- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,52 Мб
Иллюстрации к роману А. Беляева ‘Остров погибших кораблей’
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Материаловедение в машиностроении»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Рисунок»
Тема: Иллюстрации к роману А. Беляева «Остров погибших кораблей»
Новосибирск 2015
Оглавление
Введение
Глава 1. Иллюстрация как вид графики
.1 История возникновения и развития искусства иллюстрации
.2 Материалы и техники иллюстраций
Глава 2. Методика работы над иллюстрацией
.2 Принципы иллюстрирования
.2 Последовательность работы над иллюстрациями к роману А. Беляева «Остров погибших кораблей»
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Иллюстрация – один из важнейших атрибутов книги. Она помогает ясно представить о содержании книги и заинтересовать читателя. В последнее время все чаще используется лишь одна иллюстрация ко всему произведению, поэтому иллюстраторы стараются выбрать наиболее яркий и выразительный эпизод, передающий настроение всего произведения. Для них создание иллюстраций – это развитие своего воображения, ясное понимание текста и развитие своего кругозора при изучении эпохи, обстановки, моды и др. произведения. Как бы точно автор не описывал какой-либо предмет или обстановку, читателю все же будет трудно это представить, а каждый раз идти искать нужную информацию или изображение достаточно хлопотно. Поэтому для читателя иллюстрация – это, прежде всего, возможность более точно представить события происходящего.
Цель: создать серию иллюстраций к роману А. Беляева «Остров погибших кораблей».
Задачи:
1. ознакомиться с историей искусства иллюстрации;
. изучить основные принципы иллюстрации;
. изучить виды техники выполнения иллюстрации;
. разработка и выполнение серии иллюстраций к выбранному произведению. Глава 1. Иллюстрация как вид графики
.1 История возникновения и развития искусства иллюстрации
Иллюстрация (от лат. Illustratio – освещение, наглядное изображение) – изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции). История иллюстрации уходит далеко вглубь веков. Ещё в Древнем Египте заклинания и гимны, написанные на папирусах, сопровождались иллюстрациями. Они создавались для наглядности содержания текстов. До наших дней дошли античные образцы, обнаруженные в рукописях “Илиады” и “Энеиды”.
С изобретением книгопечатания (конец 14 – начало 15 века) история иллюстрации стала стремительно развиваться. Эти иллюстрации были такого же чёрного цвета, как и сам текст, поскольку доски, на которых был выгравирован текст, смазывались чёрной краской. Большую популярность в книгах 18 века получила виньетка (от французского vignette) графическое изображение, завершённое композиционно, небольшое по объёму, сюжетно-тематического или предметного характера (нередко с символическим значением). Обычно такие иллюстрации располагались на титульных листах книги, её первых и последних страницах.
Когда в 1837 году была изобретена фотография, характер исполнения иллюстраций кардинально изменился: теперь он был непосредственно связан с фотомеханическими процессами. На основе этих процессов были найдены новые способы получения книжных иллюстраций: цинкография (штриховой рисунок на цинковой доске), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами) и трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). В 19 веке на первое место выходит не образность, а реалистичность.
С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы.
Ощутимый вклад в создание и развитие книжной иллюстрации начала XX века внесли художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский и другие. Благодаря этим выдающимся художникам книжная иллюстрация стала не просто неотъемлемой составляющей литературного произведения, но и выделилась как самостоятельный вид изобразительного искусства.
Рассмотрим некоторые иллюстрации известных художников.
Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) – русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910) (см. Приложение 1 рис.2). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. – сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза».
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
Анна Андерсон (1874-1930) – шотландский иллюстратор.
За свою успешную карьеру проиллюстрировала огромное количество детских книг (см. Приложение 1 рис. 3). Ее работы выдержаны в стиле модерн. Творчество Андерсон оказало большое влияние на многих известных английских художников книги – Чарли Робинсона, Джесси Кинг, Мэйбл Люси Эттвелл, а также на ее собственного мужа, британского художника-иллюстратора Алана Райта.
