- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 62,13 Кб
Историческое развитие и современное состояние традиционной корейской культуры
Содержание
Введение
Глава 1. Историческое развитие традиционной культуры Кореи
.1 Социально-исторический контекст формирования корейской культуры
.2 Традиционная культура Кореи: основные этапы и особенности
.3 Выводы по первой главе
Глава 2. Развитие традиционного искусства Кореи в XX-XXI вв.
.1 Культурная среда КНДР и РК
.2 Культура КНДР
.2.1 Идеология, образование и религия
.2.2 Литература и искусство
.2.3 Архитектура
.3 Культура РК
.3.1 Архитектура
.3.2 Изобразительное искусство
.3.3 Декоративно-прикладное искусство
.3.4 Музыкальная культура и хореография
.4 Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Введение
Культура Кореи – одна из богатых и древних мировых культур. Ее место и роль в комплексе культур Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока всегда были значительны. Современная Корея продолжает играть важную роль в политической, экономической и культурной жизни региона, растет ее вес и значение в жизни мирового сообщества в целом. Со второй половины XX в. к Корейскому полуострову все чаще привлекается внимание не только политиков, бизнесменов, но и ученых, исследователей в связи с экономическими и культурными достижениями Южной Кореи, ее стремительным развитием, так называемым "корейским чудом". Причины и корни этих достижений – не только в политических и экономических реалиях XX в., но и более глубокие, уходящие в глубь веков, связанные с многовековыми культурными традициями корейского народа. Вместе с тем история и культура Кореи в российском востоковедении представлены менее широко и обстоятельно, чем культуры Индии, Китая, Японии. Особенно недостает исследований корейской культуры XX в., в которых реалии обоих корейских государств не только учитывались бы, но и освещались бы объективно, без неизбежных в прошлом идеологических перекосов. В связи с этим актуальной является задача нового осмысления связи и взаимоотношений традиционной и современной культуры Кореи, исследования того, как оба корейских государства, каждое по-своему, претворяет национальные культурные традиции. До недавнего времени учет культурных достижений как Южной, так и Северной Кореи, исследование корейской культуры второй половины XX в. как единой по духу и традициям и в самой Корее был невозможен из-за сохраняющегося разделения страны на два различных по экономическому укладу и идеологии государства. И лишь наметившаяся в последние годы тенденция к политическому и гуманитарному диалогу между севером и югом страны открывает перспективу нового, современного осмысления национальных традиций и их связи с современностью. К настоящему времени изучены отдельные исторические периоды развития корейской культуры. Но последовательного изложения основных тенденций исторического развития традиционного искусства Кореи, от зарождения до настоящего времени, учитывающего культурный и политический контекст, развитие и особенности культуры как Южной, так и Северной Кореи, к настоящему времени нет. Сказанным определяется актуальность темы дипломной работы.
Объектом исследования является традиционная культура Кореи, предметом – ее характерные особенности, закономерности исторического развития и современное состояние.
Цель исследования: Выявление основных особенностей и закономерностей исторического развития традиционной корейской культуры. Цель определяет следующие задачи:
Исследование своеобразия и социально-исторического контекста традиционной культуры Кореи.
Выявление особенностей и основных этапов развития традиционной культуры Кореи в XX-XXI вв.
Изучение и анализ культурной среды КНДР и РК.
Степень разработанности проблемы. Исторический опыт становления традиционного корейского искусства привлек внимание культурологов и искусствоведов в Корее и за ее пределами. Опубликованные труды позволяют составить определенное впечатление о состоянии современной корейской культуры в настоящее время. В работах корейских и других зарубежных авторов даны описания традиционного искусства Кореи. В трудах Ан Бён Хон, Ли Э Сун, Сон Су Нама, Хен Би Хо, В.Л. Бурмейстера, О.Н. Глухаревой, Р.А. Захарова, В.С. Латова, Н.А. Рыженко, Е.Я. Суриц и др. содержится разносторонний искусствоведческий анализ корейской культуры. Объективному анализу мешает одностороннее влияние социально-политической разделенности страны на север и юг полуострова. Все это делает актуальным проведение исследования, в котором историческое развитие традиционного искусства Кореи и его современное состояние было рассмотрено в связи с историей и культурой страны.
Методологической основой исследования послужили принципы системного, междисциплинарного и исторического подходов, получивших широкое распространение и признание в современном гуманитарном знании, изложенные, в частности, в работах М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, представителей "школы Анналов" (Л. Февра, М. Блока, Ж. Ле Гоффа и др.). Феномен традиционного искусства Кореи рассматривается в комплексе его составляющих, в процессе исторического развития, в контексте политических событий, религиозных и философских идей, традиций и обычаев корейского народа. Учитывалось также постоянное взаимодействие корейской культуры с культурами Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Европы.
Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, краткого заключения и списка литературы.
Глава 1. Историческое развитие традиционной культуры Кореи
.1 Социально-исторический контекст формирования корейской культуры
Корея занимает небольшой полуостров на восточной окраине Азиатского континента, протянувшийся как своеобразный мостик в сторону Японского архипелага. Его очертания многим напоминают большой палец на руке человека. На незначительной по мировым масштабам площади (чуть более 222 тыс. кв. км) проживает почти 70 млн. человек. Корея – одна из немногих стран с практически однородным в национальном отношении населением. Такая исключительная однородность способствует сохранению многих национально-культурных и бытовых особенностей. Как и всякая другая восточная страна, Корея имеет собственное лицо, ярко выделяющееся даже на фоне общей дальневосточной культурной традиции. Неповторима и разнообразна её природа, растительный и животный мир, богаты ресурсы, славится Корея удивительно радушными и трудолюбивыми людьми, не утратившими дружелюбия даже в беспрестанной борьбе за национальную независимость и выживание своей культуры и государственности. Видимо поэтому до наших дней дошли самобытные традиции корейцев, сохранили свою уникальность их язык, верования и обычаи. Для человека, впервые столкнувшегося с этим новым миром, характерно стремление сопоставить его с привычными и хорошо знакомыми представлениями, но сопоставления эти далеко не всегда возможны или даже уместны.
Корея является одним из древнейших очагов дальневосточной цивилизации, её культура поражает своим разнообразием и самобытностью, в то же время многовековая история корейской нации представляет собой неотъемлемую часть всемирного процесса становления и развития мировой культурной сокровищницы. Многие характерные для сегодняшней Кореи особенности и черты своими корнями уходят в далекое прошлое, и чтобы понять их, необходимо заглянуть в историю самобытной корейской нации и её культуры.
Природа не обделила страну благоприятными условиями. Сказочно красивы её горы, которые выглядят, как только что сошедшие с картин восточных живописцев. По ущельям и нешироким долинам сбегают ручьи и речки, выходящие на равнины широкими полноводными реками. Хрустально чистая вода стремительными водопадами низвергается со скальных выступов, бьется о камни, и в солнечные дни над водопадами всегда можно увидеть многоцветье радуги. Большую часть полуострова занимают покрытые лесами горы. Люди научились ценить великолепие и гармонию окружающей их природы. Живописные пейзажи и на протяжении веков вдохновляют творческие силы корейской нации.
Корейская природа так же коварна, как и благодатна. Муссонный климат в целом благоприятен для сельского хозяйства, но он оборачивается избыточным переувлажнением почвы в сезон дождей, паводками и наводнениями. Горы в своих недрах таят щедрые дары, но в то же время являются и самой главной проблемой Кореи. Испокон веков, будучи аграрной нацией, корейцы всегда должны были компенсировать острую нехватку сельскохозяйственных угодий, чтобы жить в достатке им приходилось возделывать и лелеять каждый пригодный для пахоты клочок земли. Сегодняшнее состояние корейской земли – это результат кропотливой землеустроительной работы многих и многих поколений, которые целенаправленно меняли облик своей родины, сопротивлялись природным стихиям, создали общенациональную ирригационную систему, с тем, чтобы защитить посевы и морское побережье от наводнений, засухи, свирепых тайфунов.
Но не только природа на протяжении тысячелетий испытывала стойкость корейского народа. Прошлое страны насыщено драматическими и подчас трагическими событиями. Корея с ранних времен была объектом притязаний могущественных соседей, она подвергалась нашествиям древних китайцев, монгольских племен, неоднократно страдала от японских агрессоров. Становление корейской нации проходило в условиях постоянной угрозы вторжения, что также предопределило пути развития её своеобразной культуры. От первобытных племен и через протогосударственную традицию Древнего Чосона, раннефеодальную междоусобицу Когурё, Пэкче и Силла корейцы пронесли идею национально-культурной общности и воплотили её, создав в X в. государство Корё. К этому времени сформировалась и сама нация с определенной территорией, языковым и культурным единством. Следующим этапом государственного и культурного развития корейцев становится период Чосона (конец XIV – начало XX в.). Чтобы защититься от иностранных посягательств, власти Кореи в первой трети XVII в. избрали путь внешнеполитической изоляции, более двух столетий страна поддерживала дружественные связи лишь с Китайской империей, допуская торговлю с Японией. Однако это лишь замедлило колонизацию Кореи, могущественные западные державы уступили право поработить её Японской империи. Первая половина XX в. – самый драматический этап национальной истории, связанный с колониальным владычеством японцев, но и после его крушения вплоть до наших дней многострадальный корейский народ не залечил своих ран. Противостояние двух мировых систем раскололо нацию на два враждебных лагеря, лишь на рубеже нового тысячелетия наметилась реальная перспектива её воссоединения.
