры и декоративной резьбы, и эти открытия обогатили историю русского искусства интересными образцами народного творчества. Была обнаружена в разных местах России древняя деревянная скульптура и декоративная резьба по дереву. Собственное тепло и хрупкость дерева сродни теплу и хрупкости человеческого тела. Они вызывают чувство необыкновенной, ни с чем не сравнимой, душевной близости и покоя. Работа же иконного резчика требует строгой дисциплины, чувства материала, безупречности в работе. Допустить ошибку тут невозможно – один неверный рез губит всю предыдущую работу. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.
Чтобы работа шла плавно и резьба бала тонкой и точной, автор использует липу, древесина которой – одна из самых мягких. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. И быть может, деревенскими мастерами, занятием которых была резьба по дереву и придумана бытовавшая когда-то загадка: "В избу — вороном, из избы — белым лебедем". Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка – липовое поленце – резьба по дереву искусного резчика.
Рассматривая точеные или резные изделия из липы, мы почти не замечаем ее текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишенной слоистости. Такое представление складывается потому, что каким бы острым ни был резец, он все же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой — на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому резьба по липе была особенно распространена: мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки. Резчики изготавливали из липы богатую резную мебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. В некоторых областях крестьяне считают, что в бане, срубленной из липовых кряжей, всегда держится легкий медовый дух, ведь влажная древесина пахнет еще сильнее.
Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется и полируется. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек. Великоустюжские мастера резали тончайшие берестяные узоры на липовой подрезной доске. А богородский резчик делал черновую обработку липовой заготовки топором на липовом чурбане. И это не случайно – ведь на мягкой и вязкой древесине липы инструменты меньше тупятся.
Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и делали маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.
Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянные части специальных ручных инструментов. Граверы селения Кубачи делают из липы ручки штихелей, а богородские резчики по дереву рукоятки ножей и стамесок. Такое предпочтение, оказываемое липе, мастера объясняют тем, что ее мягкая древесина меньше набивает руку, чем древесина деревьев твердых пород. Многие стараются употреблять для этих целей древесину старой липы, так как у нее более пористая и рыхлая древесина. С липой приятно работать, а состояние резчика влияет на весь ход резьбы, потому и изделие из неё получается привлекательное.
Говоря о деревянной пластике Древней Руси, нужно отметить, чти многочисленные архивные документы, а также записи иностранцев, посещавших Россию, свидетельствуют о том, что резьба по дереву, деревянная скульптура имели место в быту русских людей и ценились ими.
1.2 Деревянные ремесла и промыслы в настоящее время
Традиционное декоративно-прикладное искусство – это цельный, стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду, быту. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались мастерами-исполнителями и передавались из поколения в поколение.
Выставки современного искусства в разные годы с успехом демонстрировали мастерство восточно-казахстанских прикладников в городах Алматы, Астане, Ереване, Ленинграде, Москве, Новосибирске и других. И каждый год весной, экспозиции, в которых участвуют наши народные умельцы, а также выставляются предметы из фондовых коллекций, проходят в этнографическом музее.
Работы мастеров всегда демонстрируют преемственность традиций и новые подходы, диктуемые современностью. На нынешней выставке, в частности, представлены работы мастеров, занимающихся флористикой. Применение простейших средств – растений, гальки, камней – привлекает мастеров к этому виду творчества.
Резьба по дереву, один из самых древних и традиционных видов прикладного искусства, по сей день остается одним из популярных видов народного творчества.
Один из авторов – хорошо известный и, к сожалению, ныне ушедший из жизни поэт Евгений Васильевич Курдаков. В 70-х годах прошлого века он был неоднократным лауреатом городских, областных и республиканских конкурсов, проводимых среди мастеров резьбы по дереву. В свое время он работал заведующим художественными мастерскими в университете в г. Новгороде. Но единственное место, где можно увидеть его коллекцию – панно, корневую скульптуру, уникальную скульптуру малых форм – это наш этнографический музей. Позже мастер освоит и другие ремесла, но предпочтение отдаст литературному делу.