Сэр <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8D%D1%80> Джон Тенниел – английский художник, карикатурист; первый иллюстратор книг Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (см. Приложение 2 рис.1) и «Алиса в Зазеркалье». По заказу писателя он создал 42 иллюстрации, которые до сих пор считаются идеальными, каноническими и непревзойдёнными. В этом можно убедиться, взглянув на страницы оформленной им первой книги Кэрролла. Очень интересные и яркие персонажи, красивые композиционные решения, а также гармоничная связь стиля текста и оформления страниц с самими иллюстрациями.
Эскизы рисунков были сделаны на бумаге, а затем перенесены на деревянные формы и их точные гальванопластические слепки, с которых и шла печать.
1.2 Материалы и техники иллюстраций
иллюстрация графика искусство роман
Для работы над иллюстрациями могут использоваться самые различные материалы и техники рисунка. Рассмотрим некоторые из них.
Акварель (фр. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Aquarelle -водянистая) – живописная <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C> техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.
Основой для акварели чаще всего используют не холст, а бумагу. Именно бумага даёт для акварели самый большой эффект выразительности. При этом технологий рисования акварелью на бумаге существует достаточное количество. Так художники рисуют и по сухой поверхности и по мокрой, чтобы достичь различных эффектов. Различные виды бумаги, которые отличаются по тону, шероховатости, рельефности и другим особенностям тоже могут дать свой эффект. В большинстве техник типа «линия и отмывка», особенно при работе пером и отмывкой, линейные элементы просто выделяются на фоне жидкой среды, потому что они одноцветные и, как правило, более темного цвета, чем отмывка. Комбинируя цветные карандаши с акварелью, можно достичь более мягких, интегрированных эффектов, если работа выполняется цвет в цвет. В отношении данного метода эти две техники играют роль естественных партнеров, причем ясные яркие оттенки карандашей дополняют полупрозрачность акварели.
Цветные карандаши могут использоваться, чтобы просто заострить области акварельной живописи на заключительных стадиях, или же рисунок может быть запланирован с самого начала как упражнение в смешанной технике, в котором линейные штрихи противопоставляются жидкой отмывке и мазкам кисти.
Другой областью применения акварели в данном контексте может стать создание фона для рисунка цветными карандашами. Такой прием экономит время и также позволяет использовать цветовые контрасты. Например, можно работать по синему акварельному небу сиреневыми цветными карандашами, нанося штрихи достаточно далеко друг от друга, чтобы сквозь них проступал первичный цвет.
Пастель Бывает трех типов – «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как и в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Есть 2 основных вида пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.
Бумага для рисования пастелью: для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.
Фиксация рисунка. Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений.
Для выполнения иллюстраций к произведению «Остров погибших кораблей» была выбрана техника – черно – белая графика.
Графика. Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho – пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги – белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).
Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом – карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью, ручкой.
Карандаш (тюркск. кара – чёрный и даш – камень) тонкий стержень из красящего вещества в оправе. По материалу, из которого сделан стержень карандаша, различают металлические (свинцовые, серебряные), итальянские, графитные и цветные карандаши.
С помощью обычного карандаша можно создавать линеарные или тональные изображения, делать выразительные быстрые наброски и длительные академические рисунки со сложным построением; он развивает навыки чёткого построения формы, изображения объёма, перспективы, вообще геометрии рисунка. В карандашном рисунке легко как найти, так и исправить ошибки.
Карандаш позволяет добиться тончайших тональных переходов, а значит и фотореалистичности.
Уголь (родств. agnis – огонь) – материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек берёзы, ивы и других деревьев, очищенных от коры и обожжённых специальным способом.