Вся многовековая история Кореи – это история создания и развития замечательной национальной культуры. Культурные ценности корейского народа имеют непреходящее самостоятельное значение, в то же время ошибочно было бы отрицать несомненную общность культурного комплекса всех стран дальневосточного региона. Материальная и духовная культура Кореи в своих общих основах возрастала на почве более древней китайской культурной традиции. Раскинувшиеся на огромном пространстве и различающиеся по размерам, географическим и климатическим условиям страны Восточной и Центральной Азии опирались на общие мировоззренческие и философские традиции, их народы стремились постичь окружающий мир в единстве и многообразии его природных особенностей. Здесь, на востоке Азии сложилось особое отношение к природе как к объекту особого типа созерцания, способствующего постижению человеком самого себя, обретению душевной гармонии и постижению законов бытия. Стремление к достижению гармоничной связи между природой и человеком способствовало становлению особого типа материальной культуры и привело к формированию своеобразного мифопоэтического и метафорического языка культуры художественной. Особенностью интеллектуального развития региона стало раннее, уже в первые века нашей эры, появление эстетики, литературы и изобразительного искусства. Центральное место в этом процессе по праву занимала ханьская культура Китая, в свою очередь государства Корейского полуострова играли важную роль в процессе передачи китайской традиции другим периферийным народам Маньчжурии и Южного Приморья, являлись своеобразным культурным мостиком между нею и Японией.
Исторические факты говорят о том, что при обладании редкостными качествами заимствования и восприятия культуры и искусства Китая и других народов, главным для корейцев оставалось не слепое подражание и копирование чужих достижений, но подлинное освоение этой культуры и её обогащение своим национальным духом. Нам следует рассматривать способность корейского народа к восприятию духовных и материальных достижений соседних стран с точки зрения их готовности вбирать все лучшее, что накоплено общечеловеческой культурой, мировой цивилизацией в целом, и приумножать собственный опыт, обогащая сокровищницу своих национальных ценностей. События нового и новейшего этапов истории, когда на смену китайскому влиянию приходит европейская и американская культура, также свидетельствуют об этом.
Становление и развитие национальной культуры определяет судьбу любого общества. Корейская культура развивалась на периферии конфуцианского культурного комплекса, в её основе лежит заимствованная из Китая культурная традиция. С XIX в. в стране ощущается влияние европейской культуры. Однако ошибочно полагать, что корейцы слепо копировали чужие достижения, их культура, несомненно, является самодостаточной и самобытной, культурные заимствования были обусловлены практическими потребностями и соответствовали национальным условиям, т. е. трансформировались и становились неотъемлемой составляющей собственно корейской культуры.
Полифункциональность термина «культура» вызывает к жизни множество его определений и концепций. Культура есть феномен слишком сложный, многосторонний и внутренне противоречивый, чтобы претендовать на его всестороннее освещение. В данном работе мы относимся к культуре как комплексу признаков, определяющих цивилизационные особенности того или иного, а в данном случае – корейского, этноса. Вообще, понятия «этнос», «цивилизация» и «культура» тесно взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга. Мы обращаемся к корейской культуре как к особому типу творческой самореализации корейского этноса. История корейской культуры воспринимается нами через призму отношения к культуре как главному условию сохранения и развития общества и цивилизации. Под «историей корейской культуры» мы понимаем исторически сложившуюся на Корейском полуострове совокупность всех достижений материальной и духовной культуры, её научный анализ и формирование собственных представлений о культурных ценностях корейского народа.