Исходный природный материал для мастера – это не только древесина, доски для резьбы по дереву, это и капы – наросты на деревьях, капо-корни с уникально-причудливой пластикой, это и корни деревьев, выросших на обрывах, на каменистой почве, принимающие часто сильно изогнутую, закрученную, витиеватую форму, захватывающие иногда и камни, и гальку. Такие корни с естественной инкрустацией особенно декоративны и представляют большой интерес для творца.
В поисках природного материала Евгений Васильевич бывал в разных уголках Восточного Казахстана – корчевья, заброшенные участки, ручьи, горы, буреломы, участки лесных пожарищ – неполный перечень тех мест, которые посетил мастер. Его путешествия в поисках исходного материала нашли отражение в его поэтическом творчестве.
Работы его разноплановы – панно, декоративные вазы, разнохарактерная скульптура, персонажи которой – это былинные, юмористические, комические, аллегорические герои. Природный материал творчески переосмысливается и доводится мастером до определенного художественного образа. В каждой работе, в каждом изделии, в пластике дерева, его теплоте, красоте цвета живет образ леса, образ связи человека с природой.
Евгений Курдаков в свое время работал в этнографическом музее реставратором, научным сотрудником, давал консультации резчикам по дереву. В 1986 году выходит в свет его уникальная книга "Лес и мастерская" – результат увлечения резьбой, флористикой, серьезное исследование с рекомендациями мастерам декоративно-прикладного искусства. Книга снабжена фотографиями, дополнена рисунками. С этого времени мастер целиком посвящает себя литературному труду.
Капы – наросты на деревьях и корнях. Примечательно, что емкости, выполненные из капа, никогда не растрескиваются. Юрий Арепьев – большой мастер по изготовлению изящных, легких декоративных чаш, ковшей, ваз, форма которых следует контурам и пластике наростов. Любимый материал – кап березы.
Юрий Надейн раскрывает неповторимую красоту текстуры капов с помощью обработки их на токарном станке. На изделия, для завершения рисунка и сюжета, коричневым красителем мастер тактично добавляет линии, штрихи. Работы его разноплановы. Уникальна декоративная ваза, выточенная из крупного наплыва капа, – она привлекательна исходной формой и зимним пейзажем, изображенным на ней.
Пример высочайшего профессионального мастерства в резьбе по дереву демонстрирует в своих изделиях Владимир Савельевич Акулов. Он блестяще использует технику инкрустации металла на дереве, будь то солонка "Курочка и петушок" или выполненные в казахском национальном стиле ожау – половники. Изготовление туесов, посуды, коробок из бересты – промысел очень старый, когда-то широко распространенный. Один из мастеров, занимающийся возрождением этого древнего ремесла – Павел Андреевич Никулин. В экспозиции – туески, выполненные им по старой технологии, в чисто крестьянском духе, без клея, без гвоздей. Делает мастер свои изделия с редким совершенством. Его сказочные чудо-птицы, расщепленные из древесины бруска, – подлинные произведения народного искусства: в них сочетаются техническое совершенство и художественная выразительность. Однажды выпорхнув из рук мастера, эти чудо-птицы не только нашли прописку в музейной экспозиции, но и в квартирах многих устькаменогорцев. 2. Исследование художественных образов в традиционных деревянных промыслах и ремеслах на примере современного предприятия "Богородский резчик" села Богородское
2.1 Особенности производства на предприятии "Богородский резчик"
Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.
В начале прошлого столетия в селе Богородское появилось первое производство – кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название "Богородский резчик". В советское время промысел процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы, работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы. Сейчас ситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я поразилась – в каждом из них работало не более пяти мастеров, а большинство помещений попросту пустовало.