Уголь – один из самых популярных материалов для рисования. Им выполняют рисунки-штудии и наброски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись», а также произведения самостоятельного значения. Также с помощью угля копировали рисунки – клали лист, на который будут переносить рисунок, затем поверх шёл промежуточный лист, с заштрихованной углём нижней стороной, а сверху клали желаемый рисунок. Далее по рисунку водили тонкой палочкой с нажимом и на нижний лист впечатывался уголь.
Остро заточенным углём можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголёк, положенный на ребро, даёт широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штриховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. Богатство тонов угля – от воздушного серого до глубочайшего чёрного – отличается красотой и бархатистостью цвета. Углём очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро работать даже тогда, когда приходится покрывать на бумаге большие поверхности (что совсем нелегко сделать, скажем, карандашом).
Работы углём можно подкорректировать, смахнув лишнее большой мягкой кистью, а затем поработав стирательной резинкой, однако не всегда удаётся всё стереть до конца, возможность полного переделывания есть только у простого карандаша.
В данной работе была использована черная ручка.
Черная ручка (гелевая). Сейчас ручка кажется нам чем-то простым, само собой разумеющимся, но таковой она стала совсем недавно. В отличие от распространённых шариковых ручек <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0>, в которых пишущим материалом является чернильная паста, в гелевых ручках используются гель <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C> или иная красящая жидкость на водной основе. Благодаря меньшей вязкости <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> чернила лучше впитываются, что позволяет данным ручкам оставлять более красивый след, схожий со следом перьевой ручки <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0>. Пишущий шарик, как правило, имеет размеры 0.5 или 0.7 мм в диаметре.
Часто в дополнение к гелевой ручке используют маркеры и линеры, чтобы варьировать толщину линии от десятых долей миллиметра до нескольких миллиметров. Глава 2. Методика работы над иллюстрацией
.1 Принципы иллюстрирования
Работа над иллюстрационным материалом – один из наиболее ответственных и сложных участков оформления. Здесь приходится одновременно с проблемами техники и технологии полиграфического производства решать проблемы изобразительного искусства.
Нельзя только механически оформлять готовый иллюстрационный материал; необходимо включаться в работу художника с самого начала, разрабатывая с ним план иллюстрирования и давая ему в процессе работы указания о манере рисунка, о технике выполнения, о размерах и т. д.
Иллюстрационный материал, как по характеру изображения, так и по тематике весьма разнообразен. Это осложняет работу и вызывает ряд специфических требований, знание которых необходимо и для художника, и для художественного редактора.
При иллюстрировании книги, прежде всего, необходимо помнить, что иллюстрация в ней не является самоцелью, а должна вытекать из общего плана оформления издания, подчиняться этому плану, обусловленному содержанием книги.
В отдельных случаях книга может состоять из одних только рисунков без текста. Такова, например, серия ксилографии художника Линд Ворда «Песнь без слов» («Song without words», Нью-Йорк, 1936), где ряд последовательных рисунков дает определенный рассказ. Однако это не будет иллюстрацией в точном смысле слова.
Методы иллюстрирования должны определяться основными установками в области оформления советской книги.
Иллюстрация в советской книге, будучи высокохудожественной по форме, должна полностью соответствовать содержанию книги. Последнее требование является важнейшим критерием и при оценке художественно-идейного качества рисунка.
Представим себе, что к замечательному произведению эпоса армянского народа – «Давиду Сасунскому» художник сделал мастерские иллюстрации в стиле русского народного творчества. Естественно, что эти иллюстрации, как бы ни были высоки их художественные достоинства, следовало бы признать не соответствующими содержанию книги и, стало быть, неудовлетворительными.
Однако, если замысел художника адекватен замыслу творца текста, своеобразие трактовки, манеры, техники не может и не должно служить препятствием к одобрению иллюстраций.
Характерным примером в этом отношении могут явиться иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя, выполненные по-разному разными художниками – Агиным, Боклевским, Кукрыниксы.
Весь иллюстрационный материал может быть разбит на следующие основные группы:
Ø оригинальный (творческий) рисунок,
Ø технический рисунок и перерисовка,
Ø чертеж,
Ø диаграмма,
Ø географическая карта,
Ø картограмма,
Ø фотография
Ø фотопись,
Ø фотомонтаж.