Особенность культурного комплекса Кореи заключается в сочетании исключительно национальных по своим истокам элементов с другими компонентами, перенесенными с азиатского и других континентов и принятыми или ассимилированными сообразно вкусам корейцев, органично включенными в состав национальной культуры. Китайский культурный пласт получил особое распространение в правящей феодальной среде, именно она впитала многие элементы материальной и духовной культуры великого соседа, отталкивалась от его правовых и политических норм, способствовала распространению конфуцианства. Непререкаемый авторитет китайской культуры в правящей элите Кореи вызвал к жизни феномен двуязычия, знание китайской письменности и разговорного языка было необходимым условием для получения образования и поступления на ранжированную чиновничью службу. Подавляющее же большинство населения страны продолжало говорить по-корейски, что существенно затрудняло общение государства и его подданных, официальная информация доводилась до сведения народных масс в форме устного перевода. Иероглифическая письменность была не понятна простому люду, а передача корейской речи иероглифическим письмом затруднялась ввиду генетического несовпадения двух языков. Двуязычие затрудняло управление государством, делало элементарную грамотность недоступной народу. Эта проблема частично была решена лишь в первой половине XV в., с изобретением системы корейской графической письменности хангыль, в последствии развился целый пласт литературы, написанной на нём.
Культура Кореи отличается не только богатством материальных и духовных ценностей, но и своей огромной жизнестойкостью, несмотря на бесчисленные войны, периоды внутренних мятежей и смут, разрушения, произведенные завоевателями, она не только не ослабевала, а, наоборот, всегда побеждала культуру захватчиков. Выживаемость исконно национальной традиции проявилась уже на раннем этапе формирования этнической и культурной общности корейцев, относящемся к периоду трех государств (Когурё, Пэкче, Силла) и первого в истории нации единого государства – Объединенного Силла. Воспринятые в это время из Китая письменность, правовые институты, основы материальной культуры феодализма оказали воздействие на государственное и социально-экономическое устройство корейского общества.
Основные элементы современной материальной и духовной культуры корейского народа уходят корнями в эпоху трёх государств и Объединенного Силла, однако, окончательно они сложились лишь в период королевства Корё (918 – 1392 гг.). Этнокультурная среда вплоть до начала X в. сохраняла некоторую «размытость», консолидирующие факторы в общих пределах Корейского полуострова получили развитие лишь с заимствованием китайской письменности и утверждением буддизма в качестве официальной религии в Объединенном Силла, но процесс формирования территориальной этнической общности был нарушен в конце IX в. т.н. периодом «поздних трёх государств». В начале X в. повторная консолидация корейского этноса усилия династии Ван окончательно устранили любые этнодифференцирующие факторы.
Духовность корейской нации формировалась под воздействием многочисленных факторов, но определяющую роль сыграли религиозные, философские и этические системы даосизма, буддизма и конфуцианства. Распространение идей даосизма об управляющих миром дуальных началах способствовало формированию корейской мифопоэтической традиции. В тоже время проникавшие в Корею в IV – VII вв. буддизм и этико-моральные принципы конфуцианства не могли окончательно уничтожить сложившихся до них местных философских систем и народных верований, характеризовавшихся существованием собственного круга легенд и образов, традиций и правил. Более того, буддизм впитал религиозно-мифологическое наследие Кореи, гибко использовал её традиционные художественные формы, даже облик некоторых божеств видоизменился в соответствии с местным этническим типом. Феномен адаптации буддизма и затем конфуцианства к корейским условиям был весьма характерен, особенно на ранней стадии знакомства корейского общества с этими учениями, но и на протяжении последующих веков корейские идеологи и мыслители связывали конфуцианскую и буддийскую тематику с насущными национальными проблемами.
Буддизм прочно укоренился в мировоззрении народных масс, он сумел сохранить свою популярность даже после отказа от него как официальной религии. Влияние буддизма сказалось на усилении центральной власти, поэтому он пользовался поддержкой государства. В VII – X вв. буддизм утверждается в качестве государственной религии и на многие века вперед определяет развитие художественных идеалов и изобразительного искусства Кореи. Буддизм ввиду своей пассивности и созерцательности далеко не полностью устраивал правящие круги Кореи, они нуждались в более активной и социально ориентированной системе. Адекватное для общественно-политических условий Дальнего Востока конфуцианство полностью отвечало данным требованиям. Постепенное повышение влияния конфуцианства способствовало становлению сильной централизованной власти, поэтому эпоха зрелого средневековья совпадает с его доминирующим положением в корейском обществе и государстве. Заняв прочные позиции в Корее, конфуцианство обеспечивало связь между властью и народом. В этот период (первая половина XV в.) окончательно формируется конфуцианский культурный комплекс, влияние которого прослеживается не только в прошедших эпохах, но и в наши дни.