В последнее время не хотят люди идти работать на фабрику. Зарплата – более чем скромная. Некоторые "мастера-эксклюзивщики" работают на дому, выполняя сложные, оригинальные заказы фабрики, и получают процент от их стоимости. Рядовой резчик на потоке получает на фабрике не больше полутора тысяч рублей, живописцы – около тысячи. Резчики в творческих мастерских "богаче", оклад дотягивает до 2500, да и работа у них интереснее. Раз в месяц они должны представить на художественный совет фабрики две игрушки для выпуска на потоке, плюс – эксклюзивные заказы. В этом случае можно заработать еще и проценты с каждого. Остальные сотрудники не видели ни премий, ни "13-й зарплаты" с начала 90-х. Коллектив заметно "постарел", молодые, окончив местное художественнопромышленное училище, либо уезжают на заработки в Сергиев Посад, либо занимаются резьбой на дому, а свои изделия сдают перекупщикам.
Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще – детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые "чураки" самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике – женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами – стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров – дело привычное: заклеят пластырем ранку – и снова за работу. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сдать 120 – 130 изделий.
Если скульптура в готовом виде стоит около тысячи, то мастер получает из них рублей сто. А в день таких изделий много не сделаешь, от силы одно – два, хотя все от опыта зависит. От резчика изделия попадают на сборку, роспись или сразу на склад. Получить представление о знаменитой богородской игрушке смогла только в музее фабрики.
Оказавшись в фабричном музее-магазине можно вновь почувствовать себя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнили игрушки и деревянные скульптуры. Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней – круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой – тоже подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки.
"Выбрать – проблема, хочется купить сразу все. Для маленьких детей наши игрушки – самые лучшие: приводишь игрушку в движение – развивается рука, и грызть можно – дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а потом покрываем масляным лаком, он безвреден".
Дети предпочитают в основном яркие токарные игрушки. На фабрике их можно купить за 70 – 80 рублей, в магазинах – дороже раза в три. А вот игрушки и скульптуры ручной работы стоят гораздо дороже, около тысячи рублей. Одни из них неподвижны, у других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам"… Есть и композиционные игрушки, где движется каждый персонаж.
На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм.
Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники.
Фабричные заказы – не основное средство заработка для резчиков. Большинство работают на дому, а изделия сдают перекупщикам. Иначе не выжить. Многие – люди верующие, многодетные. А как прокормишь семью на нулевой, по сегодняшним ценам, оклад. Поэтому у каждого дома своя маленькая мастерская. Есть постоянные заказчики из перекупщиков, бывает и разовая работа, к примеру, резная мебель для бани или загородного дома. С сырьем у "индивидуальщиков" тоже проблем не бывает. В село приезжают торговцы и продают липу кубометрами, с машин. Цены – вполне доступные, один кубометр можно приобрести за полторы тысячи рублей. Такого количества дерева хватает мастеру на целый год работы.
На фабрике к подработке своих сотрудников относятся неодобрительно. Только все продолжают "кустарить". Прибыль очевидна.
Кроме резчиков по дереву есть в Богородском еще один народный умелец – старичок-кузнец. В свои семь десятков лет дедуля до сих пор единственный в селе мастерит инструменты для резьбы по дереву – богородские ножи и стамески. Наборчик из десяти предметов продает за полторы тысячи рублей, свой товар приносит прямо на фабрику или в ПТУ. Правда, в последнее время резчики приноровились мастерить инструменты самостоятельно, но лишь немногие. Так что бизнес старичка процветает.
2.2 Технология художественной проведения резьбы по дереву на предприятии "Богородский резчик"
Контурная и геометрическая резьба
Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.
И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Несмотря на простоту исполнения контурный и геометрический виды резных работ обладают высокими эстетическими качествами и позволяют приобрести определённые умения и навыки.
В контурной резьбе узор передаётся углублёнными линиями различной ширины, глубины и формы очертаний. Линии выполняются разными инструментами: полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом.