Наибольшего внимания требует оригинальный рисунок. Основное требование, предъявляемое к оригинальному рисунку,- его реалистичность. Реалистическая иллюстрация может иметь различный характер. Художник Н. Н. Вышеславцев в своей интересной статье «Книжная иллюстрация» («Искусство» № 2, 1939) устанавливает следующие ее виды:
. Иллюстрация действия, основой которой является жест, выражающий психологическую сущность персонажа. Для наиболее полной выразительности действия художник (например, М. Слефохт в иллюстрациях к «Запискам Бенвенуто Челлини») устраняет все другие элементы, так что ни эпоха, ни место, где происходит действие, без помощи текста определены быть не могут.
. Иллюстрация историко-археологическая, или обстановочная (если она относится к настоящему времени). Наряду с изображением действия здесь художник обращает серьезнейшее внимание на отображение эпохи как в целом, так и в деталях быта и обстановки, доводя это отображение до строго научной бесспорности. Роль такой иллюстрации огромна. Блестящий пример подобной иллюстрации – рисунки Д. Кардовского к «Петру I» А. Толстого.
. Иллюстрация «типа», где пристальное внимание художника обращено не на изображение подробностей быта, а на характеристику персонажей. Окружающая их обстановка дается лишь частично и может совершенно отсутствовать, переходя в своеобразную «иллюстрацию-портрет» (см. рис. 13).
. Иллюстрация психологическая, передающая внутреннее душевное действие, не обнаруживающее себя внешне ничем, кроме выражения лиц действующих персонажей (что требует от художника особого мастерства). Здесь художник отказывается не только от действия и обстановки, но для обрисовки самого персонажа ограничивается только головой, концентрируя внимание зрителя на физиономии, которая очень тонко передает душевное состояние персонажа. Как видно из примеров, третий и четвертый виды иллюстрации могут быть объединены в один вид.
Четыре «чистых типа» реалистической иллюстрации противоположны по своим задачам. Тем не менее, искусство иллюстратора именно в их синтезе дает блестящие образцы.
Иллюстрация в книге может быть штриховой или тоновой. Штриховой рисунок решается в разных манерах. Основные из них следующие:
) чистый контур,
) контур со штриховой нагрузкой,
) точечная манера,
) черно-белая манера,
) силуэт,
) белый штрих.
Постепенно нагружая контурный рисунок штрихом, мы получаем более или менее детальное построение формы. Характер штриховки, расстояние между штрихами и толщина штрихов могут быть очень различны и зависят от характера иллюстрации. Кроме того, они определяются техникой печати, а также качеством бумаги.
На печатном оттиске толщина наиболее тонких штрихов должна быть не менее 0,20 мм для чертежей и 0,15 мм для прочих иллюстрации. Расстояние между штрихами должно быть не менее 0,15-0,20 мм.
Чем хуже бумага, тем меньше возможности дать тонкие штрихи, помещенные близко – один к другому. Тем меньше, следовательно, должна быть штриховая нагрузка в изображении. Это необходимо учитывать при ротационной печати, где часто употребляется бумага низкого качества.
Штрихи на рисунке могут быть настолько частыми и тонкими, что воспроизвести их при помощи штрихового клише не удастся, и в некоторых случаях потребуется применение автотипии. Это объясняется тем, что чрезмерно тонкие и частые штрихи, особенно при большом уменьшении, плохо получаются на негативе. При изготовлении клише они могут подтравиться или слиться в сплошное черное пятно. Рисунок, выполненный точечной манерой, либо имеет контур, либо строится без контура. Если имеется контур, то он в основном и строит изображение, точки же выполняют роль штриховки, т. е. придают изображению объемность.
Черно-белая манера (blanc et noir) строит изображение при помощи черных или белых пятен. Рисунок в этом случае, нередко приобретает плоскостной, несколько декоративный характер.