В отличие от духовной сферы материальная культура корейцев, и прежде всего свойственные нации тип жилья, одежда, пищевые привычки, в меньшей степени испытали воздействие китайской традиции. Примечателен тот факт, что, находясь в окружении народов, отводящих значительное место в повседневной жизни чайной церемонии и самому напитку, корейцы никогда не выращивали чай и не относились к нему с каким-либо трепетом. Более того, вплоть до последнего времени им вообще не свойственно было его употребление в быту, хотя говорить, что его там вовсе не пьют, было бы преувеличением.
Современное состояние корейской культуры и общества, сегодняшние успехи и проблемы нации, перспективы дальнейшего её развития можно понять только на основе изучения богатого прошлого Кореи и сопоставления полученных знаний с историей других стран и наций. Пройденный корейским народом многовековой путь четко делится на культурные эпохи, каждая из них тесно связана с социально-экономическими, политическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определенный этап развития культуры страны.
1.2 Традиционная культура Кореи: основные этапы и особенности
Рассматривая традиции культуры современной Республики Корея в контексте модернизации, следует заметить, что культура – это, прежде всего, универсальная система ценностей и норм, сформированных в обществе, которые во многом определяют жизнь людей, их деятельность и поведение. Понятие культура не сводится к определенным и конкретным областям творческой деятельности, с которыми она обычно связывается – наукой, искусством, литературой и т. п. Достижения культуры – это мощнейший пласт, пронизывающий буквально все сферы общественной жизни: хозяйство и быт, власть и право, политику и мораль. Ценностная ориентация культуры направлена на целостность государства, хотя ее ценности существенно различаются в высших и низших классах, в среде интеллектуальной элиты и массовых слоях. Когда подобные различия активно взаимодействуют между собой на основе определенных соглашений, – это является свидетельством зрелости культуры и высокой степени ее развитости. Пожалуй, для любой страны такое положение культуры наиболее важно, так как способствует ее успешной адаптации к процессам модернизации, к ценностям иного качества, формируемым в процессе развития страны как единого целого.
Модернизация социальной сферы влечет за собой беспрецедентный по сравнению с обществами традиционного типа рост социальной мобильности, дальнейшую дифференциацию социальных групп на этической, нравственной, профессиональной и иной основе. Рост городов приводит к значительному сокращению крестьянства и сельского населения как основного носителя традиционной культуры. Значительно возрастает численность промышленного пролетариата и средних слоев населения, представители которых тяготеют к новой культуре. Этому во многом способствует развертывание системы массового образования и иных специальных форм обучения.
В сфере культуры модернизация прежде всего приводит к значительной трансформации традиционных институтов и ценностей, взамен которых рождаются новые потребности и ценностные ориентиры как материального, так и духовного плана. Поэтому в ходе модернизации всех сторон жизни государства огромное значение имеет способность традиционной культуры приспособиться, вписаться – причем в самые сжатые сроки – в канву меняющихся ценностей. Здесь уместней говорить об усвоении новых ценностей и переосмыслении (если не ломке) прежних – религиозных, нравственных, этических и т. п. устоев. Этот процесс осуществляет образованная элита и творческая интеллигенция, помогая тем самым социально-психологической перестройке массового сознания. В этом случае определяющую роль играет крепость и прочность связей культурной элиты с основной массой населения страны; более конкретно – что может предложить творчески мыслящая интеллигенция, какую духовную точку опоры выберет она для единения национального духа. В данной ситуации решающая роль принадлежит степени зрелости традиционной культуры и уровню ее развития. Там, где традиционная культура носит незрелый, неразвитый и неустойчивый характер, она является серьезным препятствием для модернизации общества. В плане исторической перспективы любая модернизация, несмотря на громадные издержки, всегда прогрессивна, ибо "зона новой культуры", созданная ей, покоится на базе небывалого роста научных знаний, новейших технологий, информационных и социальных служб. Все это, вместе взятое, значительно раскрепощает интеллектуальные возможности творческой интеллигенции во всех сферах художественной культуры.
Оборотная сторона медали высвечена тем, что при решении материальных проблем большинства населения, когда явный культ потребления принимает гипертрофированные формы, "территория новой культуры", практически вся духовная сфера – требует особого внимания. Это вызвано тем, что, имея немалые доходы, огромная масса людей обречена на монотонный, не творческий, изматывающий труд; на однообразно-унылую жизнь в городах, куда приезжают только переночевать, и на доступ к одной, примитивной эрзац-культуре. Опыт развития мировой цивилизации на примере многих стран наглядно показал, что модернизация и вызванный ею материальный и научно-технический прогресс намного обгоняют процесс нравственного становления.