Внешне эта резьба, кажется, удивительно простой, однако выполнить её качественно можно, лишь освоив ряд профессиональных приёмов. Контурная резьба может сочетаться с другими видами плоскорельефной резьбы: геометрической, ногтевидной, заоваленной, яворовской. В этой технике могут быть выполнены геометрические и растительные орнаменты, анималистические изображения. На ярославских прялках первой половины 19 века контурной резьбой в сочетании с ногтевидными прорезками народные мастера передавали даже бытовые и жанровые сценки: чаепитие, выезды, свидания, танцы.
Контурная резьба может быть выполнена как по светлой, так и по тонированной древесине. В последние годы широкое распространение среди школьников, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства, получила так называемая резьба по чёрному лаку. Это довольно эффектный вид работы, когда на чёрном блестящем фоне углублёнными штрихами создаётся изображение. Привлекает то, что сразу виден результат труда. Действительно, чёрная блестящая поверхность от лёгкого движения резцом вдруг оживает и преображается.
Но здесь подстерегает такая опасность: увлёкшись технологией вырезания, забывают о художественной возможности этой техники. Нередко можно видеть, как ребята перерисовывают с фотографий, а затем вырезают негативными контурами портреты известных писателей, деятелей науки, искусства. Встречаются вырезанные на чёрных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы. Это происходит потому, что резьбу по дереву из-за некоторого технологического сходства отдельных приёмов путают с линогравюрой.
Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя.
Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, дощечку нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.
Подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхности верстака. Это делают в зажимах верстака или с помощью державок — строганых планок с прямоугольными или угловыми вырезами. В качестве державок можно использовать четыре бруска, зажимающие заготовку со всех сторон.
Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая его.
Процесс резьбы включает несколько этапов: выполнение рисунка резной композиции, перевод его на заготовку, непосредственную резьбу, отделочные операции.
Композиция составляется с учётом декоративных особенностей этого вида резьбы и характера предмета, который декорируется. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными, чёткими.
Перевод рисунка на заготовку зависит от цвета её поверхности. Если заготовка светлого цвета, то берётся чёрная или фиолетовая копировальная бумага. Для чёрной дощечки копирка должна быть светлой: жёлтой, красной или зелёной. Можно обойтись и без копирки, воспользовавшись шариковой ручкой со стержнем без пасты. Если чуть посильнее придавить ручку, на деревянной поверхности останутся углублённые канавки, хорошо видные при боковом свете. По ним и ведётся работа.
Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.
Как уже говорилось, контурную резьбу нередко выполняют на затонированной и отполированной поверхности. Если узор вырезается на светлой древесине, её защищают от воздействия пыли, влаги и воздуха прозрачным лаковым покрытием. Перед покрытием лаком резную поверхность шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Если поверхность строганая, шлифуют шкуркой, навёрнутой на деревянный брусок. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если поверхность точёная, работу ведут в процессе вращения изделия в зажимах станка.
Древесную пыль тщательно удаляют из всех углублений резьбы. Здесь можно воспользоваться одёжной щёткой.
В зависимости от назначения предмета наносят соответствующее покрытие. Поверхность можно отлакировать до блеска или добиться матового покрытия, протирая резьбу с помощью жёсткой кисти жидкоразведённым лаком. Если потребуется, перед прозрачным покрытием поверхность резьбы после шлифования можно затонировать, причём плотность тона может быть самой различной — от лёгкой подкраски поверхности до глухого тёмного тона как сверху изделия, так и в резных углублениях.
Геометрическая или трёхгранновыемчатая резьба
В литературе встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др.
Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт красивые, выразительные композиции (к разновидностям геометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания).
Всё многообразие узоров геометрической резьбы практически состоит из сочетания азбучных элементов: сколыша и треугольника, которые можно рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышами, или треугольниками.
Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой или сапожный нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (изготовляемых из стали Р-18) . Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хорошие ножи получаются из полотна, косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.
Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или поролона, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).
При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другой руки направляют кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка.
Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, как освоено вырезание сколышка и треугольника.