Силуэтный рисунок может быть черным на белом или наоборот, белым на черном. Силуэт требует от художника большого мастерства, так как здесь малейшие неточности рисунка выступают очень ясно.
Белый штрих применяется сравнительно редко. Иногда оригинал для такого рисунка изготовляется, как обычно, черным штрихом на белом фоне и репродуцируется при помощи выворотного клише. В этом случае трудно заранее представить изображение, которое получится после репродуцирования.
Помимо указанных способов изображения имеются смешанные формы, где комбинируются разные манеры.
2.2 Последовательность работы над иллюстрациями к роману А. Беляева «Остров погибших кораблей»
Приключенческий роман Александра Беляева «Остров погибших кораблей» – произведение, написанное в 1926 -1927 годах, было и остается одной из интереснейших работ русского писателя – фантаста.
В книге рассказывается как большой трансатлантический лайнер «Бенджамен Франклин» отправляется из Генуи <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%83%D1%8F> в Нью-Йорк <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E-%D0%99%D0%BE%D1%80%D0%BA>. На его борту оказывается сыщик Джимми Симпкинс, препровождающий в Соединённые Штаты <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%A8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B> арестованного преступника Реджинальда Гатлинга. Во время шторма судно начинает тонуть, однако из-за нерешительности сыщика они выбираются на палубу слишком поздно. Тем не менее лайнер остался на плаву, и оставшиеся на нем Симпкинс, Гатлинг и спасённая им дочь американского миллиардера мисс Вивиана Кингман дрейфуют по океану, пока течение не заносит их куда-то во внутреннюю область Саргассова моря <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5>. Вскоре дрейфующий лайнер прибывает к "тихой пристани". Оказывается, здесь образовался целый остров из занесённых сюда на протяжении многих веков останков кораблей всех времён и народов – Остров Погибших Кораблей. На острове живет несколько десятков обитателей, жертв кораблекрушений. Произведение показывает как люди, разных национальностей и социального положения, живут вдали от цивилизации и привычной им обстановки.
Для создания иллюстраций к выбранной теме в первую очередь, были выбраны 6 эпизодов.
Вторым этапом были проработаны образы персонажей, проанализированы костюмы 1913 года, строение кораблей разных эпох. Для этого был осуществлен поиск описаний по книге, также потребовалась и дополнительная литература.
1. Вивиана Кингман – дочь американского миллиардера, прогуливается по палубе «Бенджамина Франклина». Иллюстрация достаточно светлая благодаря минимальному объему штриховки.
. Реджинальд Гатлинг – арестант, и Джим Симпкинс – сыщик, в своей каюте играют в шахматы. Гатлинг в очередной раз выигрывает, на что Симпкинс отвечает: «…Да, вы играете отлично, – продолжал он. – А я все же играю лучше вас. Вы обыграли меня в шахматы, зато какой великолепный шах и мат устроил я вам, Гатлинг, там, в Генуе, когда вы, как шахматный король, отсиживались в самой дальней клетке разрушенного дома! Вы хотели укрыться от меня! Напрасно! Джим Симпкинс найдет на дне моря. Вот вам шах и мат…».
. Остров погибших кораблей. Гиблое место. «…Здесь были разбитые, искалеченные, полусгнившие суда всех стран и народов. Вот пирога из целого куска дерева. А вот один скелет рыбачьего барка: наружная обшивка обвалилась, шпангоуты торчали, как обнаженные ребра, и килевая часть походила на рыбий спинной хребет. Еще дальше виднелись более или менее сохранившиеся суда: барки, шхуны, тендеры, фрегаты, галеры…»
. Каюта капитана Слейтона. «…После наводящего уныние вида разрушенных кораблей эта каюта невольно поражала. Она имела вполне жилой вид и убрана была почти роскошно. Только некоторая пестрота стиля говорила о том, что сюда было стащено все, что находили лучшего на кораблях, которые прибивало к этому странному острову…».