Со всем этим Корея столкнулась на заре самых первых преобразований, едва ступив на стезю западной цивилизации. Глубоко укоренившиеся традиции, рожденные годами изоляции от внешнего мира, породили немало учений, осуждающих все виды модернизации. Свои собственные движения за обновление страны, несмотря на кажущиеся противоречия, во многом способствовали консервации устоявшихся традиционных взглядов на общественный прогресс страны. Еще на рубеже XVIII-XIX вв. два основных учения соннихак и сирхак, проповедуя новые пути развития страны, брали за основу модернизации глубокое изучение и применение на практике только своей национальной культуры.
Политика изоляции страны была насильственно прервана навязанным извне, практически силой оружия, договором с Японией. В начале 80-х годов XIX века сторонники учения юсэн, одной из разновидностей конфуцианства, развернули активную деятельность, направленную против реформ, проводимых в стране в соответствии с этим договором. Они считали, что традиционная культура Кореи выше какой-либо другой культуры (особенно западной), и следует неотступно защищать достижения своей цивилизации от всевозможных влияний, активно выступать против сторонников кэхва – современного развития страны.
Уже к началу XX века четко определились два основных направления развития страны. Одни считали, что для достижения самостоятельности и экономического могущества необходимо всемерно развивать национальную промышленность на основе национального капитала; другие же полагали, что путь к независимости, как политической, так и экономической, лежит только через просвещение народа и пробуждение его национального сознания. Для практической реализации этой программы <#”justify”>Заключение
Традиционная культура Кореи узнаваема не только в странах Запада. Она имеет свое лицо и на Востоке, среди культур и государств, прилегающих к границам страны территориально: в Китае, Японии, Монголии, в странах Юго-Восточной Азии. Общность верований: буддизм, шаманизм, конфуцианство, даосизм несколько сблизили эстетическое своеобразие культур этого региона, но принцип кореанизма всегда позволял сохранять своеобразие корейского культуры. Такая недоступность внешним влияниям является не только предметом гордости корейцев, но и стимулом для сохранения и умножения этнокультурной специфики корейского традиционного искусства.
Задача данного исследования состояла в том, чтобы исследовать своеобразие традиционной культуры Кореи, указать на ее особенности, определить факторы, повлиявшие на развитие этнокультурного своеобразия, обозначить источники некоторых неудач и указать на возможные перспективы.
Тенденции к формированию целостной культуры проявились на Корейском полуострове еще в эпоху первобытности, точнее, на неолитической стадии (поскольку культурная традиция палеолита и мезолита практически утрачена).
На рубеже новой эры Корейский полуостров оказался в центре активной культурной диффузии, связанной с широкими миграционными процессами в обширном регионе Северо-Восточной Азии, они стали финалов процесса расового генезиса корейцев и одновременно отправной точкой в становлении корейской народности и её культуры. Культурные контакты этого периода играли двойственную роль, размывая этнокультурную специфику населения отдельных частей страны и синтезируя общие, консолидирующие черты различных корейских племен.
Постоянно действующим фактором развития исторического процесса на Корейском полуострове, начиная с неолита, становится культурное давление со стороны Китая. Создание префектур Лолана, ставших форпостом китайского влияния на Корею, – первый шаг на тысячелетнем пути взаимодействия двух культур, продолжающегося, по крайней мере, для КНДР и по сей день. Под влиянием постоянных культурных контактов и заимствований из Китая этническое самосознание корейцев становится максимально открытым и готовым к еще большему восприятию культуры великого южного соседа. В свою очередь, открытость древних корейцев для контактов с внешним миром вызвала феномен передачи китайского наследия на Японские острова через творческое посредничество жителей Корейского полуострова. Под влиянием широких культурных контактов этническое самосознание корейцев научилось твердо различать свою традиционную культуру и заимствованный пласт культуры. Особенно четко это прослеживается в период трёх древних государств (эпоха Самгук).
Особую роль в становлении национальной культуры и этнической консолидации корейцев сыграло восприятие ими буддизма в IV в. Он еще более ослабил, если не окончательно разрушил, прежние этнодифференцирующие факторы и послужил для формирования общекорейского этноса и культуры в обществе Объединенного Силла. Связующая роль религии максимально сказалась не только на культурной, но и на социально-экономической сфере. Эпоха Объединенного Силла характеризуется окончательным формированием территориальных и хозяйственных связей, языковой и политической общности, с этого момента мы ведем отсчёт истории Кореи как моноэтнического государства и прослеживаем истоки современной национальной культуры корейцев.