Поверхность с геометрической резьбой может быть дополнена различной отделкой, повышающей декоративную выразительность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометрической резьбой может быть самой различной. Назовём несколько видов, доступных для исполнения детьми.
Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидкоразведённую чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.
Для тонирования дерева можно воспользоваться и марганцевокислым калием. Концентрация раствора марганцевокислого калия может быть различной в зависимости от того цвета, который хотят придать дереву. В сельских условиях в качестве краски для тонирования дерева можно воспользоваться, как это делалось раньше в деревнях, соком лесных ягод, вываркой шелухи от лука, отваром измельчённой коры деревьев (дуба, ольхи, яблони), отваром опилок древесины тёмных пород и др. Конечно, это хлопотное дело. Сейчас предпочитают использовать готовые фабричные красители, но и эти приёмы надо помнить. Геометрической резьбой покрывают как плоские поверхности, так и долблёные изделия и поверхности тел вращения, полученные на токарных станках.
Заоваленная резьба
В отличие от геометрической, в заоваленной резьбе нет определённых "азбучных" фигур. Композиция узора сочиняется в отличие от замысла автора. Это могут быть как разнообразные орнаментальные гирлянды растительного характера, так и анималистические композиции и даже изображения с определённым сюжетно-тематическим содержанием.
Подготовительный рисунок в данном виде резьбы выполняется в величину будущего произведения с тоновой проработкой (карандашом, тушью, акварельными или гуашевыми красками). Это поможет нагляднее представить конечный результат работы.
Для первых заданий по освоению заоваленной резьбы рекомендуется главным образом мягколиственные породы древесины: липа, ольха, осина. Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции.
На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки. Сам процесс резания условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов.
При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Вначале накалывают наиболее крутые завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идёт до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески.
Затем берут более пологую стамеску и, наставив её вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком. Все линии прорези по отношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова: в дуге закрученных завитков она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.
Следующая стадия — освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция может выполняться или ножом-резаком, или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторону фона на 2-3 мм и под углом около 45 градусов с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимися из фона. Все заусеницы, все остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен чётко и чисто выступать из заглублённого фона. Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые рёбра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора выполняется полукруглыми стамесками (повёрнутыми жёлобом вниз) и ножом-резаком.
Среди этих мягко закруглённых лепестков, листочков, завитков кудринские мастера вводят для контраста некоторые элементы, чётко изрезанные углубленными контурными штрихами — прочерченные крест-накрест сердцевинки цветов и другие детали. Такая насечка — заключительная стадия отделки. Заключение
У нас много написано книг, статей, создано альбомов, посвященных народному русскому искусству. Еще В. Стасов в своей замечательной, но потом отчасти забытой работе "Русский народный орнамент" /СПБ, I872/, первый высказал мысль о значительности и глубине русского народного искусства, по существу, он первым обратил на него внимание. Различные ученые, главным образом, уже советского времени, такие, как В.С.Воронов, А.И. Некрасов, А.В.Бакушинский обратились к изучению народного искусства, рассматривая его художественные особенности и тем самым, продолжив во многом Стасова, заложили основание той науки, которая изучала народное искусство. После их исследований, теперь ставших классическими, стало ясно высокое значение народного мастерства, высота и значительность народной художественной культуры в мире создаваемых крестьянством вещей.