. Остров ночью. С наступлением ночи остров становится еще мрачнее, чем днем. Старые, разрушенные корабли наводят страх. Запах гниющих тел и водорослей. В это время еще яснее понимаешь, что остров поистине жуткое место.
. Старые знакомые. Вивиана, Реджинальд и Джим вернулись на остров. Им на встречу вышел их старый знакомый, и бывший «жених» Вивианы – Бокко.
Далее каждый эпизод продумывался с точки зрения композиции. Ниже описаны выбранные фрагменты сюжета.
Момент композиции имеет место в самом начале творческого процесса. «Композиция есть осознанная автором форма художественного выражения своего творческого замысла во всех его слагаемых». Форма композиции, исходя из образного представления как бы завершенной картины, осуществляется всеми имеющимися в распоряжении живописца средствами.
Эти средства распадаются на элементы разного действия, они заключаются в действии и взаимоотношениях живых фигур и их окружения, в масштабах величин, в ритмике их построения, в светотени и в красках.
Композиция служит одним из важнейших связующих звеньев в творческом процессе восприятия.
Композиция устанавливает порядок зрения, овладевая вниманием зрителя. Она отражает в себе всю сумму переживаний и мыслей художника-иллюстратора. С другой стороны, она определяется художественными тенденциями идейным замыслом, характером, художественной культурой самого иллюстратора.
В процессе выполнения курсовой работы было изучено развитие иллюстрации, а так же особенности работы в технике графика. Были приобретены навыки работы в этой технике. Изучен размер и композиция и их роль в иллюстрации. Были просмотрены работы известных мастеров-иллюстраторов. Разработанные иллюстрации выполнены технике черно – белой графики, черной гелевой ручкой. Иллюстрации хорошо отражают ключевые моменты сюжета выбранного произведения, наглядно передают образную характеристику героев.
Заключение
Создание иллюстрации – сложная работа. Необходимо изучить эпоху литературного произведения, костюмы героев и обстановку. Требуется точно передать окружающую среду и образы персонажей. Иллюстрация должна отражать мысли автора, его замысел, а также показать эмоциональное настроение эпизода. Картины должны быть «живыми» и интересными.
Не смотря на все трудности данной работы, создание книжных иллюстраций очень интересный, занимательный и познавательный процесс.
В результате проделанной работы был получен опыт создания эскизов иллюстрации и работы в технике черно-белой графики.
Литература
1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художест. Пед. для учителя. – М.:Просвещение,1984. -160с., ил.
. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961. -157с., ил.
. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Художественное проецирование текстильных изделий»/ Н.П.Бесчастнов – М.: Гуманитар, 2008. -271с., ил.
. Блейк В. Начинаем рисовать. Графика. М.: Попурри, 2011. – 80 с.
. Бялик В. Графика. М.: Астрель, 2012. – 112 с.
. Ганкина Э. З. Русские художники детской книги. М., 1989.- 23с.
. Губарева-Муха Л. Самоучитель академического рисунка. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 96с.
. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. М., 1980. – 320 с.
. Додсон Б. Искусство рисунка. М.: Попурри, 2011. – 224 с.
. Калле П. Карандаш. Искусство владения техникой. М.: Попурри, 2013.-160 с.
. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989. -293 с.с. ил.
. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. Учеб. пособие для пед.училищ. М.: «Просвещение», 1976. -287 с.с. ил.
. Симблет С. Рисунок. Полное собрание техник. М.: Астрель, 2006. – 264 с.
15. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений: учеб. пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1999.- 150 с.
. Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: Менеджмент и маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 207 с.
17. Электронный ресурс: Возникновение книжной иллюстрации <#”882816.files/image001.jpg”>
рис.1 Виньетка
рис.2 Сказка о золотом петушке, 1909г.
рис 3. «Русалочка» и «Шиповник»
Приложение 2
рис.1 «Алиса в стране чудес», Джон Тенниел, иллюстрации