Современная культура КНДР представляет собой уникальное сочетание крайних националистических проявлений и левацких установок чучхейской идеологии. Задачу сохранения и дальнейшего развития подлинной культуры корейского народа выполняет общество и государство Республики Корея, сумевшей сохранить свою национальную идентичность и привнести в корейскую культурную традицию новое, современное содержание.
В современных условиях южнокорейского общества широкое распространение получила тенденция к культивированию и подчеркиванию традиционных мотивов корейской культуры. В стране сложился слой культурологов и общественно-политических деятелей, утверждающих, что только традиционная культура представляет собой подлинно национальную культуру, а всё привнесенное с Запада является чуждым, внешним и переходящим. Такая игра на национальных чувствах оказывает заметное влияние на общественное сознание и чревата всплеском национализма в столь же опасных формах, какие она приобрела в Северной Корее. Процесс исторического развития необратим, поэтому в современной Южной Корее, являющейся высокоразвитой индустриальной страной, возрождать и культивировать ценности традиционной культуры, сформировавшиеся в феодальную эпоху, можно только искусственно; естественный путь дальнейшего развития культуры в наши дни направлен в сторону её глубокой глобализации.
Своеобразие корейской культуры объясняется особенностями и закономерностями исторического развития страны в рамках дальневосточного очага конфуцианской цивилизации. Храня в себе творческий опыт многих поколений корейского народа, она является не только его достоянием, но входит в копилку культурных ценностей всего человечества. Национальные культуры, взаимодействующие на мировой арене, в наши дни должны использоваться не как средство размежевания народов, подчеркивания их различий или превосходства одной нации над другими, но как инструмент сближения, углубления взаимного понимания и обогащения человечества. Только в этом случае духовные ценности различных народов могут стать общим достоянием, их вкладом в сокровищницу мировой цивилизации. Недооценка общих закономерностей историко-культурного процесса может привести к формированию национальной ограниченности и возобладанию шовинистических тенденций.
Нам представляется, что в современной истории Кореи на рубеже тысячелетий отчетливо проявляется тенденция к объединению двух государств, снятия искусственно созданных барьеров в угоду политическим и идеологическим амбициям политиков. Объединение усилий означало бы сложение богатого опыта двух составляющих единой корейской культуры. Результаты проведенного нами исследования показывают, что ни один из двух вариантов развития корейской культуры на данный момент не может претендовать на роль истины в последней инстанции.
Библиография
1.Аманова Г.А. О традиции и новаторстве в творчестве корейских поэтов 30-40-х годов 20 в. // Корея: новые горизонты. – М., 2005
2.Аносова Л.А., Матвеева Т.С. Южная Корея: Взгляд из России. – М., 1994.
.Ан Сой Хи. Корейский танец / Ан Сой Хи. – М.: Искусство, 1956. – 148 с.
.Болтач Ю.В. Из истории корейского буддизма// Вестник Центра корейского языка и культуры. Вып. 2. – СПб, 1997.
.Борзова ЕЛ. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Лань, 2001. – 672 с.
.Бучкин А. Социальная эволюция современной Южной Кореи. – М., 1987.
.Верная Чхунхян. Корейские классические повести XVII-XIX вв. – М., 1990.
.Виноградова Н.А. Искусство стран Дальнего Востока / Н.А. Виноградова, С.Н. Николаева. – М.: Искусство, 1979. – 372 с.
10.Волков С.В. Буддийские монастыри в Корее в IV-X вв.// Буддизм: история и культура. – М., 1989.
11.Волков С.В. О проникновении буддизма в Корею// История и культура Центральной Азии. – М., 1983.
.Воробьёв М.В. Очерки культуры Кореи. – СПб, 2002.
.Глухарева О.Н. Искусство Кореи. – М., 1982.
.Глухарева О. Н. Архитектура Кореи // Всеобщая история архитектуры: в 10 томах / Гос. ком. по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР ; Науч.-исслед. ин-т теории, истории и перспектив. пробл. сов. архитектуры; гл. ред. Н.В. Баранов Т. 9. – Л., М.: Изд-во литературы по строительству, 1971.
.Гребенщиков А.В. Проблема северокорейского «вызова»: взгляд из России // Корея в поисках мира и процветания. – М., 2004
.Джарылгасинова Р.Ш. Жилище корейцев // Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. – М., 1979
.Джарылгасинова Р.Ш. Этногенез и этническая история корейцев по данным эпиграфики. – М., 1979.
.Елисеева // Гос. музей Востока. Научные сообщения. Вып. XXII. Проблемы искусства Восточной и Юго-Восточной Азии. – М.: Гос. музей искусства народов Востока, 1996. – С. 55-75.