В первой половине XIX века ученые, поэты, художники знали и понимали значительность народного творчества, но воспринимали его лишь в его устном виде: были открыты красота и сила русских сказок, красочность былин, их историческая цельность, меткость и острота поговорок и мудрость загадок; к ним присоединялись замечательные создания народной поэзии: песни, запевы, притчи, тексты и смысл различного рода обрядов, поверий, которые несли в себе высокую поэтичность. Но изобразительное декоративное искусство, украшавшее вещи крестьянского быта: утвари, инвентаря, одежды, мало привлекали внимание и как бы оказывались вне интересов исследователей, художников и писателей. Великолепие ковшей, с их удивительными скульптурными формами, красочность росписей прялок и иных предметов, выразительность того, что мы сейчас определяем как явление древнего по своим истокам геометрического стиля, выраженного в резьбе по дереву, в росписи, в одежде (вышивке и ткачестве), просто ещё не "видели". Проходили мимо. Даже такой художник, казалось бы, близкий к народному быту, к крестьянской жизни и доле, как Венецианов, никогда не изобразил ни валька, ни прялки, не обратил внимание на прекрасную резьбу на крестьянской избе: безусловно, он их видел, но ещё не настало время признать всё это явлениями большого искусства. Должна была появиться работа Стасова и произойти создание того "центра" в Абрамцеве, где благодаря Е.Поленовой и Е.Мамонтовой, не началось собирание крестьянских вещей, но появилось подлинное понимание их высокой художественной ценности.
Искусство резьбы пользуется большой популярностью у русского народа. Изделия из дерева постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках декоративного искусства.
Так, русская декоративная резьба по дереву была широко представлена на всемирных выставках в Брюсселе (1959), Монреале (1967), Осаке (1970) и на таких крупных отечественных выставках последнего времени, как Всероссийская выставка — смотр народных промыслов, состоявшаяся на ВДНХ в 1977— 1978 гг., и Всесоюзная выставка произведений мастеров народных художественных промыслов в Центральном доме художника в 1980 г., выставка "Народное искусство РСФСР" в Центральном выставочном зале в 1988 г.
Рукотворные изделия мастеров художественной резьбы по дереву призваны украсить быт русских людей. С одной стороны, они являются произведениями декоративного искусства, с другой — товарами народного потребления.
В заключение работы следует отметить, что символика и художественные образы в традиционных деревянных промыслах и ремеслах играют очень большую роль. Эти ценности сохранились и по сей день, это хорошо видно из второго раздела работы, в котором проводиться анализ современного предприятия "Богородский резчик". Список литературы
1. Абросимова А.А., Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Практическое пособие. М.: Дрофа, 2000.-160с.
2. Ариэль Голан. Миф и символ. Иерусалим "Тарбут", М.: Русслит, 2002, – 458с.
3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, Т. 1-3, М.: Политиздат, 1980.-568с.
4. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. С-П.: Детская литература, 2000.-559с.
5. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — Симферополь, 1992.-612с.
6. Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского" / Сост. и вступ. ст. Г. П. Макогоненко; Коммент. Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова. – М.: Правда, 1988.-667с.
7. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М.: ИНФРА, 2003.-542с.
8. Ларингтон К. Женщины в легендах и мифах. — М.: Просвещение, 2000.-498с.
9. Люди и куклы: Декоративное искусство СССР. М.: Политиздат, 1987.-557с.
11. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.: Планета, 1987. -566с.
12. Народные художественные промыслы. общ. ред. М.А. Некрасовой и др. М.: ИНФРА, 2002.-557с.
13. Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла: сост. С. Таразян, М.: Русслит, 2002-369с.
14. Рабинович Е.Г. "Богиня-Мать" в "мифы народов мира" энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1991 -688с.
15. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М.: Наука, 2000.-528с.
16. Славянская мифология (энциклопедический словарь). М.: Элис лак, 2001.-582с.
17. Славянские древности, т.2. этнолингвистический словарь под общей редакцией Н.И. Толстого, М.: Международные отношения, 1999.- 632с.
18. Хрестоматия по истории России / В 4-х т., т. 1. Сост. И. В. Бабич и др. — М.: Дрофа, 1994.-671с.
19. Центральная еженедельная газета "Солидарность", 2004.-155с.
20. Волынский Л. Н. Страницы каменной летописи. М.: Просвещение, 1990.-569с. Приложение
Приложение 1
Е. Курдаков. "Похищение", "Старик и старуха", "Гном под грибом"
Приложение 2
П. Никулин. "Птица счастья"