.Еременко Л., Иванова И. Корейская литература. – М., 1964.
.Ефимов А.В. Проблема этногенеза корейского народа в свете данных шаманской мифологии // Корея в поисках мира и процветания. – М., 2004
.Жебин А.З. КНДР: традиции и современность// Восток. 2003, №2
.Загорулько А.В. Особенности хозяйственной деятельности и материальной культуры корейцев российского Дальнего Востока (60-е гг. 19 – начало 20 в.) // Этнографическое обозрение. 2004. №4. С. 62-77.
.Им Ок Сун. Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры: Автореф. дис. канд. искусствоведения / Им Ок Сун; РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2000. – 18 с.
.Исторические памятники Кореи. – Пхеньян: Памятники культуры, 1980. – 242 с.
.История Кореи: Новое прочтение. – М.: РОССПЭН, 2003.
.Иргебаев А. К социальному портрету южнокорейцев // ПДВ, 1996, №5.
.Каневская Н.А. Искусство Кореи. – М.: ГМИНВ, 1990
.Ким Бусик. Самгук саги. Летописи Силла. – Т. 1 – М., 1959.
.Ким Чен Ир. Блестящее развитие национального искусства // Ким Чен Ир // Новая Корея. Пхеньян, 1958. – №3.
.Киреева Л.И. Статьи по искусству Кореи: сборник избранных статей и заметок / Л.И. Киреева; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". – Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2006. – 203 с.
.Корейские изобразительные искусства: Из произведений, представленных на Всересп. Выставке изобразительных искусств, посвященной 30-летию образования КНДР. – Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 1979. – 152 с.
.Корейское классическое искусство. Сб. ст. / Сост. и автор введения Л.Н. Киреева. – М.: Наука, 1972. – 96 с.
.Корея: Север и Юг. – М.: Наука, 1965. – 263 с.
.Ланъков А.Н. Конфуцианские традиции и ментальность южнокорейского горожанина / А.Н. Ланькова // Восток. 1996. – №3. – С. 36-50.
.Ланьков А.Н. Северная Корея. Вчера и сегодня. – М., 1995.
.Латов B.C. Искусство свободной Кореи / B.C. Латов. – М.: Искусство, 1955. – 320 с.
.Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока / В.В. Малявин. – М.: Искусство, 1987. – 240 с.
.Марков В.М. "Республика Корея. Традиции и современность в культуре второй половины ХХ века. Взгляд из России" – Владивосток, 1999
.Марков В.М. Свет идей чучхе. / В.М. Марков. – М.: Палея Минин, 1999. – 115 с.
.Михеев В.В. Глобализация и корейская проблема // ПДВ, 2004, №2, с. 23-29.
.Пак М.Н. О некоторых вопросах изучения истории корейской культуры// Major Issues in History of Korean Culture. – М., 1997.
.Пак М.Н. Очерк по историографии Кореи. – М., 1987.
.Пак М.Н. Очерки ранней истории Кореи. – М., 1979.
.Петрова О.П. Описание письменных памятников корейской культуры. Вып. 1. – М.; Л., 1956.
.Петухов В.И. У истоков борьбы за единство и независимость Кореи. – М., 1998.
.Республика Корея: опыт модернизации. – М., 1996.
.Самсонов Д.А. О статусе «старшего сына» в Корее: традиция и современность // Корея: новые горизонты. – М., 2005
.Соловьев А.В. Исторический текст в контексте изучения истории культуры Кореи (на примере текста «Самгук саги») // Актуальные проблемы корееведения: Мат. конф. – СПб., 2000. – С. 33-44.
.Соловьёв А.В. Проблема самосовершенствования человека в традиционной культуре Кореи (социально-этическое учение хваранов VII-IX вв.)// Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 1991, №3.
.Толстокулаков И.А. Очерк истории корейской культуры: Учеб. пособие. – Владивосток, 2002
.То Юхо. О мегалитической культуре Кореи// СЭ. 1962, №4.
.Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь / Под. ред. Т.Х. Стародуб. – М.: Эллис Лак, 1997. – 360 с.
.Чон Гюбок. Исследования системы идеологического образования Северной Кореи / Чон Гюбок. – Сеул: Ун-т Ёнсе, 1982. – 180 с.
.Шабшина Ф.И. Очерки новейшей истории Кореи (1918-1945). – М., 1959.
.Шабшина Ф.И. Очерки новейшей истории Кореи (1945-1953). – М., 1958.